Вариант выбирается студентом по первой букве фамилии:
Вариант 1
|
А, Б, В, Г
|
Вариант 2
|
Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й
|
Вариант 3
|
К, Л, М, Н
|
Вариант 4
|
О, П, Р, С, Т
|
Вариант 5
|
У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я
|
Объем ПКЗ не должен превышать 10-12 страниц печатного текста.
Варианты заданий
Вариант №1.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
10
|
Перечислите основные категории населения и напишите их определения.
|
2
|
20
|
Коэффициент плодовитости по району составил 45 ‰. Доля женщин фертильного возраста во всем населении — 0,35. Число родившихся за год — 8000 человек.
Определите:
1) среднюю численность женщин фертильного возраста;
2) общий коэффициент рождаемости
|
3
|
25
|
Имеются следующие данные о численности населения района на 1 января 2017 г. и среднем числе живущих Lx, взятом из таблиц дожития:
Возраст х лет
|
Lx
|
Численность на 1 января 2017 г., чел.
|
3
|
94700
|
11833
|
4
|
94361
|
11944
|
5
|
94276
|
11933
|
6
|
94106
|
11897
|
7
|
93924
|
13159
|
8
|
93810
|
13204
|
9
|
93682
|
13283
|
10
|
93554
|
|
1) Определите число детей, которые окончат начальную школу (9 лет) в 2018-2023 гг.
2) Сколько потребуется классов-комплектов для детей 9 лет, если в каждый класс набирают по 25 детей?
|
4
|
15
|
Каким образом возрастное старение населения влияет на экономическую и социальную составляющую жизни общества?
|
5
|
30
|
Выберите два региона Сибирского федерального округа, наиболее отличающихся по демографической ситуации. На основе анализа демографических показателей обоснуйте оптимальный перечень механизмов демографической политики по борьбе со старением населения для данных регионов.
|
Вариант №2.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
20
|
Охарактеризуйте основные положения концепции демографического перехода.
|
2
|
20
|
Имеются данные переписи 2010 г. о составе городского населения региона по возрастным группам:
Возрастные группы
|
Количество человек
|
Возрастные группы
|
Количество человек
|
0-9
|
296351
|
60-69
|
88839
|
10-19
|
371270
|
70-79
|
26218
|
20-29
|
219939
|
80-89
|
11585
|
30-39
|
338717
|
90-99
|
1299
|
40-49
|
231503
|
100 и старше
|
70
|
50-59
|
133727
|
Итого
|
1829518
|
1). Рассчитайте показатели нагрузки: детьми, пенсионной, общей.
2).Рассчитайте коэффициент старости.
3).Рассчитайте коэффициент долголетия двумя способами.
|
3
|
25
|
Из таблиц дожития женского населения города взяты следующие данные:
А) средняя продолжительность жизни в возрасте 42-45 лет:
е42 = 30,5 года е44 = 28,8
е43 = 29,7 года е45 = 28
Б) число человеко-лет, которое проживает население, достигшее возраста 42 лет, начиная с этого возраста и кончая предельным, Т42 = 2604199, Т43 = 2519041, Т44 = 2434390, Т45 = 2350268.
Постройте фрагмент таблицы дожития. Сделайте выводы.
|
4
|
10
|
В чем заключается взаимосвязь миграции и урбанизации населения в развитых и развивающихся странах?
|
5
|
25
|
Разработайте программу мероприятий по повышению рождаемости и снижению смертности в вашем регионе Российской Федерации.
|
Вариант №3.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
10
|
Перечислите и охарактеризуйте основные методы демографии
|
2
|
20
|
Динамика возрастных коэффициентов рождаемости населения России 1958-2000 гг.
Годы
|
Число родившихся живыми на 1000 женщин в возрасте, лет
|
15-19
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35-39
|
40-44
|
45-49
|
1958
|
28,4
|
157,9
|
156,4
|
101,9
|
57,7
|
19,9
|
3,0
|
2000
|
28,1
|
95,3
|
68,7
|
38,0
|
12,0
|
2,4
|
0,1
|
1. Рассчитайте суммарные коэффициенты рождаемости для 1958 и 2000 годов и сравните их
2. Нарисуйте график повозрастных коэффициентов рождаемости.
|
3
|
25
|
Из таблиц дожития женского населения города взяты следующие данные:
А) вероятность умереть в возрастах 40-43 лет:
q40 = 0,00180
|
q42 = 0,00235
|
q41 = 0,00208
|
q43 = 0,00316
|
Б) число доживших до возраста 40 лет – 94891
В) число человеко-лет, которое проживает население, достигшее возраста 44 лет, начиная с этого возраста и кончая предельным, - 3053155.
Постройте фрагмент таблицы дожития. Сделайте выводы.
|
4
|
15
|
В чем разница между общими, специальными и частными коэффициентами?
|
5
|
30
|
Разработайте механизмы адаптации и интеграции детей мигрантов, а также программу мероприятий для вашего региона.
|
Вариант №4.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
10
|
Перечислите и охарактеризуйте основные источники данных о населении
|
2
|
25
|
Численность населения области на начало 2017 г. составила 3368 тыс. человек. В течение прошедшего года общий коэффициент рождаемости равнялся 10,4 %, а общий коэффициент смертности — 8,2 %.
Требуется определить численность населения на начало 2016 г., если известно, что за 2016 г. сальдо миграции населения составило 5 тыс. человек.
|
3
|
15
|
В начале года численность населения в городе Синегорск составила 86 тысяч человек.
В конце года – 92 тысячи человек.
Общий коэффициент брачности – 7,6 на 1000 человек
Общий коэффициент разводимости – 5,4 на 1000 человек
Население в бракоспособном возрасте – 70% всего населения города.
Соотношение мужчин и женщин бракоспособного возраста соответственно – 52% и 48%
Определите:
1. Количество браков и разводов за год;
2. Специальные коэффициенты брачности и разводимости для мужчин и женщин бракоспособного возраста
|
4
|
20
|
Охарактеризуйте в чем заключаются основные цели и задачи Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом? Каково значение данной Программы для России в целом и для вашего региона?
|
5
|
30
|
Разработайте программу мероприятий по противодействию «утечки мозгов» в регионах Сибирского федерального округа.
|
Вариант №5.
№№ задания
|
Количество баллов
|
Формулировка задания
|
1
|
10
|
Охарактеризуйте поло-возрастные пирамиды, их типы и методы построения.
|
2
|
20
|
Есть следующие данные о прибывших в один из регионов за 2013-2015 гг. (чел.)
Месяц
|
2013
|
2014
|
2015
|
январь
|
119
|
122
|
121
|
февраль
|
105
|
106
|
108
|
март
|
100
|
102
|
98
|
апрель
|
105
|
107
|
110
|
май
|
115
|
118
|
121
|
июнь
|
122
|
119
|
125
|
июль
|
137
|
142
|
143
|
август
|
143
|
142
|
145
|
сентябрь
|
156
|
159
|
161
|
октябрь
|
147
|
150
|
157
|
ноябрь
|
136
|
132
|
134
|
декабрь
|
123
|
121
|
125
|
Определите индексы сезонности миграции и по итогам сделайте выводы.
|
3
|
20
|
Численность постоянного населения района на начало года составила 185 тыс. человек, на конец года – 191 тыс. человек. За год в районе родилось 6,2 тыс. детей, умерло 2 тыс. человек.
Вычислите демографические коэффициенты:
1. естественного прироста и механического прироста;
2. определите тип динамики,
3. жизненности населения;
4. оборота населения;
5. показатель общего прироста населения, коэффициент общего прироста; определите роль естественного прироста и миграции в формировании населения района.
|
4
|
20
|
Каким образом можно измерить эффективность демографической политики? Эффективна ли демографическая политика в вашем регионе?
|
5
|
30
|
Разработайте мероприятия по привлечению трудовых и образовательных мигрантов в Ваш регион.
|
|