ИУП, демография (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
29.03.2016, 12:20

В методические указания включены 5 вариантов контрольных работ, которые распределяются между студентами по начальным буквам их фамилий следующим образом:

Первая  буква фамилии

Варианты вопросов  теоретической части

(контрольные вопросы)

А – И

1,4,7,11,16,21,24,29,31,35,40,45,50,55,60,65,70,72

К – М

2,6,9,12,15,19,25,28,32,36,41,46,51,56,61,64,68,71

Н – П

3,5,10,14,17,23,27,30,33,37,42,47,49,53,57,62,66,69

Р – Т

4,8,13,18,20,22,26,29,34,38,43,46,50,54,58,61,63,67

У – Я

5,9,14,19,21,25,28,30,33,39,44,48,52,56,59,62,66,70

 

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Реферат содержит, как правило, три части. Первая часть (введение) обычно посвящается постановке проблемы, являющейся темой реферата. Здесь рассматривается теоретическое и практическое значение данной проблемы (объем 1-3 стр.). Вторая часть является основной. Она обычно разделяется на несколько рубрик, каждой из которых дается отдельный подзаголовок. Здесь обсуждаются отдельные аспекты темы реферата. При этом желательно использовать не менее двух литературных источников, в которых имеются различные точки зрения на проблему. Наконец, в третьей части (заключении) желательно не только привести выводы из литературных источников, но и обозначить личное мнение автора реферата о современном состоянии и перспективах обсуждаемой проблемы.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста населения в регионе (области, крае, республике, России).

2. Проблемы рождаемости в России.

3. Проблемы рождаемости и воспроизводства населения.

4. Ситуация со смертностью населения в России.

5. Смертность и факторы, на нее влияющие.

6. Продолжительность жизни человека и факторы, на нее влияющие.

7. Постарение  населения в экономически развитых странах.

8. Современные особенности роста населения.

9. Проблемы депопуляции в России.

10. Теория Мальтуса и  неомальтузианство.

11. Основные тенденции развития демографической ситуации в России.

12. Особенности демографической ситуации в … (Москве, других городах, Московской области и других субъектах Федерации, экономическом районе)

13. Миграция населения в России.

14. Анализ особенностей демографической ситуации, расселения и урбанизации в … (области, крае, республике и т.д.).

15. Население и экономика: рост численности населения и его последствия.

16. Семья в социально-демографических исследованиях.

17. Демографическая политика во Франции (Германии, США, Китае и других странах).

18. Демографическая политика в развивающихся странах.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Дайте определение понятию “ДЕМОГРАФИЯ”.
  2. Какова актуальность и цель изучения дисциплины основы демографии и расселения для специалистов государственного и муниципального управления?
  3. С какими смежными дисциплинами имеет тесный контакт основы демографии и расселения?
  4. Какое практическое использование имели знания о расселении в различные эпохи? 
  5. Цели и задачи курса основы демографии и расселения, какие знания о населении должен получить будущий специалист?
  6. Назовите известных ученых России в прошлом и настоящем, внесших наибольший вклад в изучение населения?
  7. Почему необходимо уделить существенное внимание изучению проблемы “Население и экономика”?
  8. Назовите, когда из учета и статистики населения демография сформировалась в науку, когда появилось у науки название “ДЕМОГРАФИЯ”?
  9. В чем значение демографических исследований с практической и научной точек зрения?
  10. Кто из известных ученых занимались изучением демографических показателей в России и за рубежом?
  11. Что из себя представляет наука демография сегодня?
  12. Какова система демографических наук в настоящее время?
  13. Каковы практические задачи изучения народонаселения?
  14. Каковы методы, используемые в демографических исследованиях?
  15. Назовите основные источники информации о населении?
  16. Что из себя представляет система регистров и различных списков о населении?
  17. Каковы особенности текущего учета движения населения, какие показатели учитываются?
  18. Кем и как собираются исходные данные в системе текущего учета населения?
  19. Что из себя представляет современные переписи населения , как они проводятся?
  20. Когда в мире начали проводиться переписи населения в их современном понимании?
  21. Каковы принципы, положенные в основу современных переписей населения?
  22. Какова практическая и научная потребность в проведении переписей населения, какова их периодичность?
  23. Как получить всеобъемлющие данные о населении для решения локальных и глобальных задач?
  24. Объективен или субъективен закон народонаселения?
  25. Существует ли единый закон народонаселения для всех общественно-экономических формаций?  Если не существует, то почему?
  26. В чем состоит экономическая сущность закона народонаселения?
  27. Каковы современные тенденции и факторы, влияющие на воспроизводство населения?
  28. Как в различных общественных формациях оценивался рост народонаселения?
  29. Теории народонаселения о пользе и вреде быстрого роста населения?
  30. Теория Мальтуса и неомальтузианство сегодня?
  31. Какова динамика роста численности населения на Земле, что на нее оказывает наибольшее влияние?
  32. Что такое “демографический взрыв”, сколько их было и чем они вызваны?
  33. Каково влияние быстрого роста численности населения на экологические и другие проблемы современного человечества?
  34. Что изучается при рассмотрении вопроса естественного воспроизводства населения?
  35. Какие источники информации привлекаются для анализа показателей естественного прироста населения?
  36. Что из себя представляет размерность относительного показателя ПРОМИЛЯ( а не процент)?
  37. При анализе воспроизводства населения какие общие демографические коэффициенты рассчитываются и как?
  38. Какая разница между демографическими коэффициентами общими и частными и для чего необходимы частные коэффициенты?
  39. Как классифицируется население по возрастным категориям и группам, каково практическое значение классификации?
  40. Назовите факторы, влияющие на снижение рождаемости?
  41. Какие факторы действую одновременно как снижающие и как повышающие рождаемость и объясните механизм их действия?
  42. Какую величину общего коэффициента рождаемости в конце ХХ века можно считать очень высокой и чрезвычайно высокой?
  43. Для обеспечения простого воспроизводства населения( а не расширения), какая величина коэффициента суммарной рождаемости должна быть и как Вы себе представляете этот коэффициент?
  44. Какие факторы оказывают влияние на уровень смертности?
  45. Поясните, пожалуйста, две причины смертности ЭНДОГЕННАЯ и ЭКЗОГЕННАЯ?
  46. Какая величина общего коэффициента смертности в конце ХХ века в богатых и развитых странах имеет место?
  47. Что это за явление и каковы причины сверхсмертности мужчин?
  48. Нарисуйте три типа возрастно-половых пирамид населения, расскажите о них?
  49. На какие три части по категориям населения делится вертикаль возрастно-половой пирамиды населения и какое практическое значение это имеет?
  50. Дайте определения понятиям "качество отдельно взятого человека" и “качество населения".
  51. Совокупность каких аспектов составляет понятие качество населения?
  52. Какие наиболее важные показатели составляют качество населения и почему?
  53. Какие требования трудовой процесс и НТП предъявляют к качеству населения?
  54. Почему ужу в XVIII веке обратили внимание на необходимость изучения качества населения?
  55. Что из себя представляет учение ЕВГЕНИКА?
  56. Дайте сравнение качества населения экономически развитых и развивающихся стран сегодня?
  57. Дайте определение термину “миграция населения”.
  58. Какова роль миграции населения в социально-экономическом развитии региона?
  59. Какие два типа миграции населения существуют и какой из них имеет более важное значение для России?
  60. Назовите четыре вида внутренней миграции населения, и какой из них наиболее важен с точки зрения формирования демографических показателей?
  61. Дайте определение понятию “расселение” и охарактеризуйте особенности современных процессов расселения в регионах.
  62. Что из себя представляет урбанизация как сложный социально-экономический процесс?
  63. Какими показателями характеризуются особенности расселения и уровень урбанизации в регионе?
  64. Что понимается под демографической политикой?
  65. Какова связь демографической политики с социально-экономической политикой государства?
  66. Каков комплекс мер, предусматриваемых в демографической политике, и какие из них наиболее значимы?
  67. Возможно ли управление современными демографическими процессами?
  68. Как оценивается эффект и эффективность проводимой демографической политики?
  69. Какова демографическая политика развитых стран Западной Европы?
  70. Какую демографическую политику проводят страны Азии: Китай, Индия и др.?
  71. Каковы задачи программы развития народонаселения и демографического прогнозирования?
  72. Какова достоверность долгосрочных демографических прогнозов и в чем состоит сложность прогноза показателей народонаселения?

 

Практическое задание для контрольной работы (выполняются всеми студентами)

Задание № 1

Рассчитайте эффективность миграции, если П= 32 тыс. чел., В=31.8 тыс. чел.

Задание №2

Численность населения Страны за 2006 г. составила 150 000 тыс.чел. на начало 2007г. 149 700 тыс.чел. В 2006г. в Стране родилось 1300,9 тыс.чел., умерло -2400 тыс.человек. Требуется определить: общие коэффициенты рождаемости, смертности, общего, естественного и миграционного прироста.

Задание № 3

В 2005г. в Стране родилось 1600 600 детей, умерло 30 000, в 2006г. – родилось 1400 000, умерло -28 000. Рассчитать коэффициент младенческой смертности методом Ратса.

Задание № 4

Рассчитайте общую демографическую нагрузку на одного работника, если доля трудоспособного населения составила 58 %, число детей и подростков 16 %.

Задание № 5

Численность населения района изменилась в течение года следующим образом (в тыс.человек):

на 1 января 2006 г.    -   224,9

на 1 февраля 2006 г.  - 225,0

на 1 марта 2006 г. – 225,4

на 1 апреля 2006г. – 225,7

на 1 мая 2006 г. – 325,9

на 1 июня 2006 г. -  412,0

на 1 июля 2006 г. – 415,8

на 1 августа 2006 г. – 452,7

на 1 сентября 2006 г. – 354,2

на 1 октября 2006 г. – 297,1

на 1 ноября 2006г. – 228,6

на 1 декабря 2006 г. – 229,1

на 1 января 2007 г. – 229,4

Вычислите среднюю  численность населения района за каждый квартал, каждое полугодие и в целом за год.

Задание № 6

Изобразите графически (всеми возможными способами) динамику численности учащихся высших учебных заведений.

Численность студентов на начало учебного года (тыс.чел.):

Всего

1991/1992

1996/1997

2001/2002

2006/2007

4854

5235

5147

5088

В том числе: дневное обучение

2628

2978

2763

2688

Задание № 7

Постройте группировку численности безработных двух регионов по полу и возрасту (% к итогу) с целью приведения их к сопоставимому виду. Сделайте сравнительный анализ результатов.

Регион 1

Регион 2

 

Группы безра-ботных

 

Всего

В том числе:

Группы безработных

Всего

В том числе:

 

Жен-щин

Муж-чин

Жен-щин

Муж-чин

 

15-19

11,8

14,2

9,5

до 20

12,0

13,7

10,2

20-24

16,2

15,2

17,2

20-30

35,5

37,2

39,7

25-29

11,3

10,9

11,8

30-40

26,2

24,5

24,6

30-49

48,5

48,1

48,8

40-50

14,0

14,6

15,5

50-54

5,2

5,3

5,0

50 и более

12,3

10,0

10,0

55-59

4,9

4,2

5,5

 

 

 

 

60 и старше

2,1

2,1

2,2

 

 

 

 

Итого

100,0

100,0

100,0

Итого

100,0

100,0

100,0

                         

Задание № 8

Известны данные переписи

 

Население

город

село

1.Постоянные жители

325

490

2. Временно отсутствующие

2,8

6,0

3.Временно проживающие

4,8

3,0

4.Из состава населения в возрасте 9 – 49 лет грамотных

210

287

Известно, что население в возрасте 9-49 лет составляет 65% город и 60% сельское население.

Определить:

1) Численность наличного населения

2) Уровень грамотности 9 – 49 лет.

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (выполняется всеми студентами)

1. Дата рождения науки Демография.

А. 1602 год.

Б. 1702 год.

В. 1662 год.

2. Что изучает демография?

А. Изучение коллективной жизни.

Б. Здоровье населения.

В. Воспроизводство населения.

3. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения?

А. 1872 год.

Б. 1882 год.

В. 1897 год

4. При проведении какой переписи, наряду со сплошным опросом, был применен выборочный метод?

А. 1939 год.

Б. 1959 год.

В. 1970 год

5.       Чем является миграция по отношению к демографии?

А. Предметом изучения.

Б. Функцией.

В. Аргументом

6. Чем характеризуется процесс депопуляции?

А. Стабилизацией населения.

Б. Постарением населения.

В. Усилением миграционных процессов.

Г. Сокращением численности населения

7. Какой тип воспроизводства населения формируется на втором этапе демографического перехода?

А. Регрессивный.

Б. Примитивный.

8. Чему равно критическое значение суммарного коэффициента рождаемости на один эффективный брак?

А. 1,71.

Б. 2,12.

В. 2,6.

9. Какая миграция сопровождается сменой места жительства?

А. Маятниковая.

Б. Сезонная.

В. Стационарная.

10. Наибольшее число мигрантов на постоянное место жительства прибывают из:

А. Казахстана,

Б. Узбекистана,

В. Украины,

11. Какая из названных областей является наиболее урбанизированной?

А. Тюменская.

Б. Челябинская.

В. Свердловская.

12. Объект демографической политики.

А. Население страны в целом.

Б. Безработные.

В. Молодые семьи.

Г. Студенты и школьники

13. Естественное воспроизводство населения находится под:

А. Воздействием биологических законов;

Б. Законов развития общества;

В. Математических законов.

14. Под влиянием каких демографических факторов формируется возрастная структура населения?

А. Семейный состав.

Б. Возрастные различия в смертности.

В. Возрастная структура мигрантов.

Г. Суммарный коэффициент рождаемости.

15. К каким последствиям приводит постарение населения?

А. Росту смертности.

Б. Усилению внебрачной рождаемости.

В. Сокращению общего коэффициента рождаемости.

Г. Снижению суммарного коэффициента рождаемости.

16. На каком этапе демографического перехода формируется стационарный тип населения?

А. Первом.

Б. Втором.

В. Третьем.

17. Какие показатели используются при расчете брутто-коэффи-циента воспроизводства населения.

А. Общий коэффициент рождаемости.

Б. Суммарный коэффициент рождаемости.

В. Доля мальчиков среди новорожденных.

Г. Доля девочек среди новорожденных.

18. Из какого региона России наблюдается наибольший отток населения?

А. Поволжья.

Б. Урала.

В. Дальнего Востока.

19. Главное качество населения, характеризующее его как демографическую категорию.

А. Способность к изменению социального статуса.

Б. Способность к самовоспроизводству.

В. Территориальная подвижность

20. При проведении какой переписи впервые начали учитывать иностранных граждан, проживающих на территории России?

А. 1979 года.

Б. 1989 года.

В. 2002 года

21. Что явилось следствием деформации возрастной структуры населения России?

А. Рост смертности.

Б. Снижение рождаемости.

В. Миграционный отток населения.

Г. Рост числа разводов.

22. Какое количество детей необходимо иметь в семье для поддержания простого воспроизводства населения в России в настоящее время?

А. 1 -2-х детей.

Б. 2-х детей.

В. 2- 3 детей.

23. Какие показатели используются при расчете нетто-коэффициента воспроизводства населения?

А. Число девочек, рожденных в среднем одной женщиной.

Б. Среднее число девочек, доживших до возраста матери.

В. Средний возраст матерей при рождении дочерей

24. Что является предметом демографической политики?

А. Регулирование занятости.

Б. Регулирование процессов миграции.

В. Регулирование процессов воспроизводства населения.

25. Население, находящееся на момент переписи в данном населенном пункте, где его застала перепись:

А. Временно отсутствующие.

Б. Постоянное.

В. Временно проживающее.

Г. Наличное

Перечислите основные требования к переписи: __________________________

26. Как называется метод анализа, в основе которого лежит формирование групп людей, по какому-либо определенному признаку (например, год рождения или вступления в брак):

А. Выборочный метод.

Б. Когортный метод.

В. Метод анализа условного населения.

27. Напишите  формулу суммарного коэффициента рождаемости и объясните ее смысл:

_______________________________________

28. Обследование, посвященное специально углубленному изучению какой-то узкой задачи, называется:

А. Специальное.

Б. Выборочное.

В. Сплошное

29. Явление, искажающее данные о возрастной структуре населения таким образом, что численность возрастных групп, оканчивающихся на 0 и 5, оказывается значительно выше, чем численность соседних:

А. Возрастной разрыв.

Б. Возрастной переход.

В. Возрастная аккумуляция.

30. Неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов:

А. Депопуляция.

Б. Демографическое старение.

В. Безбрачие.

31. Сумма демографических событий – это:

А. Абсолютный показатель.

Б. Вероятность.

В. Коэффициент.

32. Только для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на одну женщину без различия брачного состояния приходилось в среднем:

А. 2,1 ребенок.

Б. 2,58 ребенка.

В. 2,6 ребенка

33. Теория, согласно которой все страны и народы проходят в своей демографической истории через одни и те же этапы, каждому из которых соответствует определенный тип воспроизводства населения:

А. Демографический переход.

Б. Демографический взрыв.

В. Дифференциальная рождаемость.

34. Нетто-коэффициент равен 1, это значит, что воспроизводство:

А. Суженное.

Б. Простое.

В. Расширенное.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика