Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
05.03.2015, 12:50 | |
Вариант 1 1. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» утверждал, что в результате научно-технического прогресса влияние религии на общество ослабевает. Научное мышление все в большей степени заменяет религиозные толкования. Обряды и ритуалы занимают все меньшую часть человеческой жизни. «Старые боги умерли», — пишет Дюркгейм. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Как соотнести этот тезис с распространением в современном обществе суеверий, увлечением астрологией, активным сотрудничеством представителей власти с религиозными организациями? Аргументируйте свой ответ. 2. Согласны ли вы с Г. Тардом, считавшим, что «так называемое социальное давление только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося ее крыльям воздуха»? Приведите примеры подобных ситуаций. Аргументируйте свой ответ. 3. Проанализируйте и сравните теории бюрократии М. Вебера и Р. Мертона. В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные и слабые стороны этих теорий? 4. В чем общность и различие теорий общественного прогресса О. Конта и Г. Спенсера? 5. В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов? Что такое репрезентативность выборки?
Вариант 2 1. Бедность и богатство – два полюса социальной жизни. Однако исследователями обнаружено, что и в условиях бедности, и в условиях богатства люди одинаково сильно подвержены стрессам и страдают от неудовлетворенности жизнью. Как вы считаете, почему так происходит? Аргументируйте свой ответ. 2. В чем, по вашему мнению, заключаются причины присоединения человека к террористической организации? Какими методами можно победить терроризм? 3. Проанализируйте и сравните теории социальной революции К. Маркса и П. Сорокина. В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные и слабые стороны этих теорий? 4. От каких факторов зависит продолжительность послеконфликтной ситуации? 5. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода социального эксперимента в социологическом исследовании?
Вариант 3 1. Одной из важнейших социальных проблем современной России является высокий уровень смертности. Среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. В чем, по вашему мнению, заключаются причины этого явления? Что нужно предпринять для того, чтобы добиться снижения уровня смертности? 2. Как вы считаете, почему в настоящее время процессы глобализации ведут к вестернизации, т.е. к усилению господства в мире западной культуры? Каковы альтернативы этому процессу? 3. Проанализируйте и сравните теории конфликтов Р. Дарендорфа и Л. Козера. 4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода наблюдения в социологическом исследовании? 5. По поводу марксистской социологии существуют самые противоречивые высказывания, например: · учение Маркса логично обосновывает процесс развития общества; · учение Маркса служит интересам определенного класса, поэтому оно не является объективным и научным; · учение Маркса антигуманно, поскольку оно ставит интересы одних групп людей выше интересов других; · учение Маркса верно оценивает историческую перспективу. С какими из данных высказываний Вы согласны и почему? Как еще Вы могли бы охарактеризовать учение Маркса и его роль в современном обществе?
Вариант 4 1. По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), только 27 % россиян считают, что 2005 год был в целом удачным для России, в то время как 65 % придерживаются прямо противоположной точки зрения. Причем такое отношение не связано с экономическими показателями. Наоборот, объективные экономические показатели растут, а настроение у россиян падает. Как вы можете объяснить такой парадокс? 2. Может ли бедность выполнять в обществе позитивные функции? Если «да», то какие? Если «нет», то почему? 3. Французский социолог Эмиль Дюркгейм утверждал: «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами». Проанализируйте эту идею на примере различных этапов истории России и различных социальных групп. 4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода контент-анализа в социологическом исследовании? 5. Проанализируйте и сравните теории «мировой системы» И. Валлерстайна и «золотого миллиарда» С. Хантингтона.
Вариант 5 1. Руководитель центра изучения элиты Института социологии РАН О. Крыштановская утверждает: «Наша система такова, что она порождает временщиков: прорвался в депутаты или в правительство – и давай карманы набивать. Растут заборы, за которыми они прячут свои богатства. Средство против этого одно – жесткий контроль со стороны общества. А мы молчим! Знаем, что происходит, и молчим». В чем, по вашему мнению, заключаются причины такой инертности, пассивности, равнодушия населения в современной России? 2. В чем, по вашему мнению, состоят причины межнациональной неприязни и межэтнических конфликтов? Устранимы ли эти причины и какими мерами их можно устранить? 3. Проанализируйте функции социальных институтов с учетом их типов. Приведите примеры. 4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода интервью в социологическом исследовании? 5. Проанализируйте и сравните теории «зеркального я» Ч. Кули и «значимого другого» А. Халлера.
Вариант 6 1. Английский философ Д. Юм утверждал: «Можно убедить людей следовать самой нелепой и сумасбродной идее, для этого нужно только быть достаточно искусным, чтобы представить её в выгодном свете». Приведите примеры воздействия на общественное мнение: а) с помощью телевидения, б) с помощью системы образования, в) с помощью религиозных организаций, г) с помощью литературных произведений. 2. Приведите 3-4 примера ролевых конфликтов. Проанализируйте их возможные причины и способы разрешения. 3. Какие причины, на ваш взгляд, влияют на рост преступности в России? Какими мерами можно добиться снижения уровня преступности? 4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода анкетирования в социологическом исследовании? 5. Проанализируйте и сравните теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
Вариант 7 1. Русская Православная церковь активно выступает за запрет абортов, называя их убийством. В ряде стран, например, в Португалии, аборты официально запрещены. Между тем, Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. Нужно ли, по вашему мнению, запрещать аборты? К каким социальным последствиям может привести это решение? 2. Что такое «социальный прогресс»? Проанализируйте различные подходы к его определению. Возможно ли выделить универсальные критерии социального прогресса? Аргументируйте свой ответ. 3. Какие свойства личности делают ее наиболее восприимчивой к участию в социальных движениях? Что заставляет людей с различными социальными статусами присоединяться к социальным движениям? 4. Проанализируйте и сравните теории символического интеракционизма и феноменологии. 5. Выделите особенности возникновения и функционирования толпы как социальной общности.
Вариант 8 1. Известный российский певец В. Меладзе утверждает: «Сейчас выросло целое поколение девушек, которым все равно, какого возраста и как выглядит их парень, важно, чтобы у него был толстый кошелек. Это может возмущать, но тут ничего не поделаешь. Поэтому деньги для меня – составляющая уверенности в себе». Как вы относитесь к такой позиции? Какую роль, по вашему мнению, играют деньги при выборе брачного партнера в современной России? Аргументируйте свой ответ. 2. Составьте полный набор статусов у себя и 3-4 родственников или знакомых. В полученных статусных портретах выделите главные статусы и проанализируйте их влияние на поведение и образ жизни. 3. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов. Раскройте содержание каждого этапа, свой ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами. 4. Проанализируйте и сравните теории П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. 5. Каким образом технический прогресс воздействует на развитие культуры в современном обществе? Выделите плюсы и минусы этого воздействия.
Вариант 9 1. В результате исследования, проведенного фондом ИНДЕМ в 2005 г., выяснилось, что средний доход чиновников от взяток в России составляет 33,5 миллиарда долларов в год. Высокую степень коррупции в России признал и президент В.В. Путин, выступая с посланием Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Каковы, на ваш взгляд, причины коррупции? Какие методы наиболее эффективны в борьбе с коррупцией? 2. Проанализируйте, как влияет социальное положение на поведение и образ жизни: а) крупного бизнесмена, б) ученого, в) безработного. 3. Одни специалисты полагают, в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие, напротив, считают, что бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, войн, стихийных бедствий, а также вследствие физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива? Аргументируйте свой ответ. 4. Проанализируйте и сравните теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и А. Тойнби. 5. Проанализируйте методы социального контроля, выделите сильные и слабые стороны каждого их них.
Вариант 10 1. Английский ученый Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста численности населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считал Мальтус, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ. 2. Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой «естественную реакцию нормальных людей на ненормальные условия». Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности? Аргументируйте свой ответ, подкрепите его примерами. 3. В чем причины сопротивления социальным изменениям? Что нужно для того, чтобы изменения были приняты в обществе? 4. Проанализируйте и сравните теории общественного развития П. Сорокина и Д. Белла. 5. От каких факторов зависит успех процесса социализации личности? | |