Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » СГТУ, культура речевой коммуникации (контрольная работа) |
24.09.2014, 18:03 | |
I. Нормы литературного языка Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. ...Поэты наши (с,з)делали д...бро уже тем что разнесли благ...звучие, (до)толе (н...)бывалое. (Н...)знаю в какой другой литературе показали стих...творцы такое бе...конечное разн...бразие о?тенков звука, чему (от)части разумее...ся сп...собствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особен?ый звон. Этот метал?ический, бронзовый стих Державина которого до сих пор не может еще п...забыть наше ухо; этот густой как смола или струя столетн…го токая стих Пушкина; этот с…яющий праз?ничный стих Языкова вл…тающий как луч? в душу весь соткан?ый из света; этот облитый ар...матами (полу)дня стих Батюшкова сладос?ный как мед из горного ущелья; этот ле..кий воздушный стих Жуковского п…рхающий как (н..)ясный звук эоловой арфы; этот т...ж...лый как(бы) вл…чащийся по земле стих Вяземского проникнутый подчас едкой щ...мящ...й русской грустью, - все они точно разн..звон?ые к..л..к..ла или бе...числе(н,нн)ые клав…ши одного велик...лепного органа разнесли благ...звучие по русской земле. Задание 2. Спишите. Проставьте ударения в словах. С пятью из них составьте предложения. Запишите эти предложения, указав место постановки ударения в использованных словах. Вероисповедание, партер, жалюзи, диспансер, газопровод, августовский, красивее, закупорил, нефтепровод, бармен, феномен, сосредоточение, гальванометр, километр, христианин, кулинария, наркомания, флюорография, асимметрия, договор, большие средства, заключит, начавший, новорожденный. Задание 3. Определите значения паронимов. С тремя парами из них составьте предложения, так, чтобы определить различия в их значении. Например: наследие (духовная сфера) – наследство (материальная сфера): Отец оставил мне в наследство этот дом. – Роман «Евгений Онегин» - важная составляющая творческого наследия А.С. Пушкина. Себялюбие – самолюбие, союзник – сообщник, эффектный – эффективный, гуманистический – гуманный, искусный – искусственный, невежа – невежда. Задание 4. Подберите антонимы к словам в каждом из указанных значений. Например: дорогой (сервиз) – дешевый, дорогой (человек) – нелюбимый, неблизкий и т.д. Свежий (хлеб, журнал, молоко, ветер, взгляд); горький (участь, лекарство). Задание 5. Составьте словосочетания, соблюдая нормы управления: 1. Обвинять, осуждать (неискренность); 2. Отличать, различать (гласные и согласные звуки); 3. Уверенность, вера (победа); 4. Оплатить, уплатить (проезд). Задание 6. Поставьте в форму Р.п. мн.ч. существительные. Колготки, караты, блюдца, туркмены, турки, баклажаны, граммы, рельсы, туфли, яблоко, доля, армянин, казах, помидоры, шило, яблоко, кино, вольты, граммы, полотенца, туфли, ботинки Задание 7. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. В случае затруднения обращайтесь к теоретическому материалу курса (Грамматические нормы русского литературного языка). ПРИМЕЧАНИЕ: В ответе исходные варианты можно не указывать. 1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы. 2. Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям. 3. Печорин лишает любимого коня Казбича. 4. Первое полгода пролетело быстро. 5. Все было выполнено согласно приказа. 6. Девушка стала вглядываться к подозрительным теням. 7. Он одел комбинезон и отправился в цех. 8. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 9. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. 10. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд. II. Стилистика Задание 1. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Устраняя лексическую избыточность, но без потери информативности, преобразуйте их в более лаконичные либо замените синонимичными выражениями, характерными для официально-делового стиля. Например: перестроить все заново с изменением структуры – реорганизовать. Взаимоотношения между нашей и Вашей фирмами – наши взаимоотношения. Абсолютно новый документ, собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты, сотрудничать вместе с вами, каждый в отдельности считает, приложенные при этом документы, точно совпадающие данные, повторите снова Ваше предложение, все еще остается нерешенным, я прошу Вас. Задание 2. Составьте небольшое деловое письмо следующего содержания. (При выполнении задания используйте образцы, данные в разделе ПРИЛОЖЕНИЕ 2, и языковые клише из Приложения 1.) В деловой записке попросите фирму, о производимых товарах которой Вы прочитали в газете "Аргументы и факты", сообщить Вам подробно о своей продукции. Вы, фирма-посредник, могли бы передать эту информацию заинтересованным лицам. Задание 3. Восстановите полный текст делового письма на основе данного фрагмента. При выполнении задания используйте образцы, данные в разделе ПРИЛОЖЕНИЕ 2, и языковые клише из Приложения 1. Благодарны Вам за быстроту, с которой Вы исполнили наш заказ, но в то же время мы вынуждены обратить Ваше внимание, что в двух ящиках №__, №_... Задание 4. Подберите научную статью по своей специальности. Приведите ее выходные данные. 1. Выпишите из нее 10 терминов. 2. Определите основные тезисы статьи. 3. Составьте аннотацию к данному тексту.
| |