УрГУПС, социология и психология управления (практикум, раздел 1)
Узнать стоимость этой работы
15.12.2017, 13:32

Раздел 1. Введение в социологию и психологию управления

Тема 1.1. Управление как общественное явление (2 часа)

Задание 1. Прокомментируйте высказывание К. Маркса, который в своем труде «Капитал» писал: «Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей… Отдельный скрипач управляет собой. Оркестр же нуждается в дирижере».

Задание 2. Проанализируйте процесс управления на знакомом вам уровне (школа, вуз, предприятие, где вы учились (работали)) с точки зрения его структуры и функций.

Задание 3. Прочитайте отрывок, приведенный ниже, и ответьте на вопрос: Управление – это наука или искусство? Ответ аргументируйте.

Студенты делятся на группы по 4–5 человек. Каждая микрогруппа должна выработать общее решение. В заключение принимается обще групповое решение.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное.

Люди, как выяснилось, не так просты, как машины. Нельзя вживить счетчик в сознание человека, чтобы он или она объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость.

То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить наличие этих отношений. Следовательно, по нашему мнению, управление хотя бы частично, но является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а, пожалуй, как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что по всей вероятности может случиться, тем самым помогая руководителю принимать решения более целесообразно и избегать ненужных ошибок.

(Источник: Luther Gulick. Management Is a Science. Academy of Management Journal. 1965. Vol. 8, No. 1. Pp. 7–13.)

Задание 4. Покажите на исторических примерах взаимозависимости между уровнем управления и состоянием общества.

Контрольный тест

1) В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления:

a) функция, вид деятельности по руководству людьми;

b) наука, область человеческого знания;

c) процессы планирования, организации, мотивации, контроля;

d) организация работы с персональными данными работников.

2) В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления:

a) определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

b) орган или аппарат управления;

c) функция, вид деятельности по руководству людьми;

d) учет персонала.

3) Каким образом соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?

a) понятие «управление» шире понятия «менеджмент»;

b) понятие «менеджмент» шире понятия «управление»;

c) «менеджмент» и «управление» – понятия-синонимы;

d) «менеджмент» и «управление – понятия-антонимы.

4) Социология управления – это наука:

a) о процессе становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок;

b) о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений, социальных общностей и групп;

c) о закономерностях развития и функционировании человека как особой формы материи;

d) о закономерностях социальных отношений в управленческой деятельности, в интересах принятия оптимальных управленческих решений.

5) Основными функциями социологии управления являются:

a) диагностическая, прогностическая;

b) целеполагающая, практическая;

c) аналитическая, системная, организационная.

6) Наука «Социология управления» возникла:

a) в XVIII веке;

b) в XIX веке;

c) в XX веке.

7) В рамках какого научного направления М. Вебер разработал свою теорию административного управления?

a) гуманистического;

b) классического;

c) системного.

8) Социология управления как отрасль социологии сформировалась:

a)  в 1880–1890-е гг.;

b) в 1930–1940-е гг.;

c) в 1900–1920-е гг.;

d) в 1970–1980-е гг.;

e) в 1950–1960-е гг.

9) Что понимал под управлением М. Вебер?

a) организация трудового процесса;

b) мотивация людей;

c) командование на основе формальных правил.

10) Управление – это:

a) воздействие на управляемую систему;

b) воздействие на принятие решений;

c) воздействие на деятельность;

d) воздействие на экономическую систему.

 

Тема 1.2. Возникновение и развитие социологии управления: зарубежный и отечественный опыт

Задание 1. Заполните таблицу: вклад различных научных направлений в теорию и практику управления

Название школы, годы

Основные

представители

Основные идеи

1.

Школа научного

управления

Тейлор Фредерик,

 

2.

Классическая школа

управления

Анри Файоль …

 

3

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

Задание 2. Дайте сравнительную характеристику двум научным теориям управления (на ваш выбор), выявив их достоинства, недостатки и возможности применения в современных условиях.

Задание 3. Работа в малых группах. Каждая группа – сторонник одной из теорий. Нужно привести как можно больше аргументов в пользу «своей» теории.

Задание 4. Выберите теорию, которая вам близка. Продумайте, как можно воплотить ее принципы на известном вам предприятии (если вы нигде не работаете, то в университете). Результаты доложите на занятии.

Задание 5. Найдите 5–7 публикаций, связанных с проблемами психологии управления, опубликованных за последние несколько лет в различных журналах. Составьте список публикаций, выявить доминирующие управленческие проблемы. Обсуждение результатов анализа публикаций.

Контрольный тест

1) Кто предложил четыре «великих» основных принципа управления?

a) Файоль;

b) Эмерсон;

c) Тейлор.

2) Кто является создателем «всеобщей организационной науки»?

a) Д. М. Гвишиани;

b) А. А. Богданов;

c) М. Вебер.

3) 14 принципов административного управления разработал

a) М. Вебер;

b) П. Друкер;

c) А. Файоль.

4) В теории «человеческих отношений» организация рассматривается как:

a) открытая система;

b) полуоткрытая система;

c) закрытая система.

5) В результате «Хоуторнского эксперимента» Э. Мэйо пришел к выводу о том, что на производительность труда работника в наибольшей мере влияют:

a) групповые «неписаные» правила и нормы;

b) условия труда;

c) физические возможности работника;

d) умственные возможности работника;

e) степень «жесткости» предписаний руководства.

6) Из приведенных ниже потребностей не входят в «иерархию потребностей» по А. Маслоу:

a) физиологические;

b) социальные;

c) потребности в уважении;

d) потребности в самоуважении;

e) экономические.

7) Основоположником школы научной организации труда является:

a) Ф.У. Тейлор;

b) Д. Мак-Грэгор;

c) А. Файоль;

d) М. П. Фоллет;

e) М. Вебер;

f) Т. Парсонс.

8) Кто, по вашему мнению, является основоположником школы социального управления под названием «Школа человеческих отношений»?

a) Ф.У. Тейлор;

b) Д. Мак-Грэгор;

c) А. Файоль;

d) М. П. Фоллет;

e) Т. Парсонс;

f) Э. Мейо.

9) Представителем школы «Теория администрации» является:

a) Д. Мак-Грэгор;

b) А. Файоль;

c) М. Фоллет;

d) М. Вебер;

e) Т. Парсонс.

10) В русле «доктрины человеческих отношений» разработана и концепция человеческих ресурсов, которая получила еще одно название: «теория Х и теория У». Кто является ее основателем?

a) Ф.У. Тейлор;

b) М. П. Фоллет;

c) М. Вебер;

d) Т. Парсонс;

e) Д. Мак-Грегор.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика