Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Муниципальное право |
08.09.2014, 10:38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические указания по выполнению контрольных работ Контрольная работа состоит из двух частей первая часть – реферат на заданную тему, вторая часть – выполнение проблемно-поискового задания. Требования к содержанию контрольной работы - творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить свое мнение по исследуемому вопросу; - подтверждение теоретических выводов примерами из практики с использованием рекомендуемых источников и литературы, а также судебных решений; - цитирование первоисточников с ссылками на литературу и нормативные правовые акты, в том числе указанные в списке используемой литературы. Требования к оформлению реферата. Обязательными частями работы являются: титульный лист, оглавление (план, содержание), введение, основная часть разделенная на сегменты (главы, вопросы), заключение (содержит общие выводы), списка использованной литературы и иных источников информации (в алфавитном порядке). Рекомендуется составлять приложения к основному тексту (таблицы, схемы, графики, иллюстрации и т.п.). Текст должен быть распечатан на компьютере (возможен рукописный вариант работы) на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А 4). Текст печатается через 1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows'95/98/2000. Широко используемыми шрифтами являются: Times New Roman, Courier New Cyr (кегль 14). Размер левого поля 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа - для того, чтобы в строках не было неправильных переносов и преподаватель мог делать пометки. При таких полях и плотности текста каждая страница текста содержит приблизительно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак). Объем работы 12-18 страниц машинописного текста (с приложениями – до 20 страниц) стандартного формата (при рукописном изложении материала, его объем должен быть скорректирован в сторону увеличения исходя из плотности и размера авторского почерка). Рукопись распечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы частей текста в другие места. Библиографический аппарат (сноски) - весьма значимая часть реферата. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать контрольную реферат; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников. Библиографический аппарат реферата оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 от 01.01.86 г. («Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: библиографическое описание документа»). Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем -11-м). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Каждая глава начинается с новой страницы. Это правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку, приложениям, указателям. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 8-12 мм. Рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, чернилами синего или черного цвета, без помарок; небрежность в изложении и оформлении не допускается. Преподаватель в рамках написания контрольной работы помимо реферата, назначает студенту в соответствии с таблицей выбора вариантов еще и решение одной проблемной задачи из числа приведенных ниже проблемно-поисковых заданий. Они выполняются обучающимися самостоятельно, с целью лучшего усвоения сущности, а также различных аспектов муниципального права и местного самоуправления. Применительно к каждой теме изложено несколько заданий. Они позволяют охватить важнейшие проблемы, связанные с этой темой и расширить кругозор студента в данной сфере. Задания носят нестандартный характер и требуют от студента глубокого знания учебной дисциплины «Муниципальное право России» и серьезной аналитической работы по поиску юридически обоснованных, эффективных, хорошо продуманных подходов к решению конкретных задач. Объем ответа на задание не фиксирован, но, решая его, студент должен дать развернутую и непротиворечивую аргументацию своего решения, в том числе обосновывая свои выводы возможными ссылками на мнение компетентных юристов, нормативные правовые акты, статистические материалы, материалы правоприменительной практики, исторический и зарубежный опыт и т.п.. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно данной таблице по первой букве фамилии студента:
Каждый вариант содержит определенную тему реферата, соответствующую порядковому номеру из перечня рефератов, а также проблемно-поисковое задание (конкретному варианту назначено задание соответствующей темы из списка заданий, изложенных в п. 8.3. (Задания для написания контрольных работ по курсу «Муниципальное право России») настоящего УМК). Вариант № 1. Реферат по теме 1. Тема 13, задание 2. Вариант № 2. Реферат по теме 2. Тема 13, задание 1. Вариант № 3. Реферат по теме 3. Тема 12, задание 2. Вариант № 4. Реферат по теме 4. Тема 12, задание 1. Вариант № 5. Реферат по теме 5. Тема 11, задание 2. Вариант № 6. Реферат по теме 6. Тема 11, задание 1. Вариант № 7. Реферат по теме 7. Тема 10, задание 2. Вариант № 8. Реферат по теме 8. Тема 10, задание 1. Вариант № 9. Реферат по теме 9. Тема 9, задание 2. Вариант №10. Реферат по теме 10. Тема 9, задание 1. Вариант №11. Реферат по теме 11. Тема 8, задание 4. Вариант №12. Реферат по теме 12. Тема 8, задание 3. Вариант №13. Реферат по теме 13. Тема 8, задание 2. Вариант №14. Реферат по теме 14. Тема 8, задание 1. Вариант №15. Реферат по теме 15. Тема 7, задание 2. Вариант №16. Реферат по теме 16. Тема 7, задание 1. Вариант №17. Реферат по теме 17. Тема 6, задание 2. Вариант №18. Реферат по теме 18. Тема 6, задание 1. Вариант №19. Реферат по теме 19. Тема 5, задание 2. Вариант №20. Реферат по теме 20. Тема 5, задание 1. Вариант №21. Реферат по теме 21. Тема 3,4,задание 4. Вариант №22. Реферат по теме 22. Тема 3,4,задание 3. Вариант №23. Реферат по теме 23. Тема 3,4,задание 2. Вариант №24. Реферат по теме 24. Тема 3,4,задание 1. Вариант №25. Реферат по теме 25. Тема 2, задание 3 Вариант №26. Реферат по теме 26. Тема 2, задание 1 Вариант №27. Реферат по теме 27. Тема 1, задание 2. Вариант №28. Реферат по теме 28. Тема 1, задание 1.
Например, студент, выполняющий 1 вариант контрольной работы: - пишет реферат на тему «Понятие, признаки и значение местного самоуправления» - письменно сразу после текста реферата решает задание 2 по теме 13. «В городскую избирательную комиссию поступила просьба дополнить положение о выборах в городской Совет пунктом следующего содержания: «представительный орган местного самоуправления признается избранным, если в него избрано не менее 2/3 установленного количества депутатов». Городская избирательная комиссия своим решением удовлетворила просьбу. Вопрос: Правильно ли поступила избирательная комиссия?» Выполненная контрольная работа представляется в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдения методических требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае, если контрольная работа выполнена не самостоятельно (скопирована из электронных информационных ресурсов, выполнена не самим студентом а иным лицом, является плагиатом и т.п.) она преподавателем не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с нормативными требованиями. До начала сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу (реферат) с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка. Оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» является допуском к зачету. Работа с оценкой «неудовлетворительно» блокирует допуск к зачету, должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование. Тематика рефератов для написания контрольных работ 1. Понятие, признаки и значение местного самоуправления. 2. Теоретико-правовые основы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации. 3. Историческое развитие системы и форм организации власти на местном уровне в СССР. 4. Муниципальные реформы в России 1990-х – 2000-х годов. 5. Виды и правоспособность муниципальных образований 6. Местное самоуправление в сельских поселениях: общее и частное. 7. Местное самоуправление в городских поселениях: общее и частное. 8. Местное самоуправление в муниципальных районах: общее и частное. 9. Местное самоуправление в городских округах: общее и частное. 10.Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации. 11.Границы муниципальных образований и закрепление их на местности. 12.Организационные формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации. 13.Порядок формирования органов местного самоуправления (по российскому и зарубежному законодательству). 14. Формирование и компетенция представительных органов местного самоуправления (по российскому и зарубежному законодательству). 15.Правовой статус главы местного самоуправления. 16.Взаимодействие исполнительных и представительных органов местного самоуправления (по российскому и зарубежному законодательству). 17.Правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. 18.Экономические основы местного самоуправления (по российскому и зарубежному законодательству). 19.Система и полномочия территориальных органов общественного самоуправления. 20.Правовой статус муниципальных служащих (по российскому и зарубежному законодательству). 21.Муниципальная хозяйственная деятельность (правовые аспекты). 22.Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. 23.Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере. 24.Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления. 25.Устав муниципального образования. 26.Особенности конституционно-правовой и муниципально - правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. 27.Территориальные основы местного самоуправления в зарубежных странах. 28.Современные модели местного самоуправление в зарубежных странах. Задания для написания контрольных работ Тема 1. Муниципальное право - комплексная отрасль права, наука, учебная дисциплина. 1.Современной государственно-правовой доктриной место муниципального права в системе российского права определяется неоднозначно. Встречается три точки зрения на этот счет: · согласно первой из них, муниципальное право является подотраслью конституционного (государственного) права наряду с парламентским, избирательным, конституционно-судебным, президентским правом (Постовой Н.В.); · другие считают его самостоятельной (одной из основных, профилирующей) отраслью права (Баранчиков В.А.); · третьи полагают, что это комплексная вторичная отрасль российского права (Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Шугрина Е.С. и др.). Не смотря на то, что доминирующей является третья позиция, отечественная правовая наука пока окончательно не определилась с этим вопросом. Вопрос: Какая из названных точек зрения, на Ваш взгляд, является предпочтительной? Свой ответ обоснуйте. 2.Говоря о системе муниципального права Российской Федерации исследователи высказывают различные точки зрения. а) С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть по их мнению составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов Федерации. б) Е.С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, к особенной части - нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.д. в) О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев не согласны с традиционным делением муниципального права на его общую и особенную части. В структуре муниципального права они выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью. г) Делаются попытки выделить в муниципальном праве городское муниципальное право, сельское муниципальное право и районное муниципальное право. Вопрос: Какой из названных подходов является на Ваш взгляд предпочтительным. Аргументируйте свою точку зрения. Тема 2. Понятие, принципы и признаки местного самоуправления. 1.Толкование понятия «местное самоуправление» отечественными правоведами в разное время имело различный смысл. На это влияло наличие или отсутствие демократических признаков в тот или иной период государственности России. С.И. Ожегов давал такое определение термину «самоуправление»: «это право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально - территориальной единицы, автономии». Б.Н. Чичерин, Н.Г. Чернышевский, Б.Н. Лазаревский считали, что местное самоуправление - это государственная власть особого рода. Местное самоуправление и его органы по мнению большинства современных муниципалистов - это никоим образом не «государство в государстве», но и не институт гражданского общества. Это система территориального управления, действующая на основе принципов демократии и децентрализма государственного управления. Такой подход прослеживается и в доктринальном определении местного самоуправления, которое дает Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопрос: Что, по Вашему мнению, доминирует в сущности местного самоуправления политический или общественный аспект: это специфический вид государственной деятельности, своеобразный инструмент осуществления государственной политики на местах или же это антипод государства, представляющий собой уникальную самоорганизацию местных сообществ, не имеющую ничего общего с государственной властью? Ответ обоснуйте, в том числе ссылками на основные теории о сущности местного самоуправления. 2. Субсидиарность - понятие социальной философии, определяющее определенный порядок взаимоотношений между государством и обществом. Данный термин происходит от латинского «subsidium ferre» (предоставление помощи) и гласит, что в процессе взаимодействия с обществом государство должно делать не больше и не меньше, чем предоставлять помощь для осуществления самопомощи. Вопрос: Какие экономические результаты в развитии местных территорий и социальные навыки местных жителей способно породить местное самоуправление, основанное на принципе субсидиарности? 3..В небольшом американском городе Харрисон (штат Арканзас) жители захотели построить бассейн. В мэрии подсчитали, что строительство бассейна должно обойтись городу в 900 тыс. долларов, и чтобы собрать эту сумму, нужно на девять месяцев повысить налог с продаж. Выходило, что к существующему налогу надо добавить 0,8 процента - меньше одного цента на каждый потраченный доллар…но жители проголосовали ПРОТИВ налога. Мэр города решил, что он плохо подготовился, не сумел объяснить согражданам выгоды строительства - и через год, после общественной PR кампании на новом референдуме жители сказали «да» налогу и бассейну. Бассейн был построен, налог снова снизили до прежней величины (его, напомним, вводили на 9 месяцев). К своему бассейну граждане относятся очень бережно. Вопрос: Скажите, какие положительные качества местного самоуправления демонстрирует данный пример? Темы 3,4. Местное управление и местное самоуправление в дореволюционной России. Опыт организации и функционирования местной власти в РСФСР (Российской Федерации) в XX в. 1.Одной из особенностей отечественной социально-политической истории является длительное, начиная еще с древнеславянского периода (I-е тысячелетие нашей эры) и вплоть до начала XX в. (периода столыпинских аграрных реформ), существование на местном уровне первичной общественной ячейки - крестьянской общины (верви, мира), функционирующей на основах автономии, замкнутости. Организация внутренней жизнедеятельности и внешних отношений с государственными властными институтами в такой общине строились на ярко выраженных самоуправленческих началах. Важно и то, что как царское, так и советское правительство (в форме колхозов) в фискальных и политических целях всеми путями старалось сохранить общинную организацию жизни сельских сообществ неизменной. И хотя касалось это в основном жизни в деревне, необходимо учитывать, что вплоть до второй четверти XX в. 90-95% населения нашей страны проживало именно в сельской местности. Безусловно, столь длительный многовековой опыт общинного самоуправления не мог не сказаться на специфике отечественной государственности, общественной психологии и характере организации местной власти Вопрос: Как отразилась общинная природа российского менталитета на российской муниципальной культуре? Какое значение имеет многовековой опыт российского общинного самоуправления для современного муниципального строительства? Какие положительные и отрицательные черты этого опыта должны учитываться при проведении реформ местного самоуправления в Российской Федерации? 2.Реформирование организации и функционирования местного уровня местной власти Руси (России) в X-XVIII вв. проводились неоднократно. Однако, теоретиками отечественного муниципализма все эти преобразования не принято считать муниципальными реформами в собственном смысле этого слова. Вопрос: Почему реформы Ивана Грозного IV, Петра Великого I, Екатерины Великой II, Николая I направленные на модернизацию местной власти, не считаются тем не менее реформами местного самоуправления (муниципальными) реформами, а начало российского местного самоуправления принято ассоциировать только с земской и городской реформами Александра II, предпринятыми в 1860-1870-х гг.? Можно ли считать местным самоуправлением организацию на местном уровне публичной власти в советский период (1917-1991 гг.) отечественной государственности? 3. Согласно Конституции РСФСР 1918 г. при выборах в советы всех уровней (в том числе и в местные советы) были лишены избирательного права лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи, духовные служители церквей, религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Не имели избирательного права душевнобольные и умалишенные, состоящие под опекой, осужденные за корыстные и порочащие преступления. Губернские (окружные) съезды советов в этот период формировались из представителей городских Советов и волостных съездов Советов из расчета один депутат на 10 тыс. сельских жителей, а от городов - один депутат на 2 тыс. избирателей; областные съезды советов - из расчета один депутат на 25 тыс. сельских жителей, от городов - один депутат на 5 тыс. избирателей. Таким образом, норма представительства сельских жителей была завышена в 5 (!) раз по сравнению с горожанами. Вопрос: Поясните смысл избирательных ограничений, введенных конституцией 1918 года в отношении упомянутых в первом абзаце категорий лиц? С чем связаны существенные преимущества, которые давались при формировании местных советов городским жителям в сравнении с сельскими жителями? 4. В советский период местного самоуправления активно применялся институт отзыва депутатов местных советов. Впервые он был закреплен в законодательстве советского периода декретом ВЦИК от 23 ноября 1917 года «О праве отзыва делегатов». Он, также, предусматривался Конституцией СССР 1936 года. Законы, предусматривавшие отзыв депутатов местных советов были приняты и в союзных республиках. Однако опыт реализации данного института в советское время был противоречив. Например, в середине 30-х годов отзыв и роспуск использовались в качестве инструмента репрессий. По данным официальной статистики того времени, за первое полугодие 1933 г. только в Западно - Сибирском крае более 75 процентов сельских советов были "охвачены" отзывами депутатов. В феврале - марте из них было отозвано 13043 депутата. В 53 районах Центрально - Черноземной области из 2028 сельских советов было полностью переизбрано 576 (почти 28 процентов). Примерно 15 процентов отзывов было осуществлено "за искривление классовой линии". В 70 - 80 годы институт отзыва в СССР, в отличие от 30-х годов, обрел менее масштабный характер, став во многом декларативным. Вопрос: Какими причинами было обусловлено закрепление механизма отзыва местных депутатов в советский период? Существует ли в современном российском муниципальном праве и в нынешней практике местного самоуправления институт отзыва выборных лиц местного самоуправления? Прокомментируйте целесообразность этого института в современных российских условиях. Тема 5. Местное самоуправление в зарубежных странах. 1. Рассматривая различные модели организации местной власти и управления в зарубежных странах, необходимо отметить огромное количество вариантов построения систем органов местного самоуправления. Многообразие форм организации местного самоуправления может наблюдаться и в масштабах одного государства. Например, в США и ФРГ подобные различия существуют даже в пределах одного субъекта Федерации (штата, земли). Тем не менее среди всего этого разнообразия принято выделять две основных муниципальные системы: автономную (англо-саксонскую) и наблюдаемую (континентальную, французскую) модели местного управления, в рамках которых применяются различные типы и разновидности. Вопрос: Охарактеризуйте важнейшие признаки этих двух основных моделей. Какими историческими, географическими, демографическими, правовыми, экономическим и политическими причинами объясняется тот факт, что автономная муниципальная система сложилась в Великобритании и успешно прижилась также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, странах Скандинавии, а наблюдаемая модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке? 2. В современных зарубежных странах всё большую популярность завоевывает муниципальная система «совет – муниципальный менеджер». Избираемый жителями совет, возглавляемый мэром или председателем, отвечает перед гражданами за все аспекты городского управления, формально обладая законодательной, политической и всеобъемлющей властью. Однако он заседает не часто и ограничивается утверждением бюджета, определением основных политических приоритетов и т.п. Совет назначает (и может в любое время сместить) профессионального менеджера в качестве руководителя местной администрации с широкими делегированными исполнительными полномочиями. По мнению зарубежных аналитиков к преимуществам данной модели относятся: - такое лидерство не в состоянии представлять различные политические точки зрения местных сообществ; - советы могут играть только весьма ограниченную роль в определении социально-экономической политики. Вопрос: Проанализируйте целесообразность и перспективы внедрения муниципальной системы «совет – муниципальный менеджер» в Российской Федерации с точки зрения ее соответствия специфичным условиям российской действительности. На сколько такое новшество отвечает нормам действующего муниципального права РФ. Тема 6. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. 1.Существенная характерная черта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (в сравнении с одноименным Законом 1995 г.) состоит в том, что он централизовал нормативное регулирование большого числа вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный уровень. И хотя субъекты РФ сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном регулировании многих аспектов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом Законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их «федеральная составляющая» в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную». Причем на федеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве. Вопрос: С чем связано такое «перетекание» полномочий по правовому регулированию вопросов местного самоуправления из сферы воздействия субъектов Федерации в сферу федерального центра? На основе анализа текстов законов 1995 г. и Закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., укажите какие вопросы местного самоуправления перешли от субъектов Федерации к федеральному центру. 2. Важная норма нового Закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. - правило, согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Вопрос: Какие цели преследует данная норма? Тема 7. Территориальные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 1. В соответствии с переходными положениями Закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. в целях организации местного самоуправления на территории Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны были до 1 марта 2005 г. наделить муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района, установив при этом их конкретные границы. Для того чтобы установить новые муниципальные границы в натуре, необходимо затратить не только большое количество времени, но и огромные финансовые средства. Совокупные расходы на весь объем работ по составлению проектов установления границ муниципальных образований Минэкономразвития России оценивает в 300 - 400 млн. руб. для муниципальных районов, 556 млн. руб. для городских поселений и 1,98 млн. руб. для сельских поселений. Кроме этого в настоящее время между муниципальными образованиями ведутся длительные судебные споры о принадлежности земельных участков. От того, где пройдет граница муниципального образования, зависит наполняемость бюджета. Это происходит потому, что границы муниципальных образований на местности не закреплены. Еще во времена царствования Екатерины II считалось, что граница - это не просто линия, проведенная на карте, а способ организации территории. Проводя ее тем или иным образом, можно управлять процессами, происходящими на территории. Удачно проведенная граница содействует поставленной перед ней цели, неудачно - мешает. Вопрос: Почему, не смотря на вышеупомянутые проблемы и издержки, инициаторы муниципальной реформы, тем не менее, пошли на болезненную «перекройку» муниципальных территорий в соответствии с принципами главы 2 Закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.? Какие задачи преследовались при разработке новейших норм муниципального права предусматривающих территориальную перестройку местного самоуправления? 2.При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции. Первая – приближение местной власти к населению. Этой тенденции более всего соответствует поселенческая схема организации местного самоуправления, когда муниципальные структуры создаются в каждом населенном пункте и находятся в реальной доступности (шаговой, транспортной) от жителей местных сообществ, будучи приближены к нуждам и запросам населения. Вторая тенденция – укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную, хозяйственную и социальную инфраструктуру, что необходимо для эффективного решения вопросов местного значения и оказания услуг населению. В этом случае муниципальными образованиями являются только крупные города и сельские районы (районная модель). Вопрос: Как, по Вашему мнению, возможно преодолеть противоречие между этими тенденциями? Какой вариант разрешения этой дилеммы предлагает законодатель в Законе N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. Тема 8. Организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 1. Современное российское законодательство о местном самоуправлении допускает использование нескольких моделей организации местной власти. Первая модель. Предусматривает, что глава муниципального образования (мэр) и представительный орган местного самоуправления (совет) избираются непосредственно населением. Глава (мэр) выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Глава муниципального образования (мэр) доминируют над всеми иными муниципальными органами. Представительный орган (совет) выполняет функции нормотворчества, а также контроля за местной администрацией и мэром. Глава совета (спикер) избираемый из числа депутатов имеет достаточно серьезный политический вес, руководит деятельностью представительного органа (совета) Вторая модель. Представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются непосредственно населением. Однако глава такого образования (мэр) соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа (спикера). Функции главы администрации исполняет иное лицо (муниципальный менеджер), замещающее свою должность по контракту. Муниципальный менеджер непосредственно возглавляет осуществление исполнительно-распорядительных функций, распоряжается средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности, Глава муниципального образования (мэр), отдален от этих важных полномочий. Он в определенном смысле противопоставляется исполнительному аппарату местной власти и взаимодействует с администрацией только как официальный представитель жителей и представительного органа. Третья модель представляет собой разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования (мэр) избирается представительным органом муниципального образования из своего состава (мэр) Глава подотчетен представительному органу как его председатель (спикер). Хозяйственно-административные функции возложены на нанимаемого по контракту муниципального менеджера. Четвертая модель. Представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования (мэр) независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования (спикером) и главой местной администрации. Глава муниципального образования здесь выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности. Представительному органу он подотчетен и как глава администрации и как его, представительного органа, руководитель. Эта модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек. Пятая модель принципиально отличается от других моделей тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Шестая модель. Этот вариант предусмотрен только для муниципальных районов. При этом, прямые выборы в представительный орган района (районный совет, районное собрание) не проводятся и он формируется непрямым способом: из глав (мэров, старост) тех поселений, которые входят в состав этого муниципального района, а также из депутатов делегированных от представительных органов (советов) указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем (спикером). Вопрос: Какая организационно-правовая модель применяется в муниципальном образовании, на территории которого Вы проживаете (работаете, обучаетесь)? Оправдывает ли себя выбранная форма местного самоуправления? Если нет, то какую форму могли бы предложить Вы? Обоснуйте свою позицию по обоим вопросам. 2. В связи с законодательными новеллами 2005 года, предусматривающими переход от выборного порядка замещения должностей глав субъектов РФ (губернаторов, президентов) к их назначению Президентом РФ, усиленно дискутируется целесообразность отказа от выборности глав местного самоуправления муниципальных образований (в первую очередь мэров крупных городов и глав районов) в пользу их назначаемости сверху. Необходимость этого обосновывается также участившимися фактами коррупционности в среде муниципального руководства. Этот подход не является новым. В 1993 г. указами Президента РФ Б.Н. Ельцина (Указ N 1617 от 09.10.93 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления", Указ N 1760 от 26.10.1993 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации") устанавливалось, что главами местного самоуправления являются ранее назначенные (избранные) главы местных администраций. Однако, в последующем с принятием Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. был закреплен принцип выборности глав местного самоуправления либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Принцип избираемости глав местного самоуправления сохранен и в Законе N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. Вопрос: Какой из способов замещения должностей глав муниципальных образований (мэров, глав районов, старост и т.п.) Вы считаете наиболее целесообразным: - выборность глав местного самоуправления непосредственно населением; - выборность глав местного самоуправления представительным органом местного самоуправления; - назначение глав местного самоуправления властями субъектов Федерации; - назначение глав местного самоуправления властями федерального центра. Свой выбор обоснуйте. 3.В категории муниципальных служащих следует выделить группу лиц, занимающих муниципальные должности и обладающих «муниципально - властными» полномочиями. К их числу необходимо отнести муниципальных служащих, имеющих право давать указания, обязательные для исполнения другими муниципальными служащими, и принимать правовые акты, влекущие юридические последствия. В качестве примера таких муниципальных должностных лиц можно назвать, например, заместителей глав муниципальных образований, управляющих делами местных администраций. Вопрос: Можно ли отнести к муниципальным должностным лицам упомянутой группы главу муниципального образования и депутатов местного представительного органа, если учесть, что Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», разграничивая понятия «муниципальная должность» и «муниципальный служащий», закрепляет в ч. 2 ст. 2 норму о том, что «статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Федеральным законом не устанавливается». 4.Главы муниципальных образований играют ключевую роль в системе местного самоуправления, не просто возглавляя деятельность по осуществлению местного самоуправления, а олицетворяя власть на местном уровне. Естественно, наделяя глав муниципальных образований большим объемом властных полномочий, органы государственной власти РФ закрепляли в законодательстве систему правовых мер, которые должны были обеспечить ответственность глав муниципальных образований. Необходимо отметить такие виды их ответственности, как административно-правовая, уголовно-правовая и муниципально-правовая. Вопрос: В чем состоят основные отличия между процедурами муниципально-правовой ответственности главы муниципального образования перед государством, закрепленными в Законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. и от 6 октября 2003 г. Тема 9.Функциональные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 1.В Финляндии сферы деятельности (предметы ведения) муниципалитетов определены в самом общем виде: образование; здравоохранение; социальное обеспечение; техническая инфраструктура; контроль за сохранением окружающей среды. В законе о местном самоуправлении Дании вообще не раскрываются вопросы местного значения. Муниципалитеты Дании вольны заниматься любыми вопросами, которые они находят важными для местного сообщества, если только данные вопросы не являются компетенцией государства и не регулируются отраслевым законодательством. В частности, отраслевым законодательством регулируется организация библиотек и музыкальных школ. Если датский муниципалитет захочет открыть у себя муниципальную школу, он должен соблюдать определенные стандарты ее содержания. Исключительно местными нормативными актами регулируются такие вопросы, как строительство спортивных сооружений, поддержка спортивных клубов, программы помощи бедным. Вопрос: Возможно ли применение подобной схемы определения предметов в практике российского местного самоуправления. Обоснуйте свой ответ. На каких принципах основано определение компетенционных основ местного самоуправления в Российской Федерации? 2.В силу «слабости» местных бюджетов и неразвитости коммунальной и социальной инфраструктур небольшие муниципальные образования (сельские поселения, рабочие поселки, поселки городского типа и т.п.) могут испытывать затруднения в предоставлении муниципальных услуг населению. Зарубежный опыт предлагает множество вариантов решения задач, выходящих за рамки возможностей одного небольшого муниципального образования (например, организация межмуниципального транспорта или переработки отходов). Для этого необязательно создание надмуниципальных образований. Практикуются следующие варианты: · покупка услуг "большого" муниципалитета несколькими "маленькими" муниципалитетами (типичными услугами, по которым заключаются соглашения такого рода, являются приюты и кризисные центры); · создание организаций, в управляющие органы которых входят представители нескольких муниципалитетов (типичными примерами являются компании по обеспечению транспортными услугами); · партнерство между несколькими муниципалитетами в реализации крупных проектов (примером является строительство станции по переработке отходов) и другие. Вопросы: 1. Какой из предложенных вариантов на Ваш взгляд предпочтителен для России? Обоснуйте свой ответ. 2.Встречается ли какой-нибудь (какие-нибудь) из указанных вариантов в действующем российском муниципальном законодательстве? Ответ подтвердите ссылками на соответствующие нормы права. Тема 10. Финансово- материальные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 1. В 1995 году Законодательное собрание Иркутской области приняло закон “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Иркутской области”. В статье 32 закона закреплялось, что главное финансовое управление области направляет и координирует деятельность финансовых органов городов и районов; начальник главного финансового управления области назначает и освобождает от должности руководителей местных финансовых служб, устанавливает численный состав их работников, фонд оплаты труда, смету расходов. В то же время в области принят и действует Устав области, который не противоречит Конституции Российской Федерации и закрепляет права органов местного самоуправления на определение своей структуры, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, право получения дотаций и субвенций. Устав области также закрепляет нормы, в соответствии с которыми полномочия местного самоуправления не могут быть изъяты и ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти, а органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту. Расценив норму областного закона как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, Иркутская городская Дума и администрация города Иркутска обратились в суд с иском к законодательному собранию области и губернатору области о признании указанной выше части статьи 32 закона Иркутской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Иркутской области” недействительной. Вопросы: В какой суд следовало обращаться? Что является предметом спора? Входят ли невыборные органы в систему органов местного самоуправления? Решите дело. 2.При определении финансовых взаимоотношений центрального правительства и органов местного самоуправления в большинстве стран принят принцип финансовой автономии местных самоуправляющихся единиц. Это означает, что муниципальные образования являются независимыми в финансовом отношении, но они не могут расходовать больше средств, чем это позволяет местный бюджет. Однако, при определенных условиях, когда муниципальное образование оказывается не в состоянии управлять своими финансами, государство обычно представляет ему дополнительные субсидии, гарантирующие платежеспособность муниципального образования. Для муниципальных образований существуют, как правило, два вида источников доходов. Первый – это местные источники: налоги, компенсации и пошлины, штрафные станции и прибыли от муниципальных предприятий (самофинансирование). Второй – центральные источники: субсидии из муниципальных фондов, выделяемые центральным правительством или его структурами (министерствами), как общие субсидии, идущие на поддержку муниципалитетов, так и специальные, имеющие целевым назначением образование, социальное благосостояние, жилищное строительство (дотационное финансирование). Вопрос: Какой из двух указанных вариантов финансирования местного самоуправления вы считаете предпочтительным в российских условиях (свой ответ обоснуйте). Поясните сущность, причины и цели механизма финансового выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, применяемого в российской муниципальной практике? Какими нормативными актами это выравнивание регулируется? Тема 11. Местное самоуправление в городах федерального значения. 1.Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Города Москва и Санкт-Петербург представляют собой единые хозяйственные комплексы, в силу чего многие вопросы местного значения в них более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом. Так, например, с обеспечением работы транспорта непосредственно связано строительство дорог. Невозможно при всей целостности городского хозяйства в одном муниципальном образовании строить развязки и новые дороги, не строя их в других. Объекты социальной и производственной инфраструктуры размещены в этих городах неравномерно, а многие из этих объектов неделимы, что создает ситуацию, когда жители районов более «насыщенных» этими объектами в случае их полного перехода под эгиду районных властей получат преимущества в сравнении с иными территориями города. В связи с этим высказывается точка зрения (в данный момент она возобладала в муниципальном законодательстве), что в городах федерального значения к компетенции местного самоуправления не целесообразно относить вопросы, имеющие общегородское значение. Точно также, не представляется рациональным передавать в муниципальную собственность крупные и комплексные социальные и хозяйственные объекты городов федерального значения (теплосети, водопровод, транспортные коммуникации, медицинскую и образовательную инфраструктуру). Вопросы: Не считаете ли вы, что приведенные соображения должны предопределять специфику организации местного самоуправления не только в таких мегаполисах как Москва (10,5 млн. жителей) и Санкт-Петербурга (4,5 млн. жителей) но и в других российских городах – миллионерах (Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и др.), в которых также существует «необходимость сохранения единства городского хозяйства»? Проведите юридический и социально-экономический анализ возможности распространения на упомянутые города действия норм статьи 79 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ 2.Либерально настроенные ученые – муниципалисты считают, что ситуацию с местным самоуправлением в Москве и Санкт-Петербурге нельзя признать удовлетворительной. Как и предусмотрено Конституцией Российской Федерации, муниципальная власть на территории этих городов существует, однако ее роль в решении вопросов местного значения ничтожна. Так, на территории Москвы муниципалитеты не предоставляют фактически никаких муниципальных услуг, в Санкт-Петербурге их деятельность в основном сводится к благоустройству территории. Бюджеты муниципалитетов на территории Москвы на конец 2003 г. составляли 0,2% городского бюджета, в Санкт-Петербурге – 2,6%, бюджетная обеспеченность на 1 жителя составляла соответственно 80 и 441 рубль. Столь незначительная роль местного самоуправления обосновывается так называемым «принципом единства городского хозяйства», в соответствии с которым любая децентрализация власти чревата потерей управляемости и опасностью развала городской инфраструктуры. Именно на необходимость сохранения единства городского хозяйства и ссылается федеральное законодательство (ст.79 Закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), не раскрывая, однако, что имеется ввиду под этой формулировкой. Можно заключить, что на уровне муниципальных районов городов федерального значения, местное самоуправление занимает очень «слабые» позиции. Перечень и содержание реальных полномочий, численность объектов муниципальной собственности и размеры финансовых ресурсов, предусмотренных бюджетами городов федерального значения на нужды местного самоуправления являются крайне незначительными. Фактически местное самоуправление в Санкт-Петербурге и, особенно, в Москве имеет большую степень фиктивности. Вопрос: Возможно ли оправдать существенное ограничение возможностей местного самоуправления в городах федерального значения необходимостью сохранения единства городского хозяйства? Какие отрицательные последствия порождает подобная профанация местного самоуправления? Соответствует ли такое правовое регулирование местного самоуправления городов федерального значения нормам Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления 1985г.? Тема 12. Формы участия населения муниципальных образований в решении вопросов местной жизни. 1.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. впервые разграничивает понятия "собрание граждан" и "сход граждан", рассматривает их как самостоятельные формы прямого волеизъявления граждан, самостоятельные институты непосредственной демократии, имеющие собственное место, выполняющие специфические функции в системе местного самоуправления. Вопрос: 1.Выделите общие и особенные признаки правового статуса собраний и сходов граждан по месту жительства. 2.Как соотносятся собрания граждан по месту жительства, регулируемые Законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.., и собрания граждан, предусмотренные ст. 31 Конституции Российской Федерации? 2.В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС может осуществляться в пределах таких территорий, как подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом, двор; группа жилых домов, квартал; жилой микрорайон; небольшой сельский населенный пункт, не имеющий статуса поселения; иные территории проживания граждан. Вопрос: Зачем нужно ТОС, в чем заключается его общественная и хозяйственная целесообразность для полноценного функционирования местных сообществ? Тема 13. Организация выборов органов местного самоуправления и проведения местных референдумов 1.Характерной особенностью муниципального самоуправления Мексики, является то, что председатели и советники муниципалитетов, избранные прямым народным голосованием, не могут быть переизбраны на непосредственно следующий срок Должностные лица органов местного самоуправления, назначенные на должность независимо от ее наименования, не могут быть избраны непосредственно на следующий срок даже на другую должность в данном муниципалитете. Вопрос: Какие цели, по вашему мнению, преследовал мексиканский законодатель вводя подобные ограничения? Проанализируйте возможность подобной новации для российского местного самоуправления. 2.В городскую избирательную комиссию поступила просьба дополнить положение о выборах в городской Совет пунктом следующего содержания: “представительный орган местного самоуправления признается избранным, если в него избрано не менее 2/3 установленного количества депутатов”. Городская избирательная комиссия своим решением удовлетворила просьбу. Вопрос: Правильно ли поступила избирательная комиссия? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||