Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
15.02.2018, 14:16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание включает в себя 99 вариантов, выбор которых слушатели осуществляют в соответствии с двумя последними цифрами номера зачетной книжки, используя данные таблице 1: номера вопросов, на которые слушателю необходимо дать ответ, находятся на пересечении предпоследней и последней цифр номера зачѐтной книжки. Две первые цифры, указанные в ячейке, соответствуют номерам теоретических вопросов. Третье задание является практическим и соответствует третьей цифре. Рекомендуемый объем работы 15-20 страниц. Таблица 1 Варианты теоретических вопросов для выполнения контрольной работы (задания 1,2)
Задания для выполнения контрольной работы При выполнении контрольной работы слушатели должны ответить на два теоретических вопроса и выполнить одно практическое задание. Ответы на теоретические вопросы должны быть полными, обоснованными, содержать ссылки на используемую учебно-методическую литературу и нормативную документацию. 1. Теоретическая часть (контрольные вопросы 01-53) 1. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС: определение, нормативные документы, регламентирующие деятельность по оказанию экстренной психологической помощи, цели, задачи. 2. Типология катастроф и их особенности. Концептуальные подходы к изучению катастроф 3. Болезни стресса, их профилактика. 4. Стресс и особенности его проявления в профессиональной деятельности специалиста МЧС России 5. Особенности восприятия в состоянии стресса 6. Дистресс и меры противодействия. 7. Алгоритм переработки информации человеком в нормальных и экстремальных ситуациях. 8. Механизмы психологической защиты 9. Характеристика копинг – поведения как сознательной защиты психики от стрессовых обстоятельств 10. Саморегуляция психических состояний до, в условиях и после экстремальных ситуаций 11. Дебрифинг как один из методов психологической разгрузки 12. Идеомоторная тренировка: понятие, цель и особенности проведения. 13. Влияние природных стрессоров на психологическое состояние человека 14. Влияние техногенных стрессоров на психологическое состояние человека 15. Влияние социальных стрессоров на психологическое состояние человека 16. Влияние нформационных стрессоров на психологическое состояние человека 17. Группа как социальный феномен 18. Особенности поведения человека в группе 19. Виды психических нарушений при катастрофах. 20. Острые стрессовые реакции. 21. Основные факторы психологической устойчивости личности в экстремальных ситуациях 22. Особенности профессиональных качеств спасателей. 23. Волевые состояния в экстремальных условиях. 24. Фрустрация и ее психологическая характеристики 25. Этапность адаптации человека к экстремальным условиям. 26. Социально-психологические особенности общения и взаимодействия в профессиональных группах представителей экстремальных профессий. 27. Психологические особенности деятельности оперативного сотрудника МЧС. 28. Психологические особенности деятельности сотрудника пожарной охраны. 29. Специфика психической дезадаптации в профессиях особого риска. 30. Паника. Методы профилактики панических реакций. 31. Посттравматическое стрессовое расстройство и чеченский синдром 32. Психологическая помощь и самопомощь в экстремальных ситуациях 33. Специфика течения процесса горевания в условиях ЧС. Культуральные особенности переживания горя. 34. Понятие «психологический кризис». Кризисы развития и кризисы жизни. Последствия кризисов. Факторы, способствующие преодолению кризисов и усугубляющие кризис. 35. Факторы суицидального риска, антисуицидальные факторы. Виды личностного смысла действий по лишению себя жизни. 36. Готовность специалиста к работе с суицидентом. Противопоказания к работе с суицидентами. 37. Особенности психологического состояния людей в толпе. Принципы безопасного поведения людей, находящихся в толпе. 38. Система прогнозирования негативных социально-психологических явлений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 39. Заболеваемость и травматизм пожарных. 40. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности. 41. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного. 42. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя. 43. Принятие решений в условиях неопределѐнности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. 44. Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях функционирования. 45. Внимание, память и мышление в экстремальных условиях функционирования. 46. Социально-психологический климат в коллективе 47. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля. 48. Группы факторов риска нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций. 49. Этапы профессионального становления. Кризисы профессионального становления. Профессиональная идентификация. 50. Профессиограмма специалиста экстремального профиля. Психологические требования, предъявляемые к специалистам экстремального профиля. 51. Профессионально-важные качества специалиста экстремального профиля. Понятие профессиональной пригодности. 52. Психологическая устойчивость. Компоненты психологической устойчивости.
2. Практическая часть (задание 3) Третьим заданием является выполнение практической части работы, которая заключается в решении индивидуальных ситуационных задач. Задание 1. Описать «синдром выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примере персонажа фильма «Кандага́р» режиссер А. Кавун, Россия, 2010 Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) / ПТСР / факторов риска, описать героя фильма (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать возможные рекомендации. Задание 2. Описать «синдром выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примере персонажа фильма «Неуязвимый» режиссер М. Н. Шьямалана, США, 2000 год Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) / ПТСР / факторов риска, описать героя фильма (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать возможные рекомендации. Задание 3. Описать «синдром выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примере персонажа фильма «Экипаж» режиссер А. Митта, Россия, 1979 Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) / ПТСР / факторов риска, описать героя фильма (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать возможные рекомендации. Задание 4. Описать «синдром выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примере персонажа фильма «Суперпожар» режиссер Стивен Куэйл, Германия, Канада, Новая Зеландия, США, 2002 год Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) / ПТСР / факторов риска, описать героя фильма (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать возможные рекомендации. Задание 5. Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Произошла авиакатастрофа. На данный момент уже известно о том, что никто из находящихся на борту не выжил. Родственники погибших прибыли на опознание. Один из родственников, потерявший дочь, периодически подходит к людям в форме со словами: «Может быть, произошла ошибка? Проверьте, может она смогла спастись? Насколько точно известно, что погибли все?» Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 6. Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС В результате авиакатастрофы под городом Донецком никто не выжил. Об этом уже сообщили, и через несколько часов должно было начаться опознание. В толпе родственников погибших можно было заметить мужчину, который ходил от места к месту, постоянно подходя к людям в форме, будь-то пожарные, психологи или милиция. Ко всем сотрудникам он обращался с одним единственным вопросом: «Может быть, все-таки кто- то остался в живых, может быть, мой сын выжил, но его не могут найти?». Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 7. Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС В ДТП погиб мужчина. Его жена в момент аварии находилась с ним в машине, она почти не пострадала физически, только несколько царапин и ссадин. Женщина сидела на земле рядом с машиной скорой помощи, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. На вопросы окружающих отвечала не сразу, через несколько секунд. На сообщение о том, что автомобиль не подлежит восстановлению, женщина ответила репликой: «Как же так? На чем мы теперь с мужем поедем на море? Наверное, придется покупать билеты на поезд». Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 8. Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС В ДТП погибает молодой человек. Его матери о происшедшем сообщили друзья молодого человека, ехавшие с ним в машине, но получившие лишь легкие травмы. На сообщение женщина отреагировала фразой: «Что это за злые шутки? Как вам не стыдно!»… На опознание поехали отец и мать погибшего. Женщина сидела очень тихо, не проявляла практически никаких эмоций, не плакала. На вопросы о самочувствии, ответила лишь с третьего раза, и то очень медленно, сказала, что «все нормально». Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 9 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Произошел взрыв, в результате которого погибло несколько человек. Родственники погибших проходят процедуру опознания. Молодой человек только что опознал своего брата. Он не находит себе места, постоянно курит, ругается: «Во всем я виноват. Он ехал ко мне. Я часто звонил брату и просил, что бы он, наконец, приехал. Он ехал ко мне. Виноват только я!». Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 10 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Летом на озере утонули два подростка, брат с сестрой. Отец, погибших детей первое время после трагедии не верил, что это произошло именно с его детьми, но через несколько дней, осознав случившееся, впервые заплакал. Мужчина стал пытаться выяснить подробности случившегося и искать виновных. Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 11 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС В результате пожара погибла маленькая девочка 6 лет. Пожарный – стажер К. занимался извлечением тела девочки из машины. После возвращения на базу К. уединился, разговоров не поддерживал, отвечал на задаваемые вопросы невпопад. Из слов товарищей известно, что К. недавно развелся с женой. У него есть сын 5-и летнего возраста, который проживает с бывшей женой стажера. После работы на пожаре К. стал несколько несдержанным, раздражительным. Избегает общения, хотя ранее считался «балагуром». Стал много курить, хотя долгое время не курил. Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 12 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Две недели назад женщина потеряла отца, с которым проживала совместно. Между ними всегда были очень теплые и добрые отношения. Своей семьи у женщины не было. На данный момент женщина взяла длительный больничный, так как работать она не может из-за внутренних переживаний, из-за трудностей, возникших в общении с коллегами по работе. Но и дома она не может найти места, занять себя чем-либо. Постоянное ощущение одиночества, ненужности и непонимания. На телефонные звонки подруг не отвечает. Редко выходит из дома. Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 13 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Женщина 2 года назад попала в ДТП. Травмы были серьезными, долго пролежала в больнице. Тяжелые травмы получили и другие участники ДТП. Когда женщина поправилась, долгое время не садилась в машину, предпочитая автобусы. На данный момент женщина получила права и самостоятельно с удовольствием водит автомобиль. Многие из знакомых удивляются, как она не боится садиться за руль после произошедшего события. Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 14 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Мужчина потерял своего старшего брата, с которым они были очень близки. После похорон мужчина оборвал все нити, связывающие его с миром. Мир, по его мнению, опасен, верить нельзя никому. Сам он никому не нужен в этой жизни, ему никто не нужен тоже. Близких родственников у мужчины не осталось, друзей со временем он растерял. Он перестал выходить без лишней надобности из дома, сократив выходы до посещения магазинов. А на хлеб зарабатывал переводами, общаясь с издателем через курьера, приходившего в определенный день. Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 15 Проанализировать психическое состояние пострадавших в ЧС Летом на озере утонули два подростка, брат с сестрой. Мать погибших детей (42 года) по мнению окружающих «держалась»: ходила на работу, занималась домашними делами и не проявляла видимых признаков горя. Внешне она стала безэмоциональной, несколько заторможенной, ходила с серым лицом и равнодушными глазами. Не прошло и двух месяцев, как женщина решила снова родить ребенка. Примерный алгоритм проведения анализа: дать определение и рассмотреть особенности психического состояния пострадавших в ЧС, описать особенности поведения пострадавшего в данной ситуационной задаче (внешний вид, поведение, что говорит, о чем думает, эмоциональная сфера, поведение в обществе), дать трактовку его состоянию (назвать), дать возможные рекомендации. Задание 16 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. Девушка, 18 лет. После пожара в жилом здании, эвакуирована в ПВР, сидит в зале, плачет. Задание 17 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. Произошел пожар в торговом центре. Мужчина, 50 лет. В торговом центре был с женой. Пока жена делала покупки, он встретил друга и они стали распивать спиртные напитки. Перед началом пожара торгового центра вышли покурить на улицу. По приезду пожарных находится в нетрезвом состоянии. Причитает, плачет, кричит «На кого ж ты меня покинула», «Как же я без тебя жить буду?». Задание 18 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. Произошел пожар в торговом центре. Мужчина, 63 лет. Работал в торговом центре, где произошло обрушение, сторожем. Появляется после приезда пожарных. Начинает материться. Из его слов понятно, что в огне находится его имущество, а именно его недавно купленный телевизор и некоторые денежные сбережения. Крайне агрессивные высказывания звучат в адрес администрации города и администрации торгового центра. Вокруг него начинают собираться зеваки, поддерживая его. Задание 19 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. Произошел пожар в торговом центре Мужчина, 38 лет. Пока парковал машину, жена с детьми поднялись в торговый центр. В это время начался пожар. Судьба близких неизвестна. Мечется возле машины. По приезду пожарных мешает, советует, требует… Речь громкая, отсутствуют реакции на окружающих. Когда начинают выводжить пострадавших, бросается к ним, не узнав в них близких, пытается проникнуть в горящее здание. Задание 20 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. Произошел пожар в торговом центре. Мужчина, 30 лет. В начале пожара находился на первом этаже здания, успел выбежать. От помощи медиков отказывается и говорит, что с ним все в порядке. При этом сильно дрожит, одет по погоде. Домой идти отказывается, внятно объяснить, был ли он один или с кем-то, не может. Задание 21 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. Произошел пожар в торговом центре. Мужчина, 32 года. До начала пожара торгового центра находился на площади, ожидая друга, находящегося в этом центре. По приезду пожарных сидит у подножья памятника, обхватив голову руками. Время от времени звонит другу, который на звонки не отвечает. Сил для более активных действий у мужчины нет. Задание 22 Определить вид острой стрессовой реакции и составить описание оказания помощи пострадавшему с ОСР и проанализировать возможные ошибки при оказании помощи пострадавшему с ОСР. В жилом доме произошел пожар. Мальчик, 10 лет. При эвакуации из горящего здания залез под стол, схватился за батарею, плачет, кричит, что ему страшно. На просьбу отцепиться от батареи не реагирует. Рук от батареи не отрывает. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||