Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Право |
17.03.2018, 09:59 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант контрольной работы определяется в зависимости от последней цифры шифра студента. Например, шифр студента К-234-12, где 12 год зачисления студента в техникум, а 234 – это номер личного дела студента, где последняя цифра 4 определяет номер варианта.
Теоретические вопросы и практические задания 1. Право в системе социального регулирования (право и обычай, право и религиозные нормы). 2. Право в системе социального регулирования (право и мораль, право и корпоративные нормы). 3. Формы (источники) права (нормативно-правовой акт, правовая доктрина). 4. Формы (источники) права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор). 5. Система права. Основные отрасли российского права (Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и правовой институт (понятие, принцип группировки норм права, примеры). Основные отрасли современного российского права)). 6. Система права. Основные отрасли российского права (Метод правового регулирования (понятие, разъяснение на примере уголовного и гражданского права. Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм). 7. Правоотношения (Понятие правоотношения. Абстрактный характер норм права и индивидуально-конкретный характер правоотношений. Понятие субъекта права. Физические и юридические лица. Объекты правоотношений). 8. Правоотношения (Правоспособность. Правоспособность человека и юридического лица. Дееспособность. Вменяемость и невменяемость физического лица. Ограничения в правоспособности и дееспособности). 9. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность (Правомерное поведение. Конформистское, маргинальное поведение. Неправомерное поведение. Правонарушение. Признаки правонарушения (противоправность деяния, наличие субъекта правонарушения, наличие вины). Две формы вины (умысел, неосторожность). Понятие состава правонарушения). 10. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность (Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность). 11. Конституция РФ - Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. (Конституция РФ - ядро правовой системы Российской Федерации. История принятия Конституций 1918, 1925, 1978 и 1993 г. Причины принятия Конституции 1993 г. Структура Конституции. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления). 12. Конституция РФ - Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. (Понятие правового государства. Черты правового государства. Россия – светское государство. Основные отличительные черты Конституции РФ). 13. Основные принципы правового статуса человека и гражданина. (Права и свободы человека и гражданина - основа правового государства. Теологическое учение. Теория естественного права. Историческая теория прав человека. Понятие правового статуса личности). 14. Основные принципы правового статуса человека и гражданина. (Виды прав человека. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина). 15. Понятие гражданства. Основные принципы российского гражданства. 16. Государственное устройство Российской Федерации. (Понятие государственного устройства. Формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Конфедерация. Автономия. Федеративное устройство России (чем обусловлено). Субъекты Российской Федерации). 17. Государственные органы РФ. (Президент РФ - глава государства. Функции и полномочия Президента. Федеральное Собрание. Правительство РФ). 18. К юридической ответственности граждане могут привлекаться с определенного возраста: к гражданско-правовой – частично с 14 лет; полностью – с 18; к дисциплинарной – с 16 лет; к административной с 16; к уголовной – с 16, а за такие преступления, как убийство, изнасилование, кража, грабеж – с 14 лет. Предположите, какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст людей, достижение которого необходимо для привлечения их к юридической ответственности. 19. Определите в приведенной ниже статье Семейного кодекса РФ гипотезу, диспозицию и санкцию: Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными. 20. Наряду с существующим в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе – между частными лицами на основе их взаимных обязательств. Предположите, какие из известных вам отраслей права относятся к частному праву, а какие – к публичному. 21. Следователь Петров, давая интервью журналисту Смирнову, познакомил последнего с содержанием уголовного дела гражданина Ромашова, обвинявшегося в убийстве своей соседки Викуловой. Через неделю Смирнов опубликовал в газете интервью Петрова, в котором Ромашов был назван убийцей. Однако через месяц был найден настоящий убийца Викуловой и выяснилось, что Ромашов невиновен. Какие нормы права были нарушены в описанном случае? 22. Английский премьер-министр Уинстон Черчилль говорил: «У демократии много недостатков, но у неё есть одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего». Как вы думаете, указанное Черчиллем достоинство демократии единственное? Приведите не менее двух аргументов «за» и «против» демократии. 23. В ст. 1 Конституции РФ даны два наименования российского государства – «Российская Федерация» и «Россия» и сказано, что они равнозначны. Объясните, какой смысл вкладывается в каждое из этих понятий. 24. В абсолютном большинстве современных федераций, в том числе и в РФ конституционно не закреплено право одностороннего выхода субъекта федерации из её состава. Однако, по Конституции 1978 г. таким правом союзные республики обладали, что и явилось основанием их выхода из состава Советского Союза в 1990-1991 г. Как вы думаете, почему большинство федеративных государств отказывает своим субъектам в таком праве? Должно ли быть такое право закреплено за субъектами РФ? 25. Сравните приведенные ниже преамбулы конституций различных государств мира с преамбулой Конституции РФ. Укажите общие черты: Конституция США Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки. Конституция Швейцарской конфедерации Во имя Всемогущего Бога! Швейцарская Конфедерация, желая укрепить союз своих членов, поддержать и усилить единство, силу и честь швейцарской нации, приняла следующую Федеральную Конституцию. 26. Заполните таблицу: Права и свободы человека в РФ
27. Объясните смысл древнеримского выражения: «Законы были созданы для того, чтобы сильный не стал всемогущим». 28. Известный российский ученый А.А.Яковлев писал: «Точно так же, как правомерное поведение не является результатом правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности». Согласны ли Вы с его точкой зрения? Ответ обоснуйте и подтвердите примерами. 29. Конституция РФ устанавливает ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: он должен быть гражданином России, не моложе 35 лет и постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. Объясните, почему для кандидата в Президенты законодательством установлены такие требования. 30. К каким отраслям права относятся следующие правовые институты: институт заработной платы, институт брака, институт купли-продажи, институт парламентаризма. Опишите методы правового регулирования в различных отраслях (две-три отрасли права по выбору). 31. Заполните таблицу, опираясь на текст ст. 102 и 103 Конституции РФ Полномочия палат Федерального собрания РФ
32. Определите типы правомерного поведения на примере персонажей произведения М.Булгакова "Собачье сердце". Самостоятельно найдите в художественной литературе персонажей с различными типами правового поведения (5 – 6 примеров). 33. Сложилось ли, на ваш взгляд, правовое государство в России? Как вы думаете, почему в англосаксонских странах источником права стал не нормативно-правовой акт, а юридический прецедент? (используйте Интернет-ресурсы и дополнительную литературу). 34. Назовите существующие в наши дни обычаи, которые, по Вашему мнению, государство должно запретить, и, наоборот, те, которые следует закрепить законодательно. Обоснуйте (не менее 5 – 7 примеров). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||