Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Риторика |
10.10.2017, 21:09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий объем контрольной работы не должен превышать шести страниц печатного текста с учетом приведенного текста речи, выбранной для анализа в первом задании. Письменное контрольное задание по дисциплине «Риторика» состоит из двух видов самостоятельной работы: аналитической (риторический анализ текста публичного выступления) и творческой ( речь – рассуждение на заданную тему в формате восьмичастной хрии). Каждое задание имеет соответствующий вес, указанный в таблице.
1. Первое задание представляет собой риторический анализ речи, который выполняется по следующим критериям: 1) Тип дискурса (например: политический, академический, управленческий и т.д.) 2) Тип и жанр речи (например: тип речи – аргументирующий; используемые жанры – убеждение, оценка, призыв). 3) Речевые стратегии и тактики (например: стратегия взаимных уступок и сближения позиций; тактика открытых или восполняющих вопросов, тактика частичного согласия). 4) Речевые действия: · Методы изложения материала (например: рассуждение, разъяснение) · Способы доказательства (например: прямое и косвенное) · Виды аргументов (например: ссылка на факты, ссылка на документы, умозаключение). · Виды речевого воздействия (например: прямое или косвенное (намек), манипуляция). · Приемы диалогизации (например: адресация, вопросно-ответный ход). · Способы привлечения и удержания внимания (например: авансирование, шутливая реплика). · Приемы речевой выразительности (например: градация, сравнение, эллипсис) Для выполнения первого задания внимательно прочитайте учебную литературу, где объяснены понятия, являющиеся критериями анализа текста (тип речи, жанр, стратегия, тактика и т.д.). Обратите внимание на то, что в качестве примеров приведены лишь некоторые из возможных речевых действий – их не следует автоматически вписывать в анализ выбранной Вами речи без необходимых для этого оснований. Каждая речь имеет свои цели, особенности и демонстрирует специфические речевые действия, определить которые – задача проведенного Вами анализа. К каждому пункту анализа приводите пример из текста речи, который свидетельствует о том, что Вы правильно определили ее тип и жанр, стратегию и тактику, методы изложения материала и т.д. Рекомендуется выполнить первое задание в виде таблицы, объем которой не должен превышать 2-х листов. Перед таблицей следует поместить текст речи, которую Вы будете анализировать. Вторая и третья колонка заполняются Вами самостоятельно, в соответствии со спецификой речи. Не следует повторять приведенный ниже образец заполнения второй колонки, если материал выступления ему не соответствует.
При заполнении таблицы следует иметь в виду, что количество строк можно добавлять и убавлять, если это необходимо. Тексты выступлений можно найти на сайтах, указанных в списке Интернет-ресурсов. При выборе текста руководствуйтесь следующими критериями: 1) устный характер речи, 2) объем не больше двух страниц. Возможны небольшие купюры (выпуски текста), если некоторые фрагменты выступления кажутся вам избыточными, не принципиальными для анализа. Для обозначения купюр используйте знак <…>. Речь, с которой вы работаете, не должна повторяться в пределах одной учебной группы.
2. Второе задание представляет собой написанную Вами речь – рассуждение на заданную тему в формате восьмичастной хрии: это модель построения риторической аргументации, которая предполагает всестороннее рассмотрение тезиса. Хрия (греческий термин, означающий «речь, изречение») состоит из следующих восьми элементов: 1. вступление: краткая характеристика автора изречения, 2. экспозиция: объяснение темы, Ваше понимание и интерпретация темы, 3. прямое доказательство: аргументация в защиту тезиса, 4. косвенное доказательство: доказательство от противного, 5. доказательство по аналогии: выполняется на основе сравнения, 6. пример из истории, подтверждающий тезис, 7. свидетельство: мнение авторитетных авторов, высказывающихся на эту же тему, 8. заключение: краткий и выразительный вывод. Тезисом рассуждения является какое-либо известное высказывание или пословица. В своем рассуждении Вы стараетесь разными способами (пункты 3, 4, 5) доказать его истинность. Пример выполнения такого рассуждения приводится ниже. «Корень учения горек, но плоды его сладки» 1. Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. 2. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества. 3. Корень, то есть начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: 1) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое…; 2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений; 3) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением. Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что плоды, т.е. последствия учения, приятны, ибо: 1) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. 4. Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд. 5. Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее он возделывает свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. 6. Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных! 7. То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». (Пушкин). 8. О вы, которых ожидает отечество от недр своих!.. дерзайте…»раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
Для выполнения задания выберите высказывание из приведенного ниже списка: номер высказывания должен соответствовать номеру, под которым значится Ваша фамилия в списке группы. В пределах группы высказывания, взятые для рассуждения, не должны повторяться. Составляя речь – рассуждение, нумеруйте последовательность выполняемых речевых действий, как это сделано в приведенном примере: их должно быть восемь. Объем текста хрии не должен превышать двух страниц. Темы для составления речи-рассуждения1. «Для того, чтобы быть хорошим оратором, надо прежде всего быть хорошим человеком» (Квинтилиан). 2. «Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить» (Цицерон). 3. «Поэтами рождаются, ораторами становятся» (Цицерон). 4. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие…» (Жан Лабрюйер). 5. «Чем больше вы скажите, тем меньше люди запомнят» (Ф. Фенелон). 6. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни» (К. Аксаков). 7. «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно, живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра» (Сэмюэль Смайлс). 8. «Развитие речи в обществе является залогом успеха и благоденствия общества» (Ю. В. Рождественский). 9. «Образование — это то, что остается, когда мы забыли все, чему нас учили» (Альберт Эйнштейн). 10. «Даром ничто не дается: судьба жертв искупительных просит» (Николай Некрасов). 11. «Жизнь коротка, искусство долговечно» (Гиппократ). 12. «Каждый народ достоин своей участи» (Шарль Луи Монтескье). 13. «Лучшее — враг хорошего» (Вольтер Мари Франсуа Аруэ). 14. «От великого до смешного один шаг» (Наполеон Бонапарт). 15. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (Антон Чехов). 16. «Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой» (Оскар Уайльд). 17. «Человек молод, когда он еще не боится делать глупости» (Петр Капица). 18. «Бизнес — это умение разговаривать с людьми» (Якокка Ли). 19. «Любое общение — это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу» (Г. П. Грайс). 20. «Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Дейл Карнеги). 21. «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» (Дон Аспромонте). 22. «Кто любит свою собаку, должен любить и ее блох» (Мудрость индейцев банту). 23. «Нет ни одной возвышенности, возле которой не было бы впадины» (Манфред Келлер). 24. «Если правильно поставить парус, то неважно, откуда дует ветер» (Бернхард Плеттнер). 25. «Цену человеку можно узнать по тому, как он распоряжается своим свободным временем» (Карл Хайнрих Ваггерль). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||