Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
22.04.2016, 10:38 | |
Модуль 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Тема 1. Социология как научная дисциплина: объект, предмет, функции Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Социологию часто отождествляют с изучением общественного мнения – правильно ли это? 2. «Тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман» – как личность, социальная группа, политическая партия, общество могут преодолеть свой субъективизм, посмотреть на себя непредвзято? Способна ли социология помочь в этом деле? 3. Какому обществу важнее иметь достоверное знание о себе: рыночному, демократическому или планово-регулируемому, командно-администра-тивному? Аргументируйте свое мнение. 4. Можно ли использовать социологическое знание в управлении социальными процессами, в руководстве предприятиями (фирмами), в семейной жизни, в выборе невесты (жениха)? 5. Насколько опасны дилетанты в социологическом изучении общества? Темы докладов 1. Предмет социологии: точки зрения в современной литературе. 2. Инженерная деятельность и социальное преобразование мира. 3. Функции социологии в современном обществе. 4. Роль социологии в преобразовании общества.
Тема 2. Возникновение и развитие социологии Проблемные вопросы к семинарскому занятию1. Почему социологии возникла в эпоху перехода от традиционного к индустриальному обществу? 2. Чем объяснить наличие различных, порой противоположных, социологических концепций в истории социологии? 3. Возможно ли появление концепций и социологов масштаба К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др. в настоящее время? 4. Что может дать история социологии для описания и объяснения современного общества? Темы докладов1. Концепция капитализма у М. Вебера. 2. К. Маркс как исследователь буржуазного общества. 3. Вклад П.А. Сорокина в социологическое знание. 4. Фрейдизм и развитие социологии. 5. Функционализм как направление в социологии. 6. Концепция конфликтности в социологии.
Тема 3. Методологические и методические основы социологического исследования Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Может ли социология представлять опасность для общества? 2. Согласны ли Вы с мнением, что провести социологическое исследование довольно просто? 3. Какие Вы знаете типичные (наиболее распространенные) ошибки при проведении социологических исследований? 4. Что заставляет нас усомниться в достоверности социологической информации (или наоборот – повышает ее достоверность в наших глазах)? 5. Согласны ли Вы с суждением, что основная задача социологии – это проведение опросов общественного мнения? 6. От кого зависит, по Вашему мнению, практическая реализация результатов социологического исследования? 7. Возможности и ограничения использования методов эксперимента в социологии. Практическое задание «Программа и инструмент социологического опроса» Цель: ознакомление с правилами и способами конкретного социологического исследования. Метод: постановка групповых заданий. Оборудование: анкеты, табличный материал. Процедура: - выбор темы, интересной для группы: студент 00-х – социальный портрет, преступность в студенческой среде, студенческая семья и др.; - разделение на рабочие группы (5-7 чел.) в соответствии с избранной темой либо по одной теме; - формулировка задач, целей и гипотез в групповой либо в пленарной дискуссии; - составление единой программы; - работа в группах по составлению инструментария; - проверка инструментария в пилотаже (роспись социальных ролей в группах, обсуждение инструментов); - выбор оптимального инструмента - подведение итогов. Темы докладов 1. Социологическая служба на предприятии. 2. Опрос (наблюдение, анализ документальных источников) в социологическом исследовании. 3. Подготовка и проведение социологического исследования. 4. Измерение в социологии (проблема качества социологической информации). 5. Выборка: принципы составления, типы, значение. 6. Социометрический анализ групп.
Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация Проблемные вопросы к семинарскому занятию1. По каким критериям (признакам) выделяются в обществе социальные группы? 2. В каком направлении развивается общество: к большей социальной дифференциации или к большей однородности? 3. Как изменяется значимость тех или иных критериев стратификации по мере развития общества? Как изменяется при этом профиль стратификации? Покажите это на примере развитых стран. 4. Что в наибольшей степени определяет в настоящее время положение человека в нашем обществе? 5. Чем объясняется разнонаправленность изменений в социальной структуре России и западных стран? 6. Как изменились в условиях рыночных реформ роль и социальный статус рабочего класса и управляющих предприятий? 7. Что такое «средний класс»? Какую роль он играет в обществе? 8. Каковы основные черты и особенности бедности и богатства в современной России? 9. Какое влияние оказывает социальная структура на развитие экономики? Способствуют ли изменения, происходящие в социальной структуре российского общества успешному экономическому развитию? 10. Принадлежность к группе ограничивает или расширяет индивидуальную свободу? Темы докладов1. Современные концепции социальной структуры. 2. Социальная структура современного российского общества: переходное состояние. 3. Особенности и перспективы формирования среднего класса в России. 4. Российские предприниматели: происхождение, структура, статус. 5. Управляющие в структуре российского общества: динамика социального статуса. 6. Социальная структура бедности и тенденции ее изменения. 7. Социальный статус интеллигенции в современном российском обществе. 8. Студенчество как социальная группа.
Тема 5. Социальные институты и процессы Проблемные вопросы к семинарскому занятию1. Чем отличается социальный процесс от природного? 2. Может ли модернизация общества происходить в рамках традиции? 3. Как соотносятся прогресс и стабильность общества? 4. Какие социальные процессы являются сегодня определяющими в мире в целом? 5. Можно ли спрогнозировать динамику социальных процессов? 6. Какие основные социальные процессы связаны с трансформацией современного российского общества? 7. В пределах каких социальных процессов протекает Ваша жизнь? 8. К каким характеристикам общества относятся социальные институты: динамическим или статическим? 9. Как объяснить появление новых социальных институтов и отмирание старых? Темы докладов1. Социальный процесс: понятие, уровни, типы. 2. Социальный прогресс. 3. Динамика и прогноз социальных процессов. 4. Социальный конфликт: природа, типы, способы разрешения. 5. Поколение: понятие, проблемы, роль в социальном развитии. 6. Формальные и неформальные социальные институты. 7. Армия как социальный институт. 8. Коррупция в России: практическая повседневность.
Модуль 2 Области социологического изучения Тема 6. Социология личности и культуры Проблемные вопросы к семинарскому занятию1. Каждый ли человек является личностью? 2. Условия жизни у нас примерно одинаковые, а люди разные. Почему? 3. Расширяют ли современные социально-экономические реформы в России возможности самореализации личности? 4. Насколько социальное происхождение определяет будущий социальный статус человека? 5. Почему один и тот же человек может совершить подвиг (с риском для своей жизни) и может оскорбить (действием в том числе) слабого? 6. Почему в нашей стране довольно распространена социальная инерция (апатия) личности? 7. В чем Вы видите основные причины широкого распространения «подросткового синдрома» (максимализм, неисторичность, нетерпеливость, нигилизм) в поведении людей? 8. От чего зависит изменение (уменьшение или увеличение) количества самоубийств, убийств и других видов преступлений в обществе? 9. В чем проявляется повышение роли культуры в обществе? 10. Какие изменения происходят в культуре современного общества? В каком смысле можно говорить о кризисе культуры? 11. Почему с экранов телевизоров в последние годы не сходят сериалы, ток-шоу, телевизионные игры? Темы докладов1. Социально-психологический портрет инженера. 2. Динамика ценностей россиян в процессе осуществления рыночных реформ. 3. Социокультурные проблемы реформирования российского общества. 4. Особенности и проблемы молодежной субкультуры. 5. Ценностные ориентации студентов. 6. Общее и особенное в социокультурной дифференциации западного и российского общества. 7. Телесериалы (телереклама) как социокультурное явление. 8. Практики футбольных фанатов. Тема 7. Социология этнических отношений Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Какие этнические признаки являются в настоящее время наиболее значимыми? 2. Чем нация отличается от других социально-этнических общностей? Какие существуют подходы к определению нации? 3. Являются ли россияне единой нацией? 4. Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности? 5. Что важнее: права народа, нация или права человека? Аргументируйте свой ответ. 6. Что такое этноцентризм? В чем он проявляется? 7. Каковы причины и следствия этнической миграции в современном мире? 8. Какова роль национализма в общественном развитии? Раскройте позитивные и негативные стороны данного явления. 9. Какие причины играют наиболее важную роль в возникновении конфликтов на территории бывшего СССР? 10. Почему межэтнические конфликты возникают в благополучных, экономически развитых странах? Темы докладов 1. Современные концепции национализма. 2. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества. 3. Межэтнические конфликты в современной России: причины, следствия, пути разрешения. 4. Социально-психологические проблемы межэтнических отношений. 5. Этнические стереотипы и их роль в межэтнических отношениях. 6. Этническая идентификация (опыт социологического исследования на примере студентов).
Тема 8. Социология семьи Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Лидер в семье – анахронизм или реальность? 2. Сокращение количества детей в семье – следствие экономических трудностей или изменение системы ценностей? 3. Конфликт поколений – проблема отцов и детей. 4. Почему в благополучных семьях появляются дети с девиантным поведением? 5. Всегда ли развод оправдан? Какие причины разводов можно считать уважительными, а какие – нет? 6. Студенческая семья: за и против. Темы докладов 1. Семья в современном обществе: характерные черты, проблемы, противоречия, тенденции развития. 2. Семья и дети. 3. Молодая семья: особенности, проблемы, пути укрепления. 4. Роль мужчины в семейной жизни. 5. Распад семьи: социологический анализ. 6. Любовь, брак, семья.
Тема 9. Социология труда и экономическая социология Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. В какой мере реализуются социальные функции труда в условиях современного российского общества? 2. Чем различается труд на государственном, акционерном и частном предприятии? 3. Какие изменения произошли в отношении людей к труду за последние годы (в развитых странах, у нас в стране)? С чем это связано? 4. Какие профессии и почему пользуются в нашем обществе в настоящее время наибольшим престижем? 5. Достаточно ли хорошей зарплаты для удовлетворенности трудом? 6. Как Вы думаете, почему большинство работников предпочитают не менять место работы даже при неполной занятости, постоянных задержках заработной платы? 7. От чего зависит характер поведения людей на рынке труда? 8. Какой стиль управления Вы считаете наиболее эффективным: авторитарный или демократический? 9. Можно ли обойтись без социального планирования на современном предприятии? Почему? 10. Конкурентные отношения как фактор развития российского общества. 11. Насколько эффективны рыночные технологии в социальном секторе? 12. Что мешает экономическим преобразованиям в современной России? Темы докладов 1. Отношение к труду в условиях рыночных реформ. 2. Место труда в иерархии ценностей современной молодежи. 3. Социальные проблемы наемного труда в условиях различных форм собственности. 4. Безработица: социологический анализ. 5. Социальный конфликт на предприятии. 6. Семейный бюджет россиян: история и современность. 7. Этническое предпринимательство. 8. Экономическое поведение человека в условиях риска. 9. Национальная специфика экономического поведения.
Модуль 3 Методологические и теоретические основы политологии Тема 10. Политология как наука. Теория и методология политических исследований Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Можно ли политологию считать самостоятельной наукой? 2. Какая польза (для общества, государства, лично для Вас) от политологов? 3. Должен ли политик быть политологом? 4. Может ли политолог заниматься политикой? 5. Может ли политология как научная теория и практика функционировать в условиях политической диктатуры? 6. Политические мыслители по-разному решали проблему совместимости идеалов равенства и свободы. Можете ли вы предложить свое решение? Возможно ли вообще решение этой проблемы? 7. По мнению Макиавелли, образцовый политик должен сочетать в себе качества льва и лисицы, а саму политику необходимо вывести из области моральных суждений. Можно ли согласиться с таким мнением? Темы докладов 1. Политология – наука о настоящем. 2. Политологи: «серые кардиналы» и беспристрастные ученые. 3. Политология и социология: разрывы и связи. 4. Политическая наука или науки?
Тема 11. Политика и политическая власть Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Возможно ли общество без политики? 2. Под политикой часто понимают государственную политику. Согласны ли вы с таким подходом? 3. Верно ли утверждение, что использование насилия – это свидетельство уменьшения власти, утраты власти? 4. Что значит обладать властью и есть ли власть у Вас лично? 5. Чем легитимность отличается от легальности? 6. Можно ли утверждать, что время харизматических лидеров безвозвратно ушло? 7. Что политологи понимают под ротацией политических элит? 8. Почему некоторые политологи считают, что система международных отношений во времена холодной войны была более предсказуемой и устойчивой, чем после развала СССР? Темы докладов 1. Политика – «грязное дело»?! 2. Политика – театр, политики – актеры. 3. Содержание и формы политической власти в истории России. 4. «Четвертая власть» или свобода СМИ в России. 5. Политическое лидерство как банк власти. 6. Многополярный мир: утопия или реальность?
Тема 12. Политические режимы Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Возможна ли политическая оппозиция при авторитаризме? 2. Почему демократию нельзя считать политической панацеей? 3. Правы ли те историки и политологи, которые называют тоталитаризм детищем ХХ в.? 4. Как можно охарактеризовать современный политический режим в России? 5. О чем может свидетельствовать широкое участие масс в политике? 6. Чем объяснить неудачи демократических транзитов в современном мире? Темы докладов 1. Мое отношение к демократии. 2. Выборы как институт демократического общества. 3. Политическая оппозиция. 4. Феномен авторитарной личности. 5. «Правый» и «левый» тоталитаризм.
Тема 13. Политическая система современного общества Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Какой смысл политологи вкладывают в понятие «разделение властей»? 2. В чем заключаются основные трудности федеративного управления (на примере России)? 3. Какой является политическая система современной России – стабильной или кризисной? Что положить в основу такой классификации? 4. Какие следствия для политической системы будет иметь увеличение (уменьшение) срока полномочий высших должностных лиц? 5. Что на ваш взгляд важнее: создать эффективные политические институты или подготовить доброкачественных чиновников? 6. Чем политическая идеология отличается от науки, с одной стороны, и от религии – с другой? 7. Какая идеология оправдывает вмешательство в экономику под лозунгом социальной справедливости? Почему? 8. Можно ли утверждать, что политическая культура на Западе выше, чем в России? 9. Гражданское общество – есть ли оно в России? 10. Насколько оправданно утверждение консерваторов: «хочешь мира – готовься к войне»? Темы докладов 1. Горизонталь и вертикаль власти в России. 2. Политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм. 3. Проблемы федерализма в России. 4. Идеология и утопия. 5. Национальные модели местного самоуправления. 6. Политическая культура как фактор политического процесса 7. Мультикультурализм – теория и практика.
Тема 14. Партийная и избирательная системы Проблемные вопросы к семинарскому занятию 1. Какая политическая система более устойчива: с двухпартийной или многопартийной системой? 2. Существует ли разница (с точки зрения характера управления, способов принятия решений, источника легитимности, обратной связи с населением и т.д.) между избранным и назначенным руководителем? 3. Определите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем? 4. Участие в выборах – это долг, право или обязанность гражданина? 5. Какова роль протестных движений в жизни современного общества? Темы докладов 1. Политические партии: прошлое, настоящее, будущее. 2. Особенности российской партийной системы. 3. Федеральные, региональные и местные выборы в России. 4. Российский политический спектр. 5. Общественно-политические движения в современном мире: антиглобализм, феминизм, фундаментализм и т.д.
Ориентировочные вопросы к экзамену по курсу «Социология и политология» 1. Предмет, объект, функции и структура социологии. 2. История и теория социологии: предпосылки становления, основные дилеммы. 3. Методология и методика социологического исследования. 4. Программа социологического исследования и методы получения социологического знания. 5. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности, их типы и функции. 6. Понятие социального статуса и социальной роли. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы. 7. Социальная стратификация: понятие, критерии и типы. 8. Социальная структура и стратификация современного российского общества. Основные группы и тенденции их развития. 9. Социальные институты: понятие, типы, функции. Институциональная система общества. 10. Социальные процессы: понятие, критерии, формы, типы. 11. Процессы социальной модернизации и трансформации в современной России и мире. 12. Личность: понятие и типы. Социализация личности. Девиантное поведение. 13. Культура как объект социологии, структура и функции культуры. 14. Типология культуры. Культура как фактор социальных изменений. 15. Этнос как социальная группа. Этническое, национальное самосознание и поведение. 16. Межэтнические отношения. Этнический конфликт и способы его разрешения. 17. Семья как социальный институт и малая социальная группа. 18. Классификация семьи и брака. Проблемы современной семьи. 19. Экономическое сознание и поведение, их типы. Социологические теории производства, обмена и распределения. 20. Труд как социальный процесс. Функции труда, содержание и характер труда. 21. Отношение к труду, стимулы и мотивы труда. Социально-трудовые отношения. 22. Безработица: социально-экономические проблемы. Рынок труда. 23. Модели, стили, стратегии управления. 24. Политология как наука: предмет, объект, методы, функции. 25. История и теория политической науки. 26. Политика как общественное явление. Структура и функции политики. 27. Политическая власть: понятие, типы, ресурсы, функции. 28. Политическое лидерство и правящий класс. 29. Легитимность власти, типы легитимности. Горизонталь и вертикаль политической власти. 30. Политический режим: понятие и сущность. Типология политических режимов. 31. Теория и модели демократии. Политический режим в России. 32. Политическая система общества: структура, функции, типы. 33. Государство: понятие, признаки, функции. Формы государственного правления и устройства. 34. Правовое и социальное государство. Гражданское общество. 35. Политическая партия: понятие, функции, типы. Типология партийных систем. 36. Избирательная система: понятие, типы. 37. Партийная и избирательная система в России. 38. Политическая культура: понятие, функции, типы. Политическая культура в России. 39. Мировая политика как объект политологии. Государство-нация в глобальном мире. | |