Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
01.11.2014, 11:30 | |
Структура контрольной работы должна состоять из: - плана; - краткого введения; - основной части; - заключения; - списка используемой литературы (Приложение 4). Текст работы может разбиваться на параграфы, в соответствии с пунктами плана. Во вступительной части (введении) необходимо кратко (не более 2-3 страниц текста) раскрыть актуальность и место темы среди других проблем курса; указать цели и задачи проводимого исследования; дать краткий обзор литературы. Основная часть должна соответствовать вопросам плана. При распределении количества страниц текста между материалом по различным пунктам плана необходимо стремиться к пропорциональности частей работы, последовательности перехода от одной из них к другой. Рассмотрение каждого вопроса целесообразно заканчивать краткими выводами, причем выводы предыдущего раздела или параграфа должны готовить читателя к восприятию следующего. Завершается контрольная работа небольшим (1-2 станицы) заключением, которое содержит общие выводы и практические рекомендации автора по исследуемой теме. Выбор темы производится по предлагаемой тематике контрольных работ – выбор темы зависит от первой буквы фамилии слушателя. Контрольная работа, написанная не по своей теме, не рецензируется. Задание по первому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы А. Задание по второму варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Б. Задание по третьему варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы В. Задание по четвертому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Г. Задание по пятому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Д. Задание по шестому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Е. Задание по седьмому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ж. Задание по восьмому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы З. Задание по девятому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы И. Задание по десятому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы К. Задание по одиннадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Л. Задание по двенадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы М. Задание по тринадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Н. Задание по четырнадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы О. Задание по пятнадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы П. Задание по шестнадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Р. Задание по семнадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы С. Задание по восемнадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Т. Задание по девятнадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы У. Задание по двадцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ф. Задание по двадцать первому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Х. Задание по двадцать второму варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ц. Задание по двадцать третьему варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ч. Задание по двадцать четвертому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ш. Задание по двадцать пятому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Щ. Задание по двадцать шестому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Э. Задание по двадцать седьмому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ю. Задание по двадцать восьмому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Я. Задание по двадцать девятому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Ё. Задание по тридцатому варианту выполняется слушателями, чьи фамилии начинаются на буквы Й.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема № 1. Психология общения Основные вопросы: 1. Общее понятие об общении. 2. Структура и функции общения. 3. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах: 1. В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиляй - может пропасть правда, - говори реже». 2. В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».
Тема № 2. Конфликты и пути их разрешения в общении. Основные вопросы: 1. Условия предупреждения конфликтов (объективные, организационно-управленческие и т.д.). 2. Технологии разрешения конфликтов. 3. Вспомните и опишите конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы: 1. По какой формуле шло развитие конфликта? 2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым? 3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта? 4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?
Тема № 3. Конфликты в общении. Основные вопросы: 1. Природа, функции и типы конфликтов. 2. Причины возникновения и динамика конфликтов. 3.В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Тема № 4. Социально-ролевое общение. Основные вопросы: 1. Социальная роль, ее сущность и характеристики. 2. Теория взаимодействия Э. Берна. 3. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему? 1) Иванов. Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась! Петров. Да, в их годы мы были поскромнее. 2) Преподаватель. Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число? Студент. Ах, да, забыл извлечь квадратный корень! 3) Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства? Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал. 4) Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные. Коршунов. Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу. 5) Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина! Петров. О, конечно-конечно, я просто не заметил: Задумался, знаете...Садитесь, пожалуйста.
Тема № 5. Межличностная перцепция Основные вопросы: 1. Общие закономерности процесса межличностного восприятия. 2. Условия и факторы, влияющие на точность и адекватность межличностного восприятия. 3. Проанализируйте отрывки представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия. «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой. «Крейцерова соната»). «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект»). «На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе - за политического заговорщика; в передней - за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»). «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (гласит древняя поговорка).
Тема № 6. Механизмы общения. Основные вопросы: 1. Основные составляющие эффективности общения. 2. Механизмы общения: идентификация, эмпатия, конгруэнтность, рефлексия и др. 3. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными». 2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.
Тема № 7. НЕВербальные средства общения Основные вопросы: 1. Невербальная коммуникация. Визуальный контакт и его роль в общении. 2. Значение межличностного пространства в общении. 3. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами. 1)....Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку. (И. А. Бунин) 2) Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого. (И. Ильф, Е. Петров) 3) [Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил: - А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе, хе, хе! (Ф. М. Достоевский)
Тема № 8. ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ В ОБЩЕНИИ Основные вопросы: 1. Основные характеристики чувств и эмоций. 2. Социальные эмоции: смущение, зависть, гнев, застенчивость, тревога, ревность. Способы управления эмоциями и чувствами. 3. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации? 1) 3. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. 2) Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так- так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, подперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».
Тема № 9. РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ Основные вопросы: 1. Темперамент и его физиологические основы 2. Психологическая характеристика типов темперамента. Учет типов темперамента в общении. 3. У подчиненного преобладают черты меланхолического типа темперамента. Сформулируйте рекомендации по особенностям общения руководителя с таким подчиненным.
Тема № 10. РОЛЬ ХАРАКТЕРА В ОБЩЕНИИ Основные вопросы: 1. Характер и его физиологические основы. Структура характера. 2. Типология характеров и их роль в общении. 3. У подчиненного ярко выражены черты педантичного типа характера, согласно классификации К. Леонгарда. Сформулируйте рекомендации по особенностям общения руководителя с таким подчиненным.
Тема № 11. Общение с собой как форма личностной самореализации. Основные вопросы: 1. Общение с собой как способ самопознания и самокоррекции. 2. Психологические механизмы саморегуляции. Ассертивность. 3. В транзактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку. Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подходу к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность у своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.
Тема 12. МОДА КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КОММУИНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ Основные вопросы: 1. Понятие, факторы и механизмы моды. 2. Социально-психологические механизмы моды. 3. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации? 1) Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, все обыскал - книги нет как не было! 2) Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...». Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.
Тема № 13. Межличностная коммуникация Основные вопросы: 1. Коммуникация как обмен информацией. 2. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. 3. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами. 1) Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха. (С. Цвейг). 2) Ты запрокидываешь голову — Затем, что ты гордец и враль... (М. Цветаева). 3) Полыхаев удивительно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании. (И. Ильф, Е. Петров).
Тема № 14. Общение как социально-психологическая проблема Основные вопросы: 1. Структура общения. 2.Содержание, формы и виды общения. 3. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?
Тема № 15. Деформации общения. Основные вопросы: 1. Понятие и сущность деформации общения. 2. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. 3. Проанализируйте отрывки, представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия. «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой. «Крейцерова соната»). «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект»).
Тема № 16. Значение обратной связи в процессе общения. Основные вопросы: 1. Роль обратной связи в общении. Критерии полезной обратной связи. 2. Различия между обратной связью и интерпретацией. 3. Проанализируйте отрывки, представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия. «На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе - за политического заговорщика; в передней - за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»). «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (гласит древняя поговорка).
Тема № 17. Виды общения. Основные вопросы: 1. Основания для выделения видов общения. Понятие субъект-субъектного и субъект-объектного общения. 2.Формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное общение. 3. Вспомните и опишите конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы: 1) По какой формуле шло развитие конфликта? 2) Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым? 3) Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта? 4) Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?
Тема № 18. Средства общения. Основные вопросы: 1. Вербальные и невербальные средства общения. 2. Факторы, определяющие эффективность общения. 3. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему? 1) Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку. Сидоров. Могу и вообще не выступать... 2) Жена. Сходи, погуляй с Джерри; Заодно зайдешь за хлебом. Муж. Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться? 3) Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово! Петров. Отлично! 4) Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид? Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает...Кто ты такой, чтобы всем указывать?! 5) Ковбой. Не хотите ли взглянуть на наши конюшни? Барышня. Ах, я с детства обожаю лошадок!
Основные вопросы: 1. Понятие о языке и речи. 2. Функции и виды речи. Речь как процесс взаимного воздействия и взаимовлияния людей. 3.Принятие позиции Ребенка, Взрослого или Родителя может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он: выражает себя по большей части не словами, а проявлениями чувств; похлопывает собеседника по плечу; кусает ногти; шмыгает носом; смотрит на собеседника открытым взглядом; поджимает губы; легко плачет, поднимает вверх указательный палец; сдержан; смущается; хмурит брови; хихикает; надувает губы; поднятием руки спрашивает разрешения что-либо сказать; часто вспыхивает от раздражения; вздрагивает от испуга; хнычет; внимателен; уверен в себе; цокает языком; строит глазки; пожимает плечами; ставит руки на бедра; скрещивает руки на груди; держит руки пирамидой вверх; потупляет взор; изображает на лице ужас; дразнит; восторгается; смеется; «ломает» руки; тяжко вздыхает; снисходительно кивает головой; криво усмехается. Аргументируйте свой ответ. Принятие позиции Ребенка, Взрослого или Родителя может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он: выражает себя по большей части не словами, а проявлениями чувств; похлопывает собеседника по плечу; кусает ногти; шмыгает носом; смотрит на собеседника открытым взглядом; поджимает губы; легко плачет, поднимает вверх указательный палец; сдержан; смущается; хмурит брови; хихикает; надувает губы; поднятием руки спрашивает разрешения что-либо сказать; часто вспыхивает от раздражения; вздрагивает от испуга; хнычет; внимателен; уверен в себе; цокает языком; строит глазки; пожимает плечами; ставит руки на бедра; скрещивает руки на груди; держит руки пирамидой вверх; потупляет взор; изображает на лице ужас; дразнит; восторгается; смеется; «ломает» руки; тяжко вздыхает; снисходительно кивает головой; криво усмехается. Аргументируйте свой ответ.
Тема № 20. Межличностное восприятие. Основные вопросы: 1. Факторы межличностного восприятия. 2. Ошибки восприятия. 3.Принятие позиции Ребенка, Взрослого или Родителя может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он: употребляет следующие слова и выражения: «хочу»; «на мой взгляд»; «никогда в жизни...»; «давай пойдем»; «запомни раз и на всегда!»; «что»; «где»; «самый (большой, высокий, лучший, самый-самый)»; превосходные степени сравнения; «только попробуй...», «не буду»; «заруби себе на носу!»; «сынок (варианты: милок, голубчик, деточка, мой дорогой)»; «сколько можно тебе повторять!?»; «какой бестолковый»; «мам, я пошел...»; «подумаешь, какой...»; «когда вырасту и стану большим...»; «ужасный»; «ну-ну»; «идиотский»; «чушь»; «почему»; «я полагаю»; «неверно»; «вероятно»; «возможно»; «когда»; «кто»; «как»; «по сравнению с...»; «справедливо»; «иначе говоря...»; «сколько»; «каким образом»; «неизвестно»; «действительно»; «правильно ли я понял, что,..». Аргументируйте свой ответ.
Тема № 21. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ Основные вопросы: 1. Понятие межличностной аттракции. 2. Внешние и внутренние факторы межличностной аттракции. 3. У подчиненного преобладают черты сангвистического типа темперамента. Сформулируйте рекомендации по особенностям общения руководителя с таким подчиненным.
Тема № 22. Стили общения. Основные вопросы: 1. Сущность и специфика коммуникативного процесса между людьми. 2. Стили общения (ритуальное общение, манипулятивное общение, гуманистическое общение). 3. Рассмотрите психологические особенности ведения дискуссии. Сделайте для себя памятку поведения во время дискуссии.
Тема № 23. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК Вербальные средства общения Основные вопросы: 1. Диалогическая речь. 2. Монологическая речь и ее особенности. 3. Напишите, от каких факторов зависят формирование позиции «Я-хороший, Ты-хороший».
Тема № 24. ЖЕСТЫ, МИМИКА, ПАНТОМИМИКА КАК НЕВербальные средства общения Основные вопросы: 1. Невербальные средства общения. 2. Жесты, мимика, пантомимика, походка, посадка в общении. 3. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами. 1) Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез. (Б. Пастернак) 2) Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь. (И. Ильф, Е. Петров) 3) Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш. (Л. Н. Толстой).
Тема № 25. Особенности межличностного восприятия. Основные вопросы: 1. Роль установки в восприятии. 2.Факторы превосходства, привлекательности, отношения к нам, стереотипизации. 3. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий. 1) Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении. 2) Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.
Тема № 26. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ Основные вопросы: 1. Авторитарный стиль общения, его преимущества и недостатки. 2. Соотношение лидерства, агрессии и власти при авторитарном стиле поведения 3. Прокомментируйте слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик или мал. Не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Тема № 27. РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Основные вопросы: 1. Становление личности человека как функция общения. 2. Влияние социализации ребенка на процесс общения. 3. Проанализируйте психологические особенности публичного выступления. Напишите памятку для курсанта, слушателя, студента, готовящегося к публичному выступлению.
Тема № 28. Влияние установок на процесс общения Основные вопросы: 1.Влияние потребностей на общение. 2. Соотношение потребностей и установок личности в общении. 3. Проанализируйте свои жесты. Всегда ли они совпадают с тем, что вы сообщаете вербально? От чего это зависит? Аргументируйте свой ответ.
Тема № 29. Развитие общения в онтогенезе. Основные вопросы 1. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни. 2. Взаимоотношение детей младшего школьного возраста. 3. Определите, к какому виду речи относится каждое высказывание, и докажите правильность всего предположения. 1) Грамматически бессвязанная форма речи. 2) Заранее планируемая и программируемая речь. 3) Речь, в которой отсутствует неязыковые средства коммуникации – жесты, мимика и др. 4) Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения. 5) Грамматические связи выражены наиболее полно. 6) Фрагментальная, отрывочная, грамматически бессвязнная речь. 7) Наиболее поддающаяся волевому контролю 8) Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.
Тема № 30. Вербальные средства общения Основные вопросы: 1. Диалогическая речь и монологическая речь. Их особенности. 2. Письменная речь и ее особенности. 3. Вспомните и опишите конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы: 1. По какой формуле шло развитие конфликта? 2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым? 3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта? 4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом? | |