Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Финансовое право |
19.01.2018, 13:49 | |
Раздел II. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО Тема 4. Бюджетное устройство Российской Федерации Вопросы: 1. Какова социально-экономическая роль бюджета в современных условиях? 2. Что такое бюджетное право и каково его место в системе финансового права? 3. Какова специфика норм бюджетного права? 4. Какими особенностями отличаются субъекты бюджетных правоотношений? 5. Каковы принципы построения бюджетной системы РФ? 6. Что такое бюджетная система и какова ее структура? 7. Каков состав бюджетной классификации РФ ? 8. Какие источники доходов бюджетов Вам известны? 9. Каков правовой режим целевых бюджетных фондов? 10. Что представляет собой дотация; субвенция; субсидия? Задания: 1. Дайте определение бюджета, как правовой категории, раскройте понятие “консолидированный бюджет”. 2. Перечислите группы общественных отношений, урегулированных нормами бюджетного права, раскройте компетенцию органов исполнительной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений. 3. Составьте принципиальную схему бюджетного устройства РФ. 4. Как Вы считаете, что представляет из себя принцип совокупного покрытия расходов? 5. Классифицируя составы доходов бюджетов по различным основаниям, дайте полную характеристику порядка и условий зачисления доходных источников в бюджеты различного уровня. 6. Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. Исходя из этого раскройте основные направления расходов, финансируемых из федерального бюджета. 7. Оцените правильность приведенных утверждений: - размер дефицита федерального бюджета: а) не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ; б) не может превышать 3% объема доходов государства; в) не может превышать 5% объема доходов государства. - размер дефицита бюджета субъекта РФ: а) не может превышать 10% объема доходов субъекта без учета финансовой помощи федерального бюджета; б) не может превышать 5% объема доходов субъекта без учета финансовой помощи федерального бюджета; в) не может превышать 3% объема доходов субъекта без учета финансовой помощи федерального бюджета. - размер дефицита местного бюджета: а) не может превышать 5% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; б) не может превышать 10% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; в) не может превышать 3% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. 8. Назовите основные условия предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам. 9. Составьте классификацию нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и подкрепите ее примерами. Задачи: 1. Законодательное Собрание г. С-Петербурга приняло закон г. С-Петербурга “О резервном фонде бюджета г. С-Петербурга”, в котором установило, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются Законодательным Собранием при рассмотрении проекта бюджета города во втором чтении путем подачи поправок депутатами Собрания. Объем средств расходования определяется каждым депутатом путем деления 2/3 средств резервного фонда на число депутатов, избранных в Законодательное Собрание. Противоречит ли данное положение Закона субъекта Российской Федерации федеральному бюджетному законодательству? Если да, то назовите нормы права, которые предполагают иной порядок формирования расходной части резервного фонда. С какой целью формируется резервный фонд субъекта Российской Федерации? 2. Муниципальное образование Архангельской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконной статьи 14 Закона Архангельской области “Об областном бюджете на третий квартал … года” в части передачи в бюджеты городов и районов расходов областного бюджета по компенсационным выплатам на детей. Каким должно быть решение суда? Каков правильный порядок выплаты пособия, предусмотренный Федеральным законом? Дайте ответ со ссылкой на норму права. 3. На основании распоряжения Министра финансов Российской Федерации Кировской обл. была предоставлена финансовая помощь (в виде дотации) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в размере 30% расходов консолидированного бюджета данного субъекта. В конце года глава администрации Кировской обл. вышел с просьбой на Министра финансов Российской Федерации погасить ранее выделенную до дотации бюджетную ссуду за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Российской Федерации. Какие юридические факты лежат в основе возникших правоотношений? Дайте анализ действий участников данных правоотношений. 4. Кунгурская городская управа обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации Пермской области 22 313 241 рублей дотаций и субвенций, недополученных ею по закону Пермской области "О бюджете Пермской области на … год". В соответствии с указанным законом бюджету города Кунгура предусмотрено выделение из бюджета Пермской области дотаций в сумме 19 119 000 рублей и субвенций в сумме 17 053 000 рублей. Фактически перечислено 9 805 759 рублей дотаций (51 процент) и 4 053 000 рублей субвенций (24 процента). На покрытие субвенционных программ истцом затрачены средства из собственных источников дохода в сумме 10 776 000 рублей. Таким образом, Кунгурская городская управа просила возместить недополученные дотации в сумме 9 313 241 рублей, субвенций в сумме 2 224 000 рублей и прямые затраты в сумме 10 776 000 рублей. Каким может быть решение арбитражного суда? При ответе сошлитесь на Конституцию Российской Федерации и нормы бюджетного права. 5. В соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области к компетенции области относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета (статья 104, часть 1). Уставом определены также бюджетные права органов государственной власти области (статья 105), статус и порядок формирования внебюджетных и валютных фондов (статьи 106 и 107), налоговая и кредитно-банковская системы области (статьи 108, 109 и 110). Могут ли трактоваться указанные установления как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации? 6. Главы трех районных администраций Иркутской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горно-добывающей отрасли. В целях аккумулирования денежных средств было предложено 10 % дотаций и 12 % субвенций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда. Проанализируйте это предложение. Укажите несоответствия бюджетному законодательству, содержащиеся в нем. 7. 24.07.96 между Минфином РФ и Администрацией Архангельской области заключено соглашение о предоставлении инвестиционного налогового кредита в сумме 100 000 000 руб. (с учетом деноминации) за счет средств федерального бюджета с условием уплаты процентов за пользование кредитом в размере 10% годовых. В соответствии с названным соглашением кредит направляется на строительство газопровода "Нюксеница-Архангельск". Во исполнение соглашения от 24.07.96 Минфин РФ перечислил Администрации на бюджетный счет 75 586 000 руб. (с учетом деноминации), что подтверждается платежными поручениями (л.д. 75 - 106) и протоколом от 22.12.97 N 9. Администрация свои обязательства по возврату кредита и процентов за пользование им не исполнила, в связи с чем Минфин РФ обратился с иском о взыскании задолженности по кредитному договору, процентов за пользование кредитом и штрафных санкций за просрочку возврата кредита и процентов. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности по кредитному договору и процентов за пользование кредитом, а в остальной части иска отказал, мотивируя тем, что пункт 5.1 соглашения от 24.07.96 изложен в форме, не позволяющей с достоверностью утверждать, что ответчик принял на себя обязательство уплатить штраф за просрочку уплаты задолженности по кредиту и процентам. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Архангельской области обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к субъекту Российской Федерации - Архангельской области о взыскании 75 586 000 руб. задолженности по кредитному договору, 28 336 779 руб. 96 коп. процентов за пользование кредитом, 33 156 256 руб. 97 коп. санкций за просрочку возврата кредита и процентов. Каким должно быть решение суда? 8. В 1994 году между Минфином России и фабрикой заключено соглашение о предоставлении средств федерального бюджета на закупку сырья и материалов в сумме 100 миллионов неденоминированных рублей со сроком возврата до 20.12.94 из расчета 25 процентов годовых. Фабрикой полученные бюджетные средства в установленный срок не возвращены. В 1996 году между теми же лицами заключено соглашение о пролонгации соглашения 1994 года с учетом начисленных процентов и предоставлении фабрике на возвратной и платной основе средств федерального бюджета в сумме 139 267 000 неденоминированных рублей со сроком возврата до 20.09.96 с уплатой процентов в размере 1/4 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. За несвоевременные возврат кредита и уплату процентов соглашением установлена неустойка, исчисленная от суммы несвоевременно уплаченных средств за каждый день просрочки платежа из расчета двойной действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Средства федерального бюджета по данному соглашению в установленный срок также не возвращены. Задолженность фабрики подтверждена актами сверки по состоянию на 01.01.99 и от 01.01.2000 и другими материалами дела. Прокурор Кабардино-Балкарской Республики в защиту государственных и общественных интересов и интересов Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к фабрике коврово-художественных изделий "Горянка" о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении средств федерального бюджета в сумме 811 900 рублей. Каким будет решение суда? 9. Ч.3 ст.16 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" установлено, что доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются органом исполнительной власти по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов. Ч.13 ст.20 того же Закона установлено, что доходы, дополнительно полученные при исполнении Республиканского бюджета Республики Татарстан, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан, изъятию не подлежат и используются по усмотрению Кабинета Министров Республики Татарстан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Татарстан. Штанин А.В., Султанов И.Т. и Хафизов М.М. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с жалобой, в обоснование которой указали на несоответствие ч.3 ст.16 и ч.13 ст.20 Закона РТ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" ст.ст.2 и 232 Бюджетного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 2000 года. Каковым должно быть решение суда? 10. Между Администрацией Эвенкийского автономного округа (далее - Администрация) и ООО "Петролайф" 30.11.99 заключен договор перевода долга N ПЛ-21/99, в соответствии с которым Администрация приняла на себя долговые обязательства ООО "Петролайф" перед ОАО "Енисейское речное пароходство", вытекающие из договоров об организации перевозок грузов N 1-3-120 от 19.05.98, N 1-3-132 от 27.05.98, на сумму 87.564.434 руб. 24 коп. Договоры об организации перевозок грузов заключены ответчиком с 3-м лицом во исполнение договора комиссии N ПЛ-21/98 от 15.05.98, заключенного между ООО "Петролайф" и Администрацией Эвенкийского автономного округа, во исполнение плана работы комиссии Правительства РФ по обеспечению завоза товаров в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 1998 год. Администрация Эвенкийского автономного округа обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Петролайф" о признании недействительным договора перевода долга N ПЛ-21/99 от 30.11.99 на основании ст. 168 ГК РФ. Каковым должно быть решение суда? 11. В средней школе № 12 г. Буйнова на базе учебно-производственного комбината было организовано производство по изготовлению мягкой игрушки, а в столярной мастерской - полумягких стульев. Доходы от продажи продукции поступали на расчетный счет, отчислений с них в местный бюджет не делалось. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности школы, директору было указано на нарушение - сокрытие части дохода от предпринимательской деятельности, которая должна перечисляться в местный бюджет, а также наложен административный штраф. Дайте анализ сложившейся ситуации. Оцените правомерность действий инспектировавшего органа местного самоуправления в отношении общеобразовательного муниципального учреждения. 12. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания "О внесении изменений и дополнений в постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания "О проекте бюджета Государственного фонда занятости населения Алтайского края на 1998 год и ходе его исполнения за 1997 год" п.5 изложен в следующей редакции: "Средства Государственного фонда занятости населения, формируемые в городах и районах края, централизуются в полном объеме на краевом уровне. Комитету занятости населения края обеспечить своевременное перераспределение централизуемых средств по районам и городам согласно гарантированным статьям утвержденного бюджета Государственного фонда занятости населения края на 1998 год". Считая названное постановление противоречащим федеральному законодательству, глава администрации г.Барнаула Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании его недействительным. Проведите юридическую экспертизу фрагмента постановления. Выскажите свое мнение о соответствии его положений финансово-правовым нормам. 13. Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления по городу Москве обратился с иском в Арбитражный суд города Москвы о взыскании с Администрации Томской области, как с поручителя, долга за акционерный коммерческий банк "СБС-АГРО" по кредитному договору, заключенному в форме генерального соглашения от 28 октября N 348, в соответствии с договором поручительства от 18 декабря 1998 года N 1, в сумме 110000000 рублей. В качестве третьего лица к участию в деле привлечен акционерный коммерческий банк "СБС-АГРО". Определением Арбитражного суда города Москвы от 8 мая 2001 года по делу N А40-104/01-105-146, вступившим в законную силу, утверждено мировое соглашение, заключенное между АКБ "СБС-АГРО", ГК "АРКО", Банком России и другими кредиторами в рамках реструктуризации банка "СБС-АГРО". Каким должно быть решение по делу? 14. И.о. прокурора Амурской области обратился в Амурский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 5-7 постановления Главы Администрации Амурской области от 5 марта 2001 года N 160 "О внесении дополнения к постановлению Главы Администрации Амурской области от 7 февраля 2001 года N 102", ссылаясь на то, что в соответствии с распоряжением Главы Администрации Амурской области от 13 ноября 2001 года N 1121-р Михайловскому району за счет средств, поступивших в Амурскую область из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, было выделено на погашение задолженности перед работниками бюджетной сферы 1 121 700 рублей. Однако, финансовым департаментом Администрации Амурской области в целях погашения задолженности сельхозтоваропроизводителей перед ОГУП "Агро", поручителем которых выступила администрация Михайловского района, указанная сумма была уменьшена на 215 000 рублей вследствие неисполнения хозяйствующими субъектами обязательств перед названным унитарным предприятием. Таким образом, необходимость удовлетворения требований коммерческой организации - ОГУП "Агро" повлекла за собой нарушение администрацией Амурской области конституционного права работников бюджетной сферы на вознаграждение за труд. Правовым основанием осуществления рассматриваемой финансовой операции послужило постановление Главы Администрации Амурской области N 160 от 5 марта 2001 года "О внесении дополнения к постановлению Главы Администрации Амурской области от 7 февраля 2001 года N 102", согласно абзацам 5-7 которого к договору поручительства администрации Михайловского района за хозяйство получателя материально-технических ресурсов под сельхозпродукцию урожая 2001 года, подписанного главой администрации района, прилагаются, в частности, дополнительное соглашение к договору финансового отдела администрации района с обслуживающим банком о бесспорном списании денежных средств со счета, распоряжение банку о списании денежных средств во исполнение обязательств по требованию третьих лиц; ОГУП "Агро" предоставлено право предъявлять к бесспорному списанию средств со счетов районных бюджетов по согласованию с финансовым департаментом Администрации Амурской области. Каким должно быть решение суда? 15. Акционерный коммерческий банк "Русский банк имущественной опеки" обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению федерального казначейства по городу Москве о возврате пеней, списанных в бесспорном порядке, наложенных на него постановлением в соответствии с КоАП РФ УФК по г.Москве за несвоевременное исполнение Банком инкассового поручения на перечисление денежных средств, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации. Оцените ситуацию.
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации. Вопросы: 1. Что такое бюджетный процесс и каковы его стадии? 2. Какой период времени охватывает каждая стадия бюджетного процесса? 3. Каких участников бюджетного процесса Вы знаете? 4. Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе? 5. Какие сведения необходимы для составления проектов бюджетов? 6. Какие этапы включает в себя стадия составления федерального бюджета? 7. Каков порядок рассмотрения и утверждения проекта Федерального закона “О федеральном бюджете РФ” ? 8. В чем проявляется сущность казначейского исполнения бюджетов? 9. Кто относится к распорядителям и получателям бюджетных средств? 10. Какова процедура завершения исполнения федерального бюджета? 11. Какова компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований? 12. Как составляется и юридически оформляется отчет об исполнении федерального бюджета? 13. Что понимается под нарушением бюджетного законодательства? 14. Какие виды нарушений бюджетного законодательства Вы знаете? 15. Какие нормативные правовые акты регулируют ответственность участников бюджетных отношений? 16. Какие меры принуждения применяются к нарушителям бюджетного законодательства? 17. По каким основаниям применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства? 18. Какими полномочиями обладают органы Федерального казначейства РФ в области применения мер принуждения? 19. Какие виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Вы знаете, в чем заключается их особенность? 20. Может ли одновременно одно деяние быть бюджетным и административным правонарушением? 21. Какие суммы штрафов установлены и налагаются на нарушителей бюджетного законодательства? Задания: 1. Проанализируйте стадии бюджетного процесса и на этой основе укажите основные временные характеристики каждой стадии. 2. Схематично отобразите систему органов, обладающих бюджетными полномочиями. 3. Участниками бюджетного процесса являются главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Определите, кто относится к указанным участникам бюджетного процесса, а также раскройте их основные права и укажите различия, существующие между ними. 4. Раскройте, что включает в себя бюджетное послание Правительства РФ и бюджетное послание Президента РФ, элементами какой стадии бюджетного процесса они являются. 5. Существует определенный порядок составления проектов бюджетов. Определите, правильно ли названы некоторые параметры составления проекта федерального бюджета: - составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года; - порядок и сроки составления федерального бюджета определяется Государственной Думой ФС РФ; - формирование федерального бюджета происходит на основе плана-прогноза составляемого Правительством РФ; - с 15.06 по 15.09 Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год: 6. Проект федерального закона РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он представлен в Государственную Думу ФС РФ до 24 часов 15 августа текущего года. Укажите в скольких чтениях рассматривается проект федерального бюджета Государственной Думой ФС РФ и назовите предмет и временные параметры каждого чтения. 7. На практическом занятии по финансовому праву студент Марков, раскрывая порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете, сказал, что принятый Государственной Думой ФС РФ Федеральный закон в течение 10 дней со дня принятия передается в Совет Федерации ФС РФ, тот в свою очередь рассматривает его в течение 15 дней. Совет Федерации ФС РФ в течении 5 дней со дня одобрения направляет его Президенту РФ для подписания. Дайте анализ сказанному Марковым. Определите, с какого времени вступает в силу Закон о федеральном бюджете. 8. Раскрывая этап бюджетного процесса – исполнение бюджета, дайте характеристику следующим понятиям: - сводная бюджетная роспись; - лицевые счета бюджетных средств; - смета доходов и расходов. Перечислите состав органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль за использованием бюджетных средств, раскройте полномочия Федерального казначейства РФ в этой области. 9. Опишите технологию составления городского бюджета. 10. Проанализируйте, в чем состоит отличие мер предупреждения и пресечения от мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приведите примеры. 11. Найдите по два состава нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответственность. Определите, в чем заключается разница в мере ответственности на примере приведенных Вами составов правонарушений. 12. Определите, по каким основаниям может нести дисциплинарную ответственность участник бюджетных правоотношений за нарушение бюджетного законодательства. 13. Руководитель бюджетного учреждения решил обжаловать неправомерные действия должностного лица территориального управления Федерального казначейства по факту приостановления операций по счетам учреждения. Объясните в каком порядке должен обжаловать действия должностного лица руководитель учреждения? Задачи: 1. Государственное предприятие “Автодор”, состоящее на сметно-бюджетном финансировании, в течение 2,5 месяцев не получало денежные средства из федерального бюджета. В связи с этим, руководитель предприятия распорядился часть (1/3) оставшихся бюджетных средств разместить на депозите в банке “Корал-кредит”, другую часть (1/3) отдать в доверительное управление ОАО “Тройка”, рассчитывая, что из полученных доходов от использования бюджетных средств можно будет выплатить заработную плату сотрудникам предприятия. Оцените правомерность действий руководителя предприятия. 2. Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ) уведомило о выделенных бюджетных ассигнованиях соответствующим документом распорядителей бюджетных ассигнований и получателей по видам Вооруженных Сил в течение 30 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета 1998 года. В ходе проверки, проводимой Федеральным казначейством Российской Федерации, на начальника ГлавФЭУ был наложен штраф, вынесено предупреждение за нарушение бюджетного процесса. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли решения Федерального казначейства Российской Федерации? 3. Студент Исаков в контрольной работе отметил, что “работа над составлением проекта федерального бюджета организуется Министерством финансов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в начале апреля предшествующего года”. Найдите неточности. Дайте свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты. 4. В соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области к компетенции области относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета (статья 104, часть 1). Уставом определены также бюджетные права органов государственной власти области (статья 105), статус и порядок формирования внебюджетных и валютных фондов (статьи 106 и 107), налоговая и кредитно-банковская системы области (статьи 108, 109 и 110). Могут ли трактоваться указанные установления как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации? 5. Главы трех районных администраций Иркутской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горно-добывающей отрасли. В целях аккумулирования денежных средств было предложено 10 % дотаций и 12 % субвенций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда. Проанализируйте это предложение. Укажите несоответствия бюджетному законодательству, содержащиеся в нем. 6. Законодательное собрание Кемеровской области постановило: “в связи с непринятием областного бюджета области на текущий год, с 1.01.2004 г. осуществлять финансирование по расходным статьям бюджета, исходя из фактических объемов финансирования в соответствующих месяцах 2003 года”. Оцените указанное постановление с юридической точки зрения. Обоснуйте свое мнение ссылками на бюджетное законодательство. 7. Студент Мерзлов при ответе на вопрос преподавателя указал, что основными стадиями бюджетного процесса в Российской Федерации являются: - составление бюджетного послания Президента; - рассмотрение бюджета; - утверждение бюджета; - исполнение бюджета; - заключение бюджета; - составление отчета об исполнении бюджета. Какие неточности и ошибки допустил при ответе Мерзлов? 8. Глава администрации г. Северный распорядился о выплате из средств, полученных из вышестоящего бюджета на нужды образования, материальной помощи 42 семьям, проживавшим в обрушившемся в результате паводка доме и оставшимся без крова. Решением органа Федерального казначейства Российской Федерации суммы израсходованных бюджетных средств была взыскана в бесспорном порядке, а финансирование из вышестоящего бюджета приостановлено. Оцените законность действий участников возникших правоотношений. Подскажите правильный выход из данной ситуации. 9. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области, Северодвинскому городскому центру занятости населения и к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску об обязании списать пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 1994-1997 год и не начислять пени за несвоевременно уплачиваемые предприятием страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации за 1998-2000 годы пропорционально доле недофинансированного государственного оборонного заказа. Как видно из материалов дела, по состоянию на 01.01.2001 у предприятия имелась задолженность по пеням в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, возникшая в результате неполной оплаты продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу. ГУП письмом от 19.07.2000 N 74.11/748 просило органы Федеральной государственной службы занятости населения и налоговую инспекцию урегулировать вопрос об упомянутой задолженности по пеням, приложив к письму документы, подтверждающие наличие и размер задолженности по государственному оборонному заказу. Письмом от 02.08.2000 N 74.11/812 предприятие обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о несогласии с размером списанных пеней. Задолженность по пеням не была урегулирована налоговым органом. Каким должно быть решение по делу? 10. Отделением федерального казначейства по г. Ярославлю и Ярославскому району в июле 1999 года проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в 1998 году институту микроэлектроники и информатики РАН. В ходе проверки установлено, что на основании Постановления Президиума РАН от 09.02.93 N 32 руководителю института и его заместителю, а также руководителям лабораторий произведены выплаты в размере 15 976 рублей за совмещение должностей ведущих научных сотрудников. Однако согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" совмещение профессий научным работникам научно-исследовательских учреждений не разрешается. Указанное обстоятельство расценено проверяющими в качестве нецелевого использования средств федерального бюджета, в связи с чем начальником Управления федерального казначейства по Ярославской области выдано представление N 95 - 07 от 14.12.99 руководителю инспекции МНС РФ по Заволжскому району г. Ярославля о взыскании с института микроэлектроники и информатики РАН на основании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе Российской Федерации" - 15 976 рублей. Институт обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Управлению федерального казначейства по Ярославской области об обратном взыскании суммы нецелевого использования средств федерального бюджета в размере 15 976 рублей, списанных с истца в безакцептном порядке по инкассовому поручению N 7114 от 20.12.99. Институт считает, что у суда отсутствовали правовые основания для признания произведенных институтом выплат нецелевым использованием средств федерального бюджета, ибо представленные им документы (смета расходов, утвержденная финансовым управлением РАН, штатное расписание, отчет об использовании сметы расходов) свидетельствуют о том, что денежные средства в сумме 15 976 рублей были выделены именно на доплату за совмещение должностей руководящим работникам института в соответствии с Постановлением Президиума РАН N 32 от 09.02.93 и истрачены на эти цели. Кроме того, в жалобе заявитель указывает на нарушение установленного законом порядка списания денежных средств (акт о выявленных нарушениях Управлением федерального казначейства по Ярославской области не составлялся, денежные средства списаны в бесспорном порядке спустя более четырех месяцев после проведения проверки). Каким должно быть решение суда? 11. Отделением федерального казначейства по Родниковскому району проведена проверка Родниковского отделения N 2515 Ивановского банка Сбербанка Российской Федерации по вопросу исполнения платежных документов налогоплательщиков на перечисление и зачисление в федеральный бюджет денежных средств за период с 01.06.98 по 30.06.98, результаты которой оформлены актом от 27.07.98. В ходе проверки установлено, что платежные поручения акционерного общества "Станлей", акционерного общества "Швейная фабрика", акционерного общества "Агропромснаб", акционерного общества "Родникирайгаз", Родниковской типографии и других на перечисление в федеральный бюджет налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на покупку иностранных денежных знаков (приложение N 1 к акту), исполнены с задержкой в общей сложности на 29 дней. За нарушение сроков перечисления и зачисления платежей в доход федерального бюджета в адрес Родниковского отделения Сбербанка Российской Федерации начальником Управления федерального казначейства по Ивановской области 07.08.98 вынесено представление N 37 о применении финансовых санкций в виде взыскания штрафа в сумме 638 рублей 35 копеек. Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Ивановской области указал на то, что банк не имел доходных счетов бюджета, в связи с чем не мог совершить указанные правонарушения. Отделением федерального казначейства подана кассационная жалоба. Каким будет решение по делу? 12. КРУ МФ РФ по Калужской области проведена проверка отдельных вопросов о выплате пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел и федеральной службы безопасности, и членам их семей Ленинским отделением N 47 Сбербанка РФ г.Калуги за период 1993-98 г.г., о чем составлен акт проверки от 30.07.99 г. В вышеуказанном акте ревизор КРУ МФ РФ в Калужской области, установив факт необоснованного списания средств на расходы по выплате пенсий, что произошло, в соответствии с материалами уголовного дела N 7175, в результате хищения этих средств контролерами-кассирами Ленинского отделения N 47 СБ РФ г.Калуги, делает вывод о нецелевом использовании Сбербанком средств, выделенных из федерального бюджета. 26.10.99 г. Управление федерального казначейства по Калужской области обратилось к налоговому органу с представлением N 06-14-416 о наложении на истца штрафа в размере 1883381 руб. 25 коп. за нецелевое использование средств федерального бюджета. Оцените ситуацию. 13. КРУ по МО провело ревизию расходования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, в ФГУП пансионат санаторного типа "Сосновый бор", в ходе которой выявило факт нецелевого использования средств федерального бюджета в 2000 году в сумме 61.819 руб. 30 коп. и в 2001 году - в сумме 72.639 руб. На основании акта проверки КРУ по МО от 08.02.02 и его заключения от 27.02.02 N 08-38/21 УФК по МО вынесло постановление от 27.02.02 N 08-30/932 о взыскании с вышеназванного предприятия 55.679 руб. 06 коп. штрафа за использование средств федерального бюджета не по целевому назначению. ФГУП пансионат "Сосновый бор", обосновывая правильность использования бюджетных средств, ссылалось на письма Минфина России, адресованные управлениям федерального казначейства, в т.ч. и УФК по МО. При этом указывало, что расходование средств производилось на основании этих документов министерства. Удовлетворяя иск КРУ, Арбитражный суд Московской области исходил из того, что факт самовольного перераспределения средств федерального бюджета по кодам статей экономической классификации и использования их на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах расходов на соответствующий финансовый год, подтверждается актом проверки и имеющимися в деле материалами. При этом взыскал штраф в пределах размеров, установленных ст. 15.14. КоАП РФ. Дайте юридический анализ ситуации. 14. Постановлением управления федерального казначейства по Московской области от 16 февраля 2001 г. N 08-40/528 поручило Отделению федерального казначейства по г. Пущино взыскать в бесспорном порядке средства федерального бюджета в размере 59 496 рублей, использованные Пущинской радиоастрономической обсерваторией истца не по целевому назначению. За данное правонарушение этим же постановлением на организацию был наложен штраф в размере 56 075 рублей, взыскание которого поручалось Отделению федерального казначейства по г. Пущино путем обращения в арбитражный суд с заявлением на взыскание. Указанное постановление вынесено на основании акта проверки от 19 декабря 2000 г. Суд, исследовав материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что истец допустил нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета. При этом суд указал, что эти отношения являются административными, поэтому к ним применяются положения КоАП РФ, устанавливающие двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности. Положения Бюджетного кодекса РФ к данным правоотношениям не применимы. Кроме того, истец пропустил без уважительных причин десятидневный срок для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренный кодексом об административных правонарушениях. Оцените правомерность решения. 15. ООО "Дарья" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 4 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт издан с превышением полномочий Правительства РФ, не соответствует законам и нарушает права и законные интересы юридического лица, которое лишено права обжаловать действия органа федерального казначейства в суд. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при нарушении сроков предъявления исполнительного листа к исполнению, несоответствии его требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным листам, либо несоответствии наименования должника по исполнительному листу, имеющего соответствующий лицевой счет, наименованию получателя средств федерального бюджета орган федерального казначейства возвращает исполнительный лист взыскателю без исполнения в течение 3 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата. Оцените ситуацию. 16. Постановлением управления федерального казначейства от 25.06.01 N 36-К инспектура Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений по Иркутской области за нецелевое использование бюджетных средств привлечена к ответственности на основании статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 75 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и к ней применена мера принуждения в виде изъятия в доход федерального бюджета суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 22 840 рублей и взыскан штраф в размере 5 122 рублей 97 копеек. Инспектура обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области о признании недействительным его постановления от 25.06.01 N 36-К о применении мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, ссылаясь на вынесение управлением федерального казначейства оспариваемого постановления по истечении срока наложения административного взыскания, установленного Кодексом РФ об административных правонарушениях. Оцените ситуацию. 17. Решением от 01.02.2000 Арбитражный суд города Москвы признал Открытое акционерное общество "Акционерный банк "Инкомбанк" несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении него конкурсное производство. В процессе конкурсного производства Управление федерального казначейства по Ростовской области Министерства финансов РФ обратилось к конкурсному управляющему ОАО АБ "Инкомбанк" с требованием о включении суммы бюджетных средств, использованных банком не по целевому назначению - 9971851 рублей и штрафа за нецелевое расходование бюджетных средств - 7406943 рублей 76 копеек в реестр требований кредиторов банка. Конкурсный управляющий оставил это требование без удовлетворения. На данное действие конкурсного управляющего Управлением была подана жалоба в Арбитражный суд города Москвы. Определением от 05.06.2002 арбитражный суд жалобу отклонил в связи с отсутствием у Управления права на обращение к конкурсному управляющему с заявлением о внесении его требований в реестр требований кредиторов поскольку в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" взыскание сумм санкций за нецелевое расходование бюджетных средств производится налоговыми органами по представлению органов федерального казначейства, которые и вправе заявлять требования о включении их в реестр кредиторов должника-банкрота. Оцените правомерность решения. 18. Управление федерального казначейства Минфина России по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Инспекции МНС России по г. Протвино 22170,19 рублей штрафа за нецелевое использование бюджетных средств. Заявитель считает, что постановление от 19.02.2001 N 08-34/554, на основании которого в бесспорном порядке списана сумма 12394 рублей, является актом о наложении административного взыскания, поэтому должно приниматься в 2-месячный срок, однако указанный срок истцом был пропущен. Оцените ситуацию. 19. Отделение федерального казначейства по г. Королеву провело проверку в отделении Сбербанка России N 2570, в результате которой установлен факт зачисления в 1997 г. предварительной компенсации вклада, хранящегося в Сбербанке России, предусмотренной указом Президента Российской Федерации от 16.05.96 N 733, вкладчику банка, умершему в 1995 г. Такие действия Сбербанка России квалифицированы органом казначейства как нецелевое использование бюджетных средств. Отделение федерального казначейства по г. Королеву обратилось с иском в Арбитражный суд Московской области о взыскании с Королевского отделения N 2570 Среднерусского банка Сберегательного банка Российской Федерации штрафа в размере 2799,85 рублей за нецелевое использование бюджетных средств. Отказывая в иске, суд исходил из того, что истец пропустил срок привлечения Сбербанка России к административной ответственности, в действиях ответчика не содержится состав правонарушения, предусмотренный ст. 289 БК РФ. Произведите юридический анализ ситуации. 20. АПК "Назарьево" Управления делами Президента Российской Федерации на основании соглашения от 07.06.94, заключенного с Минфином России, получил беспроцентную бюджетную ссуду в сумме 2,4 млрд. руб. для пополнения оборотных средств. Срок возврата этой ссуды неоднократно сторонами продлевался. Платежным поручением от 29.12.99 N 1272 АПК "Назарьево" погасил всю задолженность по ссуде и штрафные санкции за несвоевременный возврат ссуды. Считая, что за период просрочки возврата ссуды с 26.02.99 по 28.12.99 штрафные санкции не оплачены, Минфин России в лице Управления федерального казначейства по Московской области обратился в суд с иском об их взыскании в судебном порядке в соответствии с нормами БК РФ. Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на то, что выделение средств федерального бюджета по указанному соглашению с пролонгацией производилось по решению Правительства Российской Федерации. В связи с чем признал, что между сторонами сложились финансовые правоотношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой. Суд учел факт возврата ссуды и оплаты штрафных санкций в размере, превышающем ее размер. А потому признал, что взыскание дополнительных штрафных санкций будет явно несоразмерно последствиям правонарушения. Оцените ситуацию.
Тема 6. Правовой режим государственных внебюджетных фондов Вопросы: 1. Каков правовой режим государственных внебюджетных фондов? 2. Какие виды государственных внебюджетных фондов РФ Вы знаете и каково их значение? 3. Какие виды целевых бюджетных фондов Вы знаете, каковы источники их формирования? 4. Каковы задачи Пенсионного фонда РФ, в чем заключается его роль в современных условиях? 5. Какими нормативными актами определяется правовой статус государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов? 6. Каково правовое положение Фонда социального страхования РФ ? 7. Какой государственный орган рассматривает и утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении? 8. Какие задачи решаются с помощью целевых бюджетных фондов различных уровней? 9. Как формируются доходы государственных внебюджетных фондов и осуществляется расходование средств данных фондов? 10. Как и кем осуществляется контроль за деятельностью государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов? Задания: 1. На экзамене по финансовому праву один из студентов назвал следующие виды целевых фондов Правительства РФ: - Экологический фонд РФ; - Фонд национально-культурного возрождения народов России; - Фонд содействия развитию малого предпринимательства; - Пенсионный фонд РФ; - Дорожный фонд РФ; - Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Как Вы считаете, правильный ли ответ дал студент на экзамене? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Приведите примеры субъектов социального и обязательного медицинского страхования. 3. Проведите анализ и выберите характерные признаки средств государственных внебюджетных фондов: - средства входят в состав бюджетов всех уровней; - средства не входят в состав бюджетов субъектов РФ; - средства не входят в состав бюджетов всех уровней; - средства находятся в федеральной собственности; - средства находятся в собственности федеральной, субъектов и местного самоуправления; - средства внебюджетных фондов являются только их собственностью 4. Раскройте основные функции и полномочия Правительства РФ, Министерства финансов РФ в отношении государственных внебюджетных фондов РФ. 5. Перечислите бюджетные полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования, раскройте их на примерах. 6. Схематично отобразите организационное строение государственных внебюджетных фондов РФ, а также укажите источники формирования Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ. Задачи: 1. Правление Пенсионного фонда Российской Федерации в целях увеличения денежных средств фонда решило 80% денежных средств вложить в ценные бумаги, в том числе: на 50% сумм приобрести высоколиквидные государственные ценные бумаги, а на оставшиеся суммы - контрольный пакет акций “АСБ-Банка”. Другим решением являлось то, что фонд временно изменил в сторону увеличения возрастной ценз, необходимый для получения пособия по уходу за ребенком (с 1,5 до 2-х лет), что обосновывалось недостаточностью источников формирования фонда. Дайте правовую оценку принятым решениям. 2. Распоряжением главы администрации Орловской области были созданы следующие фонды: - Территориальный дорожный фонд; - Фонд развития жилищного строительства; - Экологический фонд “Сфера”. Имеет ли право глава администрации издавать распоряжения такого характера? Раскройте правовой механизм создания данных фондов, а также важнейшие аспекты их деятельности. 3. Должностное лицо регионального органа Пенсионного фонда по Саратовской области по результатам проверок потребовало начисления страховых взносов в размере 28% на суммы, выплаченные индивидуальному предпринимателю Петрову по договору об оказанию маркетинговых услуг. В праве ли должностное лицо регионального органа Пенсионного фонда выдвигать такое требование? 4. Территориальный орган Фонда ОМС взыскал в бесспорном порядке задолженность по страховым взносам за 1999 – 2002 г.г. с АО “Гера” путем предъявления инкассовых поручений на счет плательщика. Правомерны ли действия органа фонда обязательного медицинского страхования? Какими нормативными актами он при этом руководствовался? 5. Руководитель территориального органа ОМС потребовал от гр. Бугрова, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, уплатить страховые взносы. Гражданин Бугров отказался, мотивируя тем, что он не имеет фонда оплаты труда, а тарифы страховых взносов установлены по отношению к начисленной оплате труда. Прав ли Бугров? Обоснуйте свой ответ. 6. Территориальный орган Пенсионного фонда РФ начислил пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ЦНИИ Химмаш и в/части 6112 МВД РФ, имеющей по штату только военнослужащих, финансируемым за счет средств федерального бюджета в размере 124 тыс. руб. и 18 тыс. 443 руб. соответственно. РФ ЦНИИ Химмаш и в/часть 6112 обжаловали это решение в судебном порядке, мотивируя несвоевременную уплату взносов задержкой финансирования. Дайте юридический анализ и оценку действиям участников возникших правоотношений. 7. Работнику АО “КРОС” Ванину в связи с тяжелым материальным положением была оказана материальная помощь в размере 20 ММОТ. Территориальный орган ФОМС при проведении документальной проверки потребовал начисления взносов в фонд обязательного медицинского страхования по данной выплате. Необходимо ли начислять на материальную помощь взносы в ФОМС? В каком случае взносы по выплате Ванину могли бы не начисляться? 8. В результате проверки, проводимой в АО “Курат-Люкс” территориальным органом ФОМС, были начислены пени на сумму самостоятельно доначисленных и уплаченных страховых взносов. При этом до момента проведения проверки бухгалтерией АО была установлена и исправлена ошибка; откорректирована и отражена в отчете сумма взносов, а страховые взносы полностью перечислены. Правомерны ли действия территориального органа ФОМС? | |