Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Международное право |
26.11.2014, 17:10 | |
Тема 1. Основные понятия международного публичного права, его особенности 1. Международное право - это: а) право, регулирующее отношения между государствами и иные, связанные с ними отношения; б) право, применяемое к государствам в их взаимных отношениях и к индивидам в их отношениях с государством; в) право, регулирующее отношения между субъектами международного права; г) право, применимое к субъектам международного сообщества, т.е. к государствам, международным организациям и, в исключительных случаях, к индивидам; д) совокупность норм внутригосударственного права, регулирующих участие Российской Федерации в международных отношениях. Какое из этих определений более правильное? Оцените каждое определение. 2. Государства соблюдают нормы международного права, так как они: боятся международной ответственности; привыкли делать это; уважительно относятся к мировому общественному мнению, которое требует соблюдения норм международного права; считают, что это соответствует их интересам; осознают ценность норм международного права; желают, чтобы их международная политика соответствовала общепринятому стандарту. Сформулируйте ваше мнение по данному вопросу. 3. Верны ли следующие утверждения: международное право - это право, создаваемое государствами; международное право - это право, создаваемое для государств; международное право - это право, создаваемое в результате соглашения государств? Дайте оценку каждому утверждению. 4. Известный немецкий ученый А.В. Гефтер писал о международном праве: «Опираясь на взаимное, явное или, по крайней мере, безмолвное (подразумеваемое), согласие известного союза государств, это право находит свою силу в том общем убеждении, что каждый член союза, по основаниям материальным или нравственным, будет вынужден, при одинаковых обстоятельствах, действовать именно так, а не иначе... Из существующих прав это - самое свободное... Общественное мнение - вот его единственный орган и регулятор, а высший суд его - история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушения. Оно получает санкцию в том верховном порядке, который создал государство не для того, чтобы ограничить и замкнуть человеческую свободу в его пределах, но чтобы раскрыть весь мир роду человеческому. Обеспечить путем взаимных сношений народов и государств прочное основание для всестороннего развития человечества - таково назначение, выполнить которое призвано международное право»1. Согласны ли вы с автором? Почему международное право является самым свободным? Какие существенные изменения претерпело международное право в течение XX в.? 5.Государственный секретарь США (1973-1977гг) Г.Киссинджер отмечал, что американская доктрина внешней политики эволюционировала па протяжении двух столетий от идей изоляционизма («США должны идти своим путем и не вмешиваться во внутреннюю политику европейских государств») к идеям мессианства («США должны нести миру идеалы демократии»)2. 6. По отзывам современников, профессор Киевского университета В.А. Незабитовский считал, что над миром господствуют «кулак», хитрость и лукавство; темные силы заправляют всеми делами мира - отношениями частных лиц, государств и народов2. Согласны ли вы с В.А. Незабитовским? 7. ГК РФ содержит следующее положение (ст. 1245): «К гражданско-правовым отношениям с участием государства либо субъекта федеративного государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях. Правила настоящей статьи применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель»1. Это положение устанавливает критерии отграничения отношений в области международного публичного права от отношений в области международного частного права. Как вы понимаете эти критерии? Являются ли они достаточно четкими? Исчерпывающими? Какими - частноправовыми или публично-правовыми являются отношения, возникающие в связи с заключением договора между Российской Федерацией и Германией о проведении выставки? Отношения, возникающие в связи с заключением договора между Бурятией и Монголией о строительстве моста через реку, по которой проходит государственная граница РФ? Отношения между Российской Федерацией и Международным валютным фондом, связанные с получением Российской Федерацией кредита? 8. Международного права не существует, поскольку: нет международной законодательной власти; отсутствует эффективный международный суд; нормы международного права часто нарушаются; отсутствуют международные принудительные механизмы; отсутствуют нормы, единые для всех субъектов международного права. Согласны ли вы с этими аргументами? Если нет, то почему? Тема 2. Субъекты международного публичного права 1. Какие из нижеприведенных образований являются субъектами международного права: Ватикан; Канада; компания «Сони»; организация «Гринпис»; Президент РФ; Новосибирская область; Тывинская нация (тывинцы); Содружество Независимых Государств; Организация освобождения Палестины? 2. Ряд авторов указывают, что перспектива международного права заключается в построении так называемого «мирового государства», где будет соответствующее «мировое правительство». Возможно ли создание такого государства в ближайшее время? Необходимо ли такое государство? Существуют ли сегодня предпосылки его создания? Каким вы себе представляете его форму правления и форму государственного устройства? Создание такого мирового государства непременно повлечет унификацию самых различных признаков наций: языка, права, культуры и т.д. Считаете ли вы это положительным результатом интеграционных процессов? 3. В 1949 г. Международный суд ООН определил субъекта международного права как «образование, способное иметь международные права и обязанности, а также могущее защищать свои права путем заявления международных претензий». Дайте оценку данному определению. Отличается ли данное определение от определения, принятого в отечественной науке международного права? Подразумевает ли международная правосубъектность возможность создания норм международного права? 4. Статья 4 Устава ООН гласит: «Прием в Члены Организации открыт для... миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 5) республики в составе РФ являются государствами. Могут ли они претендовать на членство в ООН? Если человечество войдет в контакт с инопланетной цивилизацией, может ли эта цивилизация стать членом ООН? Может ли членом ООН стать Ватикан? 5. Означает ли полная международная правосубъектность государств: право государств участвовать в деятельности международных организаций; право государств участвовать в международных гражданско-правовых отношениях с участием юридических лиц; право государств совершать международные правонарушения; право государств заключать международные договоры; право государств самостоятельно определять свое административно-территориальное устройство; право государств нарушать права человека на своей территории? 6. В Уставе ООН и других международно-правовых актах закреплено право наций на самоопределение. Сегодня в мире существует порядка 4 тыс. национальностей (этносов). Большинство государств являются многонациональными. В то же время количество государств не превышает двухсот. Означает ли этот факт, что право наций на самоопределение не реализовано в достаточной степени? Каждая ли нация имеет это право? Какие формы его реализации существуют? 7. Граф Бернадотт, являвшийся служащим ООН, был убит израильскими экстремистами. ООН потребовало от государства Израиль возмещения убытков1. Означает ли возможность заявления такого требования международную правосубъектность физических лиц? 7.1. Дипломатические работники, согласно международному обычаю, пользуются различными иммунитетами и привилегиями, в том числе и правом на личную неприкосновенность. Является ли это право доказательством международной правосубъектности физических лиц? В случае задержания российского дипломата может ли он обратиться в Международный суд ООН? 7.2. Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Является ли Президент РФ субъектом международного права? Если Президент РФ не выполняет предписания международного договора, возможно ли его привлечение к международно-правовой ответственности? Возможно ли в случае невыполнения Президентом РФ предписаний международных договоров возбуждение против него процедуры импичмента? 8. В чем особенности международно-правового статуса и участия в международных отношениях таких государств, как Швейцария, Лихтенштейн, Индия? Являются ли эти государства суверенными? Независимыми? 9. Вы с другом открыли необитаемый остров в Тихом океане. Площадь острова — 80 га. Вы решили создать на этом острове государство и потребовать от других государств его признания. Возможно ли признание такого государства? Какие условия необходимы для того, чтобы территориальное образование было признано государством? Существует ли нормативное определение термина «государство»? 10. Президент США Ф. Рузвельт включил «президента Михаила Калинина, ВЦИК, Москва, Россия» в число адресатов своего послания от 16 мая 1933 г. главам государств, участвовавших на конференции по разоружению и на конференции но экономическим и валютным вопросам1. Можно ли рассматривать данное действие как признание? О какой форме признания может идти речь в данном случае? 11. Если бы вы были лидером нового государства (например, одного из государств, образовавшихся после распада СССР или Югославии), какова была бы ваша позиция по отношению к правам и обязанностям государства-предшественника в области внешнего долга? По отношению к договорам, касающимся дипломатического и консульского права? К торговым соглашениям? Соглашениям в области контроля над вооружениями? 12. Осенью 1998 г. Прибалтийские республики потребовали от России передачи им нескольких российских зданий в Париже. Эти здания до Второй мировой войны принадлежали прибалтийским государствам, затем они перешли в собственность СССР, затем к России. Прибалтийские государства не принимали участия в урегулировании вопросов правопреемства бывшего СССР. Просьба прибалтийских государств была поддержана Советом Европы. Будучи представителем РФ в Совете Европы, как бы вы отреагировали на такие требования? 13. В конце 40-х гг. встал вопрос о правопреемстве в результате разделения Британской Индии на Индию и Пакистан. Британская Индия была одним из членов - учредителей ООН. При разделе страны новый доминион - Индия претендовала на то, что она является той же международной личностью, что и прежняя Британская Индия и поэтому остается членом ООН. Пакистан, с другой стороны, утверждал, что правосубъектность Британской Индии была разделена и что оба новых доминиона являются преемниками в отношении членства в ООН1. Чья точка зрения: Индии или Пакистана, представляется более соответствующей международному праву? 14. В 1992 г. США возражали против того, чтобы Югославия (Союзная Республика Югославия, состоявшая из Сербии и Черногории) наследовала место бывшей Югославии в ООН. Американские доводы были отражены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 47/1, в которой говорилось о том, что СРЮ не может автоматически стать правопреемником Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) в ООН и что она должна ходатайствовать о приеме в ООН заново. Аналогична ли данная ситуация той, которая сложилась после распада СССР? Какие аргументы могли быть изложены в резолюции №47/1? Тема 3. Источники международного права 1. Какие из нижеперечисленных документов содержат нормы международного публичного права: договор между Мексикой и США об установлении границы; договор между несколькими государствами об отказе от использования силы в международных отношениях; резолюция Генеральной Ассамблеи ООН; часть 4 ст. 15 Конституции РФ; обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов; закон о налоге на иностранных физических лиц; договор между Новосибирской областью РФ и Ферганской областью Узбекистана о создании межрегиональной ассоциации «Ферганская долина»; французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.; соглашение между итальянской фирмой и российским правительством о добыче нефти на территории Российской Федерации; договор между Японией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами; учебник «Международное право» под ред. Г.В. Игнатенко и О.И.Тиунова (М., 1999); правило, согласно которому на дипломатических приемах держать вилку следует в левой руке, а нож - в правой? Что предпочтительнее для регулирования гражданско-правовых отношений с участием иностранного элемента: международные договоры (например, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.) или наличие в различных государствах единообразных положений гражданского законодательства? 4. Свыше 100 государств подписали Московский договор 1963 г.2 о запрещении ядерных испытаний в трех сферах. Означает ли это, что в данной области сложилась обычная норма? Может ли Австралия требовать от Франции отказа от проведения ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, ссылаясь на этот международный обычай, несмотря на то, что Франция с самого начала возражала против этой нормы и не является участником Московского договора? Сколько государств должны придерживаться определенной практики для того, чтобы был сформирован международный обычай? Действует ли норма обычного права в отношении государства, которое постоянно и последовательно выражало свое несогласие с этой нормой? Если Франция причинила вред Новой Зеландии вследствие проведения ядерных испытаний, может ли Франция ссылаться на отсутствие обычной нормы, запрещающей ядерные испытания, для избежания международно-правовой ответственности? 5. Может ли межгосударственная конвенция, например Конвенция о праве международных договоров, быть доказательством существования обычая? Какие еще доказательства существования международного обычая могут использоваться? Какими средствами доказываются оба элемента международного обычая: opinio juris и существующая практика? При разрешении международного спора судья международного арбитражного суда в отсутствие применимых норм международного права сослался на мнение английского юриста Макнейра, в соответствии с которым: «Государство, на чьей территории вспыхнуло восстание, не несет ответственности за потери или убытки, понесенные иностранцем, если не будет доказано, что правительство этого государства проявило небрежность при использовании (или неиспользовании) находящихся в его распоряжении средств для предотвращения или подавления восстания»2. Может ли данное мнение быть положено в основу решения суда? Какую роль играет доктрина в международном праве? Может ли доктрина рассматриваться как источник международного права? Какую роль играют судебные решения в международном праве? Носят ли они прецедентный характер? 6. Можно ли считать источниками международного права: резолюцию Совета Безопасности ООН о применении санкций против государства, создающего угрозу международному миру и безопасности; решение Международного Суда ООН по спору между двумя государствами; резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах сотрудничества государств в области использования ядерной энергии»; правила полетов над открытым морем, утвержденные решением Международной организации гражданской авиации; решение Комиссии Европейского Союза о наложении штрафа на предприятие, нарушающее антимонопольное законодательство Европейского Союза? 7. В 1974 г. свыше 100 развивающихся государств сумели добиться большинства в Генеральной Ассамблее ООН при принятии Хартии экономических прав и обязанностей государств. Развитые страны (США, Франция, Великобритания и др.) не голосовали за принятие данной резолюции. В соответствии с этим документом развивающиеся страны имеют право регулировать и контролировать иностранное инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции, регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций, национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. Можно ли утверждать об образовании в данном случае общей обычной нормы международного характера? После принятия данного документа представитель США заявил, обращаясь к представителям развивающихся государств: «Мы разделяем ваши надежды, мы вместе с вами». Можно ли говорить о выражении в данном случае opinio juris ? Тема 4. Правовые средства разрешения международных споров 1. В чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества и недостатки различных способов разрешения международных споров: переговоров, посредничества, добрых услуг, примирения, арбитража, международной судебной процедуры? Какой из способов наиболее подходит для разрешения следующих споров, связанных с: установлением границы между двумя государствами; торговым оборотом между двумя государствами; защитой инвестиций; государственной безопасностью (одно государство обвиняет другое государство в организации засылки наемников)? 2. Вы являетесь юрисконсультом российской компании, собирающейся осуществить инвестиции в иностранном государстве, например в Северной Корее. Вы опасаетесь, что имущество вашей компании может быть национализировано. При составлении инвестиционного договора вашей задачей должно быть выведение всех споров из сферы действия корейского права и корейских юрисдикционных органов. Какие варианты решения этой задачи могут быть? Сформулируйте соответствующие условия договора. 3. При разрешении международного спора, связанного с определением государственной границы, государства А и В обратились с просьбой о посредничестве к Генеральному секретарю ООН, который подготовил свое заключение по этому вопросу. Параллельно Генеральная Ассамблея ООН сделала запрос по данному делу в Международный суд ООН. Международный суд ООН вынес консультативное заключение, которое оказалось противоречащим мнению Генерального Секретаря. Какому из решений должны следовать стороны? 4. Какими качествами должен обладать арбитр в случае использования третейского способа разрешения международных споров? Юридическим образованием? Добросовестностью? Объективностью? Какими-либо другими качествами? В XX в. в качестве арбитров по международным спорам выступали: король Италии (спор между Мексикой и Францией по поводу обладания островом в Тихом океане — 1931 г.); французский профессор Р.Ж. Дюшои (спор между США и Ливией по поводу национализации американской нефтяной компании — 1977 г.); Генеральный секретарь ООН (спор между Францией и Новой Зеландией по поводу взрыва французскими агентами судна в новозеландском порту — 1986 г.); швейцарский юрист Макс Губер (спор между Нидерландами и США но поводу обладания островами Пальм — 1928 г.); английский лорд Аскиф (спор между компанией со смешанной государственной принадлежностью и арабским шейхом Абу-Даби — 1951 г.); Папа Римский (спор между Аргентиной и Чили по поводу обладания островами в районе пролива Бигл — 1977 г.). В каждом из этих случаев чем объясняется выбор арбитра? 5. Между государством А и государством В заключен договор, в который включено условие о создании арбитражного суда в случае возникновения спора по формуле (1 + 1)+1=3 (каждое государство выбирает по одному арбитру; арбитры, избранные сторонами, выбирают суперарбитра). Спустя некоторое время между государствами А и В возник спор. Государство А отказывается назначать арбитра. Дайте правовую квалификацию действий государства А. Будет ли разрешен международный спор? Какие дополнения следует вносить в условие о третейском разбирательстве, чтобы подобная ситуация не блокировала процесс разрешения международного спора? 6. Государство А и государство В заключили международный договор о торговом сотрудничестве на 1995-2000гг., в котором содержалось условие следующего содержания: «Все споры между сторонами, связанные с толкованием и применением настоящего договора, рассматриваются Генеральным секретарем региональной международной торговой организации г-ном Ивановым А.С.». В начале 1998 г. г-н Иванов скончался, а в конце этого же года между государствами А и В возник международный спор по поводу налогообложения иностранных инвестиций. Какова судьба арбитражной оговорки? Кем должен быть разрешен данный спор? 7. В соответствии с условиями международного договора, заключенного между государствами А и В, в случае возникновения международного спора он рассматривается г-ном X - специалистом в области международного права - профессором права из государства С. К моменту возникновения спора г-н X сменил гражданство государства С на гражданство государства А и замещает в этом государстве должность консультанта правового управления Министерства иностранных дел. По мнению государства В г-н X не может рассматривать спор, поскольку, будучи гражданином государства А, он зависим в своих действиях от мнения правительства. По мнению государства А г-н X вправе выступать в качестве арбитра, поскольку текст соглашения между государствами А и В, содержащий указание на личность арбитра, не предусматривает никаких дополнительных требований к его гражданству и месту работы. Сформулируйте свою аргументированную позицию по данному вопросу. 8. Часть 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН предоставляет суду «разрешать дело ex aequo et bono1, если стороны с этим согласны». Что значит разрешить спор по справедливости? Что такое справедливость? Если суд разбирает спор по справедливости, это означает, что: не должны использоваться нормы права; необходимо опираться на соображения здравого смысла; необходимо принять решение, удовлетворяющее все спорящие государства; необходимо исходить из интересов всего международного сообщества; необходимо опираться на основные принципы права; необходимо расширительно толковать нормы международного права? 9. 9 мая 1973 г. Австралия и Новая Зеландия обратились в Международный суд ООН с просьбой установить противоправность с точки зрения международного права проводимых Францией в южной части Тихого океана ядерных испытаний и запретить Франции дальнейшее проведение таких испытаний. В 1974 г. Франция сделала ряд публичных заявлений, в которых было выражено намерение не осуществлять больше ядерных испытаний в атмосфере по окончанию серии испытаний в 1974 г. К этому моменту дело находилось на рассмотрении Международного суда ООН. Какое решение должно быть по нему вынесено? Тема 5. Международно-правовая ответственность 1. Почему нормы права международной ответственности до настоящего времени не кодифицированы? Можно ли считать неотвратимость международной ответственности за нарушение норм международного права принципом международного права? Согласны ли вы с Д.И. Каченовским, который писал: «Сколько бы ни случалось отдельных нарушений международного права, как всякого человеческого закона, злая воля не искоренит этого права в сознании человеческих племен... Высшая санкция международного нрава не есть война или произвол. Право это в последней инстанции охраняется самой природой, которая создала на земле разные поколения для самостоятельного развития и свободного общения между собой»1? 2. Означает ли международная ответственность: обязанность претерпеть ограничения прав; обязанность искупить вину; обязанность возместить ущерб; обязанность восстановить статус-кво? 3. Несет ли Российская Федерация международно-правовую ответственность за нарушение субъектом Российской Федерации международно-правового обязательства: Российской Федерации; субъекта Российской Федерации? 4. Несет ли государство международно-правовую ответственность за следующие акты: случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении аититеррористической операции; вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина; издание правительством акта о национализации имущества иностранных граждан; грубое нарушение норм международного этикета главой государства, например неявка на протокольное мероприятия без представления объяснений; сжигание демонстрантами перед посольством иностранного государства флага этого государства; неправильное применение судом процессуальной (например, коллизионной) нормы но отношению к иностранному гражданину; высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на местном государственном языке; задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства.? Можно ли во всех этих случаях определить вину государства? Какие формы ответственности могут быть реализованы в каждом конкретном случае? Какие санкции могут быть применены со стороны пострадавшего государства? 5. Глава государства А, действующий по заданию государства В, принимает решение об осуществлении актов агрессии в отношении государства С. Несет ли государство А международную ответственность? Несет ли ответственность государство В? Меняется ли решение в зависимости от мотивов действий главы государства А (в одном случае это личная корысть, в другом — политические интересы государства)? 6. Во время напряженных советско-американских отношений Президент США Р. Рейган заявил: «СССР — это империя зла». В свою очередь Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, заявил, что СССР «покажет кузькину мать» капитализму и «закопает» его. Можно ли говорить о международной ответственности государств за такие высказывания своих руководителей? 7. В течение лета 1985 г. «Рейнбоу Уорриер» — судно, носящее британский флаг и принадлежащее международному экологическому движению «Гринпис», готовилось произвести манифестацию против французских ядерных испытаний на атолле Муруроа. Во время стоянки судна на якоре в новозеландском порту Окленд, оно было затоплено агентами французской секретной службы. Фотограф — голландец по гражданству, португалец по происхождению, находившийся на борту между двумя взрывами, упал в воду и утонул. Какие государства совершили международные правонарушения? В чем эти правонарушения выражаются? Какие государства являются потерпевшими? Какие формы международной ответственности могут быть реализованы в отношении государств-нарушителей? Если бы вас пригласили в качестве арбитра, какое решение бы вы вынесли? 8. В апреле 1795 г. американское судно «Нептун» было захвачено в открытом море британским крейсером иод предлогом, что его груз, состоящий из продовольствия, должен быть направлен в Великобританию, так как население Англии находилось под угрозой голода. Может ли Великобритания во избежание международно-правовой ответственности ссылаться на состояние крайней необходимости? 9. Во время Нюрнбергского и Токийского процессов многие военные преступники в целях своей защиты приводили следующие аргументы: — Когда они совершали преступления, ответственность за них еще не была установлена. Закон обратной силы не имеет, следовательно, их нельзя привлекать к ответственности па основании Уставов Нюрнбергского и Токийского трибуналов. — Они не обязаны соблюдать верность государствам-победителям. — Они только выполняли приказы вышестоящих руководителей. — Германия восстанавливала справедливость, нарушенную в результате Первой мировой войны, Должны ли быть приняты во внимание эти аргументы? 10. В 1965 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла решение не приостанавливать право голоса государства Гаити, не уплатившего членские взносы, так как «плачевные последствия ураганов, нанесшие серьезный ущерб экономике Гаити, не позволили ее правительству погасить задолженность по взносам»2. Какова теоретико-правовая основа данного решения? Какие существуют основания, исключающие международную ответственность? 11. В 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент войск в Афганистан. В оправдание своих действий советские лидеры утверждали, что ввод войск осуществлен по просьбе главы афганского правительства Хафизуллы Амина. Кроме этого утверждалось, что интервенция вызвана стремлением предотвратить готовящуюся американскую интервенцию. Устраняют ли данные обстоятельства международно-правовую ответственность за агрессию? 12. Известный немецкий ученый И.К. Блюнчли писал в конце прошлого века:«Международное право допускает следующие виды репрессалий без войны: a) наложение запрещения и, смотря по обстоятельствам, конфискацию государственного имущества противника, находящегося па территории потерпевшего государства; б) наложение запрещения на находящееся в пределах собственной территории частное имущество подданных противного государства, если последнее прежде противозаконно захватило частное имущество наших подданных; в) затруднение и даже приостановку торговых, почтовых, железнодорожных и телеграфных сношений и судоходства; г) запрещение въезда и высылку подданных оскорбившего государства из пределов потерпевшего государства; д) задержание лиц, представляющих противное государство, или просто принадлежащих к нему в качестве заложников; е) взятие в плен лиц, состоящих на службе противного государства, и даже частных лиц, подданных его, если перед тем оно противозаконно держало в плену подданных потерпевшего государства; ж) отказ исполнять впредь договорные повинности и отказ от существующих договоров; з) отказ подданным противного государства в привилегиях и даже в законной защите гражданских прав»1. Используются ли сегодня такие меры в практике межгосударственных отношений? Насколько они соответствуют действующему международному нраву? 13. В 1994 г. Президент США подписал закон об ужесточении санкций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли четыре летчика. В числе санкций — приостановление чартерных авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дела с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе, запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара2. Как можно расценить действия Кубы и США? Какие из мер, предпринятых США, относятся к реторсиям, а какие — к репрессалиям? После проведения операции в Персидском заливе Совет Безопасности ООН создал Комиссию по компенсациям, которая рассматривала жалобы на действия иракских должностных лиц. Физические лица могли рассчитывать на следующие размеры возмещения: компенсация за депортацию — 2500 долл. США; компенсация за причинение телесных повреждений — до 2500 долл.; компенсация родственникам погибшего — 2500 долл. Какие критерии можно использовать в международном праве для определения размера возмещения ущерба физическим лицам? 14. В Сейме Литвы находится законопроект, в соответствии с которым правительство данного государства должно потребовать у России компенсации за ущерб, нанесенный СССР Литве за годы оккупации в период 1940—1990 гг., в размере 276 млрд долл. Россия, по мнению авторов данного законопроекта, должна уплатить этот долг в качестве правопреемника СССР. Правомерны ли с точки зрения международного права претензии Литвы? Можно ли говорить о международной ответственности государств—членов СНГ за действия, совершенные в период существования СССР? Можно ли говорить об оккупации Прибалтийских государств СССР? Историческая справка. В 1940 г. правительствам трех Прибалтийских государств (Литвы, Латвии и Эстонии) было сделано представление, в котором правительство СССР поставило вопрос о создании в этих государствах правительств, способных выполнять обязательства по договорам о взаимопомощи с СССР. Одновременно правительство СССР заявило о необходимости разместить на территории Прибалтийских государств дополнительные вооруженные контингенты. Летом 1940 г. при помощи СССР в этих государствах были организованы перевороты и к власти пришли просоветские правительства. 21—22 июля 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная дума Эстонии обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять их страны в состав СССР. В начале августа 1940 г. на седьмой сессии Верховного Совета Тема 6. Право международных договоров 1. Ф.Ф. Мартенс делил международные договоры на политические и социальные. Попытайтесь дать определения этим группам международных договоров. К какой группе относятся следующие международные договоры: договор о гарантиях инвестиций; договор о создании международной организации; договор о защите капиталовложений; договор о правовой помощи; договор о таможенном сотрудничестве; договор о мире; договор об аренде части государственной территории? 2. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютерных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанности сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это соглашение международным договором? Являются ли международными договорами следующие акты: договор между государством и иностранной компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным правом; договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН; договор о приобретении правительством Великобритании тысячи тонн мяса у правительства Аргентины; договор между муниципальными образованиями разных государств о побратимских связях; договор между двумя государствами, согласно которому они «обязуются поддерживать дружественные отношения и свидетельствуют о приверженности принципам международного права». 3. Во время ежегодной встречи глав правительств азиатских государств премьер-министры Японии и Тайваня выступили с совместным заявлением, что ни одно из правительств (ни Японии, ни Тайваня) не будет применять торговых санкций против другой стороны в течение двух лет. Можно ли рассматривать такое заявление в качестве международного договора? 4. В 1999 г. государство А подписало с государством В генеральный пакт о торговом сотрудничестве, в 2000 г. был подписан договор о торговле и мореплавании. Некоторые положения этих договоров противоречат друг другу. Государство В настаивает на применении генерального пакта 1999 г., ссылаясь на то, что более высокая юридическая сила этого документа вытекает из его названия. Дайте оценку доводам государства В. 5. Интересы каких государственных органов РФ должны быть учтены при заключении международного договора, посвященного: защите прав национальных меньшинств; охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий? Каким образом осуществляется учет этих интересов? 6. Профессор В. А. Уляницкий писал: «Общие начала частного права относительно договорных обязательств применимы к международным договорам лишь с некоторыми изменениями, соответственно особой природе публичного международного права и самих контрагентов»1. В чем выражается влияние «особой природы» международного права и субъектов международного права на международные договоры? С какими гражданско-правовыми договорами у международных договоров имеется сходство? В гражданском праве существуют способы обеспечения обязательств (залог, задаток, гарантия и т.д.). Существуют ли аналогичные способы в международном праве? Каким образом можно осуществить предварительное обеспечение международно-правовых обязательств? 7. Эмер де Ваттель приводит следующий пример из истории Древнего Рима: «Консулы Т. Ветурий Кальвин и Спурий Постумий..., будучи окруженными вместе с римской армией в Кавдипских ущельях, без надежды на спасение заключили с самнитами постыдное соглашение, предупредив их, однако, что они не могут заключить настоящего договора... без веления римского народа, без фециалов и без обычных торжественных обрядов. Самнитский полководец удовольствовался тем, что получил обещание от консулов и старших военачальников и взял шестьсот заложников. Он заставил римских воинов сложить оружие и пройти под ярмом, после чего отпустил их. Сенат Не согласился ратифицировать договор и выдал самнитам тех, кто заключил его. Самниты отказались принять их, и Рим счел себя свободным от всех обязательств, а свое поведение — безупречным. Писавшие по этому вопросу расходятся во мнениях о таком поведении Рима. Некоторые из них считают, что, если Рим не желал ратифицировать договор, он должен был бы восстановить положение вещей, существовавшее до заключения соглашения, и должен был бы вернуть все войско в его лагерь в Кавдипском ущелье; именно этого требовали самниты»1. Какие институты международного права могут быть применены в данном случае? Как можно оцепить данную ситуацию с позиций современного международного права? 8. Гуго Гроций приводит следующий пример: «Локрийцы..., обещав соблюдать соглашения, пока ходят по этой земле и носят головы па плечах,... выбросили землю, которая была насыпана в их обувь, сбросили головки чеснока, которые были положены у них на плечах, и отказались исполнить обещанное»2. Дайте квалификацию данной ситуации с позиций современного международного права. 9. Обратите внимание на следующие положения Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г., которые можно рассматривать как воспроизводящие уже сложившиеся международные обычаи. «Статья 51. Принуждение представителя государства Согласие государства на обязательность для него договора, которое было выражено в результате принуждения его представителя действиями или угрозами, направленными против него, не имеет никакого юридического значения. Статья 52. Принуждение государства посредством угрозы силой или ее применения Договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций. Статья 53. Договоры, противоречащие императивной норме общего международного права (jus cogens) Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.» Распространяется ли действие этих норм на следующие договоры: Договор, заключенный между Россией и США об уступке Аляски, которая к моменту заключения договора уже де-факто осваивалась американскими гражданами; Соглашение между США и Ираном о выдаче американских заложников, захваченных проправительственными формированиями, которое было заключено после замораживания иранских частных и публичных вкладов в американских банках; Соглашение между Чехословакией и гитлеровской Германией, заключенное под угрозой бомбардировки Праги; Договор между Германией и марионеточным правительством Виши во Франции о передаче французских военнопленных для работы в германской военной промышленности; Мирный договор государств антигитлеровской коалиции с Италией; Договор, заключенный под угрозой блокирования импортных операций государства? 10. Утрехтский мирный договор 1713 г. (ст. 9) устанавливал в интересах Англии, что порт и укрепления Дюнкерка (Франция) должны быть разрушены и никогда не подлежат восстановлению. Франция согласилась с этим условием, но одновременно начала строить в Марде-ке, на расстоянии одной мили от Дюнкерка, еще более крупный порт. Англия заявила протест на том основании, что Франция нарушает Утрехтский мирный договор. Действительно ли нарушение договора имело место?
| |