Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
31.10.2017, 10:47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1 ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 1. В чем видели первопричину экономических, политических и иных кризисных явлений в обществе (включая преступность) представители позитивистской школы социологии ХIХ века? 2. Назовите главные причины суицидального поведения, которые были сформулированы Э. Дюркгеймом на основе социологического анализа официальной статистики в его труде «Самоубийство», изданном в 1897 году: 3. В чем состоит первопричина всех негативных социальных явлений буржуазного индустриального общества (включая преступность) с точки зрения классической школы марксистской социологии ХIХ века? 4. Какой метод изучения общественных явлений, предложенный создателем антипозитивистской социологии Максом Вебером, также широко используется в следственной практике и оперативно-розыскной деятельности? Раскройте суть этого метода: 5. В какой степени, перечисленные ниже функции социологии, могут быть полезны в сфере правоохранительной деятельности? Какую пользу могут извлечь сотрудники ОВД из названных функций?
6. Каким образом (при решении каких задач) может быть использован каждый из основных методов сбора первичных социологических данных в сфере правоохранительной деятельности?
7. Проанализируйте сферу правовых отношений современного общества с позиций основных элементов социального взаимодействия (субъекты, их взаимные ожидания, действия субъектов и проводники социального взаимодействия). Какое место в системе правовых отношений занимают правоохранительные органы? 8. Опишите институт охраны правопорядка под углом зрения основных составляющих и признаков социального института (установки и образцы поведения, набор социальных статусов и ролей, система санкций, культурные символы, идеология, органы управления): 9. К какому типу социальных общностей относятся сотрудники ОВД России? Опишите основные черты, особенности ОВД как социальной организации (организованной социальной группы): 10. Приведите примеры номинальных общностей, которыми чаще всего «оперируют» сотрудники ОВД в своей профессионально-служебной деятельности: 11. Какое место в работе ОВД занимают названные ниже виды «массовых общностей»? Какие действия чаще всего совершают сотрудники ОВД в отношении указанных ниже видов массовых общностей?
12. Приведите примеры «организованных социальных групп» (социальных организаций), которые чаще всего являются объектом внимания правоохранительных органов? Какие угрозы общественной безопасности могут исходить от социальных групп этого типа? 13. С какими «малыми социальными группами» приходится сталкиваться сотрудникам ОВД в сфере своей профессиональной деятельности? Какие угрозы общественной безопасности могут исходить от «малых социальных групп»? 14. Распределите статусы своего личного статусного набора по типам социальных статусов:
15. Назовите статусы несовместимые со статусом сотрудника органов внутренних дел: 16. Какого рода ролевые конфликты являются типичными для профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД? Приведите примеры внутри- и межролевых конфликтов такого типа: 17. Какими особенностями социализации молодого поколения можно объяснить тот факт, что в любом обществе доля правонарушений, приходящаяся на молодежь, всегда заметно превышает ее долю в составе населения? 18. Назовите категории населения современного российского общества, которые нуждаются в ресоциализации. Какие из этих категорий могут представлять угрозу общественной безопасности и почему?
РАЗДЕЛ 2 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 19. Перечислите категории населения современного российского общества (классы, социальные слои, группы), которые являются потенциальным и реальным источником социальной нестабильности и требуют постоянного внимания со стороны правоохранительных органов: 20. Проанализируйте социально-профессиональную группу «сотрудники ОВД» с позиций ее основных стратификационных показателей. Является ли эта группа социально однородной? В состав каких классов и социальных слоев входят ее представители? 21. Какие категории населения принадлежат к маргинальным слоям современного российского общества и какими факторами объясняется их повышенная склонность к девиантному и противоправному поведению? 22. Какое место в социальной структуре современного российского общества занимают «мигранты»? Каковы размеры этого социального слоя и источники его пополнения? Какими особенностями социального положения мигрантов можно объяснить повышенный уровень правонарушений этой категории населения? 23. Где находится «социальное дно» современного российского общества, каковы его размеры, состав, источники пополнения и степень социальной опасности? 24. Какими особенностями механизма социального контроля поведения можно объяснить тот факт, что во всех крупных городах и мегаполисах доля правонарушений, приходящаяся на недавних выходцев из сельской местности всегда превышает их долю в составе городского населения? 25. «Маятниковая миграция» является неотъемлемой составляющей образа жизни любого мегаполиса. Какие угрозы общественной безопасности несет с собой этот вид миграции и какие вызовы ставит перед ОВД? 26. Дайте характеристику состояния демографической безопасности современного российского общества и основных направлений ее обеспечения. Какой вклад в решении этих задач способны внести ОВД? 27. Опишите типичные черты правонарушений, которые возникают в связи с дисфункцией социальных институтов. Приведите примеры такого рода правонарушений из новейшей российской истории: 28. Какие социальные факторы могут стать причиной дисфункции правоохранительных органов как социального института, и в чем конкретно может выражаться эта дисфункция? Дайте развернутый ответ: 29. Какова роль правоохранительных органов в процессе урегулирования социальных конфликтов? Каковы возможности их влияния на ход социального конфликта на различных стадиях его протекания? Дайте развернутый ответ, приведите примеры: 30. Назовите регионы современной России, в которых существуют очаги межэтнической напряженности? Какие социальные процессы стали причиной этой напряженности? 31. Способны ли ОВД устранить причины межэтнических конфликтов и какова их роль в процессе урегулирования такого рода конфликтов? 32. Подумайте и напишите: Что дает изучение социологии сотруднику ОВД… а) как личности б) как гражданину в) как профессионалу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||