Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
13.10.2016, 11:55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 8. Феноменология и понятие межличностных отношений · Как вы понимаете термин «межличностные отношения»? Какова их важнейшая черта? · Составьте схему, отражающую основные классификации видов межличностных отношений. Дайте сравнительный анализ теории В. Шутца о межличностных отношениях, стратометрической концепции межличностных отношений А.В. Петровского, социометрическому подходу к пониманию и изучению межличностных отношений Д.Морено, теории «человеческих отношений Э. Мэйо.
· Составьте и проанализируйте индивидуальную сеть отношений. Проанализируйте включенность в различные социальные группы в категориях групп членства и референтных групп. Проследите влияние этих групп и отдельных участников на индивидуальное развитие, социальное мышление и поведение. Методика «Рисунок социальной сети»Проведение. Испытуемому дается лист бумаги и простой карандаш. Инструкция: в вашей жизни существует определенный круг людей - дома, на учебе и работе, круг приятелей и т.п. Нарисуйте, пожалуйста, на листе большой круг и расположите в нем себя, всех значимых для вас людей, а так же тех, с кем вы постоянно поддерживаете отношения. Обозначьте их кружочками и подпишите рядом с каждым как зовут этого человека. Тех людей, которые знакомы друг с другом, соедините линиями. После этого следует целенаправленный опрос о каждом из членов социальной сети – ролевое отношение к испытуемому, пол, возраст, род занятий. Экспериментатор просит дать краткую характеристику каждого члена сети и себя. Кроме того, осуществляется опрос о социальных контекстах, в которых задействован испытуемый (работа, учеба, сфера увлечений и т.д.). Таким образом, мы видим наглядный рисунок того, как испытуемый представляет свою социальную сеть. Обработка Анализируются следующие показатели (аналогично опроснику социальной сети): 1) плотность социальной сети; 2) размер социальной сети; 3) процент родственников; 4) количество эмоционально значимых, поддерживающих связей; 5) количество конфликтных связей; 6) количество социальных контекстов, в которые вовлечен испытуемый. Кроме того, анализируются проективные характеристики методики. 1. Величина кружков – чем больше кружок, тем большим авторитетом обладает этот человек для испытуемого. 2. Взаимное расположение людей – кого испытуемый располагает ближе к себе (большая значимость), а кого дальше (меньшая значимость). Кого рисует выше (больше авторитет), а кого ниже. Если испытуемый рисует себя вверху листа – это говорит о завышенной самооценке, если внизу – о заниженной. 3. Последовательность рисования – кто рисуется первым (очень значимый человек), а кто – последним (наименее значимый). 4. Теснота расположения кружков, прилегание друг к другу – иногда кружки могут образовывать так называемые «группировки» – когда часть людей располагается чуть дальше от всех остальных и более тесно друг к другу – это означает, что эти люди либо и в жизни представляют собой отдельную группу, либо психологически близки друг другу для испытуемого. Здесь следует обратить внимание на то, в какую группировку входит сам испытуемый. 5. Сила нажима – одни кружки могут быть прорисованы менее четко, почти без нажима (менее значимые люди), а другие – более ярко, с сильным нажимом (более значимые люди). То же самое относится к соединительным линиям, - чем толще линия, тем сильнее связь. Таким образом, показатели опросника дополняются показателями рисунка социальной сети (проводится корреляционный анализ обеих методик), т.е. имеется достаточно полное объективное представление о социальной сети испытуемого. ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Фамилия Имя Дата Возраст 1. Кого вы можете попросить заботиться о ваших животных или цветах, если вам нужно будет уехать на какое-то время? (напишите имена) 2. С кем вы чаще обсуждаете свои сложности и проблемы, связанные с учебой, работой, повседневными делами? (напишите имена) 3. Кто помогает вам в ваших бытовых делах в течение трех последних месяцев? (напишите имена) 4. С кем вы чаще всего проводите свое свободное время? (напишите имена) 5. Кого вы считаете своим лучшим другом? (напишите имена) 6. С кем вы обсуждаете проблемы своей личной жизни? (напишите имена) 7. Кто оказывает вам помощь в принятии наиболее важных жизненных решений? (напишите имена) 8. У кого вы можете занять в долг значительную сумму денег, и какая это сумма? (напишите имена) 9. С кем из своих соседей по дому вы более или менее постоянно общаетесь? (напишите имена) 10. Есть ли у вас интимный друг или подруга? (да или нет) (на этот вопрос отвечать не обязательно) Составьте, пожалуйста, список всех тех людей, которых вы упоминали в своих ответах на вопросы. Укажите рядом пол каждого человека и то, кем он для вас является (мать, отец, брат, учитель, воспитатель, тренер, друг и т.п.): 1. 2. 3. ... 13. 14. 15. Проверьте, всех ли значимых для вас людей вы здесь указали? Если кто-то не был упомянут вами в ответах на вопросы, но имеет большое значение в вашей жизни, то вы можете дополнить свой список этими людьми. Не забудьте также указать пол и кто для вас этот человек: Теперь, используя составленный список, ответьте на несколько вопросов: 1. С кем из указанных людей вы находитесь в наиболее близких отношениях? (укажите здесь порядковый номер этих людей в вашем списке) 2. Кто из них живет близко, а кто далеко? (укажите порядковые номера) близко далеко 3. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством? (укажите порядковые номера) 4. Кто из названных людей учится вместе с вами? (укажите порядковые номера) 5. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию? (укажите порядковые номера) 6. Кто из них предпочитает те же развлечения, что и вы? (укажите порядковые номера) Из всего вашего списка выделите, пожалуйста, САМЫХ ЗНАЧИМЫХ для вас людей, тех, кого вы любите и цените больше всех остальных. Выпишите их имена ниже: 1. 2. 3. ... 10. Если эти люди как-то связаны друг с другом, то укажите, кто с кем связан и что их объединяет (вместе живут, учатся, работают, дружат, просто знакомы и т.д.). Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов в отношении этих людей. а) Как вы познакомились с этим человеком? б) Как долго вы с ним знакомы? в) Как часто вы с ним встречаетесь? г) Как далеко от вас он живет? д) Какой возраст этого человека? е) Какой род занятий этого человека? ж) Какое семейное положение этого человека? з) Есть ли у него дети, и какой их возраст? 1. (имя первого человека из вашего второго списка) вопрос: а) б) в) г) д) е) ж) 3) 2. а) б) в) г) д) е) ж) 3) И т.д. Зафиксируйте результаты анализа индивидуальной сети отношений. Отрефлексируйте сделанные выводы. · Выполните тест межличностных отношений Т.Лири (http://www.psychologos.ru/articles/view/test_mezhlichnostnyh_otnosheniy_liri/1). Отрефлексируйте полученные результаты. Что Вы считаете важным изменить в своих отношениях с окружающими? · Конфликт – это… Укажите виды межличностных конфликтов и возможные поведенческие стратегии участников конфликта. · Какие существуют способы урегулирования конфликта? · Составьте план-конспект по теме «Одиночество». · Дайте сравнительный анализ «человеческих» отношений и профессиональных отношений психолога и клиента.
· Составьте аннотированный указатель художественных фильмов (не менее 10) для психологического киноклуба, посвященного проблемам межличностных отношений.
Тема 9. Социальные воздействия и влияния · Дайте характеристику основным механизмам (методам) воздействия и влияния
· Составьте таблицу «Виды манипуляции и способы противостояния им».
· Попробуйте проанализировать роль информационного влияния (СМИ) на личность в ходе социализации. · Дайте характеристику таким источникам социального влияния как мода и реклама. · Проанализируйте индивидуальную подверженность такому влиянию как мода. · На конкретном примере рассмотрите такой механизм социального воздействия как общественное мнение и закономерности его формирования. · Подготовить подборку примеров рекламы (4-5), использующей закономерности воздействия и влияния.
ТЕМА 10. Понятие группы в социальной психологии · Приведите 3-5 определений группы в социальной психологии. Группа – это… · Какие точки зрения относительно изучения понятия «группа» характерны для таких подходов как социологический и социально-психологический?
· Схематически изобразите классификацию групп. · Проанализируйте свою включенность в различные социальные группы в категориях групп членства и референтных групп. Проследите влияние этих групп на индивидуальное развитие, социальное мышление и поведение.
Тема 11. Большая группа · Как можно классифицировать большие социальные группы? Подберите примеры к каждому виду. · Что подразумевается под понятием «менталитет»? Перечислите черты так называемого российского менталитета. · Дилигенский представил свою классификацию больших групп. Постарайтесь ее дополнить. 1. Группы, функционирующие в масштабах общества: 2. Специфически большие группы: · Опишите особенности, присущие указанным большим социальным группам.
· Расшифруйте понятие «этноцентризм». · Составьте план-конспект по теме «Этническая социальная психология». · Дайте сравнительный анализ подходам к пониманию психологии толпы (Г. Тард, Г. Ле Бон, С. Сигеле, С. Московичи).
· Выделите виды толпы, раскройте их особенности. · Заполните таблицу, позволяющую рассмотреть особенности разных стихийных групп.
· Опишите основные проблемы психологии межгрупповых отношений. · На конкретном примере рассмотрите явление группового фаворитизма.
ТЕМА 12 Малая группа · Дайте определение малой группы. Перечислите основные характеристики малых групп и раскройте их. · Составить обобщающую таблицу «Основные подходы в изучении малых групп». Рассмотрите отечественные и зарубежные подходы (не менее 5)
· Каким образом можно описать композицию (состав) группы? Попробуйте описать группу, где вы учитесь. · Схематически изобразите структуру коммуникаций в группе. Какие из них более благоприятны для межличностных отношений и почему? · Что подразумевается под понятием «групповая динамика»? Что входит в это понятие? · Дайте социально-психологическую характеристику своей учебной группе, опираясь на основные количественные, структурные и динамические характеристики группы
ТЕМА 13 Личность в группе · Дайте рефлексивный анализ своему положению в группе в категориях позиция, статус, роль. · В чем заключается феномен группового давления? · Какие точки зрения существуют относительно понятия «групповая сплоченность»? (К. Левин, Д. Картрайт, Л. Фестингер, Д. Морено, Т.Ньюком, А.В. Петровский, В.П. Шпалинский). Выделите основные доминанты. · Проанализируйте взаимосвязь групповой сплоченности и эффективности деятельности группы на примере 2-3 малых групп, в которые вы включены. · Опишите такие явления как совместимость и срабатываемость. Дайте характеристику основным уровням совместимости личностей в группе. · Опишите такое явление как конформность. Приведите основные классификации видов конформного поведения. Дайте характеристику основным видам конформного поведения. · Составьте тезисный план-конспект по теме «Конформность» · На конкретных примерах дайте анализ роли конформности в процессе социализации.
ТЕМА 14. Динамические процессы в малой группе · Составьте обобщающую таблицу «Теории лидерства».
· Приведите основные классификации стилей лидерства · Дайте сравнительную характеристику основным стилям лидерства.
· Составьте план-конспект по теме «Формы власти». · Внесите в таблицу данные, свидетельствующие об отличиях таких понятий, как лидерство и руководство, опираясь на высказывания Б.Д. Парыгина.
· Используя примеры реальных жизненных ситуаций или литературных произведений, покажите эффективные и неэффективные способы управления малой группой. · Дайте характеристику основным феноменам, возникающим в процессе принятия группового решения. · Опишите характерный для 2-3 малых групп, в которые вы включены (семья, учебная группа, дружеская компания), процесс принятия группового решения. Проанализируйте его эффективность с точки зрения решения групповой задачи и с точки зрения поддержания благоприятного психологического климата. · Перечислите и дайте характеристику основным факторам, влияющим на эффективность групповой деятельности.
· Какие существуют показатели эффективности групповой деятельности? · Проведите сравнительный анализ подходов к пониманию и изучению коллектива А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Л.А. Уманского.
· Опишите основные признаки коллектива. · Каковы условия развития коллектива? От чего зависит степень развития коллектива?
ТЕМА 15. Психология совместной деятельности · Укажите особенности субъекта совместной деятельности. · Перечислите особенности, присущие совместной деятельности, и дайте их краткую характеристику. · Дайте сравнительный анализ типам совместной деятельности по Л.И. Уманскому с точки зрения их эффективности для решения групповой задачи. · Дайте сравнительный анализ стратегиям поведения с точки зрения их эффективности для решения групповой задачи. · Перечислите основные типы взаимодействия и дайте им краткую характеристику. · На конкретных примерах обоснуйте выбор способа организации совместной деятельности для решения 2-3 различных групповых задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||