Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Экологическое право |
02.06.2016, 08:37 | |
Используйте тот вариант контрольного задания, номер которого определяется по первой букве Вашей фамилии. Объем контрольной работы должен составлять 10-15 листов печатного текста. Вариант: «А, Б и В» Тема контрольного задания: Предмет и система экологического права План: 1) Понятие, предмет и метод экологического права 2) Система экологического права 3) Задача №1 В октябре 2003 г. инициативная группа обратилась в Закаменскую территориальную избирательную комиссию с ходатайством о проведении местного референдума по вопросу определения мнения населения района о строительстве нефтепровода компанией "Юкос" на землях Закамны. Избирательная комиссия ходатайство группы направила для рассмотрения в представительный орган местного самоуправления. На состоявшейся сессии районного Совета депутатов ходатайство инициативной группы было признано обоснованным. Решением Закаменского районного совета депутатов от 5 ноября 2003 г. со ссылкой на п. 1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Закон Республики Бурятии "О местном самоуправлении" и Устав района была назначена дата проведения районного референдума с формулировкой вопроса: "Вы согласны на предоставление земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода "Ангарск-Дацин" компанией "Юкос"?" Прокурор республики переправил в Закаменский районный суд заявление о признании противоречащим требованиям федерального законодательства и не подлежащим применению решения Закаменского районного совета народных депутатов. По сведениям республиканского комитета статистики, на территории района не проживают ни малочисленные народы, ни этнические общности. Акт предварительного выбора и согласования земельного участка под трассу нефтепровода "Россия—Китай" на территории Закаменского района подписан в ноябре 2001 г. комиссией в составе 15 должностных лиц района. Заявленные в суд требования прокурора республики признаны обоснованными, законными и полностью удовлетворены. Назовите законные основания требований прокурора республики?
Вариант: «Г, Д и Е» Тема контрольного задания: Право человека на благоприятную окружающую среду План: 1) Права граждан на охрану окружающей среды 2) Экологические обязанности граждан 3) Задача №2 ФАС Северо-Западного округа рассмотрел 28.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «Сэтл Сити» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2006 по делу № А56-34922/2006. ООО «Строительная компания “Петербургская недвижимость”» (в настоящее время — ООО «Сэтл Сити») обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» (далее — Инспекция) от 06.07.2006 № 326-01 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проведения контроля за соблюдением природоохранного законодательства установлено, что ООО, осуществив в 2005 г. размещение 3092 куб. м строительных отходов на полигоне ЗАО «Завод КПО», не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 г. Инспекция 07.06.2006 направила в адрес ООО предписание с требованием погасить в течение 15 дней задолженность по плате за загрязнение окружающей среды. ООО отказалось от выполнения предписания, указав, что деятельностью по размещению строительных отходов не занимается. Инспекция 22.06.2006 вынесла определение о возбуждении в отношении ООО дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Старшим государственным инспектором Инспекции 29.06.2006 в отношении ООО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ. Инспекцией 06.07.2006 вынесено постановление № 326-01 о наложении на ООО административного штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, выразившегося в том, что ООО, осуществив в 2005 г. размещение 3092 куб. м строительных отходов на полигоне ЗАО «Завод КПО», расположенном на Волхонском шоссе Ломоносовского района Ленинградской области, в нарушение требований ст. 16 ФЗ об охране окружающей среды не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду. ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 06.07.2006. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит отмене. Суд исходил из того, что административный орган не доказал правомерность расчета размера платы за размещение строительных отходов. В этой части решение суда первой инстанции от 14.11.2006 не обжалуется. По мнению ООО, суд сделал неправильные выводы о том, что оно является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, а Инспекция не обладает полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 16 ФЗ об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду в числе прочего относится размещение отходов производства и потребления. Судом первой инстанции установлено, что ООО является заказчиком строительства жилых домов. ООО разработаны и утверждены Технологические регламенты обращения со строительными отходами, в которых указаны объекты образования строительных отходов, произведены расчеты объемов образования строительных отходов при выполнении строительно-монтажных работ, определены объекты размещения отходов, перевозчик и получатель отходов. То обстоятельство, что ООО заключило со специализированной организацией (ООО «Золушка») договор на вывоз строительных отходов на объект размещения (полигон ЗАО «Завод КПО»), не свидетельствует о том, что оно не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Ростехнадзор приказом от 27.01.2006 № 49 «Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установила и поручила довести до сведения природопользователей сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. По итогам четвертого квартала 2005 г. срок внесения платы установлен 30.01.2006. К каким выводам должен прийти суд?
Вариант: «Ж, З и И» Тема контрольного задания: Система органов экологического управления План: 1) Понятие и система органов экологического управления 2) Полномочия органов общей и специальной компетенции 3) Задача №3 JI. предъявила иск к МУП «Водоканал», а затем к Комитету по финансам и налоговой политике администрации Серпуховского района о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, указав, что ей был выделен земельный участок в садоводческом товариществе «Дружба», а местной администрацией ей было выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок. Землеотвод был произведен с нарушением требований закона, так как J1. не была предупреждена о том, что под верхним слоем земельного участка проходит магистральный водопровод, который находится на балансе «Водоканала». По причине происшедшей аварии водопровода и проведения ремонта на земельном участке истицы были снесены теплица, забор, разрушены дорога, сарай, насаждения. Согласно сведениям отдела главного архитектора Серпуховского района документы от «Водоканала» по ограничению и обременению земельных участков садоводческого товарищества в отдел не поступали. Решением суда в ее пользу взыскано возмещение материального вреда с Комитета по финансам и налоговой политике администрации Серпуховского района. При этом суд указал, что при предоставлении JI. земельного участка в пользование, а затем в собственность она не была предупреждена о наличии обременений на ее земельном участке, поэтому причиненный ей ущерб подлежит возмещению именно местной администрацией по правилам ст. 16,1069 ГК РФ. МУП «Водоканал» является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Магистральный водопровод находится у него на балансе. В целях обеспечения своей деятельности, заключающейся в обслуживании этого магистрального водопровода, МУП обязан был установить сервитут, т.е. право ограниченного пользования чужим земельным участком, по которому проходит водопровод. Сервитут мог быть установлен по правилам возникновения публичного сервитута на основании решения органа исполнительной власти Серпуховского района либо по правилам установления частного сервитута путем подписания соглашения об установлении сервитута с собственниками земельных участков, по которым проходит водопровод. В обоих случаях сервитут мог возникнуть с момента регистрации в ЕГРП. Бремя возмещения материального ущерба возложено на администрацию района, так как согласно ГрК РФ отдел архитектуры располагал сведениями о проложенном водопроводе. При обращении МУП «Водоканал» был вправе решить вопрос об установлении частного сервитута '. Какое решение должно быть принято по делу?
Вариант: «К и Л» Тема контрольного задания: Государственный экологический мониторинг План: 1) Понятие и виды государственного экологического мониторинга 2) Правовые основы использования информационных ресурсов в области охраны окружающей среды 3) Задача №4 И. обратился в суд с жалобой на действия администрации Бородинского музея-заповедника, отказавшей в передаче ему в собственность части жилого дома, в котором он проживает. Решением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии Мособлсуда, в удовлетворении заявленных требований отказано. Заместитель председателя Верховного Суда РФ принес протест на указанные судебные постановления, указав, что жилой фонд музея в перечень памятников истории и культуры, закрепленных за музеем-заповедником на праве оперативного управления, не включен, поэтому предусмотренных законом оснований к отказу в приватизации жилья лицами, проживающими в домах поселка, не имеется. Постановлением президиума Мособлсуда, однако, указано на то, что факт приватизации жилья влечет за собой получение истцом права собственности и на земельный участок под домом, представляющий единый объект права, в то время как земля музея, включая усадьбу, имеет особый режим. Земельный участок в случае приватизации жилья может быть закреплен за лицом на праве аренды. По ЗК РФ эти земли входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов, оборот которых ограничен в соответствии со ст. 27 ЗК РФ2. В другом случае основанием для обращения в суд с иском послужило письмо администрации муниципального образования «Бейский район Республики Хакасия», которым было отказано ООО «ХакИнвестСтройДом» в удовлетворении его заявления о передаче в собственность земельных участков. Суд первой инстанции признал письмо администрации не соответствующим ст. 36 ЗК РФ и п. 3 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», обязал администрацию муниципального образования «Бейский район Республики Хакасия» в десятидневный срок принять решение о предоставлении земельных участков в собственность и заключить с ООО «ХакИнвестСтройДом» договор купли-продажи на условиях проекта последнего. Согласно ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Выводы суда апелляционной инстанции о том, что земельные участки, на которых расположены недвижимые объекты истца, не подлежат передаче в частную собственность, поскольку на основании решения Совета народных депутатов муниципального образования «Бейский район Республики Хакасия» от 10.01.2003 включены в состав земель особо охраняемых природных территорий и в силу ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, сделаны без оценки названного решения на соответствие его Конституции РФ и федеральным законам, устанавливающим полномочия и порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пункт «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит вопросы государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий к совместному ведению РФ и ее субъектов. В силу п. 5 ст. 95 ЗК РФ и п. 4—6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы. Органы местного самоуправления таких полномочий не имеют. Следовательно, решение Совета народных депутатов муниципального образования издано органом местного самоуправления с превышением полномочий. При таких обстоятельствах вышеуказанное решение органов местного самоуправления не подлежит применению на основании абз. 12 ст. 12 ГК РФ. Согласно ст. 70 ЗК РФ, ст. 13, 14 Федерального закона от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре» основными документами, содержащими сведения о существующих и прекративших существование земельных участках, являются Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. В материалах дела имеются выписки из государственного земельного кадастра по состоянию на 27.11.2003, которые не содержат сведений о переводе земельных участков, на которых расположены недвижимые объекты истца, в категорию земель особо охраняемых природных территорий либо ограничений на них хозяйственной деятельности. Какое решение следует принять по делу?
Вариант: «М, Н и О» Тема контрольного задания: Экологическая экспертиза План: 1) Понятие и признаки экологической экспертизы 2) Государственная экологическая экспертиза 3) Задача №5 О., П., К. и другие предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «Киприан» о признании недействительными постановления главы администрации, которым ООО «Киприан» в собственность для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок в водоохранной зоне площадью 22 770 кв. м возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи указанного земельного участка, заключенного ответчиками. При этом истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в водоохранной зоне и в прибрежной санитарной зоне Клязьминского водохранилища, имеющего отношению к питьевому водоснабжению города Москвы, противоречит ВК РФ и нарушает их конституционные права на благоприятную окружающую среду, на отдых. Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне, что подтверждается планом земельного участка, а также сведениями, представленными природоохранными органами, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Мытищинскому району Московской области. Как установил суд, вопрос о предоставлении земельного участка ООО «Киприан» в собственность был решен главой администрации Мытищинского района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, органами в области охраны окружающей природной среды и другими специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти. Какое решение следует принять по делу?
Вариант: «П, Р и С» Тема контрольного задания: Контроль в области охраны окружающей среды План: 1) Понятие и виды экологического контроля 2) Система органов экологического контроля 3) Задача №6 Некоммерческая организация «Национальный парк “Лосиный остров”» предъявила иск в арбитражном суде к Администрации Мытищинского района о признании недействительным постановления Главы Мытищинского района «Об отводе земельного участка АОЗТ “Юниос” под строительство автозаправочной станции по Ярославскому шоссе в г. Мытищи» и «Об утверждении границ отвода земельного участка ЗАО “Юниос-М”» на том основании, что принятие названных постановлений произведено с нарушением законодательства, устанавливающего правовой охранный режим для территорий национальных парков. Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, которым иск некоммерческой организации «Национальный парк “Лосиный Остров”» удовлетворен в полном объеме. Истец, заявляя иск, указывал, что постановлениями Главы администрации Мытищинского района приняты хозяйственные решения в отношении земельного участка, входящего в границы особо охраняемой территории — национального парка «Лосиный остров», с целью, не отвечающей назначению земель парка, что распоряжение землями национального парка, относящимися к федеральной собственности, осуществлено Главой районной администрации с превышением его компетенции. Арбитражный суд, отказывая своим решением в удовлетворении иска, сослался на заключение государственной экологической экспертизы, проведенной на основании приказа Государственного комитета по охране окружающей Природной среды Московской области, пришедшей к выводу, что строительство автозаправочной станции на этом земельном участке не приведет к отрицательным экологическим последствиям при осуществлении надлежащего контроля на всех этапах работ. Признавая иск необоснованным, суд также исходил из того, что выделенный ЗАО «Юниос-М» земельный участок не выведен из хозяйственного оборота, находился в пользовании транспортного предприятия ЗАО «Трансвал». Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции как не отвечающее требованиям действующего законодательства, указал, что отвод земельного участка для строительства АЗС на территории национального парка «Лосиный остров» противоречит положениям ст. 15 Федерального чакона «Об особо охраняемых природных территориях», исключающим всякое новое строительство, не связанное с функциональным назначением национального парка, вне зависимости от отсутствия вредных последствий такого строительства (см. постановление ФАС Московского округа от 15.03.1999 Ne КА-А41/525-99). Обоснованное ли решение принято судом апелляционной инстанции?
Вариант: «Т, У и Ф» Тема контрольного задания: Юридическая ответственность за экологические правонарушения План: 1) Понятие юридическая ответственность за экологические правонарушения 2) Виды юридическая ответственность за экологические правонарушения 3) Задача №7 ФАС Северо-Кавказского округа (постановление от № Ф08-739/2003), рассмотрев кассационную жалобу ФГУ «Пансионат “Приэльбрусье”» на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу, установил следующее. Национальный парк «Приэльбрусье» обратился в арбитражный суд с иском к ФГУ «Пансионат “Приэльбрусье”» о взыскании ущерба, причиненного лесонарушением. Решением с ФГУ «Пансионат “Приэльбрусье”» в пользу национального парка «Приэльбрусье» взыскано 95 614 руб. ущерба, причиненного самовольной вырубкой деревьев и нарушением плодородного слоя почвы при разрытии котлована под строительство котельной. Апелляционной инстанцией это решение оставлено в силе. Судом установлено, что национальный парк «Приэльбрусье» относится к особо охраняемым природным территориям. Занимаемая территория ФГУ «Пансионат “Приэльбрусье”» входит в территорию национального парка, а поэтому хозяйственная деятельность ответчика на указанной территории должна совершаться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». На территории национального парка запрещена деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, рубки деревьев, расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Ответчик в нарушение названной нормы КоАП РФ и JIK РФ совершил рубку пяти деревьев, вырыл котлован под строительство котельной, нарушив 42 кв. м плодородного слоя почвы лесного участка. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом о лесонарушении. Доводы ответчика о том, что им получено разрешение на строительство котельной, обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку разрешение и согласование строительства котельной имели место после совершения лесонарушения. Согласно ЛK РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органами государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с проведением государственной экологической экспертизы. Из материалов дела усматривается, что ответчик приступил к строительству котельной без разрешения национального парка, органов государственной власти, без согласования с соответствующим органом управления лесным хозяйством, без проведения экологической экспертизы. Данных о том, что ответчику выдавался лесорубочный билет, в материалах дела не имеется. Порядок освидетельствования мест рубок определен постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации». Согласно п. 64 названного Постановления о дне проведения освидетельствования мест рубок лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством. Если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования мест рубок, освидетельствование может быть проведено лесхозом в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения. Протокол о лесонарушении составлен истцом без участия представителей ответчика. Из материалов дела видно, что истец письмом обратился к ответчику с предложением принять участие в составлении протокола. Направление письма подтверждается почтовой квитанцией об отправке заказной корреспонденции. Ответчик уклонился от участия в составлении протокола о лесонарушении. Доказательств, опровергающих факт вырубки деревьев и иные сведения, содержащиеся в протоколе о лесонарушении, не представил. Обоснованные ли выводы сделаны в решении суда апелляционной инстанции: о доказанности как факта правонарушения; о виновности ответчика в совершении лесонарушения. Вынесенные судебные решения соответствуют закону.
Вариант: «Х, Ц и Ч» Тема контрольного задания: Охрана водных ресурсов План: 1) Понятие водного фонда, понятие и виды водных объектов 2) Правовое регулирование охраны вод 3) Задача №8 О. зарегистрирована в качестве предпринимателя сельской администрацией Кавказского района. Истица обратилась в районную администрацию с заявлением о предоставлении ей в аренду земель водного фонда и водного объекта для занятия рыбохозяйственной деятельностью. Водный объект расположен в совхозе им. М. Горького Кавказского района. Ею было получено положительное решение районной земельной комиссии. Распоряжением Главы администрации Кавказского района «Об утверждении материалов предварительного согласования на отвод земельного участка водного фонда на реке Челбас предпринимателю О. в долгосрочную аренду для водопользования» были утверждены Материалы предварительного согласования на отвод земельного участка водного фонда на реке Челбас предпринимателю О. в долгосрочную аренду сроком на 25 лет, общей площадью 75,7 га с прибрежными полосами шириной до 27 м, изымаемыми из земель АО им. М. Горького, для организации рыбохозяйственной деятельности. Указанное Распоряжение было отменено распоряжением Главы администрации Кавказского района, признание недействительным которого и является предметом рассмотрения данного дела. В соответствии с ВК РФ 1995 г. права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Согласно Временному порядку предоставления земельных участков с расположенными на них водными объектами (исключая моря) для осуществления водопользования без изъятия водных ресурсов, утвержденному постановлением Главы администрации Краснодарского края от 24.09.1998 № 552 «О регулировании использования земель водного фонда», при заключении договоров аренды земельных участков с расположенными на них водными объектами, отнесенными к государственной собственности Краснодарского края, предпочтение получали землепользователи, в границах землепользования которых расположены земли водного фонда, прежние водопользователи, рационально их использовавшие, а также те из числа претендентов, предложения которых обеспечивают наиболее эффективное использование водного объекта и соответствуют требованиям действующего законодательства. Все водные объекты на территории Краснодарского края, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью (по ВК РФ понятие обособленного водного объекта не предусматривается). Юридические и физические лица (заявители), заинтересованные в представлении земель водного фонда, находящегося в государственной собственности, направляют в администрацию края, в чьей собственности находится водный объект, ходатайство о предварительном согласовании отвода земельных участков с расположенными на них водными объектами для осуществления специального водопользования. Материалы предварительного согласования на отвод земельного участка с расположенным на нем водным объектом (согласованная схема расположения водного объекта с предварительными границами земельного участка и заключения) утверждаются распоряжением главы муниципального образования, в границах земель которого располагается водный объект, или главы администрации края в случае расположения водного объекта в границах двух или нескольких муниципальных образований (районов, городов), с учетом предложений глав муниципальных образований по данному вопросу в виде распоряжений. С учетом действующего законодательства, исследовав все обстоятельства дела и дав им правовую оценку, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 05.02.2001 № Ф08-137/2001-41А пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение было принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушило законных интересов и прав истицы, поскольку, последней не были получены все необходимые согласования и не была соблюдена вся процедура, предусмотренная как ВК РФ, так и Временным порядком предоставления земельных участков, утвержденным постановлением Главы Краснодарского края № 552. Обоснованно ли решение суда? Обоснуйте свои выводы.
Вариант: «Ш и Щ» Тема контрольного задания: Охрана лесных ресурсов План: 1) Подразделение лесов по целевому назначению и характеристика каждого вида. 2) Правовое регулирование охраны лесов 3) Задача №9 Практики ФА (Северо-Западного округа по делу от 10.09.2007 № Ф09-6797/07-С6). Организация охотников и рыболовов обратилась в арбитражный суд с иском к Агентству лесного хозяйства (далее — агентство) о признании недействительными результатов лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда. Заявитель, полагая, что проведенный конкурс нарушает его права на спорные участки лесного фонда, поскольку они ранее предоставлены ему для охоты на основании лицензий на пользование объектами животного мира, обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными результатов лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Победители конкурса, привлеченные в процесс как заинтересованные лица, в отзыве на кассационную жалобу указали на то, что организация охотников и рыболовов не является законным пользователем и владельцем участка лесного фонда, выставленного на конкурс, не заявляла о своем участии в конкурсе и намерениях получить указанный участок лесного фонда в пользование в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, заявку в конкурсную комиссию не направляла. Как следует из материалов дела, организации охотников и рыболовов ранее были предоставлены долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира на территории охотничьих хозяйств. Между лесхозами и организацией охотников и рыболовов были подписаны договоры на предоставление участков лесного фонда в безвозмездное пользование для нужд охотничьего хозяйства. Срок действия указанных договоров — 10 лет. Однако данные договоры зарегистрированы в установленном порядке не были. В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Установив, что договоры, подписанные между лесхозами и организацией охотников и рыболовов в установленном законом порядке не зарегистрированы, а также учитывая, что лицензии выданы истцу на пользование объектами животного мира (спортивная охота), а не на пользование участками лесного фонда, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы истца не были нарушены проведением лесного конкурса, поскольку участки лесного фонда не обременены его правами. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Подлежат ли удовлетворению требования заявителя? Какое решение следует принять по делу?
Вариант: «Э, Ю и Я» Тема контрольного задания: Понятие и виды экологического вреда План: 1) Понятие и юридический характер экологического вреда 2) Виды экологического вреда 3) Задача №10 При рассмотрении иска Архангельской специализированной морской инспекции МПР России к ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство “Волготанкер”» о взыскании 6 391 600 руб. в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в результате аварийного разлива нефтепродуктов в Онежском заливе Белого моря, ФАС Северо-Западного округа в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2004 №А05-13611/ 03-16, рассчитывая размеры ущерба, причиненного окружающей среде в результате аварийного разлива мазута, руководствовался Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, а также изданными во исполнение вышеназванного Порядка Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприродой России 26.01.1993. По данному спору суд не признал доводы причинителя вреда о необходимости применения Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., поскольку данная Конвенция распространяется на суда, производящие перевозку нефти и нефтепродуктов с заходом в иностранный морской порт и находящиеся в международных водах или во внутренних водах иностранного государства. Поскольку принадлежащий причинителю вреда теплоход «Нефтерудовоз-57» доставлял нефтепродукты по внутренним водам РФ, доставка груза иностранным потребителям и заход в иностранные порты не осуществлялись и не планировались. При определении размера ущерба, какими нормативными актами, т.е. законодательством РФ или международными актами должен руководствоваться суд при принятии решения по делу? Обоснуйте свои выводы.
Примеры тестовых заданий 1. Обязательным требованием Закона США о чистом воздухе (1955 г.) является: а) наличие в штатах (городах) планов мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха; б) проведение экологической экспертизы проектов планируемой деятельности; в) разработка муниципалитетами Кодексов о шуме; г) создание резерватов, на территории которых запрещается размещение промышленных производств.
2. Сатисфакция как мера ответственности за совершение международных экологических правонарушений предполагает: а) возмещение экологического ущерба; б) применение вооруженной силы; в) восстановление нарушенного состояния природной среды; г) принесение извинений. . Заполните пропуск 3. Международная природоохранная функция ______________ связана прежде всего с глобальным мониторингом окружающей среды: а) Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП); б) Международной морской организации (ПМО); в) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); г) Всемирной метеорологической организации (ВМО).
4. Конвенция об уменьшении последствий изменения климата была подписана на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в: а) Рио-де-Жанейро (1992 г.); б) Москве (1995 г.); в) Лондоне (1984 г.); б) Стокгольме (1972 г.).
5. Основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речного бассейна, является: а) районирование; б) схема комплексного использования и охраны водных объектов; в) реестр водных объектов; г) мониторинг водных объектов.
6.Видами платы за использование лесов являются: а) лесные подати и неустойки; б) аукционные сборы и сборы за оформление лицензий; в) арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений; г) лесной налог и отчисления на восстановление лесов.
7.Не является видом негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата: а) сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; б) выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; в) размещение на какой-либо территории отходов производства и потребления; г) незаконная рубка лесных насаждений. | |