ВСГУТУ, международное право (практикум, темы 7-11)
Узнать стоимость этой работы
26.11.2014, 17:12

Тема 7. Дипломатическое и консульское право (Право внешних сношений государств)

1.Изучите следующие положения Конституции РФ:

 «Статья 80

...3. Президент Российской Федерации в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства пред­ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

...м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тических представителей Российской Федерации в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

...е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными послани­ями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Фе­дерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сийской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

...г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Фе­дерации.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

...д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государ­ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Каково соотношение полномочий Президента РФ и Правительства РФ, Президента РФ и Федерального Собрания РФ в сфере внешней политики? В каких нормативных актах законодательства Российской Федерации эти полномочия конкретизированы? Какие министерства и ведомства в структуре Правительства РФ специализируются на во­просах международных отношений?

2. При открытии дипломатического представительства России на территории государства А, власти государства А не согласились с пред­положительной численностью сотрудников посольства — 200 человек и предложили сократить ее до 150 человек.

Каким образом регулируются вопросы о численности персонала Венской конвенцией 1961 г.? Каким образом может быть разрешена данная ситуация?

3. Государство А открыло на территории государства В посольство. Государство В отказалось дать агреман на назначение в качестве посла г-на X, заявив при этом, что агреман не дан, поскольку г-н X — черно­кожий.

Квалифицируйте данную ситуацию. Обязательно ли указывать основания отказа в предоставлении агремана?

4. Государство А направило в государство В предложение об откры­тии своего посольства па территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посоль­ства не существует, поскольку связи между данными двумя государст­вами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций.

В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию.

Квалифицируйте данную ситуацию. Оцепите позиции государств.

5. Помещение посольства государства А захвачено террористами и используется в качестве позиции для стрельбы.

Возможно ли в целях пресечения их деятельности проникнуть в по­мещение посольства несмотря па предписания ст. 22 Венской конвен­ции о дипломатических сношениях 1961 г., которая гласит: «Помеще­ния представительства неприкосновенны. Власти государства пребы­вания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства»?

Могут ли власти государства пребывания задержать иностранного дипломата, если последний, находясь в нетрезвом состоянии, идет по улице с огнестрельным оружием?

6. Дипломат из государства А в государстве В был застигнут на мес­те преступления во время кражи документов из посольства государст­ва А. Государство А лишило его всех иммунитетов и привилегий.

Может ли А избежать судебного преследования за кражу в государ­стве В, мотивируя это тем, что преступление было совершено на «ино­странной почве»?

7.  Статья 22 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. гласит:

«1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти госу­дарства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с со­гласия главы представительства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность при­нимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвраще­ния всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбле­ния его достоинства.

3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пред­ставительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий».

Гражданин государства А скрывается па территории посольства государства В от судебного преследования за политические убеж­дения.

Является ли нарушением Конвенции о дипломатических сношени­ях 1961 г. ситуация, когда государство А с целью воздействия на госу­дарство В устанавливает мощные аудиоколонки недалеко от посольст­ва и в течение суток транслирует музыку в стиле рок? Могут ли пред­ставители государства А проникнуть на территорию посольства госу­дарства В без согласия посла?

Является ли нарушением международного дипломатического пра­ва ситуация, когда государство А начало строительство недалеко от территории иностранного посольства химического завода?

Является ли нарушением международного дипломатического пра­ва ситуация, когда сотрудники посольства (консульства) государства В во время выдачи виз гражданам государства А оскорбляют их, за­ставляют несколько часов ждать в очереди, требуют деньги за ускоре­ние прохождения процедуры выдачи визы?

8. 8 августа 1990 г., после того как Ирак объявил об аннексии Ку­вейта, всем дипломатическим представительствам было предписано закрыться. Было также заявлено, что персонал представительств ли­шается дипломатического иммунитета. Совет Безопасности ООН вы­разил протест против действий Ирака и потребовал отмены вышеуказанных распоряжений. 24 августа 1990 г. вооруженные силы Ирака окружили и блокировали незакрывшиеся представительства.

Может ли Ирак лишить дипломатического иммунитета сотрудни­ков иностранных представительств? Оцените действия Ирака с учетом следующих положений Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях 1961 г.

«Статья 2

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуще­ствляются по взаимному согласию.

Статья 9

1. Государство пребывания может в любое время, не будучи обяза­но мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государст­во, что глава представительства или какой-либо из членов дипломати­ческого персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является непри­емлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соот­ветственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в пред­ставительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.

2.  Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусмат­риваемые в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания мо­жет отказаться признавать данное лицо сотрудником представитель­ства».

11. После свержения в феврале 1979 г. иранского шаха новый ре­жим, который установился в Тегеране, не всегда был в состоянии вла­деть ситуацией, и в беспорядке, который из этого проистекал, некото­рые действия фактических властей выходили из-под контроля властей законных. В ноябре 1979 г. манифестанты атаковали американское по­сольство и, несмотря на призывы персонала посольства о помощи, ад­ресованные силам иранской безопасности, взяли некоторых американ­ских граждан, имеющих дипломатический статус, в качестве заложни­ков. Учитывая отказ иранских властей произвести эвакуацию посоль­ства и освободить заложников, США обратились в Международный Суд ООН.

Дайте международно-правовую оценку данной ситуации. Какие нарушения международного права совершены Ираном?

Тема 8. Право международных организаций

Задачи

1. Существует несколько систем финансирования деятельности международных организаций.

2. Величина взноса определяется в зависимости от размера валово­го национального дохода.

3. Величина взноса определяется в зависимости от заинтересован­ности конкретного государства в деятельности данной международной организации.

4. Величина взноса определяется исходя из численности населения государства- члена.

5.  Международная организация финансируется посредством взи­мания прямого налога с населения государств-членов.

Какую систему финансирования следует применять при финанси­ровании деятельности таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, ЕС?

2. Существует международное объединение клубов Ротари (Rotary International (RI), Rotary international; Rotary Internacional; Internationale Vereinigung der Rotarier) — буржуазное объединение националь­ных, большей частью закрытых клубов бизнесменов.

Движение по созданию клубов Ротари началось в 1905 г. в США, в Чикаго; в 1912 г. была организована Международная ассоциация клу­бов Ротари; нынешнее название принято в 1922 г. Всего насчитывается более 12 тыс. клубов Ротари в 128 странах Америки, Азии, Африки, За­падной Европы, с общим числом членов около 590 тыс.

Официальной целью клубов Ротари является содействие распро­странению принципа «идеального служения» обществу.

Высший орган — Конвент (собирающийся ежегодно) избирает правление и так называемых региональных,губернаторов. Во главе правления стоит президент. В штаб-квартире имеется 200 платных ра­ботников.

Доходы Организации складываются из членских взносов, доходов от подписных изданий и рекламы в периодических изданиях организа­ции, а также прибыли, получаемой от капиталовложений.

Объединение Ротари имеет консультативный статус (категория «В») при ЭКОСОС и (категория «С») при ЮНЕСКО.

Программа обеспечения стипендиями Фонда Ротари предостав­ляет возможность его стипендиатам учиться за пределами своих стран в течение года. Сумма стипендии составляет в среднем 3 тыс. долл. в год.

Издается журнал «Ротариан» («The Rotarian») на английском язы­ке и «Обозрение Ротари» («Revista Rotaria») на испанском языке, еже­годно публикуются отчеты об очередных Конвентах и другие издания, в том числе сборник практических советов членам клуба о том, как вес­ти борьбу за сохранение всеобщего мира — «Семь путей к миру» («Se­ven Paths to Peace»).

Официальные языки: английский, испанский, португальский, французский.

Штаб-квартира находится в США, имеются отделения в Лондоне и Цюрихе1.

Является ли объединение Ротари субъектом международного пра­ва? Может ли оно оказывать влияние па процесс формирования и реа­лизации норм международного права? Какие последствия вытекают из обладания Объединением Ротари консультативным статусом при ЭКОСОСи ЮНЕСКО?

3. Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтрали­тета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., подпи­санный представителями Австрии, Франции, Великобритании, Рос­сии, Португалии, Пруссии ,содержит следующие положения:

«Державы... сим актом торжественно признают всегдашний нейтра­литет Швейцарии и ручаются в целостности и неприкосновенности владений ее... Державы... признают, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независи­мости ее от всякого чуждого влияния»1.

Ссылаясь на данный акт, Швейцария отказалась присоединяться к ООН в качестве члена (это государство имеет статус наблюдателя).

Как вы считаете, каковы препятствия, вытекающие из этого акта, для членства Швейцарии в ООН?  

4. По свидетельству Я. Броунли, в последние годы рост общего чис­ла членов ООН и скромные размеры некоторых государств, подавав­ших заявление о приеме, заставили органы ООН заняться рассмотре­нием вопроса о возможности установления какой-либо формы ассоци­ированного членства в ООН. Такой режим мог бы предусматривать от­сутствие   права   на   избрание   в   члены   Совета    Безопасности, возможность участия в работе Генеральной Ассамблеи без права голо­са, льготные условия в отношении участия в расходах ООН и доступ к ресурсам специализированных учреждений, таких как Всемирная ор­ганизация здравоохранения. Предстоит решить много проблем, и не в последнюю очередь проблему определения критериев для обычного членства в ООН1.

Как можно расценить данные предложения?

5. Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, ис­пользуемая в этом органе, вызывают критику со стороны многих юрис­тов и национальных правительств. Юридические аргументы заключа­ются в том, что наличие института постоянного членства не соответст­вует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая ар­гументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Ин­дия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изме­нен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом?

6. В 1948 г. во время первой фазы арабо-израильского конфликта, ООН отправила в Палестину в качестве посредника шведского графа Бернадотта. Вскоре после прибытия на место он был убит израильски­ми экстремистами. Встал вопрос: в случае, если сотруднику ООН, дей­ствующему при исполнении своих обязанностей на службе ООН, при­чинен ущерб, обладает ли ООН способностью выдвинуть в отноше­нии ответственного за ущерб государства международно-правовую претензию о взыскании убытков? Как соотносится требование ООН с правами государства, гражданином которого является потерпевшее лицо?

Устав ООН не содержит каких-либо положений, напрямую регули­рующих возможность заявления такого требования.

Попытайтесь ответить на данный вопрос.

7. Ознакомьтесь со следующими положениями Устава ООН: «Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами:

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживают­ся в их международных отношениях от угрозы силой или ее примене­ния как против территориальной неприкосновенности или политиче­ской независимости любого государства, так и каким-либо другим об­разом, несовместимым с целями Объединенных Наций;

Статья  39

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекоменда­ции или решает о том, какие меры следует предпринять...

На основе этих положений Устава ООН ответьте па вопрос: пред­ставляет ли угрозу миру ситуация, сложившаяся в 1992 г. в Сомали? Вот как описывает эти события О. Пелиссер: «В декабре 1992 г., когда средства массовой информации старались вызвать во всем мире со­страдание, привлекая внимание к голоду в Сомали и невозможности предоставления гуманитарной помощи нуждающимся из-за столкно­вений между вооруженными группировками, Совет Безопасности в ре­золюции № 794 решил санкционировать массированное военное вме­шательство с участием американских войск, чтобы обеспечить достав­ку гуманитарной помощи населению Сомали. Перед этим Генеральный Секретарь направил Совету Безопасности письмо, в котором охарактеризовал создавшееся положение как угрозу миру»1.

Можно ли охарактеризовать как угрозу международному миру и безопасности:

государственный переворот и приход к власти милитаристски на­строенного правительства;

гражданскую войну;

поощрение международного терроризма (отказ от выдачи преступ­ников);

всеобщую мобилизацию;

высокий уровень преступности, в том числе и международной, в ка­ком-либо государстве;

невыполнение рекомендаций Совета Безопасности ООН по поводу урегулирования международного спора?

8. Один из аргументов госдепартамента США, приводимых в обо­снование проведения силами НАТО бомбардировки Югославии в 1999 г., заключался в следующем. Данные действия получили санкцию со стороны Совета Безопасности ООН. Эта санкция носит молчали­вый характер. Совет Безопасности ООН не осудил эти действия, сле­довательно, он их одобряет и санкционирует.

Как можно расценить подобную мотивацию?

9. Можно ли считать СНГ: региональной международной организацией; международной организацией общей компетенции; международной организацией с высокой степенью интеграции го­сударств-членов;

эффективной международной организацией; наднациональной международной организацией? Подкрепите ответ ссылками па Устав СНГ.

10. Государство А, член СНГ, заявило о своем намерении выйти из этой организации. Возможно ли это, несмотря на то, что Устав СНГ 1993 г. не содержит никаких специальных положений, касающихся вы­хода из этой международной организации?

11. В соответствии со ст. 4 Устава Совета Европы 1949 г. «любое ев­ропейское государство, которое рассматривается как способное и стре­мящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглаше­но Комитетом министров стать членом Совета Европы». Статья 3 Устава Совета Европы гласит: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользо­ваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в гла­ве I».

В 2005 г. данная организация планирует рассмотреть вопрос о член­стве в ней кавказских государств (Грузии, Армении, Азербайджана), в 2010 г. — среднеазиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Турк­менистана, Таджикистана). Соответствует ли действующему междуна­родному праву ситуация, когда членами международной региональной организации являются государства, не относящиеся к данному регио­ну? Еще ранее критике за нарушение принципа регионализма в совет­ской юридической литературе подвергалось НАТО в связи с членст­вом в данной организации государств, не относящихся к Северо-Ат­лантическому бассейну (Турция, Греция).

12. В начале марта 2001 г. в Швейцарии состоялся общенациональ­ный референдум, на котором 77% населения страны высказалось про­тив немедленного начала переговоров с Европейским Союзом относи­тельно вступления в эту организацию.

Какие существуют аргументы за и против вступления Швейцарии в Европейский Союз? Возможно ли в ближайшее время вступление Рос­сийской Федерации в эту организацию? Целесообразно ли членство РФ в Европейском Союзе?

Тема 9. Международное гуманитарное право

Блок А

1. Гражданство — это:

а) политико-правовая связь человека с государством, выражающая­ся в наличии взаимных прав и обязанностей;

б) правоотношение, субъектами которого являются лицо и государ­ство, содержанием которого являются основные права и обязанности в публичной сфере;

в) правовое свойство физического лица, выражающееся в его при­надлежности к определенному государству;

г) договор особого рода между человеком и государством;

д) правовая связь между отдельным лицом и государством без ука­зания этнического происхождения этого лица;

е)  правовая связь, имеющая в качестве своей основы социальный факт привязанности, подлинную связь существования интересов и чувств наряду с существованием взаимных прав и обязанностей.

Какое из этих определений является наиболее точным? Дайте оцен­ку каждому определению.

2. Есть ли необходимость в определении гражданства юридическо­го лица? Как можно было бы это гражданство определить?

3. Г-н Ноттебом, родившийся в Гамбурге, был гражданином Герма­нии. В 1905 г. он переехал в Гватемалу, где основал свое дело, прино­сившее достаточно большие доходы. Иногда он совершал деловые и ту­ристические поездки в Германию, в другие страны, а также в Лихтенштейн, где один из его братьев проживал с 1931 г. В 1939 г., примерно в конце марта, он покинул Гватемалу и по всей видимости приехал в Гам­бург, откуда совершил несколько поездок в Лихтенштейн, где его при­сутствие было обнаружено в начале октября 1939 г.

9 октября 1939 г., спустя чуть более одного месяца после начала Второй мировой войны, он ходатайствовал о получении гражданства Лихтенштейна, которое вскоре и было ему предоставлено в упрощен­ном порядке. В начале 1940 г. Ноттебом вернулся в Гватемалу, где во­зобновил свою обычную деятельность. Во время Второй мировой вой­ны Гватемала обошлась с ним как с вражеским гражданином, он был интернирован, его имущество было конфисковано1.

Законны ли меры, принятые властями Гватемалы? Дает ли данная ситуация достаточное основание Лихтенштейну оказывать диплома­тическую защиту Ноттебому в отношениях с Гватемалой?

4. С т а т ь я 3 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. гласит: «1. Каждое государство определяет в соответствии со своим законо­дательством, кто является его гражданами.

2. Это законодательство признается другими государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям, между­народному обычному нраву и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства».

В некоторых странах Латинской Америки (в частности, в Брази­лии) в законодательстве предусматривалось автоматическое наделе­ние гражданством, в случае приобретения на территории этого госу­дарства недвижимого имущества.

Соответствует ли законодательство этих государств принципам международного права в области гражданства? Как можно эти принци­пы определить?

5. С т а т ь я 3 Закона РФ «О гражданстве РФ» гласит:

«1. За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Феде­рации.

2. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено но его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.

3. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное граждан­ство, не могут па этом основании быть ограничены в правах, уклонять­ся от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственно­сти, вытекающих из гражданства Российской Федерации».

Как вы понимаете ч. 1 настоящей статьи? Означает ли она запрет гражданам РФ иметь второе гражданство в случае отсутствия между­народного договора РФ? Как вы понимаете ч. 2 настоящей статьи? Не дублирует ли она часть 1? Означает ли ч. 3 настоящей статьи, что в слу­чае наличия у гражданина РФ гражданства другого государства, он должен нести обязанности сразу в двух государствах?

6. В чем преимущества и недостатки обладания двойным граждан­ством? Преимущества и недостатки положения лица без гражданства?

7. Иностранец — это:

лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации; лицо, имеющее гражданство иностранного государства; лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Какое определение является наиболее точным?

8. В каких из перечисленных областей иностранцам предоставлен национальный режим, а в каких — специальный:

трудовая деятельность; отдых;

охрана здоровья; социальное обеспечение; создание ассоциаций;

имущественные и личные неимущественные права; получение образования; пользование достижениями культуры; свобода совести; брачные и семейные отношения; неприкосновенность личности и жилища; передвижение на территории РФ и выбор места жительства; налоги и сборы; судебная защита; избирательное право; воинская служба.

В каких случаях целесообразно устанавливать режим наибольшего благоприятствования?

Блок Б

1.Одинаково ли содержание прав человека в различных государст­вах? Если пет, то был ли смысл в принятии Пактов о нравах человека 1966 г.? Одинаково ли содержание прав человека в зависимости от ку­льтурных, исторических и религиозных характеристик государства? Связано ли соблюдение прав человека:

с образованием,

с экономикой,

с научно-техническим прогрессом.

2. Являются ли права и свободы, перечисленные в Пактах о правах человека 1966 г., одинаково ценными для демократического общества, либо возможно построить их иерархию? Если верным является второй вариант, то укажите, какие права и свободы являются наиболее важ­ными?

3. В соответствии со ст. 10 (и. 2) Международного пакта об эконо­мических, социальных и культурных правах 1966 г. «особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и по­сле родов. В течение этого периода работающим матерям должен пре­доставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными посо­биями но социальному обеспечению».

Можно ли считать, что российское законодательство предоставляет матерям охрану в течение достаточного периода — трех лет после ро­дов?

4. Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или нака­занию».

Г-н Тайлер (15 лет) напал на старшеклассника и избил его. В тот же день он был приговорен к трем ударам розгами на основании существу­ющего местного закона о-ва Мэн (Великобритания). Процедура произ­водилась при участии отца, двое полицейских держали Тайлера, тре­тий производил наказание. При порке присутствовал врач.

Считаете ли вы данную практику нарушением ст. 3 Конвенции 1950 г.?

Учтите следующие факты:

телесные наказания существуют только на о-ве Мэн;

целью наказаний по закону является сдерживание хулиганов и под­держание правопорядка;

жители о-ва Мэн высказываются за сохранение таких наказаний как очень эффективных;

порка является альтернативой заключения под стражу.

5. С целью борьбы с ИРА (Ирландская республиканская армия) власти Северной Ирландии с августа 1971 г. по декабрь 1975 г. ввели в действие ряд актов, допускавших внесудебные аресты, задержание и интернирование. Режим обращения с арестованными предусматривал, в частности, применение следующих методов для дезориентации («ли­шения сенсорного восприятия»):

 а) стояние у стены в течение несколь­ких часов в распластанном положении;

б) надевание капюшонов, кото­рые снимали только во время допросов;

в) шумовое воздействие — со­держание до допросов в помещении при постоянном и громком звуке; г) лишение сна ожидавших допросы;

 д) лишение пищи и воды непо­средственно перед допросами.

Имело ли место нарушение ст. 3 Конвенции 1950 г.?

При решении задачи учтите следующие обстоятельства.

Использование этих методов помогло выявить 700 членов ИРА.

Использование этих методов не вызывало телесных повреждений кроме потери веса и острых психических симптомов у некоторых за­ключенных.

Эти меры предпринимались с целью разоблачения террористиче­ских актов, повлекших в общей сложности смерть более 1100 человек.

6. Статья 4 Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод 1950 г. гласит:

«1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном со­стоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязате­льному труду.

3. Для целей данной статьи термин «принудительный или обязате­льный труд» не включает:

а) любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находя­щееся в заключении, согласно положениям статьи 5 настоящей Кон­венции или условно освобожденное от такого заключения;

б) любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве за­конного   признается   отказ   от   военной   службы   на   основании вероисповедания, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

в)  любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положе­ния или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

г) любую работу или службу, которые входят в обычные граждан­ские обязанности».

Чем отличается рабство от подневольного состояния?

Г-н Ван дер Мюсель, гражданин Бельгии, закончил юридический факультет и работает адвокатом. По нормам, действующим в Бельгии, в определенных случаях адвокат должен оказывать юридическую по­мощь бесплатно и независимо от своего желания. По мнению г-на ван дер Мюселя, в данном случае можно говорить о нарушении п. 2 ст. 4 Конвенции 1950 г.

Прав ли бельгийский юрист?

7. С т а т ь я 5 Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод 1950 г. гласит:

«1. Каждый имеет право па свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

а) законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом;

б) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязатель­ства, предписанного законом;

в) законный арест или задержание лица, произведенные в целях пе­редачи его компетентному судебному органу по обоснованному подо­зрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются до­статочные основания полагать, что задержание необходимо для пре­дотвращения совершения им правонарушения или чтобы помешать ему скрыться после его совершения;

г) задержание несовершеннолетнего лица па основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задер­жание для передачи лица компетентному органу;

д) законное задержание лиц с целью предотвращения распростра­нения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкого­ликов, наркоманов или бродяг;

е) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принима­ются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понят­ном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обви­нение.

3. Каждое арестованное или задержанное в соответствии с положе­ниями пункта 1 (с) дайной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право па судебное разбира­тельство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления га­рантии явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право па разбирательство, в ходе которого суд быстро решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобожде­нии, если задержание незаконно.

5.  Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию.

Согласно законам 1956 и 1965 гг., суды в Италии могли выносить распоряжения о принятии превентивных мер в отношении лиц, представляющих угрозу для безопасности и общественной нравственности, в том числе в отношении тунеядцев, бродяг и лиц, являющихся члена­ми мафии. Среди этих мер было полномочие устанавливать прожива­ние в определенном районе. В 1975 г. миланский суд предписал г-ну Гуццарди поселение па небольшом острове Азинара около Сардинии, где жилая зона имела площадь в 2,5 кв. км.

Имело ли место нарушение ст. 5 Конвенции 1950 г.?

Оцепите следующие обстоятельства:

заявитель мог выходить из своего жилища в любое время с 7 до 22 часов;

в течение 14 месяцев из 16, проведенных им на острове, с ним были его жена и сын;

уважались неприкосновенность его жилища и семейной жизни, он мог встречаться с жителями острова без ограничений, при получении разрешения выезжать на Сардинию, посылать и получать письма без ограничений, пользоваться телефоном, оставив карабинерам фамилию и помер своего собеседника;

итальянское правительство утверждало, что Гуццарди является бродягой в смысле п. «е» ст. 5 Конвенции, поскольку невозможно выя­вить источник его средств для существования и род его деятельности.

8.  Г-и Уикс, угрожая стартовым пистолетом, заряженным холо­стыми патронами, украл из магазина 35 пенсов. Он был осужден за раз­бой и приговорен к пожизненному заключению. В Великобритании та­кой приговор иногда позволяет заключенному освободиться быстрее, чем в случае приговора с фиксированным сроком заключения. Через 10 лет он был освобожден условно министром внутренних дел, кото­рый действовал но рекомендации Совета по условному заключению. После освобождения г-н Уикс совершил ряд преступных деяний, его условное освобождение было отменено, приказом министра он снова был водворен в тюрьму отбывать пожизненное заключение.

По мнению г-па Уикса имело место нарушение п. 1 и 4 ст. 5 Конвен­ции 1950 г. Прав ли он?

9. Четырнадцатилетняя девочка, гражданка Швеции, ушла из дома, чтобы жить с молодым человеком, своим другом. Ее родители об­ратились к властям и девочка была принудительно возвращена домой.

Имело ли место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.?

10.  Г-н Гаскин потребовал от властей Великобритании предостав­ления в его распоряжение сведений, касающихся его пребывания в детских домах. Соответствующие документы были составлены в раз­ное время разными людьми (директора, воспитатели детских домов). По законодательству Великобритании для ознакомления с докумен­тами подобного рода требуется согласие лиц, составлявших их. В дан­ном случае это было невозможно, так как некоторые составители уже умерли.

Г-ну Гаскину было отказано.

Нарушена ли ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.?

11. Г-н Бельджуди, гражданин Алжира, проживающий во Франции, совершил ряд уголовных преступлений. Власти Франции приняли ре­шение о его депортации в Алжир. У г-на Бельджуди имеется жена, гражданка Франции, не знающая арабского языка. Родители г-на Бельджуди и его ближайшие родственники проживают во Франции, сам он родился и прожил в этой стране более 40 лет.

Нарушает ли решение французских властей о депортации ст. 8 Кон­венции 1950 г.?

12. Г-н Барфод, гражданин Дании, написал статью для журнала «Грепланд данск», в которой критиковалось решение Высокого суда Гренландии о взыскании налога с датских граждан, работающих на американских базах. В состав суда входили профессиональный судья и двое внештатных судей, которые работали в правительстве. В статье утверждалось, что на решение суда повлияла работа в правительстве непрофессиональных судей. Г-н Барфод был обвинен в клевете, осуж­ден и подвергнут штрафу.

Нарушена ли ст. 10 Конвенции 1950 г.?

С т а т ь я 35 Конвенции о защите прав человека и основных сво­бод 1950 г. гласит:

«1. Суд1 может принимать дело к рассмотрению, только если были использованы все внутренние средства защиты, и рассматривать дело в соответствии с общепризнанными нормами международного права и лишь в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного реше­ния национальными органами.

2. Суд не рассматривает любую жалобу, которая:

а) является анонимной, или

б) является по существу аналогичной той, которая уже была рас­смотрена Судом или уже является предметом другой процедуры меж­дународного разбирательства или урегулирования, и если она не со­держит относящейся к делу повой информации.

3. Суд считает неприемлемой любую жалобу, которую он считает несовместимой с положениями настоящей Конвенции, явно необосно­ванной или злоупотребляющей правом подачи жалобы».

Какие внутренние средства защиты гражданина существуют в РФ? В какой момент гражданин РФ, считающий, что его нрава нарушены на основании федерального закона, может обратиться в Европейский Суд по правам человека:

после вынесения решения судом первой инстанции;

после вынесения решения судом в кассационной инстанции;

после отклонения судом протеста прокурора в порядке надзора;

после вынесения Конституционным Судом РФ решения но заявле­нию гражданина?

Можно ли считать эффективным средством правовой защиты:

Институт Уполномоченного но правам человека РФ;

Комиссию но помилованию при Президенте РФ?

Приведите примеры жалоб, поданных в Европейский Суд по пра­вам человека:

несовместимых с положениями Конвенции;

явно необоснованных;

злоупотребляющих правом подачи жалобы.

Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

1. Представляет ли каперство (захват иностранных торговых судов на основании государственной лицензии) преступление международ­ного характера? Международное преступление?

2. В международном уголовном праве большое значение имеет по­нятие «политическое преступление». В каких случаях это понятие имеет значение? Что такое политическое преступление? Какой при­знак состава преступления является определяющим для «политиче­ских преступлений»? Что должно учитываться: политические цели, политические мотивы или политические результаты деяния? Какие конкретно преступления объединяет это понятие?

3. Ознакомьтесь с определением геноцида в международном праве. Статья II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. гласит:

«В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или час­тично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиоз­ную группу, как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в)  предумышленное создание для какой-либо группы таких жиз­ненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физи­ческое уничтожение ее;

г)  меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».

Подпадают ли под признаки данного деяния следующие события: Варфоломеевская ночь;

Истребление американских индейцев и помещение их в резер­вации;

Бомбардировка Хиросимы?

4. Ознакомьтесь со ст. 2 и 3 Устава международной организации уголовной полиции (Интерпол).

Статья 2

Организация имеет целью:

«а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учрежде­ний) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно спо­собствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней».

Статья 3

«Организации категорически запрещается осуществлять какое-ли­бо вмешательство или деятельность политического, военного, религи­озного или расового характера».

Какие формы деятельности Интерпола вы знаете? Достаточно ли деятельности Интерпола для борьбы с международной преступно­стью? В чем причины ограничений деятельности Интерпола, преду­смотренных ст. 3?

Попадают ли в сферу деятельности Интерпола следующие деяния:

покушение на Папу Римского, осуществленное террористом-мусу­льманином;

нападение боевиков арабской террористической группы «Черный сентябрь» на израильских спортсменов во время XX Олимпийских игр (1972 г., г. Мюнхен)?

5. Каковы цели выдачи:

обеспечение эффективного наказания преступников; выполнение требований международной вежливости; подтверждение уважения к системе правосудия в иностранном го­сударстве;

уменьшение недоверия между государствами; обеспечение универсальной справедливости?

Для решения следующих задач ознакомьтесь с некоторыми поло­жениями УК РФ:

«Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, со­вершивших преступление на территории Российской Федерации

1.  Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Ко­дексу.

2.  Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются со­вершенными на территории Российской Федерации. Действие настоя­щего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздуш­ном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уго­ловной ответственности но настоящему Кодексу, если иное не преду­смотрено международным договором Российской Федерации. По на­стоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, со­вершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических предста­вителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нор­мами международного права.

Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, со­вершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1.  Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступле­ние вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответст­венности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние при­знано преступлением в государстве, па территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государст­ве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верх-пего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государ­ства, на территории которого было совершено преступление.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дис­лоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступле­ния, совершенные на территории иностранного государства, несут уго­ловную ответственность но настоящему Кодексу, если иное не преду­смотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственно­сти по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотрен­ных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголов­ной ответственности на территории Российской Федерации.

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2.  Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранно­му государству для привлечения к уголовной ответственности или от­бывания наказания в соответствии с международным договором Рос­сийской Федерации».

6. Подлежит ли уголовной ответственности по УК РФ российский гражданин, совершивший преступление против российских интересов, если это деяние не признается преступлением по законодательству со­ответствующего иностранного государства? Изменится ли ответ в за­висимости от вариантов:

гражданин РФ совершил государственную измену; гражданин РФ совершил кражу на территории посольства?

7. Подлежит ли гражданин Российской Федерации ответственно­сти за преступление, совершенное на иностранном корабле во время его нахождения в открытом море (варианты: кража, убийство, государ­ственная измена, торговля наркотиками)?

8. В случае если преступление совершено иностранцем в отноше­нии иностранца во время захода иностранного корабля в российский порт, подлежит ли преступник уголовной ответственности по УК РФ (варианты: кража, убийство, государственная измена, торговля нарко­тиками)?

9. Из Стамбула в Москву 15 марта 2001 г. вылетел пассажирский лайнер ТУ-154. Во время полета лайнер был захвачен террористами и по их требованию приземлился в аэропорту г. Медины (Саудовская Аравия). Террористы — Супьян Арсаев, его сын (Идрисхан Арсаев) и племянник (Депи Магомедзаев) изначально не планировали убивать заложников, а также не требовали выкупа. Они настаивали на проведе­нии политических переговоров по поводу политического статуса Чеч­ни и просили правительство Саудовской Аравии продемонстрировать по телеканалам пленку, касающуюся предполагаемых нарушений прав человека в Чечне.

16 марта подразделения сил безопасности Саудовской Аравии штурмовали самолет. В ходе штурма один террорист был убит, еще двое обезоружены. Кроме того, сотрудниками спецназа Саудовской Аравии были убиты бортпроводница Юлия Фомина и один из пассажиров — гражданин Турции.

Дайте квалификацию действиям террористов. Дайте квалифика­цию действиям властей Саудовской Аравии. Несет ли Саудовская Ара­вия ответственность за гибель бортпроводницы и пассажиров? Дол­жны ли захваченные террористы быть выданы Российской Феде­рации?

10. В августе 2001 г. министр внутренних дел Германии О. Шили на встрече в Риме с министром внутренних дел Италии К. Скайола пред­ложил создать общеевропейские полицейские силы по борьбе с анти­глобалистами, участившиеся выступления которых показали неспо­собность полиции европейских государств препятствовать проведе­нию мероприятий, направленных на срыв международных совещаний.

Как можно оценить данное предложение? Следует ли бороться с антиглобализмом па уровне международного права? Каково ваше от­ношение к концепции антиглобализма?

Тема 11. Государственная территория и другие пространства в  международном праве

1. Постановления ст. 3 Анконского мирного договора от 20 октября 1883 г. о плебисците на территории Такна и Арика вызвали продолжи­тельный спор между Чили и Перу. В соответствии с данной статьей данные территории в течение десяти лет остаются во владении Чили, а затем их государственная принадлежность будет определена при помо­щи плебисцита. Государство, к которому будут присоединены данные территории, уплатит другому государству 10 млн долл.1               

Правомерно ли использование плебисцита при определении госу­дарственной принадлежности спорной территории? Какие трудности при этом могут возникнуть? Какие альтернативы плебисциту могут су­ществовать?

2.  Острова Минкьер и Екреу находятся между Джерси, одним из британских островов в проливе Ла-Манш, и французским побережь­ем. Екреу находятся на расстоянии 3,9 мили от Джерси и 6,6 мили от французского побережья, Минкьер — 9,8 мили и 16,2 мили соответст­венно. 8 миль — расстояние между островами Минкьер и островами группы Шусси, принадлежащими Франции. Правительство Великоб­ритании ссылалась на факт завоевания Англии герцогом Нормандии в 1066 г. Союз между Англией и герцогством Нормандия, созданный в результате   этого   завоевания,   охватывал   и   острова   в   проливе Ла-Маиш. Союз существовал вплоть до 1204 г., когда Филипп-Август Французский завоевал континентальную Нормандию. Однако его по­пытки занять острова не увенчались успехом и таким образом Вели­кобритания полагает, что острова Ла-Манша, включая Минкьер и Ек­реу, продолжают принадлежать Англии и что данная ситуация была фактически признана договорами, заключенными позднее между дву­мя сторонами.

В свою очередь французское правительство усматривало существо­вание благоприятной для себя презумпции в наличии вассальной связи между королем Франции — сувереном Нормандии в целом и коро­лем Великобритании — его вассалом, в части этих территорий. Однако правительство Великобритании утверждало, что титул французских королей в отношении Нормандии был чисто номинальным.

Документы показывают факт существования тесных связей между Екреу и Джерси. В начале XIX в. эти связи укрепились в силу возрос­шего значения ловли устриц. Другие доказательства, относящиеся к концу XVIII в., к XIX в. и к XX в., связаны с расследованиями, проводи­мыми властями Джерси по поводу трупов, найденных на о-вах Мипкь-ер, возведением жителями Джерси домов на островах, регистрацией в Джерси контрактов купли-продажи недвижимости, находившейся на островах.

Французское правительство ссылалось на запрет рыбной ловли в районе Екреу и Шусси, изданный властями Джерси в 1646 г., и на акт 1692 г., в котором власти Джерси ограничивали посещение этих ост­ровов. Оно также ссылается на дипломатическую переписку между двумя правительствами в начале XIX в., приложением к которой были карты, по которым Екреу, по крайней мере в части, рассматри­вались как находящиеся вне зоны Джерси в качестве ничейной земли (res nullus). В ноте, адресованной Великобритании 15 декабря 1886 г., француз­ское правительство в первый раз выразило свои притязания в отноше­нии Екреу.

Французское правительство обращало внимание на следующие факты. Оно утверждало, что о-ва Минкьер находятся в зависимости от о-вов Шусси, подаренных герцогом Нормандии аббатству Мон-Сен-Мишель в 1022 г. В 1784 г. между французскими властями велась переписка по поводу предоставления права использования островов французскому гражданину. Французское правительство утверждало, что с 1851 г., оно проводило работы по установлению буев для судоходства и освещению о-вов Минкьер. Буи, установлен­ные французским правительством, находились вне островных ри­фов, предназначались для облегчения навигации, связанной с входом и выходом из французских портов и защиты судов от опасности про­ходов вблизи о-вов Минкьер. Французское правительство также ссылалось на официальные визиты, осуществленные французскими властями на острова, а также на факт строительства дома в 1939 г. на одном из островов по субсидии мэра г. Гранвиля (континентальная Нормандия).

Попробуйте на основе вышеприведенных фактов определить госу­дарственную принадлежность данных островов.

3.  Предметом спора между Камбоджей и Таиландом, рассмот­ренного Международным Судом ООН в 1962 г., являлся суверени­тет над окрестностями храма Преах-Вихеар. Это святилище, час­тично разрушенное, возведено на одном из выступов горной цепи Дангрек. Граница между двумя странами в 1904  и 1908 г. была установлена Францией, ответственной за международные отноше­ния Индокитая, и Сиамом (Таиланд). Речь шла, в частности, о при­менении конвенции 1904 г. Эта конвенция установила основные контуры границы, точная линия которой должна была быть уста­новлена смешанной франко-сиамской комиссией. В том секторе Дангрек, где находится Преах-Вихеар, граница должна была следо­вать по линии водораздела.

Карты, на основе которых смешанная комиссия установила грани­цу, были составлены осенью 1907 г. группой французских офицеров, Среди них была карта Дангрека, в соответствии с которой Преах-Вихе­ар находится на территории Камбоджи. На основе этой карты Камбод­жа основывает свои права на данную территорию. Однако уже с 1934—1935 гг. было очевидно расхождение между линией водораздела и линией границы (в это время было проведено топографическое ис­следование). В соответствии с действительной линией водораздела за­мок должен находиться в Таиланде.

Правительство Таиланда обнаружило свою заинтересованность в данной проблеме в 1958 г., перед переговорами с Камбоджей1.

Дайте международно-правовую оценку позиций Таиланда и Кам­боджи. Может ли Таиланд ссылаться на ошибку, совершенную топо­графами? Может ли Камбоджа ссылаться на истечение срока давности предъявления требования? Как можно определить срок давности по дан­ному делу, если общая конвенционная или обычная норма отсутствуют?

4.  Со времен колониализма Португалия обладала рядом террито­рий на Северо-Западе индийского полуострова. Эти территории были со всех сторон окружены Индией (анклавные территории). После при­обретения независимости Индия заявила протест против прохода че­рез свою территорию португальских вооруженных сил, направляемых с целью наведения порядка и принятия мер против местного населения, недовольного португальским присутствием.

Португалия в 1955 г. обратилась в Международный Суд ООН с претензией к Индии, потребовав предоставления ей права прохода через индийскую территорию. Была сделана ссылка на концепцию сер­витута1.

Должна ли претензия Португалии быть удовлетворена? От чего за­висело решение Международного Суда ООН по данному делу?

5. В результате присоединения Польши и Литвы к ЕС и к НАТО, Кали­нинградская область в составе России превратилась в анклав внутри го­сударств — членов ЕС и НАТО.

Какие последствия для данной территории могут вытекать из дан­ного факта, и в чем должны проявляются основные особенности меж­дународно-правового регулирования проблемы Калининградской области?

6. В 1654 г. казачий десятник Стадулин открыл для России Куриль­ские острова, автохтонное население которых составляли айны, не имевшие собственной государственности. Вплоть до конца XVIII в. российские промысловики вели активный пушной промысел на остро­вах. В 1799 г. японские рыболовные суда стали останавливаться на о. Кунашир, а в 1800 г. — на о. Итуруп, где были снесены православные кресты и поставлена стела, обозначавшая принадлежность этих терри­торий японскому императору. В 1805 г. российские корабли «Юнона» и «Авось» вновь захватили острова и установили на них российский флаг. В 1855 г. между Николаем I и японским императором был подпи­сан договор о мире и дружбе, в соответствии с которым Сахалин опре­делялся как совместное владение двух монархий, а Курильские остро­ва были разделены границей, проходившей между островами Итуруп и Уруп. Таким образом, к России отошли Северные Курилы, а к Япо­нии — Южные, т.е. о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи.

11 февраля 1945 г. главы трех государств (СССР, Великобритании и США), союзников во Второй мировой войне, подписали документ, предусматривающий обязательство СССР вступить в войну с Япо­нией, а также предусматривающий в качестве одного из условий вы­полнения этого обязательства передачу Советскому Союзу Куриль­ских островов. В августе 1945 г. СССР высадил десант на Курильских островах, и с этого момента они находятся под юрисдикцией СССР (в настоящее время — Российской Федерации).

В 1956 г. СССР и Япония подписали и ратифицировали совмест­ную Декларацию, в соответствии с которой «СССР, идя навстречу пожеланиям Япнии и учитывая интересы японского государства, согла­шается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан. — В.Т.), с тем, однако, что фактическая передача этих остро­вов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». В настоящее время мирный договор отсутст­вует. Япония настаивает на передаче всех четырех островов, Россия в настоящее время согласна обсуждать только судьбу острова Шикотан и гряды Хабомаи.

Попытайтесь от имени МИД РФ сформулировать позицию отно­сительно принадлежности Курильских островов.

О рассмотрении этого дела в Международном Суде ООН см.: Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный Суд ООН. М., 1971. С. 65—66, 86—89.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика