СИБИТ, социология (зачетная работа)
Узнать стоимость этой работы
23.10.2014, 10:01

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Текущий контроль  по дисциплине «Социология» семестре включает:

I. Выполнение письменного задания (реферата);

II. Интерактивную деятельность (решение кейса).

III. Итоговый контроль. 

I. Выполнение письменного задания (реферата).

После каждого семестра изучения дисциплины «Социология» студенты выполняют письменное задание − реферат.

Реферат должен быть оформлен следующим образом:

− титульный лист с названием темы, фамилией и инициалами автора, указанием номера группы и курса;

− оглавление (план) с указанием глав и разделов, а также с нумерацией страниц;

− цитирования в тексте должны быть подтверждены сносками в списке литературы, который содержит не менее десяти наименований;

− приложения, диаграммы, рисунки, схемы, список литературы помещаются в конце реферата;

− текст  в компьютерном наборе должен быть выполнен на странице формата А4, 14 кеглем, через полтора интервала объемом в 12-16 страниц.

Содержание реферата должно включать:

· введение с четко сформулированной целью работы и ее обоснованием; введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны; объем введения обычно составляют от одной до двух страниц текста (10 % от общего объема работы); исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом;

· основное содержание, разделенное на главы, расположенные и поименованные согласно плану; в них аргументировано и логично раскрывается избранная тема в соответствии с поставленной целью;

· заключение, в котором отражаются теоретическое значение данной проблемы, основные выводы;

· список использованных источников и литературы, электронных ресурсов (не менее десяти наименований с обязательным использованием статей из периодических изданий).

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грам­матических оборотов. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять принятыми текстовыми сокраще­ниями, смысл которых ясен из контекста.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и, прежде всего, подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с ука­занием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или со­ответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указани­ем года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату.

Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице:

Первая буква

фамилии студента

№ темы  реферата

(одна тема)

А

1       

Б

2       

В

3       

Г

4       

Д

5       

Е, Ё

6       

Ж

7       

З

8       

И

9       

К

10   

Л

11   

М

12   

Н

13   

О

14   

П

15   

Р

16   

С

17   

Т

18   

У

19   

Ф

20   

Х

21   

Ц

22   

Ч

23   

Ш

24   

Щ

25   

Э

26   

Ю

27   

Я

28   

Темы рефератов:

1. Объект и предмет социологической науки.

2. Основные социологические теории.

3. Социология и идеология.

4. Задачи социологии в современной России.

5. Позитивная социология О. Конта.

6. Влияние естествознания на социологию Г. Спенсера.

7. Основные проблемы марксистской социологии.

8. Э. Дюркгейм о социальных фактах и социологическом методе.

9. Концепция рациональности М. Вебера.

10. Социальные учения русского анархизма.

11. Судьба и творчество П. А. Сорокина.

12. «Чикагская школа» и ее вклад в развитие социологии.

13. Т. Парсонс: теория социального действия.

14. Психологическое направление в социологии: 3. Фрейд, Э. Фромм.

15. Социология «Франкфуртской школы» (Г. Маркузе, Т. Адорно).

16. Целостная теория общества Ю. Хабермаса.

17. Место социологических исследований в социальном анализе.

18. «Философия кризиса» (О. Шпенглер, И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев).

19. Массовая культура.

20. Проблема социального равенства.

21. Социальная мобильность: виды и причины.

22. Стратификационная система современного российского общества.

23. Назовите основные виды этнических общностей.

24. Потребность в здоровье в системе ценностей человека.

25. Эволюция христианской религии в работах Т.Парсонса.

26. Права человека, социальная справедливость и равенство.

27. Этапы изучения массовой коммуникации.

28. Современные глобальные проблемы человечества.

 

II. Интерактивная деятельность (решение кейса)

Кейс содержит несколько ситуаций, требующих решения на основе использования знаний категорий социологии.

При решении каждой ситуации кейса обучающиеся должны:

1) проанализировать предложенную ситуацию, выделить важные социологические детали, влияющие на её решение, и дать им оценку;

2) используя соответствующее социальное понятие и определение, выделить основы, направленные на решение ситуации;

3) сформулировать и предложить  возможные решения ситуации, выбрать лучшее из них.

Письменное решение каждой ситуации кейса должно состоять из следующих частей:

1) описательной, в которой необходимо выделить социально значимые детали, влияющие на решение ситуации, и дать им оценку;

2) мотивировочной, в которой следует сослаться на знания социологии, позволяющую(ие) решить задачу,

3) резолютивной, в которой обосновывается применение знаний и  формулируется решение ситуации.

Первая буква

фамилии студента

№ кейса

А

1

Б

2

В

1

Г

2

Д

1

Е, Ё

2

Ж

1

З

2

И

1

К

2

Л

1

М

2

Н

1

О

2

П

1

Р

2

С

1

Т

2

У

1

Ф

2

Х

1

Ц

2

Ч

1

Ш

2

Щ

1

Э

2

Ю

1

Я

2

Кейс

Ситуация № 1

На предприятии многие специалисты курят. Для того чтобы сделать «перекур» требуется пройти через всё здание в специально отвёдённое место во дворе строения. Этот переход занимает от 6 до 8 минут. Ко всему средний процесс курения составлял около 7 минут. Для того чтобы вернуться на своё рабочее место требуется ещё от 6 до 8 минут. Для того, чтобы решить проблему курения на предприятии специалисту Петру Смирнову руководитель организации  дал задание провести социологическое исследование по теме- «Повысить производительность труда», что необходимо сделать для того, чтобы снизить количество времени для процедуры курения (запретить курение нельзя) и увеличить количество времени нахождения специалиста на рабочем месте.

Принимая за основу материалы лекции «Методология социологического исследования», ситуация решается на основании видов и типов социологического исследования (опрос, анкетирование, наблюдение и прочее). Составьте план проведения исследования, приведите примеры одного из видов методов исследования с целями, вопросами и выводами по исследовательской деятельности.

Ситуация № 2

Семья Лановых состоит из 4-х человек, отец-Артём Ланов, мать-Наталья Ланова, сын- Никита, 10 лет, дочь- Настя 7 лет. Настя в этом году пойдёт в первый класс общеобразовательной школы. Для того чтобы быстрее и практичнее адаптироваться к обществу школьников родители брали Настю с собой в школу, когда забирали из учебного заведения сына. Они считали, что период нахождения ребёнка в стенах школы помогут привыкнуть ребенку к окружающей среде, не бояться новых впечатлений.

Принимая за основу тему лекции «Социальные институты» проанализируйте возникшую ситуацию, определите функции социальных институтов, возможность скорейшей социализации дочери к новым условиям.  Предложите свои условия или дайте предположения других способов социализации дочери (изменение ценностей, функции семьи и прочее).

Ситуация № 3

Специалист Сергей Ливанов закончив ВУЗ поступил на должность инженера в крупный промышленный комплекс. В институте Ливанов учился только на хорошо и отлично, думая, что  по окончании института ему будет легче устроиться на работу с положительными оценками в дипломе и легче двигаться по карьере. По окончании года работы для молодых инженеров проводилась аттестация (система экзаменов), по итогам которой лучший занимал выше стоящую должность (ведущего инженера). Ливанов аттестацию не прошёл, его ставили в той же должности. С обидой инженер попросил перевести его в другую промышленную группу, в надежде там продвинуться на более высокую должность. Но ему предложили только равноценную и не специальности (специалистом в отдел реализации продвижения готовой продукции).

Рассмотрите принципы должностного движения Сергея, опишите принципы и виды мобильности, опираясь на материалы лекции «Социальная стратификация и социальная мобильность».

Кейс 2

Ситуация № 4

Игорь Петров во время обучения в университете женился на Гунаре Самитовой. Родители Гульнары были против этого брака. Они считали, что их дочь должна быть женой только мужчины той же культуры и вероисповедания. Через несколько месяцев их брак распался.

Ситуация рассматривается на основе материалов «Социально-этническая структура общества».

Как должен был решиться вопрос о сохранении брака, какие базовые моменты и отношения можно применить для счастливой семейной жизни.

Ситуация № 5

По решению администрации района вблизи города Светогорск отведено место для захоронения ядовитых бытовых отходов. Администрация района об этом не объявляла, но при отведении земельного участка получил большую сумму, которую планировала потратить на строительство новой школы и открытого спортивного комплекса для населения. Из сообщений газет и сюжетов по телевидению горожане узнали о том, что отходы опасные и через несколько лет могут оказать отрицательное воздействие на экологическую среду города (испарение ядовитых веществ попадают в воздух, по средствам осадков загрязняется вода и так далее).

Опишите ситуацию, как эта история может повлиять на общественные социальные отношения. Ведь, школа и спортивный комплекс необходимы району. Возможны ли конфликтные ситуации, как, по-вашему, можно было решить ситуацию (революции, пикеты, мирные демонстрации, другие формы и виды протеста).

 

III. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Итоговый контроль по дисциплине «Социология» проводится:

– в форме зачета в виде письменного тестирования;

– в форме экзамена в виде письменного тестирования.

ТЕСТ

по дисциплине «Социология»

№ п/п

Содержание вопроса

Варианты ответа

1

1.Имеются следующие типы политических систем

 

а) тоталитарная, демократическая;

б) тоталитарная, олигархическая;

в) демократическая, монархическая;

г) монархическая, авторитарная.

2

Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная.

3

Разделение общества на различные социальные группы — это

а) социальная стратификация;

б) социальная мобильность;

в) социальная интеграция;

г) социальная дискриминация

4

К социальным группам, выделяемым по поселенческому признаку, относится (-ятся)

а) народность;

б) нация;

в) горожане;

г) класс.

5

К отличительным признакам правового государства относится

 

а) взаимная ответственность государства и личности;

б) наличие правительства, министерств и ведомств;

в) установление правовых норм, обязательных для всех граждан;

г) господство одной обязательной для всех идеологии.

 

6

Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке

а) вызывающим;

б) деструктивным;

в) отклоняющимся;

г) нестандартны.

 

7

Политическую дифференциацию общества характеризует

а) различие доходов населения:

б) различие уровня жизни населения;

в) деление общества на управляющих и управляемых;

г) выделение в обществе различных групп по роду их деятельности.

 

8

Гражданское общество отличается от других типов общества

а) правовой защищенностью граждан;

б) более высоким уровнем цивилизованности;

в) самостоятельностью и независимостью от государства;

г) высоким уровнем правосознания граждан.

9

Социальный статус — это

а) поведение, ожидаемое от индивида;

б) положение человека в обществе;

в) форма поощрения индивидов;

г)  форма осуществления социофункций.

 

10

Принцип легитимности означает:

а) юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, которые принимает власть и добровольность их выполнения населением;

б) отсутствие острых социальных конфликтов в обществе;

в) ограничение деятельности всех органов государственной власти рамкам закона;

г) признание властью приоритета прав и свобод личности над законами государства.

 

11

Верны ли следующие суждения?

А. Социальные процессы не связаны между собой, это разделение делает возможным развитие социальных групп;

Б. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий называется социальным процессом.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г)  оба суждения неверны.

 

12

Верны ли следующие суждения?

А. Социальная дифференциация — это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Б. Социальная дифференциация — это переход с одной ступе ни социальной лестницы на другую.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

 

13

Следующими признаками обладает (вписать ответ)________

а) демонстрирует неизменное сосуществование социальных явлений;

б) отражает тенденции социального развития;

в) устанавливает зависимость между социальными явлениями.

14

Принцип плюрализма предполагает:

а) взаимодействие различных социальных групп, социальных институтов, а также отдельных личностей по поводу устройства и управления обществом;

б) разнообразие действий организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп, направленных на реализацию политических целей;

в) многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества, которые в процессе взаимодействия конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка;

г) целенаправленное участие больших масс людей, социальных групп и социальных институтов в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

15

Что такое плутократия?

а) власть жуликов, плутов;

б) народовластие;

в) власть военного сословия;

г) власть богачей.

16

Тоталитаризм - это

а) абсолютная монархия;

б) режим личной власти;

в) полный контроль над всеми сферами жизни общества;

г) одна из форм авторитарных буржуазных государств периода империализма.

17

Носителей политико-управленческих качеств и функций называют

а) политическая партия;

б) политическая фракция;

в) политическая элита;

г) политический менеджмент.

18

Обществом в широком смысле слова называют-

а) совокупность форм объединения людей;

б) весь окружающий мир;

в) группы, в которых происходит общение;

г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

19

Средства массовой информации относятся к такому компоненту политической системы, как

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) культурный;

г) институциональный.

20

Культура социальной группы, которая проявляет себя в особых чертах поведения и сознания людей, называется

а) обычаем;

б) субкультурой;

в) цивилизацией;

г) традицией.

 

21

Что из перечисленного ниже характеризует восходящую вертикальную социальную мобильность

а) назначение ведущего инженера директором фирмы;

б) назначение инженера одной фирмы инженером другой;

в) разжалование офицера в рядовые;

г) переезд из одного поселка городского типа в другой.

 

22

Связь всех сфер жизни общества

а) обеспечивается идеологической работой;

б) вытекает из целостности общества как системы;

в) устанавливается законодательным путем;

г) достигается политической борьбой.

 

23

Принцип разделения властей предполагает

а) разделение власти между центром и регионами в государстве;

б) строгое разграничение полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

в) взаимный контроль и уравновешивание трех ветвей государственной власти;

г) независимость судебной ветви власти по отношению к законодательной и исполнительной.

 

24

Конституционный принцип федерализма представляет собой

а) процесс децентрализации государственной власти в унитарном государстве;

б) режим функционирования демократически устроенных федеративных политических систем;

в) разделение государственной власти по горизонтали (между органами законодательной, исполнительной и судебной власти) с целью исключения монополизации и злоупотребления ею;

г) разделения государственной власти по вертикали (между центральными и региональными органами власти в федеральном государстве) с той же целью, что и разделение власти по горизонтали.

 

25

Следующими характеристиками обладает (вписать ответ)_­­­­­_____

а) независимость государства от других государств;

б) государство организует общественную жизнь на основе права;

в) верховенство государства во внутренней политике

 

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика