Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Криминалистика |
29.09.2014, 08:25 | |||||||
Тема № 11. Тактика следственного осмотра и освидетельствования Задание 1. Учебная группа делится на 4-5 учебных следственно-оперативных групп (СОГ). В каждой СОГ выделяется специалист, который получает на кафедре криминалистическую технику (унифицированный чемодан для осмотра места происшествия и др.). По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой преступления, произошедшего накануне: Краткая фабула происшествия ________________________________________________________ Необходимо произвести осмотр места происшествия в помещении (жилище, лестничной площадке, подъезде – на криминалистическом полигоне либо другом заранее подготовленном месте) в соответствии требованиями УПК РФ и рекомендациями криминалистики. При этом, исходя из данной фабулы, слушатели обязаны: а) определить задачи осмотра; б) определить границы осмотра и тактику его проведения; в) перед началом производства осмотра слушатели должны заполнить бланк постановления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства, без согласия проживающих в нем лиц. г) произвести осмотр места происшествия; д) составить протокол осмотра места происшествия (помещения) и приложения к протоколу: общую схему расположения здания, общую схему места происшествия, схематическую зарисовку отдельного предмета с места происшествия. е) оценить результаты осмотра (продумать, какие данные, установленные осмотром, могут быть использованы для определения дальнейших задач расследования, построения версий). К концу занятия слушатели обязаны сдать всю технику, полученную на кафедре, привести в порядок криминалистический полигон и учебные аудитории, сдать преподавателю практикум с заполненным протоколом осмотра места происшествия и схематическими зарисовками. ПРОТОКОЛ осмотра места происшествия .................................................. Задание 2. По указанию преподавателя самостоятельно осмотреть предмет ________ ________________________________________________ и составить протокол его осмотра. При описании объекта обратить особое внимание на выявление и фиксацию идентифицирующих признаков объекта, способствующих проведению предъявления его для опознания (описание производится «от общего − к частному»). ПРОТОКОЛ осмотра предметов (документов) ........................................................ Задание 3. Учебная группа делится на 4-5 учебных следственно-оперативных групп (СОГ), в каждой подгруппе выделяется специалист-криминалист, который получает на кафедре криминалистическую технику (унифицированный чемодан для осмотра места происшествия и др.). Затем слушателям объявляется, на каких участках местности они будут производить осмотр (места для осмотра готовятся заранее). В аудитории слушателям оглашается фабула «уголовного дела»: Краткая фабула происшествия ______________________________________________________ Необходимо произвести осмотр места происшествия на улице в соответствии требованиями УПК РФ и рекомендациями криминалистики. При этом, исходя из данной фабулы, слушатели обязаны: а) определить задачи осмотра; б) определить границы осмотра и тактику его проведения; г) произвести осмотр места происшествия; д) составить протокол осмотра места происшествия (участка местности) и приложения к протоколу: общую схему расположения участка местности, общую схему места происшествия, схематическую зарисовку отдельного предмета с места происшествия; е) изъять с места происшествия копии следов, а при невозможности или нецелесообразности их изготовления − объекты-следоносители для дальнейшего их использования в уголовном деле в качестве вещественного доказательства, т.е. упаковать и зафиксировать данные объекты по всем требованиям УПК и рекомендациям криминалистики; ж) произвести оценку результатов осмотра, продумать возможности использования фактических данных, установленных осмотром для построения версий, определения направления расследования, проведения дальнейших следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; К концу занятия слушатели обязаны сдать дежурному по кафедре всю технику, полученную на кафедре, сдать преподавателю практикум с заполненным протоколом осмотра места происшествия и схематическими зарисовками, приобщить к практикуму копии следов и объекты-следоносители, обнаруженные в результате осмотра. ПРОТОКОЛ осмотра места происшествия ............................................................. Тема № 12. Тактика задержания Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться со следственной ситуацией и составить протокол задержания подозреваемого в совершении преступления. Особое внимание уделить описанию предметов, изъятых при личном обыске. ПРОТОКОЛ ........................................................... Тема №13. Тактика допроса и очной ставки. Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фонограммой или видеофонограммой показаний свидетеля: 1 вариант В вагоне метро на стации «Комсомольская (кольцевая)» у гражданина Новикова Михаила Васильевича преступник, впоследствии оказавшийся Галкиным, сорвал с головы шапку (вырвал из рук мобильный телефон и т.п.) и пытался скрыться, выбежав из вагона и побежав к выходу из метро. Однако усилиями Новикова, его друга Пучкова, а также подбежавшим милиционером, преступник был задержан и доставлен в комнату милиции станции метро. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Задание: ознакомившись с фабулой и звукозаписью допроса составить протокол допроса Новикова с применением аудиозаписи. 2 вариант __________________________________________________ Задание: ознакомившись с фабулой и видеозаписью допроса составить протокол допроса потерпевшего Березина с применением видеозаписи. 3 вариант По предложенной фабуле допросить подозреваемого. Обратить особое внимание на применение тактических приёмов допроса в условиях конфликтной ситуации. ПРОТОКОЛ ..................................................... Тема №14. Тактика предъявления для опознания Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой или принять участие в игровой ситуации и произвести предъявление для опознания личности (участники следственного действия подбираются из числа слушателей). Данные о лице из первоначального допроса ________________________________________ При проведении опознания особое внимание обратить на соблюдение требований ст. 193 УПК (обязательное разъяснение всем участникам следственного действия их прав и обязанностей; наличие двух статистов, схожих по приметам с опознаваемым; предложение опознаваемому занять любое место среди статистов; обязательное указание признаков, по которым опознающий опознал кого-либо из лиц, предъявленных для опознания, при каких обстоятельствах наблюдал лицо и т.п.). Ход следственного действия может фиксироваться с помощью видеозаписи, о чём делается пометка в протоколе, и все участники следственного действия уведомляются о применении технических средств в ходе его проведения. При этом необходимо в конце следственного действия просмотреть полученную видеозапись, о чём так же делается пометка в протоколе. По окончании следственного действия составить протокол. ПРОТОКОЛ предъявления лица для опознания ............................................... Задание 2. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой или принять участие в игровой ситуации и произвести предъявление для опознания лица в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего (участники следственного действия подбираются из числа слушателей). Данные о лице из первоначального допроса _____________________________________ При проведении опознания особое внимание обратить на соблюдение требований ст. 193 УПК (обязательное разъяснение всем участникам следственного действия их прав и обязанностей; наличие двух статистов, схожих по приметам с опознаваемым; предложение опознаваемому занять любое место среди статистов; обязательное указание признаков, по которым опознающий опознал кого-либо из предъявленных ему для опознания лиц, понятые при опознании в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознанным находятся рядом с опознающим и пр.). Ход следственного действия может фиксироваться с помощью видеозаписи, о чём делается пометка в протоколе и все участники следственного действия уведомляются о применении технических средств в ходе его проведения. При этом необходимо в конце следственного действия просмотреть полученную видеозапись, о чём так же делается пометка в протоколе. По окончании следственного действия составить протокол. ПРОТОКОЛ предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего .......................................................... Задание 3. По указанию преподавателя произвести предъявление для опознания предмета. Необходимо обратить внимание на соблюдение требований закона и криминалистических рекомендаций при проведении этого следственного действия. ПРОТОКОЛ предъявления предмета для опознания ......................................................... Тема № 15. Тактика обыска и выемки Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой дела, принять решение о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства. Вынести постановление о производстве данного вида обыска, составить протокол обыска в жилище и уведомление об обыске в жилище, проведенном без решения суда. ПОСТАНОВЛЕНИЕ о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства ............................................................ Тема №16. Тактика следственного эксперимента. Задание 1. По указанию преподавателя до практического занятия ознакомиться с фабулой дела. Исходя из данной фабулы, курсант обязан: а) определить цель следственного эксперимента; б) назвать вид следственного эксперимента; в) определить участников (следователь, обвиняемый, понятые, оперативный работник, специалист) и особенности их размещения; г) составить письменный план проведения следственного эксперимента. ПЛАН производства следственного эксперимента по уголовному делу № __________________________ 1. Место проведения___________________________ 2. Время проведения___________________________ 3. Участники__________________________________ 4. Условия проведения _________________________ 5. Реконструкция ______________________________ 6. Краткое содержание опытов __________________ 7. Использование вещественных доказательств либо иных предметов ________________________ 8. Использованные технические средства ______________________________________________ Иное____________________________________________________________________________ Следователь _______________________(_________________) подпись Ф.И.О. Задание 2. В соответствии с планом, составленном в предыдущем задании, необходимо: а) произвести опыты в соответствии с тактическими приемами и рекомендациями; - начало опытных действий осуществляется по сигналу следователя (командой голосом, взмаху рукой, звуковым сигналом свистка и др.). - опытные действия повторяются неоднократно, с усложнением условий их проведения. - все опытные действия подтверждаются понятыми. б) После проведения опытов всем участникам следственного действия собраться в учебной аудитории для оформления результатов следственного эксперимента (в протоколе следственного эксперимента и в схемах); в) оценить результаты опытов; ПРОТОКОЛ следственного эксперимента ................................................... Тема №17. Тактика проверки показаний на месте Задание 1. По указанию преподавателя до практического занятия ознакомиться с фабулой дела, подготовить план проведения проверки показаний с применением видеозаписи. ПЛАН проведения проверки показаний с использованием видеозаписи По уголовному делу №___________________________ «_____»________________200__ г. Следователь ___________________________________________ наименование органа _____________________________________________________ звание, фамилия, инициалы следователя 1. Место проведения ___________________________________ 2. Время проведения __________________________________ 3. Участники _________________________________________ 4. Условия проведения _________________________________ 5. Реконструкция ______________________________________ 6. Краткое содержание следственного действия _____________ 7. Использование вещественных доказательств либо иных предметов ________________________ 8. Использованные технические средства ______________________________________________ Иное____________________________________________________________________________ Задание 2. Провести проверку показаний на месте обвиняемого. В проверке показаний также участвуют двое понятых, специалист, осуществляющий фото- или видеосъемку, милиционеры (конвоиры) и другие участники − все из числа курсантов. Определив круг участников, следователь объявляет всем в каком следственном действии и по какому уголовному делу они принимают участие, разъясняет всем участникам их права и обязанности. Все уведомляются, что при проведении проверки показаний на месте будут применяться технические средства (фото или видеосъемка) о чем делаются отметки в протоколе, а участники в нем расписываются. Составить протокол следственного действия. При этом в описательной части протокола должно найти отражение следующее: а) указание на исходную точку, где обвиняемый начал давать показания; б) краткое описание части двора, где происходили события (иначе будет не понятна суть происходящего); в) показания обвиняемого; г) описание продемонстрированных обвиняемым действий и мест нахождения участников события; д) описание следов и других вещественных доказательств; е) перечень объектов, изъятых с места происшествия; ж) ссылка на составленные схемы, использованную технику. В протокол также заносится фраза о прочтении протокола вслух и правильности записи хода и результатов следственного действия и о результатах просмотра видеозаписи следственного действия. В заключение в него заносятся заявления участников по поводу порядка проверки показаний на месте, содержания протокола и схемы. ПРОТОКОЛ проверки показаний на месте ................................................ Тема №18. Тактика получения образцов для сравнительного исследования, назначение и производство экспертиз Задание 1. По указанию преподавателя ознакомиться с фабулой дела, вынести постановление о получении определенного вида образцов для сравнительного исследования, и составить протокол получения данных образцов. ПОСТАНОВЛЕНИЕ о получении образцов для сравнительного исследования .......................................................... Задание 2. Ознакомившись с фабулой дела, предложенной преподавателем необходимо: 1) Определить, какие судебные экспертизы требуется провести по данному делу (названия экспертиз необходимо давать в соответствии с действующими нормативными правовыми актами). 2) Определить, какие объекты должны быть направлены на каждую из экспертиз, и в какое экспертное учреждение. 3) Определить какие объекты в качестве образцов для сравнительного исследования необходимо направить экспертам, как их изъять и подготовить для исследования. 4) Составить постановление о получении образцов для сравнительного исследования и протокол данного следственного действия. 5) Составить постановления о назначении судебных экспертиз. Необходимо обратить внимание на мотивированность постановления − необходимость применения специальных знаний. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
.......................................................... Итоговая работа: По указанию преподавателя письменно ответить на контрольные вопросы (по выбору преподавателя): 1. Понятие и виды тактико-криминалистических приемов и рекомендаций. 2. Понятие, виды следственного осмотра. 3. Тактические приемы осмотра места происшествия. 4. Понятие, основания и виды задержания. 5. Общие положения тактики задержания. 6. Понятие, сущность и виды допроса. 7. Тактика допроса в условиях бесконфликтной ситуации. 8. Тактика допроса в условиях конфликтной ситуации. 9. Тактика очной ставки. 10. Порядок фиксации хода и результатов допроса. 11. Порядок применения аудио- и видеозаписи при допросе. 12. Понятие, сущность и виды предъявления для опознания. 13. Тактика предъявления для опознания живых лиц. 14. Понятие, сущность и задачи обыска и выемки. 15. Тактика обыска помещений. 16. Порядок проведения выемки. 17. Понятие, сущность и задачи следственного эксперимента. 18. Тактические приемы проведения следственного эксперимента. 19. Понятие и задачи проверки показаний на месте. 20. Тактика проверки показаний на месте. 21. Понятие, сущность и значение судебной экспертизы. 22. Виды судебных экспертиз. 23. Виды криминалистических экспертиз. 24. Судебно-экспертные учреждения России. 25. Тактика получения образцов для сравнительного исследования. | |||||||