Общая информация » Каталог студенческих работ » СТАТИСТИКА » Статистика |
06.04.2016, 16:53 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической, содержащей два теоретических вопроса, и практической части. Все практические задания выполняются на основе официальных статистических данных по одному из регионов Российской Федерации, указанному преподавателем (сайт Росстата: http//www.gks.ru). Все исходные данные необходимо представить в приложение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ По номеру своего варианта на основе таблицы 1 выбрать теоретические вопросы. Таблица 1 Выбор теоретических вопросов согласно варианту
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
1) Предмет и объект изучения демографии. 2) Воспроизводство населения и его типы. 3) Показатели воспроизводства населения: брутто- и нетто-коэффициенты. 4) Виды движения населения. 5) Задачи демографии. 6) Взаимосвязь демографических процессов с другими общественными процессами. 7) Методы исследования в демографии: статистические, математические, социологические. 8) Виды источников информации о населении. 9) Переписи населения, их цели и основные принципы проведения. 10) Краткая история переписей населения в мире и в России. 11) Программа переписи населения, ее основные разделы, вопросы. 12) Организация проведения переписей населения, разработка материалов, публикация итогов. 13) Текущий учет естественного движения населения, его программа и организация. 14) Выборочные и специальные демографические обследования, регистры населения. 15) Численность населения земного шара, крупнейших стран, России. Основные тенденции ее изменения. 16) Урбанизация и особенности расселения в России. 17) Структура населения по полу и возрасту. Взаимосвязь половозрастной структуры населения и демографических процессов. 18) Половозрастные пирамиды. Их значение для анализа демографического развития страны. 19) Демографическое старение населения: понятие, показатели, причины, демографические и социальные последствия. 20) Структура населения по брачному состоянию. 21) Этническая структура населения, тенденции и факторы ее изменения в России. 22) Структура населения по источникам средств существования: образовательная, социальная, отраслевая и профессиональная структуры населения. 23) Абсолютные и относительные показатели естественного движения населения. 24) Общие и частные коэффициенты: целесообразность и границы применения, достоинства и недостатки различных видов показателей. 25) Возрастные коэффициенты рождаемости, коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости. Показатели рождаемости по очередности рождения детей у родителей. 26) Показатели реального и условного поколения. 27) Суммарный коэффициент рождаемости. 28) Демографическое понятие рождаемости и тенденции ее уровня в мире и в России. 29) Социальное и биологическое в рождаемости. Факторы рождаемости. 30) Репродуктивное поведение, его понятие. Репродуктивные ценности, потребности, нормы и установки. 31) Концепции, объясняющие снижение рождаемости. 32) Демографическое понятие смертности. 33) Самосохранительное поведение. 34) Коэффициенты смертности по полу, возрасту, причинам смерти. 35) Младенческая смертность: методы расчета и социальное значение показателя. 36) Средняя ожидаемая продолжительность жизни: понятие, методы расчета, социальное значение показателя. 37) Структура причин смерти. 38) Тенденции уровня смертности и средней продолжительности жизни в мире и в России. 39) Показатели брачности и разводимости. 40) Тенденции брачности и разводимости в мире и в России, региональные и этнические различия. 41) Функции семьи. Взаимосвязь брачного поведения с естественным движением населения. 42) Воспроизводство населения. 43) Показатели воспроизводства населения. 44) Тенденции воспроизводства населения в мире и в России. 45) Миграция населения: понятие, классификация, причины. 46) Абсолютные и относительные показатели миграции населения. 47) Тенденции миграции населения в мире и в России. 48) Миграционная политика в современной России, региональная специфика. 49) Проблемы международной миграции. 50) Демографические прогнозы, их значение и сущность. 51) Современная демографическая ситуация в мире. 52) Демографические прогнозы ООН. 53) Крупнейшие ученые-демографы в зарубежной и российской (советской) демографической науке. 54) Демографическое старение населения: понятие, показатели, причины и социально-экономические последствия. 55) Младенческая смертность: понятие, особенности показателей, социальное значение. 56) Метод гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР). 57) Современная демографическая ситуация в России. 58) Демографическая политика, ее теоретические основы. 59) Меры демографической политики. 60) Проведение демографической политики в Российской Федерации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1 Характеристика региона В данном разделе необходимо дать характеристику объекта исследования (географическое положение, площадь, численность населения, плотность населения), а также проанализировать основные социально-экономические показатели региона (численность занятых в экономике, уровень безработицы, объем валового регионального продукта (ВРП) – всего, в том числе на душу населения, среднедушевые доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, основные фонды, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли и другие показатели) за последние пять лет.
2 Анализ численности и структуры населения региона Численность населения на первое число каждого года представить в таблице 1. Таблица 1 Численность населения в ___________________________
Определите: а) среднюю численность населения в 20__ году; б) среднюю численность за период с 2000 по 2014годы. Показатели ряда динамики численности населения рассчитать в таблице 2. Таблица 2 Показатели ряда динамики численности населения в _______________
Сделайте выводы.
В таблицах 3 и 4 построить погодовые демографические балансы. Таблица 3 Погодовой баланс динамики численности населения в _______________, тыс. чел.
Таблица 4 Демографический баланс населения в __________________ в 2000-2008 годах, тыс. чел.
В таблице 5 представить распределение население Вашего региона по возрасту. Таблица 5 Распределение населения в ____________ по возрасту, %
Определите: 1) возрастную структуру населения для 1990, 2000 и 2014 гг.; 2) характер возрастной структуры населения России; 3) тип воспроизводства населения; 4) абсолютный прирост населения по каждой категории. Сделайте выводы. По данным таблицы 5 определите за 1990, 2000 и 20__ годы показатели демографической нагрузки: коэффициент нагрузки детьми (коэффициент замещения), коэффициент пенсионной нагрузки и коэффициент общей нагрузки. С учетом доли лиц в возрасте 60 лет и старше по шкале демографического старения Ж.Боже-Гарнье – Э.Россета определить этап старения и уровня старости населения региона. Для анализа половой структуры охарактеризуйте соотношение полов по двум показателям: а) удельный вес населения определенного пола в общей численности населения; б) соотношение численности населения одного пола с численностью населения противоположного пола (сколько приходится женщин на 1000 мужчин). Результаты оформите в таблице 6. Таблица 6 Половая структура населения
Для изучения возрастно-половой структуры населения построить возрастно-половую пирамиду – двустороннюю полосовую диаграмму, в которой число (или доля в населении) людей каждого возраста изображают горизонтальной полосой определенного масштаба (рисунок 1). Рисунок 1 Численность населения
3 Анализ воспроизводства населения региона В данном разделе необходимо проанализировать показатели воспроизводства населения. Результат расчетов демографических коэффициентов представить в табличной форме (таблица 7). Таблица 7 Динамика показателей естественного движения населения
В таблице 8 представить возрастные коэффициенты рождаемости в исследуемом регионе за три последних года. Таблица 8 Возрастные коэффициенты рождаемости
Сделайте выводы. Для более детального анализа естественного движения населения необходимо рассмотреть динамику суммарного коэффициента рождаемости, коэффициента фертильности, коэффициента младенческой смертности (формула Ратса).
В таблице 9 изучить влияние факторов на общий коэффициент рождаемости в исследуемом регионе. Таблица 9 Данные для факторного анализа
Сделать вывод о влиянии факторов на изменение общего коэффициента рождаемости.
4 Сравнительный анализ основных демографических показателей в городской и сельской местности В данном разделе проводится анализ основных демографических показателей населения в городской и сельской местностях. Приводится динамика численности, удельного веса городского и сельского населения, а также коэффициенты рождаемости, смертности и другие показатели. По удельному весу городского населения необходимо сделать вывод о степени урбанизованности территории.
5 Анализ брачности и разводимости в регионе В данном разделе проанализировать динамику общих, частных, специальных коэффициентов брачности и разводимости, определить индексы разводимости.
6 Анализ показателей механического движения населения В данном разделе необходимо охарактеризовать показатели механического движения населения, в частности, коэффициент прибытия, коэффициент выбытия, коэффициент механического прироста (интенсивности миграции населения), коэффициент интенсивности миграционного оборота, коэффициент эффективности миграции, коэффициент общего прироста населения. Для изучения основных направлений миграционных потоков построить за один отчетный период шахматные территориальные балансы миграции населения (10). Таблица 10 Шахматный территориальный баланс населения
С целью более детального изучения миграции рассмотреть динамику коэффициентов миграции городского и сельского населения, а также состав мигрантов по полу и возрасту. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||