Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
17.04.2019, 10:34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Задание 1 Дайте определение социальной общности. Задание 2 Назовите отличительные особенности массовой общности от групповой общности. Задание 3 Заполните таблицу.
Задание 4 В Индии существует восточная модель стратификационной системы, основанная на разделении людей по кастам. Укажите названия индийских каст и дайте краткую характеристику каждой. Задание 5 Приведите примеры таких типов социальной группы, как 1) большая группа; 2) малая группа; 3) вторичная группа; 4) первичная группа. Задание 6 На ваш взгляд, почему М. Вебер выделил три социальных ресурса, порождающих социальную стратификацию? Объясните каждый из них.
Задание 7 При изучении социальной мобильности различают интрагенерационную мобильность (перемещение в пределах одного поколения к другому) и интергенерационную мобильность (перемещение при переходе от одного поколения к другому). Дайте краткую характеристику данным понятиям. Задание 8 Как вы думаете, какой тип социальной мобильности (высокая и низкая социальная мобильность) присущ Соединенным Штатам Америке и Индии? Обоснуйте свой ответ. Задание 9 Определите, к какому виду объема - совокупный объем или дифференцированный - относятся следующие факты и почему? 1) В индустриальном обществе две трети населения мобильны. 2) Существует статистика, что 37% детей рабочих стали служащими. Задание 10 Подумайте над темой социальной мобильности ученых в рамках таких понятий как научная эмиграция и миграция, патологическая мобильность. Как вы думаете, социальная мобильность ученых в СССР отличается от их социальной мобильности в 1990-е годы и в наше время?
ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Задание 1 Дополните классификацию конфликтов: 1) Личностный конфликт 2) 3) 4) Конфликт принадлежности 5) Конфликт с внешней средой Задание 2 Опишите основные стадии и особенности протекания конфликта Задание 3 Согласно типологии социальных конфликтов, существуют политические конфликты, социально-экономические конфликты и национально-этнические конфликты. Приведите примеры следующих видов конфликтов: - конфликт между ветвями власти - конфликт между политическими партиями и движениями - социально-экономический конфликт - национально-этнические конфликты Задание 4 Установите соответствие и дайте краткую характеристику каждой концепции социального конфликта.
Авторы: К. Боулдинг, Л. Козер, Р. Дарендорф Задание 5 Назовите типы причин социальных конфликтов. Задание 6 Проанализируйте роль социальных конфликтов в обществе. Задание 7 Проанализируйте на примере любого социального конфликта элементы содержания конфликтной ситуации
Задание 8 Соотнести причины социальных конфликтов с их характеристиками. Ответ:
Задание 9 Сила участника конфликта представляет собой способность оппонента воплотить свою идею вопреки воле других членов взаимодействия. К ресурсам силы участника конфликта относятся: - физическая сила и технические средства для насильственного разрешения конфликта; - информационно-цивилизационное разрешение конфликта, благодаря сбору фактов, документов, анализу материалов о самом конфликте и своем оппоненте с целью своей победы; - социальный статус, который выражается в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти и т.д.); - остальные ресурсы (средства, территория, предел времени, число приверженцев). На ваш взгляд, какие ресурсы эффективнее всего использовать в разрешении социального конфликта и почему? Задание 10 Придумайте пример социальной рекламы, которая бы рассказывала о мирных методах разрешения социального конфликта. Темы на выбор: «взрослые-дети», «богатые-бедные», «власть-общество», «мужчина-женщина».
ТЕМА 11. МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Задание 1 Проанализируйте определение молодежи В.Т. Лисовского и И.С. Кона. Попробуйте на их основе дать свое определение. В.Т. Лисовский: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». И.С. Кон: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Ваше определение: Задание 2 Проанализируйте, какое влияние и почему на становление личности молодого человека оказывают следующие факторы: 1) Образовательная система 2) Государственная идеология и политика 3) Средства массовой информации 4) Межличностные отношения 5) Культура 6) Ценностные ориентиры Задание 3 На основе факторов, влияющих на становление личности из Задания №2, создайте свою шкалу по степени их влияния на социализацию молодежи. Задание 4 Назовите 7-10 жизненных ценностей. Расставьте их по степени важности для вас.
Задание 5 Субъекты общественной молодежной политики – политические партии, общественные объединения, хозяйственные организации (корпорации) и конфессиональные объединения молодежи. Какой субъект молодежной политики, на ваш взгляд, действует наиболее эффективно и почему? Задание 6 «На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска». Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры в поддержку своей позиции. Задание 7 По данным кадровых агентств, на 2012 год среди молодежи самыми востребованными профессиями являются: Менеджер по туризму Специалист по рекламе и связи с общественностью Инженеры-экологи Менеджеры по организации корпоративных праздников и мероприятий Работники в сфере маркетинговых и финансовых исследований Менеджеры по управлению персоналом Сотрудники в сфере оценки финансовых рисков Какая тенденция прослеживается в выборе профессии современной молодежи? Какие перспективы ждут представителей инженерных профессий? Задание 8 С какими проблемами при трудоустройстве сталкивается выпускник вуза? В какой сфере и почему вы хотели ли работать? Задание 9 Представьте, что вы создаете молодежного движение в России. Разработайте его концепцию по следующим направлениям:
Задание 10 Как вы думаете, почему в современной России молодежь практически разделилась на две части – одни участвуют в молодежных политических партиях, ведут активную митинговую деятельность. Другие – подчеркнуто, индифферентны к такого рода активности? Какие тенденции ждут молодежь в ближайшем будущем? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||