Выполнение заданий базируется на знании и умении применять приложения Windows – Microsoft Excel. Приёмы и методы обработки исходных данных используют различные инструментарии таблиц Excel (сортировка данных, установка фильтров при группировке, применение формул при расчётах средних величин признаков, суммарных значений признака, различных относительных величин, в том числе и индексов, построение графических изображений исходных и расчётных данных и т.д.). Расчеты должны быть выполнены с принятой в статистике точностью: индексы рассчитываются с точностью до 0.001, а проценты – до 0.01. Выбор варианта задания производится по номеру зачётной книжки (последняя цифра соответствует номеру варианта задания, для номера, заканчивающегося нулем – вариант 10). Самовольная замена одного задания другим не разрешается.
1. Обобщающие статистические показатели
Контрольные задания
Вариант 1. По данным об урожайности двух фермерских хозяйств, представленным в таблице, рассчитать среднюю урожайность и сравнить эти хозяйства по этой урожайности.
Таблица. Данные об урожайности двух фермерских хозяйств
Зерновая культура
|
Фермерское хозяйство №1
|
Фермерское хозяйство №2
|
Урожайность, ц/га
|
Посевная площадь, га
|
Урожайность, ц/га
|
Валовый сбор, ц
|
Пшено
|
16
|
100
|
18
|
1400
|
Рожь
|
20
|
250
|
19
|
5500
|
Ячмень
|
25
|
300
|
24
|
8000
|
Просо
|
22
|
200
|
23
|
4500
|
Вариант 2. В 2005 году импорт России составил 98,7 млрд.долл., а экспорт – 241 млрд.долл., а в 2006 году – 137 и 302 млрд.долл. соответственно. Рассчитать всевозможные индексы, построить диаграммы и сделать выводы.
Вариант 3. По условным данным таблице рассчитать среднюю экспортную цену товара, применив при этом свойства средней арифметической.
Таблица. Распределение цены экспортируемого товара
Цена товара, долл./т.
|
До 500
|
500 – 600
|
600 – 700
|
Более 700
|
Физический объем, т.
|
25000
|
28000
|
21000
|
11000
|
Вариант 4. По данным о реализации товара по трем коммерческим магазинам представленным в таблице, рассчитать среднюю цену товара.
Таблица. Реализация товара по трем коммерческим магазинам
Номер магазина
|
Цена товара, руб./кг
|
Выручка от реализации, руб.
|
1
|
17
|
49020
|
2
|
20
|
17400
|
3
|
22
|
12320
|
Вариант 5. По официальным данным об индексах цен на вторичном рынке жилья в РФ за 2003 – 2006 гг., представленным в таблице, рассчитать среднегодовые индексы цен по федеральным округам и сравнить между собой и с РФ в целом.
Таблица. Индексы цен на вторичном рынке жилья в 2003 – 2006 гг. (на конец года, в % к предыдущему году)
Год
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Российская Федерация
|
118,8
|
124,1
|
118,0
|
154,4
|
по федеральным округам:
|
|
|
|
|
Приволжский
|
113,4
|
124,2
|
120,0
|
157,8
|
Центральный
|
123,9
|
122,9
|
115,0
|
170,6
|
Северо-Западный
|
130,8
|
127,2
|
108,0
|
156,3
|
Южный
|
119,6
|
117,8
|
118,6
|
124,7
|
Уральский
|
105,3
|
122,3
|
130,6
|
146,3
|
Сибирский
|
111,4
|
133,2
|
123,9
|
134,0
|
Дальневосточный
|
121,6
|
119,2
|
121,6
|
124,4
|
Вариант 6. В 1985 году в Китае было выработано 1544 млрд.кВт-ч электроэнергии, а в США – 2650 млрд.кВт-ч. Ежегодно производство электроэнергии в среднем в Китае увеличивается на 6,9%, а в США – на 4,5%. Когда Китай и США сравняются в производстве электроэнергии?
Вариант 7. В отделе заказов торговой фирмы заняты трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определить средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу, а также после увеличения производительности третьего работника на 25%
Вариант 8. За два месяца по цехам завода имеются данные, представленным в таблице. Определить изменение средней месячной заработной платы на заводе.
Таблица. Данные о месячной заработной плате на заводе
№ цеха
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Средняя месячная
заработная плата, руб./чел.
|
Численность
работников, чел.
|
Средняя месячная
заработная плата, руб./чел.
|
Фонд заработной
платы, тыс. руб.
|
1
|
15000
|
150
|
16000
|
2240
|
2
|
15500
|
200
|
16200
|
3645
|
3
|
15900
|
220
|
17000
|
4165
|
Вариант 9. По данным об экспорте из таблицы рассчитать всевозможные индексы, построить диаграмму и сделать выводы.
Таблица. Товарная структура экспорта и импорта РФ
Группа товаров
|
Экспорт
|
Импорт
|
2005
|
2006
|
2005
|
2006
|
Продовольственные товары и сырье (кроме текстильного)
|
4,5
|
5,5
|
17,4
|
21,6
|
Минеральные продукты
|
156
|
199
|
3,0
|
3,3
|
Продукция химической промышленности, каучук
|
14,4
|
16,9
|
16,3
|
21,8
|
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
|
0,3
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности
|
8,3
|
9,5
|
3,3
|
4,0
|
Текстиль, текстильные изделия и обувь
|
0,9
|
0,9
|
3,6
|
5,5
|
Металлы, драгоценные камни и изделия из них
|
40,9
|
49,5
|
7,6
|
10,6
|
Машины, оборудование и транспортные средства
|
13,5
|
17,5
|
43,4
|
65,6
|
Прочие
|
2,5
|
3,1
|
3,7
|
4,9
|
Вариант 10. По данным об импорте из таблицы варианта №9 рассчитать всевозможные индексы, построить диаграмму и сделать выводы.
2. Вариационные ряды распределения
Контрольные задания
На основе условных ранжированных данных таблицы провести анализ вариации величины налоговых сборов (тыс. руб.) с предприятий района, собранных налоговыми органами.
Таблица. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания
№
п/п
|
Вариант
|
|
№
п/п
|
Вариант
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
107
|
109
|
118
|
155
|
104
|
101
|
142
|
123
|
128
|
158
|
|
26
|
416
|
560
|
593
|
519
|
576
|
603
|
515
|
531
|
574
|
677
|
2
|
139
|
111
|
165
|
178
|
107
|
163
|
143
|
124
|
180
|
177
|
|
27
|
426
|
571
|
609
|
533
|
577
|
614
|
523
|
544
|
604
|
689
|
3
|
142
|
199
|
168
|
182
|
113
|
200
|
169
|
184
|
208
|
292
|
|
28
|
428
|
573
|
610
|
539
|
579
|
621
|
526
|
563
|
618
|
702
|
4
|
144
|
226
|
247
|
223
|
133
|
230
|
169
|
247
|
247
|
317
|
|
29
|
436
|
580
|
612
|
550
|
579
|
633
|
533
|
576
|
624
|
709
|
5
|
150
|
239
|
249
|
227
|
186
|
308
|
223
|
295
|
259
|
327
|
|
30
|
451
|
593
|
622
|
555
|
589
|
643
|
553
|
584
|
653
|
723
|
6
|
207
|
289
|
293
|
269
|
186
|
314
|
233
|
303
|
262
|
380
|
|
31
|
496
|
597
|
658
|
555
|
590
|
664
|
559
|
585
|
657
|
734
|
7
|
207
|
318
|
299
|
272
|
195
|
320
|
236
|
312
|
325
|
433
|
|
32
|
497
|
615
|
680
|
561
|
591
|
666
|
560
|
597
|
673
|
752
|
8
|
217
|
319
|
302
|
286
|
230
|
328
|
290
|
332
|
341
|
449
|
|
33
|
513
|
649
|
706
|
597
|
598
|
676
|
564
|
602
|
685
|
755
|
9
|
233
|
346
|
339
|
294
|
232
|
367
|
292
|
335
|
344
|
458
|
|
34
|
517
|
661
|
716
|
600
|
604
|
691
|
580
|
604
|
701
|
756
|
10
|
244
|
390
|
361
|
301
|
243
|
405
|
292
|
351
|
353
|
490
|
|
35
|
545
|
668
|
726
|
621
|
630
|
692
|
585
|
631
|
702
|
779
|
11
|
271
|
390
|
364
|
306
|
264
|
410
|
338
|
378
|
362
|
505
|
|
36
|
558
|
680
|
737
|
643
|
687
|
708
|
592
|
639
|
706
|
785
|
12
|
273
|
405
|
405
|
361
|
356
|
420
|
359
|
379
|
366
|
506
|
|
37
|
571
|
693
|
751
|
674
|
703
|
717
|
595
|
647
|
723
|
802
|
13
|
275
|
428
|
410
|
362
|
368
|
427
|
363
|
388
|
377
|
526
|
|
38
|
580
|
801
|
795
|
676
|
705
|
726
|
604
|
665
|
734
|
819
|
14
|
300
|
436
|
429
|
392
|
372
|
440
|
367
|
389
|
387
|
553
|
|
39
|
593
|
813
|
812
|
683
|
729
|
743
|
653
|
671
|
755
|
822
|
15
|
302
|
438
|
439
|
428
|
387
|
458
|
368
|
393
|
389
|
567
|
|
40
|
597
|
816
|
825
|
689
|
738
|
744
|
671
|
699
|
756
|
829
|
16
|
305
|
450
|
458
|
454
|
403
|
464
|
411
|
420
|
429
|
586
|
|
41
|
615
|
825
|
849
|
712
|
740
|
753
|
676
|
716
|
785
|
842
|
17
|
312
|
451
|
462
|
462
|
467
|
465
|
436
|
422
|
466
|
604
|
|
42
|
649
|
675
|
855
|
735
|
776
|
758
|
698
|
719
|
802
|
848
|
18
|
320
|
496
|
492
|
466
|
482
|
482
|
449
|
425
|
485
|
618
|
|
43
|
661
|
842
|
858
|
766
|
786
|
772
|
700
|
720
|
842
|
864
|
19
|
359
|
497
|
498
|
482
|
491
|
495
|
460
|
461
|
491
|
624
|
|
44
|
680
|
845
|
861
|
799
|
792
|
793
|
717
|
764
|
864
|
886
|
20
|
369
|
502
|
543
|
487
|
494
|
497
|
480
|
465
|
515
|
627
|
|
45
|
801
|
650
|
865
|
818
|
825
|
808
|
761
|
803
|
886
|
888
|
21
|
370
|
513
|
550
|
490
|
510
|
545
|
488
|
495
|
523
|
633
|
|
46
|
816
|
858
|
866
|
824
|
851
|
861
|
808
|
873
|
888
|
926
|
22
|
372
|
517
|
566
|
493
|
511
|
549
|
493
|
498
|
534
|
653
|
|
47
|
825
|
878
|
867
|
858
|
854
|
867
|
818
|
879
|
926
|
930
|
23
|
382
|
531
|
581
|
501
|
512
|
582
|
500
|
526
|
546
|
656
|
|
48
|
845
|
958
|
938
|
861
|
895
|
880
|
838
|
898
|
930
|
945
|
24
|
411
|
545
|
588
|
508
|
533
|
590
|
500
|
528
|
550
|
657
|
|
49
|
961
|
972
|
939
|
898
|
896
|
897
|
869
|
922
|
945
|
951
|
25
|
414
|
558
|
590
|
511
|
540
|
602
|
513
|
531
|
573
|
673
|
|
50
|
972
|
994
|
989
|
937
|
949
|
929
|
888
|
991
|
961
|
961
|
3. Выборочное наблюдение
Контрольные задания
Для изучения вкладов населения в коммерческом банке города была проведена 5%-я случайная бесповторная выборка лицевых счетов, в результате которой в таблице получено распределение клиентов по размеру вкладов.
Таблица. Варианты выполнения контрольного задания
Размер вклада, у.е.
|
Число вкладчиков, чел.
|
Вариант
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
до 5000
|
10
|
80
|
100
|
50
|
60
|
30
|
90
|
20
|
70
|
40
|
5 000 – 15 000
|
40
|
60
|
150
|
30
|
40
|
110
|
75
|
65
|
90
|
80
|
15 000 – 30 000
|
25
|
35
|
70
|
90
|
120
|
90
|
130
|
140
|
60
|
95
|
30 000 – 50 000
|
30
|
45
|
40
|
5
|
80
|
30
|
60
|
75
|
20
|
115
|
свыше 50 000
|
15
|
10
|
30
|
25
|
50
|
15
|
25
|
5
|
10
|
5
|
С вероятностью 0,954 определить:
1) средний размер вклада во всем банке;
2) долю вкладчиков во всем банке с размером вклада свыше 15000 у.е.;
3) необходимую численность выборки при определении среднего размера вклада, чтобы не ошибиться более чем на 500 у.е.;
4) необходимую численность выборки при определении доли вкладчиков во всем банке с размером вклада свыше 30 000 у.е., чтобы не ошибиться более чем на 10%.
4. Ряды динамики
Контрольные задания
Проанализировать ряд динамики, приведенный в таблице (по данным ФСГС), сделать прогноз на 2007 год.
Таблица. Варианты выполнения контрольного задания
Год
|
Вариант
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Число заключен-ных браков, тыс.
|
Число разводов, тыс.
|
Средне-душевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
Числен-ность студентов, тыс.чел (на начало учеб.года)
|
Числен-ность профессорско-преподава-тельского персонала в ВУЗах, тыс.чел. (на начало учеб.года)
|
Числен-ность лиц, впервые признанных инвалидами, тыс. чел.
|
Числен-ность осужденных за преступ-ления, тыс. чел.
|
Численность населения, тыс.чел. (на начало года)
|
Число кредитных организаций, зарегистри-рованных Банком России (на конец года)
|
Индекс потреби-тельских цен, % (на конец года)
|
2000
|
897,3
|
627,7
|
2281
|
4727
|
307,4
|
1109
|
1184
|
146890
|
2126
|
120,2
|
2001
|
1001,6
|
763,5
|
3062
|
5427
|
319,6
|
1200
|
1244
|
146304
|
2003
|
118,6
|
2002
|
1019,8
|
853,6
|
3947
|
5948
|
339,6
|
1184
|
859
|
145649
|
1828
|
115,1
|
2003
|
1091,8
|
798,8
|
5170
|
6456
|
354,1
|
1092
|
767
|
144964
|
1668
|
112,0
|
2004
|
979,7
|
635,8
|
6410
|
6884
|
364,3
|
1463
|
794
|
144168
|
1518
|
111,7
|
2005
|
1066,4
|
604,9
|
8023
|
7064
|
387,3
|
1799
|
879
|
143474
|
1409
|
110,9
|
2006
|
1113,7
|
640,9
|
9947
|
7310
|
409,0
|
1443
|
910
|
142754
|
1345
|
109,0
|
5. Статистическое изучение взаимосвязей
Контрольные задания
На основе исходных данных контрольных заданий по теме 4 с использованием таблицы проанализировать взаимосвязь между признаками x и y всеми возможными методами, изложенными в теме.
Таблица. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания
Признак
|
Вариант
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
x
(№ варианта темы 4)
|
1
|
4
|
3
|
6
|
7
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
y
(№ варианта темы 4)
|
2
|
5
|
9
|
8
|
8
|
1
|
2
|
4
|
7
|
10
|
6. Индексы
Контрольные задания
Имеются данные о продажах минимаркетом 3-х видов однородных товаров (A, B и C).
Таблица. Варианты выполнения контрольного задания
Вид товара
|
Цена за единицу товара, руб.
|
Объем продаж,
тыс. штук
|
|
Вид товара
|
Цена за единицу товара, руб.
|
Объем продаж,
тыс. штук
|
1 квартал
|
2 квартал
|
1 квартал
|
2 квартал
|
|
1 квартал
|
2 квартал
|
1 квартал
|
2 квартал
|
1 вариант
|
|
6 вариант
|
А
|
102
|
105
|
205
|
195
|
|
А
|
130
|
125
|
138
|
198
|
В
|
56
|
51
|
380
|
423
|
|
В
|
50
|
56
|
339
|
264
|
С
|
26
|
30
|
510
|
490
|
|
С
|
20
|
21
|
613
|
511
|
2 вариант
|
|
7 вариант
|
А
|
112
|
109
|
202
|
260
|
|
А
|
107
|
110
|
220
|
189
|
В
|
51
|
48
|
365
|
420
|
|
В
|
46
|
44
|
490
|
550
|
С
|
22
|
26
|
477
|
316
|
|
С
|
18
|
20
|
720
|
680
|
3 вариант
|
|
8 вариант
|
А
|
99
|
103
|
198
|
182
|
|
А
|
95
|
98
|
264
|
197
|
В
|
55
|
59
|
370
|
361
|
|
В
|
48
|
50
|
360
|
294
|
С
|
20
|
18
|
502
|
456
|
|
С
|
26
|
25
|
448
|
640
|
4 вариант
|
|
9 вариант
|
А
|
99
|
109
|
188
|
182
|
|
А
|
89
|
92
|
360
|
294
|
В
|
55
|
56
|
380
|
385
|
|
В
|
58
|
56
|
410
|
482
|
С
|
20
|
21
|
508
|
444
|
|
С
|
24
|
25
|
558
|
593
|
5 вариант
|
|
10 вариант
|
А
|
120
|
110
|
170
|
220
|
|
А
|
120
|
125
|
150
|
108
|
В
|
60
|
58
|
350
|
390
|
|
В
|
44
|
46
|
513
|
461
|
С
|
19
|
20
|
550
|
490
|
|
С
|
16
|
19
|
891
|
550
|
Рассчитать индивидуальные, общие и средние индексы. По итогам расчетов сделать аргументированные выводы. |