Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Конституционное право |
06.11.2015, 12:00 | |||||||||||
Темы для написания курсовых работ определяются по начальной букве фамилии студента (табл.). При этом обучаемый выбирает одну работу из десятка. Таблица
Объем курсовой работы должен составлять 25–30 листов формата А4. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ Тема 1. Конституционное право в системе российского права Примерный план 1. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. . 2. Система конституционного права Российской Федерации: понятие и основы ее построения. 3. Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды. Методические указания Понятие и предмет конституционного права как отрасли права Российской Федерации. Характерные черты общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Критерии их единства. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Нормы Конституции – важнейшие нормы конституционного права Российской Федерации. Конституционно-правовые институты. Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды. Субъекты конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений. Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и правовые акты федеральных органов государственной власти как источники конституционного права. Федеративный договор, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации как источники конституционного права. Конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Иные акты субъектов Федерации, являющиеся источниками конституционного права. Значение муниципальных правовых актов как источников конституционного права Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации – особый вид источников конституционного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники конституционного права России. Система конституционного права Российской Федерации: понятие и основы ее построения. Конституционно-правовая ответственность: понятие и особенности. Соотношение конституционно-правовой и других видов юридической ответственности. Их использование для защиты конституционно-правовых отношений. Основания и субъекты конституционно-правовой ответственности. Процедурные формы применения конституционно-правовой ответственности. Санкции. Место и роль конституционного права в системе права Российской Федерации. Значение конституционного права для других отраслей права Российской Федерации, его ведущая роль. Тенденции развития конституционного права Российской Федерации на современном этапе. Понятие и предмет науки конституционного права Российской Федерации. Система науки конституционного права Российской Федерации. Источники науки конституционного права. Основные задачи науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридических наук. Методы изучения конституционного права. Основные этапы становления и развития науки конституционного (государственного) права в России. Роль науки конституционного права в решении проблем укрепления российской государственности. Конституционное право Российской Федерации – специальная учебная юридическая дисциплина. Система курса конституционного права Российской Федерации. Значение изучения конституционного права Российской Федерации для подготовки юристов.
Тема 2. Правовые аспекты современности Примерный план 1. Понятие правовой системы. 2. Особенности романо-германской правовой системы. 3. Особенности английского права. 4. Характерные черты мусульманского права. 5. Проблемы развития права России в современный период. Методические указания Раскрытие первого вопроса о понятии правовой системы, по сути, имеет методологическое значение, т. к. его уяснение определяет изложение последующих вопросов. Сложность всестороннего раскрытия понятия правовой системы обусловлена тем обстоятельством, что в юридической науке эта проблема носит дискуссионный характер. Исследуя остальные вопросы, необходимо проанализировать историю становления той или иной правовой системы, характер ее основных источников и т. д. Особое внимание в этой связи следует уделить проблеме становления и развития права России в современный период, системе его основных источников, учитывая, что и по данной проблеме существуют различные позиции ученых.
Тема 4. Правовое государство: концепция и принципы Примерный план 1. Развитие теории правового государства. 2. Основные принципы правового государства. 3. Правовое государство и теория разделения властей. 4. Правовое государство: идеи и практика. Методические указания Избранная тема сложна и многообразна. Чтобы лучше ориентироваться в ней, следует, прежде всего, разобраться в истории вопроса о правовом государстве. Только в историческом контексте можно показать становление и развитие теории и практики правовой государственности. Только так можно понять и наш путь к идее правового государства. Учение о правовом государстве сформировалось в условиях борьбы против феодального произвола, в эпоху буржуазных революций и утверждения нового строя. Но эти теории возникли не на пустом месте. Они питались во многом античными идеями о такой справедливой организации власти, где право, благодаря признанию и поддержке власти, становится общеобязательной силой (законом), а публично-властная организация, признающая право и, следовательно, упорядоченная и ограниченная им одновременно, – справедливой (т. е. соответствующей праву) государственной властью. Второй вопрос предполагает не только освещение основных принципов, на которых должна базироваться правовая государственность (примат права над государством, верховенство закона, правовой характер взаимоотношений государства и личности и т. д.), но и анализ тех проблем, которые должно разрешить наше общество и государство для реализации этих принципов. При рассмотрении третьего вопроса следует исходить из того, что идея правового государства предполагает и соответствующую структурно-организационную форму власти. Разделение сфер деятельности и компетенции между тремя основными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной – это показатель развитости права и государства, организационное выражение правового характера государства, необходимая предпосылка для правовой законности и режима господства права.
Тема 5. Права человека и государственная власть Примерный план 1. Развитие доктрины прав человека. 2. Правовой характер взаимоотношений человека и государства. 3. Проблема прав человека в России. Методические указания Основополагающая черта правового государства – незыблемость свободы личности, а отсюда – высокий статус прав человека, их реальность и защищённость. В первом вопросе следует, прежде всего, обозначить свою позицию по отношению к самому понятию «права человека». Известно, что официальная отечественная доктрина с большой настороженностью относилась ранее к формулировке «права человека», предпочитая говорить о правах гражданина, правах трудящихся и т. д. Слушателю следует подумать над причинами этого противопоставления. Что это: терминологическая несогласованность или за этим принципиальная идеологическая, мировоззренческая позиция? Ответ кроется в различных подходах к правопониманию. Второй вопрос посвящён форме взаимоотношений государства и человека. В последнее время отчетливо определилась тенденция на противопоставление прав человека, личности и государства, государственной власти. Думается, однако, что антагонистическая конфронтация человека и государства не может привести к чему-либо продуктивному, ибо единственно возможная форма организации современного человеческого общества – это организация, связанная с государством. Третий вопрос предполагает раскрытие и анализ состояния взаимоотношений личности, общества и государства в нашей стране. Необходимо коснуться тех факторов, которые как стимулируют становление цивилизованных взаимоотношений личности и государства, так и препятствуют этому. Следует подумать над тем, какую роль должна играть и играет каждая из ветвей государственной власти в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека.
Тема 6. Законность: понятие и основные требования Примерный план 1. Развитие концепции законности. 2. Законность – принцип взаимоотношений государства и гражданина. Основные требования законности. 3. Гарантии законности. Методические указания Избранная тема, без сомнения, может быть отнесена к числу наиболее значимых в общей теории государства и права, т. к. посвящена одному из основных принципов функционирования правового государства. От верного уяснения сущности и содержания принципа законности зависит жизнеспособность всей правовой системы (включая и практику органов внутренних дел). Именно поэтому начать исследование законности необходимо с определения своего отношения к понятию категории «законность». Основная проблема: кому адресована и на кого распространяется законность. На фоне традиционных представлений о том, что законность обращена ко всем субъектам правовых отношений, активно начала разрабатываться идея о распространении требований законности лишь к государственным органам, организациям и должностным лицам. Законность в этом случае есть режим (принцип) деятельности государства, государственных органов и должностных лиц. При этом имеется в виду, что граждане также не свободны от выполнения требований закона, но это требование не носит самостоятельного характера, а вытекает из самого содержания правовых норм (при этом логично предположить, что далеко не всякое правонарушение является нарушением законности). Внимательное изучение истории вопроса (а большая часть истории законности – это история ее попрания), а также анализ отдельных требований и принципов законности убеждают в актуальности и правомерности поставленной проблемы. Однако, исследуя различные аспекты вопроса, слушатель не должен забывать, что социальная деятельность не может быть односторонней, функционирование общественно-политической системы всегда предполагает взаимные отношения, где при безусловном приоритете представителей государства (властные отношения) участвуют и граждане. Иными словами, законность – это режим (принцип) взаимоотношений государства и граждан, при котором отношения строятся на основе закона (точнее, юридических норм). И если в этом случае вся весомость требований законности обращена к представителям государства (и это бесспорно), то и граждане могут формулировать свое требование лишь в рамках закона. В этом смысле принцип законности может быть отнесен и к гражданам. При рассмотрении третьего вопроса основное внимание должно быть уделено политическим и юридическим гарантиям того, что права человека не будут нарушены отдельными представителями государства, государством в целом.
Тема 7. Правосознание и его структура Примерный план 1. Правосознание как форма общественного сознания. 2. Структура правосознания. 3. Правовой нигилизм. Причины, пути преодоления. Методические указания Рассматривая тему, следует обратить внимание на понятие правосознания, уяснить его структуру, специфику и взаимосвязь с другими формами общественного сознания, прежде всего – с политическим, нравственным. Надо учитывать, что проблема общественного правосознания, при всей ее теоретической сложности, имеет прямой выход на общественную практику, поскольку правосознание – ведущее начало, идейная пружина правотворчества и реализации права. Уровень правосознания масс оказывает огромное воздействие на состояние законности и правопорядка. В связи с этим следует проанализировать причины и пути преодоления крайне обострившегося в последние годы правового нигилизма.
Тема 8. Общественный порядок и правопорядок в обществе Примерный план 1. Понятие и соотношение правопорядка и общественного порядка. 2. Факторы, влияющие на состояние общественного порядка и правопорядка в стране. 3. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка. Методические указания Раскрывая содержание темы, необходимо иметь в виду следующие моменты: а) правопорядок является составной частью общественного порядка; б) в правопорядке следует различать объективную и субъективную стороны. Факторы, влияющие на состояние общественного и правового порядка в стране, весьма разнообразны, и не в последнюю очередь это факторы экономические и политические. Отсюда – вывод, что задача обеспечения правопорядка не может замыкаться лишь на деятельности органов внутренних дел, хотя им и принадлежит огромная роль в решении этой проблемы.
Тема 9. Государство. Право. Экология Примерный план 1. Взаимосвязь общества, государства, природы. 2. Природа как объект правовой охраны. 3. Государственная функция охраны природы. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. Методические указания При рассмотрении первого вопроса следует исходить из того, что общество является частью природы и, будучи одной из ее подсистем, не может не взаимодействовать с природой, и эти взаимосвязи носят объективный характер. Государство и право, будучи порождением общества, формой его существования, не могут остаться безучастными к природе. Второй вопрос предполагает общий анализ проблем правовой охраны природы. При рассмотрении вопроса необходимо широкое использование нормативных правовых актов, регламентирующих природоохранительную деятельность государства. При ответе на третий вопрос следует теоретически обосновать, что охрана природы – одна из основных функций государства, носящая комплексный характер и отличающаяся от других функций качественным своеобразием. Полезно рассмотреть систему органов (включая органы внутренних дел) и их задачи по реализации природоохранительной функции.
Тема 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений Примерный план 1. Общая характеристика системы нормативного регулирования. 2. Роль социальных норм в регулировании поведения людей в обществе. 3. Моральные ценности и право. Методические указания Раскрывая содержание темы, необходимо, в первую очередь, определить понятие социальной нормы как правила поведения общего характера. Затем показать многогранность системы социальных норм, определить необходимость, роль и место в этой системе правовых норм, их взаимодействие с другими социальными нормами. Особенно тесным является взаимодействие норм права и морали. Их соотношениям должен быть посвящён второй вопрос. Соотношение предполагает анализ схожих и различных черт и свойств, а также их взаимосвязей и взаимозависимостей. В современных условиях ни один закон не может рассчитывать на признание общества (и быть высокоэффективным), если не апеллирует к общечеловеческим моральным ценностям. При этом морально обоснованными, соответствующими нравственным ценностям должны быть как цели правовых норм, так и средства реализации этих целей. | |||||||||||