Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ВИПЭ ФСИН, международное право (контрольная работа) |
22.09.2014, 11:51 | |
ВАРИАНТ № 4 (Л, М, Н). Задача 1. В свете положений общей теории государства и права под правосубъектностью следует понимать способность лица (физического или юридического) участвовать в правоотношениях, быть их субъектом. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью. (Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Отечество. М.,1993. С. 223). С определенными коррективами такая точка зрения в отношении понятия правосубъектности международной преобладает и в международно-правовой науке, в том числе отечественной. В течение весьма длительного времени в междунароно-правовой доктрине, особенно отечественной, господствовала точка зрения, сторонники которой отказали в признании за индивидами и юридическими лицами международной правосубъектности. Эта позиция получила закрепление в весьма авторитетных справочных изданиях.(Словарь международного права. Международные отношения. М.,1982. С.124) и трудах известнейших наших юристов. Сегодня, однако, в учебной и научной литературе по международному праву все чаще высказывается противоположное суждение, обосновываемое ссылками на конкретные положения действующих двух- и многосторонних международных договоров. Вопросы к задаче: 1. Какое обобщающее определение понятия международной правосубъектности можно дать с учетом положений общей теории государства и права и международно-правовой доктрины? 2. Какие категории субъектов права, по вашему мнению, следует включить в перечень субъектов международного права? 3. Какую позицию вы лично можете обосновать по проблеме международной правосубъектности индивидов? Задача 2. Известно, что основные принципы международного права «представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание». (Лукашук И.И. Общая часть. С. 246). Именно поэтому, международное сообщество неоднократно предпринимало усилия к тому, чтобы определить их возможно более полный перечень и детализировать содержание каждого из них. О важной роли основных принципов международного права свидетельствует не только закрепление таковых в ряде авторитетнейших многосторонних международно-правовых актах, но и то, что ныне они восприняты национальными правовыми системами, включая правовую систему РФ. (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Несмотря на то, что в наиболее известных многосторонних международно-правовых документах понятие «принцип мирного сосуществования» не используется, многие теоретики советской и постсоветской школ международного права в своих трудах убедительно обосновывают его наличие в качестве краеугольного элемента современных международных отношениях. Хотя и признают, что его юридическое содержание «очень широко и поэтому несколько неопределенно». (Учебник под ред. Г.И. Тункина. С. 109). Вместе с тем в учебной литературе последних лет само упоминание данного принципа оказалось опущенным без каких-либо мотивировок. Вопросы к задаче: 1. Каковы важнейшие определяющие признаки основных принципов современного международного права с точки зрения их обязательной силы, пространственной и объективной сферы действия, способов образования? 2. Какую роль играют основные принципы международного права и какое место они занимают в рамках международной системы? 3. В чем состоит сходство и различие между основными принципами международного права и общими принципами права, упомянутыми в ст. 38 Статута Международного Суда ООН? 4. В чем состоит сходство и различие между основными принципами международного права, с одной стороны, и прочими международными юридическими нормами, - с другой стороны? 5. В чем состоит сходство и различие между основными принципами международного права, с одной стороны, и специальными юридическими принципами различных отраслей международного права, - с другой стороны? 6. Как можно охарактеризовать юридическую и политическую сущность принципа мирного сосуществования, фигурировавшего в основополагающих внутри- и внешнеполитических документах и международно-правовой доктрине СССР периода «холодной войны»? 7. Как менялся перечень основных принципов современного международного публичного права в важнейших международно-правовых документах многостороннего характера в течение второй половины 20 века? Нормативные акты: 1). Устав Организации Объединенных Наций (1945); 2). Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970); 3). Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975); 4). Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г. представителей государств - участников СБСЕ в Европе (1983); 5). Итоговый документ венской встречи 1986-1989 гг. представителей государств – участников СБСЕ (1989); 6). Декларация Хельсинской встречи СБСЕ на высшем уровне (1992); 7). Декларация тысячелетия ООН (2000). Задача 3. Из Москвы в Прагу 2 января 1948г. вылетел рейсовый самолет ГВФ №1003, на борту которого находился аргентинский дипломат Конде Педро, имевший выданные ему Министерством иностранных дел СССР дипломатический паспорт, дипломатическую визу и курьерский лист на провоз дипломатической почты, предоставляющий ему право на освобождение от таможенного досмотра. В пути между Москвой и Киевом находившийся на борту самолета пассажиры услышали стук в стенке большого чемодана, принадлежащего Конде Педро. В связи с этим крышку этого чемодана пришлось немного приоткрыть для доступа воздуха, находящемуся в нем человеку, начинавшему задыхаться. По прибытии самолета на аэродром в Киев, где должен был производиться таможенный досмотр самолета, начальник контрольно-пропускного пункта пограничных войск МВД вскрыл чемодан, в котором был обнаружен человек, оказавшийся Туньоном Альбертосом Хосе Антанио, по национальности испанец. Был обнаружен также пистолет браунинг чешского производства с девятью патронами. Туньон Альбертос, убежденный коммунист, приехал из Испании в СССР в 1939г. как политический эмигрант. Приняли его в СССР хорошо и отнеслись к нему с доверием. Работал он сначала на заводе Министерства авиационной промышленности, а потом – художником на киностудии «Союз-мультфильм». Однако через несколько лет он захотел уехать в Мексику и обратился в официальные органы СССР с просьбой выдать ему визу на выезд за границу для постоянного места жительства, но получил отказ. Аргентинский атташе Конде Педро давать какие-либо объяснения на контрольно-пропускном пункте в Киевском аэропорту отказался, ссылаясь на незнание русского языка. Отказался он также отвечать на английском и французском языках. Вопросы к задаче: 1. Какими преимущественными правами и льготами международное право наделяет лиц, обладающих дипломатическим паспортом? 2. Каков юридический статус предметов, перемещаемых из одного государства в другое от имени дипломатического представительства какой-либо страны? 3. Правомерны ли действия начальника пограничного контрольно-пропускного пункта в аэропорту Киева, вскрывшего чемодан, который перевозил аргентинский дипломат в числе других объектов, значившихся в его курьерском листе? 4. Основателен ли отказ, Конде Педро давать объяснения, в связи с происшедшим инцидентом, по причине незнания им русского, английского и французского языков? 5. Распространяются ли и в каком объеме преимущественные права и льготы, которыми наделяются дипломатические агенты, на работников посольств, имеющих ранг атташе? 6. В чем состоят сходство и различия правового статуса лиц, имеющих какой – либо класс дипломатического представителя, и лиц, имеющих тот или другой дипломатический ранг? Нормативные акты: 1). Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961); 2). Всеобщая декларация прав человека (1948); 3). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). Задача 4. В июне 1999 г. крупный обломок неизвестного космического аппарата, какие в изобилии витают вокруг планеты, едва не врезался в строящуюся международную космическую станцию гражданского назначения. Этот объект со скоростью 8 км в секунду прошел от станции на расстоянии примерно 7 км. Если бы столкновение произошло, станция, которая находится на орбите скорее всего, погибла бы. Каждый год человечество выводит на околоземные и более удаленные орбиты более 100 искусственных космических объектов, срок их службы ограничен и достижения технической цивилизации с определенного момента превращаются в космический мусор, угрожающий столкновением с действующими спутниками. В настоящее время космическое командование США отслеживает 9 тыс. объектов, проходящих по разряду космического мусора. Вопросы к задаче: 1. Какие деяния субъектов международного права, участвующих в деятельности по освоению и использованию космического пространства, могут квалифицироваться как наиболее тяжкие международные правонарушения? 2. Какие деяния, связанные с освоением, изучением и использованием космического пространства, могут рассматриваться как деликты, т.е. события, возникающие в результате иных, чем нарушения принципов современного международного права? 3. Что означает в контексте применимых положений космического права «абсолютная ответственность» государства? 4. Какие принципы возмещения причиненного в результате космической деятельности материального ущерба применяются в случаях, когда такая деятельность осуществляется на коллективной основе несколькими субъектами права? Нормативные акты: 1). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967); 2). Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968); 3). Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972); 4). Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975); 5). Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979). Задача 5. Постановление Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926г распространило суверенитет нашего государства на ряд территориальных объектов, расположенных в Северном Ледовитом океане между меридианами 32004’35” восточной долготы и 168049’30” западной долготы. Вопрос к задаче: Какие юридические последствия имеют положения этого решения Правительства СССР для правового режима морских пространств Арктики в целом? Нормативные акты: 1). Конвенция ООН по морскому праву (1982); 2). Постановление Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г; | |