КГПУ, социальная психология (рабочая тетрадь, темы 8-15)
Узнать стоимость этой работы
13.10.2016, 11:55

ТЕМА 8.  Феноменология и понятие межличностных отношений

· Как вы понимаете термин «межличностные отношения»? Какова их важнейшая черта?

· Составьте схему, отражающую основные классификации видов межличностных отношений.

Организационная диаграмма

Дайте сравнительный анализ теории В. Шутца о межличностных отношениях, стратометрической концепции межличностных отношений А.В. Петровского, социометрическому подходу к пониманию и изучению межличностных отношений Д.Морено, теории «человеческих отношений Э. Мэйо.

Теория В. Шутца

Концепция А.В. Петровского

Подход Д. Морено

Теория Э. Мэйо

 

 

 

 

· Составьте и  проанализируйте индивидуальную сеть отношений.

Проанализируйте включенность в различные социальные группы в категориях групп членства и референтных групп. Проследите влияние этих групп и отдельных участников на индивидуальное развитие, социальное мышление и поведение.

Методика «Рисунок социальной сети»

Проведение. Испытуемому дается лист бумаги и простой карандаш.

Инструкция: в вашей жизни существует определенный круг людей - дома, на учебе и работе, круг приятелей и т.п. Нарисуйте, пожалуйста, на листе большой круг и расположите в нем себя, всех значимых для вас людей, а так же тех, с кем вы постоянно поддерживаете отношения. Обозначьте их кружочками и подпишите рядом с каждым как зовут этого человека. Тех людей, которые знакомы друг с другом, соедините линиями.

После этого следует целенаправленный опрос о каждом из членов социальной сети – ролевое отношение к испытуемому, пол, возраст, род занятий. Экспериментатор просит дать краткую характеристику каждого члена сети и себя. Кроме того, осуществляется опрос о социальных контекстах, в которых задействован испытуемый (работа, учеба, сфера увлечений и т.д.). Таким образом, мы видим наглядный рисунок того, как испытуемый представляет свою социальную сеть.

Обработка

Анализируются следующие показатели (аналогично опроснику социальной сети):

1) плотность социальной сети;

2) размер социальной сети;

3) процент родственников;

4) количество эмоционально значимых, поддерживающих связей;

5) количество конфликтных связей;

6) количество социальных контекстов, в которые вовлечен испытуемый.

Кроме того, анализируются проективные характеристики методики.

1. Величина кружков – чем больше кружок, тем большим авторитетом обладает этот человек для испытуемого.

2. Взаимное расположение людей – кого испытуемый располагает ближе к себе (большая значимость), а кого дальше (меньшая значимость). Кого рисует выше (больше авторитет), а кого ниже. Если испытуемый рисует себя вверху листа – это говорит о завышенной самооценке, если внизу – о заниженной.

3. Последовательность рисования – кто рисуется первым (очень значимый человек), а кто – последним (наименее значимый).

4. Теснота расположения кружков, прилегание друг к другу – иногда кружки могут образовывать так называемые «группировки» – когда часть людей располагается чуть дальше от всех остальных и более тесно друг к другу – это означает, что эти люди либо и в жизни представляют собой отдельную группу, либо психологически близки друг другу для испытуемого. Здесь следует обратить внимание на то, в какую группировку входит сам испытуемый.

5. Сила нажима – одни кружки могут быть прорисованы менее четко, почти без нажима (менее значимые люди), а другие – более ярко, с сильным нажимом (более значимые люди). То же самое относится к соединительным линиям, - чем толще линия, тем сильнее связь.

Таким образом, показатели опросника дополняются показателями рисунка социальной сети (проводится корреляционный анализ обеих методик), т.е. имеется достаточно полное объективное представление о социальной сети испытуемого.

ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Фамилия Имя

Дата Возраст  

1. Кого вы можете попросить заботиться о ваших животных или цветах, если вам нужно будет уехать на какое-то время? (напишите имена)

2. С кем вы чаще обсуждаете свои сложности и проблемы, связанные с учебой, работой, повседневными делами? (напишите имена)

3. Кто помогает вам в ваших бытовых делах в течение трех последних месяцев? (напишите имена)

4. С кем вы чаще всего проводите свое свободное время? (напишите имена)

5. Кого вы считаете своим лучшим другом? (напишите имена)

6. С кем вы обсуждаете проблемы своей личной жизни? (напишите имена)

7. Кто оказывает вам помощь в принятии наиболее важных жизненных решений? (напишите имена)

8. У кого вы можете занять в долг значительную сумму денег, и какая это сумма? (напишите имена)

9. С кем из своих соседей по дому вы более или менее постоянно общаетесь? (напишите имена)

10. Есть ли у вас интимный друг или подруга? (да или нет)

(на этот вопрос отвечать не обязательно)

Составьте, пожалуйста, список всех тех людей, которых вы упоминали в своих ответах на вопросы. Укажите рядом пол каждого человека и то, кем он для вас является (мать, отец, брат, учитель, воспитатель, тренер, друг и т.п.):

1.

2.

3.

...

13.

14.

15.

Проверьте, всех ли значимых для вас людей вы здесь указали? Если кто-то не был упомянут вами в ответах на вопросы, но имеет большое значение в вашей жизни, то вы можете дополнить свой список этими людьми. Не забудьте также указать пол и кто для вас этот человек:

Теперь, используя составленный список, ответьте на несколько вопросов:

1. С кем из указанных людей вы находитесь в наиболее близких отношениях? (укажите здесь порядковый номер этих людей в вашем списке)

2. Кто из них живет близко, а кто далеко? (укажите порядковые номера)

близко

далеко

3. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством? (укажите порядковые номера)

4. Кто из названных людей учится вместе с вами? (укажите порядковые номера)

5. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию? (укажите порядковые номера)

6. Кто из них предпочитает те же развлечения, что и вы? (укажите порядковые номера)

Из всего вашего списка выделите, пожалуйста, САМЫХ ЗНАЧИМЫХ для вас людей, тех, кого вы любите и цените больше всех остальных. Выпишите их имена ниже:

1.

2.

3.

...

10.

Если эти люди как-то связаны друг с другом, то укажите, кто с кем связан и что их объединяет (вместе живут, учатся, работают, дружат, просто знакомы и т.д.).

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов в отношении этих людей.

а) Как вы познакомились с этим человеком?

б) Как долго вы с ним знакомы?

в) Как часто вы с ним встречаетесь?

г) Как далеко от вас он живет?

д) Какой возраст этого человека?

е) Какой род занятий этого человека?

ж) Какое семейное положение этого человека?

з) Есть ли у него дети, и какой их возраст?

1.

(имя первого человека из вашего второго списка)

вопрос:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

3)

2.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

3)

И т.д.

Зафиксируйте результаты анализа индивидуальной сети отношений. Отрефлексируйте сделанные выводы.

· Выполните тест межличностных отношений Т.Лири (http://www.psychologos.ru/articles/view/test_mezhlichnostnyh_otnosheniy_liri/1). Отрефлексируйте полученные результаты. Что Вы считаете важным изменить в своих отношениях с окружающими?

· Конфликт – это…

Укажите виды межличностных конфликтов и возможные поведенческие стратегии участников конфликта.

· Какие существуют способы урегулирования конфликта?

· Составьте план-конспект по теме «Одиночество».

· Дайте сравнительный анализ «человеческих» отношений и профессиональных отношений психолога и клиента.

«Человеческие» отношения

Профессиональные отношения «психолог – клиент»

 

 

· Составьте аннотированный указатель художественных фильмов (не менее 10) для психологического киноклуба, посвященного проблемам межличностных отношений.

 

Тема 9. Социальные воздействия и влияния

· Дайте характеристику основным механизмам (методам) воздействия и влияния

На уровне сознания

На неосознаваемом уровне психики

1.

2.

3.

1.

2.

3.

· Составьте таблицу «Виды манипуляции и способы противостояния им».

Вид манипуляции

Сущность манипулятивного воздействия

Способ противостояния

 

 

 

· Попробуйте проанализировать роль информационного влияния (СМИ) на личность в ходе социализации.

· Дайте характеристику таким источникам социального влияния как мода и реклама.

· Проанализируйте индивидуальную подверженность такому влиянию как мода.

· На конкретном примере рассмотрите такой механизм социального воздействия как общественное мнение и закономерности его формирования.

· Подготовить подборку примеров рекламы (4-5), использующей закономерности воздействия и влияния.

 

ТЕМА 10.  Понятие группы в социальной психологии

· Приведите 3-5 определений группы в социальной психологии. Группа – это…

· Какие точки зрения относительно изучения понятия «группа» характерны для таких подходов как социологический и социально-психологический?

Социологический подход

Социально-психологический подход

 

 

· Схематически изобразите классификацию групп.

· Проанализируйте свою включенность в различные социальные группы в категориях групп членства и референтных групп. Проследите влияние этих групп на индивидуальное развитие, социальное мышление и поведение.

 

Тема 11. Большая группа

· Как можно классифицировать большие социальные группы? Подберите примеры к каждому виду.

· Что подразумевается под понятием «менталитет»? Перечислите черты так называемого российского менталитета.

· Дилигенский представил свою классификацию больших групп. Постарайтесь ее дополнить.

1. Группы, функционирующие в масштабах общества:

2. Специфически большие группы:

· Опишите особенности, присущие указанным большим социальным группам.

Нации

Классы

 

 

· Расшифруйте понятие «этноцентризм».

· Составьте план-конспект по теме «Этническая социальная психология».      

· Дайте сравнительный анализ подходам к пониманию психологии толпы (Г. Тард, Г. Ле Бон, С. Сигеле, С. Московичи).

Г. Тард

Г. Ле Бон

С. Сигеле

С. Московичи

 

 

 

 

· Выделите виды толпы, раскройте их особенности.

· Заполните таблицу, позволяющую рассмотреть особенности разных стихийных групп.

Толпа

Масса

Публика

 

 

 

· Опишите основные проблемы психологии межгрупповых отношений.

· На конкретном примере рассмотрите явление группового фаворитизма.

 

ТЕМА 12 Малая группа

· Дайте определение малой группы. Перечислите основные характеристики малых групп и раскройте их.

· Составить обобщающую таблицу «Основные подходы в изучении малых групп». Рассмотрите отечественные и зарубежные подходы (не менее 5)

Подход

Основные представители

Основные теоретические положения

Вклад в изучение малой группы

Практическое применение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

· Каким образом можно описать композицию (состав) группы? Попробуйте описать группу, где вы учитесь.

· Схематически изобразите структуру коммуникаций в группе. Какие из них более благоприятны для межличностных отношений и почему?

· Что подразумевается под понятием «групповая динамика»? Что входит в это понятие?

· Дайте социально-психологическую характеристику своей учебной группе, опираясь на основные количественные, структурные и динамические характеристики группы

 

ТЕМА 13 Личность в группе

· Дайте рефлексивный анализ своему положению в группе в категориях позиция, статус, роль.

· В чем заключается феномен группового давления?

· Какие точки зрения существуют относительно понятия «групповая сплоченность»? (К. Левин, Д. Картрайт, Л. Фестингер, Д. Морено, Т.Ньюком, А.В. Петровский, В.П. Шпалинский). Выделите основные доминанты.

· Проанализируйте взаимосвязь групповой сплоченности и эффективности деятельности группы на примере 2-3 малых групп, в которые вы включены.

· Опишите такие явления как совместимость и срабатываемость. Дайте характеристику основным уровням совместимости личностей в группе.

· Опишите такое явление как конформность. Приведите основные классификации видов конформного поведения. Дайте характеристику основным видам конформного поведения.

· Составьте тезисный план-конспект по теме «Конформность»

· На конкретных примерах дайте анализ роли конформности в процессе социализации.

 

ТЕМА 14.  Динамические процессы в малой группе

· Составьте обобщающую таблицу «Теории лидерства».

Теория

Основные представители

Сущность лидерства

Факторы, способствующие выдвижению лидера

Практическое применение теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

· Приведите основные классификации стилей лидерства

· Дайте сравнительную характеристику основным стилям лидерства.

Стиль лидерства

Формальная сторона

Содержательная сторона

В каких ситуациях эффективен

Авторитарный

 

 

 

Демократический

 

 

 

Попустительский

 

 

 

· Составьте план-конспект по теме «Формы власти».

· Внесите в таблицу данные, свидетельствующие об отличиях таких понятий, как лидерство и руководство, опираясь на высказывания Б.Д. Парыгина.

Руководитель

Лидер

 

 

· Используя примеры реальных жизненных ситуаций или литературных произведений, покажите эффективные и неэффективные способы управления малой группой.

· Дайте характеристику основным феноменам, возникающим в процессе принятия группового решения.

· Опишите характерный для 2-3 малых групп, в которые вы включены (семья, учебная группа, дружеская компания), процесс принятия группового решения. Проанализируйте его эффективность с точки зрения решения групповой задачи и с точки зрения поддержания благоприятного психологического климата.

· Перечислите и дайте характеристику основным факторам, влияющим на эффективность групповой деятельности.

Формальные

Содержательные

 

 

· Какие существуют показатели эффективности групповой деятельности?

· Проведите сравнительный анализ подходов к пониманию и изучению коллектива А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Л.А. Уманского.

А.С. Макаренко

А.В. Петровский

Л.А. Уманский

 

 

 

· Опишите основные признаки коллектива.

· Каковы условия развития коллектива? От чего зависит степень развития коллектива?

 

ТЕМА 15.  Психология совместной деятельности

· Укажите особенности субъекта совместной деятельности.

· Перечислите особенности, присущие совместной деятельности, и дайте их краткую характеристику.

· Дайте сравнительный анализ типам совместной деятельности по Л.И. Уманскому с точки зрения их эффективности для решения групповой задачи.

· Дайте сравнительный анализ стратегиям поведения с точки зрения их эффективности для решения групповой задачи.

· Перечислите основные типы взаимодействия и дайте им краткую характеристику.

· На конкретных примерах обоснуйте выбор способа организации совместной деятельности для решения 2-3 различных групповых задач.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика