ВСЭИ, общепсихологический практикум (самостоятельная работа)
Узнать стоимость этой работы
10.10.2014, 08:08

1. Вариант

1. Построение первичной формы теста.

В ходе выполнения данного задания, необходимо выбрать психологический феномен и стандартизованную методику для его измерения. Создать банк вопросов (первичная форма теста) для диагностики данного психологического феномена и соотнести, с помощью корреляционного анализа, результаты  диагностики стандартизованной методики и первичной формы теста [4, 279].

2. Изучение невербального поведения личности методом экспертной оценки.

Пронаблюдайте за особенностями невербального поведения испытуемого в различных жизненных ситуациях, результаты наблюдения оцените методом экспертной оценки. Сделайте вывод о невербальном репертуаре испытуемого, его способности к управлению и адекватному использованию невербальных средств общения [1, Приложение 1]. 

3. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.

Выясните, в ходе эксперимента, зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека. Для организации эксперимента воспользуйтесь классификацией изображений предметов и составлением числового ряда [4, 92].

2. Вариант

1. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.

Экспериментатору необходимо определить характеристики распределения и устойчивости  произвольного внимания при выполнении задания на цифровом материале. Задача испытуемого заключается в обнаружении и записи троек простых и четных чисел. Вычислить показатели распределения внимания  как результат отношения правильных ответов испытуемого к общему числу правильных ответов по протоколу. Построить график устойчивости внимания по скорости выбора стимула испытуемым (по оси абсцисс отложить временные промежутки, на оси ординат – скорость выбора стимула) [4, 133].

2. Исследование личности биографическим методом

В ходе беседы с испытуемым заполните формализованную биографическую анкету. Составьте хронологическую таблицу личностного развития, отмечая даты, основные события жизни испытуемого и переживания связанные с ними. Результаты обработайте методом контент - анализа, основные темы для анализа событий: социальная ситуация развития личности, фон эмоциональны переживаний, ценностные ориентации, основные личностные конфликты [4, 324].  

3. Измерение объема оперативной памяти.

Выявите зависимость объема оперативной памяти для вербального материала от частоты употребления слов. Используя ряды двухсложных слов большей и малой частоты употребления, определите объем оперативной памяти испытуемого.  Результаты исследования оформите в виде графика (на оси абсцисс - длина ряда, на оси ординат – объем оперативной памяти испытуемого). Проанализируйте ошибочные воспроизведения [4, 103].

3. Вариант

1. Изучение распределения, переключения и объема внимания (таблицы Горбова-Шульте).

Для эксперимента необходимо оформить черно-красную таблицу для изучения свойств внимания испытуемого. Провести эксперимент в 3 этапа, называя и показывая на таблице черные цифры в возрастающем порядке, красные в убывающем, а затем одновременно называть черные и красные цифры, совместив  обе инструкции. Определив время прохождения каждого этапа,  выявить особенности свойств внимания испытуемого [1, приложение 4].

2. Изучение индивидуальных особенностей памяти («Пиктограмма автор»).

Испытуемому предлагается от 10 до 30 слов абстрактного содержания. Для запоминания каждого понятия необходимо выполнить рисунок или условный знак, т.е. обозначить слово через образ.    После выполнения задания, через 15-20 минут, эксперт проверяет способность испытуемого восстановить понятия по его собственным пиктограммам.  Затем пиктограммы испытуемого анализируются по 3 критериям: адекватности, абстрактности, оригинальности [4, 155].

3. Исследование речи (направленный ассоциативный эксперимент).

Испытуемому предъявляются 30 слов-стимулов, в ответ на которые ему необходимо назвать слово противоположного значения (антоним). Экспериментатор оценивает ответы по критериям: адекватности-неадекватности.  Экспериментатор делает вывод о знании языка, умении логически мыслить, дифференцировать индивидуальные особенности [4, 180].

4. Вариант

1. Изучение устойчивости и концентрации внимания методом корректурной пробы.

Метод корректурной пробы основан на приме­нении специальных корректурных таблиц, в которых построчно размещены буквы, цифры или другие фигуры. Знаки размещены в случайном порядке. Задача испытуемого – с возможно большей скоростью просматри­вать таблицу, начиная каждую строчку слева направо, отыскивать и вычеркивать все встречавшиеся буквы К, С, Е. Время работы - 10 мин. Подсчитывается три показателя: количество просмотренных строк;  количество просмотренных знаков за минуту; количест­во допущенных ошибок. Подсчитывается коэффициент концентрации внимания. По результатам таблицы вычерчивается график устойчивости внимания [1, приложение 3].

2. Измерение объема кратковременной памяти

Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому последовательно предъявляются 7 рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Экспериментатор по одному разу читает, каждый ряд, начиная  с самого короткого. После прочтения каждого ряда, испытуемый воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. По результатам исследования строиться график зависимости продуктивности запоминания от количества материала, вычисляется объем памяти [4, 95].   

3. Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Экспериментатор предлагает испытуемым 4 типа заданий с ограничением времени до 1 минуты: записать женские имена на букву «Р»; дорисовать круги; написать предложения из четырех слов, начинающихся на буквы «П,И,О,Л»; использовать, как можно чаще, слабоструктурированный образ (волнистая линия, круг и т.д.) в законченном рисунке. Экспериментатор оценивает активность беглости и гибкости вербального и наглядно-образного мышления по количеству указанных слов, предложений, рисунков [4, 147].

5. Вариант

1. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задачи.

Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравне­нии результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – дву­мя: предыдущим и другим, более рациональным. Испытуемым предлагается 10 задач, после их решения каждый испытуемый на своем бланке проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач 6-10 является  использование минималь­ного числа арифметических действий – двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ. Экспериментатор делает вывод об особенностях ригидности мышления испытуемого [1, приложение 8].

2. Изучение особенностей понятийного мышления (методика «Исключение  лишнего»)

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них – набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть [1, приложение 7].

3. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.

Экспериментатору необходимо определить, насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Испытуемому предлагается запомнить на слух 15 слов и воспроизвести их в произвольном порядке. Затем испытуемому предлагается запомнить 15 пар слов, каждая пара cлов состоит из слова-опоры и слова-объекта, которые испытуемый должен запомнить. По окончании предъявления ряда, экспериментатор зачитывает только слова-опоры, в протоколе фиксирует правильность воспроизведения слов-объектов. Экспериментатор делает вывод об эффективности запоминания при переходе к использованию специальных средств [4, 109].     

6. Вариант

1. Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт»

Под лабильностью мыслительных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить  способность переключаться с одного способа решения на другой. Пока­зателем лабильности мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти словесных лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления) [1, приложение 9].

2. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии.

Пронаблюдайте за поведением испытуемого в конкретной ситуации. По шкале оценки степени эмоционального возбуждения личности оцените внешние проявления эмоционального возбуждения по поведению, мимике, движениям, речи, позам, вегетативным сдвигам.   Опишите уровень эмоционального возбуждения личности [1, приложение 2].

3. Изучение понятийного мышления (методика «Сравнение понятий»).

Испытуемым предлагается бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 - к разным. Испытуемым необходимо указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Экспериментатор делает вывод об умении испытуемых выделять и обобщать признаки понятий [4, 158].

7. Вариант

1. Исследование речи (прямой ассоциативный тест).

Испытуемому предъявляются 30 слов-стимулов, в ответ на каждый ему необходимо назвать ассоциацию. Экспериментатор сравнивает пары стимул-реакция по двум критериям: логические (центральные и периферические) и грамматические  (синтагматические и парадигматические) реакции.  Экспериментатор делает вывод о знании языка, умении логически мыслить, умении выделять рядоположные объекты и их признаки [4, 174].

2. Изучение привлекательности работы как показателя социально-психологического климата.

Испытуемым предлагается опросник для изучения привлекательности труда [4, 452]. По данному опроснику необходимо оценить реально существующие условия и обстоятельства работы и идеальные, т.е. с учетом потребностей и притязаний испытуемого. Экспериментатор определяет степень субъективной привлекательности работы путем соотношения реальных оценок испытуемого и его представлений об идеальных условиях труда. Отрицательные значения интерпретируются как неудовлетворенность тем или иным аспектом работы, положительные – как привлекательность данного аспекта для человека [4, 448].

3. Изучение индивидуальных особенностей мышления (методика «Понимание пословиц»).

Испытуемым предъявляется набор из 35 пословиц, испытуемые после прочтения пословиц в специальном бланке оценивают свое отношение к ним по 5 бальной шкале (5 – типично для поведения, 4 – часто, 3- иногда, 2 редко, 1 – не типично, 0 – совсем не понял смысл пословицы). Экспериментатор делает вывод о способности испытуемого понимать переносный смысл пословиц, соотносить их с предпочитаемым стилем собственной жизнедеятельности [4, 167].

8. Вариант

1. Исследование познавательных интересов по «Карте интересов», разработанной А.Е. Голомштоком.

Испытуемым предлагается ответить на вопросы теста «Карта интересов» по шкале: «++» – очень нравиться, «+» – нравиться, «0» – сомневаюсь в ответе, «-» – не нравиться, «--» – очень не нравиться. В заполненном бланке подсчитывается количество минусов и плюсов по каждому столбцу, путем сложения результатов с учетом знака, определяется степень выраженности интереса по каждому направлению. Для наглядного представления результатов исследования можно построить график, где по оси абсцисс отложить выраженность интересов, а по оси ординат области интересов. Составить рекомендации испытуемому о выраженности его познавательных интересов и направленности на сущностные стороны профессии [4, 379]. 

2. Изучение эмпатии (авторы методики А. Маграбян, Н. Эпштейн).

Испытуемому предлагается оценить степень своего согласия  с 25 утверждениями по шкале «всегда, часто, редко, иногда». Экспериментатор по ключу к опроснику подсчитывает общий балл по свойству эмпатии. Путем перевода первичных баллов в стеновые показатели определяет  степень выраженности эмпатии у испытуемого [4, 299].

3. Исследование понятийного мышления (методика «Логика связей»).

Испытуемому предлагается определить тип связи между понятиями в 6 парах слов [4, 162]. Если испытуемый успешно справляется с первой частью задания, ему предлагают 20 пар понятий связь, между которыми, необходимо определить по типу одного из соотношений первых 6 пар (1 – часть-целое, 2 – род-вид, 3 – степень, 4 – антонимы, 5 – причина-следствие, 6 – синонимы).  Экспериментатор делает вывод о способности испытуемого устанавливать абстрагированные типы связей между понятиями [4,161].

9. Вариант

1. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Испытуемому предлагается, проставить как можно  больше точек в каждом квадрате бланка за отведенное время (5 секунд на квадрат). Экспериментатор подсчитывает количество точек в каждом квадрате и строит график работоспособности, где по оси абсцисс откладывает   5-секундные промежутки времени, на оси ординат – количество точек в каждом квадрате. На основании анализа формы кривой экспериментатор делает вывод о силе нервной системы испытуемого [4, 234].

2. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.

Испытуемые, супружеская пара, отвечают на вопросы методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» по шкале «3 – полностью согласен, 2- в общем, верно, 1 – это не совсем так, 0 – это неверно». Экспериментатор суммирует баллы по шкалам семейных ценностей и по  подшкалам «ожидание» и «притязание».  По соотношению «ожиданий» и «притязаний» супругов экспериментатор делает вывод о ролевой адекватности супружеской пары [4, 486].

3. Исследование индивидуальных особенностей речи (цепной ассоциативный тест)

Экспериментатор предлагает испытуемому, в течение одной минуты, записывать все слова «приходящие ему в голову». Затем экспериментатор определяет длину  и структуру ассоциативного ряда. Экспериментатор совместно с испытуемым дает название каждому семантическому гнезду и определяет средний размер семантического гнезда. Возможно повторение эксперимента с одним испытуемым несколько раз. Экспериментатор делает вывод  о динамических особенностях речемыслительной деятельности и направленностью подсознательных и осознанных процессов [4, 182].

10. Вариант

1. Исследование тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера).

Испытуемому предлагается 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки личностной тревожности и 20 – ситуативной тревожности. Экспериментатор обрабатывает ответы испытуемого с помощью ключа, делает вывод об уровне личностной и ситуативной тревожности испытуемого[4, 289].  

2. Исследование динамики процесса заучивания (методика «Заучивание 10 слов», автор А.Р. Лурия). Испытуемому предлагается запомнить 10 слов, до 5 проб до полного воспроизведения. Экспериментатор подсчитывает общее количество правильных воспроизведений при каждом повторении, строит график заучивания, для этого на оси абсцисс отладывает порядковый номер повторения, на оси ординат – количество правильных воспроизведений. Экспериментатор делает вывод о динамике процесса заучивания испытуемого  [1, приложение 6].

3. Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения

Экспериментатор предлагает испытуемому текст с пропущенными словами (пропущено каждое 5-е слово). Испытуемый заполняет пропуски и после проверки правильности заполнения, экспериментатор подсчитывает процентный показатель правильности. Экспериментатор делает вывод об особенностях когнитивных процессов испытуемого, его способности к усвоению текстовой информации [4, 198].

Выполнение и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 3 задания в каждом, варианты закрепляются за студентом по последней цифре в номере зачетной книжки.

Контрольная работа включает в себя 3 этапа:

1 этап – состоит из анализа предмета исследования, описания процедуры исследования, характеристики выборки;

2 этап – состоит из практического исследования индивидуальных особенностей испытуемых (3 и более респондентов) по выбранной методике;

3 этап – аналитический и состоит из обработки результатов, составления выводов по проведенному исследованию.

Основные разделы, которые должны быть отражены в контрольной работе в предложенной последовательности:

1. Титульный лист – название исследования, ФИО экспериментатора, место проведения эксперимента.

2. Введение (теоретические анализ предмета исследования).

3. Процедура исследования:

3.1. Характеристика испытуемых.

3.2. Экспериментальный материал.

3.3. Этапы эксперимента.

3.4. Результаты исследования (количественный анализ, таблицы, графики, диаграммы).

3.5. Обсуждение результатов (качественный анализ, выводы по исследованию).

3.6. Самоотчет испытуемого в произвольной форме (отношение испытуемого к процедуре исследования, экспериментатору, результатам исследования).

4. Список используемой литературы.

Общий объем работы: 10-14 стр.

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к выполнению контрольных работ во ВСЭИ.

Учебно-методическое обеспечение

А. Основная литература

1. Никулина Е.В. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие.– Киров: ВСЭИ, 2008.

2. Рудненко А.М. Психологический практикум: Учебное пособие.– М.: Феникс, 2010

Б. Дополнительная литература

3. Зинченко В.П. Методологические основы психологии. – М.: МГУ, 1983.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2000.

5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии. – М.: Прогресс, 1986.

6. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. – М.: Академия, 2003.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.,1998.

В. Программное обеспечение

Не предусмотрено

Г. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http:// www.ht.ru; http:// www.psytest.ru; http://koob.ru; http://ihtik.lib.ru; http://elibrary.ru; http://vsetesti.ru; http://azps.ru; http://www.imaton.ru.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика