Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
19.10.2017, 12:05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа Вариант работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом:
Структурные элементы контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» состоит из следующих структурных элементов: · титульный лист; · оглавление; · введение; · задание 1; · задание 2; · задание 3; · задание 4; · задание 5; · заключение; · список использованной литературы · приложение. Титульный лист Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе в высшем учебном заведении (Приложение 1). Оглавление Оглавление представляет собой систему заголовков, разделов, частей, глав, параграфов. В нем отражаются все структурные элементы контрольной работы и указываются номера страниц, на которых они помещены в тексте. Оглавление дает общее представление о структуре работы, о ее содержании. Введение Введение – начальная часть работы, в которой рассматривается актуальность знаний возрастной и педагогической психологии, ставятся цель написания работы, отражается собственная позиция студента. Задание 1. Предлагает осуществление теоретического анализа справочно-информационной литературы для определения терминологического аппарата и феноменологического поля возрастной и педагогической психологии. Задание 2. Предполагает составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам возрастной и педагогической психологии. Аннотация - это научная статья, имеющая определённую структуру. 1. Введение: o указывается тема, источник, в котором опубликована данная статья; o указывается автор статьи и его регалии; o перечисляются критерии написания аннотации, максимально исключающие субъективизм рассуждений и оценок. 2. Основная часть: o даётся оценка статьи строго по тем критериям, которые были определены; o высказывания и оценки должны быть доказательны, точны и лаконичны. 3. Заключение: o делается вывод об основных положениях статьи; o подводятся итога проделанной работы. 4. Список источников: o приводится полный перечень всех источников, на которые были сделаны ссылки; o список должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями. Источники статей для аннотаций (за последние 5 лет): Акмеология Вестник МГУ. Серия 14, Психология Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы Вопросы психологии Детский психолог Журнал практического психолога Иностранная психология Мир психологии Мир психологии и психология в мире Московский психотерапевтический журнал Прикладная психология Психолог в детском саду Психологическая наука и образование Психологический журнал Психологическое обозрение Психология зрелости и старения Развитие личности Реферативный журнал «Психология» Школьный психолог Экспериментально-прикладная психология Задание 3. Предполагает теоретическое изучение одной из теорий возрастной психологии и оформление полученных результатов в форме доклада. Задание 4. Предполагает разработку презентации. Презентация – способ представления информации. Мультимедийная презентация должна быть, прежде всего, информативной. В информации, содержащей характеристику периода развития должны быть отражены: хронологические рамки; социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологические новообразования; особенности развития познавательной, эмоционально-нравственной, потребностно-мотивационной и волевой сферы, сферы общения. Информация должна быть представлена в наиболее наглядной и убедительной форме. Для этого используют графику, видео и звуковую информацию. Основные идеи отражаются в текстовых фрагментах. Они обычно небольшие по объему. Презентации должна включать в себя количество слайдов достаточное для убедительного раскрытия темы, обычно для достижения указанной цели необходимо не менее 30-35 слайдов. Этапы создания презентации: Этап 1. Определение с темой, целью, задачами и объемом презентации. Этап 2. Предварительная раскадровка слайдов. Этап 3. Редактирование и оформление слайдов. То есть наполнение слайдов текстами, добавление необходимых изображений, таблиц, диаграмм. Этап 4. Добавление мультимедийных эффектов — звуков, настройка анимации. Этап 5. Настройка интерактивности, проверка работоспособности презентации. Задание 5. Предполагает описание одного из нормативных кризисов развития и пути его преодоления. Заключение В заключении кратко излагаются итоги работы, а также делаются выводы о результатах проделанной работы по выполнении заданий. Список использованной литературы Список использованной литературы содержит номинации использованных при написании контрольной работы научных источников – монографий, учебной литературы, научных сборников, периодических изданий, методических материалов и т. д. В список литературы помимо традиционных бумажных носителей обязательно включаются электронные ресурсы информационной сети Internet. Приложение Приложение содержит: - ксерокопию статьи из научного журнала, на которую делалась аннотация (обязательное условие); - презентацию.
Вариант 1 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Авторитарный стиль родительского поведения. 2. Агрессия. 3. Адаптация к школе. 4. Акселерация. 5. Акцентуации. 6. Астения. 7. Внутренняя позиция. 8. Внушаемость. 9. Возраст психологический. 10. Возраст физиологический. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Младенчество». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – новорожденность как кризисный период - и пути его преодоления.
Вариант 2 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Возраст хронологический (паспортный). 2. Возрастная группа. 3. Возрастная психология. 4. Возрастные новообразования. 5. Возрастные особенности. 6. Воспитание. 7. Высшие психические функции. 8. Геронтопсихология. 9. Гиперопека. 10. Гипопротекция. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Ранний возраст». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис одного года - и пути его преодоления.
Вариант 3 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Готовность к школе психологическая. 2. Движущие силы психического развития. 3. Девиантное поведение. 4. Дезадаптация школьная. 5. Делинквентное поведение. 6. Депривация. 7. Детство. 8. Деятельность ведущая. 9. Дидактогения (школьные неврозы). 10. Динамический стереотип. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Дошкольный возраст». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис трех лет - и пути его преодоления.
Вариант 4 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Задатки. 2. Задержка психического развития (ЗПР). 3. Игра предметная. 4. Игра сюжетно-ролевая. 5. Идеалы. 6. Идентичность. 7. Интеллект. 8. Интернальность. 9. Инфантилизм личностный. 10. Капризы детские. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Младший школьный возраст». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис дошкольного детства - и пути его преодоления.
Вариант 5 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Комплекс оживления. 2. Коррекция психологическая. 3. Кризисы возрастные. 4. Лидер. 5. Литическое развитие. 6. Личность. 7. Локус контроля. 8. Манипуляция предметная. 9. Метод поперечного среза. 10. Метод продольного среза. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Ж. Пиаже». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Подростковый возраст». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – предподростковый кризис - и пути его преодоления.
Вариант 6 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Младенчество. 2. Младший школьный возраст. 3. Наказание. 4. Направленность личности. 5. Новорожденность. 6. Общение. 7. Одаренность. 8. Онтогенез. 9. Отвержение эмоциональное. 10. Педагогическая запущенность. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период юности». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис подросткового возраста - и пути его преодоления.
Вариант 7 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Периодизация детского развития. 2. Периоды сензитивные. 3. Поведение. 4. Подростковый возраст. 5. Постнатальное развитие. 6. Пренатальное развитие. 7. Произвольность. 8. Психическое развитие. 9. Психологический симбиоз. 10. Развитие личности. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Развитие морального сознания личности по К. Гиллиган». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период ранней взрослости - молодости». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис юношеского возраста - и пути его преодоления.
Вариант 8 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Ранний возраст. 2. Референтность. 3. Рефлексия. 4. Речь. 5. Рост. 6. Самовоспитание. 7. Самоконтроль. 8. Самообладание. 9. Самоопределение профессиональное. 10. Самооценка. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в психоанализе З. Фрейда». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период средней взрослости - зрелость». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис 30-летнего возраста - и пути его преодоления.
Вариант 9 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Самосознание, отношения к себе. 2. Самоутверждение. 3. Сознание. 4. Социализация. 5. Социальная ситуация развития. 6. Социогенез. 7. Старость. 8. Страхи детские. 9. Сублимация. 10. Такт педагогический. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в гуманистической психологии А. Маслоу». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период поздней взрослости – пожилой возраст». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис 40-летнего возраста - и пути его преодоления.
Вариант 10 Задание 1. Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития: 1. Трудные дети. 2. Уровень притязания. 3. Уровень умственного развития. 4. Условия психического развития. 5. Факторы психического развития. 6. Филогенез. 7. Ценностные ориентации. 8. Человек. 9. Юность. 10. Я-концепция. Задание 2. Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи. Задание 3. Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в гуманистической психологии К. Роджерса». Задание 4. В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Последний период взрослости - старость». Задание 5. Опишите нормативный кризис развития – кризис старческого возраста - и пути его преодоления.
Задания к курсовой работе
Примерный объем работы составляет 30 - 40 машинописных страниц; выводы должны быть по объему не менее 1 машинописной страницы. Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения. Титульный лист Титульный лист курсовой работы должен содержать: · полное наименование федерального агентства, вуза, института, кафедры, где выполнена работа; · статус работы и название конкретной учебной дисциплины: по которой выполняется курсовая работа (в данном случае педагогическая психология); · название темы курсовой работы; · сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер группы); · сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность преподавателя, ученое звание). · строка для проставления оценки; · год написания, город. Содержание Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы с правильным указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные части текста. Названия разделов в оглавлении должны точно совпадать с заголовками в тексте. Введение Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы, определить объект и предмет, сформулировать гипотезу исследования. Основная часть Основное содержание работы располагается в главах между введением и заключением. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких (двух-трех) глав. Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться примерно на следующих аспектах изучаемого психолого-педагогического явления: · обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых педагогической психологией по данному вопросу; · определение основных понятий; · история изучения, основные взгляды на явление в педагогической психологии и, возможно, в других отраслях психологии, других науках; · функции явления; · виды явления; · структура явления; · связь с другими явлениями; · формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы); · проявления явления и т.п. Предложенная схема дана лишь для ориентировки и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом. При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и страница. Вторая глава обычно имеет название "Эмпирическое изучение …" и посвящается изложению цели, задач, объекта, предмета, методов исследования, включая статистические. Гипотезы исследования, если они имеются у автора, излагаются также в этой части после описания задач исследования. При описании методов и методик исследования следует иметь ввиду, что хорошо известные и многократно описанные в литературе диагностические методики можно изложить кратко, сославшись на соответствующие библиографические источники, тоже касается общеизвестных методов статистической обработки. В подробном описании нуждаются методы и методики, которые не являются общеизвестными, представляют собой модификации или адаптированные варианты стандартных методик либо разработаны специально для данного исследования. Затем представляется изложение и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. В этой части работы следует поэтапно, согласно поставленным задачам, представить результаты исследования и собственную интерпретацию полученных данных с графическим представлением полученных результатов. Для решения задач, поставленных в исследовании, очень редко бывают важны "сырые" данные, представляющие первичную обработку полученных результатов (таблицы первичной обработки данных помещаются в приложение). Наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к математическим и статистическим операциям: расчет средних показателей, процентных соотношений, коэффициентов корреляции и т.п., именно эти значения следует отражать в сводных таблицах и демонстрировать в графиках и диаграммах. Анализ экспериментальных данных должен обязательно завершаться выводами. Один из параграфов может быть посвящен освещению возможных способов развития и коррекции исследуемого психолого-педагогического явления. Заключение Заключение содержит краткое изложение всей работы и изложение собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы, над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации. В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы. Список использованных источников После заключения в текст работы помещают список использованных источников, который составляется в алфавитном порядке. В список литературы могут быть включены только те источники, которые использовались при написании курсовой работы или на которые есть ссылки в тексте (словари, периодические издания, тезисы, научные статьи, монографии и т.д.). Список литературы должен включать не менее 17-20 источников в полном библиографическом описании. Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке. Опыт показывает, что работа не может представлять научного интереса, если: · при ее написании использовалось недостаточное количество литературы (например, 5-6 источников); · использованная литература включает в себя преимущественно учебники (например, 4 из 7); · работа построена на научно-популярной литературе; · в работе не представлены современные взгляды на проблему, т.е. большая часть использованных первоисточников относится к периоду 60-х – 80-х годов. Приложения В конце работы при необходимости помещается раздел Приложения. В него должны быть включены тексты методик, схема-план наблюдения, текст стандартизированной беседы, характеристики отдельных испытуемых, статистические таблицы, таблицы "сырых" значений и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования.
Темы курсовых работ Тема выбирается в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки (студенческого билета). Из возможных трех тем студент самостоятельно выбирает одну. После каждой темы дан ориентировочный перечень возможных методов для эмпирического изучения проблемы. Студент может использовать методы, не указанные в списке после согласования их с научным руководителем.
1. Подготовка ребенка к обучению в школе. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, комплекс методик Гуткиной Н.И. (1993, 1996, 2002) «Сказка», «Внутренняя позиция школьника», «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейен, Н.И. Гуткина), «Звуковые прятки». 2. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика структуры учебной мотивации школьника, типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова), самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк), диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов. 3. Психологические особенности развития памяти в процессе обучения. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, определение объема кратковременной зрительной памяти (Р.С. Немов), оценка оперативной зрительной памяти (Р.С. Немов), оценка объема кратковременной слуховой памяти (Р.С. Немов), диагностика опосредованного запоминания (Р.С. Немов). 4. Психологические особенности развития внимания в процессе обучения. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, определение продуктивности и устойчивости внимания, оценка распределения внимания, оценка переключения внимания, определение объема внимания (кольца Ландольта). 5. Психологические особенности развития воображения в процессе обучения. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» (Р.С. Немов). 6. Психологические особенности развития мыслительной деятельности в процессе обучения. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, матрицы Равенна, «Логико-качественные отношения», методика «Закономерности числового ряда», изучение интеллектуальной лабильности личности, методика «Исключение понятий». 7. Развитие познавательной сферы учащихся в учебной деятельности. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, интеллектуальный тест Айзенка, краткий ориентировочный тест (КОТ), школьный тест умственного развития (ШТУР). 8. Роль игры в развитии творческих способностей учащихся. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий), диагностика творческого мышления (Гилфорд, Торренс), диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник), самооценка творческого потенциала личности, диагностика уровня невербальной креативности. 9. Психологические особенности формирования умений самоорганизации учебной деятельности. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение самооценки способностей к самоуправлению (В.И. Андреева), определение саморегуляции учебно-профессиональной деятельности (В.И. Моросанова), диагностика особенностей самоорганизации – ДОС 39 (А.Д. Ишков). 10. Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, семантический дифференциал (Ч. Озгуд), методика личностного дифференциала, диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутушкин, А.С. Чернышев). 11. Конфликты в процессе педагогического взаимодействия. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев), диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас), диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко). 12. Профессиональное самоопределение старшеклассников: мотивы выбора профессии. Примерные методики для эмпирического изучения: анкетирование, беседа, определение профессионального типа личности (Дж. Голланд), дифференциальный диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов), опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова). 13. Развивающее обучение и его роль в формировании личности учащихся. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, сравнительный эксперимент, диагностика познавательной сферы. 14. Психологическая характеристика проблемного обучения, особенности развития познавательной сферы учащихся. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, эксперимент, диагностика познавательной сферы. 15. Основные тенденции развития современных образовательных парадигм. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, анкетирование, нарративные методы. 16. Неуспевающие школьники: причины и пути коррекции. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, исследование мотивов, отношений и трудностей в обучении, изучение познавательных затруднений. 17. Роль семьи в процессах обучения и воспитания. Примерные методики для эмпирического изучения: анализ документов, наблюдение, беседа, тест родительского отношения (Я.А. Варга, В.В. Столин), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», шкала степени отверженности ребенка в семье. 18. Коммуникативная культура педагога и ее психологические составляющие. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика эффективности педагогических коммуникаций (А.А. Леонтьев), определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г.Я. Розен). 19. Стили педагогической деятельности и их психологическая характеристика. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности педагога (Н.П. Фетискин), шкала «Эффективности педагогического стиля» (Н.А. Аминов, Н.И. Шелихова), диагностика стилей педагогического общения, определение манипулятивного отношения (шкала Банта). 20. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор становления личности учащихся. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттел). 21. Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, определение профессиональных деформаций, диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон), определение психического выгорания (А.А. Рукавишников). 22. Педагогические способности, их предпосылки и особенности развития. Примерные методики для эмпирического изучения: биографический метод, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок, опросник педагогической одаренности (Г.И. Руденко). 23. Педагогическая фасилитация. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, диагностика уверенности в себе (В.Г. Ромек), изучение эмпатических способностей (А. Меграбиан), нарративные методы. 24. Рефлексия в профессиональной деятельности педагога. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, биографический метод, диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), самооценка уровня онтогенетической рефлексии, определение уровня субъективного контроля (Дж. Роттер). 25. Толерантность в образовательном пространстве. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика принятия других (шкала Фейя), диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии. 26. Оценка и ее психолого-педагогические особенности. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анализ продуктов деятельности, анкетирование, метод экспертных оценок, самооценка тревожности (Ч. Спилбергер). 27. Профессиональная направленность личности педагога. Примерные методики для эмпирического изучения: анкетирование, наблюдение, диагностика социально-психологических установок личности (О.Ф. Потемкина), изучение педагогической центрации, диагностика эмоциональной направленности личности, диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, Н.П. Фетискин). 28. Психология обучения: гендерный аспект. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, констатирующий эксперимент, метод экспертных оценок, опросник мускулинности – феминности (С. Бэм), фрайбургский личностный опросник (FPI). 29. Психологические особенности обучения взрослых. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, диагностика интеллектуальной лабильности, краткий ориентировочный тест (КОТ), тест структуры интеллекта (Амтхауэр). 30. Психология сотрудничества в образовательном процессе. Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, нарративные методы, диагностика ориентационных стилей профессионально-деятельностного общения, определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||