Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
24.03.2018, 12:19 | |
В данной контрольной работе не пишется введение и заключение, так как контрольная работа состоит из задания по одной из тем курса и рассуждения о профессиональном и личностном развитии студента. Краткие выводы могут быть сделаны после окончания выполнения задания и рассуждения, что указывает на большую проработанность материала. СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Задания представлены в 5 вариантах. Выбор варианта контрольного задания осуществляется по следующему принципу: последняя цифра в номере зачетной книжки соответствует определенному варианту работы – студенты, у которых номер зачетной книжки оканчивается на 1 или 2 выполняют ВАРИАНТ I, если номер оканчивается на 3 или 4, то – ВАРИАНТ II, если на 5 или 6, то – ВАРИАНТ III , если на 7 или 8, то – ВАРИАНТ IV, если на 9 или 0, то – ВАРИАНТ V. Вариант I. На основе изученной литературы по теме «Особенности организации коррекционно-восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе», подготовить сочинение-рассуждение о проблемах семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии. Письменно ответьте на вопрос «Готов ли я как профессионал и личность работать с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями?», обоснуйте свой ответ. Вариант 2. На основе изученной литературы по теме «Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Искаженное психическое развитие», опишите особенности организации клинико-психолого-педагогической помощи детям с различными вариантами РДА; особенности организации психологической помощи семье, имеющей ребенка с РДА. Письменно ответьте на вопрос «Готов ли я как профессионал и личность работать с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями?», обоснуйте свой ответ. Вариант 3. На основе изученной литературы по теме «Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», опишите особенности работы психолога с семьей, имеющей ребенка с ДЦП; дайте характеристику деятельности психолога в системе специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Письменно ответьте на вопрос «Готов ли я как профессионал и личность работать с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями?», обоснуйте свой ответ. Вариант 4. На основе изученной литературы по теме «Психологические особенности детей с нарушениями зрения» опишите варианты психогенного формирования личности при слепоте и слабовидении; особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих детей; общую характеристику психодиагностической и психокоррекционной деятельности тифлопсихолога. Письменно ответьте на вопрос «Готов ли я как профессионал и личность работать с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями?», обоснуйте свой ответ. Вариант 5. На основе изученной литературы по теме «Психологические особенности детей с нарушениями слуха» опишите, в чем заключаются особенности развития эмоций и чувств у глухих и слабослышащих школьников; охарактеризуйте систему специальных коррекционных учреждений для лиц с нарушением слуховой функции; опишите особенности организации коррекционно-восстановительного процесса при работе психолога с детьми с нарушениями слуховой функции. Письменно ответьте на вопрос «Готов ли я как профессионал и личность работать с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями?», обоснуйте свой ответ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Представленные варианты заданий для самостоятельной работы, предполагают более основательную проработку освещенных тем, позволяют структурировать основное содержание материала по конкретным блокам его изучения. Выполнение этих заданий позволяет подготовиться как к промежуточному, так и итоговому тестированию. Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе и отметьте кружком в бланке ответов. 1. Предметом специальной психологии является: а) изучение особенностей обучения детей с нарушениями в развитии; б) изучение особенностей развития психики лиц с различными нарушениями в развитии; в) изучение условий развития детей определенных возрастов; г) разработка индивидуальных программ обучения детей начальных классов с особыми потребностями.
2. Назовите основные теоретические и прикладные задачи специальной психологии: ________.
3. Понятие нарушения (дефекта) в специальной психологии – это: а) органическое поражение какого-либо органа, которое, раз возникнув, никуда не исчезает, даже, если функция органа не нарушена; б) нарушение адаптационных механизмов; в) недостаточность какой-либо из функций, которая нарушает весь ход психического развития только при определенных условиях; г) временная недостаточность какой-либо функции.
4. Отклоняющееся развитие – это _________
5. Перечислите основные параметры, определяющие характер нарушений в развитии: ________
6. Идеи Л.С. Выготского о первичности нарушения и его вторичных отклонениях в развитии ребенка заключаются в том, что __________
7. Перечислите основные факторы, определяющие психическое развитие детей с нарушениями слуха: ________
8. Найдите соответствие между особенностями нарушения речевой деятельности и нарушением работы отдельных зон головного мозга: 1) Непонимание речи окружающих; 2) Невозможность реализовать моторную программу собственного высказывания, заключающуюся в трудностях переключения с одной артикулемы на другую; 3) Трудности в построении текстов с линейной последовательностью (рассказ о режиме дня); 4) Трудности в реализации моторной программы высказывания, нарастающие при попытке выйти на уровень большей произвольности (осознанности); 5) Нежелание говорить, низкая познавательная активность (не задает вопросов); А) Теменные доли коры головного мозга; Б) Лобные доли коры головного мозга; В) Зона Вернике; Г) Зона Брока; Д) Зона, расположенная кпереди от центра Брока (45 поле).
9. Профилактика – это: а) предупреждение возможных отклонений; б) выявление нарушений; в) исправление недостатков.
10. Вид невротических нарушений у детей с речевой патологией, возникающий как вторичное расстройство в возрасте от 7 до 10 лет: а) аффективный; б) соматовегетативный; в) эмоционально-идеаторный.
11. Укажите основные проявления, которыми характеризуется психомоторный уровень невротических нарушений у детей с нарушениями речи: а) гипердинамический синдром; б) невротическая анорексия; в) депрессивные переживания; г) расстройства аппетита; д) нарушение функции желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, сна; е) страхи; ж) заикания.
12. Для речи умственно отсталых детей характерно: а) преобладание пассивного словаря над активным; б) преобладание активного словаря над пассивным; в) примерно одинаковый активный и пассивный словарный запас.
13. Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью: а) только обходными путями, в условиях специального обучения; б) так же, как дети с сохранным слухом, но только в более поздние сроки; в) только при использовании вспомогательного оборудования.
14. У большинства детей с ДЦП отмечается: а) дизартрия; б) дислалия; в) ринолалия.
15. Отделы мозга, поражение которых вызывает различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности: а) затылочно-теменные; б) височной доли доминантного полушария; в) нижней теменной доли левого полушария.
16. Особенности памяти детей с моторной алалией: а) словесные парамнезии; б) низкий уровень развития логического запоминания; в) хороший уровень отсроченного воспроизведения.
17. Особенность зрительной памяти детей с ОНР: а) не запоминают картинок; б) хорошо запоминают написанные буквы; в) плохо запоминают геометрические фигуры.
18. Исследователь, изучавший нарушения речи при органических поражениях мозга: а) Л.С.Выготский; б) А.Р.Лурия; в) С.Л.Рубинштейн.
19. Дети с органическим поражением мозга характеризуются: а) раздражительностью, возбудимостью, расторможенностью; б) заторможенностью, вялостью, утомляемостью; в) негативизмом.
20. Категория детей, у которых комплекс оживления проявляется в более ранние сроки: а) с недоразвитием речи; б) воспитывающиеся в условиях полноценного эмоционального общения с матерью; в) растущие в условиях эмоциональной депривации.
21. Ученый, занимавшийся исследованиями дословесного периода развития речи ребенка: а) М.И. Лисина; б) Ф. Варбург; в) М. Совак.
22. Для второго периода обобщения, лежащего в основе первых слов, характерно: а) абстрагирование от изменчивых признаков предмета; б) значительное увеличение словарного запаса; в) яркая эмоциональная окраска.
23. Возрастные особенности, свойственные детям с речевой патологией с 3 до 5 лет: а) низкая речевая активность, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения; б) речевая активность, участие в сюжетно-ролевых играх; в) смещение и смешение временных представлений, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
24. Тип формирования личности, для которых характерны робость, застенчивость, большая привязанность к родителям, комплекс неполноценности, повышенная чувствительность ко всему происходящему: а) социально ориентированный; б) доминирующий; в) чувствительный; г) тревожный; д) интровертированный.
25. Общение, преобладающее у детей с нарушениями речи: а) деловое; б) ситуативное; в) внеситуативно-личностное.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Предмет, цели, задачи и отрасли специальной психологии. 2. Методы специальной психологии. 3. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии. 4. Факторы психического развития человека. Аномальное развитие и его причины. 5. Понятие дефекта. Первичный и вторичный дефект. Дефект и его компенсация. 6. Понятие коррекции, адаптации, реабилитации, развития, коррекционно-воспитательной работы и коррекционно-развивающей работы в специальной психологии. 7. Понятие дизонтогенеза в психологии. Этиология проблемного развития детей. 8. Понятие умственной отсталости, ее формы (олигофрения, деменция). Степени олигофрении. Обучение и воспитание детей-олигофренов. 9. Понятие задержки психического развития, ее виды, проблемы выявления. Обучение и воспитание детей с ЗПР. 10. Нарушения слуха и речи у детей дошкольного и школьного возраста. Причины и общая характеристика слуховых и речевых нарушений 11. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и речи. Профилактика нарушений слуха в детском возрасте 12. Нарушения зрения. Причины и общая характеристика нарушений зрения. 13. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Профилактика нарушений зрения в детском и школьном возрасте. 14. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Психологическая характеристика детей с ДЦП. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 15. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах 16. Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания 17. Современная система образовательных учреждений в Российской федерации для детей с нарушениями и отклонениями в развитии. 18. Проблемы интеграции в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями. | |