Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Социология |
06.11.2016, 16:08 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Когда и кто впервые ввёл в научный оборот понятие социология. Почему он придал социологии статус «позитивной науки»? 2. На основе 2–3 определений социологии представьте свой, более удобный для потребления вариант. 3. Питирим Сорокин в определении предмета социологии выделил три раздела: социальную статику, социальную механику, социальную динамику. Внесите в табл. 1 их описание. Таблица 1
4. Прокомментируйте три важнейших методологических принципа социологии, приведите примеры: 1) изучать общество как единое целое, комплекс взаимосвязанных аспектов и отношений 2) изучать общество как сложную систему институтов и дифференцированных групп 3) опираться на эмпирические данные, которые позволяют измерить изучаемые явления, спрогнозировать их развитие и возможные результаты 5. Представьте в табл. 2 структуру социологического знания через описание трех основных уровней. Таблица 2
6. Заполните табл. 3 «Основные функции современной социологии. Таблица 3
7. Ответьте на вопросы контрольного теста (буквы правильных ответов внесите в табл. 4). Таблица 4
1. Социология возникла: а) в середине XVIII в.; в) в середине XX в.; б) в середине XIX в.; г) на рубеже XX–XXI вв.
2. Ученый, впервые использовавший в научном обороте название науки социологии: а) О. Конт; в) Г. Спенсер; б) Э. Дюркгейм; г) М. Вебер.
3. Классическим предметом изучения социологии являются: а) социокультурные традиции народов; б) теория и история политики; в) совокупность социальных фактов, отношений, изменений; г) проблемы правосознания и морали.
4. Огюст Конт придал социологии статус … науки. а) «позитивной»; в) «нейтральной». б) «негативной»;
5. В структуре социологического знания отраслевому уровню соответствует: а) изучение общественного мнения, разработка рекомендаций и проектов; б) изучение социальных закономерностей, разработка теорий и понятийного аппарата; в) изучение отдельных общественных сфер и групп..
6. Социология экономики и труда относится: А) к отраслям социологии; Б) к важной части общетеоретической социологии;; В) только к прикладной социологии.
7. Политико-управленческая функция социологии включает (не менее 2 ответов): а) анализ общественного мнения граждан или управляемых; б) организацию переписи населения; в) экономическую экспертизу социальных программ; г) разработку рекомендаций властным структурам.
8. Раздел о социальной статике рассматривает (не менее 2 ответов): а) институциональную структуру общества; б) прогнозирование социальных изменений; в) механизмы выравнивания уровня и качества жизни населения; г) модели стратификации общества.
9. Раздел о социальной механике изучает (не менее 2 ответов): а) изменения социальных институтов; б) семейно-брачные отношения; в) социальные конфликты; г) стагнации, кризисы, модернизации.
10. Раздел о социальной динамике рассматривает (не менее 2 ответов): а) социальные статусы и роли; б) методы социологических исследований; в) циклические теории; г) перспективные тренды развития.
Тема 2. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ 1. Опишите объект и предмет изучения Социологии общественного мнения. 2. Какие инструменты (виды опросов) используют социологи в исследовании общественного мнения? 3. Заполните табл. 5 «Функции общественного мнения». Таблица 5
4. Установите соответствие проблемы в изучении общественного мнения и варианта её решения (табл. 6) и впишите буквы в табл. 7. Таблица 6
Таблица 7
5. Перечислите известные федеральные центры изучения общественного мнения. 6. Выберите социологический отчет на сайтах любого федерального опросного центра, проведенного не позднее 6 мес., и сделайте интерпретацию статданных по разделам. Тема и её актуальность Общее представление проекта (центр, дата, выборка) Основные аспекты и полученные данные Ваши комментарии, выводы 7. Перечислите нормы профессиональной этики социолога: 8. Определите следующие понятия прикладной социологии: Генеральная совокупность респондентов Выборочная совокупность респондентов и принципы отбора Фокус-группа Омнибус Контент-анализ 9. Ответьте на вопросы контрольного теста, учитывая возможность поливариантных ответов (буквы правильных ответов внесите в табл. 8). Таблица 8
1. При проведении социологических опросов необходимо: а) указать заказчика опроса, не называть цель и задачи исследования; б) не называть цель и задачи исследования; в) использовать манипулятивные формулировки; г) всеми способами привлечь респондента к опросу.
2. Виды социологических исследований, относящиеся к опросным: а) анализ веб-контета; в) неформализованное интервью; б) омнибус; г) невключенное наблюдение.
3. Укажите письменные виды опросов: а) неформализованное интервью; в) телефонный опрос; б) почтовый опрос; г) анкетирование.
4. При опросах более качественную информацию получают, используя вопросы: а) полуоткрытые; в) закрытые. б) открытые;
5. Неглубокие (поверхностные) методы исследований – это: а) эксперимент; в) зондажный опрос; б) экспресс-опрос; г) экспертный опрос.
6. Многократные виды исследований – это (не менее двух ответов): а) лонгитюдное; в) мониторинг; б) котитюдное; г) SMS- голосование.
7. Вторичную социологическую информацию собирают на основе: а) бланков интервью; в) анкет; б) социологических отчетов; г) статистических данных.
8. При проведении экспериментов должны соблюдаться нормы: а) обязательное согласие участников; б) максимально широкий охват участников; в) публичная прозрачность исследовательских отчетов; г) психологическая комфортность.
9. Первым социологический центр в реформированной России: а) ВЦИОМ; б) Фонд общественного мнения; в) Российский филиал института Гэллопа; г) Левада-центр.
Тема 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: ИНСТИТУТЫ, ОБЩНОСТИ, ГРУППЫ 1. Дайте определения понятий. Общество Социальная структура Социальный институт Группа Общность 2. Общество как система, по Т. Парсонсу, должна обладать базовыми функциями. Установите соответствие названий и содержания (табл. 9), буквы впишите в табл. 10. Таблица 9
Таблица 10
3. Охарактеризуйте основные типы структурирования общества (табл. 11). Таблица 11
4. Ниже приведены принципы образования социальных структур. Раскройте их на примере профессионально-квалификационной структуры: 1) общие цели, нормы, ценности 2) устойчивые связи и корреляции между элементами общества 3) регулируемые взаимодействия 4) иерархия уровней 5. Представьте основные институты общества. 6. Перечислите базовые функции институтов. 7. Приведите примеры следующих видов общностей: а) стабильные б) временные 8. Охарактеризуйте основные виды социальных групп (табл. 12). Таблица 12
9. Опишите следующие квазигруппы. Аудитори Толпа (случайна, обусловленная, экспрессивная, активная) Социальные круги (профессиональные, статусные, контактные) 10. Ответьте на вопросы контрольного теста (буквы правильных ответов внесите в табл. 13). Таблица 13
1. Базовой функцией социальных институтов является: а) проведение революционных изменений б) повышение темпов развития общества в) регулирование социальной жизни г) поддержка подрастающих поколений
2. Социальные институты приобретают особую роль в обществе… а) традиционном; в) демократическом. б) тоталитарном;
3. Институциональная функция передачи опыта от одного поколения другому: а) коммуникативная; в) транслирующая; б) регулятивная; г) экономическая.
4. Основным фактором регулирования социальных общностей выступает: а) язык; в) совокупность норм; б) территория; г) совокупность индивидов.
5. Черта, характеризующая большую социальную группу: а) формальное исполнение ролей; б) постоянные контакты «каждого с каждым»; в) доверительные отношения; г) неформальные отношения.
6. Черты, присущие малой социальной группе: а) низкая сплоченность; б) эмоциональная окраска отношений; в) тесные межличностные контакты; г) только функциональные связи.
7. Черты, относящиеся к внешней для индивида группе (аут-группе): а) сходная идентичность; б) отличные статусные характеристики; в) общие социальные ценности и взгляды; г) высокая интегрированность в неё.
8. Какие из указанных групп для вас референтные (не менее двух ответов): а) учащиеся 11 класса; б) представители молодежных субкультур; в) студенты 5 курса; г) высококвалифицированные специалисты.
9. Потребители апельсинового сока – это пример … группы. а) малой; в) эксклюзивной; б) номинальной; г) референтной.
10. Черты, присущие толпе: а) социальная ответственность и компетентность; б) деиндивидуализация и анонимность; в) эмоциональная окраска отношений; г) высокий конформизм.
Тема 4. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 1. Дайте определение понятий. Индивид Личность Феральные люди Статус Социальная роль Ролевой конфликт Девиантность Социальный контроль 2. Перечислите основные виды статусов 3. Опишите способы разрешения ролевых конфликтов, приведите примеры (табл. 14). Таблица 14
5. Оцените уровень сплоченности представленных на рисунке взаимодействий. Проранжируйте их по возрастанию: 4. Представьте особенности типов социального взаимодействия. Коллективизм Индивидуализм Коммунитаризм 6. Феномен лидерства является ключевым механизмом интеграции групп. Охарактеризуйте его виды в табл. 15. Таблица 15
7. Назовите известные вам виды девиантного поведения: позитивные негативные 8. Опишите базовые признаки отличия социального контроля от государственного. 9. Напишите эссе на тему «Коррупция в России: виды, причины, инструменты эффективного противодействия». 10. Ответьте на вопросы контрольного теста (буквы правильных ответов внесите в табл. 16). Таблица 16
1. Отличительным признаком в понятии «личность» является наличие: а) ответственности за свои действия и их последствия; б) обусловленности поведения генетическими особеннстями; в) способности переживать удовольствие; г) эмоционального реагирования на воздействия окружающей среды.
2. Личность, отвечающую функциональным требованиям общества, относят к: а) асоциальной; в) конфликтной; б) нормативной; г) идеальной.
3. Наибольшим авторитетом у группы пользуются лидеры: а) авторитарные; в) формальные; б) неформальные; г) демократические.
4. Усвоение личностью правил ролевого поведения ведет к: а) снижению её конфликтности; в) повышению ее дохода; б) повышению ее конфликтности; г) депрессии личности.
5. Базовым элементом, который включает социальная роль, является: а) табу на воспроизведение традиций; б) ролевые ожидания и ролевое поведение; в) социальное происхождение; г) престижность исполнения роли.
6. Умение переключаться с одной роли на другую, определяется как: а) ролевая компетентность; в) ролевая стабильность; б) ролевое однообразие; г) ролевой конфликт.
7. Основной причиной массового девиантного поведения Э. Дюркгейм считал: а) страх; б) аномию в обществе; в) особенности воспитания; г) генетическую предрасположенность.
8. Индивидуалистскому типу общественных отношений свойственно: а) низкий уровень преступности; б) высокая конфликтность и конкуренция; в) ценности солидарности и поддержки; г) значительное социальное неравенство.
9. Социальный контроль характеризует: а) оперативность; в) экономичность; б) высокая затратность; г) массовость.
Тема 5. СТРАТИФИКАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 1. Дайте определения понятий. Социальная стратификация Социальное неравенство (естественное и искусственное) Социальная мобильность 2. Опишите особенности социальной стратификации в современной России 3. Охарактеризуйте виды социального неравенства в. табл. 17. Таблица 17
4. Перечислите основные каналы мобильности и оцените их эффективность-деффективность. 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 5. Охарактеризуйте виды социальной мобильности в табл. 18. Таблица 18
6. Напишите мини-эссе «Межпоколенная мобильность в моей семье», используя категории «скорость», «интенсивность» и «суммарность мобильности» 7. Ответьте на вопросы контрольного теста (буквы правильных ответов внесите в табл. 19). Таблица 19
1. На современном этапе социальному неравенству присуще: а) отсутствие сверх богатой элиты; б) повышение темпов развития периферии; в) выровненное качество жизни всех слоев населения; г) обострение социальных противоречий.
2. Модель стратификации в России отличается: а) небольшой дистанцией между высшим и низшим слоями; б) незначительным низшим слоем; в) четкостью статусных критериев; г) расширяющимся средним слоем.
3. К внутрипоколенной мобильности относится (-ятся): а) конфликт «отцов и детей» в семейных отношениях; б) успехи в научных конференциях отдельных студентов; в) возрастные отличия в овладении информационными технологиями; г) низкие притязания на успех пожилых.
4. Примером вертикальной мобильности принято считать: а) брак с равностатусным партнером; б) высокие темпы карьерного роста; в) смена места работы с сохранением прежнего статуса; г) переезд в деревню.
5. Восходящую социальную мобильность характеризует: а) отчисление из вуза за неуспеваемость; б) виртуальная зависимость; в) отбывание наказания в колонии; г) победа в профессиональном конкурсе.
6. Базовый критерий стратификации российского общества: а) пол; в) социальное происхождение; б) возраст; г) высокооалпчтваемая работа.
7. Две причины, сдерживающие рост среднего класса: а) неблагоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса; б) государственная политика регулирования заработной платы; в) государственная поддержка малообеспеченных; г) поддержка предпринимателей в условиях кризиса.
8. На современную социальную стратификацию НЕ влияет наличие: а) влиятельных родственников; б) вузовского образования; в) собственности на средства производства; г) исключительных физических данных.
9. Два признака, влияющие на социальное неравенство в России: а) отраслевые диспропорции в оплате труда; б) возрастные диспропорции в оплате труда; в) территориальные диспропорции развития; г) диспропорции в получении высшего образования.
10. Социальная мобильность резко возрастает в период: а) социальных потрясений; в) эволюционного развития общества; б) экономической стагнации; г) общественного покоя.
Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ 1. Дайте определение понятий. Молодёжь Поколенческая когорта Социализация Инфантильность 2. Охарактеризуйте виды социализации в табл. 20. Таблица 20
3. Напишите мини-эссе по теме «Проблемы социализации современной молодежи», осветив семейные, образовательные, профориентационные, экономические, политические и пр. аспекты. 4. Молодежи присущи три специфические общественные функции, охарактеризуйте их и приведите примеры. Воспроизводственная Инновационная Трансляционная 5. По исследованиям уральского социолога Л.Я. Рубиной, 60 % выпускников вузов меняют свою профессию. Прокомментируйте эти данные. 6. Включив социальное воображение, смоделируйте эффективный процесс всех этапов профориентации молодежи, минимизирующий профессиональные разочарования. 7. Понятие «поколение» имеет 5 значений, представьте их и приведите примеры. 1. Демографическое 2. Интропологическое 3. Историческое 4. Хронологическое 5. Символическое 8. Чем чреват слишком долгий период профессионального образования в информационном обществе? Приведите 3–4 аргумента и примеры.
Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА 1. Укажите принципиальное отличие между браком и семьёй. 2. Укажите характеристики следующих видов брака, их примерную встречаемость (%) в современном российском обществе. 1. Полигамный 2. Моногамный 3. Экзогамный 4. Эндогамный 5. Пробный 6 Официальный 3. Охарактеризуйте следующие виды семьи, укажите их примерную встречаемость (%) в современном российском обществе. 1. Нуклеарная 2. Расширенная 3. По количеству детей 4. Неполная 5. Неоматриархатная 6. Детоцентристкая 7. Однокарьерная 4. Расположите в порядке ранговой значимости следующие функции семьи (впишите соответствующие порядку буквы в табл. 21): а) рекреативная (досуговая); б) хозяйственно-бытовая; в) психологическая; г) финансово-экономическая; д) репродуктивная; е) воспитания и социализации; ж) здововьесбережения. и) развития личности. Таблица 21
5. Прокомментируйте лозунг Президента «Нормальная российская семья – три ребенка». 6. Заполните табл. 22 типов воспроизводства населения. Укажите какой из них характерен для современного российского общества. Таблица 22
7. Напишите мини-эссе на тему «Современная семья: проблемы и их решение». 8. Ответьте на вопросы контрольного теста (буквы правильных ответов внесите в табл. 23). Таблица 23
1. Функция, включающая распределение семейных ролей и видов деятельности: а) эмоционально-психологическая; в) репродуктивная; б) хозяйственно-бытовая; г) сексуальная.
2. Институт семьи влияет на следующие процессы (не менее двух ответов): а) воспроизводство население; б) первичную социализацию подрастающих поколений; в) вторичную социализацию подрастающих поколений; г) совершенствование личности.
3. Два отличительных признака современной семьи – это: а) отсутствие конфликтов и разводов; в) малодетность; б) нуклеарный состав; г) патриархальный уклад.
4. Семья, когда молодожены проживают отдельно от родителей – а) матрилокальная; в) неолокальная; б) патрилокальная; г) унилокальная.
5. Единственная форма брака, узаконенная в современной России: а) полигамия; в) полиандрия; б) моногамия; г) полигимния.
6. Семьи, в которых супруги равны в принятии важных решений – а) эгалитарные; в) традиционные; б) патриархальные; г) полигамные.
7. Воспитание и обучение детей составляет функцию института: а) семьи и брака; в) образования; б) армии; г) экологии.
8. Официальные признаки неблагополучных семей: а) инвалидность одного из членов семьи; б) преступные или девиантные черты одного из членов семьи; в) регулярные конфликты; г) отсутствие одного из родителей; д) обращение в социальные службы за субсидиями.
9. Материнский капитал можно потратить только на: а) улучшение жилищных условий; б) медицинские услуги для мамы; в) оплату образования любого из детей; г) пенсию мамы.
10. Современную семью отличает: а) преимущественная многодетность; б) «двукарьерность»; в) партнерские отношения родителей.
Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Укажите предмет и проблемы социологии образования 2. Что означают понятия? Непрерывное образование Магистратура Профессиональные компетенции Общекультурные компетенции Рейтинги вузов Мониторинги эффективности вузов 3. Структура российской модели образования включает 5 уровней, внутри которых 8 ступеней. Впишите их названия. 1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень 5-й уровень 4. Охарактеризуйте основные категории вузов и приведите примеры. 1. Уникальные университеты 2. Федеральные университеты 3. Национально-исследовательские университеты 4. Отраслевые вузы 5. Обоснуйте, почему кризис образования как инструмента воспроизводства знаний приводит общество к деградации. 6. Прокомментируйте следующие высказывания известного российского социолога Ж.Т. Тощенко: «…Гуманизация высшего образования поможет специалисту не замыкаться в рамках “профессионального кретинизма” и не быть “серой личностью”» «…Студенты равнодушно взирают на “борьбу” преподавателей за качество их подготовки административными методами» 7. Приведите примеры реформирования профессионального и общего образования, постарайтесь оценить удачные и неудачные введения 8. Опишите позитивные и негативные стороны дистанционного образования, подумайте об его оптимизации.
Тема 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ 1. Дайте определения. Модернизация Инновация Социальные движения Постиндустриальное общество Информационное общество 2. Охарактеризуйте следующие виды социальных изменений и приведите примеры. 1. Революции 2. Реформы 3. Модернизации 4. Кризисы 5. Маятниковые 6. Циклические 3. Охарактеризуйте следующие виды модернизации, укажите их проявление в современном российском обществе. 1. Неорганическая 2. Органическая 3. Тупиковая 4. Имитационная 5. Первичная 6. Вторичная 4. Почему любые модернизации и нововведения встречают психологическое сопротивление? Представьте современные примеры и аргументы. 5. Опишите три основные стратегии по отношению к инновациям (особенности и примеры). А. Оборонительная Б. Активно-наступательная В. Умеренно-наступательная 6. Представьте стадии инновационного цикла. 7. Напишите мини-эссе «Инновационные явления в моей профессиональной отрасли». 8. Ответьте на вопросы контрольного теста (буквы правильных ответов внесите в табл. 24). Таблица 24
1. Современная модернизация в России сопровождается: а) трансформацией социальных институтов; б) снижением социального неравенства; в) ростом имеющих высшее образование; г) отсутствием социальных противоречий.
2. Органическому типу модернизации свойственно: а) создание принципиально новых норм, технологий, продуктов; б) копирование иностранных идей, стандартов, проектов; в) общественная непопулярность идей модернизации; г) эффективная научно-образовательная политика.
3. В основе психологического сопротивления инновациям лежат: а) привычки и традиции; б) конструктивные идеалы; в) равнодушие, инерция, лень, серость и пр.; г) риски для жизни.
4. К характеристикам информационного общества относятся: а) появление класса «когнитариата»; б) снижение информационной прозрачности; в) потребление информации только элитой; г) повышение доли индустриальной экономики.
5. К неорганическому (запаздывающему) типу модернизации относятся следующие изменения: а) экспорт нововведений; б) импорт нововведений; в) развитие собственных достижений и традиций; г) стабильный научно-технический прогресс.
6. Имитационный тип модернизации отличает: а) адаптация к национальным условиям скопированных образцов; б) фрагментарные заимствования из других культур; в) обновленный стиль поведения топ-менеджмента; г) грамотная программа модернизации.
7. Примерами движений, выступающих за мирное решение проблем, являются … движения. а) революционные; в) реформистские; б) пацифистские; г) антивоенные.
8. К социальным движениям по сфере интересов относятся: а) демократические; в) экологические; б) политические; г) тоталитарные. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||