Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
03.10.2014, 20:51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерные темы практических занятий: «Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии» Вопросы и задания для самостоятельной работы Задание 1. На основе ознакомления с научными и практическими особенностями психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии, студенты самостоятельно заполняют таблицы Проблемное поле психологии профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности
Особенности психологии профессионального образования
Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования» Вопросы и задания для самостоятельной работы Задание 1. На основе ознакомления с исследовательскими методами психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии студенты самостоятельно заполняют табл. 1.5. Для каждой задачи исследования обучаемые должны подобрать соответствующие методы и заполнить таблицу по следующей схеме: 1) весьма информативные методики (+ +); 2) информативные методики (+); 3) методики, которые иногда могут применяться (+ –). Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре. Методы исследования психологии профессионального образования .................................. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов? 2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития? 3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности? Занятие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности» Порядок работы В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре. Таблица Характеристика отечественных концепций профессионального развития
Занятие 4. «Психологические особенности молодости» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Профессиональное самоопределение человека на этапе молодости. 2. Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи. 3. Содержание профессионально обусловленных противоречий человека на этапе молодости и способы их преодоления. 4. Психологическое сопровождение человека на этапе молодости Занятие 5. « Профессиональное становление личности» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Определите, какие личностные качества позволяют Вам быть успешным в учебно-профессиональной деятельности. 2. Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в ближайшие 2–3 года с целью благополучного трудоустройства и успешного овладения профессией? 3. Разработайте определенную систему методов, процедур, приемов и техник, которые позволят Вам развить в себе профессионально значимые личностные характеристики. Занятие 6. «Психология развивающего профессионального образования» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Значение развивающей диагностики в организщации управления учебным процессом. 2. Использование тренингов в профессиональном обучении. 3. Возможности организационно-деятельностных игр в профессиональном самоопределении учащихся. 4. Развивающее значение проектировочной деятельности учащихся. 5. Методы формирования социально-профессиональных компетенций в учебном процессе. Занятие 7. «Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Сравните понятия «обучаемость» и «обучение». 2. Какую роль играет обучаемость для личности в процессе овладения ею специальностью и в ходе профессиональной деятельности? 3. Проанализируйте какие общие способности могут входить в структуру обучаемости? 4. Назовите важнейшие психические процессы, которые должны быть обязательно включены в разрабатываемую методику диагностики обучаемости для технических специальностей 5. Попытайтесь представить, с какими трудностями Вы можете столкнуться в первый год своей работы по специальности. Что Вам необходимо сейчас предпринять, чтобы этих затруднений не возникло? 6. Какие качества личности, на Ваш взгляд, помогают Вам в преодолении профессиональных затруднений? 7. Заполните самостоятельно табл. Таблица Анализ проблемных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности
Занятие 8. «Психологические особенности последипломного образования» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Особенности профессиональной аттестация, как фактор стимулирования последипломного образования. 2. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. 3. Технологии профессионального самосохранения личности. Занятие 9. Педагог как субъект профессионального развития Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте содержание понятия “профессиональная деформация”. 2. Определите основные деформации, свойственные представителям Вашей профессии Задания к контрольной работе и методические указания к выполнению Контрольная работа по дисциплине «Психология профессионального образования» носит характер реферата. Номер темы контрольной работы соответствует последним двум или одной цифре в номере зачетной книжке. Темы контрольных работ 1. Профессионально важные качества педагога профессиональной школы (системы НПО, или СПО). 2. Психологические факторы затрудненного педагогического общения. 3. Роль коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы. 4. Психологические проблемы информатизации профессионального образования. 5. Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО (или СПО). 6. Внимание и его учет в процессе профессионального обучения. 7. Возрастные кризисы становления личности. 8. Психологические особенности возрастного развития личности. 9. Психологические особенности повышения квалификации (переобучения) взрослых. 10. Влияние индивидуально-психологических характеристик (темперамента, характера) личности на эффективность профессионального обучения. 11. Психологические особенности выбора профессии. 12. Профессиональные деформации педагога. 13. Кризисы профессионального становления личности. 14. Творческое мышление и особенности его развития. 15. История становления психологии профессионального образования. 16. Условия формирования профессиональных умений и навыков. 17. Характеристика деятельности педагога профессиональной школы. 18. Современные проблемы профессионального образования. 19. Роль памяти в профессиональном обучении. 20. Психологические условия формирования системы профессиональных знаний. 21. Вклад психологических школ (бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др.) в понимание феномена «обучение». 22. Сравнительный анализ основных педагогических концепций обучения. 23. Психологическая характеристика деятельности мастера производственного обучения. 24. Профильное обучение как начальный этап непрерывного профессионального образования. 25. Личностные качества педагога профессиональной школы.
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический раздел работы; заключение; литература; приложения. К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования: 1.Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. 2.Во введении обозначается тема работы, ее актуальность и обосновываются мотивы ее выбора. 3. Основной раздел работы содержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональные деформации педагога, психологические особенности педагогического общения и т.д. Описание психологического феномена может включать следующие вариативные элементы: определение понятия, теоретические подходы к его изучению в историческом аспекте, современное состояние исследуемой проблемы, и т.д. Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена. 4. В заключении работы приводятся выводы, полученные в результате теоретического анализа и/или эмпирического исследования, а также указывается подтвердилась или нашла опровержение сформулированная гипотеза. 5. Литература. Библиографический список литературы должен включать только те работы, которые проработаны автором (студентом) и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Пример приведен в приложении 3. 6. Оглавление включает название всех разделов и параграфов Вашей работы с указанием нумерации страниц. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||