Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Конституционное право |
22.11.2016, 12:08 | |
Контрольная работа состоит из пяти заданий, имеющих практический характер. Не имеет смысла искать готовые ответы в интернете, а попытка сдать работу, полностью или частично совпадающую с текстом работы какого-либо другого студента, влечет за собой рейтинговый штраф от 5 до 10 баллов. Штрафу подвергаются все студенты, в работах которых обнаружилось совпадение независимо от того, чья работа была сдана раньше. Первый вариант контрольной работы включает комплекс заданий различной степени сложности и оценивается в диапазоне от 15 до 30 баллов. Выполняя первый вариант контрольной работы студент претендует на итоговую оценку по дисциплине «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» в зависимости от совокупности набранных баллов (с учетом лекций, семинаров, теста и т.д.). Второй вариант контрольной работы включает задания только базового уровня сложности и оценивается на 15 баллов при условии выполнения их на уровень «удовлетворительно» и выше. Выполняя второй вариант контрольной работы студент претендует только на итоговую оценку за семестр «удовлетворительно», при этом для получения данной оценки он должен набрать в общей сложности не менее 51 балла. Максимальное количество баллов в таком случае на итоговую оценку не влияет. При этом частичная замена заданий не предусматривается: выполняются либо все задания первого варианта контрольной работы, либо все задания второго варианта контрольной работы.
Первый вариант Задание 1. Сформулируйте контрольные вопросы и ответы на них по каждому из четырех разделов, изучаемых в весеннем семестре в рамках дисциплины «Конституционное право». По проблематике каждого из перечисленных ниже четырех разделов дисциплины (содержание разделов см. с. 16 – 18) необходимо сформулировать два контрольных вопроса (всего получится восемь). При этом один из них должен предполагать однозначный ответ: да или нет (с указанием ответа). Второй вопрос должен носить проблемный характер и сопровождаться развернутым ответом (не менее трех предложений). Для каждого ответа должен быть указан источник соответствующей информации (страница учебника, электронный адрес и название сетевого ресурса и т.п.). Не допускается указание на вторичный источник: в тех случаях, когда вопрос основан на содержании нормативного источника, Конституция РФ, ссылка должна быть на него, а не на учебник (комментарий, монографию и пр.). Разделы программы: 1. Система конституционного права 2. Конституция Российской Федерации 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 4. Конституционный статус личности Оценивается соответствие вопросов разделу, их оригинальность, корректность ответов, разнообразие и достоверность используемых источников. Объем задания – не более 2 листов А4 (шрифт Times New Roman, размер 12, интервал одинарный).
Задание 2. Схематично изобразите систему источников конституционного права России, прямо перечисленных в Конституции РФ (с указанием статей, в которых упоминается каждый вид источника). Приведите по одному примеру источника каждого вида. Укажите в виде двух перечней источники, которые не упоминаются в Конституции РФ: 1. не являются источниками конституционного права России, но являются источниками конституционного права в других странах; 2. являются источниками конституционного права России, но не указаны в Конституции РФ.
Задание 3. Решение задач. 1. Законодательный орган власти субъекта Российской Федерации принял закон о запрете приобретать земельные участки лицам, не имеющим регистрации по месту жительства в данном субъекте. Укажите, какие нормы Конституции Российской Федерации нарушены и какие способы восстановления нарушенного права существуют в данной ситуации. 2. В Москве 1 апреля 2016 года родился ребенок. Гражданство какой страны он приобретет, если: а) мать является иностранным гражданин, а отец – лицом без гражданства, б) отец является гражданином России, мать – гражданкой Молдовы. Изменится ли гражданство ребенка – гражданина России в случае: в) выхода из гражданства России матери ребенка и приобретения ею гражданства иностранного государства, г) выхода из гражданства обоих родителей. 3. Дайте аргументированную оценку правомерности: а) объединения Республики Алтай и Алтайского края, б) преобразования Еврейской автономной области в Еврейскую Автономную Республику, в) принятия в состав России Аляски по инициативе ее жителей, г) принятия в городе Москве закона об административной ответственности за длительный разговор по мобильному телефону в общественном месте, д) заключения договора о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и Чеченской Республикой. Следует сначала кратко дать ответ на поставленный вопрос, а затем его правовое обоснование. Вариант решения задачи должен быть обоснован, например, ссылками на статьи (с указанием части и пункта) нормативного правового акта или иного источника, постановление Конституционного Суда РФ. Обоснование решения при необходимости может предлагаться исходя из теоретических понятий и толкования закона. Особое внимание на систему аргументов следует обратить в случае, когда требуется анализ спорной правовой ситуации. Источники, которые обязательно потребуются для решения данных задач, указаны в разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» (выделены желтым цветом на с. 27-31).
Задание 4. Составьте сопоставительную таблицу трех актов: одной из конституций РСФСР, Конституции РФ 1993 г. и конституции одной из стран СНГ (выбор по своему усмотрению) по следующим основаниям: юридические свойства, структура, основные принципы, основные объекты конституционного регулирования, институты демократии, субъекты официального толкования, субъекты правовой охраны, процедура внесения изменений, процедура принятия следующей конституции (с указанием статей). При этом следует избегать цитирования статей конституций полностью; указания пункта, части статьи недостаточно. Сделайте вывод об общих и особенных чертах рассмотренных конституций. Определите, к какому виду конституций по существующей типологии относится каждая из них (по форме, порядку принятия, порядку изменения, политическому режиму, территориальному устройству, объектам конституционного регулирования (модели)).
Задание 5. Выберите из приведенных цитат 2-3, которые кажутся Вам наиболее правильными с точки зрения теории конституционного права, и 2-3, с которыми Вы категорически не согласны. Аргументируйте свой ответ. Выберите из предложенных или предложите другую цитату, наиболее емко характеризующую специфику конституционно-правовой системы Российской Федерации. Обоснуйте свой выбор. «Конституционализм – это нечто большее, чем просто правление в соответствии с любой “конституцией”». (А.А. Ан-Наим). Конституция – «не только юридический текст или сборник правовых норм, но и выражение уровня культурного развития, средство культурной самопрезентации народа, зеркало его культурного наследия и фундамент его надежд». (П. Хэберле) «Конституция в идеале есть средство выражения ценностей, приемлемых для власти и народа, большинства и меньшинств, отдельных классов и слоев общества. Сила Конституции в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, который, даже не будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов. В этом и заключена глубинная сущность Конституции». (А.Н. Кокотов) «Конституция России – это совесть нашего государства. В этом ее главный смысл и практическое значение» (С.М. Шахрай) «Вы видели конституции стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с легкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей». (Муаммар аль-Каддафи) «Принципиальное отличие между государственным и конституционным правом заключается в наличии или отсутствии конституционализма» (М.П. Авдеенкова). «В сравнении с понятием конституции, конституционализм представляет собой теорию объяснительного характера и с идеологической направленностью». (Ж.-Л. Шабо) «Право, установившееся в нации, чуждо субъективной воле государства как морального лица. Именно этому праву и следуют конституции» (М. Ориу) «Правильная конституционная политика – это оптимальное сочетание целесообразности деятельности государственных органов с конституционными нормами» (П. Баренбойм) Рейтинговая оценка учитывает степень самостоятельности работы, систему аргументов, корректность использования терминологии и нормативных источников, их интерпретацию.
Второй вариант Задание 1. Сформулируйте контрольные вопросы и ответы на них по каждому из четырех разделов, изучаемых в весеннем семестре в рамках дисциплины «Конституционное право». По проблематике каждого из перечисленных ниже четырех разделов дисциплины (содержание разделов см. с. 16 – 18) на основе одного выбранного источника (учебник, сетевой ресурс и т.д.) необходимо сформулировать два контрольных вопроса (всего получится восемь). При этом один из них должен предполагать однозначный ответ: да или нет (с указанием ответа). Второй вопрос должен носить проблемный характер и сопровождаться развернутым ответом (не менее трех предложений). Разделы программы: 1. Система конституционного права 2. Конституция Российской Федерации 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 4. Конституционный статус личности Оценивается соответствие вопросов разделу, корректность ответов. Объем задания – не более 2 листов А4 (шрифт Times New Roman, размер 12, интервал одинарный).
Задание 2. Составьте два перечня видов источников конституционного права России: 1) прямо перечисленных в Конституции РФ (с указанием статей, в которых они названы), и 2) тех, которые не упоминаются в Конституции РФ. Приведите пример источника каждого вида.
Задание 3. 1. Назовите действия в отношении личности, которые, согласно Конституции РФ, допускаются только по судебному решению. 2. Перечислите конституционные основания ограничения прав и свобод личности в России. 3. Укажите, как наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства влияет на объем его прав. 4. Перечислите статьи Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которые связаны со статей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: «Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства». Аргументируйте свою позицию. 5. Со ссылками на статьи Конституции РФ назовите характеристики субъектов РФ, которые свидетельствуют об отсутствии у них суверенитета.
Задание 4. Составьте сопоставительную таблицу двух актов: Конституции РФ 1993 г. и конституции одной из стран СНГ (выбор по своему усмотрению) по следующим основаниям: юридические свойства, структура, основные принципы, основные объекты конституционного регулирования, институты демократии, субъекты официального толкования, субъекты и способы правовой охраны, процедура внесения изменений, процедура принятия следующей конституции (с указанием статей). При этом следует избегать цитирования статей конституций полностью; указания пункта, части статьи недостаточно. Сделайте вывод об общих и особенных чертах рассмотренных конституций. Напишите, к какому виду конституций по существующей типологии относится Конституция РФ.
Задание 5. С какими из приведенных высказываний Вы согласны, а какие, на Ваш взгляд, являются спорными? Обоснуйте свой ответ. «Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!» (Из кинофильма «Берегись автомобиля») Конституция – это закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. (Л.В. Карпов) «При виде исправной амуниции как презренны все конституции!» (Козьма Прутков) «Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеет Конституции». (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.) При оценивании учитывается степень самостоятельности работы, система аргументов, корректность использования терминологии и нормативных источников, их интерпретация. | |