Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Международное право |
26.11.2014, 17:12 | |
Тема 7. Дипломатическое и консульское право (Право внешних сношений государств) 1.Изучите следующие положения Конституции РФ: «Статья 80 ...3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Статья 83 Президент Российской Федерации: ...м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Статья 84 Президент Российской Федерации: ...е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Статья 86 Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Статья 102 1. К ведению Совета Федерации относятся: ...г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Статья 114 1. Правительство Российской Федерации: ...д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Каково соотношение полномочий Президента РФ и Правительства РФ, Президента РФ и Федерального Собрания РФ в сфере внешней политики? В каких нормативных актах законодательства Российской Федерации эти полномочия конкретизированы? Какие министерства и ведомства в структуре Правительства РФ специализируются на вопросах международных отношений? 2. При открытии дипломатического представительства России на территории государства А, власти государства А не согласились с предположительной численностью сотрудников посольства — 200 человек и предложили сократить ее до 150 человек. Каким образом регулируются вопросы о численности персонала Венской конвенцией 1961 г.? Каким образом может быть разрешена данная ситуация? 3. Государство А открыло на территории государства В посольство. Государство В отказалось дать агреман на назначение в качестве посла г-на X, заявив при этом, что агреман не дан, поскольку г-н X — чернокожий. Квалифицируйте данную ситуацию. Обязательно ли указывать основания отказа в предоставлении агремана? 4. Государство А направило в государство В предложение об открытии своего посольства па территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посольства не существует, поскольку связи между данными двумя государствами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций. В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию. Квалифицируйте данную ситуацию. Оцепите позиции государств. 5. Помещение посольства государства А захвачено террористами и используется в качестве позиции для стрельбы. Возможно ли в целях пресечения их деятельности проникнуть в помещение посольства несмотря па предписания ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая гласит: «Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства»? Могут ли власти государства пребывания задержать иностранного дипломата, если последний, находясь в нетрезвом состоянии, идет по улице с огнестрельным оружием? 6. Дипломат из государства А в государстве В был застигнут на месте преступления во время кражи документов из посольства государства А. Государство А лишило его всех иммунитетов и привилегий. Может ли А избежать судебного преследования за кражу в государстве В, мотивируя это тем, что преступление было совершено на «иностранной почве»? 7. Статья 22 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. гласит: «1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. 2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. 3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Гражданин государства А скрывается па территории посольства государства В от судебного преследования за политические убеждения. Является ли нарушением Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. ситуация, когда государство А с целью воздействия на государство В устанавливает мощные аудиоколонки недалеко от посольства и в течение суток транслирует музыку в стиле рок? Могут ли представители государства А проникнуть на территорию посольства государства В без согласия посла? Является ли нарушением международного дипломатического права ситуация, когда государство А начало строительство недалеко от территории иностранного посольства химического завода? Является ли нарушением международного дипломатического права ситуация, когда сотрудники посольства (консульства) государства В во время выдачи виз гражданам государства А оскорбляют их, заставляют несколько часов ждать в очереди, требуют деньги за ускорение прохождения процедуры выдачи визы? 8. 8 августа 1990 г., после того как Ирак объявил об аннексии Кувейта, всем дипломатическим представительствам было предписано закрыться. Было также заявлено, что персонал представительств лишается дипломатического иммунитета. Совет Безопасности ООН выразил протест против действий Ирака и потребовал отмены вышеуказанных распоряжений. 24 августа 1990 г. вооруженные силы Ирака окружили и блокировали незакрывшиеся представительства. Может ли Ирак лишить дипломатического иммунитета сотрудников иностранных представительств? Оцените действия Ирака с учетом следующих положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. «Статья 2 Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию. Статья 9 1. Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. 2. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусматриваемые в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства». 11. После свержения в феврале 1979 г. иранского шаха новый режим, который установился в Тегеране, не всегда был в состоянии владеть ситуацией, и в беспорядке, который из этого проистекал, некоторые действия фактических властей выходили из-под контроля властей законных. В ноябре 1979 г. манифестанты атаковали американское посольство и, несмотря на призывы персонала посольства о помощи, адресованные силам иранской безопасности, взяли некоторых американских граждан, имеющих дипломатический статус, в качестве заложников. Учитывая отказ иранских властей произвести эвакуацию посольства и освободить заложников, США обратились в Международный Суд ООН. Дайте международно-правовую оценку данной ситуации. Какие нарушения международного права совершены Ираном? Тема 8. Право международных организаций Задачи 1. Существует несколько систем финансирования деятельности международных организаций. 2. Величина взноса определяется в зависимости от размера валового национального дохода. 3. Величина взноса определяется в зависимости от заинтересованности конкретного государства в деятельности данной международной организации. 4. Величина взноса определяется исходя из численности населения государства- члена. 5. Международная организация финансируется посредством взимания прямого налога с населения государств-членов. Какую систему финансирования следует применять при финансировании деятельности таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, ЕС? 2. Существует международное объединение клубов Ротари (Rotary International (RI), Rotary international; Rotary Internacional; Internationale Vereinigung der Rotarier) — буржуазное объединение национальных, большей частью закрытых клубов бизнесменов. Движение по созданию клубов Ротари началось в 1905 г. в США, в Чикаго; в 1912 г. была организована Международная ассоциация клубов Ротари; нынешнее название принято в 1922 г. Всего насчитывается более 12 тыс. клубов Ротари в 128 странах Америки, Азии, Африки, Западной Европы, с общим числом членов около 590 тыс. Официальной целью клубов Ротари является содействие распространению принципа «идеального служения» обществу. Высший орган — Конвент (собирающийся ежегодно) избирает правление и так называемых региональных,губернаторов. Во главе правления стоит президент. В штаб-квартире имеется 200 платных работников. Доходы Организации складываются из членских взносов, доходов от подписных изданий и рекламы в периодических изданиях организации, а также прибыли, получаемой от капиталовложений. Объединение Ротари имеет консультативный статус (категория «В») при ЭКОСОС и (категория «С») при ЮНЕСКО. Программа обеспечения стипендиями Фонда Ротари предоставляет возможность его стипендиатам учиться за пределами своих стран в течение года. Сумма стипендии составляет в среднем 3 тыс. долл. в год. Издается журнал «Ротариан» («The Rotarian») на английском языке и «Обозрение Ротари» («Revista Rotaria») на испанском языке, ежегодно публикуются отчеты об очередных Конвентах и другие издания, в том числе сборник практических советов членам клуба о том, как вести борьбу за сохранение всеобщего мира — «Семь путей к миру» («Seven Paths to Peace»). Официальные языки: английский, испанский, португальский, французский. Штаб-квартира находится в США, имеются отделения в Лондоне и Цюрихе1. Является ли объединение Ротари субъектом международного права? Может ли оно оказывать влияние па процесс формирования и реализации норм международного права? Какие последствия вытекают из обладания Объединением Ротари консультативным статусом при ЭКОСОСи ЮНЕСКО? 3. Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., подписанный представителями Австрии, Франции, Великобритании, России, Португалии, Пруссии ,содержит следующие положения: «Державы... сим актом торжественно признают всегдашний нейтралитет Швейцарии и ручаются в целостности и неприкосновенности владений ее... Державы... признают, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независимости ее от всякого чуждого влияния»1. Ссылаясь на данный акт, Швейцария отказалась присоединяться к ООН в качестве члена (это государство имеет статус наблюдателя). Как вы считаете, каковы препятствия, вытекающие из этого акта, для членства Швейцарии в ООН? 4. По свидетельству Я. Броунли, в последние годы рост общего числа членов ООН и скромные размеры некоторых государств, подававших заявление о приеме, заставили органы ООН заняться рассмотрением вопроса о возможности установления какой-либо формы ассоциированного членства в ООН. Такой режим мог бы предусматривать отсутствие права на избрание в члены Совета Безопасности, возможность участия в работе Генеральной Ассамблеи без права голоса, льготные условия в отношении участия в расходах ООН и доступ к ресурсам специализированных учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения. Предстоит решить много проблем, и не в последнюю очередь проблему определения критериев для обычного членства в ООН1. Как можно расценить данные предложения? 5. Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, используемая в этом органе, вызывают критику со стороны многих юристов и национальных правительств. Юридические аргументы заключаются в том, что наличие института постоянного членства не соответствует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая аргументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Индия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изменен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом? 6. В 1948 г. во время первой фазы арабо-израильского конфликта, ООН отправила в Палестину в качестве посредника шведского графа Бернадотта. Вскоре после прибытия на место он был убит израильскими экстремистами. Встал вопрос: в случае, если сотруднику ООН, действующему при исполнении своих обязанностей на службе ООН, причинен ущерб, обладает ли ООН способностью выдвинуть в отношении ответственного за ущерб государства международно-правовую претензию о взыскании убытков? Как соотносится требование ООН с правами государства, гражданином которого является потерпевшее лицо? Устав ООН не содержит каких-либо положений, напрямую регулирующих возможность заявления такого требования. Попытайтесь ответить на данный вопрос. 7. Ознакомьтесь со следующими положениями Устава ООН: «Статья 2 Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами: 4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций; Статья 39 Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять... На основе этих положений Устава ООН ответьте па вопрос: представляет ли угрозу миру ситуация, сложившаяся в 1992 г. в Сомали? Вот как описывает эти события О. Пелиссер: «В декабре 1992 г., когда средства массовой информации старались вызвать во всем мире сострадание, привлекая внимание к голоду в Сомали и невозможности предоставления гуманитарной помощи нуждающимся из-за столкновений между вооруженными группировками, Совет Безопасности в резолюции № 794 решил санкционировать массированное военное вмешательство с участием американских войск, чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи населению Сомали. Перед этим Генеральный Секретарь направил Совету Безопасности письмо, в котором охарактеризовал создавшееся положение как угрозу миру»1. Можно ли охарактеризовать как угрозу международному миру и безопасности: государственный переворот и приход к власти милитаристски настроенного правительства; гражданскую войну; поощрение международного терроризма (отказ от выдачи преступников); всеобщую мобилизацию; высокий уровень преступности, в том числе и международной, в каком-либо государстве; невыполнение рекомендаций Совета Безопасности ООН по поводу урегулирования международного спора? 8. Один из аргументов госдепартамента США, приводимых в обоснование проведения силами НАТО бомбардировки Югославии в 1999 г., заключался в следующем. Данные действия получили санкцию со стороны Совета Безопасности ООН. Эта санкция носит молчаливый характер. Совет Безопасности ООН не осудил эти действия, следовательно, он их одобряет и санкционирует. Как можно расценить подобную мотивацию? 9. Можно ли считать СНГ: региональной международной организацией; международной организацией общей компетенции; международной организацией с высокой степенью интеграции государств-членов; эффективной международной организацией; наднациональной международной организацией? Подкрепите ответ ссылками па Устав СНГ. 10. Государство А, член СНГ, заявило о своем намерении выйти из этой организации. Возможно ли это, несмотря на то, что Устав СНГ 1993 г. не содержит никаких специальных положений, касающихся выхода из этой международной организации? 11. В соответствии со ст. 4 Устава Совета Европы 1949 г. «любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено Комитетом министров стать членом Совета Европы». Статья 3 Устава Совета Европы гласит: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в главе I». В 2005 г. данная организация планирует рассмотреть вопрос о членстве в ней кавказских государств (Грузии, Армении, Азербайджана), в 2010 г. — среднеазиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана). Соответствует ли действующему международному праву ситуация, когда членами международной региональной организации являются государства, не относящиеся к данному региону? Еще ранее критике за нарушение принципа регионализма в советской юридической литературе подвергалось НАТО в связи с членством в данной организации государств, не относящихся к Северо-Атлантическому бассейну (Турция, Греция). 12. В начале марта 2001 г. в Швейцарии состоялся общенациональный референдум, на котором 77% населения страны высказалось против немедленного начала переговоров с Европейским Союзом относительно вступления в эту организацию. Какие существуют аргументы за и против вступления Швейцарии в Европейский Союз? Возможно ли в ближайшее время вступление Российской Федерации в эту организацию? Целесообразно ли членство РФ в Европейском Союзе? Тема 9. Международное гуманитарное право Блок А 1. Гражданство — это: а) политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей; б) правоотношение, субъектами которого являются лицо и государство, содержанием которого являются основные права и обязанности в публичной сфере; в) правовое свойство физического лица, выражающееся в его принадлежности к определенному государству; г) договор особого рода между человеком и государством; д) правовая связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица; е) правовая связь, имеющая в качестве своей основы социальный факт привязанности, подлинную связь существования интересов и чувств наряду с существованием взаимных прав и обязанностей. Какое из этих определений является наиболее точным? Дайте оценку каждому определению. 2. Есть ли необходимость в определении гражданства юридического лица? Как можно было бы это гражданство определить? 3. Г-н Ноттебом, родившийся в Гамбурге, был гражданином Германии. В 1905 г. он переехал в Гватемалу, где основал свое дело, приносившее достаточно большие доходы. Иногда он совершал деловые и туристические поездки в Германию, в другие страны, а также в Лихтенштейн, где один из его братьев проживал с 1931 г. В 1939 г., примерно в конце марта, он покинул Гватемалу и по всей видимости приехал в Гамбург, откуда совершил несколько поездок в Лихтенштейн, где его присутствие было обнаружено в начале октября 1939 г. 9 октября 1939 г., спустя чуть более одного месяца после начала Второй мировой войны, он ходатайствовал о получении гражданства Лихтенштейна, которое вскоре и было ему предоставлено в упрощенном порядке. В начале 1940 г. Ноттебом вернулся в Гватемалу, где возобновил свою обычную деятельность. Во время Второй мировой войны Гватемала обошлась с ним как с вражеским гражданином, он был интернирован, его имущество было конфисковано1. Законны ли меры, принятые властями Гватемалы? Дает ли данная ситуация достаточное основание Лихтенштейну оказывать дипломатическую защиту Ноттебому в отношениях с Гватемалой? 4. С т а т ь я 3 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. гласит: «1. Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. 2. Это законодательство признается другими государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям, международному обычному нраву и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства». В некоторых странах Латинской Америки (в частности, в Бразилии) в законодательстве предусматривалось автоматическое наделение гражданством, в случае приобретения на территории этого государства недвижимого имущества. Соответствует ли законодательство этих государств принципам международного права в области гражданства? Как можно эти принципы определить? 5. С т а т ь я 3 Закона РФ «О гражданстве РФ» гласит: «1. За лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 2. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено но его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. 3. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут па этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации». Как вы понимаете ч. 1 настоящей статьи? Означает ли она запрет гражданам РФ иметь второе гражданство в случае отсутствия международного договора РФ? Как вы понимаете ч. 2 настоящей статьи? Не дублирует ли она часть 1? Означает ли ч. 3 настоящей статьи, что в случае наличия у гражданина РФ гражданства другого государства, он должен нести обязанности сразу в двух государствах? 6. В чем преимущества и недостатки обладания двойным гражданством? Преимущества и недостатки положения лица без гражданства? 7. Иностранец — это: лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации; лицо, имеющее гражданство иностранного государства; лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Какое определение является наиболее точным? 8. В каких из перечисленных областей иностранцам предоставлен национальный режим, а в каких — специальный: трудовая деятельность; отдых; охрана здоровья; социальное обеспечение; создание ассоциаций; имущественные и личные неимущественные права; получение образования; пользование достижениями культуры; свобода совести; брачные и семейные отношения; неприкосновенность личности и жилища; передвижение на территории РФ и выбор места жительства; налоги и сборы; судебная защита; избирательное право; воинская служба. В каких случаях целесообразно устанавливать режим наибольшего благоприятствования? Блок Б 1.Одинаково ли содержание прав человека в различных государствах? Если пет, то был ли смысл в принятии Пактов о нравах человека 1966 г.? Одинаково ли содержание прав человека в зависимости от культурных, исторических и религиозных характеристик государства? Связано ли соблюдение прав человека: с образованием, с экономикой, с научно-техническим прогрессом. 2. Являются ли права и свободы, перечисленные в Пактах о правах человека 1966 г., одинаково ценными для демократического общества, либо возможно построить их иерархию? Если верным является второй вариант, то укажите, какие права и свободы являются наиболее важными? 3. В соответствии со ст. 10 (и. 2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. «особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями но социальному обеспечению». Можно ли считать, что российское законодательство предоставляет матерям охрану в течение достаточного периода — трех лет после родов? 4. Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию». Г-н Тайлер (15 лет) напал на старшеклассника и избил его. В тот же день он был приговорен к трем ударам розгами на основании существующего местного закона о-ва Мэн (Великобритания). Процедура производилась при участии отца, двое полицейских держали Тайлера, третий производил наказание. При порке присутствовал врач. Считаете ли вы данную практику нарушением ст. 3 Конвенции 1950 г.? Учтите следующие факты: телесные наказания существуют только на о-ве Мэн; целью наказаний по закону является сдерживание хулиганов и поддержание правопорядка; жители о-ва Мэн высказываются за сохранение таких наказаний как очень эффективных; порка является альтернативой заключения под стражу. 5. С целью борьбы с ИРА (Ирландская республиканская армия) власти Северной Ирландии с августа 1971 г. по декабрь 1975 г. ввели в действие ряд актов, допускавших внесудебные аресты, задержание и интернирование. Режим обращения с арестованными предусматривал, в частности, применение следующих методов для дезориентации («лишения сенсорного восприятия»): а) стояние у стены в течение нескольких часов в распластанном положении; б) надевание капюшонов, которые снимали только во время допросов; в) шумовое воздействие — содержание до допросов в помещении при постоянном и громком звуке; г) лишение сна ожидавших допросы; д) лишение пищи и воды непосредственно перед допросами. Имело ли место нарушение ст. 3 Конвенции 1950 г.? При решении задачи учтите следующие обстоятельства. Использование этих методов помогло выявить 700 членов ИРА. Использование этих методов не вызывало телесных повреждений кроме потери веса и острых психических симптомов у некоторых заключенных. Эти меры предпринимались с целью разоблачения террористических актов, повлекших в общей сложности смерть более 1100 человек. 6. Статья 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. 2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. 3. Для целей данной статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает: а) любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении, согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; б) любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероисповедания, службу, назначенную вместо обязательной военной службы; в) любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; г) любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности». Чем отличается рабство от подневольного состояния? Г-н Ван дер Мюсель, гражданин Бельгии, закончил юридический факультет и работает адвокатом. По нормам, действующим в Бельгии, в определенных случаях адвокат должен оказывать юридическую помощь бесплатно и независимо от своего желания. По мнению г-на ван дер Мюселя, в данном случае можно говорить о нарушении п. 2 ст. 4 Конвенции 1950 г. Прав ли бельгийский юрист? 7. С т а т ь я 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «1. Каждый имеет право па свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: а) законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом; б) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом; в) законный арест или задержание лица, произведенные в целях передачи его компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что задержание необходимо для предотвращения совершения им правонарушения или чтобы помешать ему скрыться после его совершения; г) задержание несовершеннолетнего лица па основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу; д) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг; е) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче. 2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обвинение. 3. Каждое арестованное или задержанное в соответствии с положениями пункта 1 (с) дайной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право па судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантии явки в суд. 4. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право па разбирательство, в ходе которого суд быстро решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно. 5. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию. Согласно законам 1956 и 1965 гг., суды в Италии могли выносить распоряжения о принятии превентивных мер в отношении лиц, представляющих угрозу для безопасности и общественной нравственности, в том числе в отношении тунеядцев, бродяг и лиц, являющихся членами мафии. Среди этих мер было полномочие устанавливать проживание в определенном районе. В 1975 г. миланский суд предписал г-ну Гуццарди поселение па небольшом острове Азинара около Сардинии, где жилая зона имела площадь в 2,5 кв. км. Имело ли место нарушение ст. 5 Конвенции 1950 г.? Оцепите следующие обстоятельства: заявитель мог выходить из своего жилища в любое время с 7 до 22 часов; в течение 14 месяцев из 16, проведенных им на острове, с ним были его жена и сын; уважались неприкосновенность его жилища и семейной жизни, он мог встречаться с жителями острова без ограничений, при получении разрешения выезжать на Сардинию, посылать и получать письма без ограничений, пользоваться телефоном, оставив карабинерам фамилию и помер своего собеседника; итальянское правительство утверждало, что Гуццарди является бродягой в смысле п. «е» ст. 5 Конвенции, поскольку невозможно выявить источник его средств для существования и род его деятельности. 8. Г-и Уикс, угрожая стартовым пистолетом, заряженным холостыми патронами, украл из магазина 35 пенсов. Он был осужден за разбой и приговорен к пожизненному заключению. В Великобритании такой приговор иногда позволяет заключенному освободиться быстрее, чем в случае приговора с фиксированным сроком заключения. Через 10 лет он был освобожден условно министром внутренних дел, который действовал но рекомендации Совета по условному заключению. После освобождения г-н Уикс совершил ряд преступных деяний, его условное освобождение было отменено, приказом министра он снова был водворен в тюрьму отбывать пожизненное заключение. По мнению г-па Уикса имело место нарушение п. 1 и 4 ст. 5 Конвенции 1950 г. Прав ли он? 9. Четырнадцатилетняя девочка, гражданка Швеции, ушла из дома, чтобы жить с молодым человеком, своим другом. Ее родители обратились к властям и девочка была принудительно возвращена домой. Имело ли место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.? 10. Г-н Гаскин потребовал от властей Великобритании предоставления в его распоряжение сведений, касающихся его пребывания в детских домах. Соответствующие документы были составлены в разное время разными людьми (директора, воспитатели детских домов). По законодательству Великобритании для ознакомления с документами подобного рода требуется согласие лиц, составлявших их. В данном случае это было невозможно, так как некоторые составители уже умерли. Г-ну Гаскину было отказано. Нарушена ли ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.? 11. Г-н Бельджуди, гражданин Алжира, проживающий во Франции, совершил ряд уголовных преступлений. Власти Франции приняли решение о его депортации в Алжир. У г-на Бельджуди имеется жена, гражданка Франции, не знающая арабского языка. Родители г-на Бельджуди и его ближайшие родственники проживают во Франции, сам он родился и прожил в этой стране более 40 лет. Нарушает ли решение французских властей о депортации ст. 8 Конвенции 1950 г.? 12. Г-н Барфод, гражданин Дании, написал статью для журнала «Грепланд данск», в которой критиковалось решение Высокого суда Гренландии о взыскании налога с датских граждан, работающих на американских базах. В состав суда входили профессиональный судья и двое внештатных судей, которые работали в правительстве. В статье утверждалось, что на решение суда повлияла работа в правительстве непрофессиональных судей. Г-н Барфод был обвинен в клевете, осужден и подвергнут штрафу. Нарушена ли ст. 10 Конвенции 1950 г.? С т а т ь я 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «1. Суд1 может принимать дело к рассмотрению, только если были использованы все внутренние средства защиты, и рассматривать дело в соответствии с общепризнанными нормами международного права и лишь в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения национальными органами. 2. Суд не рассматривает любую жалобу, которая: а) является анонимной, или б) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу повой информации. 3. Суд считает неприемлемой любую жалобу, которую он считает несовместимой с положениями настоящей Конвенции, явно необоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы». Какие внутренние средства защиты гражданина существуют в РФ? В какой момент гражданин РФ, считающий, что его нрава нарушены на основании федерального закона, может обратиться в Европейский Суд по правам человека: после вынесения решения судом первой инстанции; после вынесения решения судом в кассационной инстанции; после отклонения судом протеста прокурора в порядке надзора; после вынесения Конституционным Судом РФ решения но заявлению гражданина? Можно ли считать эффективным средством правовой защиты: Институт Уполномоченного но правам человека РФ; Комиссию но помилованию при Президенте РФ? Приведите примеры жалоб, поданных в Европейский Суд по правам человека: несовместимых с положениями Конвенции; явно необоснованных; злоупотребляющих правом подачи жалобы. Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 1. Представляет ли каперство (захват иностранных торговых судов на основании государственной лицензии) преступление международного характера? Международное преступление? 2. В международном уголовном праве большое значение имеет понятие «политическое преступление». В каких случаях это понятие имеет значение? Что такое политическое преступление? Какой признак состава преступления является определяющим для «политических преступлений»? Что должно учитываться: политические цели, политические мотивы или политические результаты деяния? Какие конкретно преступления объединяет это понятие? 3. Ознакомьтесь с определением геноцида в международном праве. Статья II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. гласит: «В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». Подпадают ли под признаки данного деяния следующие события: Варфоломеевская ночь; Истребление американских индейцев и помещение их в резервации; Бомбардировка Хиросимы? 4. Ознакомьтесь со ст. 2 и 3 Устава международной организации уголовной полиции (Интерпол). Статья 2 Организация имеет целью: «а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней». Статья 3 «Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера». Какие формы деятельности Интерпола вы знаете? Достаточно ли деятельности Интерпола для борьбы с международной преступностью? В чем причины ограничений деятельности Интерпола, предусмотренных ст. 3? Попадают ли в сферу деятельности Интерпола следующие деяния: покушение на Папу Римского, осуществленное террористом-мусульманином; нападение боевиков арабской террористической группы «Черный сентябрь» на израильских спортсменов во время XX Олимпийских игр (1972 г., г. Мюнхен)? 5. Каковы цели выдачи: обеспечение эффективного наказания преступников; выполнение требований международной вежливости; подтверждение уважения к системе правосудия в иностранном государстве; уменьшение недоверия между государствами; обеспечение универсальной справедливости? Для решения следующих задач ознакомьтесь с некоторыми положениями УК РФ: «Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. 2. Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. 3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности но настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения. 4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации 1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, па территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верх-пего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. 2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность но настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление 1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». 6. Подлежит ли уголовной ответственности по УК РФ российский гражданин, совершивший преступление против российских интересов, если это деяние не признается преступлением по законодательству соответствующего иностранного государства? Изменится ли ответ в зависимости от вариантов: гражданин РФ совершил государственную измену; гражданин РФ совершил кражу на территории посольства? 7. Подлежит ли гражданин Российской Федерации ответственности за преступление, совершенное на иностранном корабле во время его нахождения в открытом море (варианты: кража, убийство, государственная измена, торговля наркотиками)? 8. В случае если преступление совершено иностранцем в отношении иностранца во время захода иностранного корабля в российский порт, подлежит ли преступник уголовной ответственности по УК РФ (варианты: кража, убийство, государственная измена, торговля наркотиками)? 9. Из Стамбула в Москву 15 марта 2001 г. вылетел пассажирский лайнер ТУ-154. Во время полета лайнер был захвачен террористами и по их требованию приземлился в аэропорту г. Медины (Саудовская Аравия). Террористы — Супьян Арсаев, его сын (Идрисхан Арсаев) и племянник (Депи Магомедзаев) изначально не планировали убивать заложников, а также не требовали выкупа. Они настаивали на проведении политических переговоров по поводу политического статуса Чечни и просили правительство Саудовской Аравии продемонстрировать по телеканалам пленку, касающуюся предполагаемых нарушений прав человека в Чечне. 16 марта подразделения сил безопасности Саудовской Аравии штурмовали самолет. В ходе штурма один террорист был убит, еще двое обезоружены. Кроме того, сотрудниками спецназа Саудовской Аравии были убиты бортпроводница Юлия Фомина и один из пассажиров — гражданин Турции. Дайте квалификацию действиям террористов. Дайте квалификацию действиям властей Саудовской Аравии. Несет ли Саудовская Аравия ответственность за гибель бортпроводницы и пассажиров? Должны ли захваченные террористы быть выданы Российской Федерации? 10. В августе 2001 г. министр внутренних дел Германии О. Шили на встрече в Риме с министром внутренних дел Италии К. Скайола предложил создать общеевропейские полицейские силы по борьбе с антиглобалистами, участившиеся выступления которых показали неспособность полиции европейских государств препятствовать проведению мероприятий, направленных на срыв международных совещаний. Как можно оценить данное предложение? Следует ли бороться с антиглобализмом па уровне международного права? Каково ваше отношение к концепции антиглобализма? Тема 11. Государственная территория и другие пространства в международном праве 1. Постановления ст. 3 Анконского мирного договора от 20 октября 1883 г. о плебисците на территории Такна и Арика вызвали продолжительный спор между Чили и Перу. В соответствии с данной статьей данные территории в течение десяти лет остаются во владении Чили, а затем их государственная принадлежность будет определена при помощи плебисцита. Государство, к которому будут присоединены данные территории, уплатит другому государству 10 млн долл.1 Правомерно ли использование плебисцита при определении государственной принадлежности спорной территории? Какие трудности при этом могут возникнуть? Какие альтернативы плебисциту могут существовать? 2. Острова Минкьер и Екреу находятся между Джерси, одним из британских островов в проливе Ла-Манш, и французским побережьем. Екреу находятся на расстоянии 3,9 мили от Джерси и 6,6 мили от французского побережья, Минкьер — 9,8 мили и 16,2 мили соответственно. 8 миль — расстояние между островами Минкьер и островами группы Шусси, принадлежащими Франции. Правительство Великобритании ссылалась на факт завоевания Англии герцогом Нормандии в 1066 г. Союз между Англией и герцогством Нормандия, созданный в результате этого завоевания, охватывал и острова в проливе Ла-Маиш. Союз существовал вплоть до 1204 г., когда Филипп-Август Французский завоевал континентальную Нормандию. Однако его попытки занять острова не увенчались успехом и таким образом Великобритания полагает, что острова Ла-Манша, включая Минкьер и Екреу, продолжают принадлежать Англии и что данная ситуация была фактически признана договорами, заключенными позднее между двумя сторонами. В свою очередь французское правительство усматривало существование благоприятной для себя презумпции в наличии вассальной связи между королем Франции — сувереном Нормандии в целом и королем Великобритании — его вассалом, в части этих территорий. Однако правительство Великобритании утверждало, что титул французских королей в отношении Нормандии был чисто номинальным. Документы показывают факт существования тесных связей между Екреу и Джерси. В начале XIX в. эти связи укрепились в силу возросшего значения ловли устриц. Другие доказательства, относящиеся к концу XVIII в., к XIX в. и к XX в., связаны с расследованиями, проводимыми властями Джерси по поводу трупов, найденных на о-вах Мипкь-ер, возведением жителями Джерси домов на островах, регистрацией в Джерси контрактов купли-продажи недвижимости, находившейся на островах. Французское правительство ссылалось на запрет рыбной ловли в районе Екреу и Шусси, изданный властями Джерси в 1646 г., и на акт 1692 г., в котором власти Джерси ограничивали посещение этих островов. Оно также ссылается на дипломатическую переписку между двумя правительствами в начале XIX в., приложением к которой были карты, по которым Екреу, по крайней мере в части, рассматривались как находящиеся вне зоны Джерси в качестве ничейной земли (res nullus). В ноте, адресованной Великобритании 15 декабря 1886 г., французское правительство в первый раз выразило свои притязания в отношении Екреу. Французское правительство обращало внимание на следующие факты. Оно утверждало, что о-ва Минкьер находятся в зависимости от о-вов Шусси, подаренных герцогом Нормандии аббатству Мон-Сен-Мишель в 1022 г. В 1784 г. между французскими властями велась переписка по поводу предоставления права использования островов французскому гражданину. Французское правительство утверждало, что с 1851 г., оно проводило работы по установлению буев для судоходства и освещению о-вов Минкьер. Буи, установленные французским правительством, находились вне островных рифов, предназначались для облегчения навигации, связанной с входом и выходом из французских портов и защиты судов от опасности проходов вблизи о-вов Минкьер. Французское правительство также ссылалось на официальные визиты, осуществленные французскими властями на острова, а также на факт строительства дома в 1939 г. на одном из островов по субсидии мэра г. Гранвиля (континентальная Нормандия). Попробуйте на основе вышеприведенных фактов определить государственную принадлежность данных островов. 3. Предметом спора между Камбоджей и Таиландом, рассмотренного Международным Судом ООН в 1962 г., являлся суверенитет над окрестностями храма Преах-Вихеар. Это святилище, частично разрушенное, возведено на одном из выступов горной цепи Дангрек. Граница между двумя странами в 1904 и 1908 г. была установлена Францией, ответственной за международные отношения Индокитая, и Сиамом (Таиланд). Речь шла, в частности, о применении конвенции 1904 г. Эта конвенция установила основные контуры границы, точная линия которой должна была быть установлена смешанной франко-сиамской комиссией. В том секторе Дангрек, где находится Преах-Вихеар, граница должна была следовать по линии водораздела. Карты, на основе которых смешанная комиссия установила границу, были составлены осенью 1907 г. группой французских офицеров, Среди них была карта Дангрека, в соответствии с которой Преах-Вихеар находится на территории Камбоджи. На основе этой карты Камбоджа основывает свои права на данную территорию. Однако уже с 1934—1935 гг. было очевидно расхождение между линией водораздела и линией границы (в это время было проведено топографическое исследование). В соответствии с действительной линией водораздела замок должен находиться в Таиланде. Правительство Таиланда обнаружило свою заинтересованность в данной проблеме в 1958 г., перед переговорами с Камбоджей1. Дайте международно-правовую оценку позиций Таиланда и Камбоджи. Может ли Таиланд ссылаться на ошибку, совершенную топографами? Может ли Камбоджа ссылаться на истечение срока давности предъявления требования? Как можно определить срок давности по данному делу, если общая конвенционная или обычная норма отсутствуют? 4. Со времен колониализма Португалия обладала рядом территорий на Северо-Западе индийского полуострова. Эти территории были со всех сторон окружены Индией (анклавные территории). После приобретения независимости Индия заявила протест против прохода через свою территорию португальских вооруженных сил, направляемых с целью наведения порядка и принятия мер против местного населения, недовольного португальским присутствием. Португалия в 1955 г. обратилась в Международный Суд ООН с претензией к Индии, потребовав предоставления ей права прохода через индийскую территорию. Была сделана ссылка на концепцию сервитута1. Должна ли претензия Португалии быть удовлетворена? От чего зависело решение Международного Суда ООН по данному делу? 5. В результате присоединения Польши и Литвы к ЕС и к НАТО, Калининградская область в составе России превратилась в анклав внутри государств — членов ЕС и НАТО. Какие последствия для данной территории могут вытекать из данного факта, и в чем должны проявляются основные особенности международно-правового регулирования проблемы Калининградской области? 6. В 1654 г. казачий десятник Стадулин открыл для России Курильские острова, автохтонное население которых составляли айны, не имевшие собственной государственности. Вплоть до конца XVIII в. российские промысловики вели активный пушной промысел на островах. В 1799 г. японские рыболовные суда стали останавливаться на о. Кунашир, а в 1800 г. — на о. Итуруп, где были снесены православные кресты и поставлена стела, обозначавшая принадлежность этих территорий японскому императору. В 1805 г. российские корабли «Юнона» и «Авось» вновь захватили острова и установили на них российский флаг. В 1855 г. между Николаем I и японским императором был подписан договор о мире и дружбе, в соответствии с которым Сахалин определялся как совместное владение двух монархий, а Курильские острова были разделены границей, проходившей между островами Итуруп и Уруп. Таким образом, к России отошли Северные Курилы, а к Японии — Южные, т.е. о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи. 11 февраля 1945 г. главы трех государств (СССР, Великобритании и США), союзников во Второй мировой войне, подписали документ, предусматривающий обязательство СССР вступить в войну с Японией, а также предусматривающий в качестве одного из условий выполнения этого обязательства передачу Советскому Союзу Курильских островов. В августе 1945 г. СССР высадил десант на Курильских островах, и с этого момента они находятся под юрисдикцией СССР (в настоящее время — Российской Федерации). В 1956 г. СССР и Япония подписали и ратифицировали совместную Декларацию, в соответствии с которой «СССР, идя навстречу пожеланиям Япнии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан. — В.Т.), с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией». В настоящее время мирный договор отсутствует. Япония настаивает на передаче всех четырех островов, Россия в настоящее время согласна обсуждать только судьбу острова Шикотан и гряды Хабомаи. Попытайтесь от имени МИД РФ сформулировать позицию относительно принадлежности Курильских островов. О рассмотрении этого дела в Международном Суде ООН см.: Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный Суд ООН. М., 1971. С. 65—66, 86—89. | |