Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
11.10.2024, 14:55 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание 1 Раздел 1. Стресс и стрессовые состояния в современном обществе: подходы к изучению Лекция 1.1. Стресс и проблемы адаптации личности к жизни в современном обществе Задание 1.1 Воспользовавшись предложенным бланком, впишите аргументированные ответы на вопросы в свободной форме. Бланк для ответов на вопросы задания
Рекомендация по выполнению задания 1.1 Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу. Задание 1.2 Определите особенности своего психического состояния и самочувствия. Рекомендации по выполнению задания 1.2 1. Познакомьтесь с методикой (симптоматическим опросником) «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова): Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. – Санкт-Петербург : Питер. – 2009. – С. 31–33. 2. Проведите психологическую диагностику своего самочувствия на данный период времени, проанализируйте полученные данные и сделайте выводы. 3. Сформулируйте рекомендации по оптимизации самочувствия, если такая необходимость существует.
Практическое задание 2 Раздел 1. Стресс и стрессовые состояния в современном обществе: подходы к изучению Лекция 1.3. Нейрофизиологические основы возникновения стрессовой реакции Лекция 1.4. Подходы, модели и теории в изучении стресса Задание 2.1 Ответьте письменно на вопросы. 1. Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы? 2. В чем заключается физиологическая роль выброса в кровь таких гормонов, как адреналин и норадреналин на начальных этапах стресс-реакции? 3. К каким нежелательным эффектам приводит чрезмерное выделение глюкокортикоидов при включении в стресс-реакцию адренокортикального механизма? 4. Раскройте факторы, влияющие на развитие стресса: 4.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. 4.2. Родительские сценарии. 4.3. Личностные особенности. 4.4.Факторы социальной среды. 4.5. Когнитивные факторы Рекомендация по выполнению задания 2.1 Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, ответьте аргументированно на вопросы. Задание 2.2 Заполните письменно таблицу «Подходы к анализу стресса».
Рекомендация по выполнению задания 2.2 Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу.
Практическое задание 3 Раздел 2. Преодоление стресса и стрессовых ситуаций: диагностика, профилактика и коррекция Лекция 2.3. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Копинг-ресурсы Задание 3.1 Ответьте письменно на вопросы. 1. Что означают понятия «копинг», «копинг-поведение»? 2. Что означает понятие «стратегия преодоления»? Какие существуют основания для классификаций стратегий преодоления стрессовых ситуаций? 3. Назовите факторы, определяющие особенности преодоления стресса человеком. 4. Раскройте понятие «копинг-ресурсы». Укажите виды и источники ресурсов преодоления стрессовых ситуаций. 5. Какие особенности личности, на ваш взгляд, являются базовыми для успешного (продуктивного) преодоления стресса? Рекомендации по выполнению задания 3.1 Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, ответьте на вопросы. Задание 3.2 Прочитайте статью и законспектируйте ответы на вопросы, опираясь на текст статьи. Рекомендации по выполнению задания 3.2 1. Прочитайте предложенную статью Бодрова В.А. (см. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал, 2006, том 27, № 3. – С. 106–116). Проанализируйте предложенную им классификацию стратегий и стилей преодоления стресса. 2. В виде конспекта письменно ответьте на вопросы после анализа содержания статьи: 2.1. Кто из исследователей в зарубежной и отечественной психологии занимался проблемой изучения поведения в стрессовых ситуациях? Назовите их и перечислите их основные идеи. 2.2. Дайте определение понятиям «стратегия поведения», «стиль поведения». Чем различаются данные понятия? 2.3. Перечислите продуктивные стратегии преодоления стресса. 2.4. Какие стратегии преодоления стресса являются непродуктивными? 2.5. Какие стили преодоления стресса выделяют в науке? Чем различаются эти стили? 2.6. Перечислите индивидуальные особенности личности, которые влияют на выбираемые стратегии и стиль поведения в стрессовой ситуации. 3. Свои ответы на предложенные вопросы изложите в свободном авторском стиле, избегая повторного копирования текста статьи слово в слово.
Практическое задание 4 Раздел 2. Преодоление стресса и стрессовых ситуаций: диагностика, профилактика и коррекция Лекция 2.4. Психологическая диагностика и оценка стресса Задание 4.1 Проведите психологическую диагностику своего поведения в напряженных ситуациях. Рекомендации по выполнению задания 4.1 1. Проведите психологическую диагностику своего поведения в напряженных ситуациях, используя опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (см. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. – Санкт-Петербург : Питер. – 2009. – С. 251–261). 2. Напишите психологическое заключение об особенностях вашего поведения и предпочитаемых стратегиях преодоления стресса. В заключение обратите внимание на то, какие стратегии являются продуктивными (конструктивными), а какие – непродуктивными. 3. Сформулируйте рекомендации по развитию навыков применения конструктивных стратегий преодоления стресса и минимизации непродуктивных. Задание 4.2 Разработайте программу психодиагностического исследования личности с целью определения психического состояния, степени подверженности стрессу и особенностей поведения в стрессовой ситуации. Обоснуйте отобранные методики, сформулируйте выводы. Полученные данные оформите в виде психологического заключения. Рекомендации по выполнению задания 4.2 1. Опираясь на текст учебника, дополнительную литературу по психодиагностике (см. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – С. 251–261; Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – C. 332–334). Выберите не менее трех методик, позволяющих определить особенности психического состояния, подверженности стрессу и способу поведения в стрессовой ситуации, лидерского потенциала, уровня выраженности лидерских качеств, стиля руководства. 2. Напишите названия этих методик, их авторов, цель каждой методики. 3. Проведите психодиагностическое исследование лидерских качеств на себе или на ком-либо другом с применением данных методик. 4. Обработайте полученные данные. Напишите психологическое заключение об особенностях выраженности лидерских качеств, используя предлагаемый алгоритм. Алгоритм написания психологического заключения: 1. Цель исследования. 2. Пол, возраст респондента. 3. Перечень психодиагностических методик (с указанием их авторов), используемых в исследовании. 4. Результаты психологической диагностики по каждой методике отдельно, включая количественно-качественный анализ по каждому изучаемому параметру или шкале и интерпретацию полученных данных. 5. Итоговый обобщенный вывод по результатам нескольких методик (или одной). Сформулируйте выводы и разработайте рекомендации по профилактике и коррекции стрессового состояния. Задание 4.3 Подберите несколько (не менее трех) психотехнических приемов, заданий или упражнений на профилактику и коррекцию стрессового состояния. Рекомендации по выполнению задания 4.3 Опираясь на текст учебника и дополнительную литературу, опишите несколько упражнений, направленных на профилактику (коррекцию) стрессовых состояний. Укажите источник или автора этого упражнения, цель упражнения и форму (групповая или индивидуальная). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||