Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
26.01.2015, 12:28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ Текущий контроль по дисциплине «Психология» включает: I. Выполнение письменного задания (реферата); II. Интерактивную деятельность (решение кейса). I. Выполнение письменного задания (реферата). Структурными элементами реферата являются: - титульный лист; - ответы на теоретические вопросы и теоретический анализ темы; - список использованной литературы. Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице:
Темы рефератов 1. Предмет и задачи психологии. Ее место и роль в деятельности людей. 2. Определение психологии как науки. Примеры явлений, изучаемых современной психологией. 3. Общая психология, ее структура. 4. Методы исследования в психологии, их связь с методами других наук. 5. Основные и вспомогательные методы психологии, их связь с другими науками. 6. Наблюдение как метод психологических исследований, его разновидности. 7. Типы и виды опроса. 8. Экспериментальный метод в психологии. 9. Общее строение нервной системы человека. Понятие организм, мозг, психика. 10. Нейропсихологические основы познавательной деятельности. 11. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики. 12. Сознание как форма отражения человеком действительности. 13. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания. 14. Понятия и виды бессознательного. 15. Развитие самосознания и «Я-концепции». 16. Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека. 17. Мир переживаний, чувств, эмоций как характеристики сознания. 18. Эмоции. Виды эмоциональных состояний. 19. Чувства, их роль в жизнедеятельности человека. Физиологические основы чувств и эмоций. 20. Настроение, страсть как виды эмоциональных состояний. 21. Основные состояния сознания и их нарушения. 22. Определение деятельности, ее основные характеристики. 23. Отличие деятельности человека от активности животных. 24. Понятие умения и навыка. Формирование навыков и умений. 25. Основные познавательные процессы присущие человеку, их виды и характеристика. 26. Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. 27. Восприятие, его виды и свойства. 28. Определение внимания. Свойства внимания, его функция и виды.
II. Интерактивная деятельность (решение кейса). Кейс №1. Ева Э., 7 лет, поступила в детское отделение. Отец – целеустремленный, честолюбивый человек, из-за напряженной работы воспитанию детей не уделяет внимания. Мать – работник торговли, но не работает по специальности, так как целиком посвятила себя воспитанию троих детей и домашнему хозяйству. Восьмилетняя сестра Евы прилежна, добросовестная; трехлетний братик – очень живой ребенок. Мать лишь недавно оставила работу, поэтому Ева в течение ряда лет жила то у бабушки с дедушкой, то у родителей, испытывая на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали, мать была строга, часто снимала туфлю и шлепала Еву. Через некоторое время мать, жалея Еву, осыпала ее ласками и лакомствами, пытаясь компенсировать причиненное зло добром. Но успеха не приносили ни строгости, ни поблажки. Ева была необыкновенно упряма, постоянно настаивала на своем и часто даже бросалась в истерику. Когда мать за дело журила девочку, это вызывало в ней только раздражение и злость. Однажды Ева целую неделю не разговаривала с матерью из-за того, что та сделала ей замечание за плохо вытертую посуду. Когда Ева злится на мать, она не обращается к ней с просьбами непосредственно, а передает их через старшую сестру, пытаясь добиться своего. Ева очень любит похвалу и, если в чем-нибудь проявит старание, всегда ждет ее как лучшей награды. Мать и девочка постоянно спорили друг с другом, при этом в споре обычно побеждала Ева, так как она оставалась непреклонной, а мать всегда уступала. Однажды, разозлившись, Ева неделю не вставала с постели, не поднималась даже поесть, требуя, чтобы кушанья ей подавали в постель. Мать сначала не соглашалась на такое «обслуживание», но, в конце концов, уступила. «Не буду же я морить ее голодом», – заявила она в свое оправдание. Патологические проявления начались у Евы в 3-4 года и особенно ярко начали сказываться, когда родился младший братик. Ева с самого начала отнеслась к его появлению отрицательно, бросала разные предметы в колясочку, где он лежал. Когда малютке было 14 дней, она с силой уткнула его личико в подушку, а подбежавшей матери сказала: «Это я для того, чтобы он заснул». В последующие годы Ева также относилась к маленькому братику враждебно. Когда мальчику было 2 года, она вздумала заставить его взобраться на перила балкона — мальчик легко мог упасть вниз. Ева специально подставила стул и продемонстрировала ему, как надо ставить ножки и как повернуться. Матери она сказала: «А пускай падает, по крайней мере, он тогда умрет». Когда Еве было 6 лет, отец за столом рассказывал, что прочитал в газете статью о вредной привычке брать в рот и жевать цветочные лепестки; в статье подчеркивалось, что это может привести к опасным последствиям. Ева весьма внимательно слушала. Через два дня ее поймали на том, что она запихивала брату в рот кучу цветочных лепестков. В детском отделении клиники Ева постоянно предъявляла свои требования, а если к ним не прислушивались, становилась озлобленной. В игры с другими детьми включалась с трудом. Любопытен один фотоснимок, сделанный в клинике: Ева смотрит исподлобья, выражение лица у нее характерное – полное затаенной злобы. В конечном счете девочка приспособилась к режиму в клинике и даже старалась произвести хорошее впечатление. Задания по кейсу: 1. Определите что в изложенном клиническом случае представлено – акцентуация характера или психопатия. Также определите тип акцентуации или психопатии. 2. Аргументируйте свое решение. 3. Проведите дифференциальный анализ для выявления особенностей личностного развития. 4. Определите, что могло стать причиной возникновения таких форм поведения. 5. Смоделируйте несколько сценариев поведения на будущее.
Кейс №2 Дано несколько ситуаций и описание поведения людей. Задание: 1. Сопоставить ситуацию и поведение людей, которое является логичным для данной ситуации. 2. Описать эмоции, которые присущи людям в данной ситуации и как Вам удалось узнать эти эмоции по выражению лица. 3. Дать рекомендации людям для устранения эмоционального дискомфорта. Ситуация №1. Федор шел по улице. Неожиданно впереди показался автомобиль, который чуть не сбил человека с ног. (Ключи: страх, тревога, стрессовое состояние). Ситуация №2. Степан познакомился с девушкой и пригласил ее на свидание. Девушка очень понравилась Степану, и теперь молодой человек очень хочет понравиться девушке. (Ключи: чувство влюбленности, радость, счастье). Ситуация №3. Начальник понизил зарплату Ивану. Теперь Иван хочет отомстить начальнику. (Ключи: гнев, печаль, злоба, плохое настроение, презрение, отвращение) Эмоции людей, которые нужно сопоставить с данными ситуациями: А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)
З)
Кейс №3. Дано несколько семейных жизненных (проблемных) ситуаций. Мужчинам и женщинам нужно придумать фразы, которым помогут им стать «победителями» в данной ситуации. Внимание! При ответе не нужно копировать шаблоны, они даны для примера! А) Задание для мужчин. Придумайте фразы, с помощью которых мужчины могут манипулировать женщинами. Объясните, каким женским качеством характера вы манипулируете и как. А вот качества женщины, которыми часто манипулируют (студенты могут дополнить качества): ● совестливость; ● отзывчивость; ● низкая самооценка ● доверчивость ● жертвенность ● зависимость от партнера (несамодостаточность). Б) Задание для женщин. Придумайте ответные фразы, которые помогут женщинам не поддаваться манипуляции со стороны мужчин. Объясните, каким мужским качеством характера вы манипулируете и как. А вот качества мужчины, которыми манипулируют (студенты могут дополнить качества): ●высокий интеллект (или стремление казаться умным) ● галантность ● высокая самооценка ● героизм ● независимость от партнера, уверенность в себе (самодостаточность) и др.. Ситуация №1. Вечер. Время ужина. Осталось решить, кто будет готовить ужин. Шаблоны для мужчин: «Дорогая, я думаю, что ужин будешь готовить ты, потому что…» Шаблоны для женщин: «Да, дорогой, обычно ужин готовлю , но сегодня это сделаешь ты , потому что…» Ситуация № 2. В доме накопилось много мусора. Кто будет выносить мусорное ведро? Шаблоны для мужчин: «Дорогая, вынеси мусор, потому что…» Шаблоны для женщин: «Дорогой, я думаю, что тебе нужно вынести мусор , потому что…» Ситуация №3. Молодая пара пришла в кинотеатр , выбирают фильм, который будут смотреть. Супруга хочет смотреть мелодраму «Я тебя люблю». Супруг хочет посмотреть новый фильм ужасов «Кочегар возвращается». Какой фильм супруги в итоге будут смотреть? Шаблоны для мужчин: «Дорогая, давай посмотрим фильм «Кочегар возвращается», потому что…» Шаблоны для женщин: «Дорогой, я думаю, что нам лучше пойти на фильм «Я тебя люблю» , потому что…» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||