Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
27.10.2016, 13:31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности Задача 1.1. Заполните таблицу основных этапов становления психологии как науки.
Задача 1.2. Напишите известные Вам отрасли психологии, раскройте их предмет изучения. Задача 1.3. Система юридической психологии включает в себя ряд разделов, каждый из которых имеет свою подструктуру, изложите их в соответствии с нижеприведенной схемой: Задача 1.4. Заполните таблицу использования психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел
Задача 1.5. Перечислите методы юридической психологии с учетом предложенной классификации. Задача 1.6. Отобразите при помощи графического метода (круги Эйлера) соотношение понятий психика и сознание: Задача 1.7. Заполните таблицу основных функций психической деятельности.
Задача 1.8. Заполните таблицу основных сторон правосознания. Задача 1.9. Психика человека характеризуется разными уровнями. Более высокий уровень образует сознательное отражение действительности. Низкий уровень — бессознательное. Приведены примеры действий, которые выполняются на разном уровне осознания. Укажите, на каком уровне — сознательном или бессознательном — выполнено каждое действие.
Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права Задача 2.1. При осмотре места происшествия зловонный запах разлагающегося трупа притупляет чувствительность зрительных анализаторов, также и шум негативным образом влияет на остроту зрительного восприятия оперативного работника. Какое свойство (закономерность) ощущения было представлено в приведенных примерах. Напишите, пожалуйста, какие еще свойства ощущения Вы знаете. Как обозначенные Вами закономерности ощущения влияют на характер профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Задача 2.2. Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно не художникам. О каком свойстве ощущений идет речь в приведенном примере. Задача 2.3. Будут ли отличаться словесные портреты одного и того же лица, составленные на основе показаний взрослого человека и ребенка. Напишите, как индивидуально-психологические характеристики человека, а также род его профессиональной деятельности влияют на восприятие им другого человека. Как называется свойство восприятия, обозначающее зависимость восприятия от прошлого опыта. Задача 2.4. Потерпевшая, подвергшаяся нападению грабителей, затруднялась описать обстановку преступления. Однако при выходе на место происшествия она точно указала арку дома, куда появились преступники, и переулок, в который убежал один из них. Какой механизм памяти был использован для оживления воспоминаний потерпевшей. Задача 2.5. Заполните таблицу факторов, определяющих внимание человека. Приведите пример к каждому написанному Вами фактору.
Задача 2.6. Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности, наблюдать за поведением обыскиваемого и обыскивающих, анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследования. Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации. Какие еще свойства внимание Вы можете назвать. Дайте им определение. Задача 2.7. Известен такой факт. При обыске в доме лица, занимавшегося подпольными абортами, когда следователь рассматривал шкаф, сотрудник полиции, проверявший надворные постройки, отвлек его сообщением о безрезультатности своих поисков. После этого следователь механически закрыл дверцу шкафа и перешел к этажерке. В шкафу же хранился чемодан с инструментарием и медикаментами. Какое свойство внимания было нарушено у следователя в результате отвлекающих действий работника полиции? Напишите правила эффективного проведения обыска, касающиеся как самой процедуры поиска предметов, так и общения с другими лицами, находящимися на обыскиваемой территории. Задача 2.8. Чем отличаются между собой два вида воображения: творческое и репродуктивное (воссоздающее). Из кинофильмов или книг приведите яркий пример решения сотрудником органов внутренних дел профессиональной задачи при подключении им воображения.
Тема 3. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права Задача 3.1. Заполните таблицу основных функций эмоций и чувств.
Задача 3.2. Заполните таблицу закономерностей эмоций и чувств.
Задача 3.3. Приведите пример, как эмоциональное состояние свидетеля преступления или потерпевшего повлияло на характер восприятие им обстоятельств расследуемого дела. Задача 3.4. Напишите невербальные признаки проявления следующих эмоций и чувств:
Задача 3.5. Двое молодых людей подошли к незнакомому человеку с целью ограбления и попросили его дать прикурить. Незнакомец грубо отказал в просьбе, и они стали его избивать, затем взяли кошелек и убежали. Один из них, который нанес первый удар пострадавшему, утверждал, что тот оскорбил его, и он находился в состоянии аффекта. Можно ли в данном случае говорить о состоянии аффекта. Ответ прокомментируйте. Задача 3.6. Перечислите основные внешне наблюдаемые признаки физиологического аффекта: Задача 3.7. Назовите и охарактеризуйте основные стадии развития психологического стресса (по Г. Селье). Задача 3.8. Напишите признаки волевого акта. Задача 3.9. Используя психологическую терминологию, охарактеризуйте преступную волю Ефремова. В небольшом городе длительное время происходили пожары. По некоторым предложениям, они были следствием умышленных поджогов. В конце концов был задержан преступник — 23-летний Ефремов. Объясняя мотивы своего поведения, он заявил, что таким образом мстил потерпевшим. Болезненно самолюбивый, неловкий, немногословный, неумелый в работе, Ефремов не пользовался популярностью в поселке: его редко приглашали в гости, девушки отвергали его ухаживание, а взрослые считали «недоумком». Постепенно враждебность к жителям поселка стала привычным чувством Ефремова. В очередной раз попав в положение отвергнутого, он несколько дней «не находил себе места», мечтая «возвыситься над людьми и всех поставить на свое место», вел педантичный счет «унижениям», которые ему якобы приходилось переносить. Однажды дом одного из «обидчиков» загорелся, и Ефремов испытал острое наслаждение, наблюдая за взволнованными и испуганными людьми. На следующий день он сам поджег дом в другом конце поселка и, находясь среди людей, помогавших тушить пожар, радовался панике. Вскоре потребность заставить людей страдать, волноваться, плакать и переживать стала у Ефремова столь велика, что он уже активно искал повода для ссоры с кем-нибудь из жителей, чтобы, претерпев унижения отомстить за него поджогом.
Тема 4. Личность как объект психологического познания в сфере деятельности органов внутренних дел Задача 4.1. Ответьте на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?» Дайте свое определение понятию «личность». Задача 4.2. Отобразите при помощи графического метода (круги Эйлера) соотношение следующих понятий: А) Личность и преступник с точки зрения уголовного права Б) Личность и преступник с точки зрения криминальной психологии Задача 4.3. Постройте классификацию основных потребностей личности («пирамида» А. Маслоу). Согласны ли Вы с закономерностью, выведенной А. Маслоу, согласно которой потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены потребности более низких уровней. Ответ прокомментируйте.
Задача 4.4. На вопрос начальника следственного отдела, почему следователь Грибов не может установить контакт с подследственным Маминым, Грибов ответил, что Мамин сознательно срывает допрос, затягивая время ответа, очень медленно говорит, отвлекается и постоянно «пережевывает ненужные детали». В свою очередь Мамин заявил, что Грибов «все время суетится». Определите темперамент Грибова и Мамина. Ответ прокомментируйте. Грибов: Мамин: Задача 4.5. Нередко можно услышать, что холерический и меланхолический типы темперамента имеют больше отрицательных сторон, чем другие. Определите положительные стороны названных типов темперамента. Холерический: Меланхолический: Задача 4.6. Используя психологическую терминологию, определите мотивы и цели данного преступления. А., Г. и Б. в нетрезвом состоянии стояли у винного магазина. К ним подошел К. и попросил недостающие ему для покупки вина деньги. Услышав отказ, он грубо выразил недовольство и отошел. А., Г. и Б. догнали его и стали избивать. Услышав в ответ ругательства и угрозы, один из них расстегнул ремень с тяжелой металлической пряжкой и стал наносить ею удары по голове К., который вскоре потерял сознание и упал. Преступники продолжали его избивать, нанося удары обутыми в сапоги, ногами. После этого один из преступников подобрал лежащую рядом с К. его меховую шапку, снял с него шарф И перчатки, другой преступник обыскал карманы пальто К. и взял имеющиеся там деньги. Задача 4.7. На основе теоретических знаний составьте психологическую характеристику одного из типов преступной личности (корыстного, корыстно-насильственного и насильственного - выбранное подчеркнуть) по следующей схеме: А) Биографические данные (ФИО, дата рождения, национальность, образование, профессия, семейное положение) Б) Сведения о формировании личности (материальные условия жизнедеятельности, положение и поведение в коллективе, поддается ли воздействию со стороны) В) Структура личности (особенности психических процессов и состояний - восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств и эмоций, воли; направленности – потребностей, влечений, интересов и мировоззрения; темперамента; характера – отношение к себе, обществу, труду, устойчивость и моральные качества; способности общие и специальные – склонности, одаренность и талант) Задача 4.8. Напишите известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения. С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник органов внутренних дел. Задача 4.9. Определите тип личности преступника по следующим характеристикам: а). Мишин 48 лет, по специальности водитель 1–го класса, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим. Преступление совершил в результате грубого нарушения правил дорожного движения: наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где это было запрещено. Потерпевшему оказал первую медицинскую помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. б). Каиров 52 лет, по специальности врач-терапевт, образование высшее медицинское. Женат. На иждивении двое детей и престарелые родители. Ранее работал главным врачом районной больницы, однако за финансовые злоупотребления был понижен в должности и некоторое время исполнял обязанности заведующего терапевтическим отделением этой же больницы. Живет явно не по средствам: имеет два дома, дачу, автомашину. Занимая должность главного врача, продавал лекарственные препараты, выписываемые на пациентов больницы. Сумма похищенного им, составила 500.000 рублей. К моменту возбуждения уголовного дела скрылся. в). Накануне праздничных дней в органы внутренних дел обратился гражданин Н. с заявлением о том, что его 17-летняя дочь — студентка Юридического института — похищена неизвестными, которые требуют за ее освобождение 25 тыс. долларов. Коммерсант знал, что к моменту передачи денег заложники, случается, уже бывают убиты, и поэтому, не раздумывая, обратился в полицию. В тот же день девушка была освобождена. Ее вместе с приятелем держали в квартире на окраине города. В ходе разбирательства выяснилось, что 18-летний приятель девушки, кстати, находящийся под подпиской о невыезде по обвинению в хулиганстве, запутался в долгах и обязан был вернуть 20 тыс. долларов «братве». Накинув еще 5 тыс. долларов «за свои услуги», он предложил кредиторам организовать похищение подруги. Юноша позвонил приятельнице и пригласил на свидание. Ничего не подозревающая девушка еще не успела подойти к своему кавалеру, как рядом остановился «Мерседес», и человек с пистолетом буквально загнал молодых людей в машину, которая отвезла их за город. Оттуда ей разрешили позвонить домой родителям и сообщить условия своего освобождения. Заложница до последнего момента была уверена, что друг также находится в заложниках и вместе с ней переживает тяготы плена. (Определите тип преступной личности приятеля девушки). Задача 4.10. Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности. Задача 4.11. Исследование личности девиантных подростков показало, что чаще всего им свойственны акцентуации эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов. Охарактеризуйте упомянутые типы акцентуаций. Эпилептоидный Шизоидный Гипертимный Задача 4.12. Напишите, как бы повели себя в представленных ниже ситуациях люди с разными видами темперамента. а) проверка документов в час пик сотрудником полиции по охране метрополитена, когда опаздываешь на работу; б) увольнение с работы; в) паника в помещении, охваченном пожаром. Задача 4.13. Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах внутренних дел. Задача 4.14. Укажите, о каких компонентах индивида и личности идет речь в предложенных определениях. Важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения. Испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития. Побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?» Психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольким деятельностей. Совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении.
Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности Задача 5.1. Дайте определение понятию «социальная группа». Задача 5.2. Чем, на ваш взгляд, различаются такие социальные роли, как лидер и руководитель группы. Задача 5.3. Охарактеризуйте основные стили руководства коллективом
Задача 5.4. Напишите стадии развития стихийного массового поведения. Разберите эти стадии на конкретном примере. Задача 5.5. Используя схему, охарактеризуйте структуру социальной группы. Задача 5.6. Придумайте эффективные способы предупреждения массовых беспорядков, прекращения паники и распространения слухов в представленных ниже проблемных ситуациях. а) На встречных путях друг к другу приближаются две непримиримые группировки футбольных фанатов. Они идут по одной из центральных улиц Москвы. Столкновение группировок может привести к жертвам и многочисленным пострадавшим как со стороны конфликтующих «фэнов», так и случайных прохожих; б) Во время рок-концерта из-за короткого замыкания звукоаппаратуры загорелись декорации. Возник пожар на сцене и в дальнейшем огонь перебросился на боковые стены зрительного зала. В публике, состоявшей преимущественно из несовершеннолетних, возникла паника; в) Среди членов жилого кооператива муссируются слухи, что их дом в престижном районе центра Москвы будут сносить, а на месте него правительство города планирует построить автостоянку для легковых автомобилей, чтобы «разгрузить» основные дорожные магистрали центра Москвы. Задача 5.7. Впишите основные признаки организованной преступной группы. Задача 5.8. Малые группы могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными). Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными. Назовите основные различия между ними. Батальон солдат Школьный класс Группа детей, играющих в песочнице Рабочая бригада Группа детей, убирающих улицу Группа туристов, совершающих поездку за границу Учебный взвод Учителя, работающие в одной школе Задача 5.9. Ответьте на вопрос: чем определяется принятие личностью определенной социальной роли и статуса в группе. Задача 5.10. К какому типу преступной группы относится данная общность людей, совершивших преступления. В городе участились случаи нападений на коммерческие фирмы с целью завладения ценным имуществом и денежными средствами. Преступления совершались группой лиц, хорошо вооруженных, действующих согласовано и отлажено, быстро и жестоко. Потерпевшие сообщили, что преступники появлялись внезапно и мгновенно исчезали. Задача 5.11. По представленному шаблону опишите структуру примитивной преступной группы и охарактеризуйте функции, которые выполняют члены примитивной группы. Задача 5.12. Для описания основных явлений, характерных для малых групп, используются понятия: «статус», «роль», «подражание», «коллективизм». Приведенные описания иллюстрируют соответствующие внутригрупповые явления. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь. Постоянная забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает. Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию. Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы. Осознанное или неосознанное следование поступкам и действиям других людей. Задача 5.13. Проанализируйте фабулу уголовного дела, определите статус каждого члена криминальной группы и факторы, которыми этот статус определяется. Сведения из уголовного дела. Криминальная группа из 6 подростков совершила групповое изнасилование несовершеннолетней Кати 3. В процессе следствия было установлено, что Катя 3. дружила с членом этой криминальной группы Сашей Н. За месяц до совершения преступления группа предложила Саше сделать Катю «групповой девочкой». Саша отказался. Через несколько дней он проигрался в карты, и группа «поставила его на счетчик». За день до изнасилования группа потребовала возместить карточный долг или отдать ей свою девушку. Иначе он сам будет «опущен». Саша пригласил Катю в подвал, где собиралась обычно группа. Далее группа вытолкала Сашу из подвала, закрыла дверь, оставив «на стреме» общую групповую девушку Раю Ж., и совершила групповое изнасилование Кати. Из показаний Кати и допроса обвиняемых было установлено, что первым ее насиловал Сергей Р., а последним Миша Б. Затем группа впустила в подвал Сашу и принудила его совершить половой акт с находящейся в бессознательном состоянии Катей. Сведения о членах криминальной группы. Сергей Р. — возраст 17 лет, находился на перевоспитании в спецшколе с 11 до I4 лет, затем — в спецПТУ — до 16 лет, вместе с подельником Димой В. Дружит со взрослым преступным авторитетом, который «держит» данный микрорайон. Дима В. — возраст 16 лет, находился на перевоспитании в спецПТУ вместе с Сергеем Р., проходил с ним по одному уголовному делу. Ни в школе, ни в ПТУ не учится. При расследовании прошлого уголовного дела брал на себя роль организатора ограбления магазина. Миша Б. — возраст 13 лет, учится в школе, занятия пропускает, бродяжничает, иногда занимается нищенствованием. Тянется к дружбе с Гришей Ю., 15 лет, сыном богатых родителей. Следующие два члена преступной группы: Виктор К. — возраст 16,5 лет, учащийся ПТУ, «рвется» в лидеры группы, но его сдерживает пара друзей — Сергей и Дима. Виктор занимается спортом, «качает» мышцы. Не курит и не пьет, парень «себе на уме». Что касается Саши Н., то возраст его — 15 лет, и данном микрорайоне он новосел. Семья его мигрировала из зоны межнационального конфликта. К группе он примкнул, чтобы избежать притеснений других групп. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||