Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
13.03.2020, 15:58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Задание 1. Начав знакомиться с наукой социологией, дайте 3 ее определения (с указанием источника). Теперь проанализируйте их и ответьте на вопрос: «Какое на Ваш взгляд определение социологии наиболее полное и актуальное на сегодняшний день и почему?». Задание 2. Заполните таблицу «Истоки возникновения социологии как науки»
Задание 3. Дайте определение объекта социологии и предмета социологии (с указанием источника). 1. Объект социологии – 2. Предмет социологии – 3. Изобразите схематично соотношение объекта и предмета социологии. Задание 4. Укажите основные категории социологии. Задание 5. Заполните схему «Структура социологии» Задание 6. Дайте определение понятию «отрасль социологии» (с указанием источника) и приведите конкретные примеры (4-5 шт.) 1. Отрасль социологии – 2. Примеры отраслей социологии: Задание 7. Заполните таблицу «Междисциплинарная матрица социологического знания» Задание 8. Ответьте на вопрос: «К какой группе наук – социальных или гуманитарных – относится социология?». Ответ аргументируйте. Задание 9. Социология включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Изобразите схематично систему научного знания и место социологи в ней. Задание 10. Пока вы еще в начале пути в изучении социологии, поразмышляйте над вопросом «Зачем мне, как будущему специалисту, нужно изучать социологию?». Свои мысли запишите ниже.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОХОДЫ Задание 1. Дайте определения понятиям «концепция», «подход», «парадигма» (с указанием источника). 1. Концепция – 2. Подход – 3 Парадигма – Задание 2. Заполните таблицу «Первые социологические концепции» Задание 3. Опишите идею парадигмальности научного знания в концепции Т. Куна. Задание 4. Заполните таблицу «Основные парадигмы социологии» Задание 5. Распределите представленных социологов по двум типам: О.Конт, Г. Зиммель, Ч. Кули, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон. Макросоциологи: Микросоциологи: Задание 6. Раскройте суть современного социологического направления – символического интеракционизма. Задание 7. Раскройте суть современного социологического направления – этнометодологии. Задание 8. Пронумеруйте в хронологическом порядке известных социологов и укажите годы их жизни.
Задание 9. Отразите основные вехи развития социологической науки в России с конца ХIХ в. по 1980-е гг. Задание 10. Дайте краткую характеристику теории среднего уровня (Р. Мертон).
ТЕМА 3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ Задание 1. Социологическое исследование проводится по определенной методике: совокупности методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социальных фактах. Социологическое исследование – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов. Дайте характеристику каждому этапу социологического исследования. 1. Подготовительный этап: 2. Оперативный этап: 3. Результирующий этап: Задание 2. Структура программы социологического исследования включает два раздела: методологический и методический. Расположите в правильном порядке действия социолога при разработке двух разделов программы. Методологический раздел: - Определение цели, задач, объекта и предмета исследования; - Формулировка проблемы; - Выдвижение гипотез; - Логический анализ основных понятий. Методический раздел: - Составление стратегического плана исследования; - Построение выборки; - Разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных. Задание 3. Завершите схему «Виды социологического исследования по критерию масштабности» Задание 4. Заполните таблицу «Классификация методов исследования»
Задание 5. Заполните таблицу «Количественные методы исследования в социологии»
Задание 6. Заполните таблицу. Задание 7. Дайте общую характеристику качественной парадигме в социологии. Назовите основные качественные методы. Задание 8. Опишите методику проведения метода фокус-группы. Задание 9. Биографический метод направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути отдельного человека. Биографии (автобиографии), рассказанные (описанные) людьми и использованные в научных целях социологами, выступают как три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Дайте характеристику трем типам «историй жизни». 1. Полные: 2. Тематические: 3. Отредактированные: Задание 10. Дайте общую характеристику методу кейс-стади.
МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И СТРУКТУРА ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА Задание 1. Раскройте качества социальных систем Задание 2. Любое общество характеризуется рядом признаков. Назовите и опишите их. Задание 3. Раскройте понятие общество с позиций различных авторов
Задание 4. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества
Задание 5. Раскройте классификации обществ в теориях различных социологов. Идея трех стадий интеллектуального развития человечества О. Конта. Укажите стадии и дайте краткую характеристику каждой с примерами. Задание 6. На рисунке изображен универсальный базис социальных систем Т. Парсонса. Приведите примеры социальных институтов и организаций, выполняющих эти функции. Пояснение Согласно подходу Т. Парсонса, социальная система образуется состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. «Согласно построениям Т. Парсонса, любая существующая в социуме система не может не иметь две основные ориентации, обозначаемые на схеме базиса осями. Первая ось: внешнее-внутреннее. Это значит, что все происходящие в системе процессы ориентируются на окружающую среду, либо на внутреннюю среду, либо связывают их между собой. Вторая присутствующая в базисе ось: инструментальное-консумоторное (продуктовое). Ее наличие означает, что происходящие в системе процессы ориентируются либо на долговременные, потенциальные, «инструментальные» потребности и цели, либо – на сиюминутные, актуальные, «продуктовые», либо связывают их между собой. Квадранты образованного осями базиса трактуются как подпространства, которые заполняются подсистемами, соответствующими четырем функциональным категориям: целедостижение, адаптация, интеграция и воспроизводство структуры. 1) Адаптация 2) Целедостижение 3) Интеграция 4) Воспроизводство структуры (сохранение и трансляция культурного образца) Задание 7. Опишите особенности доиндустриального общества (премодерн), индустриального (модерн) и постиндустриального (постмодерн).
Задание 8. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества: США середины 90-х годов Северная Корея современный Китай Япония XVII века Генуэзская республика голлистская Франция фашистская Германия Советский Союз 1930-1945 Задание 9. Сравните теорию К.Маркса (социально-экономических формаций) с теорией Н.Данилевского, О.Шпенглера (культурно исторических типов, локальных цивилизаций). Сформулируйте критерии самостоятельно. Задание 10. Раскройте типологии обществ различных авторов
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Задание 1. Дайте по крайней мере 3 определения понятию структура Задание 2. Дифференцируйте понятия класс и страта Задание 3. Заполните таблицу об исторических типах социальной стратификации
Задание 4. Раскройте теории социальной стратификации различных социологов Задание 5. В Индии существует восточная модель стратификационной системы, основанная на разделении людей по кастам. Укажите названия индийских каст и дайте краткую характеристику каждой. Задание 6. Зарисуйте стратификацию постиндустриального общества Задание 7. Зарисуйте графическое отображение индекса Джини для общества с высоким социальным расслоением и общества со сглаженным социальным неравенством Пояснение: Кривые Лоренца - это кривые на графике, показывающие, какая доля суммированных за год доходов, полученных в данной стране, достаётся различным процентным долям населения страны, начиная с беднейших граждан или семей и кончая самыми богатыми. Индекс Джини равен доле площади между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства от площади треугольника под той же прямой. Раскройте измерители социально-экономического неравенства Задание 8. Постройте стратификационную модель современного российского общества Задание 9. Приведите примеры каким образом перечисленные факторы (по П.Сорокину) способствуют или препятствуют социальной мобильности
Задание 10. Раскройте понятия геттоизация и джентрификация. Приведите примеры Геттоизация Джентрификация
ТЕМА 6 СТАТУСНО-РОЛЕВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Задание 1. Раскройте характеристики социальной роли про Т.Парсонсу
Задание 2. Приведите пример ролевой напряженности ролевого конфликта
Задание 3. Социальный институт представляет собой совокупность норм, предписаний, требований, которые связаны с определенной организационной структурой. С их помощью общество осуществляет контроль и регуляцию деятельности людей в наиболее значимых сферах общественной жизни. Перечислите социальные институты. Задание 4. Практически каждый социальный институт имеет явную и латентную функции. Заполните таблицу и раскройте функции для каждого из институтов
Задание 5. Покажите пример институционализации какой либо социальной практики в одной из предложенных сфер по примеру
Задание 6. Социальный институт может перестать выполнять свою функции – т.е. дисфункционировать. Приведите пример дисфункции института Пример1. Пример2. Задание 7. Раскройте сущность ролевой напряженности ролевого конфликта. Укажите их причины и приведите пример
Задание 8. Статусная несовместимость реальная социальная проблема. Статусное несовпадение иногда оборачивается трагедией. Существует феномен двойной занятости женщин – продвижение по карьерной лестнице мешает личной жизни. Несовместимость касается и постоянных и временных статусов индивида. Задание: Придумайте всевозможные комбинации статусов, которые были бы полностью не совместимы Задание 9. Администрация ЛПУ решила построить на территории православный храм. Это вызвало возражение у части сотрудников и пациентов. Опишите институциональное взаимодействие медицины и религии. Какие возможны, по вашему мнению, причины действия администрации ЛПО и какими мотивами руководствовались протестующие. Задание 10. Укажите виды статусов индивида, раскройте кратко каждый из них
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Задание 1. Установите соответствие и дайте краткую характеристику каждого типа социального действия по М.Веберу
Задание 2. Зарисуйте схему социального действия по Т.Парсонсу Задание 3. Кратко раскройте теории социального взаимодействия: Задание 4. Дайте определение понятию социальное взаимодействие Задание 5. Раскройте типологию социального взаимодействия Задание 6. Заполните таблицу – основные концепты поструктурализма
Задание 7. Зарисуйте концепт Ризома Задание 8. Раскройте термин логоцентризм Задание 9. Заполните таблицу. Термин «симулякр» и дайте примеры Порядки симулякров 1 порядок — имитации, чучела, копии, подделки. «Подделка работает пока лишь с субстанцией и формой, а не с отношениями и структурой». Характеристика эпохи Ренессанса. 2 порядок — функциональные аналоги, серии. Характеристика эпохи промышленной революции. 3 порядок — гиперреальность (деньги, мода, ДНК, интернет, общественное мнение).
Задание 10. Выполните веб-тест по теме «постструктуралистская социология», для этого пройдите по ссылке: http://kirillsund.wixsite.com/postsoc
ТЕМА 8: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ Задание 1. Классификация социальных групп по Г.М. Андреевой. Заполните схему недостающими понятиями. Задание 2. В результате исследования, проведенного Национальным центром по контролю над заболеваниями США, установлено, что чернокожие американцы умирают в 2,5 раза чаще, чем белые. Многие авторы считают, что основной причиной является разница в уровне дохода, что затрудняет доступ к медицинским услугам. Социологические исследования, проведенные в России, выявили неодинаковую степень доступности медицинского осмотра для различных групп населения. Ответьте, к каким группам российского населения будет затруднен доступ к медицинскому осмотру и почему? Задание 3. «Люди обычно наиболее чувствительны к взглядам, приписываемым тем, с кем они состоят в прямом и постоянном контакте» (Т.Шибутани). О каких группах идет речь? Приведите примеры. Задание 4. Какие классификации групп выделяли следующие социологи: Ч. Кули Э.Мэйо Г.Хаймен Задание 5. Опишите особенности условных групп, приведите примеры таких групп из жизни и литературы. Покажите, в чем состоит различие условных и реальных социальных групп. Объясните, почему вторые называют реальными, в чем состоят особенности квазигрупп. Задание 6. В предлагаемой схеме, отражающей критерии социальной стратификации, пропущены 2 критерия. Назовите их. Задание 7. Расскажите, что представляют из себя социальные общности. Дайте характеристику известных Вам социальных общностей. Задание 8. Ответьте на вопрос: всегда ли дифференциация людей по имущественным или социально-стратификационным критериям совпадает с их дифференциацией по социокультурным признакам ? Задание 9. Перечислите социальные статусы индивидов в соответствии с социальными слоями современного общества.
Задание 10. Назовите, по каким критериям (признакам), осуществляется имущественная дифференциация в современном российском обществе. На основе примеров из личного опыта, из сообщений газет, радио, телевидения назовите, кого сегодня можно отнести к богатым, состоятельным, бедным и другим слоям общества.
ТЕМА 9: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА Задание 1. Опишите алгоритмы действий индивида, характеризующие такие групповые эффекты, как: социальная леность, социальная ингибиция, социальная фасилитация. Задание 2. Заполните таблицу: Стили лидерства.
Задание 3. Укажите соответствие понятий и их определений: 1.Понятия: а) восходящая мобильность б) групповая мобильность в) социальная структура г) статусная группа д) горизонтальная мобильность е) социальная стратификация ж) престиж з) вертикальная мобильность и) социальная мобильность к) социальная маргинальность л) нисходящая мобильность м) класс 2. Определения: а) изменение социальной позиции, сопровождающееся сохранением социального статуса; б) особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями; в) перемещение, связанное с изменением социального статуса; г) промежуточное положение в социальной структуре, которое характеризуется не только отсутствием четко определенной позиции, но и утратой определенных социальных норм, правил и моделей поведения; д) мобильность, связанная с понижением социального статуса; е) мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп; ж) степень уважения определенного статуса; з) совокупность индивидов, занимающих схожие позиции по трем признакам: богатство, престиж, власть; и) изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т. е. переход от одной социальной позиции к другой; к) совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами; л) определенный порядок взаимосвязей между элементами социальной системы; м) социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса. Задание 4. Прокомментируйте приводимые ниже определения классов. Какие теоретические подходы к анализу стратификации они отражают? В чем заключаются различия между ними? Попытайтесь, основываясь на каждом определении, представить стратификационную систему. Сравните полученные результаты. Какой из подходов к определению классов кажется вам наиболее корректным и теоретически перспективным? Класс – это совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве (П. Бурдье). Класс – это совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами (М. Вебер). Класс определяется... его местом в общественном разделении труда в целом. Что включает также политические и идеологические отношения... (Н. Пуланцас). Класс обозначает конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета в императивно координированных ассоциациях (Р. Дарендорф). Говоря о классе, мы имеем в виду не слишком строго определенную группу людей, разделяющих общие интересы, социальный опыт, традиции и системы ценностей, людей, предрасположенных вести себя как класс, определять себя в своих действиях и в своем сознании как класс по отношению к другим группам людей (Э. Томпсон). Определяющей чертой класса является способ коллективного действия (Ф. Паркин). Основанием для выделения класса может служить критерий наличия или отсутствия экономической власти, признаками которого выступают: возможности контроля (распоряжения экономическими ресурсами), размеры собственности (юридическое владение ресурсами), рыночные позиции (способности и квалификация). (У. Рансимен.) Задание 5. Раскройте содержание и приведите примеры различных типов мобильности.
Задание 6. Поясните, с помощью какой геометрической фигуры можно охарактеризовать профиль социальной стратификации современного российского общества. Ответ обоснуйте: Задание 7. Какие из нижеперечисленных социальных групп относятся к «новым» элементам стратификационной системы? Попытайтесь определить критерии принадлежности к каждой «новой» группе: 1.Полупредприниматели. 2.Руководители государственных предприятий. 3.Самостоятельные работники. 4.Инженерно-технические работники государственных предприятий 5.Научные работники. 6.Предприниматели. 7.Колхозники. 8.Менеджеры-совладельцыпредприятий. 9.Бизнесмены-менеджеры. 10.«Классические» менеджеры. Задание 8. Дискуссия «Средний класс современной России: реальность или фантом?». Оптимист. Средний класс в России стал формироваться с началом рыночных реформ. Именно средний класс является социальной основой демократических процессов в российском обществе. Я думаю, что дальнейшее продвижение общества по пути рыночных реформ будет способствовать абсолютному росту среднего класса и увеличению его относительной доли в социальной структуре общества. Пессимист. Реального среднего класса в российском обществе нет. Прежние социальные слои оказались разрушенными, а новые классы и социальные группы не сложились, поэтому говорить о среднем классе в России не приходится. Существуют лица, занимающие среднее положение по таким показателям, как доход и престиж, однако средний класс еще не оформился. Думается, что реальных перспектив для формирования среднего класса у России не будет еще в ближайшие пять лет. Скептик. Формирование среднего класса было прервано глубоким экономическим кризисом, начавшимся в 2008 г. В результате даже тот немногочисленный слой, который можно было по основным социальным характеристикам сравнивать с западным средним классом, подвергся сильнейшей маргинализации. Средний класс – это скорее социальный призрак, нежели реальность российского общества. Какие аргументы из приведенной дискуссии кажутся вам убедительными, а какие нет ? Сформулируйте свою позицию относительно современного состояния и перспектив развития среднего класса в России. Задание 9. Каким образом определяются границы среднего класса, исходя: 1.Из «объективного метода». 2.Метода «оценки репутации». 3.Метода «классовой идентификации»? Ответ обоснуйте Задание 10. По оценкам российского социолога Т. И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11 % от экономически активного населения, что значительно меньше, чем, скажем, в Венгрии и Чехии, где она составляет, соответственно, 18,5 и 16,9 %.. К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса российского общества? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в современной России.
ТЕМА 10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Задание 1. Объясните в силу, каких причин, человек выступает творцом общества, его созидателем ? Как это можно согласовать с противоположным по смыслу утверждением, согласно которому, человек есть творение общества. Задание 2. Социологи считают, что «социализация» - это лозунг, который используется в борьбе с биологией и генетикой. Правы ли они? Аргументируйте свой ответ. Задание 3. В представленной ниже схеме необходимо добавить институты социализации. Задание 4. Дайте описание процесса идентификации, объясните, почему этот процесс имеет большое значение в социализации личности. Идентификация Задание 5. Объясните, почему социализация продолжается не только в младенческом и подростковом возрасте, но протекает на протяжении всей жизни человека? Задание 6. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Почему для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ. Задание 7. Ниже приведено суждение. Внимательно ознакомьтесь с ним: «Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной подготовки рабочих. Психотерапия – также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведение» (Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. – 1995. – № 3. – С. 122). Как Вы думаете, правильно оно или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относятся? Аргументируйте свой ответ. Задание 8. Докажите или опровергните данное положение: Личность – результат правильно протекающего процесса социализации. Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс освоения социальных норм и усвоения культурных норм. Задание 9. Задания по первоисточникам. Воспитание «представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?» (Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. – М., 1984. Т. 19. С. 346) Считаете ли Вы, что у педагога в процессе осуществления его профессиональной деятельности не должно возникать других вопросов, и в первую очередь: «Как помочь воспитываемому обрести способность сочетать собственные требования к своей жизни с требованиями к ней общества?» «Зависимость человека от среды, от эпохи не подлежит никакому сомнению. Она тем сильнее, что половина уз укрепляется за спиной сознания. Он не может не отражать в себе, собою своего времени, своей среды. Но тут, в самом образе отражения является его самобытность. Противодействие, возбуждаемое в человеке окружающим – ответ его личности на влияние среды. Ответ этот может быть полон сочувствия, так как полон противочувствия» (Герцен А.И. С того берега // Собр. соч.: В 30 т. – М., 1955. Т. 6. С. 14, 16, 120). Чего, с Вашей точки зрения, больше в отношении личности к среде, в которой она сформировалась – «сочувствия» или «противочувствия»? Задание 10. Заполните таблицу:
ТЕМА 11. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Задание 1. Выберите правильный вариант ответа: Девиантное поведение подразумевает: а) любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписанным нормам; б) максимально неодобряемое поведение; в) отклонение от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону. Понятие «аномия» было введено в социологию а) Р. Мертоном; б) Р. Парком; в) Э. Дюркгеймом; г) Г. Беккером. Согласно теории Э. Дюркгейма под аномией понимается а) социальная амнезия; б) социальное состояние, характеризуемое ослаблением и распадом норм; в) процесс структурирования социальных норм и ценностей; г) процесс изменения социальных норм. Какие из перечисленных факторов влияют на уровень самоубийств в обществе? а) высокий уровень социальной мобильности; б) преобладание сельского населения; в) низкий уровень социально-экономического развития; г) проведение социально-экономических реформ в обществе. Как называются дети, выросшие в изоляции от людей и воспитанные животными? а) маргиналы; б) девианты; в. делинквенты; г. фералы. Задание 2. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
Задание 3. Исходя из теории аномии Р. Мертона, определите к какому типу социального поведения (инновация, ретретизм, ритуализм, бунт, конформизм) можно отнести а) алкоголизм; б) проституцию; в) бюрократизм; г) участие в нелегальных антисоциальных движениях. Ответ обоснуйте Задание 4. Т. Парсонс выделил следующие методы социального контроля: 1. изоляция; 2. обособление; 3. реабилитация. Какие из них могут быть применимы для противодействия к таким типам социального поведения как: а) Инновация; б) Ритуализм; в) Ретретизм; г) Мятеж. Задание 5. Основываясь на типологии самоубийств Э. Дюркгейма, приведите примеры различных типов самоубийств, имеющих место в произведениях художественной литературы и кино. Задание 6. В традиционном обществе аборт признавался девиантным поступком, а в современном - общепринятая норма. Объясните эти изменения, с точки зрения, стадий развития девиантного поведения. Задание 7. Что приносит больше вреда обществу - совместительство или совмещение должностей ? Совместительство - это когда врач весь день работает в больнице, а вечерами трудится на «скорой помощи». Совмещение – это когда преподаватель стоматологического отделения работает врачом-стоматологом в больнице. Задание 8. Могут ли выступать средствами социального контроля следующие документы: домашнее задание; медицинская справка; паспорт; проездной; направление на сдачу анализов и т.д. Ответ обоснуйте: Задание 9. Опишите следующие подходы в изучении девиантного поведения: Психологический подход Социологические теории Культурологические концепции Теория стигматизации Задание 10. Расположите в правильном порядке стадии формирования девиантного поведения. 1. Признание человека девиантом и его стигматизация 2. Создание норм в обществе 3. Ролевое поглощение, т.е. вживание человека в роль девианта. 4. Совершение девиантного поступка.
ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Задание 1. Постройте ментальную карту по теме «Социальный контроль» (см. образец в разделе «Ментальные карты») Задание 2. Перечислите основные функции социального контроля. Раскройте функции Задание 3. Раскройте понятие социальная санкция. Перечислите виды социальных санкций Задание 4 Работа с первоисточниками Раскройте основные идеи о социальном контроле М.Фуко. См. Википедия Задание 5. Опишите один из механизмов социального контроля, воздействующий на тело человека (биополитика) Задание 6. Т. Парсонс выделил три вила социального контроля: • Изоляция – характеризуется отлучением человека нарушившего нормы от других. • Обособление – предусматривает ограничение контактов нарушителя или девианта с другими людьми. • Реабилитация – возвращение девианта к нормальной жизни и исполнению социальных ролей. Раскройте сущность и приведите примеры по каждому виду социального контроля Задание 7. В социологии выделяются следующие виды социальных санкций (см. схему). Раскройте их Задание 8. Могут ли выступать средствами социального контроля следующие документы: домашнее задание, медицинская справка, паспорт, проездной билет, телефон, ценник на товаре, направление на сдачу анализов. Ответ аргументируйте. Задание 9. Агенты социального контроля являются носителями определенных социальных статусов и ролей. К ним относятся судьи, врачи-психиатры, социальные работники и сотрудники специальных служб (ФСО, ФСБ, ГРУ). Приведите 2-3 примера осуществления социального контроля данными агентами. Задание 10. Сформируйте веб-квест по теме «Социальный контроль. Решите его совместно со своей учебной группой.
ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Задание 1. Постройте ментальную карту по теме «Социальные изменения» (см. образец в разделе «Ментальные карты»). Зарисуйте ее в рабочей тетради Задание 2. Перечислите виды социальных процессов Задание 3. Определите основные причины социальных изменений. Раскройте их суть.
Задание 4. Опишите эволюционный подход, циклический подход, функциональный подход, конфликтный подход к изучению социальных изменений. эволюционный подход циклический подход функциональный подход конфликтный подход Задание 5. Заполните таблицу. Опишите 8 этапов развития революции. За основу Вы можете взять Великую буржуазную французскую революцию 1789 г. И Великую октябрьскую социалистическую революцию 1917 г. Задание 6. Раскройте суть теории прогресса Авторы: Идеи Примеры Ваша критика идеи прогресса Задание 7. Раскройте закон ускорения развития общества («Уплотнения времени»). Приведите примеры Задание 8. Раскройте суть теории цикличности развития общества по П.Сорокину. Приведите примеры цикличности Архаизации Задание 9. Раскройте циклы социальных движений Задание 10. Раскройте понятие социальная инновация. Приведите примеры: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||