Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Конституционное право |
14.02.2019, 15:15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для контрольной работы следует выбирать в зависимости от присвоенного шифра и начальной буквы фамилии студента. Пример: если вы имеете шифры 2, 12 или 22, а фамилия ваша начинается на букву «Б», значит ваш вариант № 2, теоретическое задание № 29, практическое задание № 2.
Задания для контрольной работы Список теоретических заданий: 1. Административно-территориальное устройство России: понятие, принципы. Государственный суверенитет РФ: понятие, основные характеристики, гарантии. Символы Российской Федерации. 2. Виды конституций в РФ. Соотношение Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации. Особенности конституций (уставов) субъектов Федерации. 3. Гарантии деятельности депутатов. Депутатский иммунитет и индемнитет. Основания досрочного прекращения полномочий депутата. 4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ: понятие, виды, конституционное закрепление. 5. Государственно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация. 6. Государственно-правовые отношения (понятие, особенности, виды). 7. Законодательство о гражданстве РФ. Основания и порядок приобретения гражданства РФ. Гражданство детей при изменении гражданства их родителей и при усыновлении. Производство по делам о гражданстве РФ. 8. Закон как источник конституционного (государственного) права. Виды и роль законов в государственном праве РФ. Законодательные и переходные положения Конституции РФ. 9. Законодательный процесс в РФ (понятие, стадии, пути совершенствования). Порядок разрешения споров между палатами Федерального Собрания РФ. 10. Избирательные комиссии: виды, порядок формирования, полномочия. 11. Избирательный процесс: понятие и его стадии. Проблемы совершенствования избирательного процесса. 12. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. 13. Конституционно-правовой институт гражданства РФ. Принципы российского гражданства. 14. Конституционно-правовой статус Президента РФ. 15. Конституционно-правовой статус религии и религиозных объединений. 16. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. 17. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. 18. Конституционно-правовые гарантии прав местного самоуправления. 19. Конституционно-правовые основы деятельности средств массовой информации. Порядок их учреждения. 20. Конституционные основы взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания РФ. 21. Конституционные принципы деятельности органов государственной власти в РФ. 22. Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина РФ. 23. Конституция – основной источник государственного права РФ. 24. Основные политические права граждан РФ, гарантии их реализации. 25. Основные этапы развития российской Конституции. 26. Основы конституционного строя: понятие и структура, место данного института в системе государственного права РФ. 27. Политические партии. Виды политический партий в РФ. Законодательное регулирование образования, деятельности и прекращения политический партий. 28. Понятие и юридические свойства и функции Конституции РФ. Особенности конституционных норм. Их классификация. 29. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. 30. Принцип разделения властей как одна из основ конституционного строя РФ (понятие, содержание, гарантии реализации).
Список практических заданий: Задача 1. 11 ноября 2012 года Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике. В жалобе он просил признать бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике неправомерным и отменить решение органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о проведении выборов в Чеченской Республике 19 декабря 2012 г. до устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению конституционных гарантий избирательных прав граждан. В жалобе Уполномоченного также было указано, что подготовка и проведение каких бы то ни было выборов на территории Чеченской Республики грубо и в массовом порядке нарушает основные конституционные права граждан, действующее законодательство и Конституцию Российской Федерации, поскольку там существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют постоянно действующие легитимные органы власти и местного самоуправления, в ряде мест существует комендантский час, действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает невозможным соблюдение необходимых условий для свободного волеизъявления граждан и осуществление ими своих избирательных прав. Центральная избирательная комиссия, вопреки требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", не реагирует на имеющиеся грубые нарушения избирательных прав граждан Чеченской Республики, что делает сами выборы в данной республике незаконными. Какое решение должен вынести суд? Какие права подлежат ограничению? Какие меры могут предприниматься по ограничению прав граждан, в каких целях и какими правовыми средствами? В чем специфика права, гарантированного российским гражданам статьей 32 Конституции РФ? Задача 2. Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции субъекта Российской Федерации о том, что президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ о том, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки. Обосновано ли решение суда? Задача 3. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащейся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации нормы, предусматривающей указание во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Представитель Законодательного Собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспечения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации. Какое решение должен принять суд? Задача 4. Прокурор края обратился в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству закона края "О краевом минимуме оплаты труда". В обращении было указано, что федеральное законодательство, установив пределы регулирования по вопросам труда работников, не предоставило субъектам Российской Федерации права на определение минимума оплаты труда. Следовательно, субъект РФ был не вправе устанавливать иной гарантированный минимум оплаты труда. Представитель законодательного органа возражали против заявления прокурора и пояснили, что субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать более высокий гарантированный уровень оплаты труда работников. Подлежат ли требования прокурора удовлетворению? Задача 5. Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Администрации Президента была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации. Оцените доводы, приведенные в заключении. Задача 6. Гражданин Лепекин Н.А. решил купить видеомагнитофон. В магазине, торгующем такой аппаратурой, все цены были указаны в у.е.. Лепекин потребовал продать ему видеомагнитофон за указанную сумму из расчета 1 у.е. = 40 руб., ссылаясь на конституционное положение о том, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В кассе магазина ему отказали, ссылаясь на то, что под условной единицей понимается американский доллар. Кроме того, ему заявили, что 500-рублевая банкнота, представленная им для оплаты, имеет значительные потертости. Лепекин обратился в суд, апеллируя к прямому действию Конституции РФ и утверждая, что рубли должны приниматься в качестве средства платежа в любом виде. Представители магазина, возражая на иск, заявили, что указывать цены они могут в любом выражении, в то время как расчеты осуществляются в полном соответствии с валютным законодательством в рублях. Признаки же платежеспособности установлены в Положении, утвержденном Центральным банком РФ (Банком России) 9 октября 2002 года. Какое решение должен вынести суд? Задача 7. Зимой 2013 года четверо граждан войдя в музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, где проходила выставка “Осторожно, религия!”, разбили и залили краской представленные там экспонаты. На выставке были представлены на обозрение такие предметы, как щит с логотипом “Кока-колы” и исполненной по-английски надписью “Сие есть кровь моя”, икону Спасителя с дырками для лица и рук, где каждый посетитель мог сфотографироваться и т.д.. В связи с расследованием данного события четверо жителей Москвы, которым было предъявлено обвинение в хулиганстве, заявили, что экспонаты выставки оскорбляют их религиозные чувства. Со своей стороны, устроители выставки потребовали компенсации морального вреда, ссылаясь на гарантированные Конституцией РФ свободу творчества и свободу совести, включая право исповедовать любую религию и не исповедовать никакой. По их мнению, экспонаты представляют собой произведения искусства, которые нельзя оценивать с точки зрения религиозной, учитывая эволюцию приемов и методов искусства. Например, канонические стандарты иконописи не сохранялись неизменными на протяжении истории развития христианства. Каково содержание конституционных прав на свободу творчества и права на свободу совести? Задача 8. Конституция Республики Коми установила, что Глава Республики обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики. На основании этой нормы Указом Главы Республики Коми от 19 апреля 2013 года был образован Государственный комитет по безопасности Республики Коми и утверждено Положение о нем. Прокурор Республики Коми и гражданин Торлопов В.П. обратились в Верховный суд Республики Коми с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению указанные нормы. Заявители полагают, что Указ Главы Республики Коми и утвержденное им Положение неправомерно регулируют вопросы безопасности, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, а также нарушают права и свободы граждан. В обоснование своих требований они указывают на то, что Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О безопасности" вопросы государственной безопасности относят к исключительному ведению Российской Федерации и ее федеральных органов обеспечения безопасности, контроль за деятельностью которых может осуществлять только прокуратура. По мнению заявителей, создание органов государственной безопасности субъектов Российской Федерации с наделением их властными полномочиями по отношению к федеральным структурам власти незаконно. Какое решение должен принять суд? Задача 9. ООО “Лопух” и ЗАО “Тромбон” получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности. Одновременно против ЗАО “Тромбон” и Администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета “Медный всадник” выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр. Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права? Задача 10. На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен. В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к предмету процессуального законодательства? Задача 11. Договором между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российская Федерации Василием Николаевичем Штыбиковым и типографией газеты “На страже Родины” был заключен гражданско-правовой договор об издании агитационных материалов. В изданных листовках не были указаны необходимые данные в соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Избирательная комиссия потребовала от кандидата прекратить распространение и пригрозила привлечь его к ответственности по статье 5.12 КоАП РФ – “Изготовление и распространение анонимных агитационных материалов”. На это кандидат В.Н. Штыбиков заявил, что договор он заключал не как кандидат, а как обычный гражданин; что ответственность должен не нести не он, а типография, поскольку именно типография не выполнила необходимые требования закона. Кто является сторонами в данном правоотношении, кто и какую должен нести ответственность? Определите объект конституционно-правовых (в данном случае – избирательно-правовых отношений)? Задача 12. Отдельными положениями Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми установлено, что совокупностью избирательных прав и правом на участие в референдуме в Республике Коми наделены не граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Коми, а граждане Республики Коми, т.е. фактически предусмотрено собственное гражданство Республики Коми. В чем заключается принцип единого гражданства? Возможно ли установление собственного гражданства республик в составе РФ, и каковы правовые последствия принятия такого решения? В чем заключается правовое отличие ограничения избирательных прав на основании факта постоянного или преимущественного проживания на какой-либо территории от ограничения прав на основании принадлежности к гражданству? Соответствуют ли указанные нормы Кодекса Республики Коми Конституции РФ и федеральному законодательству? Задача 13. Гражданка В., имеющая нетрудоспособную мать – гражданку РФ и проживавшая в течение 2,5 лет на территории Санкт-Петербурга, 18 августа 2012 года обратилась в паспортно-визовую службу с заявлением о приеме её в гражданство РФ в упрощенном порядке. Ей было отказано в приеме заявления на том основании, что она должна обратиться в паспортный стол по месту жительства её родителей и не ранее истечения 4-х летнего срока проживания в РФ, поскольку срок постоянного проживания может сокращаться органами внутренних дел максимум на 1 год. Можно ли обжаловать отказ в приеме заявления и если да, то по каким основаниям? Задача 14. Решением Санкт-Петербургского городского суда оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании АделяКемаля на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности - Иорданию, и сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за военную деятельность, а также социально - экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, желание заявителя дать своим детям возможность жить в условиях иного общественного уклада. Каковы основания для признания лица беженцем? Какое решение должна вынести по кассационной жалобе А. Кемаля судебная коллегия по гражданским судам Верховного Суда РФ. Задача 15. Гражданин Грузии Р. Батулия в 2013 году оставил место своего постоянного проживания в г. Гагры (Абхазия) и прибыл в Краснодарский край к родственникам жены. В июле 2013 года он обратился в миграционную службу Краснодарского края с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца, ссылаясь на то, что был вынужден покинуть Абхазию в связи с межнациональными разногласиями. Спустя неделю он получил ответ, в котором Миграционная служба отказывала гр-ну Батулии в предоставлении статуса на том основании, что сообщения в печати и радио опровергают доводы заявителя о продолжающихся погромах и разбоях в отношении лиц грузинской национальности. В отказе было также указано, что гр-ном Батулией не представлены доказательства, свидетельствующие о реальной угрозе подвергнуться насилию как причины выезда его из республики Грузия. Кроме того, отказ был мотивирован тем, что для признания гражданина беженцем в Краснодарском крае нужно предоставление данных о наличии в крае близких родственников, имеющих постоянную прописку на территории Краснодарского края. Эти требования, установленные Постановлениями и решениями правительства и руководства края, не противоречат законодательству РФ. Каким образом должны подтверждаться обстоятельства, дающие право лицу получить статус беженца. На ком лежит обязанность по установлению этих обстоятельств? Какое решение должно быть принято в отношении гр-на Батулии? Задача 16. Постановлением окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа №99 от 3 ноября 2012 г. гражданин Михайлов Сергей Анатольевич был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. С вынесением предупреждения за допущенный факт сокрытия сведений о его греческом гражданстве при сдаче 19.10.12 в окружную избирательную комиссию документов по выдвижению кандидатом в депутаты. Соразмерна ли примененная правовая санкция (предупреждение) допущенному нарушению избирательного закона и правильное ли решение приняла избирательная комиссия? Задача 17. Во время проведения избирательной кампании по выборам в Государственную Думу по одномандатному округу в Иркутской области местные газеты опубликовали заметку об одном из кандидатов в депутаты, в которой было указано, что за 15 лет до начала избирательной кампании этот гражданин был освобожден от прохождения срочной военной службы по призыву в связи с диагнозом “олигофрения”. Подав иск в суд, несостоявшийся кандидат утверждал, что без его разрешения были распространены сведения о его личной жизни. Журналисты, не отрицая этого, заявили, что это было сделано с целью защиты общественных интересов. В обоснование своих требований кандидат ссылался на статью 23 Конституции и на соответствующие нормы Гражданского кодекса, а журналисты - на практику применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека, в том числе на практику толкования и применения статьи о защите частной жизни. Позиция Европейского суда заключается в установлении гораздо большей степени вмешательства СМИ в жизнь политических деятелей, чем прочих граждан, с целью охраны общественных интересов. Возможно ли положить в основу судебного решения практику Европейского суда по правам человека? Какое место занимают эти решения в правовой системе России? Дайте правовую оценку доводам сторон по существу дела. Задача 18. Президент Российской Федерации вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон “О запрете научных исследований в области генной инженерии” в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума преодолела вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона. Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности? Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если его вето преодолено Государственной Думой? Задача 19. После 3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова С.К. Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой. Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства, или она должна потребовать роспуска? Задача 20. Министром иностранных дел Российской Федерации был заключен от имени Российской Федерации международный договор с арабской республикой Ливан о совместных усилиях по борьбе с терроризмом. Израиль и США в ответ обвинили Россию в сотрудничестве со странами, которые поддерживают террористические организации. Уступая под влиянием американской и израильской дипломатии, Президент РФ, ссылаясь на свое конституционное полномочие по определению основных направлений внешней политики России, признал неправомерным заключение договора с Ливаном и объявил о его расторжении. Ливан в свою очередь потребовал объяснений, поскольку никаких оснований считать министра иностранных дел в момент заключения договора неуправомоченным лицом не было. Каковы полномочия Президента по определению направлений внешней и внутренней политики? Вправе ли Президент признать неправомерными действия министра иностранных дел? Имеет ли значение для решения данного дела норма Конституции, устанавливающая, что Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и за рубежом? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||