Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
22.09.2016, 10:35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемый объем работы без Приложения 12-14 страниц. Студенты выполняют все представленные в контрольной работе задания. При этом ряд заданий являются общими для всех, а также есть задания с вариантами. Соответственно в заданиях с вариантами студенты выбирают свой вариант по последней цифре в номере зачетной книжки по предложенной схеме:
ЗАДАНИЕ 1. СОСТАВЬТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ СХЕМУ-КОНСПЕКТ по теме «Особенности и проблемы диагностики интеллектуальной сферы личности» Задание ориентировано на более основательную проработку одной из базовых тем, демонстрирующей методологическое обоснование психодиагностики интеллектуальной сферы личности. Задание предполагает знакомство и проработку определенных источников литературы и способствует подготовке к последующей практической работе на семинарах [Психологическая диагностика: учебник / ред. М.К.Акимова, К.М.Гуревич. – СПб.: Питер, 2008]. Также данные вопросы составят основу обсуждения темы в рамках интерактивного занятия и последующего промежуточного контроля. Схема-конспект предполагает краткое изложение материала с самостоятельной разработкой некоторого алгоритма или схемы изложения закономерностей изучаемого вопроса, отражающее логическую связь смысловых элементов между собой. Составленная структурированная схема, должна отразить сущность проблемы и позволить проанализировать различные пути ее решения, выделить основные пути исследования (различные подходы) и т.п. Представленная схема-конспект обязательно должна содержать графическое отображение информации – логическая схема с наглядным графическим изображением. Объем составляет 1,5-2,5 страницы.
ЗАДАНИЕ 2. Составьте Информационную психодиагностическую карточку (ИПДК) Необходимо составить информационную психодиагностическую карточку, отражая основные особенности предложенных методик. Для составления такой информационной карточки по конкретной методике необходимо соблюдать определенный алгоритм сбора информации о психодиагностических средствах (Приложение 1). ИПДК – это лаконичное, очень четкое описание методики по критериям, объем которой составляет 1,5-2 страницы. В задании прорабатываются методики направленные на изучение, личностных свойств, психодиагностика мотивации, ценностей и установок, эмоционально-волевой сферы личности, самооценки. По критериям необходимо описать следующие методики: ИПДК 1. Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик (общее для всех) ИПДК 2. По вариантам:
ЗАДАНИЕ 3. Практическая работа Практическое задание предполагает проведение психодиагностического обследования (или самообследования) по следующим направлениям: диагностика структурных компонентов личности, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности. При выполнении данного задания следует обратить особое внимание на его оформление. Должны быть четко, аккуратно и последовательно описаны и представлены в соответствующей форме все этапы проделанной работы. Важно! Все вспомогательные диагностические материалы должны быть также соответствующим образом оформлены и вынесены в Приложение. Задание может быть оформлено от руки (особенно это удобно при построении профилей, сводных схем и т.п.). Важно! Обязательно представить заполненный испытуемым от руки бланк ответов. Таким образом, для каждой проведенной методики необходимо представить следующее: · заполненный испытуемым от руки ответный бланк, на котором вы отражаете произведенные подсчеты первичных баллов (его следует включить в Приложение). · цель обследования. · полученные в целом показатели, оформленные в виде сводной таблицы. · построенный профиль, диаграмму и т.п. (следует включить в Приложение). · психологическое заключение (задание 4.1) и развернутую интерпретацию данных задание (задания 4.2, 4.3). Важно! Не включать в содержание контрольной работы сами тексты опросников с перечнем вопросов. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ 3.1. Провести обследование одного испытуемого по Шестнадцати-факторному личностному опроснику Р. Кеттелла. Обработать данные. Построить профиль личности. Составить психологическое заключение (с учетом требований к психологическому заключению, представленных в Приложение 2). 3.2. По вариантам:
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 3.3. Провести обследование одного испытуемого (или самообследование) по методике, выбранной по варианту:
Необходимо обработать данные, представить в сводной форме основные показатели, сформулировать развернутую интерпретацию полученных показателей с соблюдением соответствующих требований.
ЗАДАНИЕ 4. Составьте диагностический комплекс Выполняя задание, необходимо самостоятельно составить диагностический комплекс, который позволит выявить особенности развития и функционирования отдельных компонентов определенной сферы личности. Задание выполняется по вариантам. В целом комплексная психодиагностика предполагает обследование испытуемого (или группы) с помощью определенного набора (батареи) методик. Программа должна представлять собой взаимосвязанный, подчиненный единой цели комплекс методик, позволяющий получить суммарное, целостное описание свойства или группы свойств конкретного человека. Результатом комплексной диагностики является интегрированная характеристика развития какого-либо свойства (явления) или суммарный, целостный «психологический портрет» конкретного человека. Любой составленный психодиагностический комплекс требует обоснования его содержания, диагностической стратегии, условий проведения и т.п. Соответственно разрабатывая данный комплекс и составляя его обоснование необходимо проработать и описать следующее: · необходимо указать какой теоретической трактовке (определении) данного явления вы будете основываться; · уточнить, какие компоненты составляют содержательную структуру этого явления (посредством каких признаков можно установить его проявление, какие признаки можно установить посредством диагностики); · исходя из изложенного обоснования, определить цель своего предполагаемого исследования, перечислить компоненты которые будут изучены, обосновать, почему выбраны именно они; · подобрать для установленных структурных компонентов методики в строгом соответствии с целью исследования и изучаемым явлением. Осуществляя подбор методик для психологической диагностики, необходимо учесть следующие принципы их комплектования: · психодиагностический комплекс должен быть ориентирован не только на определенную область изучаемых явлений (предмет исследования), но и на конкретного человека или группу. В связи с этим при составлении программы важно уточнить некоторые дополнительные критерии, позволяющие сузить задачу и составить близкий к реальным условиям, адекватный комплекс. Для этого студент по своему выбору определяет уточняющие критерии. Например, для какой возрастной группы (или профессиональной) предназначен комплекс, возможно уточнение социального или семейного статуса индивида и другие диагностически значимые индивидуальные особенности; · подобранные методики должны сочетаться между собой по методологическим основаниям, дополнять друг друга, позволяя разностороннее осветить изучаемое явление; · методики не должны дублировать друг друга, а нести дополнительную информацию, подтверждающую проявление выявленных особенностей или показывая, как функционируют разные составляющие изучаемого явления. · полученные показатели должны сочетаться, обогащать содержательно характеристику явления; · не следует перегружать комплекс методиками. В данном случае не их количество, а правильное сочетание, согласованность и целесообразность определяет качество диагностической программы.
Описывая данное задание в контрольной работе необходимо представить следующую информацию: 1. Написать обоснование разрабатываемого комплекса, а также обосновать выбор компонентов и методик диагностики, включенный в него; 2. Описать рекомендуемые условия реализации данной программы; 3. Перечислить выбранные методики, представив в форме таблицы их краткую характеристику по следующим критериям:
4. Кратко указать какой может быть получен общий итоговый результат.
Приложение 1 Алгоритм заполнения информационной психодиагностической карточки 1. Полное название методики. 2. Автор методики (или автор адаптации, модификации). 3. Источник описания (с указанием фамилии и инициалов автора сборника или редактора, места издательства и год издания). 4. Назначение методики (на диагностику, какой сферы методика направлена). Особенности конструкта. 5. Необходимый стимульный материал (или оборудование). 6. Инструкция. 7. Особенности проведения, требования к процедуре обследования. Допустимые возрастные группы. 8. Регистрируемые показатели (субтесты, шкалы, или факторы и т.п.) 9. Способы обработки. В какой форме будут представлены окончательные результаты. 10. Интерпретация показателей (как в целом анализируются показатели, какие делаются выводы на их основании).
Приложение 2 Требования к написанию психологического заключения Психодиагностическое заключение - это документ, в котором описывается вся процедура обследования, рекомендации и т.п. Психологическое заключение предполагает развернутую форму описания сведений важных для определения психического развития обследуемого. Психологическое заключение характеризуется сложной конструкцией и предполагает комплексное, структурированное, систематизированное описание достижений при выполнении теста. Примерный алгоритм психологического заключения предполагает фиксирование следующей информации: 1. Запрос, заказ, оформление проблемы. Описание проблем, жалоб и другие диагностически значимые данные. 2. Сведения об испытуемом. Ф.И.О., возраст, социальный, семейный, медицинский статус и другие диагностически значимые индивидуальные особенности. 3. Описание плана и программы диагностики. Гипотезы относительно проблемы клиента, цели обследования. Краткое описание методов (перечень использованных методик с указанием автора и цели). 4. Описание самой процедуры обследования. Краткое описание условий проведения обследования и результатов наблюдения за поведением обследуемого во время диагностики (описание специфики работы испытуемого, степень самостоятельности выполнения заданий, характер контакта, эмоциональные и соматические состояния, уровень сопротивления, уровень мотивации и заинтересованность, необычные поведенческие проявления, защитные реакции, критичность и т.п.). 5. Описание результатов обследования.* Для каждого рассматриваемого свойства приводятся полученные показатели, и далее строится описание общей картины после психодиагностики, ответы на конкретные вопросы. Эта часть заключения излагается в виде комплексного описания психологического портрета личности. Пятый пункт является основной частью психологического заключения, которая характеризуется совокупностью особых требований к ее содержанию, последовательности и стилистики написания. Можно выделить ряд типичных погрешностей, которые следует обязательно исключать из описания (С.Т. Посохова, 2005): 1. Не употребляются слова: «испытуемый», «человек», «мужчина», «женщина» и т.п. Такие формулировки снижают ценность личности, нивелируют индивидуальное своеобразие личности обследуемого. Необходимо употреблять фамилию, имя (имя отчество), а также можно чередовать с безличными предложениями (например, «обладает высоким уровнем интеллекта», «нечувствителен к неудачам»). 2. Показатели не описываются отдельно по шкалам, факторам и т.п. При интерпретации данных полученных на основе личностных опросников описание должно представлять комплексную, структурированную по блокам (коммуникативная сфера, эмоционально-волевая сфера, отношение к лидерству, мотивационно-потребностная сфера) или типам характеристику. 3. Употребление некорректных, оценочных, просторечивых выражений, создающих основания для снижения самоценности испытуемого. Необходимо при описании показателей употреблять выражения соответствующие изучаемы свойствам, и позволяющим описывать особенности их развития, проявления и т.п. (например, некорректно употреблять - «интеллект страдает», «память западает», следует опираться на формулировки «низкий уровень интеллектуального развития», «ослабление функций памяти». Также некорректно употреблять оценочные суждения - «память хорошая», следует описывать уровни развития приемлемые для описания особенностей развития познавательных процессов - «средний уровень развития памяти» или «небольшой объем памяти», «высокая концентрация внимания»). 4. Не указывать цифровые значения показателей без расшифровки психологического смысла. Это провоцирует испытуемого интерпретировать результаты обследования на основании собственных обыденных представлений. Необходимо все показатели представлять в сопровождении интерпретации, т.е. раскрыть их психологический смысл. При описании развития познавательных процессов могут по ходу описания указываться показатели, но обязательно с сопровождаемые интерпретацией (например, «вербальный интеллект достигает 108, что соответствует возрастной норме интеллектуального развития») или сразу дается интерпретация (например, вербальный интеллект соответствует возрастной норме интеллектуального развития, что проявляется в способности …), а в начале пункта приводятся сводные данные, полученные по всем исследуемым свойствам (для личностных опросников описание лучше не разбивать показателями). 6. Выводы. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу (возможно, их иллюстрирование данными тестов). Формулируется основной вывод об уровни сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования. 7. Адресные рекомендации (клиенту, заказчику психологу или другому специалисту). 8. Дата, подпись психолога (с расшифровкой). * На практических занятых в рамках учебных ситуаций отрабатывается только данная часть психологического заключения. Соответственно в заданиях контрольной работы описывается только пятый пункт из представленного алгоритма. При его составлении обязательно следует учитывать требования к написанию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||