Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
26.03.2020, 11:15 | |
Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права Задача 53 Какие пути формирования эмоционально-волевой устойчивости вы знаете? Дайте им характеристику. «…Спокойных нет, это одна рыцарская болтовня будто есть совершенно спокойные в бою под огнём, – таких пней в роду человеческом не имеется. Можно привыкнуть казаться спокойным, можно держаться с достоинством, можно сдерживать себя и не поддаваться быстрому воздействию внешних обстоятельств – это вопрос иной. Но спокойных в бою и за минуту перед боем нет, не бывает и не может быть». Фурманов Д.А. Соч., Т.1. – М.: Госполитиздат, 1951. – С.102. Задача 54 Какие закономерности в происхождении эстетических чувств проявились в каждом примере? Н. Г. Чернышевский писал, что светская красавица покажется крестьянину «решительно невзрачной», аристократу милей «бледный цвет, тоски примета, маленькие ручки, хрупкая фигура». Для крестьянина признаком женской красоты является румяный цвет лица, крепкая фигура, большие, способные к труду руки. Женщины многих африканских племен носят на руках и ногах железные кольца. Жена богатых людей носят иногда чуть ли не целый пуд таких украшений; Они – символ богатства. Благодаря им женщина кажется красивой и себе и другим. Задача 55 Укажите, с какими свойствами личности связано происхождение чувств. Если мыслью и чувством сумеешь понять жизнь и собственную душу, ее стремления и мечта, то само страдание может стать и становится источником веры в жизнь, указывает выход и смысл всей жизни. Боль человека, если она открывает глаза на боль других людей, если она приводит к поискам причины зла, если она соединяет его сердце с сердцами других страждущих, если дает человеку идею и твердость убеждений, – такая боль плодотворна. Не сердись на меня за мои убеждения, в них нет места для ненависти к людям. Я возненавидел богатство, так как полюбил людей. Ф. Дзержинский. Дневник заключенного. Письма. – М.: Молодая гвардия, 1956. – С. 132. Задача 56 Какое явление в области чувств проявилось в следующем примере? Как оно называется? Я не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе. Задача 57 О каких чувствах идет речь в тексте? Какие свойства чувств? Главное в нашей работе – делать советских людей счастливыми. Ради этого я отказался от аспирантуры и пошел работать оперуполномоченным. Да, да, Иван Семенович, счастливыми. Потому что, сажая в тюрьму негодяев, мы тем самым оберегаем нормальную жизнь, достоинство, покой советских людей, заботимся об счастье! Но работа наша такая, что мы изо дня в день сталкиваемся с жуликами, валютчиками, спекулянтами, одним словом - с подонками. И уж так получается, что некоторые из нас становятся равнодушными к чужому горю. А нам такого права не дано, по должности не дано! Нельзя, нельзя Иван Семенович, на нашей работе не любить людей, не думать об их счастье! Ненависть наша к мерзавцам и любовь к настоящему человеку – нераздельны. Чем сильнее мы будем любить людей, тем сильнее будет наша ярость к тем, кто мешает людям быть счастливыми. Преступление будет раскрыто. – Л.: Лениздат, 1964. – С. 102. Задача 58 О каких чувствах идет речь в приведенном отрывке? Дайте характеристику эмоциональных переживаний героев романа. «Я помолчал мгновение, собрался с духом и тяжело, будто языком камни ворочал, сказал: – Недоволен я.... Не к лицу нам... Как ты с Кирпичей... – Что-о? – безмерно удивился Жеглов. – Что ты сказал? – Я сказал... – окрепшим голосом произнес я, перешагнув первую, самую невыносимую ступень выдачи неприятной правды в глаза. – Я сказал, что мы, работники МУРа, не можем действовать шельмовскими методами! Жеглов так удивился, что даже не осерчал. Он озадаченно спросил: – Ты что, белены объелся? О чем ты говоришь? – Я говорю про кошелек, который ты засунул Кирпичу в карман. – А-а-а! - протянул Жеглов, и когда он заговорил, то удивился я, потому что в один миг горло Жеглова превратилось в изложницу, изливающую не слова, а искрящуюся от накала сталь: – Ты верно заметил, особенно если учесть твое право говорить от имени всех работников МУРа. Это ведь ты вместе с нами, работниками МУРа, вынимал из петли мать троих детей, которая повесилась оттого, что такой вот Кирпич украл все карточки и деньги. Это ты на обысках находил у них миллионы, когда весь народ надрывался для фронта. Это тебе они в спину стреляли по ночам на улицах! Это через тебя они вогнали нож прямо в сердце Векшину! Ну и я уже налился свинцово тяжелой злой кровью: – Я, между прочим, в это время не на продуктовой базе подъедался, а четыре года по окопам на передовой просидел, да по минным полям, да через проволочные заграждения. И стреляли в меня, и ножи совали – не хуже, чем в тебя! И, может, оперативной смекалки я начисто не имею, но хорошо знаю – у нас на фронте этому быстро учились, – что такое честь офицера! Ребята на задних скамейках притихли и прислушивались к нашему напряженному разговору. Жеглов вскочил и, балансируя на ходу в трясущемся и качающемся автобусе, резко наклонился ко мне: – А чем же это я, по-твоему, честь офицерскую замарал? Ты скажи ребятам – у меня от них секретов нет! – Ты не имел права совать ему кошелек за пазуху! – Так ведь не поздно, давая вернемся в семнадцатое, сделаем оба заявление, что кошелька никакого он не резал из сумки, а взял я его с пола и засунул ему за пазуху! Извинимся, вернее, я один извинюсь перед милым парнем Костей Сапрыкиным и отпустим его! – Да о чем речь – кошелек он украл! Я разве спорю? Но мы не можем униматься до вранья – пускай оно формальное и, по существу, ничего не меняет! – Меняет! – заорал Жеглов, - Меняет! Потому что без моего вранья ворюга и рецидивист Кирпич сейчас сидел бы не в камере, а мы дрыхли бы по своим квартирам! Я наврал! Я наврал! Я засунул ему за пазуху кошель! Но я для кого это делая? Для себя? Для брата? Для свата? Я для всего народа, я для справедливости человеческой работаю! Попускать вору – наполовину соучаствовать ему! А раз Кирпич вор – ему место в тюрьме, а каким способом я его туда загоню, людям безразлично! Им важно только, чтобы вор был в тюрьме, вот что их интересует. И если хочешь, давай остановим «Фердинанд», выйдем, и спросим у ста прохожих; что им симпатичнее – твоя правда или мое вранье? И тогда ты узнаешь, прав я был или нет...Глядя в сторону, я сказал: А ты как думаешь, суд – он тоже от имени всех этих людей на улице? Или он от себя только работает? У нас суд, между прочим, народным называется. И что ты хочешь сказать? – То, что он хоть от имени всех людей на улице действует, но засунутый за пазуху кошелек не принял бы. И Кирпича отпустил бы... – И это, по-твоему, правильно? Я думал долго, потом медленно сказал: – Наверное, правильно. Я, так понимая, что если закон разок под один случай подмять, потом под другой, потом начать им затыкать дыры каждый раз в следствии, как только нам с тобой понадобится, то это не закон тогда станет, а кистень! Да, кистень...». Вайнер А.А., Вайнер Г.А. Эра милосердия. – М.: Воениздат, 1976. – С.141-142. Задача 59 Определите, верны ли следующие утверждения. Ответы обоснуйте: 1. Гомеостатическое поведение – это поведение, направленное на уменьшение потребности путем ее удовлетворения. 2. Сила наших эмоций зависит от уровня бодрствования, а направление, которое они принимают, – от восприятия обстановки. 3. Отрицательные эмоции проявляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией. 4. По мнению Г. Селье, любой стресс не обязательно вреден. Задача 60 К какому виду (волевое, импульсивное, автоматизированное) относятся описанные действия человека? Укажите, по каким признакам вы это определили. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением левой раненой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке... Через некоторое время, уже в медпункте, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?» – и вновь потерял сознание. В ряде исследований отмечалось, что если зажигание лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения. В книге А. Ф.Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направляющихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел летящий низко фашистский самолет, он внезапно выхватил из-за пояса ручную гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку. Задача 61 Какие физиологические механизмы воли проявляются в каждом из описанных случаев. Известно, что Вальтер Скотт, пораженный болезненным недугом, диктовал свои произведения. Усилиями воли он заставлял себя говорить. Увлекаясь особенно оживленными диалогами, он вскакивал с постели, и, бегая по комнате, совершенно входил в роль своих героев, забывая о боли. Когда учатся ездить на велосипеде, то достаточно бывает новичку подумать о том, что он сейчас упадет, как он действительно падает. Задача 62 Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить её. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым. Задача 63 Какие функции выполняет воля? Дайте их характеристику. «Большая воля, – говорил А.С. Макаренко, – это не только умение чего-то пожелать и добиться, не и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Задача 64 Какую роль играет самовоспитание в формировании волевых качеств? Дайте краткую характеристику этапов самовоспитания воли. В чем заключается руководство процессом самовоспитания сотрудников руководителей? Известно, что многие люда добились выдавшихся успехов благодаря постановке перед собой определенных воспитательных задач. Так Л.Н.Толстой в девятнадцать лет выработал «Правила для развития воли», в которых говорилось: Думать при всяком деянии о цели оного». «Только в случае необходимости предпринимать другое дело, не закончивши одного», сосредоточить внимание все на один предмет». В правилах К.Д.Ушинского говорилось: «Прямота в словах и поступках». «Обдуманность действия. Решительность». «Не говорить о себе без нужды ни одного слова». «Спокойствие совершеннее, по крайней мере, внешнее». «Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках». Задача 65 Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более сорока километров из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади. Один конструктор рассказывает, что он плохо чертил, учась в 7 классе, и решил усовершенствовать свое умение. Для начала стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия кружка назначались на понедельник, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, проделывал каждую работу по пять-шесть раз. Через два года занятий учитель сказал, что его чертежи лучшие в школе. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, вдруг услышал слабый крик: «Помогите!» – и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. Шестиклассник К., чтобы развить свое вела, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался в ней два-три дня. Внезапно за спиной Матвеева (командира корабля), раздался характерный звук электрического разряда. Обернувшись, командир увидел сначала сноп искр из приборного щитка, а потом уже бледное лицо бортмеханика Колесова: - Короткое замыкание! - Отказали все приборы контроля двигателей! - Отказ связи, командир! Теперь в небе летел самолет, наполовину оглохший и ослепший. И тогда Матвеев решил садиться «с подбором». Фраза эта звучит спокойно и буднично, и только специалисту понятно все ее тревожное содержание. Предстояло уйти от путеводной Волги и с воздуха отыскать большое поле, луг, – словом, любое место, пригодное для посадки. Это решение далось командиру нелегко, хотя он и имел полное право его принять. Судьба сорока четырех человек в пассажирском салоне, судьба товарищей, наконец, судьба самолета – все сейчас зависело от того, насколько верное решение принял командир. Контрольный тест: 1. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей – это: 1. Чувства 2. Установка 3. Эмоциональный тон ощущений 4. Настроение 2. Кто является автором теории эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере? 1. Ч. Дарвин 2. В.Вундт 3. У. Джемс и К. Ланге 4. П. К. Анохин 3. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания, нарушением волевого контроля – это: 1. Стресс 2. Страсть 3. Фрустрация 4. Аффект 4. Фрустрация - это эмоциональное состояние, характеризующееся: 1. Как общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени влияет на поведение 2. Как эмоциональное состояние опасения, связанного с угрозой нарушения деятельности 3. Как эмоциональное состояние, переживаемое в случае реального крушения планов или оцениваемое так субъектом ситуации 4. Как состояние, характеризующееся волевой направленностью 5. Какому виду высших чувств соответствует следующее определение: «Чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала»? 1. Интеллектуальные чувства 2. Моральные чувства 3. Практические чувства 4. Социальные чувства 6. Интенсивность наших эмоций главным образом зависит от: 1. Восприятия данной обстановки 2. Уровня бодрствования 3. Значения тех потребностей, с которыми связана эмоция 4. Анализа полученных сведений 7. Какому волевому качеству личности соответствует определение: «Способность человека самому принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности»? 1. Принципиальность 2. Целеустремленность 3. Решительность 4. Самостоятельность 8. Воля определяется как: 1. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации 2. Способность человека, проявляющаяся в саморегуляции 3. Сочетание этих способностей 4. Способность преодолевать препятствия и бороться с трудностями 9. Какому этапу волевого акта соответствует выбор средств для достижения поставленной цели? 1. Ориентировка 2. Постановка цели 3. Борьба мотивов 4. Принятие решений 10. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования – это: 1. Притязание 2. Влечение 3. Направленность 4. Потребность
Тема 4. Личность как объект психологического познания в сфере деятельности правоохранительных органов Задача 17 Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора. Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность. Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности. Задача 18 Какую из указанных точек зрения следует считать правильной? Докажите, почему при диагностике развития личности следует учитывать биологические (природные) предпосылки и общественную сторону (социальные условия) бытия личности. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Личность формируется обществом; что касается биологических особенностей человека, то они не оказывают на этот процесс существенного влияния. Личность есть феномен общественного развития человека, сложный процесс развития и формирования личности. Обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека и формирования его личности. Личность определяется биологическими, наследственными факторами, никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой. Задача 19 Когда впервые называют человека личностью? С какого времени начинается социальная активность личности? «Дети в некоторых отношениях располагают подчас большими, чем взрослые, возможностями непосредственного участия в общественных процессах и событиях. Отметим, например, что во время пребывания Луиса Корвалана в застенках чилийской хунты московские пионеры сумели дозвониться начальнику тюрьмы и потребовать сведений о состоянии здоровья Корвалана». Социальная психология личности. – M., I979. – С. 58. Задача 20 Какие социальные роли личности М.? Сколько их? Как влияют социальные условия на формирование личности? Однажды в нашей социально-психологической лаборатории появился Валентин М., молодой рабочий; он помогал нам изготовить детали для экспериментальной аппаратуры. Послушав наши разговор о «многоликости» людей, Валентин снисходительно заметил, что лично он в нашу схему никак не вмешается: никаких ролей он не играет, а просто работает, отдыхает, учится, одним словом, живет. Мы дали ему листок чистой бумаги и попросили, возможно, более полно восстановить вчерашний день. Вот некоторые выдержки из описания Валентина. «Утро. Пришел на завод. До работы успел переговорить с ребятами о вчерашнем позоре: ни за что ни про что проиграли в футбол соседнему цеху. Подбежала Наташа, наш комсорг. Шумела, что я как член бюро ничего не делаю, пообещала пожаловаться куда следует. День, Объяснился с мастером. Опять не хватает заготовок. После работы. Пообедали всей семьей. Прибил каблук у сестренки вышли из строя туфли. Послал ее искать Игоря (братишку). Пора ему делать уроки. Позвонил Володька. Сказал, что достал струны для гитары. Значит, в субботу играем на танцах. Вечер. Побежал на занятия в институт». Уманский Л., Лутошкин А. Психология и педагогика работы комсорга. – М., 1975. – С. 66. Задача 21 Психологи разных направлений по-разному понимают источники активности личности. Укажите какие из положений, приведенных ниже, характеризуют фрейдистское, неофрейдистское, а какие – диалектико-материалистическое понимание источников активности личности. а) Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой активности человека. б) Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания. в) Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям. Контрольный тест: 1. В отечественной психологии личность – это: 1. Человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного 2. Человек, характеризующийся своими отличиями от других людей, индивидуальной и личностной неповторимостью 3. Человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка 4. Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела 2. Устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида – это определение: 1. Сферы психических процессов 2. Сферы свойств личности 3. Сферы психических состояний 4. Эмоциональной сферы 3. Личность проявляется в: 1. Результатах деятельности 2. Личности других 3. Переживаниях в своем жизненном мире 4. Создании общего в общении 4. Личность выражает: 1. Стремление к построению себя 2. Стремление к выходу за пределы себя 3. Стремление к доминированию над другими 4. Стремление к взаимодействию 5. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами - это: 1. Бихевиоризм 2. Ассоцианизм 3. Фрейдизм 4. Интеракционизм 6. Кому из отечественных психологов принадлежит следующее определение личности: «Личность – субъект деятельности»? 1. А.Н. Леонтьеву 2. С.Л. Рубинштейну 3. К.К. Платонову 4. А.Г. Ковалеву 7. Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности – это: 1. Индивид 2. Человек 3. Субъект 4. Индивидуальность 8. Кому из зарубежных психологов принадлежит следующее определение личности: «Личность есть прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение»? 1. Р. Кеттеллу 2. Г. Оллпорту 3. Г. Айзенку 4. Р. Мейли Задача 66 В чем сущность перспективы как необходимого элемента направленности личности? Какова роль начальников и воспитателей в формировании целей и перспектив у сотрудников полиции? В своих воспоминаниях А.С. Макаренко пишет: «Программа имеет великое значение в жизни человека. Даже самый никчемный человечишка, если он видит перед собой… пусть даже самую скромную перспективу…начинает и себя раскладывать по определенным этапам, веселее смотрит вперед… Мы сознательно рассчитывали на великое значение всякой перспективности, даже такой, в которой нет ни одного пряника, ни одного грамма сахара». Макаренко А.С. Соч. Т. 1. – М., 1957. – С. 531. Задача 67 Дайте характеристику мотивов поступления на службу в органы внутренних дел, их значения для службы. Как по вашему, какую работу нужно провести с вновь поступившими на службу по формированию профессиональной направленности. Первые дни работы в МУРе ошеломили меня количеством событий, людей, тем потоком человеческих горестей и бед, которые суждено отныне мне разбирать, устанавливать, решать и возмещать. Мои туманные представления о работе уголовного розыска были в один, день уничтожены – романтики в охране справедливости и людской безопасности было совсем мало, а был изнурительный труд, бессилие познания, неловкость от ощущения своей бесполезности, обузности для бригады. И еще опасение, что мне никогда не обрести бронебойной хитрости и цепкости Жеглова, неспешной, но всегда неожиданной сметливости Пасюка, настырной энергичности Тараскина. Вайнер А.А., Вайнер Г.А. Эра милосердия. – М.: Воениздат, 1976. –С. 52. Задача 68 В зависимости от состояний человека у него может меняться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту? Укажите те особенности, которые относятся к темпераменту, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить? Задача 69 Как известно, многие свойства темперамента принадлежат к тем индивидуально-психологическим особенностям человека, которые выявляются в раннем детстве. Можно ли на основании этого сделать какие-либо предположения о сохранности этих свойств в дальнейшем? Чем это объясняется? Задача 70 В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения? Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Задача 71 Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно ли социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента? Объясните зависимость свойств темперамента от основных свойств нервной системы. Чем обусловлена эта зависимость? Проанализируйте случаи проявления у одного человека нескольких темпераментов, случаи маскировки темперамента. Задача 72 Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера? Задача 73 Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Приведите примеры, подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прирожденным и неизменным. Задача 74 Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие, из них выражают отношение человека к другим людям, отношение к труду, отношение к собственной личности. Гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, чувство превосходства, лень, замкнутость, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность. Задача 75 Проанализируйте текст и скажите, о каких чертах характера идет речь. В одном из писем к брату А.П. Чехов писал: «Воспитанные люди, по-моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: Они уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они чистосердечны и боятся, лет, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии, Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают» или: «Я разменялся на мелкую монету, потому что все это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво». Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти томах. Т. 1. – М.: Наука, 1974. – С. 223. Задача 76 Дайте характеристику этого высказывания. Какие- черты характера проявляются у человека по отношению к другим людям? Дайте краткую характеристику этим чертам. Л.Н. Толстой писал: «Человек – это дробь, в которой числитель – его истинные достоинства, а знаменатель – это оценка человеком самого себя. И чем больше знаменатель, тем меньше целое». Задача 77 Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер» и дайте обоснование своего ответа: а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях; б) черты характера проявляются лишь в соответствующих и типичных обстоятельствах; в) свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности; г) свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий; д) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются; е) характер индивидуально своеобразен; ж) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны; з) характер – отражение общественных отношений. Задача 78 О какой черте характера идет речь? Дайте оценку характера Жеглова. «Похоже было, – что Жеглову надоел бестолковый участковый, потому что он сказал весело – зло: Слушай, Воробьихин, ты вообще-то для чего здесь проедаешься, а? Насчет этого ты не слыхал, того не видел, прочего не знаешь, а в остальном не в курсе дела. Воробьихин обиженно скривил рот, забубнил что-то в свое оправдание, но Жеглов больше его не слушал. Он шел по улице широким, размашистым, чуть подпрыгивающим шагом, за ним безнадежно пытался угнаться участковый Воробьихин, который перестал интересовать Жеглова, словно и не существовало его никогда, и не говорили они ни о чем, и сроду нигде не встречались. Именно тогда, в тот вечер, мне впервые пришло в голову, что Жеглов никогда не остановится на полпути, и человеку, чем-либо разочаровавшему или рассердившему его, лучше отступить с дороги, И тогда, в тот незапамятно далекий вечер, я ещё не знал, нравится это или вызывает глухое раздражение, поскольку меня восхищал жегловский опыт и умение заставить работать всех быстро и с полной отдачей и в то же время пугала способность вот так мгновенно и бесповоротно вычеркнуть человека, словно тряпкой с доски слово стереть». Вайнер А.А. и Вайнер Г.А. Эра милосердия. – М.; Воениздат, 1976.– С. 35 – 36. Задача 79 Проанализируйте высказывания А.С- Макаренко. Какое значение имеют привычки в жизни и деятельности сотрудника полиции? Каковы условия формирования привычек высоконравственного поведения? А.С. Макаренко о воспитании характеров говорил следующее: «В моей работе воспитания характеров организовать сознание было очень легко. Все же человек понимает, человек сознает, как нужно поступать. Когда же приходится действовать, то он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда поступок совершается по секрету, без свидетелей. Это очень точная проверка сознания; поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет? «Наша задача, – писал А.С. Макаренко, – не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но и еще и воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания». Макаренко А.С. Соч., Т.5. – С. 5. Задача 80 В психологии существуют разные взгляды на способности. Какие из приведенных ниже положений являются научными, а какие ненаучными? дайте обоснование своим выводам; а) способности передаются по наследству. В семье музыкантов обычно рождаются талантливые музыканты, в семьях математиков – математики и т.д.; б) все люди рождаются с одинаковыми способностями. В момент рождения человек «чистая доска». Развитие его способностей полностью зависит от условий жизни и воспитания; в) человек рождается с определенными задатками, которые в процессе жизни, труда, воспитания и самовоспитания развиваются в способности; г) способности – надуманная проблема. Успех деятельности каждого человека загноит от его убеждений, интересов, склонностей, волевых качеств. Задача 81 Что вы ответите на вопрос лейтенанта полиции Никитина? Какие существуют критерии для оценки уровня развития способностей личности? ' Лейтенанты полиции Ковалев и Никитин после собрания личного состава, на котором подводились итоги выполнения обязательств, вели разговоры: - отделение уголовного розыска победило потому, что там больше способных сотрудников, – заметил лейтенант полиции Ковалев; - Сотрудники все способны добиваться высоких результатов в службе, но не все работают в полную силу, – возразил Никитин; - Ошибаешься. Все дело в способностях людей... - А как отличить способного сотрудника от неспособного? – обратился к товарищу лейтенант милиций Никитин, – как выявить способности и выяснить уровень их развития? Задача 82 Прав ли автор? Как руководитель выявляет способности подчиненных? В повести «Большой старт» писатель А. Аграневский пишет: «Я хотел бы найти ответ на один вопрос: откуда вообще берутся неудачники? Ну, есть, разумеется, известный процент дураков, от них никуда не денешься. В остальном же я уверен» неудачники – это люди, которые не нашли своего места в жизни. Смотрю иной раз бесталанного актера, плохого инженера, бездарного ученого и думаю: «А ведь все это потерянные таланты каких-то других, неведомых мне дел». Пошел человек в науку, стал в лучшем случае исполнителем чужих затей, а в нем погиб, быть может, великий кулинар, отличный учитель или кузнец, который блоху мог бы подковать. Кто знает? …Мир устроен так, что человека ценят по содеянному им. Не потому, что он может (мог бы) сделать, а потому, что он сделал в действительности. Мог бы – касается одного, сделал – касается всех. Задача 83 Какие пути формирования развития способностей? Один из путей развития способностей – опора на уже имеющиеся закрепленные особенности личности. Это ведет к расцвету творческих возможностей человека, к удовлетворенности профессиональной деятельностью. Эту мысль описывает М. Шолохов в романе «Они сражались за Родину», где Звягинцев в перерыве между боями говорит своему другу Лопахину: «... к примеру, почему меня сунули в пехоту, если я комбайнер по специальности и невыносимо люблю и уважаю всякие моторы». Задача 84 Дайте характеристику способностям сотрудника полиции из приведенного ниже текста. Какие способности развиты у вас и какие вы будете развивать? «…Здесь особый талант нужен, большой талант! Вы когда-либо примечали, что Бодунову легко рассказывать? Он и слушатель замечательный. ...Он никогда никаких пустых обещаний не дает. ...Иван наш верит в свое дело, в его необходимость, партийность, честность. Он никогда душой не кривит. Если поступает, то поступает так, а не иначе, потому что абсолютно убежден: только так и точка. Нельзя было его не любить: собранный, удивительна чистый нравственно, без всяких ханжеских разговоров о том, что можно и чего нельзя, что хорошо, а что плохо, просто природно, инстинктивно брезгливый к пакостям и грязи жизни, никогда не рассказавший ни одного скабрезного анекдота, ловкий, быстрый, веселый, аппетитно подвигающий к себе тарелку с борщом, вкусно закуривающий, убежденный, несмотря на свою трудную в этом смысле специальность, что «люди - великолепный народ», наделенный талантом справедливости, – разве можно было не любоваться таким сотрудником, не видеть в нем примера, не стараться стать по мере сил таким, как он. Бодунов людям нравился сразу, с первого взгляда открывались ему навстречу сердца. И ничего для этого он не делал: никогда не старался нравиться, никогда ничего не рассказывал героического о своей профессии, - милиционер как милиционер». Преступление будет раскрыто. – Л.: Лениздат,1964. – С.61-62. Контрольный тест: 1. Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения – это определение: 1. Характера 2. Темперамента 3. Способностей 4. Индивидуальности 2. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика: «Тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью»? 1. Холерик 2. Сангвиник 3. Флегматик 4. Меланхолик 3. Свойства темперамента являются: 1. Свойствами личности 2. Биологическими свойствами 3. Свойствами индивида 4. Свойствами, определяющими включенность субъекта в систему социальных отношений 4. Относительно характера можно сделать одно из следующих утверждений: 1. Это характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности 2. Он определяет стиль и темп деятельности 3. Он закрепляется в привычных способах поведения 4. Он выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе 5. Какие из черт характера проявляются в деятельности? 1. Инициативность, трудолюбие, работоспособность и др. 2. Аккуратность, бережливость, щедрость и др. 3. Самокритичность, скромность, гордость и др. 4. Тактичность, вежливость, чуткость и др. 6. Отечественная психология придерживается следующего взгляда на природу способностей: 1. Они наследуются 2. Это генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы 3. Это индивидуальные особенности личности, формирующиеся в течение жизни и влияющие на успешное выполнение деятельности 4. Они непосредственно проявляются в знаниях, умениях и навыках Задача 85 Определите, кто из отечественных психологов придерживался изложенных ниже взглядов. Кто еще из психологов, высказывал такое же понимание психики? Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. Задача 86 Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании? Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И, наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам, например, в связи с уходом на пенсию прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности – личность начинает разрушаться, Это в своз очередь приводит к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Задача 87 В каком из приведенных примеров выделены операции, а в каком – действия? Чтобы обточить деталь на металлорежущем станке, рабочий предварительно должен установить заготовку, закрепить режущий инструмент, настроить станок в соответствии с производственным заданием. При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка. Задача 88 Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд: а) условие развития психики; б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий; в) условие проявления всех психических реакций; г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей; д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий; е) деятельность, удовлетворяющая самим, процессом выполнения. Задача 89 Чем можно объяснить подобное проявление личности в деятельности? Какова роль конкретной ситуации для проявления личности? Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, у тех, кого мы считали как будто бы непосредственностью, в определенных условиях проявляются такие незаурядные качества, о которых мы не подозревали. Задача 90 Согласны ли вы с выводами экспериментатора? Обоснуйте свой ответ. Какая зависимость индивидуального поведения от внешних сил. условий и от направленности, характера, силы воли личности? Летом 1970 года в одной из станфордских газет появилось объявление: «Для психологического исследования тюремной жизни требуются мужчины-студенты. Продолжительность работы 1-2 недели, плата 15 долларов в день». Из 70 предложивших свои услуги с помощью серии тестов были тщательно отобраны 24 юноши, показавшие отличное здоровье, интеллект и личные качества. Никто из них не имел в прошлом ни опыта преступности, ни наркомании, ни каких-либо психических отклонений. Методом «Орел или орешка» они были разделены на «тюремщиков» и «заключенных». Две недели спустя станфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, арестовала «заключенных» и доставила их закованными в кандалы в «тюрьму», оборудованную на психологическом факультете Станфордского университета. Здесь «тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, дали тюремную одежду и поместили в камеры. Так начался этот эксперимент, «Тюремщики» не получали подробных инструкций. Им сказали лишь, что надо относиться серьезно, что они должны поддерживать порядок и добиваться послушания заключенных. В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта: сорвали с себя тюремные колпаки, забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. В ответ «тюремщики» применили силу, а зачинщиков бросили в карцер. Это разобщило «заключенных» и, наоборот, сплотило «тюремщиков». Игра пошла всерьез. «Заключенные» чувствовали себя одинокими, униженными, подавленными. Некоторые «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» до начала эксперимента писал в своем дневнике: «Будучи пацифистом и неагрессивным человеком, не могу себе представить, чтобы я мог кого-нибудь стеречь или плохо обращаться с другим живым существом». В первый день «службы» ему казалось, что «заключенные» смеются над его внешностью, поэтому он старался держаться особенно формально и неприступно. Это сделало его отношения с «заключенными» напряженными. На второй день он грубо отказал «заключенному» в сигарете, а после отбоя специально, чтобы подразнить «заключенного», развлекался тем, что обсуждал с другим «стражником» интимные отношения с девушками. На третий день он наслаждался тем, что то и дело вмешивался в разговор «заключенных» с родными. На четвертый день психолог вынужден был сделать ему замечание, что не нужно зря надевать «заключенному» наручники. На пятый день он швырнул еду в лицо «заключенному» отказавшемуся есть. «Я ненавижу его за то, что он не ест,– сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были травмированы, и даже сам Зимбардо, руководитель эксперимента, почувствовал; что начинает понимать интересы своей «тюрьмы» слишком всерьез. Абсурд, не правда ли? А ведь это не выдуманные подростки из «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, а симпатичные юноши из благополучных семей, с хорошими психологическими характеристиками, от которых никто и меньше всего они сами – ничего подобного не ожидал. Выступая перед законодателями штата Калифорния с обобщением своих экспериментов» Зимбардо заявил, что индивидуальное поведение гораздо более зависит от внешних социальных сил и условий, чем от таких расплывчатых понятий, как черты личности, характер или сила воли; существование которых «психологически не доказано». Каждый из нас имеет благоприятный образ «Я», мы считаем, что мало чувствительны, справедливы, никогда не обидим ближнего без всякой причины. Фактически же большинство людей можно заставить делать почти все, что угодно, если только подвергнуть их определенному психологическому давлению, (власти, авторитета, социальной роли и т.п.). Социальная психология личности. – М., 1979. – С.104-106. Задача 91 Проведите психологический анализ патрульно-постовой службы. Какими качествами должны обладать сотрудники этой службы? Это был обычный день. Утром, придя в Ленинский Р0ВД города Ставрополя, постовые старшины полиции Владимир Кузнецов и Петр Фатнев как всегда готовились выйти на свой участок. Но обстоятельства сложились так, что Кузнецову пришлось остаться в дежурной части: надо было подменить заболевшего товарища. И на маршрут отправился один Фатнев. Петр не спеша шел по проспекту, внимательно глядя по сторонам. Все было спокойно, все хорошо. И вдруг… Впрочем, не было никакого вдруг. Просто он обратил внимание на приближавшегося к нему человека. Тот был явно нетрезв. Старая облезлая шапка обилась набок, мятая, грязная одежда расстегнута. Непорядок, – подумал постовой, – надо бы сделать замечание». И подошел к пьяному: - Гражданин, в таком виде нельзя появляться в общественном месте... Шли бы лучше домой. Где вы живете? - Чего надо? – хриплый голос прозвучал ало, напряженно. Старшина полиции Фатнев, – представился Петр – назовите свой адрес, пожалуйста. - Я иногородний, – еще злее ответил пьяный и, вообще, катился бы ты... - Тогда придется пройти со мной для выяснения в отделение. Это недалеко. Они прошли в молчании одну сотню метров, вторую, третью, и тут неизвестный стремительно бросился в сторону, в один из проходных дворов. Петр – за ним. В несколько прыжков старшина настиг беглеца. Теперь подозрение превратилось в уверенность: перед ним – человек с нечистой совестью. Предупреждаю, – строго сказал постовой, – ваши действия будут рассматриваться как попытка побега. Не советую усугублять свое положение. Они прошли еще несколько метров, и снова, оттолкнув Фатнева, неизвестный бросился бежать. Через несколько минут работник полиции догнал пьяного, схватил его за руку. Тот что-то выхватил из кармана. Блеснуло длинное острое лезвие. Удар пришелся в грудь. Неизвестный перепрыгнул через ограду Центрального парка культуры и отдыха. Превозмогая боль, Петр – за ним. На ходу включил рацию: - Я шестьсот сорок первый! Преследую преступника. Ранен. Нахожусь... Старшина также преодолел ограду. И увидел, что, тяжело дыша, преследуемый стоит под одним из деревьев. В руках обрезок металлической, трубы, видно, подобрал где-то по пути. Подходи, – прохрипел он. Подходи, коли жить надоело!.. Фатнев остановился, оценивая ситуацию. И вдруг услышал: - Петро, мы с тобой! К преступнику сзади подбегал старшина полиции Кузнецов с пистолетом в руке. С другой стороны, тоже вооруженный спешил лейтенант полиции Анатолий Чумаченко... Вот и все, что случилось в тот день в центре города. Христинин Ю. В тот обычный день. «Советская милиция», – 1980, №10, – С.43. Задача 92 Проанализируйте содержание текста. Какими качествами должен обладать сотрудник уголовного розыска? Читая детективные романы и повести, люди видят лишь внешнюю сторону деятельности полиции, а рабочая, самая трудная сторона оперативно-розыскной службы остаётся известной лишь небольшой части людей-профессионалов. Только они представляют, сколько мыслей, нервов, энергии, сил, и здоровья, сколько труда кроется за каждым раскрытым преступлением. Кроме романтики, есть в этом деле огромный, ежедневный изнурительный труд большого количества людей, не знающих часто ни праздников, ни выходных. Сила сотрудников службы уголовного розыска, прежде всего в их профессиональных знаниях и опыте. Оперативным работникам постоянно приходится решать сложнейшие задачи, причём, как правило, со многими неизвестными. Им немало надо перепроверять, не всегда можно с ходу найти верное решение. Сомнениями, предположениями, догадками здесь руководствоваться нельзя, Всё надо выверить на основе закона. Словом оперативный работник – это человек, делающий «погоду» в борьбе с преступностью. И успех этой борьбы во многом зависит именно от него. В настоящее время профессия детектива есть не что иное, как искусство, я большое искусство, основанное не только на практическом умении, но и на целом цикле специальных знаний. В этот цикл должны входить уголовное, материальное и формальное право, судебная медицина с предпосылаемыми практиками, очерками анатомии и физиологии человека, элементарные курсы физики и химии, фотография, дактилоскопия, курс огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, и конечно, весьма подробные курсы уголовной техники и тактики с практическими занятиями по этим предметам. В организме любого города, даже самого спокойного, всё время что-то случается: кто-то потерял сумочку, кого-то укусила собака, кто-то попал под трамвай, кто-то утонул... Во всем этом хаосе событий, клубке случаев, фактов надо с чрезвычайной внимательностью отличать существенное от несущественного, важное от существенного. Уголовный розыск – это служба внимания, связи и проверки. Кроме всех прочих качеств, которыми должен обладать работник полиции, инспектору уголовного розыска необходимо... загибай пальцы! Первое – иметь хорошую память. Расшифровываю: услышав вполуха, запомнить фамилию, имя, отчество нужного, и может быть, на первый взгляд и не нужного тебе человека. Поверьте мне, порою сочетания бывают такими, что и выговорить трудно. А воспользоваться записной книжкой не всегда можно. Второе – умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и принимать правильное решение. Специфика кашей работе состоит в том, что не только посоветоваться, но даже подумать как следует времени не хватает «Завести с человеком беседу о самом задушевном: с собаководом – о собаках, с филателистом – о марках, с художником – об искусстве и т.д. И не просто завести, но и направить разговор в нужное тебе русло, чтобы в итоге добыть необходимые сведения. Также знать правила применения личного сыска; психологию преступников, обладать долей артистизма – не выделяться из окружающей среды, какой бы она ни была. Задача 93 Ниже описаны проявления различных сторон личности в деятельности человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности, темперамента. Слушатель Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонние С каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему Советской страны. Он проявляет к советским людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика с ампутированными ногами Алексея Маресьева на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. На мучительные сомнения Алексея комиссар Воробьев восклицает: «А ты не советский человек!», выражая в этих словах глубочайшую веру в моральное величие советских людей. Слушатель К. веселый, жизнерадостный, энергичный и в то же время ровный и спокойный. У него много друзей, он все умеет делать быстро и хорошо. Задача 94 В каком из приведенных примеров выделены операции, а в каком – действия? а) Чтобы обточить деталь на металлорежущем станке, рабочий предварительно должен установить заготовку, закрепить режущий инструмент, настроить станок в соответствии с производственным заданием. б) При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка. Задача 95 Ниже даются характеристики сотрудников. Укажите, к какой милицейской профессии они наиболее пригодны? Сотрудник К. отличается большой собранностью, целеустремленностью. В любой трудной обстановке умел сохранить самообладание, выдержку, обладал большим чувством самоконтроля, четким мышлением, движения и действия его были быстрые, но не поспешные. Его любили в коллективе. Сотрудник Н. поражал какой-то несобранностью, внутренней погруженностью и внешней рассеянностью. Скромен и трудолюбив. Он очень хорошо знал и любил технику. В быту был совершенно беспомощен, ненаблюдательный и вечно попадал в смешные истории. Сотрудник Т. Развит интеллектуально. Любит литературу, спорт и музыку, но больше всего технику. Умеет водить машину. Принимает самостоятельные решения. Быстро вступает в контакт с людьми, имеет авторитет и профессиональный опыт. Умеет убеждать других, и предан делу борьбы с преступностью. Контрольный тест: 1. В отечественной психологии деятельность – это: 1. Динамическая система взаимодействия субъекта с объективным миром 2. Активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью 3. Специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями 4. Любая форма активности 2. Мыслительные действия – это действия: 1. Носящие сознательный целенаправленный характер, связанные с преодолением трудностей 2. Связанные с решением задач 3. Включающие обнаружение объекта и соотношение его с образом памяти 4. Совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые 3. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами – это: 1. Перенос 2. Экстериоризация 3. Интериоризация 4. Объективация 4. Вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности называется: 1. Игрой 2. Общением 3. Трудом 4. Общением 5. Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности, это: 1. Задача 2. Цель 3. Мотив 4. Установка 6. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным: 1. Умение 2. Прием 3. Привычка 4. Навык | |