Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
19.10.2018, 15:58 | |||||||||||||||||||||||||||||
Каждый обучающийся выбирает один вариант в соответствии с последним номером зачетной книжки (номер 9 соответствует 1 варианту, 0 – 8 варианту) как показано в таблице:
Структура контрольной работы проста: титульный лист с указанием варианта и темы, основное содержание, включающее 2 раздела, соответствующие двум видам заданий, и список использованной литературы. Рекомендуемый объем – 12-22 страниц.
Контрольная работа № 1. Социология как наука. Проблемы формирования личности а) Определите следующие понятия темы: Социология, социальное, объект социологии, предмет социологии, теоретическая социология, макросоциология, микросоциология, прикладная социология, академическая социология, эмпирическая социология, отраслевая социология, позитивизм в социологии, органицизм, психологизм, индивид, личность, социальный статус, достигаемый статус, приписанный статус, социальная роль, ролевой конфликт, ролевое напряжение, социализация, первичная социализация, вторичная социализация, агенты социализации, ресоциализация. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии. 2. Сравните представления о предмете социологии и ее месте в системе наук признанных ее классиков – М. Вебера и Э. Дюркгейма. 3. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся к микросоциологии: ‒ межличностные отношения в малых группах; ‒ этапы развития общества как целого; ‒ мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи; ‒ классовая структура общества; ‒ характер взаимосвязи политики и экономики; ‒ процесс становления личности. 4. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности. 5. В XIX в. О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики и биологии. Обоснуйте его позицию. А на какое место поставили бы Вы современную социологию? 6. Какие функции социологии являются наиболее важными в условиях трансформации российского общества? 7. Каков потенциал социологической науки в изучении современного общества? 8. В чем, на Ваш взгляд, различие между понятиями «человек», «индивид», «личность»? 9. Какой из агентов социализации оказал на Вас наибольшее влияние? 10. Перечислите социальные статусы, которые Вы имеете в настоящее время. 11. Как Вы понимаете следующие выражения: Н.Г. Чернышевского «Развивать человека в человеке»; Ф.М. Достоевского «Найти в человеке человека». Обоснуйте свой ответ. 12. Весь мир – театр, В нём женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. У. Шекспир. Действительно, каждый играет роль, причём много социальных ролей. Подумайте, какие социальные роли играете Вы в жизненном театре? Подумайте, какие роли Вы сыграли в течение сегодняшнего дня? 13. Охарактеризуйте социальную роль, которую Вы выполняете в соответствии со статусом, который Вы считаете для себя основным (главным) в настоящее время. 14. Опишите реальную или гипотетическую жизненную ситуацию, которую можно было определить как ролевой конфликт. 15. Покажите элементы ресоциализации, которые, как Вы считаете, существовали на протяжении Вашей жизни. 16. Дайте аргументированный ответ. «Социализация – это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой». Так считают некоторые социологи. По вашему мнению, какие факторы социализации, генетические (наследственность) или социальные (влияние среды и воспитания), являются преобладающими?
Контрольная работа № 2. Социальное действие и взаимодействие. Девиация и социальный контроль а) Определите следующие понятия: Социальное действие, мотив, потребность, традиционное действие, аффективное действие, целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, социальное взаимодействие, первичное взаимодействие, вторичное взаимодействие, социальные отношения, социальный контроль, социальная норма, конформизм, девиантное поведение, аномия, стигматизация. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Приведите примеры конкретных действий, которые бы подходили под такие типы действия, выделенные М. Вебером, как традиционное, аффективное, целерациональное, ценностно- рациональное. 2. Какой тип социального действия М. Вебера доминирует в современную эпоху? 3. Выделите доминирующий вид деятельности на нынешнем этапе Вашей жизни и покажите, чем эта доминанта обусловлена (семейная, производственная, образовательная, досуговая, религиозная, политическая деятельность). 4. Назовите систему мотивации Вашей образовательной деятельности и выделите для нее доминирующий мотив. 5. Назовите главные социальные ценности, которыми Вы руководствуетесь в процессе общения с друзьями. 6. Перечислите основные теории, объясняющие природу девиантного поведения. 7. Как Вы можете охарактеризовать понятие «аномия»? Для каких периодов истории нашей страны был характерен наиболее высокий уровень аномии? 8. Возможно ли явление положительной девиации? Приведите пример. 9. Назовите виды девиантного поведения, характерные для Вашего окружения, к которым Вы нетерпимы. 10. Приведите те примеры девиантного поведения относительно исторической эпохи и культуры общества (модели поведения, которые в одном обществе являются девиантными, а в другом нормой). 11. Г. Беккер ввел понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида социализации, и выделил этапы такой карьеры: 1) случайное нарушение норм; 2) последующие нарушения, мотивированные выгодой или удовольствием; 3) арест и закрепление роли девианта навсегда; 4) постоянная реализация закрепленной и усвоенной роли девианта. Категория «девиантная карьера» хорошо подходит для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений. На конкретном примере из практики разберите этапы формирования «карьеры девианта». 12. Очень сложно и неоднозначно в обществе отношение к смертной казни. Конечно, это самая сильная социальная санкция. Многие верят, что она эффективно останавливает потенциальных убийц. Существует много мнений по этому вопросу. Считается, что тот, кто отнял жизнь у другого человека, должен поплатиться тем же самым. Имеется и другая точка зрения: общество не имеет морального права предавать своих граждан смертной казни за любое преступление хотя бы потому, что нередко случаются судебные ошибки и в убийстве обвиняются невиновные люди. Вторая точка зрения является господствующей среди российских законодателей. Какова Ваша точка зрения по этому вопросу? Существует ли, по Вашему мнению, необходимость в ужесточении законодательства РФ отношении смертной казни? 13. Большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Однако социогенетики придерживаются противоположного мнения. Какова Ваша точка зрения? Какие факторы социализации являются наиболее значимыми при формировании девиантной личности? 14. По мнению Дюркгейма, индивид в обществе абсолютно несвободен, потому что подчинен коллективу, находится под социальным давлением. Согласно Веберу, в основе социальности лежит социальное действие, т.е. индивид является свободно преобразующей общество силой. Какая из этих точек зрения импонирует Вам больше? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Контрольная работа № 3. Общество. Социальные институты а) Определите следующие понятия: Общество, общество как социальная система, социальный институт, институционализация, культурные символы института, кодексы института, утилитарные формы института, социальная модернизация, цивилизация, общественно-экономическая формация, индустриальное общество, постиндустриальное общество, гражданское общество, информационное общество. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Что такое социальный институт? В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе? 2. Перечислите основные институты современного общества. 3. Какие новые сферы общества институционализировались в конце XX века? 4. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе? Что представляет собой институт брака? Какие формы брака и типы семьи обычно различают исследователи семейных отношений? 5. Каким трансформациям подвергается, по Вашему мнению, институт семьи в современных условиях? Выделите основные формы альтернативного брака, получившие распространение в современной России. 6. По вашему мнению, с чем связано массовое увеличение числа разводов в России. 7. Подготовьте небольшой доклад на тему «Характерные черты и проблемы семьи ХХI века: взгляд социолога» (в пределах 1 страницы). 8. Перечислите основные виды социальных норм, существующих в тех социальных институтах, в которых Вы функционируете в настоящее время. 9. Покажите, как изменилась роль религии в XX веке. Укажите функции, которые религия выполняет в современном обществе. 10. Опишите культурные символы нескольких социальных институтов, к которым Вы имели когда-либо отношение, и определите свой статус в этих институтах. 11. Обсудите два противоположных тезиса: 1) магические и полумагические обычаи и верования, тяга к знахарям и экстрасенсам – это своеобразные стратегии выживания в периоды социального кризиса, они защищают индивида перед катастрофой. Современная эпоха не выработала более жизнестойких альтернатив этим традиционным стратегиям, особенно в смысле психологической адаптации к кризису; 2) магические и полумагические обычаи и верования, тяга к знахарям и экстрасенсам – это варварство, невежество, истеричность одних и стремление заработать на этом других. Необходимо разоблачать порицать эти явления в нашей жизни. 12. Рассмотрите особенности модернизации в России. Почему для анализа модернизации и России было введено понятие рецидивирующей модернизации, то есть периодически возвращающейся модернизация «вдогонку» с её тяжелыми социальными последствиями и высокой человеческой ценой. Проанализируйте последние научные статьи по данной теме (см. дополнительную литературу) и сформулируйте прогнозы.
Контрольная работа № 4. Социальные группы и организации а) Определите следующие понятия: Социальная группа, малая группы, номинальная группа, квазигруппа, формальная группа, неформальная группа, ингруппа, аутгруппа, первичная группа, вторичная группа, референтная группа, групповая динамика, социометрия, деловая организация, общественная организация, ассоциация, социальная организация, организационный эффект, формальная структура организации, неформальная организационная структура, организационная культура, бюрократия. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Назовите малые социальные группы, в которые Вы входите в настоящее время, разберите их с учетом классификаций, рассмотренных в конспекте лекций. Выделите основные этапы, которые проходит группа на пути своего развития 2. Вспомните классификацию социальных групп и решите, к какому виду относятся следующие группы: пассажиры пригородных поездов; граждане, состоящие на учете в психдиспансере; футбольные фанаты; молодежь в ночном клубе; театральные зрители; школьный класс; молодежь; близкие подруги (подробная классификация необходима только для малых групп, например, «семья – малая, формальная (в случае сожительства – неформальная группа), ингруппа, первичная»; «очередь в магазине – квазигруппа, толпа»). 3. Какие группы, Вас окружающие, могут быть определены как аутгруппы? 4. Разделите перечисленные социальные образования на те, которые подходят под название первичной группы и те, которые можно определить как вторичная группа: кафедра преподавателей, семья, дружеская компания, команда экспертов, студенческая группа, соседи. 5. Впервые термин «референтные группы» был введен социальным психологом Гербертом Хайменом в 1942 г. при исследовании представлений личности о собственном статусе по сравнению со статусом других людей. По степени значимости выделяются референтные, антиреферентные и нереферентные группы. Расшифруйте данные понятия. Приведите примеры Вашей референтной, антиреферентной и неферентной группы. По Вашему мнению, кто представляет референтную группу для современных школьников и студентов? 6. Выделите отличительные особенности социальной группы от квазигруппы. Перечислите, в каких квазигруппах Вы находились на про-тяжении последних 3 дней. 7. Современная молодежь активно увлекается общением в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм» и др.). Является ли общение в сети примером квазигруппы? 8. По результатам социологических исследований молодежь и подростки более увлечены общением в социальных сетях, нежели другие возрастные группы. В среднем это общение составляет более 8 часов в сутки. Как Вы считаете, с чем связана данная тенденция? К каким последствиям могут привести такие увлечения? 9. Проведённые эксперименты показывают важное явление групповой динамики – групповое давление. Сформулируйте, в чем оно состоит. Приведите примеры из жизни, когда групповое давление не оказало влияния на членов группы. Объясните, почему в некоторых ситуациях индивиды попадают в полную зависимость от группы, способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками. 10. Назовите две социальные организации, в которые Вы входите в настоящее время. 11. Перечислите элементы формальной структуры той социальной организации, которая является для Вас основной. 12. Назовите неформальные нормы, существующие в Вашей производственной группе. 13. Перечислите цели деловой организации, членом которой Вы являетесь в настоящее время. 14. Психолог К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Сформулируйте определение понятия лидерства. Причислите достоинства и недостатки каждого стиля лидерства? Какой стиль лидерства принят на вашем предприятии? Какой стиль лидерства Вы считаете наиболее эффективным в современных социально- экономических условиях. 15. Как Вы понимаете термин «организационная культура». Выделите элементы организационной культуры. От чего зависит формирование определенного типа организационной культуры? Каковы особенности организационной культуры предприятия, на котором вы работаете?
Контрольная работа № 5. Социальная стратификация и социальная мобильность а) Определите следующие понятия: Социальная стратификация, страта, класс, средний класс, сословия, касты, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, структурная мобильность, межпоколенная мобильность, скорость, объем мобильности, канал мобильности, маргинальность, маргинальная личность, закрытое общество, открытое общество, бедность, абсолютная и относительная бедность. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Перечислите категории населения, которые мы можем отнести к низшему социальному слою. Какую роль в формировании социальной политики играют прожиточный минимум, потребительская корзина и МРОТ (минимальный размер оплаты труда)? 2. Перечислите основные критерии, которые выделяют Ученые ИС РАН (Института социологии Российской академии наук) причисляя граждан к среднему классу. Обратите внимание на статью «Есть ли в России средний класс?» (материал представлен в разделе дополнительная литература). Какой процент населения можно отнести к представителям среднего класса. Охарактеризуйте социальный портрет представителя среднего класса. 3. Определив приблизительно уровень своего годового дохода, определите, в какой класс Вы входите. 4. Определите, к какому типу стратификационных систем относится современное российское общество. 5. Опишите социальный портрет представителя среднего класса в городе Вашего проживания: пол, возраст, образование, сфера занятости, объем власти, уровень жизни, субъективная оценка статуса. 6. Статистика показывает, что представители рабочего класса раньше вступают в брак и имеют больше детей, чем представители среднего и высшего классов. Как Вы объясните этот факт? 7. Перечислите группы людей, которых бы Вы отнесли к представителям социального дна. 8. Дайте оценку степени открытости современного российского общества по шкале от 1 до 10, где 10 – абсолютно открытое общество. Обоснуйте свою позицию. 9. Покажите примеры горизонтальной мобильности, основываясь на Вашей индивидуальной биографии или жизненном опыте. 10. Используя знания показателей мобильности, охарактеризуйте процессы социальной мобильности на территории Вашего региона в прошедшее десятилетие. 11. Дайте оценку Вашего статуса в сравнении со статусом Ваших родителей. 12. Как изменилось Ваше социальное положение за последние пять лет? 13. Дайте оценку интенсивности экономической социальной мобильности населения Вашего города и региона. 14. Многие российские социологи отмечают изменение престижа различных профессиональных групп. Одни профессиональные группы, имевшие ранее высокий престиж, но оказавшиеся сегодня плохо адаптированными к рыночной экономике, «опустились вниз по социальной лестнице». Степень значимости других социальных групп, наоборот, повысилась. Приведите примеры профессиональных групп, чей престиж значительно изменился за последнее время. Охарактеризуйте эти изменения. 15. В одной из книг Джон Фаулз пишет: «Словарь называет деньги «средством обмена». Я называю их человеческим ответом на нечеловеческую случайность, господствующую над существованием. Гений, интеллект, здоровье, мудрость, сила воли и физическая сила, красота – это выигрыши, которые мы получаем в лотерее, разыгрываемой еще до нашего рождения. Деньги – это импровизированная человеческая лотерея, которая частично вознаграждает потерпевших неудачу в первой, космической лотерее. Однако деньги – неважная лотерея, поскольку выигрыши, полученные на первом, предродовом этапе, представляют собой пачку бесплатных билетов следующего розыгрыша. Если Вам повезло в первом, то Вам, скорее всего, повезет и во втором». Что хотел сказать Джон Фаулз в этом высказывании? Согласны ли Вы с ним? Какую роль для Вас играют деньги? По Вашему мнению, высокий достаток – это результат усилий и воли человека или удача и стечение обстоятельств.
Контрольная работа № 6. Социальные процессы и социальные конфликты а) Определите следующие понятия: Социальный процесс, кооперация, конкуренция, социальная адаптация, социальный конфликт, ассимиляция, амальгамизация, инцидент, эскалация конфликта, управление конфликтом, разрешение конфликта, конструктивный и деструктивный конфликт, социальное движение, социальное прогнозирование, социальные изменения, регресс, прогресс, социальные движения, революционные процессы. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Перечислите виды социальных процессов, участниками которых Вы являетесь в настоящее время. 2. Перечислите формы кооперации, в которых Вы могли бы участвовать на различных этапах Вашей жизни. 3. Покажите, какими результатами может характеризоваться Ваша кооперация в образовательной деятельности. 4. Объясните, к каким результатам может привести конкуренция с Вашим участием в сфере Вашей производственной деятельности. 5. Перечислите примеры социальной адаптации в течении Вашей жизни. 6. Приведите пример ассимиляционных процессов на территории Вашего проживания, назовите их субъектов и результаты. 7. Перечислите основные типы социальных движений. Укажите, что заставляет людей с различными социальными статусами присоединяться к социальным движениям? Какие функции выполняют социальные движения? 8. Укажите наиболее возможные причины межличностных конфликтов в Вашей семейной группе или коллективе. 9. Назовите причины межэтнических конфликтов на территории Вашего проживания и назовите субъектов этих конфликтов. 10. Перечислите известные Вам способы разрешения конфликтов в организации. 11. Что такое фрустрация применительно к социальному конфликту? 12. По Вашему мнению, какие из указанных видов конфликтов легче разрешаются: конфликты ценностей; конфликты интересов; институционализированные; неинституционализированные. Обоснуйте свой ответ. Можно обратиться к конкретным примерам. 13. Создайте свой кодекс поведения в конфликте. Обратите внимание на рекомендации экспертов и разработайте как минимум 5 своих правил, позволяющих контролировать конфликтную ситуацию и управлять ей. 14. Рассмотрите конкретную ситуацию, с которой Вам приходилось сталкиваться в жизни. Охарактеризуйте ее с точки зрения вида конфликта, выделите причину и участников конфликта, а также проанализируйте этапы протекания конфликта и тактику его разрешения.
Контрольная работа № 7. Социологическое исследование а) Определите следующие понятия: Социологическое исследование, разведывательное исследование, описательное исследование, аналитическое исследование, сплошное и выборочное исследование, точечное и повторное исследование, программа исследования, проблема исследования, объект исследования, предмет исследования, интерпретация понятий, операционализация, гипотеза исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, случайная выборка, квотная выборка, анкетный опрос, интервью, анкета, социометрия, контент- анализ. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Определите, какие задачи подготовки социологического исследования относятся к основным разделам программы и заполните таблицу:
1) формулировка проблемы; 2) методика сбора и анализа данных; 3) разработка рабочих гипотез; 4) интерпретация основных понятий; 5) определение сроков выполнения исследования; 6) определение генеральной и выборочной совокупностей; 7) смета исследования; 8) определение цели и задач исследования. 2. Осуществите расчет районированной выборочной совокупности при генеральной совокупности в 2400 студентов, распределенных по 2 факультетам следующим образом: 1100 и 1300 человек – при условии, что для получения репрезентативных данных достаточно опросить 15 % из всей совокупности (обратите внимание на методических указаниях «социологическое исследование» стр.20-21 в разделе дополнительный материал). 3. Назовите две наиболее актуальные общественные проблемы, которые можно было бы исследовать и решить с помощью анкетного опроса. 4. Разработайте методологический раздел программы социологического исследования по одной из выбранных выше проблем. 5. В соответствии с выбранной темой и разработанным методологическим разделом программы создайте анкету, включающую не более 15 вопросов. Формулируйте вопросы с учетом рекомендаций по составлению вопросов, представленных в методических рекомендациях (стр. 29-37).
Контрольная работа № 8. Культура и проблемы развития общества а) Определите следующие понятия: Культура, элитарная культура, массовая культура, народная культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура, обычаи, ценности, законы, традиции, культурный релятивизм, культурная гомогенность, культурная деградация, культурная ассимиляция, культурный релятивизм, культурные универсалии, социокультурный процесс, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, социальное изменение, социальный прогресс, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, модернизация, глобализация. б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Перечислите ключевые признаки массовой культуры и укажите, какие факторы способствовали появлению культуры 2. Перечислите конкретные образцы массовой культуры, с которыми Вы сталкиваетесь в повседневной жизни. 3. Укажите социальных субъектов современного мира, являющихся носителями контркультур. 4. Назовите доминирующие ценности, характерные для культуры Вашей образовательной среды. 5. Приведите примеры культурных универсалий, которые Вы могли наблюдать в процессе жизнедеятельности.. 6. Очертите взаимосвязь между понятиями «этноцентризм», «культурный релятивизм», «аккультурация». 7. Определите, руководствуясь основными признаками исторических типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное), тот тип, к которому более приближено современное российское общество. 8. Перечислите ключевые характеристики информационного общества. Можно ли причислить современное российское общество к информационным, обоснуйте свой ответ. 9. Оцените темпы и масштабы модернизации российского общества на современном этапе. 10. Каковы возможные угрозы и риски, которые, по мнению экспертов, сопровождают процесс глобализации. 11. Приведите факты, являющиеся проявлениями экономического аспекта глобализации. | |||||||||||||||||||||||||||||