Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Уголовное право |
16.03.2015, 11:04 | |
ВАРИАНТ 1 Понятие преступления Примерный план 1. Понятие преступления и его социальная сущность. 2. Определение преступления по действующему уголовному законодательству и его признаки. 3. Отличие преступления от иных правонарушений. 4. Классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности и ее значение в деятельности органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы. ЗАДАЧА № 1 Шибаев и Красин регулярно в течение 2011 года совершали кражи чужого имущества граждан, при этом неоднократно за помощью в сбыте похищенного обращались к своему знакомому Лычагину. Однажды в его присутствии они завели разговор о завладении крупной партией сотовых телефонов у гр.М., рассчитывая на помощь Лычагина в сокрытии и сбыте похищенного. Тот не поддержал их идеи, однако и не высказался против нее. После «удачной» реализации преступного замысла, Шибаев и Красин спрятали похищенное в гараже Лычагина, за что в качестве платы передали ему 2500 рублей. Дайте анализ объективных признаков соучастия. Является ли Лычагин соучастником преступления? ЗАДАЧА №2 Пятнадцатилетние Гуров и Костов, взломав замок склада ТОО «Новая жизнь», похитили мешок пшеницы весом 70 кг и принесли его в школу для кормления попугаев, находящихся в «уголке живой природы». В ходе следствия подростки возвратили похищенное на склад. Приговором суда подросткам было назначено наказание в виде лишения свободы сроком три года условно с испытательным сроком шесть лет. Дайте оценку приговору с точки зрения его законности и справедливости. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Освещая первый вопрос примерного плана, необходимо указать на исторически изменчивый характер круга деяний, признаваемых преступлениями, предопределенность преступности деяний содержанием уголовного законодательства и недопустимость применения аналогии. Ответ на второй вопрос посвящен анализу содержания ст. 14 УК РФ. Говоря об общественной опасности как признаке преступления, нужно показать ее качественный и количественный критерий, отметить, что законодательное описание этого признака позволяет считать определение преступления материально-формальным. Характеризуя виновность как признак преступления, необходимо отметить, что он носит конституционный характер (ст. 49 Конституции РФ) и относится к числу основных принципов уголовного законодательства (ст. 5 УК РФ). Говоря о наказуемости, нужно показать отличие этого признака преступления от наказания, доказать их различный правовой характер. Отвечая на третий вопрос примерного плана, слушатели должны отметить, что общественная опасность как основной признак преступления отражается во всех его элементах, а также проанализировать ч. 2 ст.14 УК РФ. Четвертый вопрос плана посвящен описанию ст. 15 УК РФ. Здесь необходимо отметить, что критерием общественной опасности преступления являются форма вины и санкция статьи Особенной части УК, описывающей это преступление. Говоря о значении классификации преступлений, нужно сделать ссылки на конкретные статьи УК. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи.
ВАРИАНТ 2 Состав преступления как основание уголовной ответственности Примерный план 1. Понятие состава преступления по уголовному праву. Соотношение понятий преступления и состава преступления. 2. Понятие элементов состава преступления и их признаки. 3. Виды составов преступлений. 4. Значение точного установления признаков состава преступления в деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. ЗАДАЧА № 1 Аверин, поссорившись с Воронцовым из-за девушки Люси, решил от него избавиться. Для этого он предложил Лапину, который питал неприязненные отношения к Воронцову, поскольку по вине последнего отбывал наказание в виде лишения свободы, убить своего соперника. Лапин согласился, но поставил условие, чтобы Аверин достал пистолет и привел Воронцова в уединенное место. Аверин предложил Сенину, у которого был пистолет, помочь ему. Тот согласился и в условленное время под угрозой оружием привел Воронцова в парк, где ждал Лапин и, передав пистолет последнему, ушел. После непродолжительного разговора Лапин выстрелил Воронцову в голову и убил его. О происшедшем Аверин рассказал Люсе, пригрозив ей, что ее ждет судьба Воронцова, если она расскажет кому-либо об убийстве или будет встречаться с кем-либо другим. Боясь угрозы, Люся молчала до вызова на допрос в прокуратуру. Дайте характеристику роли каждого из названных лиц в совершенном преступлении. Имело ли место в данном случае соучастие и в какой форме? ЗАДАЧА № 2 Пермяков, проник ночью в отсутствие хозяев в квартиру вице-адмирала в отставке Бобрикова, откуда похитил 20 тыс. руб., кортик, наградной пистолет, ордена и медали заслуженного ветерана Военно-Морского Флота. Определите непосредственные объекты и предметы посягательства Пермякова. Как свойства предмета преступления влияют на квалификацию содеянного. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Отвечая на первый вопрос плана, необходимо иметь в виду, что согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренные уголовным законом. Надо отметить, что теории уголовного права известны понятия общего состава преступления и состава преступления определенного вида. Укажите их отличие. Затем укажите на различия между составом преступления как законодательной характеристикой преступного деяния и преступлением как актом человеческого общественно опасного поведения. Отвечая на второй вопрос по примерному плану, следует исходить из того, что состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, которые теоретически можно разделить на четыре группы - элементы состава преступления, характеризующие объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. При этом признаки, характеризующие каждый элемент в отдельности и состав преступления в целом, предусматриваются только уголовным законом. Необходимо также отметить, что отсутствие хотя бы одного из признаков любого элемента исключает состав преступления в целом и , соответственно, уголовную ответственность. Ответ на третий вопрос должен включать указание на критерии классификации составов преступлений (степень общественной опасности, характер структуры, особенности конструкции) и виды составов по каждому критерию. Раскрывая четвертый вопрос, нужно отметить еще раз, что состав преступления - единственное основание уголовной ответственности, и при решении вопроса о признании деяния преступным необходимо устанавливать точное соответствие признаков содеянного признакам состава преступления. На примерах из деятельности правоохранительных органов покажите значение тех или иных признаков состава преступления для квалификации содеянного и роль этих признаков для сотрудников ОВД и УИС в выявлении и предотвращении преступлений. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи.
ВАРИАНТ 3 Понятие и признаки объективной стороны преступления Примерный план 1. Понятие и признаки, характеризующие объективную сторону преступления. Значение их установления. 2. Общественно опасное противоправное деяние как внешний акт поведения человека в объективном мире. 3. Общественно опасное последствие и его виды. Преступление с материальным и с формальным составом. 4. Причинная связь между общественно опасным деянием и наступившим последствием. 5. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления и их значение. ЗАДАЧА №1 Шашурин от магазина «Гранд» пытался угнать оставленную без присмотра автомашину «Опель-Омега», принадлежащую гр. Кремлину. Когда Шашурин с помощью отмычки открыл водительскую дверцу, сработала сигнализация, и к автомашине подбежал ее хозяин с металлической цепью в руках. Шашурин, испугавшись, стал убегать. В ходе преследования Кремлин нанес ему удар цепью по спине, от чего Шашурин упал, ударился головой о поребрик и, не приходя в сознание, скончался на месте происшествия. Оцените действия Кремлина. Являются ли они правомерными? Подлежит ли он уголовной ответственности за смерть Шашурина? Изменится ли решение задачи, если Шашурин, не сумев скрыться от Кремлина, схватил металлический штырь и угрожая расправиться, направился в его сторону, и в такой ситуации Кремлин забил Шашурина цепью насмерть? ЗАДАЧА №2 17-ти летний Антипов был осужден за изнасилование несовершеннолетней по п. а ч. 3 ст. 131 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Наказание отбыл полностью. Укажите при каких условиях Антипов будет считаться несудимым. Мог ли он в период отбывания наказания условно-досрочно освободиться и при каких условиях, если ранее он уже условно-досрочно освобождался от наказания в виде лишения свободы? МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ При ответе на первый вопрос плана нужно раскрыть понятие объективной стороны состава преступления, отметив, что объективная сторона – элемент состава, характеризующая внешнее проявление преступной деятельности. Затем покажите значение установления объективной стороны для квалификации содеянного и ограничения от смежных составов. Давая характеристику общественно опасному противоправному деянию (второй вопрос), необходимо показать его формы в соответствии со ст. 9, 11, 21, 22, 25 и др. УК РФ и, подвергнув анализу нормы Особенной части УК, укажите составы преступных деяний, которые могут быть совершены: только путем действия; только путем бездействия; как действием так и бездействием. Также надо остановиться на тех условиях, при которых наступает уголовная ответственность за деяние в форме бездействия. Затем необходимо показать признаки действия и бездействия и их отличие между собой, подчеркнув особенности уголовно-правовой оценки фактов причинения вреда охраняемым законом интересам под влиянием непреодолимой силы или физического принуждения. Отвечая на третий вопрос плана, нужно отметить особенности общественно опасных последствий как факультативных признаков состава, подчеркнув, что их наличие или отсутствие позволяет определить составы преступления как материальные или формальные и дать понятие таковых. Говоря о причинной связи как признаке материального состава преступления, дайте понятие ее и охарактеризуйте условия, наличие которых позволяет установить необходимую причинную связь между деянием и последствием. В ответе на последний вопрос дайте понятие факультативных признаков объективной стороны преступления, покажите их виды и охарактеризуйте эти признаки, а затем подчеркните их значение в практике применения уголовного закона. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи. Для решения задачи № 1 необходимо внимательно изучить ст. 37 и ст.38 УК РФ, постановление Пленума Верховного суда РФ № 19 от 27.09.12 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» и рекомендованную научную литературу. Решение второй задачи предполагает усвоение основных положений ст.ст. 79 и 93 УК РФ и Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.04.09 г. № 8 «О судебной практике уголовно-досрочного освобождения осужденных от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».
ВАРИАНТ 4 Субъективная сторона преступления Примерный план 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления в уголовном праве. Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону. 2. Вина как основной признак субъективной стороны и ее формы. Значение установления вины для квалификации содеянного и назначения наказания. 3. Умысел, его содержание и виды. 4. Неосторожность и ее виды. ЗАДАЧА №1 Баринов был осужден по ч. 3 ст. 160 УК РФ к четырем годам лишения свободы. После отбывания двух лет наказания он узнал об измене жены. Во время свидания жена созналась в своей неверности и высказала намерение расторгнуть брак с Бариновым. Уходя, он швырнул в жену мешок с привезенными ею продуктами. Банкой, находящейся в мешке, жене было причинено ранение головы, относящееся к тяжкому вреду здоровью, квалифицируемое по ч.1 ст. 111 УК РФ. По каким правилам и какое может быть назначено наказание Баринову? ЗАДАЧА №2 Пышкин узнал, что Булочкин носит при себе эксклюзивную золотую зажигалку. С целью ее завладения, Пышкин подкараулил Булочкина в темном переулке и, направив на него игрушечный пистолет, имеющий внешнее сходство с оружием, потребовал передачи интересующего его имущества. От внезапности нападения Булочкин интуитивно сообщил об отсутствии у него зажигалки. Проверять его слова у Пышкина не хватило смелости и он скрылся с места происшествия. Имел ли место в содеянном добровольный отказ от преступления? Будет ли Пышкин нести уголовную ответственность и за что? МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ При ответе на первый вопрос следует раскрыть понятие субъективной стороны как совокупности признаков, характеризующих психическую деятельность лица во время выполнения общественно опасного деяния и показать значение этого элемента для решения вопроса о наличии преступления (ст. 14 УК РФ) и его квалификации. Говоря о признаках субъективной стороны состава преступления, не забудьте о делении их на основные и факультативные, причем, характеризуя последние, укажите и на эмоциональное состояние лица. Отвечая на второй вопрос, необходимо дать подробную психологическую и социально-политическую характеристику вины как основного признака субъективной стороны преступления. Говоря о формах вины, покажите, какие преступления совершаются умышленно, а какие по неосторожности (на примерах отдельных статей Особенной части УК РФ). Также необходимо уделить внимание двойной форме вины (ст.27 УК РФ) и понятиям субъективного и объективного вменения. Ответ на третий вопрос должен быть посвящен анализу ст. 25 УК РФ, в ходе которого надо раскрыть содержание умысла как формы вины, его интеллектуального и волевого моментов. Путем сравнения указанных моментов укажите на отличие прямого и косвенного умысла. Назовите также и охарактеризуйте виды умысла, неизвестные законодательству, но выделяемые теорией и практикой. Четвертый вопрос осветите путем анализа ст. 26 УК РФ. Укажите, какие виды неосторожной формы вины предусмотрены законодательством, раскройте их содержание. Необходимо также отметить особенности интеллектуального момента неосторожности, обратить внимание на различия между легкомыслием и косвенным умыслом как близкими видами вины. Характеризуя волевой момент, нужно показать особенности его проявления в небрежности и значение объективного и субъективного критериев при его определении. Затем подчеркните признаки, по которым различаются виды неосторожности между собой и от невиновного причинения вреда. Проиллюстрируйте сказанное примерами из судебной и следственной практики. При решении задач, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи. Во второй задаче помимо ответов на поставленные вопросы требуется квалификации содеянного Пышкиным. При ответе на вторую задачу следует обратить внимание на пункты Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»
ВАРИАНТ 5 Обстоятельства, исключающие преступность деяния Примерный план 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния. Их значение для деятельности органов внутренних дел и учреждений, исполняющих наказание, по предотвращению и пресечению преступлений. 2. Необходимая оборона, условия ее правомерности. Отличие от крайней необходимости. 3. Условия правомерности причинения вреда лицу, совершившему преступление. 4. Физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающие преступность деяния. ЗАДАЧА №1 Палдусов, житель г. Москвы, выехал в Турцию с целью приобретения дешевых товаров и последующей перепродажи. В На следующий день они покинули территорию Турции и скрылись в Греции. Принятыми Интерполом мерами розыска Баранашвили и Ривкин были задержаны и переданы российским властям. Уголовный закон какого государства должен быть применен к указанным лицам? ЗАДАЧА №2 15-летний Клыков вместе с ранее судимым Мериновым совершил изнасилование несовершеннолетней Ладыгиной. Суд с учетом чистосердечного раскаяния, положительной характеристики с места учебы, а также того обстоятельства, что преступление было совершено под влиянием 25-летнего Меринова, освободил Клыкова от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на 4 года. Соответствует ли закону решение суда? Каковы особенности привлечения к уголовной ответственности и назначение наказания применительно к несовершеннолетним? МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Ответ на первый вопрос плана должен отразить характерные признаки деяния, исключающего преступность - его формальное, внешнее сходство с преступлением. По сути такое деяние (действие или бездействие) не является преступным ввиду его общественной полезности, поскольку совершается с целью охраны законных интересов личности, общества и государства либо достижения социально полезных целей. Затем нужно отразить тот факт, что обстоятельства, исключающие преступность деяния, делятся на две группы - предусмотренные уголовным законом Показывая значение таких исключающих преступность деяния обстоятельств, как необходимая оборона, задержание преступника, крайняя необходимость в деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, необходимо отметить, что для сотрудников милиции и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предусмотренное Конституцией России и уголовным законом право граждан на защиту правоохраняемых интересов от общественно-опасных посягательств в силу их служебного положения трансформируется в обязанность. Отвечая на второй вопрос плана, нужно дать определение необходимой обороны, вытекающее из ст. 37 УК РФ. Характеризуя признаки правомерности обороны, отразите их деление на две группы - относящиеся к защите и нападению. Нужно обратить особое внимание на раскрытие содержания наличности и действительности нападения, понятие мнимой обороны и особенности ответственности лица за вред, причиненный в таком состоянии. Дайте определение превышения пределов необходимой обороны и покажите его признаки, используя Постановление Пленума Верховного суда РФ № 19 от 27.09.12 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступления» Затем необходимо охарактеризовать крайнюю необходимость (ст.39 УК РФ) и показать ее отличие от необходимой обороны. Ответ на третий вопрос плана включает в себя понятие такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как задержание преступника. Необходимо показать и раскрыть условия, при наличии которых вред, причиненный лицу, совершившему преступление, при его задержании, считается правомерным. Затем нужно дать понятие и характеристику превышения мер, необходимых для задержания преступника. Завершая освещение вопроса, покажите отличие рассматриваемого обстоятельства, исключающего преступность деяния, от необходимой обороны. Изложение теоретического материала должно сопровождаться примерами из практики деятельности правоохранительных органов, желательно местной. Заключительный вопрос теоретической части посвящен анализу ст.ст. 40-42 Уголовного кодекса РФ. Обратите внимание на понятие непреодолимости физического принуждения, общественно полезной цели, заведомо незаконного приказа. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи.
ВАРИАНТ 6 Неоконченное преступление Примерный план 1. Понятие и виды неоконченного умышленного преступления по УК РФ. 2. Понятие предварительной преступной деятельности. Наказуемость приготовления к преступлению и покушение на преступление. 3. Понятие оконченного преступления. Момент окончания преступления с материальным, формальным и усеченным составами. 4. Добровольный отказ от преступления как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность. ЗАДАЧА №1 Березовский с целью убийства нанес сотруднику милиции Грызлову несколько ударов палкой по голове. Думая, что тот мертв, он с целью сокрытия следов преступления сбросил тело в канализационный колодец. По результатам вскрытия было установлено, что смерть Грызлова наступила не в результате нанесения ему ударов палкой, а от утопления. Дайте анализ субъективной стороны содеянного Березовским. Определите вид ошибки и ее влияние на ответственность виновного. ЗАДАЧА №2 Фокин, используя нож, напал с целью завладения деньгами 60-летнего Рыкова. Однако последний при помощи трости отбился от злоумышленника, который покинул место совершения преступления. Вскоре Фокин был задержан и осужден по ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 162 УК РФ к семи годам и пяти месяцам лишения свободы. В обоснование этого решения суд ссылался на то обстоятельство, что в поведении Фокина усматриваются признаки покушения на разбой с применением оружия, и следовательно, при назначении наказания надо руководствоваться правилами, сформулированными в т. 66 УК РФ. Правильно ли аргументировал суд свое решение? Какова специфика назначения наказания за неоконченное преступление? МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Отвечая на первый вопрос плана, следует изложить общее понятие стадий совершения умышленного преступления. Затем показать значение обнаружения умысла на совершение преступления в практической деятельности органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы, подчеркнув отличие обнаружения умысла от стадий преступной деятельности. Ответ на второй вопрос должен включать в себя раскрытие понятия приготовления к преступлению и покушения на преступление, содержание их объективных и субъективных признаков. Далее следует дать классификацию видов покушения, особенности уголовной ответственности за неоконченное преступление. Важно отметить, что основанием ответственности за предварительную преступную деятельность, как и в случае оконченного преступления, является наличие в содеянном всех признаков состава преступления. В ответе на третий вопрос плана необходимо охарактеризовать оконченное преступление как завершающий этап преступной деятельности, а также показать, чем определяется момент окончания преступлений с различными видами составов по конструкции. Также нужно пояснить, какое значение имеет правильное определение момента окончания преступления в уголовном праве. Ответ на последний вопрос должен быть посвящен анализу такого вида освобождения от уголовной ответственности, как добровольный отказ. Здесь нужно отметить, на каких стадиях преступной деятельности возможен добровольный отказ, особенности добровольного отказа от преступлений, совершаемых в соучастии, подчеркнуть отличие добровольного отказа от явки с повинной и деятельного раскаяния. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи.
ВАРИАНТ 7 Соучастие в преступлении Примерный план 1. Понятие соучастия по уголовному праву, его объективные и субъективные признаки. Значение этого института в деятельности органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы. 2. Формы и виды соучастия и основания их классификации. 3. Виды соучастников, основания и пределы их ответственности. 4. Организованная группа и преступное общество (преступная организация) как наиболее опасные формы соучастия. ЗАДАЧА №1 Бондарчук согласился оказать помощь Рыбакову в незаконном получении страховой выплаты, в сумме 200 тыс. руб. путем инсценировки кражи. Для этого они ночью прибыли к гаражу, где находился застрахованный автомобиль, принадлежащий Рыбакову. Последний передал Бондарчуку ключи зажигания и инструменты для вскрытия гаража, а сам ушел. Бондарчук вскрыл гараж, вывел автомобиль, но при выезде из гаража был задержан сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД. Определите родовой и непосредственный объекты преступления, совершенного Бондарчуком и Рыбаковым. На какой стадии была пресечена их преступная деятельность? Подлежат ли Бондарчук и Рыбаков уголовной ответственности? ЗАДАЧА №2 В больницу был доставлен сотрудник милиции Бирюков с огнестрельным ранением, повлекшим обширную кровопотерю. Дежурный врач Молодчуева, определив у больного редкую группу крови, связалась со станцией переливания крови, с другими больницами, с медсанчастью военного училища, пыталась найти кровь в других местах, но нигде нужной группы крови и доноров, имеющих такую кровь, не оказалось. Видя, что состояние Бирюкова ухудшается, и понимая, что без проведения скорейшего переливания крови больной неминуемо умрет, Молодчуева неожиданно вспомнила, что требуемая группа крови имеется у находящейся в реанимационном отделении больницы 70-летней Зюкиной, лица без определенного места жительства. Дежурный врач отдала распоряжение медсестре Кулигиной взять кровь в нужном количестве у находящейся в бессознательном состоянии Зюкиной, что та и сделала. В результате своевременно проведенной операции жизнь Бирюкова была сохранена. Зюкина же, не приходя в сознание, скончалась от недостатка крови. Правомерно ли поведение Молодчуевой и Кулигиной? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Изложение первого вопроса плана рекомендуется начать с определения понятия соучастия и раскрытия его объективных и субъективных признаков. Затем нужно представить точки зрения относительно повышенной степени общественной опасности преступления, совершенного группой лиц, по сравнению с совершенным единолично. Далее необходимо показать значение института соучастия в практической деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы Отвечая на второй вопрос, нужно указать, что формы и виды соучастия выделяются на основании объективного и субъективного критерия, к которым относятся характер выполняемых каждым из участников преступления действий и степень организованности этих действий. Затем требуется дать характеристику каждой из форм и видов соучастия. Раскрывая третий вопрос, на основе анализа ст. 33 УК РФ дайте понятие видов соучастников и характеристику каждого из них. При этом надо иметь в виду, что основанием уголовной ответственности каждого из видов соучастников является наличие в действиях лица признаков состава преступления и что оно имеет определенные особенности для отдельных соучастников. Поэтому, описывая признаки исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника, необходимо дать их характеристику с точки зрения объективной и субъективной стороны преступления, показать основания и пределы ответственности каждого. Затем нужно оценить общественную опасность и значение для совершения преступления поведения каждого из соучастников, раскрыть понятие эксцесса исполнителя и его влияния на уголовную ответственность остальных лиц, участвовавших в совершении преступления. Четвертый вопрос плана посвящен характеристике наиболее опасных форм групповой преступной деятельности - организованной группы и преступного сообщества (организации). Нужно показать общие признаки и различия этих форм, отметить особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в составе названных групп. Здесь рекомендуется привести примеры из практики борьбы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы с организованной преступностью. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи.
ВАРИАНТ 8 Система и виды наказаний Примерный план 1. Понятие наказания. Цели наказания и роль органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в их реализации. 2. Система и виды наказаний, их классификация. 3. Лишение свободы как вид наказания. 4. Новые виды наказаний, предусмотренные УК РФ 1996 года и их особенности. ЗАДАЧА №1 Грязнова, завидуя тому, что одноклассники уделяют больше внимания ее подруге Красавиной, подговорила своего старшего брата изнасиловать ее. Тот со своими друзьями Мухиным и Чуриловым подкараулили Красавину во дворе школы, насильно затащили ее в бытовой вагончик, где Грязнов и Мухин поочередно изнасиловали Красавину, а затем удовлетворили свою половую страсть в извращенной форме. Чурилов при этом держал Красавину за руки, подавляя тем самым сопротивление с ее стороны. Кто из перечисленных лиц и за какие деяния будет нести уголовную ответственность? Может ли Грязнова нести ответственность за совершенные Грязновым, Мухиным и Чуриловым преступления? Какова ее роль в содеянном? ЗАДАЧА №2 Перцова боялась ходить вечером по улицам, поэтому для обеспечения своей безопасности она брала с собой пробирку с серной кислотой. Возвращаясь 9 февраля домой из гостей в 1 час ночи, она на безлюдной улице услышала за собой шаги человека. Это был случайный прохожий Пронько, шедший в том же направлении. Шаги приближались. Перцова, решив, что на нее сейчас будет совершено нападение, обернулась и выплеснула в лицо Пронько кислоту, что повлекло неизгладимое обезображивание лица потерпевшего. Подлежит ли Перцова уголовной ответственности? Можно ли расценить ее действия, как совершенные в состоянии мнимой обороны? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Ответ на первый вопрос должен содержать понятие уголовного наказания и признаки этого правового института (ст. 43 УК РФ). Давая социальную характеристику наказания, покажите его отличие от иных мер государственного принуждения. Далее следует раскрыть цели наказания, уделив особое внимание восстановлению социальной справедливости. Также необходимо показать, в каких направлениях деяельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы и как реализуются цели наказания, дать понятие эффективности наказания и оценить ее на современном этапе развития общества. Отвечая на второй вопрос, нужно дать понятие системы наказаний, отметить особенности ее построения и показать значение для правоприменительной деятельности. Затем требуется классифицировать виды наказаний по различным основаниям. Ответ на третий вопрос плана должен содержать понятие лишения свободы, описание видов мест лишения свободы и режима содержания в исправительных учреждениях. Для того, чтобы раскрыть четвертый вопрос необходимо проанализировать нормы. УИК РФ. При решении задачи № 1 необходимо квалифицировать содеянное каждым из участников, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи. Решение задачи № 1 также предполагает изучение вопроса о специальном субъекте преступления, формах и видах соучастия. При юридическом анализе задачи целесообразно обратиться к Постановлению Пленума ВС РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ». При ответе на поставленные к задаче № 2 вопросы целесообразно обратиться к Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 19 от 27.09.12 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».
ВАРИАНТ 9 Назначение наказания Примерный план 1. Общие начала назначения наказания по уголовному праву. 2. Обстоятельства, смягчающие наказание. 3. Обстоятельства, отягчающие наказание. 4. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров. Влияние смягчающих обстоятельств, стадии преступной деятельности и рецидива на наказание. 5. Условное осуждение по уголовному праву. ЗАДАЧА №1 15-летний Никифоров на взятом напрокат у соседа мотоцикле проезжал по загородной дороге. Инспектор ГИБДД Данилов потребовал остановиться, но подросток, испугавшись, увеличил скорость, намереваясь скрыться. Инспектор стал преследовать его на служебном мотоцикле. За крутым поворотом с ограниченной видимостью Никифоров, резко затормозив, бросил мотоцикл на проезжей части и убежал в кусты. Работник ГИБДД не заметил лежащего мотоцикла и на полном ходу врезался в него, в результате чего упал на дорогу без признаков жизни. Подросток побежал в поселок и вернулся оттуда с отцом. Стремясь спасти сына от ответственности и считая милиционера мертвым, Никифоров-старший оттащил его в глубь леса и столкнул в озеро. Как установила судебно-медицинская экспертиза, смерть Данилова наступила от асфиксии, вызванной попаданием воды в органы дыхания. Решите вопрос об уголовной ответственности Никифоровых. Какого рода ошибка имеет место в совершенном деянии? ЗАДАЧА №2 Пробасов решил совершить хищение денег из кассы предприятия, где он работал. Воспользовавшись невнимательностью кассира, он сумел сделать слепки ключей от входной двери кассы и от сейфа. Затем Пробасов попросил Брикина изготовить по слепкам ключи, рассказав о своих намерениях. Брикин за плату выполнил заказ, однако через два дня потребовал от Пробасова вернуть ключи, не желая участвовать в преступлении. Пробасов ключей не отдал, сославшись на их потерю. В день выдачи заработной платы во время обеденного перерыва Пробасов, воспользовавшись ключами, проник в кассу и похитил 100 тыс. рублей, затем портфель с деньгами он передал ожидавшему его Чикушкину, который покинул здание конторы. На улице он остановил автомашину, управляемую Серниковым, который по просьбе Чикушкина отвез его на автовокзал. Проанализируйте роль каждого из названных лиц в совершении преступления и решите вопрос об их ответственности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть содержание общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ) на основе принципов уголовного права, особенно таких, как принцип законности и принцип справедливости. Необходимо отметить, что невозможно справедливое наказание без его индивидуализации в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного. Поясните, какое значение имеют нормы Общей и Особенной части Уголовного кодекса при назначении наказания. В заключение следует показать, как суд учитывает влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Раскрытие второго вопроса плана предполагает социологическую и правовую характеристику обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, с обращением особого внимания на обстоятельства, которые ранее действующим уголовным законодательством не предусматривались (противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления; особо активная роль в совершении преступления; совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному; с использованием форменной одежды или документов представителя власти и др.). Необходимо отметить право суда на применение в качестве смягчающих наказание обстоятельств, не входящих в перечень (ст. 61 УК РФ). Отвечая на третий вопрос, требуется показать сущность правил назначения наказания за совершение лицом нескольких преступлений. Необходимо дать определение совокупности преступлений и совокупности приговоров, подчеркнув их отличие. Разъясните, как тяжесть совершенных преступлений влияет на вид и размер окончательного наказания, проиллюстрировав законодательные положения примерами. Далее покажите влияние смягчающих наказание обстоятельств, вердикта присяжных заседателей о снисхождении, рецидива, неоконченности преступления на размер наказания. Ответ на четвертый вопрос должен содержать понятие и описание природы условного осуждения. Необходимо путем анализа ст. 73 УК РФ раскрыть основания и порядок назначения условного наказания, показать значение испытательного срока и влияние на его продолжительность поведения осужденного. В заключение укажите в каких случаях производится отмена уголовного осуждения и по каким правилам суд назначает окончательное наказание. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи.
ВАРИАНТ 10 Освобождение от наказания Примерный план 1. Понятие, основания и виды освобождения от наказания в уголовном праве. 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. 3. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда. 4. Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних. ЗАДАЧА №1 У Смелякова, занимавшегося пчеловодством, неизвестные лица похитили мед из 5 ульев. С целью избежания продолжения хищений, он к оставшимся 10 ульям подвел провода, подсоединенные к электросети напряжением 220 В. Таким образом, что лицо, попытавшееся открыть крышку улья, будет поражено электротоком. На период светлого времени суток Смеляков ток отключал. Через месяц жена Смелякова решила посмотреть, как идет медосбор. Прикоснувшись к крышке улья, она получила удар током, в результате чего у нее были парализованы правая рука и левая нога. Как оказалось, в тот день пчеловод забыл отключить электричество. Полученные женой Смелякова травмы квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Будет ли Смеляков нести уголовную ответственность за вред, причиненный жене? Дайте подробный анализ субъективной стороны содеянного Смеляковым. ЗАДАЧА №2 Культяпин, занимающий должность заместителя филиала одного из коммерческих банков, ведал вопросами выдачи кредитов частным лицам. Своим клиентам он намекал, что для ускорения решения вопроса необходимо передать ему определенное вознаграждение. Так, 30 января 2012 года он, таким образом, получил от Саакяна 1,5 тыс. руб., а 22 мая 1012 года 2 тыс. рублей ему были переданы Забировым. Покажите признаки объективной стороны содеянного Культяпиным. Не является ли содеянное продолжаемым преступлением? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Отвечая на первый вопрос плана, покажите, что понимается под освобождением от наказания и чем оно отличается от освобождения от уголовной ответственности. Затем нужно раскрыть значение данного института уголовного права и дать общую характеристику оснований и видов освобождения от наказания, обращая внимание на изменение уголовного законодательства. Ответ на второй вопрос предполагает освещение оснований и условий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Необходимо отметить, чем определяется период фактического отбывания наказания, каковы правовые последствия антиобщественного поведения условно-освобожденного в течение неотбытого срока наказания. В ответе на третий вопрос плана нужно указать, что понимается под освобождением от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда, дать понятие этих сроков, отметить, от чего зависит их продолжительность. Покажите особенность течения сроков давности обвинительного приговора в случае уклонения от отбывания наказания. Затем отметить, как решается вопрос о применении сроков давности к лицам, осужденным к смертной казни или пожизненному лишению свободы, а также за некоторые преступления против мира и безопасности человечества. Четвертый вопрос нужно раскрывать путем анализа норм, содержащихся в ст.ст. 92-94 и 96 УК РФ. Уделите внимание отличиям освобождения несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, особенностям условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, применяемого к несовершеннолетним. При решении задач не требуется квалификации содеянного, необходимо дать развернутый ответ на вопросы, обозначенные в задании применительно к условию задачи. При решении задачи № 2 необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 19 от 27.09.12 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление». | |