1. Решения
Узнать стоимость этой работы
17.11.2013, 13:33

1.1.В чем Ваша проблема?

Изучение ситуаций

1. Мастер И.Ткаченко был в полной растерянности, начиная смену. 15% процентов рабочих его участка не вышли на работу. Как он мог бы обеспечить выполнение сменного задания при  таком количестве отсутствующих?

2. Производство на участке сборки узлов, необходимо было остановить. Вся последняя партия произведенной продукции была забракована ОТК..  Мастер Н.В.  Лобанов знал, что должен  выяснить причину брака,  но на это требуется время. Рабочие сидели без дела и ожидали инструкций мастера,  участок сборки готовых изделий надеялся получить собранные узлы для выполнения своего сменного задания.

3. Начальник цеха вызвал мастера Олега Викторовича для беседы. Видимо, это было связано с новым срочным заданием. Олег Викторович выслушал его, думая о тех уловках, к которым ему необходимо будет прибегнуть, чтобы выполнить задание и одновременно сдержать данное рабочим обещание сократить внеурочную работу.

4. Только что пришел электрик Павел и заявил мастеру Алексею Федоровичу, что больше не будет работать со своим напарником Сергеем вместе, не объясняя причины. Мастер не имеет оснований для увольнения ни Павла, ни Сергея, хотя конфликты между ними периодически возникали, с работой оба справляются нормально. Мастер решил рассказать о своей проблеме начальнику цеха.

Руководителям приходится иметь дело с проблемами подобного рода каждый день. И, конечно же, проблемы эти почти всегда включают необходимость принятия решений:

§  какой вариант самый лучший — или, уж по крайней мере,  не самый худший;

§  к каким действиям прибегнуть;

§  как обнаружить достоверные факты;

§  как не задеть ничьи интересы и т.д.

Попытайтесь четко сформулировать проблему в каждой из приведенных ситуаций и определить свои действия, если бы Вы оказались на месте мастера.

1.     ___________________________________________

2.     ___________________________________________

3.     ___________________________________________

4.     ___________________________________________

Но всегда ли решения необходимо принимать в результате возникновения проблем?

Упражнение 1

Можете ли вы назвать решение, которое не было бы связано с возникновением проблемы?

_______________________________________________

Как вы все, вероятно, замечали, нам всем приходится постоянно принимать простые, тривиальные решения. Мы решаем, что носить, что есть на обед, приглашать или не приглашать кого-либо в гости — в действительности все мы принимаем бесконечные решения о вещах, которые едва ли кажутся нам проблемами.

Это происходит также и на работе. Если у нас есть четкое представление о задании, которое мы должны выполнить, и о том, как мы хотим его выполнить, то нам наверняка не будет сложно ответить на следующие вопросы членов нашей группы: "Чем мне сейчас заниматься?" или "Как мне это сделать?" Тогда мы принимаем такие решения быстро и не нуждаемся в длительном их обдумывании.

Таким образом, можно выделить два вида решений: те, которые требуют тщательного и сознательного обдумывания, и те, которые не требуют этого.

Однако, важно различать быстрое принятие решений, основанное на знании и опыте, и "необдуманные решения".

Решения в основном включают суждения, основанные на понимании.

Чем глубже ваше понимание, тем выше вероятность того, что ваше суждение будет разумным.

Упражнение 2

Если вы замечаете, что кто-либо из ваших знакомых постоянно принимает верные решения по сложным вопросам без особо видимых раздумий, то какой вывод напрашивается об этом человеке?

__________________________________________

Вывод этот (надеюсь, что вы со мной согласитесь) заключается в том, что такой человек, неизменно принимающий правильные решения, обладает обширным опытом в принятии решений такого рода. Очевидный недостаток размышлений сбивает с толку потому, что:

§  большая часть размышлений — и обучения — состоялась в прошлом, когда принимались подобные решения;

§  то, что непосвященный человек рассматривает как новую ситуацию, человек, имеющий опыт в принятии решений, воспринимает просто как разновидность модели ранее встречавшейся ситуации.

Делая выводы из этого первого раздела, мы можем сказать, что

§  проблемы в основном подразумевают необходимость принятия решений;

§  только тривиальные решения могут быть приняты без длительного обдумывания;

§  на первый взгляд решения по поводу сложных вещей, принимаемые без особых усилий, неизменно основываются на опыте принятия подобных решений в прошлом.


1.2. Насколько сложны решения?

Мы проведем четкое разграничение между решениями, требующими осмысления, и между решениями, которые принимаются без особых раздумий. Можно было бы сказать, что в этом и заключается разница между простыми и сложными решениями.

Однако существуют решения, гораздо более сложные, чем все остальные.

Упражнение 3

Как бы Вы оценили сложность каждой из следующих ситуаций, в которых требуется Ваше принятие решения? Дайте оценку этим ситуациям по десятибалльной системе, в которой 1 соответствует самому легкому решению, а 10 — самому сложному.

Оценка решения

1-10

§  Перед вами выбор — выпить чай или кофе.

 

§  Утверждены новые правила работы, и ваш начальник говорит, что вы должны за три месяца решить, как изменить Вашу работу и структуру Вашей группы. Данного времени должно быть вполне достаточно, чтобы сделать это, если вы, конечно, приступите к планированию прямо сейчас.

 

§  Вам необходимо решить, платить ли за покупку наличными или купить товар в кредит.

 

§  Вам было указано уволить одного из Ваших подчиненных. Вы должны решить, какого именно члена вашей группы Вам придется уволить по сокращению.

 

§  Ваш начальник дал Вам три важных задания и определил для каждого из них крайние сроки. Вы видите, что не сможете перепоручить ни одно из этих заданий. В то же время Вам необходимо продолжать заниматься вашей каждодневной работой. Дома у Вас тоже много дел, которые требуют вашего внимания. Кроме всего этого, Вы неважно себя чувствуете и с удовольствием бы взяли отпуск. Вам ясно одно: вы не сможете справиться со всеми этими заданиями. Поэтому Вам необходимо определить, с чем именно вам не справиться.

 

§  Вам предложили перейти на новую должность в другом отделе. Вы знаете, что члены вашей группы не хотят, чтобы вы уходили на нее. Вы очутились перед выбором: остаться со своими преданными подчиненными и довести свою работу до конца или уступить стремлению к продвижению по службе.

 

Здесь не может быть абсолютно верного или неверного ответа. То, как Вы оценили данные ситуации, зависит от Вашего понимания их и от того, какие виды решений Вы привыкли принимать. Например, весьма вероятно, что большинство людей оценят первую ситуацию — выбор между кофе и чаем — как незначительное решение и присвоят ей цифру 1. Но зато если бы Вы вообще не пили чай или кофе, то принятие такого решения стало бы невозможным!

Давайте рассмотрим остальные ситуации.

§  Вам необходимо решить, платить ли за покупку наличными или купить товар в кредит.

Это Ваш личный выбор, который наверняка не касается других людей. Здесь необходимо учесть несколько факторов — какой суммой наличных денег Вы располагаете, насколько нужна Вам данная покупка именно сейчас, насколько дороже она Вам обойдется, если воспользоваться   кредитом и т.д.

§  Вам было дано указание уволить одного из Ваших подчиненных. Вы должны решить, какого именно члена вашей группы вам придется уволить по сокращению штатов.

Это сложное решение, не так ли? Перед Вами тяжелейший выбор. Независимо от того, что именно Вы предпримите, Вам придется сообщить кому-то плохие новости.

§  Вам предложили перейти на новую должность в другом отделе. Вы знаете, что члены Вашей группы не хотят, чтобы Вы уходили на нее. Вы очутились перед выбором: остаться со своими преданными подчиненными и довести свою работу до конца или уступить стремлению к продвижению по службе.

И снова Ваше решение может повлиять на других людей, но это решение вовсе не такое сложное, как предыдущее.

§  Ваш начальник дал Вам три важных задания и определил для каждого из них крайние сроки. Вы видите, что не сможете перепоручить ни одно из этих заданий. В то же время Вам необходимо продолжать заниматься вашей каждодневной работой. Дома у Вас тоже много дел, которые срочно требуют Вашего внимания. Кроме всего этого, Вы неважно себя чувствуете и с удовольствием бы взяли отпуск. Вам ясно одно: Вы не сможете справиться со всеми этими заданиями. Поэтому Вам необходимо определить, с чем именно Вам не справиться.

Принятие этого решения осложнено всеми перечисленными факторами. Некоторым людям эта ситуация может показаться стрессовой, а поиск решения — очень трудным. Другие бы наверняка сказали, что именно так и выглядит их нормальный рабочий день!

§  Утверждены новые правила выполнения работы, и Ваш начальник говорит, что Вы должны за три месяца решить, как изменить Вашу работу и структуру Вашей группы. Данного времени должно быть вполне достаточно, чтобы сделать это, если Вы, конечно, приступите к планированию прямо сейчас.

Эта ситуация, по-видимому, включает в себя не одно, а несколько решений. Однако, время на Вашей стороне.

Решения принимать труднее, когда:

§  они влияют на других людей;

§  необходимо учитывать большое количество факторов;

§  у вас ограничено время.

 

1.3. Количественные и качественные проблемы

Упражнение 4

По Вашему мнению, тяжелее принять решение, имея цифровую информацию и используя расчеты, или решения, требующие рассуждений и экспертной оценки?

__________________________________________

Надеюсь, что Вы согласитесь с тем, что принятие количественных решений зачастую легче, чем принятие качественных решений.

Например, если бы инспектору ГАИ были даны два указания:

"Не допускать движения автомобилей со скоростью более 60 км. в час".

"На данном участке не допускать движения автомобилей на большой скорости".

Например, комплектовщику даны такие инструкции:

Мелкие партии деталей отправлять на участок по мере комплектования.

Партии деталей не более 100 комплектов отправлять на участок по мере комплектования.

Пользуясь такими инструкциями, исполнитель должен принимать решения в каждом конкретном случае.

В приведенных случаях указания, не содержащие количественных параметров, вызывают затруднения у человека, принимающего решение.

Теперь рассмотрим процесс принятия решений.


1.4. Как принимаются решения

Варианты решений

Представьте себе, что Вам было поручено составить заново расписание дежурств членов вашей группы, с учетом нового распорядка работы на вашем участке. Это может означать разделение пар сотрудников, которые некоторое время работали вместе. Перемены такого плана могут быть неприятны для всех участников данной ситуации.

Каковы  Ваши варианты решения? ___________________________________

Упражнение 5

Продумайте типичную проблему, которая может Вам повстречаться в работе и, которая связана с организацией работы группы. Вы бы приняли решение исключительно сами или обсудили бы его с коллегами? С кем еще вы могли бы поговорить о нем?

______________________________________________

Вы можете обсудить такую проблему со всеми членами вашей группы или

с некоторыми из них. Вы также можете сделать это с другими руководителями,

с членами своей семьи, с вашими друзьями или со своим начальником.

§  Вы можете подойти ко всем или к некоторым из этих людей и попросить у них совета.

§  Вы можете поинтересоваться их мнением.

§  Вы даже можете озадачить их своей проблемой и попросить их принять решение за вас.

Мы еще вернемся к вопросу о вовлечении группы в работу руководителя.

А существуют ли еще какие-либо варианты?

Один из вариантов решения любого возникшего затруднения — это вообще ничего не предпринимать.

Упражнение 6

Может ли ничего неделание быть приемлемым вариантом в какой-либо рабочей ситуации?

___________________________________________

Если от Вашего решения зависят другие люди, ничего неделание не является приемлемым вариантом. Однако могут возникнуть такие ситуации, когда Ваш опыт подсказывает вам, что, пожалуй, самый лучший вариант - ничего не предпринимать.

Предположим, член вашего коллектива, которого вы хорошо знаете, привык жаловаться на свою работу. Из прошлого опыта вы знаете, что эти жалобы редко имеют под собой почву, и что если вы просто выслушаете с сочувствием эти жалобы, они сразу же исчезнут (но лишь для того, чтобы появились другие). Если бы Вы каким-то образом реагировали на каждую жалобу, Вы бы потратили много своего драгоценного времени, но ему от этого было бы не легче. Следовательно, Вы не игнорируете эти жалобы, но все же все время принимаете сознательное решение ничего не предпринимать.

Кроме того, полезно иногда откладывать решения, ожидая поступления дальнейшей информации. (Мы обсудим сбор информации позднее в нашем учебнике.)

 

1.5. Стили принятия решения

Упражнение 7

Что из ниже перечисленного вы бы назвали лучшим подходом к принятию решений для любого руководителя?

  1. Лично принять решение, не обращаясь с советом к кому-нибудь другому.
  2. Поставить принятие решения на голосование группы.
  3. Не принятие решения, пока все члены вашей группы не одобрят его.
  4. Обратиться к кому-нибудь из членов группы, если руководитель сочтет это уместным в сложившихся обстоятельствах.
  5. Время от времени советоваться со всеми членами группы, однако при этом оставлять за собой право решающего слова.
  6. Выбрать подход, который зависит от людей, проблемы и обстоятельств.

Ваше мнение________________________________

Все выше сказанное подтверждает, что стили принятия решений различны у каждого человека. Давайте рассмотрим две крайности.

Некоторые руководители любят вовлекать свои группы в принятие всевозможных решений. Этот "демократический" подход может быть очень эффективным для некоторых групп, потому, что такая "вовлеченность" является огромным стимулом.

Однако существует опасность зайти слишком далеко по этому пути.

§  С одной стороны, чем больше людей вовлекается в принятие решений, тем больше времени уходит на то, чтобы прийти к всеобщему соглашению.

§  С другой стороны, решения, принимаемые группой людей, обычно консервативны и несмелы. А ситуация иногда требует смелости и предприимчивости.

Другие руководители предпочитают "властный" подход — придерживаясь такой линии поведения: "Я командую, поэтому я буду принимать все решения".

Этот метод имеет следующее преимущество: если потребуются кардинальные перемены, одному человеку будет легче перестроиться за короткое время, чем целой группе. Но без вовлечения группы в принятие решений руководитель рискует упустить богатство их опыта и знаний. Более того, властный подход может увеличить дистанцию между руководителем и его подчиненными.

Вообще нет единого стиля принятия решений, который бы подходил для всех ситуаций.

 

 

1.6. Неправильные решения

Что побуждает людей принимать неправильные решения?

Упражнение 8

Возможно, Вы вспомните ситуацию, в которой принятое Вами решение оказалось неразумным. Могли бы Вы вспомнить, что именно не удалось тогда? Кратко запишите все, о чем Вам удастся вспомнить.

____________________________________________

Плохие или неправильные решения принимаются любым человеком по ряду причин. Некоторые из них перечислены ниже.

§  Импульсивные действия — без обдумывания проблемы.

§  Плохая информированность — отсутствие информации, на основе которой можно выработать верные суждения. Это может происходить по причине того, что:

- человек, который должен принимать решение, не прикладывает достаточно усилий, чтобы собрать все факты;

- необходимая информация просто недоступна;

- нет времени, чтобы собрать необходимую информацию.

§  Отсутствие четкого представления о том, какова цель принятия решения.

Возвращаясь к примеру, приведенному в начале этого раздела, —  изменение графика дежурств — отметим, что решение в большой степени зависит от желаемого результата. Один из желаемых результатов — это стремление всеми средствами добиться, чтобы вся группа была довольна. Другой — достигнуть максимальной эффективности, не принимая во внимание личный фактор. Еще один — может состоять в максимальном снижении расходов. Пока вы не определитесь с желаемым для вас результатом, вы не сможете принять хорошее решение.

§  Не принятие во внимание всех возможностей.

Легко позволить нашим предубеждениям влиять на наши решения или до такой степени сосредоточиться на одном аспекте проблемы, что все остальные останутся незамеченными.

В качестве примера рассмотрите следующую ситуацию.

Упражнение 9

Представим, что руководителю необходимо назначить кого-либо, кто будет заменять его во время отсутствия. Выбирать можно только из двух членов группы. Один из них более квалифицированный и опытный работник. Однако в группе лучше относятся ко второму, менее квалифицированному.

Кратко запишите некоторые из возможных вариантов выбора руководителя. Попытайтесь перечислить три варианта.

________________________________________

На первый взгляд выбор между двумя подчиненными очевиден. Но руководитель может также:

§  дать возможность обоим выполнить эту работу по отдельности — с возможной перспективой назначения одного из них на эту должность в будущем;

§  распределить обязанности — поручить одному члену группы, скажем, технический аспект работы, а другому — работать с персоналом;

§  назначить одному работнику испытательный срок, помогая ему советом и делом при возникновении каких-либо затруднений; тем самым вы составите представление о том, как он или она выполнит эту работу;

§  не делать замену сразу, а дать возможность всем членам группы претендовать на эту должность, оговаривая при этом, что выбор будет производиться на основе, как опыта, так и личных качеств.

Безусловно, существуют и другие возможные варианты действий, как Вы, вероятно, заметили.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика