Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
30.04.2020, 11:18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Предмет, задачи, история педагогической психологии. 1. Заполните таблицу «Этапы развития педагогической психологии»
2. Предметом педагогической психологии (по И.А.Зимней) является 3. Методами педагогической психологии являются: 4. Проанализируйте чем отличается наблюдение от эксперимента? 5. Что такое формирующий эксперимент? 4. Заполните таблицу «Структура педагогической психологии»
Тема 2. Психология обучения 1. Что такое обучение? Перечислите его типы 2. Что такое учение и каково его содержание? Чем учение отличается от научения? 3. Приведите примеры мотивов учения. Что такое познавательный интерес? 4. Как развитие связано (соотносится) с обучением? 5. Что такое «зона ближайшего развития»? Кто автор этого понятия? 6. Дайте определение обучаемости. Какие ученые занимались проблемой обучаемости? Назовите типы обучаемости. Почему обучаемость связана с успеваемостью? Назовите причины неуспеваемости школьников. Как может учитель повлиять на неуспеваемость? 7. Составьте конспект психологического анализа урока.
Тема 3. Психологические основы образовательных технологий 1. Проанализируйте системы обучения.
2. Что такое умственное действие? Обозначьте этапы формирования умственных действий. Перечислите и раскройте содержание видов ориентаций в процессе формирования умственных действий 3. Что такое проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос? 4. Раскройте содержание понятия «умение учиться» Какая система обучения ставить цель – научить детей учиться 5. Обозначьте и раскройте содержание типов программ в системе программированного обучения?
Тема 4. Психология учебной деятельности. 1. Учебная деятельность - это Раскройте содержание внешней структуры учебной деятельности - Продуктом учебной деятельности является 2. Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма учебной деятельности. Перечислите основные требования к самостоятельной работе. Раскройте виды самостоятельной работы
Тема 5. Психология воспитания 1. Раскройте психологические механизмы воспитания 2. Охарактеризуйте основные принципы воспитания 3. Ознакомьтесь с таблицей «Классификация методов воспитания» Раскройте содержание методов воспитания 4. Какова роль отца (матери) в воспитании ребенка?
Тема 6. Психология педагогической деятельности 1. Чем отличается предмет педагогической деятельности от предмета любого другого вида деятельности? 2. Раскройте структуру педагогической деятельности 3. Назовите пять уровней продуктивности педагогической деятельности (по Н.В.Кузьминой) 4. Раскройте содержание понятия «индивидуальный стиль деятельности» 5. Индивидуальный стиль педагогической деятельности является устойчивым или ситуативным психологическим феноменом? 6. Согласны ли вы с мнением о том, что от типа темперамента зависит индивидуальный стиль деятельности? 7. Какие особенности во внешнем облике и в манере поведения учителя могут быть носителями информации об его индивидуальном стиле педагогической деятельности? Приведите примеры.
Тема 7. Педагогическое общение 1. Какое общение принято называть педагогическим? 2. Какая из трех сторон общения (информационная, перцептивная, интерактивная), по Вашему мнению, вызывают наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии? 3. Каковы условия успешности педагогического общения? 4. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций? 5. Вспомните, какой тип взаимодействия преобладал у учителей вашего класса. 6. Как установить психологический контакт с учеником? 7. Проанализируйте стили педагогического общения. Ответьте на вопрос: Какой положительный эффект стили общения будут иметь в разных ситуациях педагогического взаимодействия? 8. Что предполагает диалогическое педагогическое общение?
Тема 8: Психология учителя 1. Что отличает профессию типа «Человек-Человек» от профессий других типов? 2. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности, его готовность и включаемость в нее? 3. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Составьте перечень способностей, важных для профессии педагога. 4. Каковы причины «эмоционального выгорания» педагогов? 5. Назовите основные этапы профессионализации педагога. 6. Исследование профессиональной направленности личности учителя. Пройдите процедуру исследования, определите собственную направленность и дайте содержательную рефлексию. Цель исследования: выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет), его потребность в общении, в одобрении, а также значимость интеллигентности его поведения. Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя». Процедура исследования Инструкция: В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом возможны два варианта ответов: а) «верно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в большей степени»; б) «неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени». Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе для ответов, зачеркнув соответствующую букву. Текст опросника 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б). 2. Я часто подавляю других своей самоуверенностью (а, б). 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б). 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (а, б). 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б). 6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом (а, б). 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б). 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в дисциплину, которую я преподаю (а, б). 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б). 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б). 11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б). 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б). 13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией (а, б). 14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б). 15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б). 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б). 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение (а, б). 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б). 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают (а, б). 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б). 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (а, б). 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива (а, б). 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей (а, б). 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б). 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б). 26. Худшее наказание для меня – одиночество (а, б). 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят того (а, б). 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу (а, б). 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б). 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б). 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б). 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б). 33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б). 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б). 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б). 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б). 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б). 38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету (а, б). 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б). 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б). 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть (а, б). 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью (а, б). 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б). 44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б). 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б). 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б). 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б). 48. Если бы мне удалось перенестись на короткое время в будущее, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету (а, б). 49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б). 50. Я никогда не говорил с улыбкой неприятных вещей (а, б). Обработка и анализ результатов Каждый ответ оценивается 1 баллом. В зависимости от направленности педагогической деятельности все утверждения опросника (с учетом возможного ответа – а или б) разбиты на группы (шкалы). По каждой шкале можно набрать максимум 10 баллов. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им позиции опросника. «Организованность» – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а. «Направленность на предмет» – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 39а, 43а, 48а. «Коммуникатор» – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а. «Мотивация одобрения» – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а. «Интеллигентность» – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а. Выводы Шкала, по которой опрашиваемый набирает более 7 баллов, характеризует ярко выраженную направленность педагогической деятельности. Рефлексия 7. Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы либо предложите свой 1. В классе – юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющий повышенный интерес к противоположному полу. Как быть? а) не обращать внимания – это возрастное и скоро пройдет; б) к этому нужно относиться с юмором; в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры; г) в каждом классе должен быть секс-символ – это только способствует физическому и психологическому взрослению; д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте – обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти … Только прежде сами перечитайте Шекспира – тогда разговор может получиться доверительным и интересным; е) не лучше ли сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности? 2. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствовавшего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить? а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь – жизнь сейчас такая! б) подойти к ученику, выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти; в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу? г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий; д) обратиться к ближайшему постовому милиционеру и попросить препроводить мальчика домой. 3. В классе ребенок с тяжелой психической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.). Отсюда – неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю? а) самое деликатное в этой ситуации – делать вид, что ничего не происходит; б) проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы; в) обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов – тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему – полезные рекомендации; г) самое эффективное – доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей. 4. Ребенок приносит в школу ручную крысу (хомячка). В такой день все уроки «кувырком». Что делать? а) как только «причина» (крыса, хомяк) обнаружена, тут же отправить ученика, чтобы «слетал» домой и оставил там свою живность. А сам, естественно, вернулся… б) на время уроков «конфисковать» живность и спрятать в недоступном месте. После уроков вернуть вместе с замечанием в дневнике; в) предложить ящик своего стола в качестве вольера для зверюшки и сразу дать письменную контрольную работу, чтобы дети были заняты, а Вы – свободны и могли проследить, чтобы животное не пачкало, ничего не прогрызло и не убежало; г) сначала всем миром покормить зверюшку и полюбоваться ею; урок доброты – это главное. А математика (химия, физика и пр.) подождет… 5. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию? а) объяснить родителям, что это – их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами; б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито «лезть в душу»; в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать; г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей». 6. В классе есть ребенок – «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку? а) в такой ситуации помочь может только профессионал-психолог, без него – увы! – не обойтись! б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску! в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям; г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать? 7. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю? а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его; б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу; в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват; г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность. 8. Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации? а) главное – не обмануть доверие девочки, но держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками; б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной; в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка; г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними; д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками; е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние. 9. В классе – девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию? а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать; б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей; в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить; г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь – на государственные субсидии не очень-то разживешься! 10. Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае? а) никак не реагировать; б) не замечать – «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной; в) не уставать делать замечания – зачем же такое терпеть; г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»; д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали. 11. Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю? а) сдержанно извиниться и продолжать урок; б) потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей; б) сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб; г) срочно переключиться на урок; для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента; д) хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а, вернувшись, как ни в чем ни бывало продолжить урок. 12. Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить? а) не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок; б) сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?» в) спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова? г) твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?» д) несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел – символ плодородия, а, значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску. 13. В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать? а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий – вдруг она уважительная? б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий; в) один раз запереть дверь в класс на ключ и не пустить опоздавшего – пусть помается в коридоре! г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям. 14. Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить? а) демонстративно порвать и выбросить; б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение; в) похвалить автора за художественное мастерство, но посочувствовать его недостаточной успеваемости; г) главное – выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется; д) задумайтесь: нет ли в вашей внешности и поведении и впрямь чего-то карикатурного, провоцирующего подобные записки. 15. Во время объяснения нового материала ученик задает вопрос, ссылаясь на противоположное утверждение другого учителя. Как поступить в такой ситуации? а) поговорить с этим «другим» учителем и выработать общую тактику поведения; б) не смущаясь, «гнуть свою линию» – пусть ученик уяснит Вашу позицию, а не другого учителя; в) резко осадить ученика, дав понять, что не придаете никакого значения его вопросу; г) сразу же взять дневник и записать замечание за неуместные вопросы на уроке. 16. Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя? а) взяться за систематическое образование – так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»; б) самое беспроигрышное – отшучиваться в сложных ситуациях; в) свести с эрудитом «счеты» на контрольной; г) посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу; д) поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место; е) доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах – когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания? 17. Как бороться на уроках с электронными играми, картами и пр.? а) не обращать на игроков внимания: хороши они будут, когда Вы вызовете их к доске или дадите контрольную работу; б) постоянно напоминать, что для игр существуют перемены, а также масса времени после уроков; в) прежде всего, так загрузить учащихся работой на уроке, чтобы им было не до игр; г) все игры немедленно прекращать (обязательно сделать запись о нарушении дисциплины в дневнике учащегося). 18. Дежурство в классе – всегда проблема: ребята изо всех сил стараются его избежать, как-нибудь увильнуть. А что делать классному руководителю в этой ситуации? а) залог порядка в дежурствах – дружелюбие и взаимопомощь в классе, не позволяющие подвести товарищей, классного руководителя, игнорировать свой долг по отношению к ним; б) залог порядка в дежурствах – четко составленный график, постоянно висящий у детей перед глазами; в) залог порядка в дежурствах – авторитет классного руководителя, подвести которого немыслимо, а ослушаться небезопасно… 19. Зайдя на перемене в класс, учитель видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать? а) да никак: булочку уже не «спасти», «футболистов», видимо, тоже… б) на ближайшем классном часе поговорить с ребятами о хлебе, в частности, рассказать им о его культурно-обрядовом и магическом значении, почитании хлеба на Руси; в) потребовать немедленно прекратить безобразие, булочку поднять с пола и положить на учительский стол; г) всех «футболистов» препроводить к директору, а булочку захватить как вещественное доказательство. 20. К учителю приходят родители неуспевающего ребенка. Не зная, что им делать со своим чадом, родители просят отнестись к ребенку снисходительно. А как поступить учителю? а) пойти навстречу пожеланиям родителей; б) корректно, но твердо дать понять родителям, что их просьба невыполнима; в) предложить родителям, чтобы ребенок посещал дополнительные занятия в школе или же нанять ему репетитора; г) сложными могут быть не только дети, но и их родители. С последними лучше беседовать в присутствии кого-либо еще из педагогов или администрации школы. Так вы скорее придете к верному решению проблемы. 21. Из-за болезни учительницы у ребят «окно». Они приходят к другому учителю и просят разрешить им посидеть на его уроке. Как быть? а) конечно, пустить, если ребята дисциплинированные и в классе есть свободные места; б) ни в коем случае не пускать – будет сплошной беспорядок! в) посоветовать ребятам пойти во двор и погулять – такую возможность упускать нельзя; г) посоветовать ребятам пойти в школьную библиотеку и почитать что-нибудь интересное; д) посоветовать ребятам подготовить какие-либо уроки на завтра, чтобы время не пропало даром. 22. В классе лидер, явно отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю, учителю? а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества; б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» шуткой, искрометным юмором, иронией, а иногда – и насмешкой; б) хотя бы раз нужно «открытым текстом» поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей – заставить задуматься… г) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечены все учителя во главе с завучем или директором; д) самое верное – избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу. 23. В школу приходит молоденькая учительница, только что окончившая педвуз. Старшеклассники беззастенчиво обсуждают ее внешность, манеру одеваться, говорить… Как реагировать на это учительнице? а) держаться сдержанно и просто, а к ребятам неизменно проявлять дружелюбие; б) любую реплику в свой адрес воспринимать юмором; в) ни на что не реагировать; г) в этой ситуации полезно сначала сильно припугнуть ребят (строгостью, высокими требованиями, непредсказуемостью), а затем постепенно смягчать манеру общения; д) малейшая фривольность со стороны учащихся – и сразу же отправлять их для «промывания мозгов» к директору. 24. В классе контрольная. В этот день у одного из ребят день рождения. Мальчик пришел в школу нарядный, счастливый, угостил одноклассников конфетами. Проверяя его работу, учительница нашла уйму ошибок, налицо – угроза двойки. Как быть? а) не надо омрачать ребенку его день рождения – в виде исключения на этот раз можно обойтись вообще без отметки; б) постарайтесь по возможности завысить отметку – это, безусловно, порадует именинника; в) не омрачать день рождения двойкой, а дать возможность повторно выполнить контрольную работу; г) контрольная и день рождения – вещи разные, и оценивать контрольную следует объективно, без привязки ко дню рождения. 25. Учитель обнаруживает, что ученик коллекционирует его словесные «перлы». Как быть? а) сказать просто: «Ну, летописец, вставай, пошли к директору!» б) если это делается в специальном блокноте – отобрать и вызвать в школу родителей; в) весело спросить: «Когда будешь заканчивать школу, оставишь мне копию на память?» г) сделать вид, что ничего не заметили, но впредь внимательно следить за своей речью; д) время от времени намеренно говорить глупости, неизменно спрашивая: «Евдокимов, ты успел записать?» е) для начала спросить: «Зачем ты это делаешь?» 26. В классе завелась «книжная моль» – интеллектуал-отличник. Одноклассники посмеиваются. Иногда весьма зло демонстрируют свое высокомерное пренебрежение к «трудоголику». Как вести себя учителю? а) как можно чаще ставить такого ученика в пример другим; б) пару раз осадить зарвавшегося интеллектуала, чтобы знал свое место и не «высовывался»; в) не обращать внимания – по мере взросления ребят трудоголики в классе все равно будут прибавляться; г) морально поддержать такого ученика, давая ему индивидуальные творческие задания, трудные и неординарные, а, значит – престижные. Пусть «пересмешники» задумаются… 27. В классе – мальчик, всецело поглощенный компьютером, или девочка, увлеченная рисованием. От этого страдает успеваемость. Как быть с таким ребенком? а) посоветовать родителям перевести ребенка в спецшколу, соответствующую его интересам; б) посоветовать родителям нанять репетиторов по тем предметам, которые ребенок запустил; в) в личной беседе с ребенком осудить его пристрастие к одному только предмету и убедить в том, что это – признак ограниченности; г) в личной беседе дать понять ребенку, что его предпочтения – явный признак незаурядных способностей в избранной сфере и эти способности нужно развивать. А для этого изучение других предметов совершенно необходимо, потому что они увеличивают возможности человека в той области, которую он для себя выбрал. 28. В классе – неуспевающий ребенок, у которого известные и очень влиятельные родители. Что делать? а) стараться сохранять объективность по отношению к ребенку, не делать ему послаблений и без необходимости не обращаться к его родителям; б) поддерживать постоянный контакт с родителями в целях профилактики неуспеваемости; в) главное – убедить родителей помочь школе, а уж вы поможете им с нерадивым чадом. г) потребовать от родителей, чтобы наняли репетиторов – без них чадо не вытянет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||