Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Международное право |
26.11.2014, 17:12 | |
Тема 12. Международное морское право 1. Ознакомьтесь с положениями статей 91, 92, 94 Конвенции по морскому праву 1982 г. Статья 91. Национальность судов 1.Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Статья 92. Статус судов 1. Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Статья 94. Обязанности государства флага 1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Что означает термин «реальная связь»? В чем она может выражаться? Что такое «удобные флаги», «дешевые флаги»? Почему государства их предоставляют? Несет ли государство «удобного флага» ответственность за действия своих судов? 2. В 1987 г. во время ирано-иракской войны правительство Кувейта попросило у США сопровождения для своих нефтяных танкеров. США согласились, но потребовали, чтобы эти танкеры плавали под американским флагом. На территории США была создана специальная компания, в распоряжение которой перешло 11 кувейтских танкеров. Эти суда, таким образом, приобрели американскую национальность. По техническим характеристикам эти суда не соответствовали американским стандартам. После исчезновения опасности эти суда снова перешли под юрисдикцию Кувейта. Оцените данную ситуацию. Почему США настаивали на переводе судов под американский флаг? Насколько такая практика соответствует положениям Конвенции 1982 г.? 3. Статья 19 Конвенции 1982 г. по морскому праву гласит: 1. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права. 2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций; б) любые маневры или учения с оружием любого вида; в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции; и) любую рыболовную деятельность; к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности; л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. В 1988 г. два американских военных корабля — «Йорктаун» и «Ка-рон» вошли в советские территориальные воды в районе Крымского полуострова, вблизи Севастополя. Два советских военных корабля находились в это время вблизи данного места. От командиров советских кораблей поступило требование покинуть советские воды. Американцы на это требование не ответили. После этого советские корабли предприняли бомбардировку американских судов, в результате которой последние получили значительные повреждения и спешно покинули российские территориальные воды. Впоследствии американское правительство выразило протест советскому правительству. Власти США ссылались на право мирного прохода; с другой стороны, они признавали, что акция была предпринята с целью проверить, — соблюдает ли СССР это право, и практической необходимости в проходе американских судов через российские территориальные воды не было. Должен ли СССР нести международную ответственность? Как можно расценить действия США? Нарушается ли право мирного прохода в следующих случаях. Японское судно с туристами проходит на расстоянии 23 мили от Курильских островов, изредка останавливаясь для фотографирования наиболее живописных мест. Американский военный корабль проходит в 10 милях от российского берега, направляясь на военные маневры. Новозеландское судно, перевозящее наркотики, проходит в пяти милях от российского берега. 4. Ознакомьтесь со следующими положениями Конвенции 1982 г. по морскому праву Статья 100. Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства Все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства. Статья 101. Определение пиратства Пиратством является любое из перечисленных ниже действий: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: б) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц, или имущества, находящихся на их борту; i против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства; в) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом... Статья 103. Определение пиратского судна или пиратского летательного аппарата Судно или летательный аппарат считается пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, предусматриваемых в статье 101. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех нор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях. Статья 105. Захват пиратского судна или пиратского летательного аппарата В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Являются ли пиратством действия, аналогичные действиям, предусмотренным ст. 101 Конвенции 1982 г., совершаемые военным кораблем какого-либо государства? Как быть в случае, если экипаж военного корабля взбунтовался и совершает такие действия? 11.1. В январе 1961 г. капитан Гальвао, политический противник диктаторского режима Салазара в Португалии, вместе с сочувствующими захватил португальское судно «Саита-Мария», находящееся в Антильском море. Португалия посчитала, что речь идет об акте морского пиратства и попросила помощи других государств в пресечении этой акции. В интересах пассажиров США следили с близкого расстояния за маневрами судна, в конце концов «Санта-Мария» бросила якорь в Бразилии, где Гальвао и его люди получили политическое убежище. Судно было возвращено Португалии. Подпадают ли действия Гальвао под определение пиратства? Как можно расценить поведение США и Бразилии? 11.2. Можно ли считать пиратством действия чеченских боевиков, захвативших российское судно и требовавших под угрозой жизни заложников прекращения войны в Чечне? 11.3. Бригантина «Амброз Лайт» 24 апреля 1985 г. была замечена командиром корабля США «Альянс» в Карибском море, сначала под неизвестным флагом — красный крест на белом поле, — а затем поднявшей флаг Республики Колумбии. Бригантина была остановлена, и на ней оказалось 60 вооруженных солдат, одно орудие и большое количество вооружения. Она имела поручение от колумбийских повстанцев содействовать блокаде порта Картахена, предпринятой повстанцами. Капитан счел это судно пиратским и отправил его для применения наказания1. Подпадает ли данное судно под признаки пиратского судна, установленные современным международным правом? Тема 13. Международное воздушное право 1. Изучите ст. 5 и 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Статья 5. Право нерегулярных полетов Каждое Договаривающееся государство соглашается, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений настоящей Конвенции, осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Тем не менее каждое Договаривающееся государство сохраняет за собой право по соображениям безопасности полетов требовать от воздушных судов, которые намереваются следовать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршрутам или получать специальное разрешение на такие нолеты. Статья 6. Регулярные воздушные сообщения Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Под действие какой статьи подходят следующие случаи: а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск. б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер. в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Новосибирска в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп. г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состоятельных людей. При решении задачи учтите, что в 1952 г. Совет ИКАО дал следующее определение регулярных полетов: Регулярный рейс — серия полетов, обладающая следующими характеристиками: полеты носят интернациональный характер; услуги перевозчика носят открытый публичный характер; полет осуществляется между двумя одними и теми же пунктами: полет осуществляется в соответствии с публикуемым расписанием; или же настолько регулярно или часто, что проведение этих полетов обладает признанной систематичностью. 2. Выделяются следующие основные коммерческие «свободы воздуха». 1. Право на транзитный беспосадочный полет через территорию иностранного государства. 2. Право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории. 3. Право высаживать на иностранной территории пассажиров, выгружать грузы и почту, взятые на территории государства, которому принадлежит воздушное судно. 4. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся па территорию государства, которому принадлежит воздушное судно. 5. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся на территорию любого третьего государства и право высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту, следующие с территории любого третьего государства. Почему по поводу предоставления этих свобод до сих пор не заключен многосторонний международный договор, а регулирование осуществляется главным образом на двусторонней основе? В использовании каких свобод наиболее заинтересованы развитые государства? Развивающиеся государства? Вы являетесь представителем российского авиапредприятия (г. Новосибирск). В получении какой из свобод вы в наибольшей степени заинтересованы? 3. У гражданки государства А, находящейся па борту воздушного судна государства В, во время полета над территорией государства С родился ребенок. Гражданство какого государства должен получить ребенок с учетом следующих обстоятельств: Законодательство о гражданстве государства А построено на основе принципа «права крови», государств В и С — на основе принципа «права почвы»? Можно ли рассматривать воздушное судно в качестве части территории государства? В случае если на борту воздушного судна будет совершено правонарушение, какое государство вправе осуществлять юрисдикцию над правонарушителем? 4. Статья7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. гласит: Договаривающееся государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого государства. Обязана ли Россия вернуть Северной Корее политического заключенного, который захватил самолет и прилетел в Россию с целью избежать смертной казни за высказывания, осуждающие политику северокорейского режима? Если данное дело будет рассматриваться российским судом, может ли он расценивать политические мотивы деяния как смягчающее обстоятельство и назначить наказание ниже минимального? 5. В декабре 1988 г., самолёт американской воздушной компании «ПанАм» разбился над Локерби в Шотландии, что повлекло гибель 270 человек. Причиной катастрофы была бомба, находящаяся на борту самолета. Американские и английские власти подозревали, что вина за этот террористический акт лежит на двух ливийских гражданах и поэтому потребовали у ливийских властей выдачи террористов, в чем им было отказано. Параллельно французские власти представили подобное требование вследствие катастрофы в идентичных обстоятельствах в сентябре 1989 г. самолета компании «Юта» над Нигером, повлекшего гибель 170 пассажиров. Французским властям было также отказано. В январе 1992 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 731 осудил эти террористические акты, выразил осуждение ливийскому правительству и потребовал от ливийских властей немедленного предоставления полного и ясного ответа на запросы США, Великобритании и Франции «с целью обеспечения полного уничтожения международного терроризма». В начале марта 1992 г. Ливия обратилась в Международный Суд ООН с жалобой на эти государства. Ливия утверждала, что она выполнила все свои обязанности, вытекающие из Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и что как раз США и Великобритания не соблюдают положения Конвенции, относящиеся к процедуре урегулирования споров (это действительно имело место). Кроме того, правительства этих государств обвинялись в нарушении суверенитета Ливии в связи с их требованиями выдачи ливийских граждан. Ливийское правительство просило Суд указать обеспечительные меры, запрещающие этим двум государствам предпринимать какие-то действия с целью принудить Ливию выдать своих граждан. 31 марта 1992 г. Совет Безопасности ООН, учитывая упорный отказ Ливии, решил применить положения гл. 7 Устава ООН (где говорится о принудительных мерах), считая, что «нежелание со стороны ливийского правительства показать посредством конкретных действий свое осуждение терроризма, представляет угрозу международному миру и безопасности». Резолюция № 748 установила в отношении Ливии эмбарго на поставки оружия и воздушные сообщения, а также уменьшение важности дипломатических миссий. Оцените позиции: США и Великобритании; Ливии; Совета Безопасности ООН. В конечном итоге ради снятия экономических санкций Ливия пошла на выдачу своих граждан (пилотов), которые были осуждены. 6. В октябре 1985 г. четыре палестинских террориста, принадлежащие к одной из фракций Организации освобождения Палестины (ООП), захватили итальянское судно «Акилле Лауро». Около 450 пассажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладнокровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им подняться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где находится штаб ООП. Однако во время полета над международными водами Средиземного моря этот лайнер был перехвачен американским военным самолетом и, с разрешения итальянского правительства, приземлился на итальянской территории. Итальянские власти задержали четырех террористов, которые впоследствии были осуждены. Как можно расценить действия Египта, США, Италии с точки зрения их соответствия международному праву? Какие правовые основания могут приводиться в оправдание действий США? Тема 14. Международное космическое право 1. До заключения Договора о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Лупу и другие небесные тела 1967 г. существовало несколько теорий, обосновывающих правовой режим космического пространства. Часть авторов утверждала, что нет необходимости ограничивать верхнюю границу территориальной власти государств. Другие авторы доказывали, что космическое пространство является «ничейной территорией» и принадлежит любому лицу, которое это пространство намерено использовать. По мнению третьих, космическое пространство является достоянием всего человечества и подлежит регулированию международным правом с учетом интересов всего международного сообщества. Какой из подходов был закреплен в Договоре 1967 г.? Чьим интересам служит каждый из вариантов? Чем отличается режим космического пространства от режима открытого моря и воздушного пространства? 2. С т а т ь я 2 Договора о принципах деятельности государств но исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. содержит следующее правило: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Дэннис Хоуи, 49-летний предприниматель из Калифорнии, объявил себя в начале 1997 г. собственником Солнечной системы, всех планет и их спутников, включая и спутник Земли — Луну. Перед этим он направил послания о намерении приватизировать «бесхозные небесные тела» в адрес ООН, Белого дома в Вашингтоне и Кремля в Москве. Ответа он не получил. Затем Д. Хоуп открыл собственную контору под названием «Лунное посольство» и стал продавать участки своей «собственности»1. Допустима такая деятельность с точки зрения международного права? 3. До сих пор вопрос о нахождении границы между воздушным и космическим пространством не разрешен до конца. Существует несколько позиций. Граница между космосом и воздушным пространством проходит: там, где заканчивается атмосфера; где заканчиваются возможности государства по контролю над своим воздушным пространством; на самой низшей высоте полетов спутников; где аэродинамическое воздействие уступает место силе всеобщего тяготения; на максимальной высоте полета воздушных судов; на уровне, где невозможно поддержание человеческой жизни; на высоте 100—110 км (средняя высота полетов спутников). В чем заключается значение границы между космосом и воздушным пространством? Интересы каких государств выигрывают при использовании того или иного подхода? 4. Если искусственный спутник Земли, принадлежащий государству А, пролетает над территорией государства , можно ли говорить о нарушении территориального суверенитета государства ? Может ли спутник осуществлять аэрофотосъемку территории государства или дистанционное зондирование территории государства ? 5. Является ли нарушением международного космического права: использование спутников в целях обеспечения военной связи; развертывание в космосе лазерных установок, предназначенных для антиракетной обороны (программа «звездных войн» США); размещение на Луне радиоактивных материалов; обустройство центра противовоздушной обороны на Луне, в открытом космосе, на Марсе; использование военных специалистов для строительства базы на Луне; причинение вреда дому гражданина государства в связи с падением космического аппарата государства ? 6. Космический корабль РФ вошел в контакт с инопланетным кораблем, на котором находятся представители неземной цивилизации. Российское правительство уполномочило космонавтов заключить с представителями этой цивилизации договор от имени РФ. Был заключен договор, который предусматривает обмен делегациями в составе 10 человек. Российская делегация привезла ряд радиоактивных материалов, которые были использованы в работе Российской академии наук. Какое право регулирует данный договор? Соответствуют ли действия РФ международному праву? Каков по вашему мнению должен быть порядок вступления в контакт с инопланетной цивилизацией? Тема 15. Международное право охраны окружающей среды Задачи 1. Ознакомьтесь с содержанием ст. I Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. Статья I. «Стороны настоящей Конвенции могут принимать в открытом море такие меры, которые могут оказаться необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реально угрожающей их побережью или связанным с ним интересам опасности загрязнения или угрозы загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые, как разумно можно предполагать, повлекут за собой вредные последствия в больших размерах». Как вы понимаете такие термины, используемые в настоящей статье, как «серьезная и угрожающая побережью или связанным с ним интересам опасность загрязнения», «необходимые меры», «морская авария», «вредные последствия в больших размерах»? 2. Ознакомьтесь с содержанием некоторых положений Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.: «Статья I 1. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику. 2. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности, противоречащей положениям пункта 1 настоящей статьи. Статья II Используемый в статье I термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения — путем преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства. Статья III 1. Положения настоящей Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил международного права, касающихся такого использования. 2. Государства — участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства-участники, которые в состоянии делать это, но отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями будут вносить вклад в международное экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды с должным учетом нужд развивающихся районов мира». Некоторое время назад американские ученые разрабатывали планы изменения направления морского течения Гольфстрим. Предполагалось построить на дне океана огромный тоннель из пластика, ведущий к Америке. Если бы проект был реализован, то средняя температура в Европе уменьшилась бы на 5°. Подпадает ли данный проект под действие настоящей конвенции? Как он соотносится с морским правом? Подпадает ли под действие Конвенции сейсмическое оружие? Химическое оружие? Биологическое оружие? Ядерное оружие? Дефолианты — вещество, вызывающее опадание лиственного покрова, который восстанавливается через несколько сезонов? 3. В преамбуле Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. содержится ссылка на международный обычай, в соответствии с которым «государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции». Рассмотрите следующие примеры и сделайте выводы о возможности или невозможности привлечения к ответственности соответствующих государств. а) Мировое сообщество объявило экономический бойкот государству А. Государство А, лишенное возможности потреблять нефтесодержащие источники энергии, использует каменный уголь. В результате работы ТЭЦ наносится большой ущерб атмосфере соседнего государства. Несет ли государство А международную ответственность? б) Несут ли США ответственность за деятельность американских фирм, осуществляющих добычу селитры в Чили (эта деятельность привела к нанесению большого ущерба популяциям птиц)? в) Государство А купило ядерный реактор в государстве В. Через три месяца эксплуатации реактора произошла авария, в результате которой был причинен ущерб окружающей среде государства С. Несет ли государство В ответственность, если вред был причинен в результате недостатков реактора? Какие методики расчета компенсации могут быть использованы? 4. Озеро Лану является важным естественным резервуаром в Восточных Пиренеях (озеро находится во Франции, рядом с границей с Испанией). После Второй мировой войны Франция решила обустроить озеро с целью производства гидроэлектроэнергии. Учитывая испанские интересы, первоначальный проект был изменен с целью полного возмещения Испании тех вод, которых вследствие работ, осуществляемых во Франции, она была бы лишена. Однако Испания сочла, что Франция не может приступать к работам по использованию озерных вод без ее предварительного согласия. Обладает ли Франция полным суверенитетом над озером Лану? Является ли это озеро территорией с особым статусом? Существуют ли какие-либо права в отношении данного озера у Испании? 5. «Американские ученые выделили 17 позиций по биосфере, Россия везде в числе лидеров. Мы ежегодно производим избыточно порядка 5 млрд тонн кислорода (наши леса дают его больше, чем потребляется). А в США потребляют 1 млрд тони чужого кислорода... Таким образом, природный комплекс России производит для мировой экономики продукции на несколько миллиардов долларов. Мы вкладываем в них своим природным комплексом, а они не платят», — заявила председатель Фонда спасения национального ландшафта Н. Пожидаева1. Дайте международно-правовую оценку этому заявлению. Может ли Россия предъявить соответствующие претензии развитым государствам? 6. Данное дело представляет собой первый случай международного спора, возникшего в результате трансграничного загрязнения. В начале XX века выбросы литейных заводов по производству свинца, расположенных на территории Канады, недалеко от границы с США, нанесли большой вред урожаю американских фермеров. В отсутствие писаных норм международного права, регулирующих данную ситуацию, арбитры вынесли решение по аналогии, использовав принципы национального права, касающиеся загрязнения вод, применяемые в рамках федеративного государства в отношениях между двумя субъектами федерации. Арбитры констатировали необходимость привлечения Канады к международной ответственности. Вынесенным решением предусматривалась обязанность Канады выплатить 78 тыс. долл. США в пользу Соединенных Штатов. На основе каких норм международного права мог бы быть разрешен такой спор сегодня? 7. На территории государства А произошло извержение вулкана. Селевыми потоками причинен вред окружающей среде государства В. Государство В заранее знало об извержении, однако не приняло никаких мер по оповещению соседнего государства и по предотвращению ущерба. Несет ли государство А ответственность перед государством В? 8. В июне 2001 г. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, разрешающий ввоз в РФ отработанного ядерного топлива (ОЯТ). По прогнозам Минатома России, в течение 10 лет можно ожидать получения 20 млрд долл. по сделкам, связанным со ввозом ядерных отходов. Советскими специалистами построены атомные станции на Украине, в Литве, Финляндии, Болгарии, Чехии, Венгрии и в других странах. В соответствии с требованиями МАГАТЭ, страна, которая строит атомную станцию в каком-либо государстве, обязана вывезти ОЯТ обратно. Обязана ли РФ импортировать отработанное ядерное топливо, образующееся в результате работы атомных станций, построенных с участием СССР? Имеет ли РФ право ввозить ОЯТ? Каково ваше отношение к проблеме ввоза ОЯТ? Какие основные правила должны соблюдаться при ввозе и хранении ядерных отходов? Тема 16. Международное экономическое право 1. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ говорится: «Сегодня наша страна все больше интегрируется в мировое хозяйство. И поэтому во внешнеполитической сфере мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российские предприятия и российского гражданина. Мы обязаны по-настоящему обеспечивать, если угодно, обслуживать, интересы российской экономики. А это значит — противодействовать дискриминации отечественных производителей. Гарантировать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом. Ускорять подготовительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас условиях. В целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова»1. Какие меры в области международного сотрудничества и международного права следует предпринять, чтобы усилить позиции российского производителя? Насколько успешно сегодняшняя внешняя политика РФ решает эту задачу? При подготовке ответов можно, в частности, использовать Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»2. 2. Существуют два основных подхода к экономической интеграции. Представители либерального подхода считают, что экономической интеграции можно достичь свободной международной торговлей, при этом государства полностью сохраняют свой экономический суверенитет, ведь свободная торговля сама по себе интегрирует сферу сотрудничества, поэтому не требуется особых наднациональных институтов, которые бы заботились об интеграции. Институционалисты представляют противоположную точку зрения; они исходят из утверждения, что либерализация международных экономических отношений и свободная деятельность рыночных законов сама по себе недостаточна для действительной интеграции. Необходимо согласование экономической политики отдельных государств, что диктует создание специальных международных институтов с наднациональными полномочиями1. Какая позиция предпочтительнее и почему? 3. Ознакомьтесь со ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.2 «Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются: 1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации; 2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; 3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия; 4) единство таможенной территории Российской Федерации; 5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация; 7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; 8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом». Как вы понимаете эти принципы? Как эти принципы могут проявляться в сфере таможенного, валютного и налогового регулирования внешнеэкономической деятельности? 4. Новой отраслью международного права считается право развития. В соответствии с основным принципом этой отрасли развивающиеся государства имеют право на развитие, которое включает в себя право на участие в принятие решений в международных экономических организациях, право на получение внешних кредитов, право на пользование односторонними преимуществами в международной торговле и др. Как вы относитесь к этой концепции? В каких отраслях международного права учитывается разделение государств на развитые и развивающиеся? 5. В 1951 г. иранский меджлис (парламент) принял два закона о национализации нефтяной промышленности в Иране. Немедленно после национализации 8 мая 1951 г. Англо-Иранская нефтяная компания потребовала от иранского премьер-министра, чтобы этот вопрос в соответствии со ст. 22 концессионного договора 1933 г. был разрешен арбитражным путем. Иранский министр финансов в своем ответе на это письмо подчеркнул, что: 1) право национализации вытекает из суверенитета каждого государства; это право использовали многие государства, в том числе и правительство Великобритании; 2) частное соглашение (концессия) не может препятствовать осуществлению этого права, основанного на нормах международного нрава; 3) национализация нефтяной промышленности в Иране является результатом осуществления суверенного нрава иранского народа; эта мера не может быть предметом арбитражного разбирательства в каком-либо арбитражном органе. Оцените доводы Ирана с точки зрения их соответствия международному праву. 6. Правительства латиноамериканских государств при заключении концессионных соглашений с иностранцами включали в эти соглашения так называемую «оговорку Кальво»1, согласно которой иностранное лицо отказывалось от дипломатической защиты своего государства и передавало все споры в ведение местной юрисдикции. Статья 61 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». В случае если «оговорка Кальво» включена в договор с российским гражданином, имеет ли она силу? Действительна ли такая оговорка с точки зрения современного международного права? 7. Компания «Барселона Трекши» (Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited) была образована в 1911 г. в г. Торонто (Канада). С целью создания и развития в Каталонии (Испания) сетей энергообеспечения, «Барселона Трекшн» создала несколько дочерних компаний, одни из которых были зарегистрированы в Канаде, а другие — в Испании. Данные компании к 1936 г. обеспечивали большую часть потребностей Каталонии в электроэнергии. Большая часть акций компании «Барселона Трекшн» принадлежало бельгийским гражданам. В 1948 г. три кредитора компании инициировали процесс о банкротстве «Барселона Трекшн». Испанский суд вынес решение, в соответствии с которым ряд руководителей компании были отстранены от своих должностей и на их место были назначены граждане Испании. Спустя некоторое время аналогичные меры были предприняты в отношении дочерних компаний. «Барселона Трекшн» и дочерние компании неоднократно обращались в испанские суды и обжаловали предпринимаемые испанскими^ властями меры. Всего по делу было вынесено 2736 определений, 494 решения и 37 постановлений. Правительства Канады и Бельгии неоднократно обращались к испанским властям с целью оказания защиты компании1. В конечном счете Бельгия обратилась в Международный Суд ООН. Вправе ли Бельгия была оказывать дипломатическую защиту компании «Барселона Трекшн»? Вправе ли такую защиту оказывать Канада? 8. Статья III Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. закрепляет следующее правило: «Договаривающиеся Стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, нравила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, а также внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства...» В данной статье говорится о протекционизме. Дайте определение этому понятию. Какие существуют протекционистские меры? Почему государства хотят бороться с этим явлением? Охватывает ли протекционизм такие меры государственной помощи отечественной экономике, как предоставление субсидий и субвенций, снижение налогового бремени, государственное участие в капитале? 9. Статья VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. закрепляет следующее правило: «Договаривающиеся Стороны признают, что демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории Договаривающейся Стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности». Недавно со стороны крупнейших американских компаний высказаны обвинения в адрес России в связи с демпингом продукции черной металлургии. Чем опасен демпинг? Кем создается демпинговая ситуация: государством происхождения товара, государством, в которое товар поступает, или производителем товара? Как можно с ним бороться? Что такое нормальная цена и как она может быть определена? 10. По свидетельству Т.Н. Нешатаевой, в практике МВФ и МБРР появились серьезные новации в вопросах финансирования государств-членов. «Международные учреждения все чаще привлекают к финансированию структурной перестройки в той или иной стране частных инвесторов. Делается это следующим образом: МБ-МВФ на джентльменских условиях просят частные банки профинансировать программу конкретной страны. Коммерческие банки, как правило, не отказывают в средствах при условии, что программы составлены с участием банка и фонда... Следует отметить, что сегодня частные инвесторы чаще всего склонны отказывать в предоставлении крупных кредитов, если их расходование не подкреплено программами МБ-МВФ. Иными словами, банк и фонд связывают себя дополнительными соглашениями с юридическими лицами отдельных государств»1. В результате такого рода операций складывается следующая схема отношений: МВФ Государство-получатель средств Банк-инвестор Дайте характеристику каждой группе отношений. Каковы права и обязанности субъектов правоотношения? Каким правом эти отношения регулируются? Как реализуется ответственность? 11. В договорах, заключаемых Российской Федерацией и иностран^** ными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений, предусматривается, что споры между государством и инвестором передаются на рассмотрение в: третейский суд «ad hoc» в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); компетентный суд или арбитраж договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены; Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме; любой иной международный арбитраж, о котором договорятся стороны в споре1. Какой из способов разрешения споров в наибольшей степени выгоден для инвестора? Для государства, на территории которого осуществляется капиталовложение? Какое право должно применяться в каждом из случаев? 12. Согласно договорам о защите капиталовложений, национализация допускается только при условии выплаты быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Должен ли размер компенсации соответствовать: реальной стоимости национализируемого имущества; реальной стоимости национализируемого имущества плюс упущенная выгода; реальной стоимости национализируемого имущества минус уже полученные от его эксплуатации доходы? 13. Государство А объявило государственную монополию на производство товара X. Может ли иностранный инвестор, занимающийся на территории РФ производством этого товара, защищать свои интересы, ссылаясь на договор о защите капиталовложений? Можно ли рассматривать в данном случае объявление государственной монополии как национализацию? 14. Руководство фирмы опасается, что имущество филиала фирмы за рубежом будет национализировано. В качестве юридических гарантий прав фирмы вы имеете: положения Конституции данного государства, запрещающие национализацию; аналогичные положения двустороннего международного договора между вашим и иностранным государством; договор страхования с частной компанией от рисков национализации; договор между вашей фирмой и иностранным государством, содержащий условие о недопустимости национализации; международно-правовой обычай, запрещающий национализацию. Сравните относительную ценность этих гарантий. Какие еще международно-правовые гарантии могут быть? Если национализация все же произошла, какие способы защиты ваших интересов могут быть использованы? 15. Государство А установило в отношении государства В особые экономические преференции, заключающиеся в 20%-ном снижении таможенных пошлин относительно общего их уровня. Компания, производящая компьютеры, зарегистрированная на территории государства С, открыла на территории государства В дочернюю фирму, занимающуюся сборкой комплектующих и экспортом уже готовых компьютеров в государство А. Какое государство должно считаться страной происхождения товара? Соответственно по какой ставке должен облагаться данный товар? Какие меры государственной политики могут быть предприняты для устранения подобных ситуаций? 16. Государство А подписало с государством В договор в соответствии с которым оба государства приняли на себя обязательство снижения общих таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары на 20%. Спустя год государство А подписало с государством С договор, в котором установлено снижение таможенных пошлин на 30% для двусторонней торговли этих государств. Нарушает ли договор, заключенный между государствами А и С, договор, заключенный между государствами А и В? Какие могут быть последствия такого нарушения? 17. Немецкая компания «Грюндиг» договорилась с французской фирмой «Копстан» о том, что последняя будет исключительным посредником (эксклюзивным дилером) первой во Франции. Германская сторона согласилась не снабжать своей продукцией никого другого во Франции, а французская — не торговать продукцией конкурентов «Грюндиг», содействовать продаже ее продукции, обеспечивать послепродажное обслуживание, делать прогнозы продаж и т.д. Статья 85 Римского договора запрещает все соглашения между предприятиями, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка1. Подпадает ли соглашение между немецкой и французской компанией под данный запрет? 18. Международная фруктовая компания обратилась за лицензией на импорт яблок в ЕС. Когда просьба о лицензии была отклонена датскими властями со ссылкой на ряд регламентов ЕС, компания обратилась с иском в суд, утверждая, что указанные регламенты нарушали ст. 9 ГАТТ, устанавливающую обязательство договаривающихся сторон устранить количественные ограничения на импорт или экспорт товаров. В соответствии с Римским договором ЕС наделен функциями по проведению тарифной и торговой политики и нравом заключения соответствующих соглашений по данным вопросам2. Можно ли утверждать, что ЕС в данном случае выступает в качестве правопреемника государств-членов по обязательствам ГАТТ? Как могут соотноситься по юридической силе Римский договор и ГАТТ? 19. 12 марта 1996 г. Президент США У. Клинтон подписал Закон о солидарности ради свободы и демократии на Кубе. В соответствии с данным законом, если будет установлено, что граждане третьих стран причастцы к коммерческим операциям в США с использованием ранее национализированной собственности американцев, их можно предать суду в США либо ограничить их право на въезд в США. Эти меры распространяются также на родственников и работающих с этими лицами других лиц. В соответствии с этим законом разрешение на въезд в США, но существу, выдается лишь для того, чтобы эти лица предстали перед судом1. Какие нормы международного права и общие принципы права нарушаются данным законом? 20. Западные фармацевтические компании приобретают патенты на препараты, изготовленные на основе методов народной медицины. Правомерна ли такая практика с точки зрения международного экономического права? Попробуйте сформулировать возражения от имени российского МИД в случае, если крупная западная компания зарегистрировала ряд патентов, в основе которых лежат методы традиционной русской народной медицины. 21. В начале XX в. правительством царской России были совершены ряд займов у иностранных государств (Франция, Великобритания) и их граждан. Правительство СССР отказалось платить по царским долгам. При подготовке к Генуэзской конференци 1922 г. советские эксперты подготовили ряд выводов в отношении долгов царской России. Главные из них заключались в следующем: 1. Военные займы союзников царской России погашены отказом России от выгод, предусмотренных § 116 Версальского мирного договора, который сохраняет за ней право требовать репараций от Германии но тому же титулу, что и союзники, а также неуплатой расходов, сделанных ею во время войны 1914—1917 гг., в то время как значительная часть бюджетов союзных стран покрывается германской контрибуцией. 2. Довоенные долги России компенсируются убытками, причиненными национальному богатству России интервенцией, блокадой и гражданской войной, организованной союзниками. В ноябре 1996 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством Франции относительно окончательного урегулирования взаимных требований между Россией и Францией, возникших до 9 мая 1945 г. В соответствии с этим документом Россия выделила на погашение дореволюционных долгов 400 млн долл., из которых две трети должны быть использованы на оплату ценных бумаг, а одна треть должна быть направлена на выплату компенсаций французским владельцам российской недвижимости, потерявшим ее во время национализации. Держатели ценных бумаг должны получить по 100 долл. США за одну штуку (независимо от номинала). Как вы относитесь к проблеме «царских» долгов? Должна ли Россия их оплатить? В каком объеме должны быть произведены выплаты? Должны ли учитываться вышеуказанные аргументы советских экспертов? | |