Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » СГТУ, культура речевой коммуникации (контрольная работа) |
24.09.2014, 18:07 | |
I. Нормы литературного языка Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Солнеч?ный жар и блеск уже см…нились пр...хладой ночи и н(е, и)ярким светом молодого мес...ца который образов...вая около себя бледный св…тящийся (полу)круг на темной син...ве звез?ного неба нач…нал опуска(тся, ться). Стройные р...ды садов в...дневшиеся на г…ризонте из(за) выбеле(н, нн)ых осв...ща…мых луною з...млянок с камыш...выми крышами к…зались еще выше и чернее. Дли(н, нн)ые тени домов д...рев(ь, ъ)ев заборов л...жились красиво по светлой пыльной дорог... . Торопливо сев на лошадь я пустился дог…нять отряд. Ар(ъ, ь)ергард еще был в воротах крепост... . (На)силу пробрался я по мосту между ст…лпивш…мися орудиями ящиками ротными повозками и шумно распор…жающ…мися офицерами. Выехав за ворота я рысью об(ъ, ь)ехал чуть (ни, не) на версту ра…т...нувши…ся молч...ливо двигающ…еся в т...мноте войска и догнал генерала. Задание 2. Спишите. Проставьте ударения в словах. Партер, начавший, осужденный, диспансер, экспертный, красивее, закупорил, избаловал, квартал, ходатайствовать, газопровод, упрочение, вероисповедание, каталог, гальванометр, обеспечение, хронометр, километр, христианин, кулинария, наркомания, флюорография, асимметрия, договор, большие средства, эксперт, мусоропровод. Задание 3. Подберите русские синонимы к словам. Например: Декорум – приличие, благопристойность. Персональный, интенсивный, детально, абсурд, ликвидация, абстрактный, вульгарный, пассивный, игнорировать, оригинальный, актуальный, идеальный. Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами. Например: Трудно иметь дело с человеком, когда он без царя в голове. Сломя голову, дело в шляпе, как с гуся вода, медвежья услуга, плакать в жилетку, рог изобилия, манна небесная, на всю катушку, кормить завтраками, за длинным рублем, лезть на рожон, с распростертыми объятиями. Задание 5. Подберите определения, правильно согласуя их с существительными. Например: вкусное какао. Жюри, коммюнике, бра, НИИ, атташе, авеню, кофе, пенальти, киви, авокадо, рандеву, кольраби, какаду, Онтарио, Миссури, МГУ, Дели, Сочи, кенгуру, Гагры, США, эссе. Задание 6. Перепишите, выбирая нужную форму. В случае затруднения обращайтесь к теоретическому материалу курса (Грамматические нормы русского литературного языка). 1. Инженерам удалось подобрать (проводники – проводников), которым не были страшны условия тысячеградусной температуры и интенсивного облучения. 2. Дирекция была вынуждена наложить взыскания на (проводники-проводников), которыми не были вовремя сданы денежные отчеты. 3. Радарные установки засекли (истребитель – истребителя) на высоте 12 километров. 4. Следует призвать к ответственности (лица – лиц), которые нарушают общественный порядок. 5. На фотографии нетрудно узнать (лица - лиц) друзей и знакомых. 6. Изучать (звезды – звезд) минимального уровня светимости помогает электронная радиоаппаратура. Задание 7. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. В случае затруднения обращайтесь к теоретическому материалу курса (Грамматические нормы русского литературного языка). ПРИМЕЧАНИЕ: В ответе исходные варианты можно не указывать. 1. Шахматная партия была отложена в более лучшем положении для белых. 2. Больной попросил сестру налить себе воды. 3. Богданов отказался вместе с другими студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на плохое здоровье. 4. Печать, в частности местные газеты, уделили много внимания этой проблеме. 5. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 6. Был бы моим начальником кто другой, я бы иронизировал и ругал этого другого, а не Вас. 7. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве Набокова. 8. Здравицы Крыма и Краснодарского края вновь открыты для отдыхающих. 9. Переведя на другой язык стихотворение, оно теряет красоту. 10. Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. II. Стилистика Задание 1. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Устраняя лексическую избыточность, но без потери информативности, преобразуйте их в более лаконичные либо замените синонимичными выражениями, характерными для официально-делового стиля. Например: перестроить все заново с изменением структуры – реорганизовать. Взаимоотношения между нашей и Вашей фирмами – наши взаимоотношения . Абсолютно новый документ, собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты, сотрудничать вместе с вами, каждый в отдельности считает, приложенные при этом документы, точно совпадающие данные, повторите снова Ваше предложение, все еще остается не решенным, я прошу Вас. Задание 2. Составьте небольшие деловые письма следующего содержания. При выполнении задания используйте образцы, данные в разделе ПРИЛОЖЕНИЕ 2, и языковые клише из Приложения 1. В деловой записке попросите фирму, о производимых товарах которой Вы прочитали в газете «Аргументы и факты», сообщить Вам подробно о своей продукции. Вы, фирма-посредник, могли бы передать эту информацию заинтересованным лицам. Задание 3. Аргументируйте свое суждение в различных разновидностях делового письма, связанного с Вашей профессиональной деятельностью. При выполнении задания используйте образцы, данные в разделе ПРИЛОЖЕНИЕ 2, и языковые клише из Приложения 1. - письмо-напоминание (напомнить о…), - письмо-приглашение (принять участие в…), Задание 4. Подберите научную статью по своей специальности. Приведите ее выходные данные. 1. Выпишите из нее 10 терминов. 2. Напишите реферат статьи.
| |