Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
26.03.2020, 11:15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии Задача 1 Какие из положений, приведенных ниже, характеризуют психическое отражение, какие – зеркальное отражение? а) активно воздействует на среду. б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия. в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности. г) является фотографией окружающей действительности. д) сигнализирует о жизненно важном для организма. Задача 2 Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержатся: 1) общие требования экспериментальных и не экспериментальных методов. 2) требования, характерные только для экспериментальных методов. 3) требования, характерные только для естественного эксперимента: а) исследователь не вмешивается в течение психических процессов. б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений. в) добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких, как мнение, оценки и пр.). г) изучается психика по ее объективным проявлениям. д) изучается психика человека в промессе его обычной (настоящей) деятельности. е) изучается объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление. Задача 3 Определить, какие методики соответствуют или не соответствуют требованиям диалектико – материалистических исследований. Испытуемый помещается в специальную изолированную камеру. Приборы регистрируют изменение дыхания, кровяного давления, пульса, возникающие при угрозе сильного укола. Результата эксперимента сопоставляются с разными данными, полученными об этом испытуемом в других опытах, с историей его развития и жизни (анамнезом), материалами наблюдений за его определенной деятельностью. По образцам почерка устанавливаются некоторые индивидуальные особенности личности испытуемого: те или иные особенности; социальная принадлежность, направленность интересов, черты характера. Задача 4 Оцените следующие две группы вопросов. На какие вопросы ответы будут более достоверными. Почему? 1. Легко ли вам просидеть час не разговаривая? Охотно ли вы одалживаете свои вещи? Любите ли вы похвастаться перед экзаменом, что хорошо подготовились? 2. Есть ли у вас чувство юмора? Заносчивы ли вы? Является ли точность чертой вашего характера? ( По И.М. Палею, 1966). Задача 5 Что изучает психология? Один из офицеров, основательно изучающий психологию, так изложил свои взгляды: «Можно научиться играть на пианино не зная нот? – Конечно можно. Путь этот, правда, долгий и трудный. Человек идет вперед как бы наощупь. Поэтому лучше, сначала изучить ноты. Тогда дело пойдет не только гораздо быстрее, но и точнее. Так и с психологией. Познаешь её закономерности – и человек раскрывается перед тобой в каком-то новом свете». Стрежнев В.В. Индивидуальный подход в воспитании воинов. – М.: Воениздат, 1978. – С. 36. Задача 6 Кто является автором теорий? К, какому времени они относятся? 1. Душа есть частица природы и подчиняется её непреложным законам. Душа ими трактуется как оживотворяющая людей и животных, форма мышления, элемента образующего первоначала мира (вода, воздух, огонь). 2. Один из мыслителей того времени полагал, что душа является по своей природе огненной «искрой», другой – объяснил её как «атом огня». По их мнению, душа существует и изменяется в силу тех же естественных причин, которые свойственны мирозданию в целом, поскольку дух и душа представляют собой орган тела, они телесны и образуются из шаровидных, мелких подвижных атомов. 3. Особенности психического склада окружающих людей объяснялась действием души как особого двойного тела. Не располагая средства, и причинного объяснения таких явлений, как сон, обморок, смерть, человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлением души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Смерть воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-то причинам не возвращается в тело. Представления от этой зависимости от души как человека, так и общества, обусловленные бессилием человека перед природой, породили культовое отношение к душе. 4. Один из мыслителей, провозгласивший душу нематериальной и бессмертной, вводит понятие о частях души, выделив: а) разум; б) мужество; в) вожделение – разделил их в различных частях тела (головы, груди, брюшной полости). По его мнению части души располагались у людей неравномерно, и преобладание одной из них над другими определяет принадлежность человека к социальной группе. Так, простые труженики отличаются господством нижней части души и вожделение. Их извечный удел – служить аристократам философам, у которых господствует разумная часть дуги. Большое влияние имело и его учение об «идеях» как вечных и низменных существах, образующих незримый, но высший мир, лежащий по ту сторону природы. 5. Коренной переворот происходит как во взглядах на тело, так и на душу. Тело предстало в виде машины, устроенной на тех же началах, которые лежат в основе технических конструкций, и, стало быть, так же как и они, не нуждающиеся в регуляции со стороны души. Автор этой идеи предполагал, что подобно тому, как работа сердечной мышцы управляется внутренней механикой кровообращения, работа всех других мышц на уровне поведения подобна перемещению стрелок часового механизма. Мышца способна отвечать на внешние толчки и без всякого вмешательства души, в силу самого устройства нервной системы. 6. Психические явления такие же естественные явления, как и все другие функции человеческого организма. Они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Ha I Международном психологическом конгрессе автор этой идеи был избран его почетным председателем. Задача 7 Как вы объясните высказывания Г. Уэльса? Что послужило причиной выделения психологии в самостоятельную науку? «В течение почти двух с половиной тысяч лет, начиная со времени древних греков и до рубежа XX века, психология была в основном подчиненной областью философии и религии. Она занималась, главным образом, отвлеченными рассуждениями о природе души, или духа, и её отношении к телу». Г.Уэльс. Павлов и Фрейд. – М., 1959. – С. 37. Задача 8 В чем ошибочность такого определения психологической науки? Одно из направлений американской психологии считает, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей и т.д. Поэтому предметом психологической науки, по мнению представителей этого направления, является «совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды и из самого организма». Задача 9 Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности. Укажите, какие из положений, приведенных ниже, характеризуют фрейдисткое, неофрейдисткое, а какие – диалектико-материалистическое понимание источников активности личности. 1. Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека. 2. Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания. 3. Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям. Задача 10 Как называется это направление в психологии? Укажите, в чем ошибочность этой теории? При восприятии предмета на сетчатке образуется мозаика разнозаряженных электрических полей. Из данных физики разнозаряженные поля порождают электродвижущую силу, стремящуюся уравнять потенциалы отдельных участков сетчатки и образовать какой-то общий для нее, средний потенциал. Этот физический процесс, в сущности, и является процессом возникновения «психического образа». «Психический образ» зависит от внешнего предмета, является образованием, в котором выступают его собственные особенности не присущие ни субъекту, ни объекту. Согласно этой теории «образ» выступал в сущности особого рода, подчиненный собственным имманентным законам (контактности, транспозиции и т.д.), выдвигалась идея имманентной трансформации «познавательного поля» безотносительно к реальной предметной деятельности. Контрольный тест: 1. Что в переводе с древнегреческого означает термин «психология»? 1. Наука о человеке 2. Наука о душе 3. Наука о сознании 4. Наука о поведении 2. Когда впервые в европейских текстах появился термин «психология»? 1. В 14 веке 2. В 15 веке 3. В 16 веке 4. В 17 веке 3. Кто из ученых ввел в научный оборот понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной живой системы на внешнее механическое воздействие? 1. Ч. Дарвин 2. В. Лейбниц 3. Р. Декарт 4. И.П. Павлов 4. Какое событие условно считается началом психологии как самостоятельной и точной науки? 1. Возникновение психологического учения «ассоцианизма» 2. Появление и признание теории эволюции Ч. Дарвина 3. Возникновение новой науки «психофизики» 4. Создание В. Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. 5. Кто из ученых завершил этап развития психологии как науки о душе? 1. Ф. Бэкон 2. Р. Декарт 3. В. Лейбниц 4. О. Конт 6. Из предложенных вариантов выберите, в какой последовательности шло становление предмета психологии. 1. Сознание – душа – сознание как структура и как функция 2. Душа – единый предмет отсутствует – сознание 3. Сознание – душа – единый предмет отсутствует 4. Душа – сознание – сознание как структура и как функция – единый предмет отсутствует 7. Бихевиоризм - это направление в психологии: 1. Считающее движущими силами развития личности инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные). 2. Придающее решающую роль знаниям в протекании психических процессов и поведения человека, в котором исследуются вопросы организации знаний в памяти, соотношения вербальных и образных компонент в процессе запоминания и мышления 3. Отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций 4. Изучающее проблемы личности, ее развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования 8. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - это: 1. Гештальтпсихология 2. Бихевиоризм 3. Фрейдизм 4. Гуманистическая психология 9. Основными представителями гештальтпсихологии являются: 1. К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни 2. Дж. Уотсон, К. Лешли, У. Хантер 3. Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс 4. М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка 10. Метод психологии, применяемый для изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, которые, согласно гипотезе исследования, выявляют психические процессы -это: 1. Лабораторный эксперимент 2. Наблюдение 3. Естественный эксперимент 4. Тестирование 11. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию соответствующих изменений в поведении объекта - это: 1. Тестирование 2. Социометрия 3. Анализ результатов деятельности 4. Эксперимент Задача 11 На основе нижеизложенного высказывания академика физиолога И.П. Павлова дайте характеристику соотношения высшей и низшей нервной деятельности. «Человек есть, конечно, система (грубее говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система, в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию. Разнообразные саморегулирующиеся машины мы уже достаточно знаем между изделиями человеческих рук... Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от из учения высшей нервной деятельности нашим методом - это чрезвычайная пластичность этой деятельности, её огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». Задача 12 Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животными? Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию? Датский психолог Байтендайк поставил перед животными кошкой, собакой и обезьяной ряд баночек. Под первой из баночек лежала приманка, которую животные путем проб и ошибок легко находили. Во втором опыте приманку клали под вторую баночку, в третьем опыте – под третью баночку, в четвертом опыте - под четвертую и т.д. Проводили большое число опытов, однако реакции на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той баночке, где находилась приманка в предыдущий раз. Подобный опыт провел с детьми советский психолог А.Р. Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элементарной речью, после двух-трех опытов легко справлялись с этой задачей. Задача 13 Как называется данное понимание рефлекса? В чем заключается его негативная сторона? Какая теория отвергла данное понимание рефлекса? Р. Декарт рассматривал рефлекс как всегда бессознательное автоматическое действие организма, вызываемое в нем внешним раздражителем, а сам организм как автомат, своеобразную рефлекторную машину. Такое понимание рефлекса существовало и в 19 веке. Еще в недавнее время выдающийся английский физиолог Ч.С. Шеррингтон (1859-1952) определял рефлекс как многообразную реакцию, осуществляемую на основе постоянной связи между раздражением и ответом на него. Задача 14 Какой процесс лежит в основе деятельности человека? Раскройте закономерности воздействия этого процесса? И.П. Павлов писал: «Жизнь наша к тому и сводится, что мы в определенной обстановке и в определенный момент должны проявить определенную деятельность, а в другой - задержать её». Задача 15 Почему стереотип называется динамическим? Как учитывать знания о динамическом стереотипе в воспитательной работе с людьми? «Какой-нибудь канцелярский работник за своим несложным делом справно работает лет до 70, но стоит ему выйти в отставку и тем нарушить свой жизненный стереотип, как организм, ставится несостоятельным и он быстро погибает. Павловские среды. Т.I. май 1949. – С. 143. Задача 16 1. К какой форме поведения следует отнести следующие факты? 2. Как называется описанное в них явление? а) Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум, может, вызвать подобную реакцию у гусенка. Если человек передвигается и разговаривает в присутствии такого маленького гусенка, он начинает следовать за человеком, как обычно следует за матерью. (По К. Лоренцу). б) Описан достоверный факт, когда во время первой мировой войны; птицы изменили перелетные пути, проходившие по охваченным длительной позиционной равнинам Северной Франции. в) Дятлы – обитатели средней полосы нашей страны – добывают корм, долбя кору деревьев. Когда этих дятлов доставили в Калифорнию, они перестали долбить кору деревьев и доставали пищу другим путем. По истечении нескольких лет их потомство было доставлено в среднюю полосу, и дятлы снова стада добывать пищу с помощью долбления. Контрольный тест 1. Естественнонаучная разработка и обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой: 1. И.М. Сеченова и И.П. Павлова 2. А. Маслоу и К. Роджерса 3. Г. Келли и Л. Фестингера 4. А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского 2. Кто из отечественных ученых создал учение о двух сигнальных системах? 1. И.М. Сеченов 2. И.П. Павлов 3. В.М. Бехтерев 4. А.Н. Леонтьев 3. Центральная нервная система – это: 1. Головной и спинной мозг 2. Только головной мозг 3. Только спинной мозг 4. Это понятие эквивалентно нервной системе 4. Периферическая нервная система – это: 1. Нервы нижних конечностей 2. Нижний отдел спинного мозга 3. Нервные клетки, заложенные в органах чувств, мышцах, внутренних органах 4. Нижний отдел головного мозга 5. Синапс – это: 1. Отросток дендрита 2. Миелиновая оболочка аксона 3. Отверстие в мембране нейрона 4. Место контакта двух нервных клеток 6. Афферентный нерв – это: 1. Центростремительный 2. Центробежный 3. Выводящий 4. Выносящий 7. Эфферентный нерв – это: 1. Двигательный 2. Сенсорный 3. Чувствительный 4. Приносящий 8. Вегетативная нервная система: 1. Часть периферической нервной системы, которая обеспечивает работу внутренних органов 2. Соматическая нервная система 3. Обеспечивает работу мышц тела, движение 4. Часть центральной нервной системы 9. Аксон – это: 1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс передается другим нервным клеткам 2. Короткий отросток нервной клетки, по которому нервный импульс приходит к телу нейрона 3. Место контакта двух нервных клеток 4. Короткий ветвящийся отросток нервной клетки 10. Головной мозг человека расположен в полости черепа и делится на три отдела: 1. Передний, средний, промежуточный 2. Передний, промежуточный, задний 3. Передний, средний, задний 4. Передний, средний, продолговатый 11. К дистантным рецепторам относятся: 1. Рецепторы органа слуха 2. Рецепторы органа вкуса 3. Рецепторы, которые реагируют только при прямом контакте 4. Интерорецепторы внутренних органов 12. При адаптации происходит: 1. Повышение или понижение чувствительности анализаторов 2. Только повышение чувствительности анализаторов 3. Только понижение чувствительности анализаторов 4. Понижение порога восприятия
Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права Задача 22 Какая закономерность общений проявляется в каждом примере а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки. в) После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной. г) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево красным лучам. д) Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает. е) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности. ж) Из обыденной жизни и данных экспериментов следует, чтоместо слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин). Задача 23 Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? Какая закономерность ощущений здесь проявляется? Каков физиологический механизм такого изменения? При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание липа водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения. Задача 24 Выбрать правильный ответ. В исследовании обнаружено, что уровень чувствительности к слабым звукам у врачей - хирургов и терапевтов неодинаков. Ответы: а) у терапевтов чувствительность к силе звука выше. б) у хирургов пороги силы звука ниже. в) у терапевтов пороги силы звука выше. г) у хирургов пороги силы звука выше. д) у хирургов чувствительность к силе звука выше. Задача 25 В чем заключается противоречивость показаний потерпевших и очевидцев? Какие закономерности лежат в основе их заявлений? Потерпевшая заявляет об ограблении в декабрьскую ночь на пустыре на окраине города и при этом подробно описывает цвет глаз, одежду и прочие данные преступника. П. заявил, что он видел на расстоянии 14 метров, как некий гражданин передал другому сверток с деньгами, завернутый в газету «Вечерний Ленинград». Граждане, у которых похитили из кармана кошелёк, срезали с рук часы, заявляют следователям, что они не чувствовали, когда подвергались указанным «процедурам». Потерпевшие, получившие ножевые ранения на месте групповой драки не могут объяснить, в какой момент они были ранены. Задача 26 Почему человеческий глаз замечает в вещах больше, чем глаз орла? Дайте обоснование своего ответа. Задача 27 На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и рот отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же – вне рта. (По С.Л. Рубинштейну). Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае? Задача 28 Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответа см. в конце задачи): а) субъективное отражение внешнего мира; б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету; в) первоначальный источник всех знании об окружающем мире; г) результат совместной деятельности ряда анализаторов; д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира; е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира; ж) искаженное отражение окружающего мира; з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому либо предмету; и) отражение законов природы и общества; к.) отнесение конкретного предмета, к определенной категории предметов. I. а, б, ,в, е; 2. г, ж, а, и; 3, а, б, з, и; 4. б, г, д, к; 5. в, д, ж, и, Задача 29 Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах? Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим, хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство. А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот - мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, заразительные глаза. И. Рахилло. Московские встречи. – М.: «Московский рабочий», 1962, – С. 14. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях). Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин. Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе сотрудников, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в. восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. Гете отмечал, что темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если черный круг сделать соответственно больше. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. 0на остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Задача 30 Может ли внимание, вызванное усилием воли, под влиянием интереса, положительных чувств и других внутренних и внешних причин перейти в другой вид внимания? Как принято называть этот вид? Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная золя, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил. Задача 31 В тексте найдите места, где описывается проявление непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания у капитана Сабурова. «Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к телефону. - Капитан Сабуров слушает. - Проценко говорит. Спишь? - Так точно, спал. - Ну, так скорей вставай, – в голосе Проценко слышалось волнение, – выходи наружу, послушай. - А что, товарищ генерал? - Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или –нет и своих там разбуди, пусть слушают, Сабуров посмотрел на часы: было шесть утра. Он торопливо натянул сапоги и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке выскочил на улицу... Когда Сабуров выбежал из блиндажа, шел крупный снег, в нескольких шагах все заволакивалось пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить охранение. После звонка Проценко он ожидал чего-нибудь особенного. Между тем ничего не было слышно. Было холодно, снег падал за расстегнутый ворот рубашки. Он простоял так минуту или две, прежде чем уловил далекий непрерывный гул. Гул слышался справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать-сорок километров отсюда. Но, судя по тому, что звук, этот все-таки доносился и, несмотря на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось, что там, где он рождается, сейчас происходит нечто чудовищное, небывалое по силе, что там такой артиллерийский ад, какого еще никто не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал холода и, смахивая с лица хлопья снега, продолжал прислушиваться». К. Симонов. Дни и ночи. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 239-240. Задача 32 Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания: а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени; б) особенности воздействующих раздражителей; их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях; в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета. г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал; е) использование определенных установок и психических состояний; ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности. Задача 33 Какой тип восприятия характеризует приведенный пример? Каковы его отличительные признаки? Прямо надо мной – черное небо и яркие, немерцающие, будто застывшие звезды. Не так, как с земли выглядит и солнце: нет вокруг него ни ореола, ни венчиков. Оно похоже на громадный раскаленный диск, ввинченный в черный бархат космического неба. А сам космос кажется бездонным колодцем. Простор такой, какого на земле никогда не увидишь. Внизу проплывала наша голубая планета. Из космоса она кажется огромным шаром. Все вокруг было похоже на кадры фантастического фильма, не хватало только электронной музыки. (А. Леонов. Космонавты рассказывают. М.: Детская литература, 1967. – С.264. Задача 34 Известны случаю, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить какой предмет является кубом, какой – шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Дайте обоснование ответа. (По И.М. Палею, 1966). Задача 35 На каждой из 14 ладоней показаны места соприкосновения с одним из 14 предметов; дверной ручкой, карандашом, отверткой, зонтиком, зубной щеткой, клешами, молотком, ложкой, чайной чашкой, ключом, ножницами, бутылкой, телефонной трубкой, электрической лампочкой. Внимательно посмотрите на рисунок и определите, какой предмет держала каждая рука.
Задача 36 Шифрограмма. Группа полиции по борьбе с контрабандой на островке Баркада перехватила радиограмму:
Удалось запеленговать передатчик и арестовать радиста, который прочел текст полученного ответа, но не успел его уничтожить. Вот ответный текст.
Расшифруйте обе шифрограммы, учитывая, что в обеих применен одинаковый шифр. Между прочим, шифровальщику, в руки которого попала ответная радиограмма, удалось прочесть этот текст раньше, чем была получена из вычислительного центра расшифровка первой радиограммы. Задача 37 Посмотрите внимательно на фотографию и опишите, что вы увидели на ней. Дайте характеристику героев, изображенных на фотографии. Задача 38 Кто в какой день дежурит по отделу полиции? Составьте график дежурства. Семеро друзей-сотрудников полиции дежурят в своем отделе по очереди всю неделю. Каждый по одному вечеру. Андрей дежурит на следующий день после Сергея. Борис дежурит на два дня раньше, чем Григорий. Дима дежурит через два дня после того дня, который предшествует дежурству Евгения. День дежурства Федора, который приходится на четверг, находится как раз посредине между двумя днями дежурства Бориса и Сергея. Задача 39 Какие из приведенных положений характеризуют не только воображение, но и другие психические познавательные процессы? а) психическая деятельность, которая не является отражением действительности, а лишь выявляет внутренние, субъективные состояния человека, его аффекты, впечатления, желания; б) обобщенное и опосредованное отражение действительности; в) сложная психическая деятельность, которая является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания; г) отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях; д) отражение того, что было в прошлом опыте. Задача 40 Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие - особенностям памяти машин. а) весь объем материала никогда не запоминается целиком; б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации; в) процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях; г) весь объем материала может запомниться целиком; д) сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству; е) процессы восприятия, хранения и переработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах; ж) процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер; з) запоминает не стандартизированную информацию; и) запоминает строго стандартизированную информацию. Задача 41 Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему? Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 – с годом смерти А.С. Пушкина (1837), а 17 – с годом Октябрьской революции (1917). Задача 42 Прав ли сержант полиции Николаев, говоря, что у него от природы такая память? Можно ли развить свою память? Сержант полиции Николаев переминался с ноги на ногу и морщил лоб, силясь вспомнить то, что не так давно изучал. - Забыл, товарищ майор. Майор полиции Титов сокрушенно махнул рукой: – Вечно у него так, – словно извиняясь за подчиненного, говорит Титов – память никудышная. А ведь только учили. Сержант полиции Николаев согласно кивал головой и нисколько не огорчался. Его взгляд говорил: «Что тут поделать. Какая есть память, такая и есть». Задача 43 Какие виды памяти помогли раскрыть преступление? Влияет ли профессиональная деятельность на развитие психических познавательных процессов? Корепанов был убит в своем доме ударом тяжелого предмета по голове. С него была снята одежда, кроме того, похищена одежда из шкафа. Корепанов жил один, а поселок малонаселенный. Тем не менее, жительница поселка Жихарева сообщила, что утром, в день обнаружения трупа видела мужчину со свертком под мышкой недалеко от дома потерпевшего. Жихарева очень подробно его описала: рост, одежду, походку и что самое удивительное, черты лица до мельчайших подробностей, хотя видела прохожего несколько секунд. В поиски включились лучшие оперативные работники области. Через 11 дней на ст. Соронская при продаже плаща и свитера был задержан, обросший густой бородой, гражданин Опиани. Жители опознали в плаще и свитере одежду Корепанова. Но задержанный еще при задержании заявил, что вещи купил в поезде у неизвестного. Смущала сотрудников и густая большая борода. Каково же было удивление, когда Жихарева без колебаний указали на Опиани, как на человека, встреченного ею в день убийства Корепанова. При этом она сказала, что тогда у него не было бороды. (Жихарева работала учетчиком на лесоучастке, ей 35 лет). Экспертиза подтвердила правильность показаний Жихаревой. Задача 44 Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов? а) В известном рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса. б) Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Черевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили». Задача 45 О каких психических процессах идет речь в нижеописанном случае? Объясните психический механизм данного явления. «... Но шофер, даже не видя дороги и не имея возможности остановить машину, обязан управлять рулем по зрительной памяти. В такой момент его зрение и чутье как бы перемещаются в скате передних колёс, которые передаст по рулевой колонке едва уловимые, но понятные сигналы о неровностях грунта. Этому не нужно удивляться: у водителей машин должно быть, и есть второе зрение, Василий Ярцев хорошо помнит рассказ слепого фронтовика, бывшего механика - водителя танка. Тот до сих пор считает, что его лишили глаз врачи в госпитале, а не взрыв мины перед смотровой щелью на лобовой броне. Оставшись без глаз, он провел танк через ров и раздавил пулеметную точку, что отрезала пехотинцев от танков». Падерин И. На крутояре. М.: Профиздат, – 1976. –С. 54-55. Задача 46 В чем сходство и отличие языка животных от языка человека в каждом из следующих примеров? Чем отличается в описанных примерах средства общения? На магнитофон записали различные крики грачей. Затем, когда грачиная стая уселась на поле, проиграли запись. В одном случае стая летела к источнику звука и активно искала корм, в другом - немедленно взлетала в воздух и в панике бросалась прочь, У многих птиц брачные обряди и ухаживания чрезвычайно сложны, у одного из видов птиц самец хватает камешки и кладет их перед самкой. Самка клювом перекладывает их чуть подальше. Самец снова пододвигает каменки. Церемонии подношения и отказа может продолжаться часа два. Известно, что у собаки помахивание хвоста выражает радость, а поджатый хвост, оскаленные зубы – ярость. Английский ученый Тинберген установил около 19 различных значений «мимики» слона. Например, выдвинутые вперед уши означают, что слон возбужден. Поднятая при этом голова – признак враждебности. А если поднят еще и хвост – животное в бешенстве. Загнутый наружу хобот выражает агрессивность, а загнутый внутрь – страх», «стесненность» и т.д. К. Лоренц, описывая церемонию встречи и знакомства двух собак, отмечает, что они сближаются, напрягши ноги, подняв хвост и взъерошив шерсть, затем проходят мимо друг друга и останавливаются, когда голова одной находится около хвоста другой. Далее каждая обнюхивает основание хвоста другой. Далее каждая обнюхивает основание хвоста соперника. Если в этот момент одна из собак не может превозмочь страх, она прячет хвост между задними ногами и быстро - быстро подергивает хвостом. Этим она как бы отказывается от своего первоначального желания быть обнюханной. Если же обе собаки продолжают держать хвосты прямо вверх, встреча может еще разрешиться мирно. В том случае, когда одна из собак, а вслед за ней и другая начнут помахивать хвостами, виляя ими все быстрее, дело кончается просто веселой собачьей возней. Если же этого не случится, положение становится напряженным. У собак начинают морщиться носы, губы кривятся, обнажая клыки с той стороны, которая обращена к сопернику, морды принимают жестокое выражение. Затеи животные свирепо скребут землю задними лапами раздается глухое ворчание и в следующее мгновение с громкими воплями собаки кидаются друг на друга. Ученым удалось расшифровать 14 из 20 сигналов, которыми обмениваются муравьи. Среди сигналов оказались сигналы типа: «внимание!», «внимание, чужой запах!», «тревога!», «будь бдителен!», «отстань!», «кто ты?», «какой это запах?», «в пищу не годен», «берегись!», «дай поесть!», «в бой!». Так, например, сигнал «дай поесть!» выглядит следующим образом: проситель, раскрыв челюсти, поворачивает голову на 90°, приближает ее к голове сытого муравья, одновременно поглаживая его усиками. В ответ сытый муравей отрыгивает пищу из зобика. Если он этого не делает, следует усиленная просьба. Голодный муравей, слегка изогнувшись, поворачивает голову на 180° и подставляет ее под челюсти донора. Это уже сигнал «очень прошу поесть!». Медведь обычно имеет участок, который считает своим и куда запрещено ходить другим медведям. Обходя этот участок, медведь трется о деревья, и запах, который он оставляет, служит для других сигналом о том, что участок уже имеет хозяина. Задача 47 Определите, какие из нижеприведенных формулировок в большей степени характеризуют язык, а какие речь?: - процесс общения между людьми, процесс обмена мыслями; - наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли и чувств; - арсенал средств обозначения предметов, явлений, связей в окружающей действительности; - средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества; - использование звуков, букв, слов, предложений для удовлетворения потребности общения; - средство общения между людьми. Задача 48 Ниже приводится перечень органов, участвующих в речепро-износительном процессе. Необходимо определить, какие органы учувствуют в различных звеньях произношения – генераторном, резонаторном, энергетическом. Голосовые связки гортани, диафрагма, язык и губы, глоточная трубка, легкие, рот, полости носа, межреберные мышцы. Задача 49 Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Необходимо выбрать особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний): а) речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика, изображения; б) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения; в) грамматические связи выражены наиболее полно; г) в значительной степени непроизвольная речь; д) речь, наиболее поддающаяся волевому контролю; е) заранее планируемая и программируемая речь; ж) грамматически бессвязная форма речи; з) речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика; и) речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников; к) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь; л) речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях; м) речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения. Задача 50 Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека. 1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира; 2. Отражение прошлого опыта в виде мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений; 3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей; 4. Отражение общих и существенных признаков, связей и явлений на органы чувств; 5. Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств; 6. Отражение чувствительности опосредованным путем при обязательном участии речи. Задача 51 Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах? а) Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая. б) Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил. (По И.М. Палею, 1966). Задача 52 1. Определите, какой из методических приемов наиболее способствует развитию конструктивного воображения у детей. 2. Дайте обоснование своего выбора. В одном из исследований, проведенном с однояйцевыми близнецами, детей различными методами обучали конструктивной деятельности. Одних детей обучали методом, основанном на подражании. Дети должны были конструировать постройки по предложенному образцу, состоящему из кубиков определенной формы. Других детей обучали методом, который заключался в том, что в качестве образца предлагался только общий контур постройки, а подобрать строительный материал и сконструировать постройку заданной формы дети должны были самостоятельно. (По А.Н. Миреновой и В.Н. Колбановскому). Контрольный тест: 1. Ощущение – это: 1. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей 2. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений 3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира 4. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов воспринятого прежде 2. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, – это: 1. Чувствительность 2. Абсолютный нижний порог ощущений 3. Абсолютный верхний порог ощущений 4. Разностный порог ощущений 3. Чувствительность – это: 1. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения 2. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различив ощущений 3. Наименьшая величина различий между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума 4. Способность живого организма воспринимать раздражение, отвечая на них 4. Восприятие – это: 1. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений 2. Отражение прошлого опыта 3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей 4. Отражение отдельных свойств предметов и явлений 5. Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от общей направленности и других личностных особенностей – это: 1. Наблюдательность 2. Константность 3. Иллюзии 4. Апперцепция 6. Предметность как свойство восприятия – это: 1. Относительное постоянство образов предметов (их формы, цвета, величины) при изменении условий восприятия 2. Выделение каких-либо объектов или их частей как «фигуру», остальные объекты – как «фон» 3. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к определенной категории объектов 4. Особенность восприятия, направленная на осознание объекта как целого 7. Целостность восприятия – это: 1. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам внешнего мира 2. Отражение объектов в совокупности их свойств 3. Его зависимость от прошлого опыта 4. Способность выделять структуру из потока ощущений 9. В каких условиях возникают колебания внимания? 1. При восприятии сильных и внезапных раздражителей 2. При восприятии ритмичных раздражителей 3. При восприятии едва заметных раздражителей 4. При восприятии несложной информации 10. Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить – это: 1. Смысловая память 2. Произвольная память 3. Долговременная память 4. Оперативная память 11. Условие, обеспечивающее эффективность произвольного запоминания и проявляющееся в четкой постановке задачи запомнить материал точно, полно и последовательно – это: 1. Активная мыслительная деятельность 2. Интерес 3. Значимость материала для личности 4. Целевая установка 12. Тип памяти, характеризующийся исключительно сильной образностью, дающий возможность «видеть» отсутствующий предмет в мельчайших подробностях: 1. Эдейтический тип 2. Наглядно-образный тип 3. феноменальная память 4. Эмоциональный тип 13. Мышление – это: 1. Процесс мгновенного осознания решения некоторых проблем 2. Обобщенная и опосредованная форма психического отражения в виде понятий, суждений, умозаключений 3. Процесс выдвижения проекта решения задач 4. Целостная форма отражения действительности в виде сложной системы образов 14. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным свойствам – это: 1. Синтез 2. Обобщение 3. Систематизация 4. Группировка 15. Гибкость мышления – это: 1. Умение под влиянием необходимости изменять намеченный ранее путь решения задач 2. Умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее 3. Умение принимать определенные решения в очень короткий срок 4. Умение проникнуть в сущность явления 16. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей – это: 1. Быстрота мышления 2. Самостоятельность мышления 3. Глубина мышления 4. Широта мышления 17. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления: 1. Монологическая речь 2. Внутренняя речь 3. Эгоцентрическая речь 4. Письменная речь 18. Свойство речи, характеризующееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего – это: 1. Выразительность 2. Понятность 3. Содержательность 4. Конкретность 19. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности – это: 1. Мечта 2. Греза 3. Творческое воображение 4. Воссоздающее воображение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||