Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
23.01.2018, 13:32 | |
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Возрастная психология ВАРИАНТ №1 Задание 1.Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития. 1. Противоречие между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни, местом в системе общественных отношений – движущая сила психического развития. 2. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства. 3. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы. 4. Влияние двух факторов (наследственности и внешней среды) предопределяет развитие психики. 5. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения. Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным? 1. Обучение идет за развитием. 2. Развитие идет параллельно с обучением. 3. Обучение «приспосабливается» к развитию. 4. Обучение косвенно влияет на развитие. 5. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие. Задание 3.Назовите теорию Л.С.Выготского. 1. Теория двух уровней развития психики. 2. Теория повышения теоретического уровня обучения и изучения программного материала быстрыми темпами. 3. Теория поэтапного развития психики. 4. Теория «перспективных линий» и проектирования нравственных качеств личности. 5. Теория алгоритмизации. Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности. 1. Предметно-манипулятивная. 2. Игровая. 3. Учебно-профессиональная. 4. Учение. 5. Общение интимно-личностное. Задание 5. Определите возрастной период по психическим новообразованиям. 1. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. 2. Речь, наглядно-действенное мышление. 3. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. 4. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. 5. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.
ВАРИАНТ №2 Задание 1.Определите верный ответ в вопросе о движущих силах развития. 1. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства. 2. Движущие силы психического развития личности – противоречия между изменяющимися в процессе деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. 3. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения. 4. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы. 5. Наследственность и внешняя среда есть движущие силы развития психики. Задание 2.Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным? 1. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие. 2. Обучение «приспосабливается» к развитию. 3. Обучение идет за развитием. 4. Обучение косвенно влияет на развитие. 5. Развитие идет параллельно с обучением. Задание 3.Укажите закон культурного развития Л.С.Выготского. 1. «Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы». 2. «Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития». 3. «Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операцинно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они формировались». 4. «…всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, второй раз как деятельность индивидуальная, как функция интерапсихическая». 5. Ребенок должен осуществить по отношению к орудиям (предметам) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности. 1. Общение в системе развернутой общественно полезной деятельности. 2. Предметно-манипулятивная. 3. Учебно-профессиональная. 4. Учение. 5. Игровая. Задание 5.Определите возрастной период по психическим новообразованиям. 1. Речь, наглядно-действенное мышление. 2. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. 3. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям. 4. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. 5. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
ВАРИАНТ №3 Задание 1. Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития. 1. Наследственность и внешняя среда есть движущие силы развития психики. 2. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы. 3. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения. 4. Движущие силы психического развития личности-противоречия между изменяющимися в процессе деятельности потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. 5. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства. Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным? 1. Развитие идет параллельно с обучением. 2. Обучение - основной фактор, ведущий за собой развитие. 3. Обучение «приспосабливается» к развитию. 4. Обучение косвенно влияет на развитие. 5. Обучение идет за развитием. Задание 3.Назовите теорию «присвоения» А.Н.Леонтьева. 1. «Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы». 2. «Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития». 3. «Переход от одной эпохи к другой, следующей, происходит при возникновении несоответствия между операцинно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они сформировались». 4. «…всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как функция интерапсихическая». 5. Ребенок должен осуществить по отношению к орудиям (предметам) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности. 1. Учебно-профессиональная. 2. Предметно-манипулятивная. 3. Учение. 4. Игровая. 5. Общение в системе развернутой общественно-полезной деятельности. Задание 5.Определите возрастной период по психическим новообразованиям. 1. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. 2. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. 3. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям. 4. Речь, наглядно-действенное мышление. 5. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
ВАРИАНТ №4 Задание 1. Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития. 1. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства. 2. Движущие силы психического развития личности – противоречия между изменяющимися в процессе деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. 3. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения. 4. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы. 5. Наследственность и внешняя среда есть движущие силы развития психики. Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным? 1. Развитие идет параллельно с обучением. 2. Обучение идет за развитием. 3. Обучение «приспосабливается» к развитию. 4. Обучение косвенно влияет на развитие. 5. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие. Задание 3.Назовите теорию «присвоения» А.Н.Леонтьева. 1. «Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально – волевой, потребностной сферы». 2. «Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития». 3. Ребенок должен осуществить по отношению к орудиям (предметам) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. 4. «…всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как функция интерапсихическая». 5. «Переход от одной эпохи к другой, следующей, происходит при возникновении несоответствия между операцинно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они формировались». Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности. 1. Предметно-манипулятивная. 2. Учение. 3. Игровая. 4. Учебно-профессиональная. 5. Общение в системе развернутой общественно-полезной деятельности. Задание 5. Определите возрастной период по психическим новообразованиям. 1. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. 2. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. 3. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям. 4. Речь, наглядно-действенное мышление. 5. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
ВАРИАНТ №5. Задание 1. Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития. 1. Влияние двух факторов (наследственности и внешней среды) предопределяет развитие психики. 2. Противоречие между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни, местом в системе общественных отношений – движущая сила психического развития. 3. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы. 4. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения. 5. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства. Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным? 1. Обучение косвенно влияет на развитие. 2. Обучение «приспосабливается» к развитию. 3. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие. 4. Развитие идет параллельно с обучением. 5. Обучение идет за развитием. Задание 3. Назовите теорию Л.С.Выготского. 1. Теория «перспективных линий» и проектирования нравственных качеств личности. 2. Теория алгоритмизации. 3. Теория повышения теоретического уровня обучения и изучения программного материала быстрыми темпами. 4. Теория поэтапного развития психики. 5. Теория двух уровней развития психики. Задание 4. Определите возрастной период по ведущему виду деятельности. 1. Общение в системе развернутой общественно-полезной деятельности. 2. Предметно-манипулятивная. 3. Учебно-профессиональная. 4. Учение. 5. Игровая. Задание 5. Определите возрастной период по психическим новообразованиям. 1. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. 2. Речь, наглядно-действенное мышление. 3. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. 4. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. 5. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ по теме «Методы возрастной психологии». Задание: Соотнесите перечисленные здесь понятия с приведенными ниже характеристиками. Обозначьте понятие соответствующим номером, лишнее исключите. Понятия: Генетический метод, лонгитюдный метод, интерпритационный метод, проективный метод, эмпирический метод, биографический, сравнительный. Определения: 1. … Метод разрабатывается параллельно со сравнительным. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. 2. …Метод, направленный на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим. Позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. 3. …Метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для измерения индивидуальных различий. 4. …Метод соотносит результаты исследования с определенными фазами, стадиями, критическими моментами развития психических новообразований, т. е. устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития. 5. … Метод, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе метода лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями, антипатиями и безразличием. 6. …Важной стороной метода является глубокая мотивированность поведения испытуемого по поводу значимого объекта. Метод позволяет выявить мотивы межличностных выборов, вместе с тем мера предпочтительности субъекта определяется здесь косвенно, через интерес субъекта по поводу значимого объекта. 7. …Группу методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке, давать толкования неопределенных очертаний, нарисовать человека, дерево т. п. 8. … Метод описывает и изучает конкретные явления психической жизни. Основная задача – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. 9. …Функция метода сводится к сбору и анализу сведений о жизненном пути личности, переживаниях, отношениях, изменениях взглядов, чертах характера и т. д.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (тест самоконтроля) Из предложенных ниже вариантов ответов укажите только один верный/неверный. 1. Для воспитания правильного поведения детей взрослый должен проявить: 1. Авторитет; 2. Твердые требования; 3. Педагогический такт; 4. Систематический контроль.
2. При общении с детьми приоритетные затруднения студентов педагогических вузов заключается в следующем: 1. Отсутствие знаний по возрастной психологии и педагогике; 2. Неспособность в проведении анализа и оценки поведения детей; 3. Затруднения интерпретации реальной ситуации; 4. Трудности в принятии адекватного решения.
3. Изучение возрастной психологии студентами педвуза способствует формированию: 1. Педагогического мышления; 2. Воображения и сообразительности; 3. Остроумия; 4. Повышения уровня самооценки;
4. Ребенок 6 лет нагрубил воспитателю, оторвавшему его от игры. Исключите неверную причину грубости ребенка. 1. Досада из-за неоконченной игры; 2. Перевозбуждение игравшего ребенка; 3. Неконтролируемая агрессивность; 4. Нарушение состояния здоровья.
5. Укажите деятельность воспитателя, способствовавшего развитию любознательности детей: 1. Жесткий контроль поведения; 2. Отсутствие поощрения; 3. Требования постоянного послушания; 4. Сопереживание ситуации.
6. Прогнозировать поведение детей позволяет все, кроме одного: 1. Жизненный опыт воспитателя; 2. Игнорирование научного подхода воспитания; 3. Учет возрастного развития детей; 4. Контроль поведения, система наказаний и поощрений.
7. Из предложенных вариантов укажите наиболее внимательного ученика: 1. Тот, который не отвлекается на разговоры; 2. Тот, кто, отвечая на уроках, одновременно замечает все, что делается вокруг; 3. Тот, кто на предъявленном пособии мгновенно замечает много деталей; 4. Тот, который не отвлекается на постоянные шумы.
8. Укажите метод, наиболее часто используемый для изучения психики детей дошкольного возраста: 1. Беседа; 2. Наблюдение; 3. Интервью; 4. Эксперимент.
9. Наиболее существенным недостатком наблюдения является: 1. Большая затрата времени; 2. Невозможность повторения; 3. Субъективизм; 4. Невозможность установления точной причины.
10. Выделите неконтролируемые симптомы при приведении наблюдения: 1. Движения, действия, поступки; 2. Высказывания, речь; 3. Мимика и пантомимика; 4. Вегетативные реакции.
11. При проведении наблюдения ошибочными являются следующие требования: 1. Четкая формулировка цели; 2. Составление плана и условий его выполнения; 3. Разъяснение ребенку истинных целей наблюдения; 4. Систематичность проведения наблюдения.
12. Среди достоинств метода наблюдения исключите несоответствующее: 1. Активное включение наблюдателя; 2. Доступность; 3. Дешевизна средств для выполнения; 4. Естественность протекания психических феноменов.
13. Недостатками метода наблюдения являются следующие, кроме одного: 1. Пассивность наблюдателя; 2. Трудность воспроизведения; 3. Возможность субъективизма; 4. Легкость статистической обработки.
14. Укажите вид эксперимента, необходимый в начале и конце исследования: 1. Воспитывающий; 2. Констатирующий; 3. Формирующий; 4. Обучающий.
15. Укажите виды тестов, чаще других, используемые в сфере спорта: 1. Интеллектуальные; 2. Личностные; 3. Специальных способностей; 4. Когнитивные.
16. Выделите метод, который реже других применяется в возрастной психологии: 1. Анкетирование; 2. Близнецовый; 3. Проективный; 4. Биографический.
17. Методологические подходы возрастной психологии обычно реализуются посредством следующих методов, кроме одного: 1. Поперечные срезы; 2. Лонгитюдный; 3. Комплексный; 4. Социометрия.
18. Исключите неверное суждение в понятии термина «гипотеза»: 1. Она определяет направление поиска; 2. Она бывает общая и частная; 3. Она требует обязательного подтверждения выдвинутого предположения; 4. Если она отвергается, то исследователь меняет направление поиска.
19. Исключите качества, которые невозможно определить с помощью стандартизированных тестов: 1. Классифицирование детей по психофизиологическим признакам; 2. Индивидуальные особенности детей и подростков; 3. Уровень достижений в спорте, учебе и др. областях; 4. Уровень умственного развития.
20. По рисункам детей и подростков можно судить о ряде показателей, кроме одного из них: 1. Микроклимат в семье; 2. Настроение; 3. Психическое состояние; 4. Уровень сознательности.
21. Зона ближайшего развития включает следующие суждения, кроме одного: 1. Объясняет связь обучения и психического развития ребенка; 2. Это открытие Л.С.Выготского; 3. Определяется возможностями ребенка, которые он может реализовать сам в настоящий период; 4. Это возможности, которые ребенок может реализовать с помощью взрослого.
22. Уровень актуального развития включает следующие постулаты, кроме одного: 1. Он включает наличные особенности психических функций; 2. Это достижение ребенка/подростка к моменту обучения; 3. Необходима непосредственная помощь взрослого для его выявления; 4. Это достижения учащегося, которые сложились на сегодняшний день.
23. Укажите ведущие критерии возрастного развития младших школьников: 1. Психологические; 2. Педагогические; 3. Физические; 4. Социальные.
24. Укажите, на чье поведение и суждение ориентируется чаще всего младший школьник: 1. Родителей; 2. Учителей; 3. Сверстников; 4. Киногероев.
25. Укажите, что руководит движением руки младшего школьника и обеспечивает основной успех: 1. Зрительный образ; 2. Слуховой образ; 3. Тактильное чувство; 4. Мышечная память.
26. Укажите ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте: 1. Предметно-манипулятивная деятельность; 2. Непосредственно-эмоциональное общение; 3. Сюжетно-ролевая игра; 4. Учение.
27. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь: 1. Игровой деятельностью; 2. Деятельностью в сфере бытового труда; 3. Учением; 4. Деятельностью в сфере производственного труда.
28. Укажите ведущий психический познавательный процесс, от которого в наибольшей зависимости находится успешность обучения младшего школьника: 1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Речь.
29. Укажите главный показатель психологической готовности ребенка к школьному обучению: 1. Умение писать, читать тексты; 2. Самостоятельность в умственной деятельности; 3. Желание ходить в школу; 4. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.
30. Укажите качество, формирующееся у младших школьников, благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя: 1. Завышенная самооценка; 2. Низкий уровень притязаний; 3. Психологическая защищенность; 4. Высокий уровень притязаний.
31. Укажите возрастные границы подросткового возраста: 1. 16-18 лет; 2. 12-14 лет; 3. 12-15/16 лет; 4. 15/16-18/24 г.
32. Исключите неправильное утверждение в понятии «критерии взросления»: 1. Физическое и половое созревание; 2. Гармоничное физическое и половое развитие; 3. Адаптация к пубертатным изменениям; 4. Приобретение всеобщих прав и обязанностей в обществе.
33. Исключите неверный ответ в определении характерных новообразований подросткового периода: 1. Чувство взрослости; 2. Логическое и абстрактное мышление; 3. Развитие самосознания и самооценки; 4. Отсутствие формирования ценностных ориентаций и Я-концепции.
34. Исключите неверный ответ в понятии идентичности: 1. Сознание тождественности самой себе и ощущение непризнания этого со стороны других; 2. Идентичность может быть приписная; 3. Приобретенная собственными усилиями; 4. Заимствованная идентичность.
35. Выделите ведущий вид деятельности в подростковом возрасте: 1. Аффективная возбудимость; 2. Интимно-личностное общение со сверстниками; 3. Учебная деятельность; 4. Профессиональная ориентация.
36. Укажите в юношеском возрасте социально опасный тип эмоционального реагирования: 1. Эмоциональная неустойчивость; 2. Аутоагрессивность (нападение); 3. Уход в себя (отступление); 4. Идеализм с идеологической окраской.
37. Опасным для возраста в период взросления является один из типов полоролевого поведения: 1. Рост интереса к другому полу; 2. Состязания и поединки у мальчиков; 3. Промискуитет; 4. Ролевые конфликты.
38. Гендерные различия в середине жизни имеют признаки (кроме одного): 1. Устойчивые половые различия; 2. Отсутствие возрастных кризисов у женщин; 3. Чувство неудовлетворенности профессиональной карьеры у мужчин; 4. Переоценка основных жизненных ценностей.
39. В возрасте 30-35 лет отмечается оптимальное развитие ряда психических процессов (кроме одного): 1. Динамичность возбуждения; 2. Объем восприятия; 3. Избирательность и устойчивость внимания; 4. Показатели интеллекта.
40. Выделите жизненную фазу по периодизации Б.Г.Ананьева, в которой наблюдается кризис середины жизни: 1. Фаза профессионального становления, образования семьи; 2. Фаза личностной стабилизации, накопления материальных средств; 3. Фаза реалистичной самооценки, профессионального мастерства; 4. Фаза наставничества, подготовка к пенсионному периоду.
41. Исключите неверное суждение в понятии «гетерогенез»: 1. Период старения начинается с климактерия. 2. Возрастной интервал 48/55 лет у женщин- 50/74 г. у мужчин. 3. В период менопаузы у женщин отмечается нервозность, усталость; 4. В конце геронтогенеза устанавливается так называемое бесполое равновесие.
42. К естественным факторам старения относят следующие (кроме одного): 1. Наследственные; 2. Биологические; 3. Социальные; 4. Патологические.
43. Укажите наиболее частую причину смерти россиян в возрасте 60-70 лет: 1. Инфаркт миокарда; 2. Онкология; 3. Травматизм; 4. Смерть от старости.
44. Выделите наиболее психотравмирующий фактор у старых людей: 1. Выход на пенсию; 2. Смерть супруга; 3. Неприятие настоящего; 4. Убогое существование.
45. Наиболее адаптивным является следующий тип старения: 1. Защитный; 2. Агрессивно-активный; 3. Конструктивный; 4. Пассивный (аутоагрессивный).
46. Укажите приспособительный процесс к жизни в старческом возрасте: 1. Снижение потенциальных возможностей механизмов регуляции; 2. Гетерохронность; 3. Гетеротопность; 4. Витаукт.
47. Международная классификация возрастных групп старения включает следующие периоды (кроме одного): 1. Пожилой возраст у женщин 55-74 г. 2. Старческий возраст у мужчин и женщин 75-90 лет; 3. Возраст старше 90 лет независимо от гендерной принадлежности; 4. Пожилой возраст у мужчин 60-74 года.
48. Факторы долголетия по Б.Г.Ананьеву следующие (кроме одного): 1. Наследственность; 2. Питание и образ жизни; 3. Профессия; 4. Снижение активной деятельности.
49. Признаки психического старения следующие (кроме одного): 1. Снижение восприятия, внимания, памяти; 2. Яркие положительные эмоции; 3. Многочисленные страхи; 4. Заострение акцентуаций характера.
50. Исключите заболевание нехарактерное для патологической старости: 1. Шизофрения; 2. Сенильная деменция; 3. Болезнь Альцгеймера; 4. Старческие психозы.
ТЕСТ КОНТРОЛЯ: СЛОВАРНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ №1 ЗАДАНИЕ 1.Ведущая деятельность: А) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности; Б) Деятельность, с которой на данном этапе система онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований ведет к развитию психики; В) Термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); Г) Перенос на психическое развитие ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом; Д) Приобретение определенных психических качеств на определенном этапе развития. Задание 2. Возраст: А) Форма деятельности в условных ситуациях направленной на воссоздание и основание общественного опыта; Б) Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях; В) Определенная своеобразная ступень онтогенетического развития, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания; Г) Оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов в определенном возрастном периоде; Д) Следование какому-либо примеру, образцу. Задание 3. Психологические новообразования: А) Основной процесс развития психики; Б) Процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение детства; В) Приобретение видового опыта, общественно-исторического опыта предшествующих поколений; Г) Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза; Д) Приобретение определенных психических качеств на определенном этапе развития. Задание 4. Рекапитуляция: А) Краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенеза (исторического развития); Б) Комплекс действий, через который совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое сообщество; В) Распространение нервных процессов от места их возникновения в коре головного мозга на соседние участки; Г) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей присущих детскому возрасту; Д) Дети, обнаруживающие общую или социальную одаренность (ускоренный темп умственного развития). Задание 5. Возрастные кризисы: А) Раздел возрастной психологии, решающий проблему создания условий для полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте; Б) Изначальное эмоционально-смысловое единство матери и ребенка, исходный пункт его сознания и личности; В) Особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; Г) Образование прочных систем и свойств; Д) Факторы, формирующие психическую жизнь человека
ВАРИАНТ №2 Задания 1. Развитие - это А) Приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности; Б) Изменение видовых свойств врожденного поведения, передающихся путем наследственности; В) Становление личности через обучение, просвещение и управление жизнедеятельностью; Г) Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных, структурных преобразованиях; Д) Систематическое изменение одного фактора внутри одной системы. Задания 2. Социализация - это А) Формирование основных структур психики индивида в течение его детства; Б) Процесс накопления и усвоения психикой социального опыта; В) Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, необходимого для нормальной человеческой жизни; Г) Воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей, способов поведения; Д) Процесс вхождения индивида в социальную среду. Задание 3. Социальная ситуация развития - это А) Конкретно-исторические условия, в которых протекает развитие психики; Б) Специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития; В) Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности; Г) Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его создания и личности; Д) Определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Задание 4. Ведущий тип деятельности - это А) Деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований; Б) Расхождение в уровне трудности решения задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого; В) Комплекс действий, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит приобретение им особых знаний, функций или полномочий; Г) Деятельность, строго закрепленная за определенным возрастом; Д) Деятельность по передаче новым поколением общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к жизни в обществе. Задание 5. Сензитивность - это А) Синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери и его ранней институализации; Б) Нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка; В) Условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому; Г) Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого; Д) Присущий определенному возрастному периоду ребенка оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов.
ВАРИАНТ №3 Задание 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний: А) Рефлексия; Б) Раздражимость; В) Темперамент; Г) Рецептор; Д) Индивидуальность. Задание 2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости: А) Возрастные особенности; Б) Психическое состояние; В) Возрастная психология; Г) Ведущая деятельность; Д) Деятельность. Задание 3. Начальный период онтогенеза от рождения до подросткового возраста: А) Юность; Б) Детство; В) Психический симбиоз; Г) Детская субкультура; Д) Воспитание. Задание 4. Чье положение о зоне ближайшего развития легло в основу этой концепции: «Обучение, создавая зону ближайшего развития «ведет» за собой развитие»: А) Давыдов; Б) Эльконин; В) Ананьев; Г) Леонтьев; Д) Выготский. Задание 5. Инфантилизм личностный: А) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту; Б) Защитный механизм, имеющий две различные формы проявления; В) Сильное и относительно кратковременное, эмоциональное состояние; Г) Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; Д) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
ВАРИАНТ №4 Задание 1. «Перенос на психическое развитие ребенка соотношения между индивидуальным развитием организма и историческим развитием организмов». А) Филогенез; Б) Онтогенез; В) Биогенетический закон; Г) Рекапитуляция; Д) Социализация. Задание 2. «Ускорение соматического развития и физического созревания детей и подростков…» А) Зона актуального развития; Б) Кризисы возрастные; В) Инфантилизм личностный; Г) Зона ближайшего развития; Д) Акселерация. Задание 3. «Комплекс действий, посредствам которых совершается и формально закрепляется смена социального индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний…» А) Инициация; Б) Ведущий тип деятельности; В) Воспитание; Г) Комплекс оживления; Д) Подражание. Задание 4. «Нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка» А) Сензитивность возрастная; Б) Психологический симбиоз; В) Синкретизм; Г) Центрация; Д) Детская субкультура. Задание 5. «Неспособность индивида, сосредоточась на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации…» А) Децентризм; Б) Эгоцентризм; В) Юность; Г) Одаренные дети; Д) Развитие психики.
ВАРИАНТ №5 Задание 1. «Заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества». А) Зрелость; Б) Старость; В) Игра; Г) Подростковый возраст; Д) Юность. Задание 2. «… присуще определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов». А) Сензитивность возрастная; Б) Развитие психики; В) Психические новообразования; Г) Возраст; Д) Рекапитуляция. Задание 3. «…процесс развития индивидуального организма и формирование основных структур психики индивида в течение его жизни». А) Онтогенез; Б) Филогенез; В) «Комплекс оживления»; Г) Воспитание; Д) Биогенетический закон. Задание 4. «…нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка». А) Кризисы возрастные; Б) Синкретизм; В) Психологический симбиоз; Г) Детская субкультура; Д) Детство. Задание 5. «… специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми». А) Социальная ситуация развития; Б) Ведущий тип деятельности; В) Социализация; Г) Психические новообразования; Д) Игра.
ВАРИАНТ №6. Задание 1. Нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка: А) Синкретизм; Б) Сензитивность возрастная; В) Филогенез; Г) Психологический симбиоз; Д) Инициация. Задание 2. Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту: А) Инфантилизм личностный; Б) Эгоцентризм; В) Рекапитуляция; Г) Подражание; Д) Кризисы возрастные. Задание 3. Ускорение соматического развития и физиологических созреваний детей и подростков: А) Комплекс оживления; Б) Акселерация; В) Зона ближайшего развития; Г) Центрация; Д) Танатология. Задание 4. Отрасль психологической науки, изучающая в сравнении с психикой здорового взрослого человека психологических людей разного возраста: А) Ювентология; Б) Онтогенез; В) Возрастная психология; Г) Акмеология; Д) Геронтопсихология. Задание 5. Конкретная, относительно ограниченная во времени, ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей: А) Социальная ситуация развития; Б) Ведущий тип деятельности; В) Психологическое новообразование; Г) Возраст; Д) Уровень актуального развития.
ВАРИАНТ №7. Задание 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний: А) Рефлексия; Б) Раздражимость; В) Темперамент; Г) Рецептор; Д) Индивидуальность. Задание 2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости: А) Возрастные особенности; Б) Психическое состояние; В) Возрастная психология; Г) Ведущая деятельность; Д) Деятельность. Задание 3. Начальный период онтогенеза от рождения до подросткового возраста: А) Юность; Б) Детство; В) Психический симбиоз; Г) Детская субкультура; Д) Воспитание. Задание 4. Чье положение о зоне ближайшего развития легло в основу этой концепции «Обучение, создавая зону ближайшего развития «ведет» за собой развитие: А) Давыдов; Б) Эльконин; В) Ананьев; Г) Леонтьев; Д) Выготский. Задание 5. Инфантилизм личностный: А) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту; Б) Защитный механизм, имеющий две различные формы проявления; В) Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние; Г) Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; Д) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Закономерности психического развития. Развитие психики в онтогенезе. Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях. 1. Периодизация детского познавательного и личностного развития. 2. Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития. 3. Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития. Новорожденность. Младенчество. Раннее детство. 1. Развитие двигательной активности ребенка в течение первого года жизни. 2. Этапы становления речи у младенца. 3. Основные личностные новообразования младенческого возраста. 4. Формирование речи у ребенка от года до трех лет. 5. Развитие мышления у ребенка в раннем возрасте. Дошкольник. Психологическая готовность к школе. 1. Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте. 2. Факторы, влияющие на формирование базовых качеств личности в дошкольном возрасте. Психология младшего школьника. 1. Индивидуальные различия в адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста. 2. Характеристика учебной деятельности и общения младших школьников. 3. Требования, предъявляемые к детям на начальном этапе обучения в школе и их психологическое обоснование. 4. Достижения в психологическом и поведенческом развитии детей в течение обучения в начальной школе. Психология подростка. 1. Основные изменения познавательных процессов, характерные для подросткового и раннего юношеского возраста. 2. Формирование волевых качеств личности у подростков. 3. Акцентуация характера в подростковом возрасте. Психологические особенности юношеского возраста. 1. Общая характеристика личности старшеклассника. 2. Личностное самоопределение в ранней юности. Динамика взросления: от детства к взрослости. 1. Значение детства для развития ребенка как личности. 2. Основные социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка. | |