Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
15.12.2017, 13:32 | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Введение в социологию и психологию управления Тема 1.1. Управление как общественное явление (2 часа) Задание 1. Прокомментируйте высказывание К. Маркса, который в своем труде «Капитал» писал: «Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей… Отдельный скрипач управляет собой. Оркестр же нуждается в дирижере». Задание 2. Проанализируйте процесс управления на знакомом вам уровне (школа, вуз, предприятие, где вы учились (работали)) с точки зрения его структуры и функций. Задание 3. Прочитайте отрывок, приведенный ниже, и ответьте на вопрос: Управление – это наука или искусство? Ответ аргументируйте. Студенты делятся на группы по 4–5 человек. Каждая микрогруппа должна выработать общее решение. В заключение принимается обще групповое решение. Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты, как машины. Нельзя вживить счетчик в сознание человека, чтобы он или она объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить наличие этих отношений. Следовательно, по нашему мнению, управление хотя бы частично, но является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее, это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований и пользоваться ими только там, где это уместно. Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а, пожалуй, как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что по всей вероятности может случиться, тем самым помогая руководителю принимать решения более целесообразно и избегать ненужных ошибок. (Источник: Luther Gulick. Management Is a Science. Academy of Management Journal. 1965. Vol. 8, No. 1. Pp. 7–13.) Задание 4. Покажите на исторических примерах взаимозависимости между уровнем управления и состоянием общества. Контрольный тест 1) В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления: a) функция, вид деятельности по руководству людьми; b) наука, область человеческого знания; c) процессы планирования, организации, мотивации, контроля; d) организация работы с персональными данными работников. 2) В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления: a) определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению; b) орган или аппарат управления; c) функция, вид деятельности по руководству людьми; d) учет персонала. 3) Каким образом соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»? a) понятие «управление» шире понятия «менеджмент»; b) понятие «менеджмент» шире понятия «управление»; c) «менеджмент» и «управление» – понятия-синонимы; d) «менеджмент» и «управление – понятия-антонимы. 4) Социология управления – это наука: a) о процессе становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок; b) о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений, социальных общностей и групп; c) о закономерностях развития и функционировании человека как особой формы материи; d) о закономерностях социальных отношений в управленческой деятельности, в интересах принятия оптимальных управленческих решений. 5) Основными функциями социологии управления являются: a) диагностическая, прогностическая; b) целеполагающая, практическая; c) аналитическая, системная, организационная. 6) Наука «Социология управления» возникла: a) в XVIII веке; b) в XIX веке; c) в XX веке. 7) В рамках какого научного направления М. Вебер разработал свою теорию административного управления? a) гуманистического; b) классического; c) системного. 8) Социология управления как отрасль социологии сформировалась: a) в 1880–1890-е гг.; b) в 1930–1940-е гг.; c) в 1900–1920-е гг.; d) в 1970–1980-е гг.; e) в 1950–1960-е гг. 9) Что понимал под управлением М. Вебер? a) организация трудового процесса; b) мотивация людей; c) командование на основе формальных правил. 10) Управление – это: a) воздействие на управляемую систему; b) воздействие на принятие решений; c) воздействие на деятельность; d) воздействие на экономическую систему.
Тема 1.2. Возникновение и развитие социологии управления: зарубежный и отечественный опыт Задание 1. Заполните таблицу: вклад различных научных направлений в теорию и практику управления
Задание 2. Дайте сравнительную характеристику двум научным теориям управления (на ваш выбор), выявив их достоинства, недостатки и возможности применения в современных условиях. Задание 3. Работа в малых группах. Каждая группа – сторонник одной из теорий. Нужно привести как можно больше аргументов в пользу «своей» теории. Задание 4. Выберите теорию, которая вам близка. Продумайте, как можно воплотить ее принципы на известном вам предприятии (если вы нигде не работаете, то в университете). Результаты доложите на занятии. Задание 5. Найдите 5–7 публикаций, связанных с проблемами психологии управления, опубликованных за последние несколько лет в различных журналах. Составьте список публикаций, выявить доминирующие управленческие проблемы. Обсуждение результатов анализа публикаций. Контрольный тест 1) Кто предложил четыре «великих» основных принципа управления? a) Файоль; b) Эмерсон; c) Тейлор. 2) Кто является создателем «всеобщей организационной науки»? a) Д. М. Гвишиани; b) А. А. Богданов; c) М. Вебер. 3) 14 принципов административного управления разработал a) М. Вебер; b) П. Друкер; c) А. Файоль. 4) В теории «человеческих отношений» организация рассматривается как: a) открытая система; b) полуоткрытая система; c) закрытая система. 5) В результате «Хоуторнского эксперимента» Э. Мэйо пришел к выводу о том, что на производительность труда работника в наибольшей мере влияют: a) групповые «неписаные» правила и нормы; b) условия труда; c) физические возможности работника; d) умственные возможности работника; e) степень «жесткости» предписаний руководства. 6) Из приведенных ниже потребностей не входят в «иерархию потребностей» по А. Маслоу: a) физиологические; b) социальные; c) потребности в уважении; d) потребности в самоуважении; e) экономические. 7) Основоположником школы научной организации труда является: a) Ф.У. Тейлор; b) Д. Мак-Грэгор; c) А. Файоль; d) М. П. Фоллет; e) М. Вебер; f) Т. Парсонс. 8) Кто, по вашему мнению, является основоположником школы социального управления под названием «Школа человеческих отношений»? a) Ф.У. Тейлор; b) Д. Мак-Грэгор; c) А. Файоль; d) М. П. Фоллет; e) Т. Парсонс; f) Э. Мейо. 9) Представителем школы «Теория администрации» является: a) Д. Мак-Грэгор; b) А. Файоль; c) М. Фоллет; d) М. Вебер; e) Т. Парсонс. 10) В русле «доктрины человеческих отношений» разработана и концепция человеческих ресурсов, которая получила еще одно название: «теория Х и теория У». Кто является ее основателем? a) Ф.У. Тейлор; b) М. П. Фоллет; c) М. Вебер; d) Т. Парсонс; e) Д. Мак-Грегор. | |||||||||||||||||||||||||