Общая информация » Каталог студенческих работ » МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ » Стратегический менеджмент |
29.10.2013, 13:38 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Введение Контрольная работа студента, обучающегося по специальности «Менеджмент организации», выполняемая по курсу «Стратегический менеджмент», должна свидетельствовать о его умении и готовности применять на практике полученные теоретические знания, самостоятельно выполнять SWOT-анализ конкретного предприятия (организации) и, на его основе, выявлять необходимость смены текущей стратегии предприятия (организации). В контрольной работе студенту необходимо выполнить SWOT-анализ конкретного предприятия (организации), самостоятельно выбранного студентом. Цель данных методических указаний состоит в том, чтобы оказать студентам необходимую методическую помощь в выполнении ими контрольной работы.
2. Технология SWOT-анализа Наиболее общий и широко применимый вид ситуативного анализа – это SWOT-анализ. Его цели и задачи очевидны – на базе использования возможностей сохранить, и может быть, усилить дополнительно, сильные стороны как хороший ресурс организации, а слабые стороны нивелировать или устранить. SWOT-анализ проводится на настоящий момент, т.е. с учетом возникших изменений во внешнем окружении. Современные подходы при анализе внутренней среды кроме двух составляющих SW выделяют еще и N, т.е. нейтральную позицию. В качестве такой позиции, как правило, фиксируется среднерыночное состояние для каждой конкретной ситуации, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции. Поэтому для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям или факторам находится в состоянии N (нейтральная), и только по одному фактору – в состоянии S (сильная). SWOT-анализ должен быть максимально сфокусирован, т.е. проводиться для каждого из рассматриваемых сегментов рынка или варианта продуктовой стратегии. Причем, для успешного стратегического анализа методом SWOT важно не только вскрывать угрозы и определять возможности, но и оценивать их с точки зрения важности и степени их влияния на стратегию организации. Методика SWOT-анализа может быть определена следующими пошаговыми процедурами: 1. Составляется конкретный список по всем четырем элементам: силы, слабости, возможности и угрозы, причем формулировки должны быть упорядочены по значимости: например, сначала идет угроза №1 и т.д. Например, проведем SWOT-анализ гипотетической фирмы по продаже компьютеров «СПАМ». Таблица 1. Сильные и слабые стороны
Таблица 2. Возможности и угрозы
2. Устанавливаются связи между элементами анализа с помощью матрицы SWOT. Слева выделяются два блока: сильные стороны СС (S), слабые стороны СлС (W), в которые соответственно вписываются все выявленные на первом этапе стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока: возможности В (О), угрозы У (Т), в которые в определенном порядке вписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются четыре поля, на которых путем экспертного анализа рассматриваются возможные парные комбинации и выделяются те, которые должны быть учтены при разработке стратегии. Таблица 3. Матрица SWOT
3. В отношении пар, которые попали в разные поля, создаются сценарии развития бизнеса: «Сила и возможности» - ССВ (SO) – максимальная реализация возможностей с опорой на сильные стороны и частичным игнорированием угроз. «Слабость и возможности» - СлСВ (WO) – преодоление имеющихся в организации слабых сторон за счет появившихся возможностей. «Сила и угроза» - ССУ (ST) – использование сильных сторон для устранения или нивелирование влияния возможных и реальных угроз, не отвлекаясь на открывшиеся возможности. «Слабость и угрозы» - СлСУ (WT) – поиск решений, которые помогут избежать угроз для бизнеса и избавиться от слабости. Причем, совершенно необязательно генерировать все четыре варианта развития бизнеса. Обычно достаточно 2 – 3, чтобы получить реальную картину для принятия стратегических решений развития бизнеса и отобрать варианты для реализации. 4. Для оценки возможностей и угроз применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности (угрозы) на матрице соответственно возможностей (угроз). Матрица возможностей строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможностей на деятельность организации (сильная, умеренная, малая). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться данной возможностью (высокая, средняя, низкая). Таблица 4. Матрица возможностей
Полученные внутри матрицы поля возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попавшие в поля «высокая – сильная», «высокая – умеренная», «средняя – сильная» имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать. Возможности, попавшие в поля «средняя – малая», «низкая – умеренная», «низкая – малая» практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие в оставшиеся три поля можно, если у организации имеется достаточный стратегический потенциал. Похожая матрица составляется для оценки угроз (таблица5). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкий ушиб»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая). Таблица 5. Матрица угроз
Те угрозы, которые выпадают на поля «высокая – разрушение», «высокая – критическое состояние» и «средняя – разрушение» представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, выпавшие на поля «высокая – тяжелое состояние», «средняя – критическое состояние» и «низкая – разрушение» также должны находиться в поле зрения и устраняются по мере возможности в первостепенном порядке. Угрозы, попавшие в оставшиеся поля, требуют также внимательного и ответственного подхода и не должны полностью выпадать из поля зрения. Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды западные специалисты предлагают использовать специальную форму «Резюме анализа внешних стратегических факторов» (External Strategic Factors Analysis Summary – EFAS). Данная форма представляет собой метод анализа готовности организации реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для разрабатываемой стратегии. Методика работы с формой EFAS следующая:
Таблица 6. Форма EFAS
Вывод: реакция фирмы «СПАМ» на воздействие внешней среды выше среднего уровня. В результате SWOT-анализа студент должен сделать обоснованный вывод по поводу необходимости корректировки или смены стратегии и определить направления базовых стратегий. 3. Заключение Контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студента. Защита работы заключается в подтверждении знаний, умений и навыков проведения SWOT-анализа для конкретного предприятия (организации).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||