Общая информация » Каталог студенческих работ » МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ » Стратегический менеджмент |
29.10.2013, 13:42 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результатом выполнения работы является разработка стратегии конкретного предприятия – либо вновь создаваемого, либо реально существующего. Методические указания по выполнению курсовой работы 1. Общие положения Разработка стратегии предприятия производится в следующих случаях:
Студенту необходимо определиться, будет ли он разрабатывать стратегию нового (вновь создаваемого) предприятия, либо уже существующего, действующего. В обоих случаях предприятие может быть как реально существующим, так и гипотетическим. Разработка стратегии предприятия предполагает следующие этапы исследования:
2. Исходные данные
Исходные данные для выполнения курсовой работы формирует сам слушатель курса "Стратегический менеджмент”. Это могут быть показатели производственно-хозяйственной деятельности реально существующего предприятия, либо вновь создаваемого. Исходные данные должны соответствовать требованиям п.3.
3. Порядок выполнения работы Характеристика анализируемого предприятия: организационно-правовая форма, название, источники формирования уставного капитала, к какой отрасли, какому виду деятельности относится, какие виды продукции выпускает (какие виды работ (услуг) оказывает). Анализ внешней среды предприятия, который включает в себя анализ среды косвенного и прямого воздействия. Сначала необходимо выявить факторы среды косвенного воздействия - макросреды предприятия (политические, экономические, социальные, научно – технические, экологические, природно-климатические, демографические и пр.), которые являются критическими для Вашего предприятия и для отрасли; определить показатели влияния этих факторов, тенденцию их изменения. Основой анализа служит информация, содержащаяся в периодической печати, полученная в ходе отслеживания факторов, а также мнения экспертов и т.д. Анализ целесообразно проводить, заполняя таблицы вида: Анализ факторов косвенного воздействия (макросреды) (фрагмент)
Анализ внешней среды проводится по тем факторам, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность конкретного предприятия. Количество учитываемых факторов определяется лицом, проводящим анализ, и зависит от его квалификации и конкретной ситуации. В учебных целях количество факторов должно быть взято не менее четырех. Далее отбираются наиболее значительные факторы, оказывающие как положительное (возможности), так и отрицательное (угрозы) влияние и составляется следующая таблица: Анализ угроз и возможностей макросреды (фрагмент)
Таким образом, в результате анализа макросреды должны быть определены:
Далее производится анализ среды прямого воздействия: поставщиков, потребителей, конкурентов и других организаций, влияющих на деятельность предприятия. Поставщики взаимодействуют с предприятиями, оказывая на их деятельность непосредственное влияние. При анализе поставщиков необходимо осветить следующие вопросы:
При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: стоимость поставляемого товара, обязательность соблюдения условий поставки, гарантии качества товара. Влияние поставщиков оценивается как незначительное, стабильное или значительное. При анализе потребителей необходимо ответить на следующие вопросы: каковы основные характеристики Ваших нынешних потребителей (демографические, социально-психологические, географические и др.), стабильна ли на рынке группа потребителей, которых можно считать постоянными для Вашей продукции в настоящем и будущем, какие факторы воздействуют на уровень спроса на Вашу продукцию (уровень цен, уровень информированности покупателя о качественных характеристиках продукта, наличие товаров-заменителей) и пр. Подобно поставщикам потребители в большей или в меньшей степени могут влиять на развитие стратегии предприятия. Эта сила возрастает (снижается) в следующих случаях:
В результате анализа влияние потребителей оценивается как незначительное, стабильное или значительное. Анализ конкурентов проводится с целью выявления так называемых стратегических групп ближайших конкурентов, под которыми понимаются соперничающие предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Эти предприятия объединяет ряд признаков: сравнительный ассортимент продукции, ориентация на схожий тип покупателей, незначительный разброс цен на продаваемый товар и примерно одинаковый уровень качества. Наибольшая конкуренция будет происходить именно между предприятиями, входящими в стратегическую группу. Чем их больше, тем сильнее конкуренция. Под влиянием изменений рыночной ситуации может происходить усиление (ослабление) позиций предприятия, приобретение (потеря) конкурентных преимуществ, поэтому, выявив ближайших конкурентов, необходимо исследовать (проанализировать) их деятельность. Как минимум, следует осветить следующие вопросы:
Анализ конкурентов имеет очень важное значение, поскольку раскрывает уровень и источники конкурентных преимуществ предприятия. Необходимо также определить так называемые контактные аудитории, т.е. организации, деятельность которых оказывает существенное влияние на Ваше предприятие. Это могут быть: учредители, банки, инвестиционные фонды, общественные организации, иностранные инвесторы и т.д. В результате анализа среды косвенного и непосредственного окружения (прямого воздействия) определяется состояние и развитие ситуации на рынке, внешние стратегические факторы (возможности и угрозы) для Вашего предприятия, которые оформляются в таблицу вида: Результаты анализа внешней среды предприятия (фрагмент)
Анализ внутренней среды предприятия Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов предприятия, которые определяют ее жизнедеятельность. Анализ внутренней среды очень важен для разработки стратегии предприятия, поэтому он должен быть глубоким и детальным. Независимо от специфики конкретного предприятия, анализ состоит из следующих блоков:
В основе анализа внутренней среды лежит анализ эффективности текущей деятельности предприятия, или возможности эффективной его деятельности с точки зрения обеспечения долгосрочной прибыли. Цель такого анализа – определение сильных и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален, и, по сути, является краткой характеристикой предприятия. Результаты анализа внутренней среды заносятся в таблицу вида: Сильные и слабые стороны предприятия (фрагмент)
В результате проведенного анализа необходимо определить конкурентные преимущества предприятия, т.е. возможности предприятия в какой-либо области преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и обеспечивать им такой продукт, который представляет для них известную ценность. Конечной целью анализа внутренней среды является выявление соответствия внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам эффективности его функционирования и удовлетворения потребностей рынка.
Разработка миссии и целей предприятия. Данный этап предполагает прохождение ряда последовательных шагов:
Последовательное прохождение этих шагов позволит студенту осмыслить "философию” разрабатываемого бизнеса и методы достижения предполагаемых целей. Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной и динамичной конструкцией, удобной для восприятия, и отражать следующие аспекты:
Далее определяются долгосрочные цели; направлениями которых могут быть:
Проведенная работа по выявлению сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ, формулировка миссии и долгосрочных целей позволит получить ясное представление о том, чего предприятие хочет и может достигнуть и установить краткосрочные конкретные цели (задачи). Как правило, это два – три показателя по тем сферам, которые являются решающими для успешного бизнеса. Например, конкретные цели могут быть такими:
Следует подчеркнуть, что конкретные цели являются значимой частью процесса стратегического управления и выступают в роли показателей эффективности разработываемой стратегии. Определение миссии и целей ведет далее к определению стратегии предприятия.
Формулировка проблем и определение стратегии предприятия. Для того чтобы сформулировать проблему и определить стратегию предприятия, необходимо следующее:
Необходимо учитывать, что предприятие может располагать несколькими вариантами (альтернативами) своего развития, но в учебных целях студентом должна быть сформулирована одна проблема и определены пути ее решения. Например, в результате анализа может быть принято решение о выходе из некоторых областей бизнеса и продаже соответствующих активов. Или наоборот, окажется целесообразным расширить определенное направление бизнеса. Критериями выбора стратегии предприятия являются:
Для определения стратегии Вашего предприятия необходимо дать ответы на следующие вопросы:
Выбор стратегии необходимо производить исходя из содержания и условий выбора базовых стратегий:
В учебных целях должна быть разработана стратегия, основанная на одной из базовых стратегий (№1 - №10; с №11 по №13 - в учебных целях не применяются).
Финансовые расчеты Финансовые расчеты по разрабатываемой стратегии выполняются студентом самостоятельно с использованием знаний, полученных в ходе изучения курсов "Экономика предприятия”, "Внутрифирменное бизнес-планирование”, "Финансы” и др. Экономический эффект выбранной стратегии рассчитывается на основе сравнения результатов, полученных от реализации данной стратегии с затратами на нее. Калькуляция затрат производится по типовой методике; единовременные вложения обосновываются расчетами; прогноз выручки от реализации продукции и финансовых результатов производится по форме, приведенной в приложении 1. Расчет срока окупаемости вложений производится по форме, приведенной в приложении 2.
Анализ риска реализации стратегии Процесс реализации стратегического плана, осуществляемого в жестких условиях рыночной экономики, является объектом исследования с точки зрения возникновения риска. Риск реализации стратегии заключается в том, что предприятие под воздействием множества факторов не сможет достичь поставленных стратегических целей . В соответствии с представленной ниже классификацией групп факторов риска студенту необходимо определить конкретные факторы риска реализации разработанной стратегии и оценить степень риска, которая определяется как такая ситуация, где можно оценить вероятность различных результатов рационально или интуитивно посредством каких - либо аналогий. Рекомендуется ( по желанию студента) помимо констатации уровня того или иного риска производить его краткосрочное и долгосрочное прогнозирование. Рис. 1 .Группы факторов риска (виды негативных факторов)
Выводы В данном разделе необходимо сделать выводы о результатах разработки стратегии.
3. Основные требования, предъявляемые к курсовой работе Курсовая работа должна содержать описательную и расчетную части, а также самостоятельные выводы студента относительно предмета исследования. Требования к описательной части работы При оформлении описательной части работы должны быть выполнены следующие требования:
Требования, предъявляемые к расчетной части курсовой работы
Заключение
Курсовая работа является одной из форм самостоятельной работы студента. Положительная оценка работы является основанием для допуска к зачету (экзамену) по дисциплине "Стратегический менеджмент”.
Приложение 1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ
Приложение 2 РАСЧЕТ СРОКА ВОЗМЕЩЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ
Примечание. Срок окупаемости соответствует тому году расчетного периода, в котором в строке 5 появится положительная величина.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||