Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
27.09.2016, 09:50 | |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для выбора номера варианта контрольной работы необходимо ориентироваться на последнюю цифру в номере зачетной книжки. Контрольная работа состоит из двух блоков, каждый из которых оценивается самостоятельно. Первый блок представлен аналитической запиской по заданной теме. Основные требования и рекомендации, на основании которых будет составлена аналитическая записка находятся в приложении А. Обращаю Ваше внимание на то, что аналитическая записка кардинально отличается от реферата! (30 БАЛЛОВ) Второй блок включает в себя психологический анализ предложенной учебной ситуации. (30 БАЛЛОВ). Для того чтобы Ваша контрольная работа была зачтена необходимо набрать 35 баллов.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ВАРИАНТ 1 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 2 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Особенности применения общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 3 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Развитие проблемного обучения в отечественной науке и практике. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 4 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Дидактогения как психолого-педагогическая проблема. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 5 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 6 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 7 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Педагогическое воображение как основа прогностических способностей. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 8 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Формирование общеучебных умений и навыков как одна из основных педагогических задач. Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 9 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Феномен "обученной беспомощности". Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
ВАРИАНТ 10 I БЛОК. Составьте аналитическую записку по теме: Типы учения (по П.Я. Гальперину). Требования к аналитической записке критерии оценивания представлены в приложении 2. (30 БАЛЛОВ) II БЛОК. Составить анализ учебной ситуации, предложенной в контрольной работе. Прочитайте приведенные описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания: а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации; б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации; в) выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте психологически рекомендации, корректирующие эти ошибки. (30 БАЛЛОВ). Номера учебных заданий представлены в приложении 3.
Приложение 2 Рекомендации по составлению аналитической записки Аналитическая записка — документ, содержащий обобщенный материал о каких-либо исследованиях. Цель написания аналитической записки - визуализация, формулирование проблемы или концепции, а также формулирование выводов. Структура аналитической записка состоит из следующих частей:
Аннотация - В аннотации кратко излагается суть содержания документа, причины и обстоятельства его появления. Каждый из этих параметров начинается с абзаца. В аннотации указываются используемые источники информации. Размер аннотации не должен превышать 2/3 страницы формата А4. Содержание - Включает в себя наименования всех структурных частей документа с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Введение - Включает в себя несколько составных частей, которые не выделяются подзаголовками, но присутствуют в обязательном порядке. Введение включает в себя постановку проблемы и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Основная часть - Излагается суть теоретического исследования. В логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы (выделенных, как правило, в подразделы) на основе самостоятельного изучения источников и привлечения, где это необходимо, исследовательской и иной литературы. Поэтапный анализ и обобщения. Состоит из разделов и подразделов. Заключение - В конце аналитической записки должны быть обязательно Выводы и Прогноз. Основные требования к выводам: · непротиворечивость и жесткая логическая взаимосвязь с основным текстом подраздела; · отсутствие прямых повторений текста раздела; · недопустимость выводов, не обоснованных основным текстом; · в обязательном порядке выводы должны содержать общие прогнозные оценки протекания процессов на ближайшую перспективу; · подводится общий итог исследований по указанной тематике; · текст выводов должен быть краток. Вводные и заключительные части выделяются курсивом. Объем итогового заключения не должен превышать одной страницы. Библиографический список. Список использованных источников литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями. Приложения - Приобщаются подробные различные таблицы, графики, условные обозначения, глоссарий, математические формулы и расчеты, а также иная второстепенная информация, дополняющая основную часть документа. Общий размер аналитической записки, без приложения должен быть не более 7 страниц. Основные разделы аналитической записки начинают каждый раз с новой страницы. При использовании электронных документов, с разными стилями изложения, шрифтов и т. п. необходимо обязательно переформатировать и привести данные к тем техническим характеристикам, которые приняты. Критерии оценивания аналитической записки по теме 25-30 баллов – аналитическая записка построена по стандартной схеме: аннотация, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения. Подробно раскрывается содержание темы, перечислены основные и дополнительные вопросы и проблемы. В содержании сопоставляются и анализируются несколько подходов или авторских концепций по данной тематике. Заключение отражает мнение автора и соответствует содержанию аналитической записки; 20-24 балла – аналитическая записка построена по стандартной схеме: аннотация, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения. Содержание темы представлено не полностью, не перечислены основные или дополнительные вопросы и проблемы. В содержании представлены несколько подходов или авторских концепций по данной тематике, но они не сопоставляются и не анализируются. Заключение не полностью отражает мнение автора; 15-19 баллов – аналитическая записка построена с отклонением от стандартной схемы (какие-то части отсутствуют или расположены не по порядку). Содержание темы представлено не полностью, не перечислены основные или дополнительные вопросы и проблемы. В содержании представлен только один подход или концепция по данной тематике. Заключения нет или не соответствует содержанию аналитической записки; менее 15 баллов – аналитическая записка построена с отклонением от стандартной схемы (какие-то части отсутствуют или расположены не по порядку) или выглядит как конспект. Содержание темы не раскрывается, не перечислены основные и дополнительные вопросы и проблемы. Заключения нет или не соответствует содержанию аналитической записки.
Приложение 3 Перечень учебных задач Учебная задача к варианту 1 Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», – и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся. Учебная задача к варианту 2 Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать? Учебная задача к варианту 3. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл. Учебная задача к варианту 4. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», – отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди». Учебная задача к варианту 5 «Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре. — Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке? На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил: — Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать? Учебная задача к варианту 6 Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено четыре основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады. Учебная задача к варианту 7 Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах. Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана. — Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница. — Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать. Учебная задача к варианту 8 Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично». Учебная задача к варианту 9 Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает: — Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга. — Это секрет? — серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой. — Тогда сделаем так, даю вам 5 минут — поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы. Учебная задача к варианту 10 Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю: — Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох... Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: — Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку... Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться. Критерии оценивания учебных задач 25-30 баллов – комплексная оценка предложенной учебной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, правильный подбор психологической тактики; 16-24 баллов – комплексная оценка предложенной учебной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; частично правильный подбор психологической тактики; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя; 8-15 баллов – затруднения с комплексной оценкой предложенной учебной ситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов преподавателя; выбор психологической тактики не отражает особенностей и специфики личностных параметров обучающихся, возможен только при наводящих вопросах преподавателя; менее 7-ми баллов – неверная оценка учебной ситуации; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; неправильный выбор психологической тактики, приводящий к искажению истинной картины учебной проблемы . | |