Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
11.11.2017, 09:39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа должна состоять из титульного листа, плана, введения, основного содержания, практических заданий, заключения и списка использованной литературы. Титульный лист оформляется на первой странице (без нумерации). В нем вверху указывается наименование учебного заведения, дисциплина, фамилия слушателя–автора работы, а также номер группы, курс. План (оглавление, содержание) контрольной работы должен состоять из 2-4 пунктов и размещается на странице №2. В Тематике предлагаются варианты планов, которые могут быть изменены студентами. Введение начинается с 3–й страницы. В нем обосновывается значимость и актуальность рассматриваемых вопросов. Объем не более 0,5– 1,5 страниц. Основное содержание требует раскрытия вопросов, обозначенных в плане. Каждый раздел (пункт плана) начинается с новой страницы, нумеруется римскими цифрами (I, II, III). Название раздела подчеркивается или пишется жирным шрифтом. Практические задания предполагают собственный краткий ответ студента на задания, приведенные в Тематике. Заключение, как и разделы, начинается с новой страницы. В нем подводятся основные итоги работы, обозначаются основные выводы, к которым пришел автор. Список используемой литературы оформляется в соответствии с установленными требованиями к оформлению контрольных работ по образцу списка использованных источников и литературы. Сноски даются либо построчно внизу листа, либо в конце работы после заключения. Нумерация сносок в нарастающем порядке (1,2,3 и т.д.). Объем контрольной работы – около 0,5 авторского листа, что эквивалентно 12 стандартам машинописным страницам формата А4 (интервал 1,5; кегль 14). Студент выбирает тему, ориентируясь на первую букву своей фамилии. Например, студент Антонов должен выбрать одну из предложенных тем: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41.
Тематика контрольных работ Тема 1. Социология как наука План 1. Возникновение социологии. 2. Объект и предмет социологии, ее структура, функции. Практические задания 1. На уровне здравого смысла мы делим факты на: а) биологические (сон, еда, дыхание); б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение); в) социальные. Приведите 4–5 примеров социальных фактов. 2. Известно, что один и тот же факт, событие или явление можно анализировать с разных точек зрения – психологической, экономической, исторической, социологической. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (муж, жена, 7-летний сын и 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук? Какие проблемы они стали бы изучать? а) психолог…; б) экономист…; в) Социолог… 3. М. Вебер говорил, что социология должна быть «свободна от ценностей». Как Вы понимаете это выражение?
Тема 2. Общество как система План 1. Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях. 2. Культура как базис общества. 3. Основные характеристики общества как системы. Практические задания 1. Люди составляют общество только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее того, что их разъединяет. Людей объединяет… Закончите суждение, перечислите, что создает общество. 2. Расположите в порядке убывания (от самого широкого до самого узкого) понятия: общество, страна, гражданское общество, государство, социальная группа.
Тема 3. Глобализация в современном мире План 1. Интегративные процессы в современном мире. 2. Теории глобализации в социологии. 3. Место России в новом мире. Практические задания 1. В социологии существует несколько подходов к объяснению современных процессов изменений в мире. Так, многие утверждают, что в мире идет сближение, конвергенция цивилизаций и формируется новая единая глобальная цивилизация. С. Хантингтон, напротив, считает, что в действительности имеет место конфликт цивилизаций. Какой подход вы считаете более верным? Аргументируйте свой выбор. 2. Продумайте и напишите, какие плюсы и минусы имеют процессы глобализации для нашей страны. 3. Продумайте и напишите, какие плюсы и минусы имеют процессы глобализации лично для вас.
Тема 4. Постиндустриальное общество План 1. Социология об этапах развития общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества. 2. Особенности постиндустриального общества. Практическое задание 1. Заполните следующую таблицу.
2. На протяжении всей истории смена поколений орудий труда шла медленнее, чем смена поколений людей, использующих их. Только в эпоху НТР впервые темпы смены новых поколений техники и технологии начали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Сегодня в течение активной трудовой жизни (40 лет) одного поколения людей сменяется несколько поколений техники. К каким социальным последствиям это ведет? 3. Традиционное доиндустриальное общество определяет как «игру с природой», индустриальное как «игру с искусственно созданной природой», постиндустриальное как «игру людей друг с другом». Как Вы объясните смысл таких определений?
Тема 5. Социальный институт: понятие, типология, структура и функции. План 1. Образование социальных институтов, их основные типы 2. Основные элементы социальных институтов 3. Функции социальных институтов Практическое задание 1. Заполните следующую таблицу.
Тема 6. Институт образования План 1. Образование и общество. Функции института образования. 2. Проблемы образования в современной России. Практические задания 1. Перечислите факторы, которые влияют на качество высшего образования. 2. Рассмотрите причины образовательного бума в современной России. 3. Перечислите дисфункции образования в современной России
Тема 7. Религия как социальный институт План 1. Социология о сущности религии. 2. Функции института религии. 3. Религия в современном российском обществе. Практические задания 1. Что означает отделение церкви от государства? Является Россия светским или религиозным государством? 2. Выявите причины резкого роста религиозности в современном российском обществе. 3. По вашему мнению, религиозность сегодня – это следование моде или …?
Тема 8. Социальная группа 1. Понятие «социальная общность» и «социальная группа». Главные признаки и причины появления данных социальных образований. 2. Критерии классификации и виды социальных общностей 3. Критерии классификации и виды социальных групп Практические задания 1. Один из видов социальных общностей – толпа. Как влияет включенность в толпу на качества личности? Охарактеризуйте. 2. Охарактеризуйте студенчество как социальную группу.
Тема 9. Бюрократия 1. Бюрократия как особый управленческий слой. 2. Причины роста бюрократии в современном обществе. 3. Положительное и отрицательное влияние бюрократии на современное общество. Практические задания 1. М. Вебер писал о грядущей диктатуре бюрократии. Подтвердился ли его прогноз? Обоснуйте свой ответ, в том числе статистическими материалами. 2. Как Вы понимаете следующее суждение: «Не важно, каковы личные качества промышленника или чиновника, его поведение определяется институциональной структурой» (Р. Миллс). Приведите примеры.
Тема 10. Теории стратификации: основные положения и понятия План 1. Теория стратификации как отрасль социологии. 2. Основные критерии стратификации. Практические задания 1. Охарактеризуйте себя как представителя определенных слоев социальной структуры общества. Подумайте, насколько глубока идентификация вас с тем или иным классом или социальным слоем. 2. Выделите пять важнейших критериев стратификации в современном обществе: а) родственные связи; б) национальность; в) религия; г) пол; д) образование; е) образ жизни; ж) профессия; з) семейное положение; и) доход; к) возраст; л) принадлежность к номенклатуре; м) сословие; н) темперамент; о) здоровье; п) уровень культуры; р) партийная принадлежность; с) ораторские способности; т) расовая принадлежность; у) власть; ф) идейные пристрастия. 3. Какие различия между людьми приводили к глубокому социальному неравенству в традиционном обществе. 4. Профессор Льюис утверждал, что есть особая культура бедности, которая передается в семьях новым поколениями препятствует позитивному изменению положению детей из этих семей. Как по-Вашему, что включает в себя такая культура бедности?
Тема 11. Социальная мобильность: сущность, виды, роль в обществе План 1. Теория социальной мобильности П. Сорокина. 2. Виды социальной мобильности. Социальный лифт. 3. Значение социальной мобильности для личности и общества. Практические задания 1. Определите тип мобильности, дайте полное описание: а) научный работник перешел из одного НИИ в другой на такую же должность; б) человек первоначально работал газоэлектросварщиком, потом стал шофером автобуса. 2. В 1930-е годы в СССР проводили раскулачивание. Каков был тип мобильности раскулаченных? 3. Опишите историю своей семьи с позиций социальной мобильности. Учитывайте изменения места жительства, профессии, социального статуса.
Тема 12. Молодежь как социально-демографическая группа общества План 1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе. 2. Основные ценности современной российской молодежи. Практические задания 1. Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни. 2. Перечислите три-пять основных ценностей современной молодежи 3. Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?
Тема 13. Социальное неравенство и его анализ в социологии План 1. Социология о причинах социального неравенства. 2. Социальное неравенство: благо или зло? 3. Влияние социального неравенства на уровень и характер общественного развития. Практические задания 1. Существуют понятия «относительная и абсолютная бедность». В чем их разница? Ученые доказали, что люди чувствуют себя ущербно с позиций именно относительной, а не абсолютной бедности. Почему? 2. Социальная политика во всех странах направлена на изменение «рельефа бедности», но не на ее устранение. Почему? 3. Когда у делового человека появляются первые большие деньги, он тут же покупает предмет, являющийся признаком респектабельности и достатка с его точки зрения. Что служит признаком богатства и респектабельности? Назовите 3-4 предмета, которые покупает деловой человек в России, когда у него заводятся крупные деньги.
Тема 14. Социальная структура современного российского общества План 1. Характерные черты социальной стратификации современного российского общества. 2. Формирование новых социальных групп, связанных с рыночной экономикой: предпринимателей и очень богатых людей (долларовых миллионеров). 3. Средний класс в современной России. 4. Бедные и малообеспеченные в современной России Практические задания 1. Считается, что богатые выполняют в обществе позитивные, прогрессивные функции – их деньги работают в экономике страны, их потребление подталкивает развитие экономики страны, их стандарты жизни выступают образцом для менее обеспеченных. Относится ли это к богатым в России? 2. Обобщенный показатель уровня жизни – средняя продолжительность жизни населения. Почему именно она выбрана социологами в качестве интегрального измерителя? О чем свидетельствует резкое снижение продолжительности жизни в России? 3. Массовую бедность часто называют «миной замедленного действия» для страны. Как Вы думаете почему, в чем ее опасность? 4. Профессор Льюис утверждал, что есть особая культура бедности, которая передается в семьях новым поколениями препятствует позитивному изменению положению детей из этих семей. Как по-Вашему, что включает в себя такая культура бедности?
Тема 15. Маргинальность как социальное явление План 1. Маргинальность: сущность и характерные черты. 2. Причины появления и роста маргинальных слоев в обществе. Социально-экономические и политические последствия маргинализации общества. 3. Особенности маргинальности в современном российском обществе. Практические задания 1. Существуют понятия «относительная и абсолютная бедность». В чем их разница? Ученые доказали, что люди чувствуют себя ущербно с позиций именно относительной, а не абсолютной бедности. Почему? 2. Историк Михаил Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним? 3. Придумайте и сформулируйте связь понятий «аномия» и «маргинальность»
Тема 17. «Средний класс» и его роль в социальной структуре современного общества План 1. «Средний класс» как социальное явление. Критерии принадлежности к среднему классу. 2. Роль и значение «среднего класса» в экономически развитых странах. 3. Становление среднего класса в современной России. Практические задания 1. Опишите типичного представителя (представителей) «среднего класса» развитых западных стран. Используйте основные критерии стратификации. 2. Опишите типичного представителя современного российского «среднего класса», используя основные критерии стратификации. 3. Можете ли Вы отнести себя и свою семью к среднему классу? Обоснуйте свой ответ.
Тема 18. Проблема личности в социологии План 1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности. 2. Типология личности в социологии Практические задания 1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ. 2. Личность – продукт биографии. Правильно ли это? 3. Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый. 4. Прокомментируйте фразу известного современного психолога Л.С. Выготского: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает историческое в человеке»
Тема 19. Социализация личности План 1. Социализация личности: сущность, агенты социализации. 2. Основные этапы социализации и их особенности. 3. Роль культуры в социализации личности. Практические задания 1. Необходимость социализации обусловлена: а) биологической конституцией человека; б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок; в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе. Исключите неправильное суждение. 2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе: а) введение индивида в мир культуры данного общества; б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе; в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей; г) создание норм социальной стабильности и порядка. 3. Выберите из перечисленных ниже положений то, которое является самым полным определением социализации: а) процесс воспитания ребенка; б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности; в) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества; г) вхождение индивида в социальный мир.
Тема 20. Особенности социализации молодежи в современной России План 1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе. 2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи. 3. Основные проблемы молодежи в современной России. Практические задания 1. Выполните практическое задание на тему «Особенности социализации поколения родителей и поколения современной молодежи (студентов)». При необходимости обратитесь за консультацией к старшим.
Тема 21. Роль СМИ в социализации личности в современном обществе План 1. Сущность процесса социализации. Агенты социализации. 2. Значение СМИ в современной жизни. 3. Влияние телевидения и интернета на социализацию в современном обществе Практические задания 1. Нарисуйте словесный портрет «героя нашего времени», основываясь на телерекламе (можно в стихотворной форме). 2. Некоторые студенты говорят: «Я телевизор не смотрю, радио не слушаю, газет не читаю, поэтому на мою социализацию СМИ влияния не оказывает». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте ваш вывод. 3. Выделите плюсы и минусы влияния Интернета на Вашу личность.
Тема 22. Личность и ее социальные роли План 1. Сущность теории социальных ролей. 2. Социальная роль: понятие и виды. Ролевой набор личности как результат социализации. 3. Ролевые конфликты и способы их разрешения. Практические задания 1. Перечислите ваши врожденные и приобретенные социальные роли (не менее 10). 2. Охарактеризуйте содержание одной социальной роли (по выбору). Какие права и обязанности закреплены за данной социальной ролью в социальных ожиданиях окружающих людей? 3. Приведите примеры ролевых конфликтов из жизни, кино, литературы. 4. Опишите социальное ожидание, соответствующее Вашей социальной роли студента
Тема 23. Гендерные роли и их особенности в современных условиях План 1. Изучение гендерных проблем в современной социологии. 2. Зависимость содержания гендерных ролей от культуры. 3. Направления изменений гендерных ролей мужчин и женщин в современном обществе. Практические задания 1. Опишите содержание гендерных ролей мужчин и женщин в традиционном обществе. 2. Проанализируйте различия в правах и обязанностях мужчин и женщин в современном обществе. 3. Существует ли на ваш взгляд дискриминация женщин в современном российском обществе? Если да, то в чем она проявляется?
Тема 24. Мода как социальный феномен План 1. Время появления и социально-экономические причины появления моды как массового феномена 2. Социальная сущность моды. Ее роль в социализации, социальном контроле и выражении социальной стратификации. Практические задания 1. Мода – выражение свободы личности или проявление диктата общества? Можно ли игнорировать моду и быть вне моды? 2. Несомненно, одежда людей различается в зависимости от принадлежности к различным социальным группам. Иначе говоря, их одежда социально дифференцирована. Назовите те виды дифференциации, которые сильнее подчиняются моде, а также те, которые оказываются устойчивее и меньше подчиняются моде. Обоснуйте почему.
Тема 25. Социальный контроль План 1. Сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции). 2. Субъекты и виды социального контроля. 3. Функции социального контроля. Практические задания 1. Определите тип санкций: медаль, комплимент, судебный приговор, штраф, приглашение на юбилей, отказ пожать руку, почетная грамота, увольнение, повышение в должности, нобелевская премия, судебное оправдание, письмо в газету в защиту чего-либо, офицерское звание, избрание в парламент, квартальная премия, бойкот, звание чемпиона мира, аттестат зрелости, поздравительная открытка. Типы санкций: формальная позитивная (Ф «+»), формальная негативная (Ф «–»), неформальная позитивная (Н «+»), неформальная негативная (Н «–»). 2. На какие профессии возложены функции социального контроля? Отметьте три правильных варианта: а) государственного чиновника; б) строителя; в) продавца; г) школьного учителя; д) программиста; е) судьи. Есть ли еще профессии, связанные с выполнением социального контроля? Может ли один человек быть одновременно объектом социального контроля (его контролируют) и субъектом социального контроля (он контролирует)? 3. Продумайте и дайте обоснование связи понятий «социальная роль» и «социальный контроль», «социальные нормы» и «санкции»
Тема 26. Социальные отклонения и их типология План 1. Понятие «девиантность». Критерии девиантности и их изменения. 2. Классификация девиантного поведения в социологии. 3. Социологические теории девиантного поведения. Практические задания 1. Найдите различие между: девиацией и извращением; девиантностью и делинквентностью. 2. Существует понятие производственный брак – испорченная деталь. По аналогии создано и используется понятие «социальный брак» (люди – девианты). Кто, что является «фабриками социального брака»? Можно ли по количеству такого брака судить о степени цивилизованности страны? 3. Приведите примеры того, что в прошлом оценивалось как девиантность, а в настоящее время считается нормой, и наоборот. 4. Критерии девиантности являются универсальными и неизменными или они относительны? Если нет, то от чего зависит их изменения?
Тема 27. Проституция как вид девиантного поведения План 1. Понятие «негативная девиация». 2. Проституция как вид девиантного поведения. 3. Особенности проституции в современном российском обществе. Практические задания 1. Существует ли, по вашему мнению, разница между понятиями «сексуальная свобода», «сексуальная распущенность», «проституция»? 2. Проанализируйте опасности проституции для общества и личности (как женщин, так и мужчин). 3. В социологии выделяют такие виды девиаций, как «позитивные», «негативные» и «социально одобряемые», «социально осуждаемые». Это одно и то же?
Тема 28. Наркомания как вид девиантного поведения План 1. Понятие «негативная девиация». 2. Наркомания как вид девиантного поведения. 3. Особенности наркомании в современном российском обществе. Практические задания 1. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но сохраняется как личность. А ребенок, который начал «колоться» в 13 лет, к 23 годам как личность абсолютно деградирует. Почему? Объясните с помощью теории социализации. 2. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализации». Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания наркомании.
Тема 29. Агрессивность и преступность в молодежной среде План 1. Понятия «негативная девиация» и «делинквенция». 2. Преступность как вид девиантного поведения. 3. Особенности молодежной преступности в современном российском обществе. Практические задания 1. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализациии». Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания преступности. 2. В начале XX века в США заключенных содержали отдельно друг от друга и разрешали общаться только с библией. Объясните это с точки зрения теорий социализации и девиантности. 3. Какие из перечисленных ниже причин, на Ваш взгляд, влияют на рост преступности в России? Причины: а) аномия; б) усиление остроты социальных конфликтов в) слабость институтов социального контроля г) либерализация экономики; д) маргинализация общества; е) традиции общества; ж) кризис системы социализации
Тема 30. Суициды как девиантное поведение План 1. Понятия «девиация» и «негативная девиация». 2. Суициды как негативная девиация современного общества: распространенность, виды, массовость и причины. Практические задания 1. Во всех ли культурах суициды рассматриваются как негативная девиация. Обоснуйте свой ответ, приведите примеры. 2. Суицид – проявление силы или слабости личности 3. Назовите не менее 5 стран, с наиболее высоким уровнем суицидов, приведите статистические данные об уровне суицидов в данных странах. Какое место занимает Россия по числу суицидов.
Тема 31. Гениальность как девиация План 1. Понятие «девиация», «негативная девиация». Гениальность как позитивная девиация. 2. Теории гениальности в обществознании, в том числе в социологии. Практические задания 1. Существуют понятия «талантливость» и «гениальность». В чем отличия между ними. 2. К представителям каких профессий, перечисленных далее, можно применить понятие «гениальность», а к каким – нет: композитор, пианист-исполнитель, ученый, повар, инженер-конструктор. Обоснуйте свой выбор по каждой профессии. 3. Подумайте, было бы возможно прогрессивное развитие общества, если бы не было тех, кому свойственна девиантность? Проиллюстрируйте ответ примерами.
Тема 32. Семья как объект социологии План 1. Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи. 2. Функции семьи. Практические задания 1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями. Используйте не буквенно-числовые обозначения, а указывайте термины и их определения. Понятия: 1) семья; 2) полигамия; 3) эгалитарная семья; 4) брак; 5) матриархатная семья; 6) экзогамный брак; 7) патриархатная семья; 8) моногамия; 9) эндогамный брак; 10) нуклеарная семья; 11) полиандрия; 12) полигиния. Определения: в) супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого; г) брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты, одной веры и т.п.; д) брак между одной женщиной и несколькими мужчинами; е) общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей; ж) супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной; з) совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами; и) брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; к) семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать; л) семья, состоящая из родителей и их детей; м) семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно; н) семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец; о) брак, в котором выбор партнеров осуществляется без вмешательства общества. 2. Антрополог Дж. Мэрток, собрав и проанализировав значительное количество этнографических и исторических данных, пришел к выводу, что из 250 примитивных обществ только в 43 существовала …, в 193 – преобладала …, и лишь в двух - …. Как Вы думаете, какая форма брака оказалась преобладающей, а какая наименее распространенной согласно исследованиям Дж. Мэртока?
Тема 33. Семья в современном обществе План 1. Семья в традиционном обществе и причины ее трансформации в современном обществе. 2. Тенденции развития современной семьи. Кризис семьи. Практические задания 1. Как сказываются изменения гендерных ролей в современных условиях на стабильности семьи?ё 2. Проанализируйте изменения функций семьи в современном обществе по сравнению с традиционным. Покажите эти изменения по каждой функции.
Тема 34. Сексуальная революция как социальное явление План 1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления. 2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции. 3. Сексуальная революция и культура. Практические задания 1. К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция? 2. Проанализируйте влияние сексуальной революции на рекламу. Приведите конкретные примеры.
Тема 35. Демографический кризис в современной России и его влияние на общество План 1. Рождаемость и смертность в современной России – демографический кризис. 2. Негативные последствия сокращения численности населения для экономической, политической, социальной сфер жизни общества. 3. Демографическая политика в современном российском обществе. Практические здания 1. Почему современные семьи предпочитают иметь меньше детей, чем раньше? Проанализируйте весь спектр причин. 2. Как влияет изменение гендерных ролей на демографическую ситуацию в современном мире? 3. Проанализируйте влияние демографических показателей в стране на ее положение в мире.
Тема 36. Стабильность семьи. Разводы в прошлом и настоящем План 1. Социология сущности семьи. 2. Разводы в традиционном и современном обществе: количество и причины. 3. Развод: плюсы и минусы для семьи и общества. Практические задания 1. Юридический брак все чаще заменяется гражданским. Проанализируйте плюсы и минусы гражданских браков. 2. Существуют ли неравенства в современной семье? Если да, то каковы их проявления и причины? 3. Известно, что инициаторами развода в современном обществе чаще выступают женщины. Как вы думаете, почему?
Тема 37. Конкретные социологические исследования: их виды и этапы. План 1. Понятие «конкретное социологическое исследование» 2. Классификация социологических исследований по масштабам, целям, частоте проведения. 3. Этапы социологического исследования. Практические задания 1. Ниже перечислены процедуры основных этапов социологического исследования. Расставьте их по порядку в соответствии с логикой выполнения работ. - сбор социологической информации - разработка инструментария - построение выборки - составление программы исследования - анализ материалов исследования, его обобщения - предварительное знакомство с объектом исследования - разработка проекта совершенствования объекта - обработка социологической информации - оформление отчета
Тема 38. Программа социологического исследования. План 1. Понятие «программа социологического исследование» и ее значение в проведении социологического исследования. 2. Характеристика основных разделов программы социологического исследования Практические задания 1. Ниже перечислены основные шаги разработки программы социологического исследования. Расставьте их по порядку в соответствии с логикой выполнения работ. - разработка стратегического плана исследования - обоснование выборки исследования - уточнение и интерпретация основных понятий - определение методов сбора и анализа полученных данных - предварительный анализ объекта - формулировка целей и задач исследования - описание проблемной ситуации - формулировка проблемы - определение объекта и предмета исследования - формулировка гипотез 2. Сформулируйте 5-8 задач к теме «Мотивы получения высшего профессионального образования»
Тема 39. Опросные методы в социологии и их основные виды. План 1. Опросные методы в социологии, их возможности, достоинства и ограниченность. 2. Характеристика основных видов опросных методов в социологии. 3. Социологические вопросы: из основные виды и требования к ним. Практические задания 1. 5 августа 1918 г. Уральский ревком принял постановление, обязывающее районные и волостные комитеты ответить на вопросы специально разработанной анкеты. Заполнение анкет проводилось на общих собраниях советов рабочих и крестьянских депутатов. Анкета заверялась подписями председателя и секретаря совета и печатью. К анкете прилагался протокол общего собрания. Можно ли считать такое исследование социологическим. Какие методическое правила здесь нарушены? 2. Сформулируйте 10-12 вопросов в анкету на тему «Удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе», предварительно сформулируйте задачи исследования к данной теме.
Тема 40. Социологическое наблюдение. План 1. Сущность, специфика социологического наблюдения, возможности наблюдения как социологического метода. 2. Основные требования к наблюдению 3. Основные виды наблюдения в социологии. Практические задания 1. Сформулируйте не менее 4-5 единиц наблюдения по теме «Социально-психологический климат в трудовом коллективе», разработайте бланк наблюдения.
Тема 41. Анализ документов в социологических исследованиях. План 1. Понятие «документ» в социологическом исследовании. Виды социологических документов. 2. Основные требования к работе с документами в социологии. Практические задания 1. Какие документы можно использовать для изучения темы «Адаптация выпускников ВУЗа в трудовом коллективе». Назовите не менее 2-3 документов.
Тема 42. Фокус-группа как социологический метод. План 1. История возникновения, сущность метода «фокус-группа» и его когнитивные возможности 2. Особенности подбора респондентов для исследования данным методом 3. Организация проведения фокус-групп. Практические задания 1. Сформулируйте план проведения фокус-группы по теме «Потребности молодой семьи в государственной поддержке» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||