Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
25.04.2016, 13:50 | |
Объем работы должен составлять 12-14 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Тематика контрольных работ Тема 1. Содержание и задачи дисциплины «Психология управления» Вариант 1 1. Охарактеризуйте предмет и объект, цель, задачи науки «Психология управления». 2. Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его. 3. Рассмотрите, насколько справедливо утверждение, что противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины? Ответ проиллюстрируйте. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос соотнесите различие объекта и предмета науки «психология управления». Объектом психологии управления является организованная деятельность людей, не просто объединенных общими целями и интересами, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации. Предмет науки рассматривает психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений. Одни авторы определяют предмет как систему «человек - техника» и «человек - человек», а другие только как «человек - человек». Этот вопрос является дискуссионным, ваше право привести мнения различных авторов и проанализировать их. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение такого понятия, как управленческая деятельность. Подчеркните, что курс психологии управления подробно освещает психологическую структуру, состав и содержание деятельности руководителя, раскрывает систему его управленческих функций и характеризует их главные психологические закономерности. Подробнее остановитесь на сущности управленческой деятельности, которая определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей. Следует подчеркнуть, что деятельность человека носит сознательный характер; связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда; носит общественный характер, осуществляется в группе, по социальным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми. В ответе на третий вопрос предполагается самостоятельный анализ социально-психологического аспекта феномена управления. Приведите любой конкретный пример противоречия в управлении, обусловленный психологическими причинами. Покажите, что к психологическим аспектам деятельности руководителя относятся психологические особенности управленческого труда вообще, психологический анализ личности руководителя, индивидуальный стиль управления и многое другое.
Вариант 2 1. Укажите отличие науки управления от науки психологии управления. 2. Соотнесите предмет психологии управления с общей психологией. 3. Укажите, какие проблемы изучает психология управления, в отличие от психологии труда: а) соответствие работника конкретной организации; б) соответствие работника его профессии; в) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива и личности; г) изучение личности работника в организации; д) профессиональный отбор; е) профориентация. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос предполагает прежде всего анализ понятий: «управление», «социальное управление», «организация», «субъект и объект управления». Подчеркните, что социальное управление это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Важно отметить, что система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена: собственно управление и подчинение. При рассмотрении предмета психологии управления вы можете выделить следующие три уровня психолого-управленческой проблематики: психологические аспекты деятельности руководителя, психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления, психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации. При ответе на второй вопрос следует рассмотреть те понятия и явления, которые являются предметом изучения, как психологии, так и психологии управления (понятия «мотивация», «личность», «воля», «эмоции», «чувства» и др.) Важно отметить, что в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой изучения является проблема личности, в психологии управления личность рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. При ответе на третий вопрос вам следует подумать о том, что изучает психология управления в отличие от психодиагностики и социологии.
Тема 2. Психологический аспект процесса управления Вариант 3 1. Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления, как целеполагание. 2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация. 3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда): а) зарплата; б) трудовые успехи; в) условия труда; г) степень ответственности; д) служебный и профессиональный долг. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует рассмотреть место и роль этой функции управления наряду с другими. Целеполагание предполагает рассмотрение прошлого опыта, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее. Как цели связаны с мотивацией, могут ли они стимулировать процессы самоорганизации? Существует ряд концепций личной и организационной эффективности, которые основаны на углубленном процессе целеполагания. Можно рассмотреть некоторые из них, например шесть типов целеполагания Р. Дилтса. При ответе на второй вопрос следует начать с того, что организация предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Выделите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте их. Современное информационное общество способствовало появлению новых типов организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные и организации предпринимательского типа. Перечислите факторы, способствующие появлению новых организационных структур. Ответ на третий вопрос предполагает обращение к понятию «мотивация». При выполнении теста следует помнить, что мотивы основываются на системе потребностей человека, формируют его активность, побуждают делать выбор и определять цели.
Вариант 4 1. Охарактеризуйте функцию мотивации в управлении. 2. Проанализируйте контрольно-коррекционную функцию управления и основные требования, предъявляемые к контролю. 3. Выделите из перечисленных требований те, которые предъявляются к контролю: а) постоянство; б) тотальность; в) открытость; г) оперативность; д) формальность. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос надо подробно остановиться на понятии «мотивация». Подчеркните, что мотивацией называют совокупность наиболее стойких мотивов, определяющих направленность личности, ее ценность, ориентацию и деятельность в целом. Иногда к этому определению добавляют активность и стимулирование направленности. Обратите внимание на положение о том, что любые потребности есть основа мотивов и мотивации. Попытайтесь доказать, что именно создание, поддержание и развитие мотивации исполнителей есть важнейшая функция руководителя. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение именно контрольно-коррекционной функции управления, а не просто контроля как проверки. Важно подробно остановиться на принципах организации контроля: оперативности, ориентированности на результат, адекватности содержанию деятельности, простоте, экономичности, объективности. Система контроля должна быть адекватна личности руководителя. При ответе на третий вопрос следует обратиться к тем характеристикам контроля, которые позволяют рассматривать его как важную коррекционную функцию управления. Подумайте, можно ли все перечисленные требования рассматривать как обязательные для осуществления контроля.
Вариант 5 1. Мотивация как фактор управления личностью. 2. Рассмотрите основные положения концепции «идеальной бюрократии» М. Вебера. Отметьте, что можно отнести к недостаткам бюрократии. 3. Объясните, в каком случае можно говорить об эффективном контроле в управленческой деятельности. Приведите конкретный пример и обоснуйте свой вывод. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос предполагается, прежде всего, анализ самого понятия «мотивация» и лишь потом обращение к существующим концепциям мотивации. Отметьте, что большинство авторов сводят ее к понятиям психических явлений, которые становятся в определенный момент побуждениями к действию (К.К. Платонов). Опишите, какую иерархию потребностей предложил А. Маслоу. Важно указать, что он первым предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Рассмотрите схему А. Маслоу и проанализируйте ее. Ответ на второй вопрос предполагает не только перечисление принципов идеального построения организации, предложенных М. Вебером в начале прошлого века, но и анализ этого «порядка». Укажите, что можно отнести к недостаткам бюрократии в наши дни? Рассмотрите, как усиление психологических факторов в управлении отражается на создании новых организационных структур предприятия. Ответ на третий вопрос должен быть посвящен такой функции управленческой деятельности, как контроль. Обратите внимание на современные принципы организации контроля, а также на проблему соответствия системы контроля определенному стилю управления. Приведите пример, иллюстрирующий позицию, которую вы защищаете.
Тема 3. Психология субъекта управления Вариант 6 1. Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность». 2. Рассмотрите структуру личности. 3. Соотнесите психологические школы изучения личности и их представителей: а) К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм; б) И.П. Павлов; в) А. Маслоу, К. Роджерс; 1) теория научения; 2) психоанализ; 3) гуманистическая психология. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос должен включать подробные определения перечисленных категорий. При определении понятия «человек» важно отметить, что это родовое понятие и одновременно - специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное, он продукт общественного развития. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной эпохе и культуре. Отметьте, что индивидуальность есть непременный и важнейший признак личности, единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. При ответе на второй вопрос можно выделить три позиции структуры личности: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание). Подробно охарактеризуйте эти составляющие структуру личности. Ответ на третий вопрос предполагает подробный анализ перечисленных направлений. Охарактеризуйте такое направление, как психоанализ. Укажите, что говорит психоанализ об источниках психической энергии, побуждениях и инстинктах, сознательное или бессознательное более значимо в формировании мышления и поведения? Изложите, в чем сущность концепции И.П. Павлова, каким образом концепция условного рефлекса была применена к теории научения Дж. Уотсоном. Назовите основные положения гуманистической психологии.
Вариант 7 1. Охарактеризуйте роль познавательных процессов в управленческой деятельности. 2. Рассмотрите отличие нравственных норм поведения от этикетных норм в управленческой деятельности. 3. Соотнесите понятия и их определения: а) личность; б) темперамент; в) характер; 1) индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения; 2) совокупность существенных устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки; 3) индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует кратко остановиться на характеристике основных познавательных процессов: ощущения, восприятия, мышления, памяти и др. Важно отметить, что ощущение, восприятие и мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Покажите, что внимание как психофизиологический процесс характеризует динамические особенности познавательных процессов. Рассматривая память как основу психической деятельности, остановитесь на ее видах, свойствах, индивидуальных особенностях. Основное внимание следует уделить той роли, которую играют эти процессы в управленческой деятельности. Ответ на второй вопрос предполагает обращение к такой непростой теме, как нравственные проблемы в управленческой деятельности. Дайте определение понятию «мораль». Важно отметить, что нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях о том, как должно вести себя в обществе, однако именно в противоречии между должным и сущим (реально существующей нравственностью) заключена противоречивая сущность делового общения и поведения человека. Охарактеризуйте понятие «этикет», обращая внимание на то, что особенностью этикета является соблюдение формальных правил поведения, регламентирующих поведение людей в определенных деловых ситуациях. Покажите, что соблюдение человеком этикетных норм в профессиональной деятельности отнюдь не предполагает наличия у него, нравственной культуры. Приведите пример из собственной деловой практики, который сделает ваш ответ более убедительным. При ответе на третий вопрос соотнесите понятия: «человек», «индивид», «личность». Различение понятий «темперамент» и «характер» важно в психологии управления, так как в отличие от темперамента характер есть совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Темперамент же выступает как природная основа характера. Приведите примеры проявления этих психологических характеристик в управленческой ситуации.
Вариант 8 1. Проанализируйте положение о том, что важнейшим регулятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности. 2. Охарактеризуйте основные стили управления. 3. Соотнесите понятия с их определениями: а) память; б) мышление; в) восприятие; г) ощущение; 1) психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств; 2) психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств; 3) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта; 4) обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос предполагает понимание самого понятия «ответственность», как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Важно указать, что ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения». Ответственность есть важнейшее свойство личности. Следует рассмотреть вопрос о том, кто выступает субъектом ответственности и какое значение имеет осознание ответственности в управленческой деятельности. При ответе на второй вопрос обратите внимание на характеристику личностных качеств руководителя, влияющих на эффективность управления (доминантность, уравновешенность, креативность, ответственность и т.д.) При анализе традиционных стилей руководства (авторитарный, демократичный, либеральный) важно соотнести их психологические характеристики. Укажите, какие механизмы влияния характерны для этих стилей. Ответ на третий вопрос рекомендуется начать с рассмотрения роли и значения познавательных процессов в управленческой деятельности. Раскройте, насколько значима роль индивидуально-стилевых различий восприятия, памяти, мышления людей, являющихся субъектами или объектами управленческой деятельности.
Вариант 9 1. Охарактеризуйте особенность коучинга как стиля управления. 2. Приведите и проанализируйте сравнительные характеристики лидерства и руководства. 3. Укажите понятие, характеризующееся определением: «осознание и переживание человеком ответственности, основанные на самооценке исполнения обязанностей»? Соотнесите это понятие с нравственной ответственностью руководителя. а) долг; б)совесть; в)локус контроля. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос предполагает анализ такого стиля управления, который ориентирует на получение результата в процессе личностного развития обучаемого. Следует ответить на вопрос: является ли коучинг только стилем управления или одновременно это и процесс управленческого консультирования. Может ли коуч консультировать по нескольким профессиональным направлениям? Решает ли коуч саму проблему или помогает человеку искать собственное решение. Коучинг - это разбор ошибок и проблем сотрудника или анализ будущих возможностей? В ответе на второй вопрос следует исходить из положения: если руководство является функцией управления, то лидерство определяется как естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета руководителя на поведение членов группы. Укажите, каковы источники и формы воздействия на организацию лидера и руководителя. Назовите общие черты лидера и руководителя. В ответе на третий вопрос следует не только дать определение важнейшего нравственного понятия, но и рассмотреть роль и значение нравственной ответственности руководителя в процессе управленческой деятельности.
Вариант 10 1. Охарактеризуйте концепцию эффективности управленческой деятельности - «управленческая решетка» Блейка и Мутона. 2. Охарактеризуйте управленческие способности высшего звена. 3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к «внешним» по отношению собственно к труду: 1) признание заслуг; 2) степень ответственности; 3) социальный статус; 4) гарантии сохранения работы; 5) условия труда. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос укажите, какими мерами предложили измерять эффективность управленческой деятельности Дж. Блейк и Р. Мутон. Выделите пять типов руководителей, используя такие критерии оценки, как «степень внимания к производству» и «степень внимания к людям». Охарактеризуйте эти стили управления и укажите, какие из них наиболее часто встречаются. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение современных изменений в управленческой деятельности. Проанализируйте, почему современные топ-менеджеры должны обладать способностью строить и развивать команды, ориентировать на развитие сотрудников, делегировать ответственность и формировать потребность в проявлении инициативы. Важно рассмотреть такие управленческие способности высшего звена, как: когнитивные (информационный поиск, концептуализация, концептуальная гибкость); директивные (воздействие, уверенность в себе, презентация); проактивные способности (ориентация на успех); мотивационные (межличностный поиск, управленческое взаимодействие, ориентация на развитие). Излагая ответ на третий вопрос, подробно остановитесь на понятии «мотивация» и механизмах мотивации. Важно отметить, что если мотив выступает внутренним побуждением человека к действию, то стимул есть внешнее обстоятельство, которое, затрагивая основные потребности человека, побуждает его к деятельности, то есть становится мотивом. Следует соотнести эти понятия и с категорией потребность, которая является психологическим состоянием человека, связанным с ощущением недостатка в чем-либо. Приведите конкретный пример по выбранным вами мотивационным факторам.
Тема 4. Психология объекта управления Вариант 11 1. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации (А. Маслоу) и процессуальные теории мотивации (В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер). 2. Изложите двухфакторную теорию мотивации Герцберга. 3. Укажите, какое понятие характеризуется как «официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления»: а) лидер; б) руководитель; в) член группы, играющий ключевую роль. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует начать с того, что согласно концепции А. Маслоу поведение личности определяется его наиболее сильной в данный момент потребностью. Перечислите эти потребности и объясните, какие факторы способствуют удовлетворению вторичных потребностей. Объясните, в чем отличие процессуальных теорий мотивации, например теории ожиданий. При ответе на второй вопрос важно соотнести рассмотренные выше позиции с положением Ф.Герцберга о том, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. Назовите факторы удовлетворенности работой и неудовлетворенности работой. Укажите, что понимал Ф. Герцберг под «гигиеническими факторами». Укажите, насколько справедлива эта концепция в наши дни. Ответ на третий вопрос предполагает не только правильный выбор термина, но и характеристику этих социально-психологических понятий. Приведите конкретные примеры, позволяющие развести эти понятия.
Вариант 12 1. Охарактеризуйте мотивационные состояния человека: установки, интересы, желания, стремления. 2. Дайте социально-психологическую характеристику понятиям «социальная группа», «малая группа», «коллектив». 3. Соотнесите следующие понятия и их определения: а) социальная фасилитация; б) синергия; в) конформизм; 1) увеличение эффективности деятельности при объединении людей в группы. Групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов; 2) групповое давление на мнения, мотивы и состояния индивида, подчинение его мнению группы; 3) усиление мотивации решения задач у членов группы в присутствии значимых для них людей. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос важно начать с анализа понятия «мотив». Подчеркните, что мотив - это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. Соотнесите мотивационные состояния человека, укажите на их особенности, приведите конкретные примеры этих состояний в практической деятельности. При ответе на второй вопрос следует исходить из положения о том, что деятельность индивида, его управляемость в группе и в изоляции существенно различаются. Перечислите те характерные черты, которые присущи таким разным с точки зрения социальной психологии и психологии управления понятиям, как социальная группа, малая группа и коллектив. Укажите, в чем их принципиальное отличие, приведите примеры из практики. При ответе на третий вопрос важно не только найти правильное определение, но и привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти явления.
Вариант 13 1. Перечислите и охарактеризуйте групповые эффекты. 2. Охарактеризуйте социально-психологическое понятие «команда» и назовите фазы развития команды. 3. Укажите, что не влияет на неформальную структуру коллектива: а) коммуникация; б) идентификация; в) адаптация; г) интеграция; д) субординация. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос укажите, что называется групповыми эффектами. Перечислите те, что вам известны, и охарактеризуйте их. Важно остановиться не только на таких известных групповых эффектах., как социальная фасилитация, синергия, конформизм, но и на таких, как маятник, волна, групповой фаворитизм. Ответ на второй вопрос предполагает анализ понятия «команда», укажите, в чем особенность этого понятия, каковы условия формирования команды, каковы фазы ее развития; насколько современно и актуально обсуждение проблемы формирования команды в организациях? Ответ на третий вопрос предполагает рассмотрение таких характеристик, как формальная и неформальная структура коллектива. Ответьте, что означают эти понятия; насколько существенно это различие для осуществления профессиональной деятельности. Приведите пример.
Тема 5. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами Вариант 14 1. Охарактеризуйте понятие «малая социальная группа». 2. Назовите и проанализируйте позитивные и негативные характеристики малых социальных групп. 3. Укажите, к какому признаку классификации можно отнести указанные группы: а) постоянные и временные; б) государственные, смешанные, частные; в) формальные и неформальные; г) официальные и неофициальные; д) производственные, торговые, научные; 1) по статусу; 2) по формам собственности; 3) по характеру внутренних связей; 4) по характеру деятельности; 5) по времени действия. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос предполагает обращение к понятию «социальная группа». Важно отметить, что малая группа отличается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структуру. Рассмотрите, в чем особенность малой группы, что связывает ее участников, какие социально-психологические процессы характерны для малой группы. Приведите классификацию малых групп. Ответ на второй вопрос является логическим продолжением ответа на первый вопрос, вам следует рассмотреть особенности поведения человека в группе. Отметьте, что разновидностью малой социальной группы является рабочая группа - команда -коллектив. Ответ на вопрос, каковы механизмы групповой динамики и стадии развития группы, позволит более полно осветить вопрос об особенностях негативных и позитивных характеристик социальной группы. Укажите, являются ли изменения в группе результатом влияния нового члена группы, либо прежде всего на появление негативных либо позитивных характеристик группы влияют изменения условий деятельности. Ответ на третий вопрос должен быть иллюстрирован конкретными примерами.
Вариант 15 1. Механизмы групповой динамики, стадии развития группы. 2. Социальные роли и отношения в коллективе. 3. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп: а) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом; б) наличие органов управления и руководства; в) наличие общественно значимых целей деятельности; г) чувство принадлежности к данной группе; д) наличие общих потребностей, интересов и мотивов. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует начать с рассмотрения социально-психологической характеристики самой группы. Важно отметить, что рабочая группа (коллектив) - это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Укажите, каким требованиям должна соответствовать малая группа, чтобы ее можно было назвать коллективом. Назовите факторы развития групп - объективные и субъективные. Охарактеризуйте такие стадии развития, как: стадия первичного синтеза (стадия создания коллектива), стадия дифференциации, стадия интеграции. Подчеркните, что время перехода от одной стадии к другой различно и зависит от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива. При ответе на второй вопрос важно отметить, что социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных и производственных. Производственные роли (председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей, организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель) можно охарактеризовать, описав их функции, свойства, тип личности. Важно описать типы отношений, которые возникают в рамках коллектива между его членами: дружеская кооперация, дружеское соревнование, невмешательство, соперничество, кооперация антагонистов. Ответ на третий вопрос предполагает анализ отличий рабочей группы от других социальных групп. Назовите социальные группы, о которых идет речь.
Тема 6. Психология управленческого общения Вариант 16 1. Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение». 2. Охарактеризуйте различие межгруппового и межличностного восприятия в общении. 3. Конформизм - это: а) направление исследований в современной западной социологии; б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам; в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос является принципиальным для теории психологии управления. Отметьте, что коммуникация есть основа организации функционирования системы, это понятие является более широким, чем общение. Укажите правильное определение понятия: общение предполагает обмен информацией между людьми, в отличие от коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией в живой и неживой природе. Проанализируйте понятие «управленческое общение», укажите его уровни и стадии. Рассматривая общение, подробно остановитесь на единстве трех его сторон: общение как коммуникация, общение как взаимодействие и общение как восприятие людьми друг друга. В теме «общение как коммуникация» важной составляющей вашего ответа должно стать рассмотрение коммуникативных барьеров. При ответе на второй вопрос необходимо обратиться к социально-психологическим особенностям восприятия и охарактеризовать процесс стереотипизации как основной механизм восприятия на межгрупповом уровне, а также- механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии. Рассматривая третий вопрос, помимо ответа на тест дайте анализ конкретного примера проявления конформизма в той или иной социальной группе.
Вариант 17 1. Перечислите и рассмотрите формы управленческого общения. 2. Рассмотрите структуру общения и его составляющие (коммуникативную, интерактивную, перцептивную). 3. Соотнесите следующие понятия и их определения: а) коммуникативная сторона общения; б) интерактивная сторона общения; в) перцептивная сторона общения. 1) общение как взаимодействие; 2) общение как обмен информацией; 3) общение как восприятие людьми друг друга. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует исходить из положения о том. что управленческое общение - это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи. Далее охарактеризуйте сами формы управленческого общения: субординационная (в основу положены административно-правовые нормы), служебно-товарищеская (в основу положены административно-моральные нормы), дружеская (в основу положены морально-психологические нормы взаимодействуя). При ответе на второй вопрос можно рассматривать коммуникативную составляющую общения: с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное и т.д.); с точки зрения сосредоточения интересов сторон (компромисс, уход, нейтралитет, сотрудничество, противоборство); по организационным формам (деловая беседа, совещание); по средствам коммуникации (вербальное и невербальное). Охарактеризуйте любую теорию, освещающую интерактивную составляющую как взаимодействие (Э. Берн, Т. Парсонс, М. Вебер). Характеризуя перцептивную составляющую общения как восприятия одним партнером по общению другого, необходимо рассмотреть такие понятия, как: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Укажите, от чего зависит восприятие, назовите наиболее типичные искажения представлений о другом человеке. Ответ на третий вопрос должен содержать краткое описание конкретной деловой ситуации, иллюстрирующей виды общения.
Вариант 18 1. Охарактеризуйте переговоры как разновидность общения. 2. Рассмотрите манипуляции в общении. 3. Соотнесите типы общения по признаку классификации: а) прямое - косвенное; б) непосредственное - опосредованное; в) межличностное - массовое общение: 1) по целям; 2) по содержанию; 3) по формам. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия «переговоры». Укажите, какие стратегии ведения переговоров могут быть использованы их участниками. Назовите стадии, которые выделяются в переговорном процессе, и объясните, как участники должны готовиться к переговорам. Важно перечислить тактические приемы, которые используются участниками переговоров. При ответе на второй вопрос следует определить понятие «манипуляция». Важно отметить, что манипуляция предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, когда партнер по общению используется манипулятором для достижения своих личных целей. Укажите, в чем заключается коренное отличие манипуляции от императивного общения. Рассмотрите, каково восприятие партнера по общению в процессе манипуляции - как целостной личности или как носителя определенных важных для манипулятора качеств и свойств. Укажите, в чем заключается разрушительное для межличностного общения воздействие манипуляции. Ответ на третий вопрос должен содержать сравнительную характеристику видов общения, его типов и форм. Приведите конкретные примеры из деловой практики.
Вариант 19 1. Соотнесите такие виды общения, как монологическое (императивное, манипуляционное) и диалог. 2. Перечислите коммуникативные барьеры в управленческом общении. 3. Соотнесите признаки с их характеристиками: а) всякую деятельность; б) только игру; в) только учение; г) только труд. 1) внешняя и внутренняя активность, управляемая сознательно поставленной целью; 2) активность субъекта, направленная на усвоение способов выполнения действий; 3) активность, направленная на усвоение и применение понятий; 4) активность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения; 5) активность, направленная на получение результатов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать монологическое общение - императив как директивную форму воздействия на партнера. Укажите, в чем особенности этого общения, рассматривается ли партнер в этом случае как «страдательная», пассивная сторона. Ответьте, какова конечная цель императива. Рассмотрите, в какой форме осуществляется принуждение - в прямой или завуалированной. Объясните, насколько справедливо рассматривать императивное общение как неэффективное, в каких ситуациях императив допустим и единственно эффективен. Манипуляцию в управленческом общении следует рассматривать через анализ специфики этого вида. Отметьте, в чем различие императива и манипуляции. Охарактеризуйте отличительные черты и принципы построения диалога. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы адекватности восприятия информации, которая зависит во многом от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров. Охарактеризуйте такие барьеры, как: информационно-дефицитный, замещающе-искажающий, фонетического непонимания, стилистический, логический, диспозиционно-статусный и другие. Укажите, каковы последствия таких барьеров как ошибки слушания. Ответ на третий вопрос должен содержать конкретные примеры из деловой практики.
Тема 7. Конфликт в управленческой деятельности Вариант 20 1. Дайте определение понятия «конфликт» и рассмотрите виды конфликта. 2. Покажите, как с помощью сетки Томаса-Килмена можно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации. 3. Укажите, как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям: а) толерантность; б) плюрализм; в) консенсус; г) акцентуация. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос следует начать с характеристики самого понятия «конфликт» как столкновения противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанного с отрицательными эмоциями. Укажите, что является главным в этом определении. Проанализируйте известные вам виды конфликтов: внут-риличностные, межличностные, личность - группа, группа -группа, охарактеризуйте их. Наиболее подробно остановитесь на внутриличностных конфликтах (мотивационных, нравственных, ролевых, нереализованного желания, адаптационных, неадекватной самооценки). Ответ на второй вопрос предполагает подробное рассмотрение стратегий поведения в конфликте. Отметьте, какая стратегия поведения в конфликте наиболее характерна для вас. Ответ на третий вопрос является одновременно и ответом на вопрос, каковы правила конструктивного поведения в конфликте, можно ли выстроить корректное взаимодействие с партнером, исповедующим неверные представления по интересующему вас предмету.
Вариант 21 1. Назовите и охарактеризуйте стадии протекания конфликта. 2. Проанализируйте утверждение, что противоречия и парадоксы управления в большинстве случаев имеют психологические причины. Ответ проиллюстрируйте. 3. Соотнесите указанные понятия с их определениями: а) оппонент; б) объект конфликта; в) конфликтная ситуация; г) инцидент. 1) противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы; 2) практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса; 3) субъект, непосредственно вовлеченный в конфликт, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими; 4) предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно отметить, что, несмотря на многообразие конфликтов, они имеют, в целом, общие стадии протекания: формирование противоречий, превращение конфликта из потенциального в реальный, конфликтные действия, снятие конфликта, послеконфликтную ситуацию. Проиллюстрируйте эти этапы конкретными примерами из деловой практики. Изложение ответа на второй вопрос предполагает обращение к понятию «структура конфликта», так как пока существуют перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Назовите, что является объектом конфликта, его целью, поводом и причиной, кого можно назвать оппонентами. Ответ на третий вопрос является логическим продолжением второго, однако требует приведения конкретного примера, позволяющего действительно проанализировать названные элементы конфликта.
Вариант 22 1. Назовите и проанализируйте причины возникновения конфликта. 2. Охарактеризуйте основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации. 3. Укажите элементы, составляющие структуру конфликта: 1) организационная структура предприятия; 2) цели конфликта; 3) причина конфликта; 4) психологические особенности личности; 5) объект конфликтной ситуации; 6) оппоненты; 7) повод столкновения. Методические рекомендации Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия «конфликт» и назвать типы конфликтов. Далее важно указать, что процесс общения предполагает наличие таких факторов, как восприятие, эмоции, обмен информацией, что создает целый ряд предпосылок для возникновения конфликта в деловом общении. Охарактеризуйте наиболее часто встречающиеся, такие как несовпадение рассуждений, особенности восприятия, несбалансированное ролевое взаимодействие, субъективная предрасположенность к конфликту и другие. В ответе на второй вопрос важно не только перечислить существующие управленческие стили (сетка Томаса-Килмена), но и проанализировать стили поведения в конфликте руководителя, который обязан нести ответственность за сохранение конструктивных отношений в коллективе. Рассмотрение третьего вопроса предполагает ответ на тест и анализ названных понятий. Приведите конкретный пример конфликта, иллюстрирующий ваш ответ на тест.
Тема 8. Психологические особенности деятельности по выработке и исполнению управленческих решений Вариант 23 1. Назовите и охарактеризуйте стадии принятия управленческих решений. 2. Охарактеризуйте методы индивидуального и группового принятия решений. 3. Соотнесите способ принятия решения с приведенной ситуацией: а) коллективный; б) индивидуальный; 1) в условиях дефицита времени; 2) во избежание субъективизма; 3) для большей продуманности возможных последствий; 4) при наличии конфликтной ситуации; 5) при низкой квалификации сотрудников; 6) для снижения сопротивления несогласных. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно указать, что на всех стадиях управления принимаются управленческие решения. Решения принимаются при исполнении всех функций управления (планирования, организации, руководства, мотивации, контроля). Приведите конкретный пример управленческого решения и перечислите его стадии, начиная с формулировки проблемы и заканчивая контролем выполнения решения. Ответ на второй вопрос рекомендуется начать с определения понятия «управленческое решение». Охарактеризуйте типы руководителей, принимающих решение, от этого зависит выбор правильного метода принятия решения. Укажите, освобождается ли руководитель от ответственности при групповом принятии решения. Рассмотрите ситуации конструктивного выбора коллективных и индивидуальных методов принятия решения. (Можно использовать концепцию пяти стилей принятия решений В. Врума и Ф. Йеттона.) Ответ на третий вопрос является логичным продолжением ответа на второй вопрос. Следует проиллюстрировать выполнение теста конкретным примером из деловой практики.
Вариант 24 1. Перечислите виды управленческих решений. 2. Раскройте преимущества и недостатки коллективного метода принятия решения. 3. Укажите последовательность стадий процесса принятия решения: 1) рассмотрение вариантов решений; 2) принятие решения; 3) изучение проблемы; 4) анализ и контроль выполнения решения; 5) выработка и постановка цели (формулировка проблемы); 6) доведение решения до исполнителей; 7) выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений; 8) выбор и окончательное формулирование решения. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно начать с определения управленческого решения, которое определяется как выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Учтите, что управленческие решения можно классифицировать по различным признакам: по степени влияния на будущее организации, по масштабам, в соответствии с временным горизонтом, по продолжительности периода реализации, по функциональному назначению. Опишите и охарактеризуйте эти виды. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение понятий «управленческая деятельность» и «управленческое решение». Укажите, каковы принципиальные отличия коллективного и индивидуального принятия решения. Перечислите, какими преимуществами и какими недостатками обладает каждый из этих методов? Приведите примеры, иллюстрирующие ваши выводы. В ответе на третий вопрос надо не только определить последовательность стадий принятия управленческих решений, но и дать анализ содержания каждой из названных вами стадий.
Тема 9. Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях Вариант 25 1. Дайте определение понятия «стресс» и охарактеризуйте его виды. 2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом. 3. Соотнесите понятия и их определения: а) аффект; б) стресс; в) фрустрация; г) депрессия. 1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии; 2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности; 3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд; 4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно охарактеризовать понятие «стресс», указать, кто из исследователей впервые проанализировал это явление. Назовите и охарактеризуйте виды стресса. Ответьте, одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители, если нет, то чем это обусловлено. Укажите, чем различаются понятия «стресс» и «стрессор». Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса. Укажите, являются ли стрессы необходимым условием жизни людей. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы: поддается ли стресс управляющим воздействиям. Назовите способы его предупреждения. Проанализируйте, подвержены ли стрессу больше слабые люди, чем сильные; являются ли стрессорами высокие притязания; легко ли определить источники стресса. Ответ на третий вопрос должен содержать не только правильный выбор определений, но и подробный анализ перечисленных психологических понятий. Приведите конкретный пример из деловой практики.
Вариант 26 1. Изложите причины и рассмотрите источники стресса. 2. Дайте определение понятий «стресс» и «дистресс». 3. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются ложными: 1) стресс - это удел слабых людей; 2) я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы; 3) я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс; 4) все люди реагируют на стресс одинаково; 5) при стрессе, все, что нужно сделать - это прежде всего расслабиться; 6) важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом - это психотерапия. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно начать с определения понятия «стресс». Укажите, кто ввел в научный оборот этот термин и разработал концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Укажите, зависит ли стрессорный эффект от внешних воздействий, от типа специфических приспособительных ответов на них. Назовите фазы развития стресса. Опишите кратко физиологическую природу стресса. Ответ на второй вопрос предполагает соотнести категории «стресс» и «дистресс». Укажите, любая ли эмоциональная встряска является стрессором (источником стресса) и увеличивается ли при этом устойчивость организма. Изложите, чем вызвано появление дистресса. Приведите пример, иллюстрирующий ваши доводы. Ответ на третий вопрос должен заключаться не только в выборе верных положений в тесте, но и в анализе содержания выбранных вами утверждений.
Тема 10. Управленческо-психологическое консультирование Вариант 27 1. Рассмотрите сущность и задачи управленческого консультирования. 2. Изложите психологические проблемы управленцев и предпринимателей. 3. Укажите, какие групповые упражнения используются в процессе социально-психологического консультирования в организации: 1) групповая дискуссия; 2) ролевая игра; 3) мозговой штурм; 4) психодиагностические методики. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует отметить, каково содержание и задачи управленческого консультирования. Важно указать, что управленческое консультирование ориентировано на то, чтобы подчиненный или группа в целом достигали профессиональной компетентности самостоятельно, решая стоящие перед ними проблемы и добиваясь наибольшей реализации своих способностей. Объясните, влияет ли социально-психологическая компетентность руководителя на уровень управленческого консультирования. Укажите, должно ли управленческое консультирование быть направлено на достижение целей только в бизнесе или и в межличностных отношениях, здоровье, карьере, образовании. При ответе на второй вопрос важно указать, что психологические проблемы в управленческой деятельности обусловлены закономерностями властных иерархических отношений управления подчинения. Назовите и охарактеризуйте такие личностные деформации в профессиональной деятельности управленца, как: авторитарность, демонстративность, переоценка собственного опыта, профессиональная агрессия, социальное лицемерие, экономия сил, сверхконтроль. Проанализируйте, является ли профессиональная деформация обязательной составляющей профессионального опыта. Ответ на третий вопрос предполагает анализ понятия «управленческо-психологическое консультирование». Укажите, какие задачи решаются в рамках этого понятия и каковы его функции.
Вариант 28 1. Рассмотрите коучинг как вид управленческой деятельности. 2. Перечислите и изложите ключевые навыки в коучинге. 3.Соотнесите следующие виды коммуникативных барьеров в управленческом общении и их определения: а) семантический; б) логический; в) замещающе-искажающий; г) фонетическое непонимание; д) стилистический; 1) рассуждение коммуникатора либо слишком сложно, либо кажется реципиенту неверным; 2) разные диалекты, дефекты речи, неправильный грамматический строй; 3) различие в системах значений (тезаурусах) участников общения; 4) искажение информации при передаче через нескольких людей; 5) несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации (психологического состояния) общения. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно начать с определения понятия «коучинг» как процесса обучения и личностного развития другого человека, при котором основной акцент делается на том, чтобы своих целей обучаемый достигал самостоятельно. Укажите, на что, прежде всего, направлен коучинг. Ответьте на вопросы: является ли коучинг видом управленческой деятельности лишь в бизнесе; должен ли коуч быть специалистом в той области, в которой работает его клиент; в чем отличие коучинга-менеджмента от коучинга-консалтинга? При ответе на второй вопрос следует отметить, что к ключевым навыкам относятся такие как: слушание; активное слушание (резюмирование, перефразирование); коммуникативный цикл; задавание вопросов; обратная связь. Охарактеризуйте перечисленные навыки. Укажите, какова их роль в процессе управленческого консультирования. Ответ на третий вопрос предполагает не только прямой выбор в тестовых заданиях, но и характеристику названных видов коммуникативных барьеров. Приведите конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие последствия коммуникативных ошибок. | |